План конспект вода на земле 5 класс

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 1337 0

Вода на Земле

Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте Воды в природе.

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами,

делать обобщения и выводы.

Воспитательные:

способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,

способствовать развитию коммуникативных умений;

развивать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты.

Личностные:осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные:знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная .

Оборудование для учителя:

компьютер, интерактивная доска, проектор;

физическая карта полушарий;

глобус, вода в стакане.

Оборудование для учеников: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждого ученика; учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин/, 2012; оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан, две бутылки с питьевой водой по 0,5л, кусочек сахара-рафинада, столовые ложки, тарелки.

Используемая методическая литература:

Поурочные разработки по географии Никитина Н.А.

Уроки географии с применением информационных технологий. Долгорукова С.В. Кугут И.А.

Предмет исследования: вода – источник жизни.

Краткое описание: Учащиеся знакомятся и изучают свойства воды, объясняют процесс круговорота воды на Земле; называют и показывают части гидросферы на карте; прогнозируют изменения в составе гидросферы под влиянием человека.

1. Мобилизующий этап.

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии.

2.Начнём мы наше занятие с повторения прошлой темы урока:

Соотнесите понятие определениям на слайде:

Ответьте на вопросы что на Земле самое-самое?

Самый большой материк? (Евразия)

Самое глубокое озеро мира? (Байкал)

Самая полноводная река мира? (Амазонка)

Самая длинная река Африки? (Нил)

Самый большой остров в мире? (Гренландия)

Самый маленький материк? (Австралия)

Самый высокий водопад мира? (Анхель)

Самая высокие горы (Гималаи. Эверест)

Самая длинная горная цепь на поверхности Земли (Анды)

Самый холодный материк земли (Антарктида)

Распределите географические объекты по материкам

На парту выдаются атласы и конверт с разрезанными листочками бумаги на которых написаны названия географических объектов. Задача: не ошибиться адресом.

За каждый правильный ответ - 1 балл, время работы - 3 минуты.

2. Объяснение нового материала

– Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде на Земле. Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ.

Откройтететрадь, запишите, пожалуйста, в тетради число, тему урока.

Как Вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня ответить, исходя из темы урока?

Сегодня на уроке мы должны:

Научиться по памяти давать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды.

Уметь описывать мировой круговорот воды, называя процессы и оболочки Земли.

Приводить примеры значения воды для жизни на Земле и для человека

Мы встречаемся с водой каждый день. Для чего нам нужна вода? ( Ответы детей.)
Посмотрите, ребята, как много нам всем нужно воды!

Проблемный вопрос урока

А много ли воды на нашей планете? (Поднимите руку, кто считает – Мало, опустите, а теперь – кто считает – Много. И Вы – правы!)

Площадь всех океанов и морей составляет 71 % поверхности Земли. На долю суши приходится 29%.

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса.Из космоса наша земля кажется голубой. Этой краски больше всего и на глобусе, и на карте. Это так, потому что значительную часть поверхности планеты занимают водные пространства. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.

3. Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний.

Проблемный вопрос урока

Воды много, но Хватит ли её всем? (выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течение урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все – при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб всеее тайны открылись нам в миг (С. Олегова)

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Но, Какие сведения о воде Вам уже известны?

Что мы знаем о воде? Давайте вспомним основные свойства воды. (На партах стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)

Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. Подведём итог: вода какая?

Закрепляем,читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Вы близки к ответу. Мыпротираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом.(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)

Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это водав жидком состоянии

Туман, пар, облако – это водав парообразном состоянии

Снег, град, иней, лёд – это водав твёрдом состоянии

Вода обладает и другими уникальными свойствами (мультик)

Каково же значение воды?

Минутка отдыха

Звучит музыка, слышны звуки падающей воды.

Закройте глаза. Я вам буду рисовать словесные картины, а вы будете услышанное представлять. Приняли комфортное положение, расслабились.

Вы сидите на берегу моря и слышите звуки моря. Это волны поднимаются к вашим ногам. Где - то вдалеке прошёл человек, под его ногами шуршит галька. Совсем близко над вами пролетела чайка. Вдоль берега проплывает пароход, слышен гудок с парохода.

И вдруг выглянуло солнышко, протяните руки вперёд, оно осветило каждый ваш пальчик, личико. Вам приятно, вы расслаблены.

И солнце внутри у каждого из вас. Вы думаете о чём - то приятном, хорошем.

А теперь приступаем к работе.

Кто из Вас знает, как называется водная оболочка Земли?

Гидросфера – это водная оболочка Земли. (запись в тетрадь).

Она состоит из трёх частей. Каких? (Самост. работа с учебником параграф 23, пункт 1).

Составьте схему в тетради в тетради.

Проверим, справились ли вы с заданием – вод Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере.

Основную часть гидросферы составляет Мировой океан.

Он подразделяется на 4 океана.

Покажите их на карте в порядке убывания их площади. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Некоторые исследователи выделяют пятый океан – Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято.

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе)

Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь – Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.

В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!

Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан – атмосфера – суша – океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесскруговорота воды в природе.

Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

IV. Закрепление нового материала.

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям планеты? (Да)

Проблемный вопрос:

На планете Земля – 71% воды, суши – 29%. Но во многих городах мира, России, в том числе и в Алапаевске множество магазинов в которых продают питьевую воду. Почему?

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока

(Загрязнение воды)

Выступление учащихся:О качестве воды и её влиянии на здоровье человека мы узнаем из презентации, подготовленной Миленой и Леной. Давайте послушаем их.

(Во время работы использовали такие методы исследования: – анализ; – наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; – сравнение; – обобщение.)

Спасибо за информацию. И мы подводим итог урока.

V. Рефлексия.

Что нового Вы сегодня узнали? Что понравилось на уроке?

Выводы:В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, познакомились с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научились бережно относиться к воде и экономить ее.

Проверим ваши знания, ответьте на ряд вопросов теста.

На своих листах Вы ставите № вопроса и букву ответа.

Поставьте себе отметку, на которую Вы (думаете) ответили.

Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь листами с соседом по парте. Пусть Ваш одноклассник выставит Вам отметку согласно критериям оценивания. Сверяйтесь с правильными ответами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План урока.doc

Вода на земле.

Цель урока : Углубление знаний о понятии гидросфера, роли гидросферы в природе.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Развивающие . Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании состава гидросферы, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.

Воспитательные . Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, содействовать формированию коммуникативных навыков при работе в парах; способствовать формированию экологического мышления у учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределение – система заданий, ориентирующая учащихся определить, какие знания по заданной теме известны, а какие нет. Формирование основ экологической культуры. Осознание взаимосвязи явлений и процессов в Мировом круговороте воды в природе.

Ø знать значение воды в природе;

Ø знать состав гидросферы;

Ø умение называть и показывать по карте части гидросферы (океаны, внутренние воды);

Ø знать три состояния воды;

Ø умение приводить примеры перехода воды из одного состояния в другое;

Ø определить условия перехода воды из одного состояния в другое;

Ø объяснять процесс Мирового круговорота воды и его роль в природе.

1) Познавательные : поиск и выделение необходимой информации в учебнике, картах атласа; работа с текстом: поиск нужной информации в тексте; постройка логической цепи рассуждений (Мировой круговорот воды в природе).

2) Регулятивные : направлены на формирование контрольно – оценочной деятельности: планировать свою деятельность (в начале урока), оценивать результаты своей деятельности; анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

3) Коммуникативные : умение объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать свой ответ; умение организовывать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах, группах).

Тип урока : урок изучения нового материала.

Необходимое техническое оборудование : ПК, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы : учебник по географии 5 класс, атлас по географии, настенная физическая карта полушарий.

1.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга, взаимосвязанных, взаимопроникающих геосфер или земных оболочек.

Вспомним оболочки Земли! (вопрос к классу)

Литосфера Гидросфера Атмосфера Биосфера

Какую из них вы изучили?

Сегодня будем изучать другую оболочку Земли – гидросферу.

Как вы думаете, что обозначает слово гидросфера?

Для ответа на этот вопрос, давайте посмотрим на экран.

Таким образом, гидросфера – это водная оболочка Земли.

А теперь давайте определим с вами цели и задачи урока:

познакомиться с водной оболочкой Земли;

узнать части водной оболочки;

изучить свойства воды;

познакомиться с сущностью круговорота воды в природе;

выявить роль воды для человека и планеты в целом.

3. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите на карту полушарий и скажите, много ли воды на земле?

Вода покрывает более 71% поверхности Земли. Поэтому иногда говорят, что нашу планету правильнее было бы назвать не Землей, а Океаном!

Посмотрите! Такой видят космонавты Землю из космоса. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты.

А как вы думаете, хватит ли воды всем жителям на Земле?

Давайте к концу урока и ответим на этот вопрос.

4. Усвоение новых знаний.

А сейчас вспомним уже известные нам свойства воды:

2. Не имеет запаха

4. Не имеет вкуса

6. Обладает текучестью.

Молодцы! Подведем итог:

Закрепляем, читаем вместе (Прозрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью.)

Вы близки к ответу. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут, и доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей). Вода с неё испарилась, то есть превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии. А если ведро воды вынести зимой на мороз, что произойдёт? – вода замёрзнет, превратится в лёд! Лёд и снег – это замёрзшая вода.

Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, газообразном и твёрдом. При какой температуре вода превращается в лед? А при какой в пар? Заполните схему №2 в рабочей тетради.

А теперь давайте проверим примеры (закрепляем):

— Ливень, дождь, капелька, ручеёк, роса – это вода

в жидком состоянии

— Туман, пар, облако – это вода

в парообразном состоянии

— Снег, град, иней, лёд – это вода

в твёрдом состоянии

Гидросфера состоит из трёх частей. Каких? На этот вопрос вы найдете ответ в параграфе. Работайте в парах. Один читает 2 пункт, а сосед 3 пункт параграфа и вместе заполняем схему №3в тетради. (Работа с учебником параграф 23, пункт 2, 3 ).

Проверим, справились ли вы с заданием – воды Мирового океана; вод суши и воды, содержащейся в атмосфере. Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. На сколько океанов он подразделяется? (на 4 океана). Покажите их друг другу на карте в порядке убывания их площади и запишите в схеме №5 в тетради. (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)

Некоторые исследователи выделяют пятый океан – Южный. В него включают воды южного полушария Земли между Антарктидой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии. Однако выделение Южного океана не общепринято. В России он не выделяется.

Минутка отдыха

Физкультминутка

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь плечами крутим —

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим.

Достаём руками пол.

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

Хоть приятно разминаться,

Вновь пора нам заниматься.

Учитель. Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Мы продолжим наш урок.

А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется? (Круговорот воды в природе) Правильно, молодцы!

Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь – Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная! Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан – атмосфера – суша – океан замыкается. А каково значение круговорота воды в природе? (наводящий вопрос: представьте, что вода не будет испаряться и не сможет попасть на сушу, что будет с животными и растениями? Значение: перенос воды с океана на сушу и с суши на океан)

Представленные иллюстрации помогут вам ответить на вопрос: каково значение воды в природе и для человека.

Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим влагу. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода, которая необходима всем живым организмам – пресная. А большая часть воды на Земле какая? (соленая)

У меня возник еще один вопрос: если воды на планете много, то почему в магазинах продают бутылки с чистой питьевой водой? (Загрязнение воды)

Что необходимо делать людям, чтобы сохранить воду в чистом виде? (не загрязнять, строить очистные сооружения на предприятиях)

5. Закрепление

Что нового Вы сегодня узнали?

Заслушивает ответы учащихся фронтально.

Учитель задает наводящие вопросы учащимся:

1. Из каких частей состоит гидросфера?

2. Можно ли считать облака и туманы водными объектами?

3. Что надо сделать, чтобы из жидкой воды выделить растворённые в ней вещества (например, соль, сахар)?

4. Какая вода необходима живым организмам?

Теперь у нас достаточно знаний о гидросфере, вернемся к проблемному вопросу урока: Много ли воды на Земле? Хватит ли воды всем жителям Земли? (да)

Выводы: В ходе урока мы расширили свои знания о воде, узнали из каких частей гидросфера, изучили более подробно свойства воды, познакомились с сущностью круговорота воды в природе, выявили значение воды.

6. Д/з: Параграф 23 (читать),

Заполнить задания в тетради на печатной основе (стр.63-64)

На К/К нанести примеры частей гидросферы из схемы №3

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект урока географии в 5 классе

Автор: Игнатьева Я.А.

Место работы: МОУ СОШ х. Бурковский

Должность: учитель географии и биологии

Тема урока: Вода на Земле.

Базовый учебник: география 5класс - начальный курс .Автор Домогацких.

План- конспект урока.

Тема: Вода на Земле

Цель урока:

развивать умение анализировать, выделять главное, работать самостоятельно и в группах

воспитывать рациональное отношение к использованию воды.

- обучающие:

сформировать общие представления о водной оболочке Земли – гидросфере, ее составе и строении, о Мировом круговороте воды;

доказать единство всех частей гидросферы, а также связь между сушей и гидросферой;

- развивающие:

развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;

развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;

- воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам, окружающему миру;

воспитывать информационную культуру;

воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Необходимое техническое оборудование: физическая карта полушарий, компьютер, проектор, Интернет, учебник, ЭОР,

Структура и ход урока:

1.Мобилизующий этап. (Слайд 1)

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

2.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

Отгадывание загадок (слайд 2)

- Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир.

- Книзу летит капельками,
А кверху - невидимкою.

- Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.

Посмотрите на глобус, такой видят Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то он покажется одноцветным – голубым. Этой краски больше всего на глобусе, карте. Что же изображается эти цветом? (Вода).

-Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, правильно речь пойдет о воде на Земле.

3.Момент осознания учеником недостаточности имеющихся знаний:

Проблемный вопрос урока (Слайд 3)

-Ребята, а много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?( выслушиваются мнения учащихся)

Сегодня в течении урока мы попытаемся ответить на поставленный вопрос.

Задание: (Слайд 4)

Нарисуйте пожалуйста облик Земли, закрасьте поверхность суши на Земле – коричневым цветом, а голубым ,поверхность воды на Земле из соотношения 1/4 (25 %), 3/4 (75%).

-Во сколько раз больше поверхность воды на Земле?

Чтобы найти правильный ответ обратимся к учебнику.

1.Работа с учебником параграф 15,пункт 1.

Задание: Найти основные свойства воды.(Слайд5)

Проверка (Слайд 6)

- вода может находиться в трех состояниях :жидком, твердом, газообразном,

- не имеет запаха, вкуса, цвета.

- способность расширяться при замерзании,

- хорошо проводит электрический ток.

(демонстрация воды в трех агрегатных состояниях)(Слайд 7)

Домашнее задание (Слайд 8)

2. Работа с геословарем: (Слайд 9)

Гидросфера – водная оболочка Земли – состоит из нескольких частей.

Работа по учебнику.

- Используя текст учебника на стр. 84 п. 2, § 15, дополните схему (слайд 10,11)




(Гидросфера состоит из Мирового океана (96,5%), вод суши и воды в атмосфере.)

- Вы знаете, что вода бывает пресная и солёная. Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? (Мировой океан солёный, воды суши могут быть пресными и солёными, вода в атмосфере только пресная.)

- Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)

«Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо…)

И. Якимов (слайд 14)

- Как вы думаете, возможно, ли это?

Используя слайд 15,рисунок 57 в учебнике стр.86, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе. А затем попытайтесь ответить на вопросы:

- Чем отличается малый круговорот воды от большого?

- Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан?

- Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

- Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны.

- составление опорного конспекта


Ребята, обратите внимание таблицу рекордов по обмену воды (Слайд16)

человек – несколько часов 2-3

воздух – 8 суток

озеро - 7 – 300 лет

океан – 3000 лет

подземные воды – 5000 лет

ледники – 8000 лет

Домашнее задание (по выбору) вопросы и задания на ст.89.(Слайд 17)

4.Закрепление нового материала:

Итак, возвращаемся к проблемному вопросу урока:(Слайд18)

-Как вы, думаете, много ли воды на Земле и почему она не заканчивается никогда?

Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.

Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.

В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.

Завершите перечень оболочек Земли: атмосфера, гидросфера,….,…. .

Вода на планете находится больше всего в жидком состоянии, газообразном, твердом (выбрать правильный ответ).

Гидросфера – это водная оболочка, воздушная, название океана (выбрать правильный ответ)

Завершите перечень: в гидросферу входит:

В малом круговороте участвуют:

суша – атмосфера ( выбрать правильный ответ)

В какой оболочке происходят явления: течения, цунами, приливы, вулканизм

Расставьте в правильном порядке составляющие Мирового круговорота: ледники, океан, осадки, сток с суши, испарение.

Вода в твердом состоянии больше всего находится в атмосфере , в Антарктиде, на вершинах гор ( выбрать правильный ответ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметные умения: сформировать представления о теоретических и практических основах свойств воды на земле, представлений о физических закономерностях в природе, способности обучающихся самостоятельно делать выводы.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение–проявлять ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Технологическая карта урока

Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, Биология Введение в биологию.

Тип урока (изучение нового материала, закрепление, обобщение и систематизация и т.д.)

Урок открытия новых знаний

Цели урока в соответствии с планируемыми результатами (личностные, метапредметные, предметные)

Предметные умения: сформировать представления о теоретических и практических основах свойств воды на земле, представлений о физических закономерностях в природе, способности обучающихся самостоятельно делать выводы.

Метапредметные УУД: познавательные: общеучебные – использовать приёмы работы с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизировать информацию, осуществлять постановку и формулировать проблему; формулировать ответы на вопросы учителя;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их;

регулятивные: осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы; оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников; принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение–проявлять ответственное отношение к природе, осознавать необходимость защиты окружающей среды; демонстрировать любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

География, биология и экология

Виды используемых ИКТ, интернет-ресурсы (указать источники)

1. Энциклопедия Вокруг света (Источник).

2. Географический справочник (Источник).

3. Факты о материке Австралия (Источник).

Материалы и оборудование

Химические стаканы, чашка Петри, спиртовая горелка, пробирки, наглядные природные объекты

Список используемой литературы

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.


Структура и ход урока

Этап урока (желательно указать затраченное время в минутах

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

Мотивационно-целевой этап (вызов)
(4-5 мин.)

Предлагает внимательно просмотреть видеосюжет, с той целью, чтобы ответить на вопросы учителя.

Учащиеся уточняют, и задают вопросы, возникшие у них по оцениванию результатов.

Учащиеся смотрят видеофрагмент.

Личностные: положительно относятся к учению.

Познавательные: осознают познавательную деятельность.

Актуализация знаний.

Предлагают свои варианты темы урока.

В диалоге принимают участие большинство детей. Учащиеся могут высказывать собственное мнение. Дети определяют для себя, какие знания и для чего нужны им по теме.

Отвечают на вопросы.

Дают определение гидросфере и её составу.

Анализируют взаимосвязь оболочек.

Определяют цель урока.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Пробное учебное действие и выявление мест затруднений

Предлагает учащимся внимательно ознакомиться с ним. Разъясняет принцип работы с раздаточным материалом.

Обращает внимание на слайды, корректирующие ответы учеников. Напоминает им о необходимости оценить свою работу (капельки).

Учитель обращает внимание учащихся на второе предположение в листах№2

Учитель предлагает повторить стороны горизонта.

Демонстрирует виртуальный эксперимент, доказывающий три состояния воды и непрерывный процесс круговорота воды. Акцентирует внимание учащихся на итогах опыта. Помогает сделать вывод. Напоминает учащимся о необходимости фиксировать данные в листах. Проверить свои ответы с данными на экране. Оценить свою работу.

Учащиеся изучают листы Исследователя, знакомятся с раздаточным материалом, задают вопросы по оформлению и форме работы.

Внимательно изучают лист №1,выбирают соответствующий опыт для доказательства гипотез, выдвигают свои предположения. Наблюдают за проведением эксперимента, фиксируют данные, высказывают свою точку зрения, делают выводы. Заполняют лист. Сравнивают полученные результаты, с данными на экране. Оценивают свою работу.

Учащиеся выполняют практическую работу на контурных картах, накладывая шаблоны океанов на контур океана в карте. Анализируют и сопоставляют карту с шаблонами, подписывают названия океанов. Задают вопросы учителю.

Делают выводы в таблице. Сравнивают полученный результат с ответами на экране. Оценивают свою работу, фиксируют затруднения в листах.

Ученики указывают, ту сторону горизонта, которую им предлагает учитель - север , юг, запад, восток

Читайте также: