План конспект уроку екскурсії з природознавства

Обновлено: 09.07.2024

Цель урока: наблюдение за признаками наступления осени в неживой и живой природе.

Практическая значимость урока:

Изготовлена I часть сборника “Времена года” (“Осенние приметы и обычаи”) с описанными признаками и приметами осени (см. Приложение 1).

Оборудование: папка гербарная с газетами, термометр, коробка для сбора плодов, вертикальный шест (длиной 1,5 м), нож, копалка.

Экскурсия проводилась в пришкольном саду. Подготовительный этап включал в себя составление примерного плана движения, определение мест остановок, выбор наиболее часто встречающихся растений. До начала экскурсии проведена беседа по технике безопасности.

Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?

Дети. Это бывает осенью. В загадке есть подсказки: все убрано с полей; земля, мокрая от дождей; день становится короче.

Учитель. Итак, мы с вами пришли в наш школьный сад. Он дружелюбно и приветливо принимает нас и хочет поведать свои природные тайны. У него их очень много. За одну экскурсию мы все не сможем разгадать, поэтому будем приходить сюда чаще, и каждый раз открывать что-то новое.

Посмотрите вокруг себя. Какие тела природы вас окружают?

Дети. Воздух, растения, птицы, почва…

Учитель. На какие группы разделим природные тела?

Д. Неживая и живая природа.

У. Как же будет звучать тема нашего урока?

Д. В гостях у осеннего сада.

У. Хорошо. Наш сегодняшний урок будет необычным, он проходит не в классе, а на природе, и все вы готовили свои проекты к этому уроку, работая в группах, помогая друг другу и отбирая нужный материал.

И, коли речь сегодня пойдет об осени, послушаем, что же интересного вам удалось отыскать о каждом осеннем месяце и народных приметах сентября, октября и ноября.

Дети защищают свои проекты: 1 группа готовила “Странички сентября”, 2 группа – “Странички октября”, 3 группа – “Странички ноября”.

У меня в руках прибор для измерения температуры – термометр.

Посмотрим, сколько он показывает градусов? Кто дома следит за температурой воздуха? Покажите, как определить?

Следуют ответы детей. Если дети затрудняются ответить, либо отвечают неточно и неполно, то учитель вносит ясность и обобщает ответы учащихся.

У. Надо посмотреть на цифру, стоящую около деления шкалы у верхнего конца подкрашенной жидкости. Сегодня … градусов тепла.

Воздух и поверхность Земли нагревает солнце. Летом солнце было высоко и светило ярко, поэтому температура достигала 35-40 градусов. Чтобы проследить за высотой солнца, выполним небольшую практическую работу.

Существует прибор для изменения высоты солнца, называется этот прибор гномон. К сожалению, у нас нет настоящего прибора, поэтому мы воспользуемся вот чем: посмотрите на шест у меня в руках, его длина 1,5 м, как и у настоящего прибора и внешне наш шест напоминает гномон. Ставят гномон на горизонтальной площадке. В полдень, когда солнце расположено выше всего над горизонтом, тень от стержня самая короткая и направлена на север.

Я продолжу беседу, а вы понаблюдайте, как расположена тень от нашего “прибора” и как эта тень будет двигаться.

Если мы посмотрим на небо, что можем увидеть там?

У. Что собой представляет облако?

Д. Это множество капелек, собранных вместе.

У. Правильно. И, если облако состоит их мельчайших капелек воды или маленьких кристалликов льда, то осадков не будет. А вот когда капельки соединяются вместе, они становятся тяжелыми и выпадают в виде дождя.

Но если в облаке температура ниже нуля, то выпадет снег.

О следующем объекте неживой природы вы узнаете из загадки:

Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать?

У. Нас окружает воздух, который мы не видим, но чувствуем его движение. Это движение есть ветер. Он может быть легким дуновением, а может вырвать дерево с корнем.

Итак, подведем итог. Какая погода бывает осенью?

Д. Осенняя погода становится прохладной, дождливой, ветреной.

У. Все эти особенности вызываются изменениями состояния воздуха, который окружает Землю, его нагреванием или охлаждением.

Обратимся к нашему самодельному “гномону”. Обратите внимание. Тень от него сдвинулась на уже довольно приличное расстояние и стала гораздо длиннее. Это лишь доказывает наше предположение о том, что с помощью данного прибора можно измерить высоту солнца. С более точным измерением вы познакомитесь в старших классах.

Ребята, а сейчас перечислите, кто относится к телам живой природы?

Д. Растения, животные, человек.

У. Верно, но сегодня мы будем говорить о растениях и животных.

Послушайте, пожалуйста, сказку и скажите, прав ли был тополь?

В сказке названо это растение, т.к. в школьном саду произрастает много тополей, что наглядно для детей.

У. “Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья начали желтеть и падать. Стало ей очень грустно, и решила она помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и послышалось ей, что зашушукались листья над головой: “Что ты мне спать мешаешь?”

- Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.

- Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать.

В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.

- Кто вас будет кормить всю зиму? – заволновалась Маринка.

- А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает”.

Согласны ли вы с тем, что не надо “мешать деревьям в их жизни”?

У. Подойдем к тополю, посмотрим вокруг на опавшие листья. Вот ветерок оторвал и подхватил листочки. Давайте соберем разной окраски листья в гербарную папку, а на следующих уроках внимательно их рассмотрим и найдем признаки сходства и различия.

У. Ребятишки, а как называются деревья, которые сбрасывают листья на зиму?

Д. Их называют л и с т о п а д н ы м и.

У. Сейчас быстренько подбегите к деревьям, о которых есть загадка:

Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.

(Дети подбегают к ели).

У. На эту загадку можно ответить еще так: сосна. Подбегите к соснам. (Дети разбегаются и встают к соснам, затем снова подходят к учителю). Как отличить ель от сосны? Присмотритесь к листочкам, они называются хвоинками. Потрогайте их, сравните длину и как они крепятся на стебле.

Д. Хвоинки жесткие, колкие; у сосны они длиннее и сидят по две, а у ели – по одной.

У. Молодцы. Посмотрите под деревья, как много лежит хвоинок. О чем это нам говорит?

Дети с помощью учителя делают вывод: Ель и сосна сбрасывают листья – хвою не сразу, как листопадные растения, а постепенно. Поэтому они все время стоят зелеными; называются такие растения в е ч н о з е л е н ы м и.

У. Посмотрите и скажите, что растет у нас под ногами?

Д. Растет трава – травянистые растения.

У. В каком состоянии вы видите растущие в саду травянистые растения?

Д. Многие травы завяли, пожелтели, но есть с зелеными листьями, а на клумбах еще цветут.

У. Под нашими ногами многолетняя трава. Назовите знакомые вам растения.

Дети называют известные им растения; если могут кратко рассказывают о них; срывают листья (и, если есть, соцветия) растений в гербарную папку, а плоды и семена в коробку.

У. Ребята, осмотритесь вокруг и скажите, какие животные “присутствуют” на экскурсии вместе с нами?

Д. Вороны, воробьи, грачи, бабочки, мухи.

У. Как мало животных в осеннем саду. Их было здесь столько же летом?

Д. Конечно, нет. Мы видели много жуков, бабочек, шмелей, комаров, а сейчас они попрятались. Потому что стало холодно, а тело у них тонкое, нежное.

У. Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные.

Д. Насекомые и птицы.

У. Назовите признаки насекомых.

Д. 6 ног, на голове пара усиков, 2 крыла, на брюшке полосочки-насечки.

У птиц тело покрыто перьями, на голове 2 глаза и клюв, 2 крыла, пара ног, хвост.

У. Почему же птицы осенью улетают на юг?

Д. Становится холодно, а самая главная причина – зимой им нечего есть.

У. Докажите, ведь люди зимой подкармливают птиц, значит, они могут пережить зиму рядом с человеком.

Д. Насекомые прячутся, водоемы замерзают, семена с растений падают на землю и засыпаются снегом, поэтому птицы отправляются в теплые края. Где много корма.

У. Как находят они путь в Африку или в Индию, в Туркмению или Австралию вы узнаете на уроках биологии, а на вопрос “зачем поют птицы?” ответ найдем на весенней экскурсии. А пока:

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Так написал о том, о чем мы с вами говорили в осеннем саду, замечательный русский поэт Афанасий Фет.

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период (солнце светит и греет сильнее; удлиня­ются дни, укорачиваются ночи; на деревьях и кустарниках рас­пускаются почки, появляются листья (первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем у черемухи и березы, последними распускаются почки клена, яблони, дуба и липы). Расцветает много травянистых растений: первыми зацветают мать- и-мачеха и подснежники (ветреница, фиалка, гусиный лук), позже — одуванчик и ландыш. Пробуждаются насекомые: выползают из зимних убежищ гусеницы, появляются майские жуки; воз­вращаются из теплых краев перелетные птицы, наступает период строительства гнезд для многих птиц (стрижи, ласточки, мухо­ловки).

Перед началом экскурсии дети получают письмо по экологи­ческой почте, в котором один из сыновей Старика Годовика, месяц Май, приглашает ребят на экскурсию в парк, чтобы показать, какие изменения произошли в парке с его приходом. К письму прилагается схема маршрута, по которому дети должны пройти, чтобы попасть в гости к месяцу Маю. Совместно с воспитателем обсуждается маршрут путешествия, воспитатель предлагает взять экологическую аптечку на случай, если понадобится помощь. Пе­ред входом в парк детей встречает экологический светофор.

Ход.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный светофор! Это светофор экологический:

красный цвет — предупреждает об осторожности;

желтый цвет — обрати внимание;

зеленый цвет — разрешаются действия, помогающие растени­ям и животным.

Вот как нас встречает месяц Май, он хочет, чтобы мы все смогли увидеть и многое узнать. А вот и указательный знак —>. Что он обозначает? (Дети отвечают, что это знак движения впе­ред.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак, что он обозна­чает? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Куда же дальше тропинка нас ведет? Посмотри­те, я вижу конверт.

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В кон­верте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, кле­на, дуба, липы, там же лежит желтый круг. Обсуждают вместе с детьми, что может обозначать содержание конверта, и листья ка­ких деревьев нарисованы на карточке. Дети высказывают свои пред­положения, воспитатель подводит итог высказываний.

Воспитатель предлагает детям разбиться на подгруппы и опре­делить дерево. Затем совместно с другими детьми (экспертами) определяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Теперь скажите, пожалуйста, на каких деревьях распустились почки? У каких деревьев уже большие листочки?

Дети отвечают, что большие листочки у ольхи, появились ли­сточки у черемухи и березы, набухли почки, но листочки еще не распустились у клена, дуба и липы.

Воспитатель: Я очень рада за вас! Вы правильно справились с заданием. Первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вер­бы, затем — у черемухи и березы, и вы их увидели, а вот у клена, яблони, дуба и липы почки распускаются последними, поэтому вы еще листочков не смогли увидеть, но увидели набухшие почки. О чем это говорит? (Скоро появятся листочки.)

Из зеленой почки выросли листочки,

Оглянулись, улыбнулись и сказали:

Посмотрите, в какой зеленой дымке стоит эта полянка? Что это за дымка? (Это светлая, молодая зелень распустившихся лис­точков.) Мы прощаемся с этой полянкой и отправляемся дальше.

Дети идут по указательным знакам, обозначенным стрелочка­ми, и подходят к лужайке, на которой стоят два знака: красный и желтый.

Воспитатель: О какой осторожности предупреждает нас месяц Май? И на что он обращает наше внимание?

Дети говорят о том, что месяц Май показывает нам цветы на лужайке и предупреждает, что их рвать нельзя.

Воспитатель: Как называются цветы, которые вы видите на полянке?

Дети перечисляют названия цветов: мать-и-мачеха (объясня­ют, почему она так называется), фиалка, ветреница.

Воспитатель: А это листья какого растения?

Воспитатель рассказывает о том, что в мае появляется много травянистых растений. Первой зацветает мать-и-мачеха и подснеж­ники: ветреница, фиалка, гусиный лук. А вот одуванчик и лан­дыш зацветают позднее, поэтому мы увидели только листья этих растений, они еще даже не набрали бутоны.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что май считается месяцем пения птиц. Посмотрите, месяц Май приглашает нас туда, где хорошо слышно пение птиц.

Дети переходят в отдаленный уголок парка. Располагаются на скамейках или одеялах.

Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы.

Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)

Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы отклады­вать яйца и выводить птенцов.)

Воспитатель загадывает детям загадки:

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его. (Скворец)

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)

Спереди шильце, сзади вильце, на груди — белое полотенце. (Ласточка)

В начале мая строят гнезда стрижи, ласточки, мухоловки. А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)

Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в парк. По­прощаемся с нашим добрым другом — парком. А то интересное, что мы с вами увидели и узнали, зарисуем в нашем экологиче­ском дневнике.

Дети прощаются с парком, возвращаются в детский сад.

Ход.

Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли? (Ответы детей.) Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предла­гаю вам поприветствовать парк.

Воспитатель: Ребята! Вспомните, на что похож парк? (На мно­гоэтажный дом.)

Перечислите, какие этажи парка вы знаете и какие растения располагаются на этих этажах (На первом этаже находятся трава и цветы, на втором — кустарники, на третьем — деревья.)

Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть измене­ния, а самое главное — ответить на вопрос: почему эти измене­ния произошли?

Дети проводят наблюдения за растительным миром парка. Мож­но предложить детям объединиться в микрогруппы и выбрать для наблюдения объект.

Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка? (Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать ли­ству, начался листопад.)

Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся жел­тыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый пигмент.) В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступле­нием осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэто­му листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. А иногда вместо желтой окраски появляется красная или малино­вая, как у рябины.

Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях — зеле­ных или желтых? Почему? (На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще не холодно, сейчас — теплая пора осени.)

Что изменилось на втором этаже? (На кустарнике также по­явились желтые листья, кустарники, как и деревья, начинают сбра­сывать листву.)

Какие изменения произошли на самом нижнем этаже леса? (Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.)

Ребята, вы увидели цветущие растения? (Цветущих растений не видно.)

Как вы думаете, с чем это связано? (Меньше стало тепла, со­кратился световой день.)

Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и луговую полянку и отметить, чем они отличаются друг от друга.

(Сравнение травы, расположенной в разных местах парка.)

Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы мо­жете о ней сказать? (Траву не видно, она покрыта слоем листьев; трава пожелтела.)

А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? (Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно меньше.)

Почему трава такая разная? Как вы думаете? (Под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зеленая.)

Как попали листья на луг, ведь деревья расположены доста­точно далеко? (На луг листья принес ветер.)

Почему опавшие листья назвали ковром? (Ковром листья на­зывают потому, что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые.)

Почему назвали не просто ковром, а золотым ковром? (Листья желтого цвета, похожие на золото.)

Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? (Осень называют золотой.)

Почему осень золотая? (Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковер, светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.)Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке. Подойдите к нему, побеседуйте с ним.

(Общение детей с любимым деревом.)

Воспитатель: Ребята, какие добрые слова вы сказали дереву? (Дети говорят эти слова.) Вы заметили, как отреагировало дерево на ваши слова? (Закачались веточки, зашелестели листочки.) Вы знаете о моем важном открытии: каждый из вас похож на люби­мое дерево.

Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда светит солнышко, и тихо и плавно падают лис­точки; когда дует сильный ветер и идет осенний холодный дождик.

Воспитатель: Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели? (Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.)

С чем это связано? (Насекомые спрятались, многие уже засну­ли до будущей весны.)

Почему насекомые прячутся? (Стало холодно, уменьшился све­товой день.)

Я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слыши­те? (Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.)

Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц? (Птицы улетают в теплые края.)

Зачем птицы улетают так далеко? (Становится холодно, корма все меньше.)

(Дети обмениваются впечатлениями.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формируемые УУД:

регулятивные: контролировать и оценивать свои действия; учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем;

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания различных представителей природы, выделения существенных признаков групп растений и животных, сравнивать, классифицировать представителей флоры и фауны по заданным критериям, строить рассуждения в форме связи простых суждений о растениях и животных;

коммуникативные: использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, овладевать диалогической формой коммуникации; осуществлять инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; приобретать умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия;

личностные: формировать внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентироваться на моральные нормы и их выполнение, учится замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взгляда-ми, мнениями

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Межпредметные связи: развитие речи, литературное чтение, рисование.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах, беседа, наблюдение

Основные термины и понятия: природа, живая природа, животные (фауна), растения (флора), экология.

Ход экскурсии

Организационный момент

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Я желаю вам ребята, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что ж: «Так держать!

За парты садитесь,

Мотивация к учебной деятельности

Вопрос о происхождении жизни является одним из наиболее трудных и наиболее интересных вопросов. Возникновение жизни, переход от неживого к живому является наиболее волнующим умы ученых с давних пор. Ученые не оставляют попыток найти и воспроизвести условия, при которых на Земле возникла жизнь. Необходимо отметить, что по космическим меркам планета Земля и жизнь на ней возникли практически одновременно (возраст Земли - 4 - 4,5 млрд. лет, “возраст” живого - не менее 3,8 млрд. лет).


Существует целый ряд других фундаментальных отличий живого от неживого. Отличать живое вещество от неживого ученые научились еще в XIX в., а мы с вами работали над этим с начала учебного года.

Кто, по вашему мнению, занимает верхнюю ступень эволюционной лестницы?

Целеполагание и мотивация

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок-экскурсия. Что такое экскурсия?

- Правильно, мы будем выполнять задание, осматривая природу, мир в пределах парковой зоны возле нашей школы.

Цель нашей экскурсии – это ваши наблюдения. Вы должны будете определить названия растений и животных, птиц, насекомых, которые нам встретятся.

- Напомните мне правила поведения на улице (инструктаж).

Одному всех дорог не пройти и во век,

Что находит в безбрежном пути человек?

Одному всех вершин не собрать и во век,

Но с друзьями пройдет сто дорог человек.

Отправляясь в путешествие, необходимо взять собой необходимый багаж. А какой багаж мы возьмём с собой? Это наши знания, которые мы получили на предыдущих уроках.

Основной этап

начало маршрута

Построение, прибытие на место

- Ребята, посмотрите вокруг, кто нас сейчас встречает?

- Давайте сначала станем в общий круг и возьмемся за руки. Полюбуйтесь красками золотой осени, самого яркого, хоть и короткого периода – листопада. Давайте поздороваемся с обитателями этого парка, пожелаем им красоты, тепла и добра. Улыбнитесь им, почувствуйте, как они улыбаются в ответ.

- Послушайте, какие звуки вокруг? Как вам кажется, рада вам природа? Как вы себя чувствуете, какое настроение?

- Раз вам хорошо, значит и природа вам рада, запомните это открытие. И если вдруг вам станет плохо, вы всегда можете выйти в парк, посмотреть вокруг на красоту природы, послушать пение птиц, и уверяю вас, хорошее настроение вернется. Но в ответ и природа просит бережного отношения к себе.

- Скажите теперь, в чем сила улыбки? Радостно у вас на душе? Настроение хорошее? Если вы научитесь улыбаться красоте, природе, друг другу, то ваша волшебная улыбка будет дарить и вам, и окружающим добро, здоровье, счастье.

- Посмотрите вокруг, какие царства живой природы вы видите, слышите?

ход экскурсии

Остановка 1. Какие растения вы видите вокруг? Назовите их. Помните ли вы какие-либо стихи о природе?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

- Осмотритесь еще раз. Назовите примеры положительного воздействия людей на окружающие сейчас нас растения.

- А какие примеры отрицательного воздействия вы видите?

- Что вы, как дети, можете сделать уже сейчас для того, сберечь растения?

– Что бы вы хотели сделать, если бы уже сейчас вы были взрослыми?

Остановка 2. Каких животных, птиц, насекомых вы видите или слышите? Назовите их.

- Назовите примеры положительного воздействия людей на животный мир.

- А какие примеры отрицательного воздействия вы можете назвать?

- Как вы можете помочь животным?

Остановка 3. Скажите, пожалуйста, кого еще кроме животных и растений мы может отнести к живой природе?

- Посмотрите вокруг, какие примеры сообществ людей вы можете назвать?

- Какие положительные примеры развития человеческого общества, каждого человека индивидуально вы можете назвать?

спроси у меня…

- Оглядитесь: есть ли примеры, которые приносят вред, позорят людей, как представителей человечества?

- Мы можем прямо здесь и сейчас сделать доброе дело, достойное звание человека. А давайте поиграем в экологов: быстро соберем весь мусор с этого участка и порадуемся за свое доброе дело.

V. Итоговый этап.

- Понравилась ли вам экскурсия?

- Какие растения и животных мы с вами наблюдали?

- Какое доброе дело сделали?

VI. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке:

• Я был активен и доволен своей работой.

• Я старался, но у меня ещё не всё получилось.

• Я работал недостаточно хорошо.

VII. Заключительный

Ирина Трофимова

Берегите природу

Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.

Сквозь фабрик и заводов дым,
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть!

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворён в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю –
Можешь только ты,
Разумный человек!

Цели: Познакомить обучающихся с растениями “Красной книги Алтайского края”, раскрыть основные причины сокращения численности видов; воспитывать бережное отношение к растительному миру; способствовать развитию памяти, наблюдательности.

-расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу Алтайского края,

-развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, умение обобщать.

Ход мероприятия

Экскурсовод: (у входа в центр)- Здравствуйте ребята!

Участники: - Здравствуйте!

Экскурсовод: - В наш эколого-туристический центр приходят люди неравнодушные к природе. И я рада вас приветствовать, так как вы являетесь такими людьми! Это верно?

Участники: - Даа!

Первая остановка

Ребята, нам запрещено идти дальше! А как известно из любой ситуации всегда находится выход. Давайте откроем конверт и узнаем, почему же в начале нашего пути нам встретилось препятствие. Итак, на первой остановке у нас в конверте рисунок светофора с желтым цветом. Ребята, а что означает этот цвет?

Участники: - Будь готов к пути!

Участники: - 1) соблюдать дисциплину 2) самовольно не изменять установленный маршрут движения и место расположения группы 3) Не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы 4) бережно относиться к природе.

Экскурсовод:

Возьмёмся за руки друзья,

И по тропе лесной,

Отправимся туда, где лес манит своей листвой.

Принимай-ка лес гостей

Доброй песней нас согрей.

Вторая остановка

Участники: - Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.

Экскурсовод: - Что ж ребята, давайте выполним просьбу наших друзей и познакомимся с ними!

Второе растение это – Ирис (Касатик) Лоча ( Iris loczyi) (Приложение III ). И третье - Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia) (Приложение III ).

Экскурсовод: - Мы любим лес в любое время года, мы слышим речек медленную речь. Всё это называется ПРИРОДА. Давайте же всегда её беречь!

Физ. минутка (Приложение IV ).

Третья остановка

Экскурсовод: - Будьте внимательны на третьей остановке. Здесь тоже живут наши друзья, только относятся они к уязвимой категории. Уязвимые - это виды, изначально малочисленные в природных условиях , численность их может сократиться за короткий промежуток времени в результате хозяйственной деятельности человека.

Итак, что же нам оставили в конверте? А это рисунок светофора с желтым цветом! Мы уже встречались с ним. А как называется наша третья остановка, подскажет табличка с флажком. И ваш ответ?

Экскурсовод: - Итак, ребята, будем выполнять еще одну просьбу! Вам предстоит найти конверты с рассказами. Не забудьте про подсказку (8 неподписанных конвертов, разных цветов, находятся в радиусе 3-х метров от данной остановки. Участники должны найти 2 конверта желтого цвета. Зачитывает содержимое конверта, тот, кто его найдет ) ( Приложение IV , Приложение V . Растения уязвимой категории).

Четвертая остановка

Экскурсовод: - Итак, ребята, будем выполнять еще одну просьбу! ( экскурсовод знакомит участников с растениями: Лук алтайский (Allium altaicum) и Кандык сибирский ( Erythronium sibiricum). Участники зарисовывают представленное растение и подписывают его ) (Приложение VI , Растения уязвимой категории ).

Экскурсовод: - В результате активного нерегламентированного сбора и заготовки растения населением, эти растения внесли в категорию редких.

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Мята, пижма, зверобой.

Мы их рвем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

Пятая остановка

Два цвета у меня

Еще лечу болезни я

Ну, кто же я, друзья? (Родиола розовая)

Экскурсовод: - Молодцы!

Родиола розовая, золотой корень ( Rhodiola rosea L., Sedum rosea) (экскурсовод дает описание данному виду, Приложение VII . Ресурсные растения )

Из семейства лютиковых

С темно-бурым корневищем

И цветочком желтеньким

Ранней я весной цвету

Сердца хвори я лечу! (Адонис весенний)

Экскурсовод: - Молодцы! Адонис весенний, горицвет весенний (Adonis Vernalis) (Приложение VII . Ресурсные растения ).

Список использованной литературы.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных. По страницам Красной книги Алтайского края. – Барнаул, 2009

Ильина Т.А.Лекарственные растения России. Иллюстрированная энциклопедия М: – Эксмо, 2006

Приложение I

Приложение II

(читает капитан команды). Здравствуйте юные экологи! Мы, растения, рады приветствовать вас на своей полянке! И не зря она обозначена красным цветом. Мы призываем людей обратить на нас внимание! Отбирая у природы самое красивое, самое яркое и душистое, вы в результате грабите себя. Добрые люди, заботящиеся о природе, придумали специальную книгу, в которую включили нас. Это произошло в то время, когда многие наши виды подверглись исчезновению. В нашем Алтайском крае тоже такая существует, и теперь мы находимся под охраной государства! А цвет этой книги - красный- он предупреждает нас: "Стой! Остановись! Ещё один неосторожный шаг и может быть поздно!"

Мы уверены, что после нашего знакомства вы будете внимательнее к нам относиться!

Мытник прерывистый ( Pedicularis interrupta Steph ) . Семейство Норичниковые. Многолетнее растение с мощным разветвленным корневищем. Цветет с мая по июнь. Плодоносит в июле. Степные луга, каменистые склоны холмов.

Мытник прерывистый ( Pedicularis interrupta Steph)

Приложение III

Ирис (Касатик) Лоча ( Iris loczyi)

Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia). Семейство Частуховые. Цветет в первой декаде сентября. Многолетнее корневищное растение, образующее зимующие почки, исчезает под воздействием хозяйственной деятельности человека, особенно в результате осушения болот и загрязнения водоемов.

Кальдезия белозоролистная (Caldesia parnassifolia)

Приложение IV

Физ. минутка:

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес

Посмотрите вправо, посмотрите влево!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Так ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложим назад.

Наклонились и присели

Растения уязвимой категории

Лук ледебура ( Allium ledeborianum). Семейство Луковые . Имеет высокие питательные свойства. Цветет летом и в начале осени. В листьях содержатся витамин С, сахара, калий, кальций, магний, железо и др. Так как сборы его населением ежегодно увеличивались, попал в список уязвимых видов.

Лук ледебура ( Allium ledeborianum)

Приложение V

Растения уязвимой категории

Тысячелистник ледебура ( Achillea ledebourii heimerl)

Рябчик шахматный ( Fritillária meleágris ). Семейство Лилейные. Луковичное многолетнее растение, сезон цветения с апреля по май, но волшебство цветения каждого цветка длится недолго - обычно они сохраняют свежесть не более пяти дней. Расцветает, как правило, один цветок (редко 2—3) Оригинален своим “шахматным” цветком

Рябчик шахматный ( Fritillária meleágris )

Приложение VI

Растения уязвимой категории

Лук алтайский (Allium altaicum). Семейство Луковые. Травянистое многолетнее растение. Растет преимущественно на сухих каменистых местообитаниях. В пищу употребляются листья и луковицы. Является лекарственным и обладает антимикробным, тонизирующим действием. Люди активно собирают лук алтайский в горах, поэтому его запасы и ареал быстро сокращаются.

Лук алтайский (Allium altaicum)

Кандык сибирский ( Erythronium sibiricum). Семейство Лилейные. Многолетнее растение обитает в хвойных, смешанных и березово-осиновых лесах, цветет в марте - апреле и начале мая. Ранний медонос . Луковицы съедобны. В них содержатся глюкоза, крахмал, белок. Издавна в народной медицине их применяли от колик, эпилепсии. Луковицы выкапывали, нарезали, сушили и растирали в муку. Кандык размножается, в основном, семенами, этой возможности лишают его потребители природных красот, срывающие соцветие. А упавшие в почву семена начинают цвести только через 5-6 лет после всходов. Поэтому быстрого возобновления не получается.

Если же Вы хотите природу не губить, а беречь, то это растение можно вырастить и в собственном саду.

Кандык сибирский ( Erythronium sibiricum)

Приложение VII

Ресурсные растения

Родиола розовая, золотой корень ( Rhodiola rosea L., Sedum rosea) – многолетнее растение. Семейство Толстянковых. Целебное и декоративное растение. Цветет через 2-3 недели после таяния снега. Плодоносит в августе-сентябре. Растет родиола розовая по берегам и долинам рек. В медицине используют корни. Используют как общеукрепляющее и противовоспалительное средство, применяют при мигрени, сахарном диабете и др.

Родиола розовая, золотой корень ( Rhodiola rosea L., Sedum rosea)

Адонис весенний, горицвет весенний (Adonis Vernalis) . Семейство Лютиковых. Первоцвет. Горицвет весенний относится к холодостойким растениям, выносит сильные падения температуры, особенно его цветы. Сырье и препараты, получаемые из него, применяют при хронической сердечной слабости, при нарушениях сердечной деятельности при болезнях почек и нерво-психических болезнях.

Читайте также: