План конспект урока словообразование

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: обеспечить условия для формирования умения определять способ словообразования имени существительного, выполнять словообразовательный разбор.

- личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

- метапредметные: регулятивные: умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу; уметь оценивать свою работу; познавательные: умение работать с текстом, выполняя учебно- познавательные действия, осуществляя логические операции анализа, классификации; понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, извлекать нужную информацию; коммуникативные: умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать; формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

II. Структурные элементы урока.

1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя учащихся. Здравствуйте, ребята. Я уверена, что наше сотрудничество на этом уроке будет одинаково полезным как для вас, так и для меня. Желаю быть на уроке раскрепощенными и ничего не бояться!

2. Актуализация знаний. Беседа по вопросам.

Словарный состав русского языка – это застывшее явление или изменяющееся? (изменяющееся). Почему?

Что происходит в процессе изменения? (одни слова уходят из языка, другие появляются).

То есть словарный состав языка постоянно пополняется. Так? Каким способом? (появляются слова из других языков – это путь заимствования).

Еще? (Одним из важнейших путей пополнения является словообразование).

Открываю слайд 1. Думатель, умность, светлота, зверопарк, радование./data/files/i1560164303.pptx (Словообразование имен существительных)

1) Эти слова – результат заимствования или словообразования? К какой части речи относятся? Что они обозначают? Как появились? (приходим к выводу, что слова образованы суффиксальным способом и сложением). Как вы думаете, кто их изобрел? (Дети от 3 до 5 лет).

2) Итак, глядя на эти существительные, появившиеся в результате словообразования, скажите, какую тему мы будем рассматривать на уроке. Словообразование имен существительных. (Запишите в листах число, классная работа. Укажите тему.)

3. Целеполагание. Отталкиваясь от формулировки темы, попробуйте определите цель нашего урока. Узнать, какие способы словообразования используются при создании существительных, научиться их определять.

Какие задачи мы должны решить, чтобы добиться поставленной цели?

1. Вспомнить, какие способы образования слов есть в русском языке.

2. Выяснить, все ли способы используются при создании существительных.

3. Вспомнить порядок словообразовательного разбора.

4. Осознание учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений.

Ну что ж, принимаемся за работу! Перед вами таблица, которую необходимо заполнить. Чтобы вспомнить все способы словообразования, с которыми вы знакомились ранее на уроках, прослушайте их характеристики и впишите в первый столбик.

Заполнение таблицы в процессе коллективной работы с группой слов. Каждый выбор обосновываем.

1) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному приставки, называется…

2) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному суффикса , называется…

3) Способ, при котором новое слово образуется путем присоединения к исходному приставки и суффикса одновременно, называется…

4) Способ, при котором новое слово образуется путем усечения производящей основы (отсекается глагольный суффикс), называется … (например, рассказать – рассказ).

5) Способ, при котором новое слово образуется путем соединения двух или более корней, основ, целых слов, называется…

6) Способ, при котором новое слово образуется путем перехода из одной части речи в другую, называется …(субстантивация)

7) Способ, при котором новое слово образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании, называется…

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: любая тестовая программа, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мобильный класс (10 ноутбуков), выход в Интернет, раздаточный материал, две карточки с индивидуальным заданием, учебник русского языка для 10-11 класса А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих и опоздавших, объявление темы и целей урока. Начало работы в тетрадях (класс записывает число, классная работа, тема урока).

(Приложение 1. Слайд 1)

II. Слово учителя.

Чтобы убедиться в усвоении учеником теоретического материала, учитель дает задание докладчику: выписать ряд слов, найти лишнее слово и объяснить свой ответ:

Попугайничать, скромничать, лентяйничать. (Лишнее слово скромничать. В глаголе скромничать вычленяется суффикс –ича- (скромн-ый > скромн-ича-ть). В остальных словах – суффикс –нича-. Например: лентяй > лентяй-нича-ть.

III. Тренировочная работа.

(Класс работает дифференцированно, по группам. Самые сильные – на ноутбуках, средний уровень выполняет задания с интерактивной доски. В это время учитель уделяет внимание слабым ученикам.)

Слово учителя.Теория без практики мертва – переходим к практической части. Работаем по группам. 1 группа работает на ноутбуках – ваша задача найти в тексте слова, образованные разными способами; 2 группа работает с материалом, представленным на интерактивной доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.

(Слайд 2.) На интерактивной доске представлены задания (определить способ словообразования):

  • безделье дел(о) >без-дель-[й]-(е) – приставочно-суффиксальный способ;
  • веселый весел(ый) > весель-[й]-(е) – суффиксальный способ;
  • богомолье бог(а) моли(ть) > бог-о-моль-[й]-е – сложение основ с суффиксацией;
  • железобетонный железобетон > железобетонный – суффиксальный способ;
  • сочувствие со / чувств / и [й / э] - приставочно-суффиксальный способ;
  • бездушный без / душ / н / ый - приставочно-суффиксальный способ;
  • милосердие мил-о-сердие – сложение основ.

Параллельно учитель вызывает двух слабых учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями.

Комментарий. Когда работа с текстом будет закончена, у первой группы появляется возможность проверить себя, открыв на ноутбуках запрограммированный ключ к заданию. Вторая группа работает под комментирование сильного ученика. Учитель в это время уделяет внимание работающим по карточкам.

IV. Работа с учебником.

Упражнение 128 на странице 69. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.

Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий (образование слова из сочетания слов), искусствовед (сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство (суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ (аббревиация), ТЮЗ (аббревиация), пресс-секретарь (сложение начальной части слова с целым словом), премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг (образование слова из сочетания слов), дровосек (сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный (образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки (образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).

V. Самостоятельная работа.

(Слайд 3)

Пока учащиеся выполняют самостоятельную работу – учитель проверяет домашнее задание. Выборочно оценивается пять тетрадей.

Комментарий. Два сильных ученика - постоянные консультанты в классе. Окончив свои работы, они консультируют первую группу, проходят по рядам с листами, на которых выписаны фамилии работающих на ноутбуках. Консультанты вписывают оценки напротив соответствующих фамилий, передают листы учителю.

VI. Работа по развитию речи.

Слово учителя. Давайте обратимся к нескольким словам первого тренировочного задания – добросердечность, бездуховность, милосердие. В какую тематическую группу можно объединить эти слова? (Нравственность). Да, нравственность. А как вы понимаете лексическое значение слова милосердие? (Достойный сожаления, милости, …)

Но вы же помните, ребята, что у нас успешный результат ЕГЭ зависит от выполнения части С – самой сложной. Часть С – это работа с текстом. (На слайде появляется фрагмент текста Д. Гранина.) (Слайд 4.)

Слово учителя. Ваша задача – сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста, (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора, назовите языковые средства, с помощью которых звучание проблемы усиливается. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Помните, что одним из аргументов является выражение собственной позиции. С помощью сети Интернет подберите эпиграф к заданному тексту.

Ваша задача композиционно и грамматически органично создать собственный речевой продукт.

Выборочно заслушиваются эпиграфы и завершенные тексты. Идет работа по развитию речи, дети стараются использовать ранее выученные клише.

Основная мысль автора заключается в том, что одной из традиций русской литературы всегда был призыв к милосердию, поэтому современная литература должна последовать этой традиции. И современный автор должен об этом помнить и чувствовать свою ответственность перед читателем.

VII. Обобщение.

Выполнение целей урока, повторение основных понятий. Итоги урока.

Выставление оценок учащимся, анализ результатов тестирования; оценивание учениками своей деятельности на уроке.

VIII. Домашнее задание

(представлено на слайде): стр. 59-70 теоретический материал, упр. 132. (Слайд 5.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока русского языка предназначена для учителей, преподающих в старших классах, при изучении темы "Словообразование".

АТУ – ППД – 7.1./7.3-2013-03-03-02

Предмет:Русский язык и литература

Тема:Способы словообразования.

Тип урока:изучение новой темы

Методы обучения:метод практического обучения, словесный метод, демонстрационный

Оснащение урока:интерактивная доска, презентация по теме, карточки.

а) образовательная:сформировать понятие о способах словообразования;

б) развивающая:развивать умение производить морфемный и словообразовательный разбор слов;

в) воспитательная:воспитывать чувство ответственности, умение работать в команде.

I. Организационный момент:Приветствие. Деление на группы. Обучающиеся, получив карточки и определившись с местом, рассаживаются.

II. Проверка знаний учащихся.

Работа по карточкам.

-Прочитайте, задания в карточках и объясните, выбор вашего места.

III. Изучение нового материала.

1.Пробное действие.

Определите способ образования следующих слов.

Сбербанк, вороненький, горошина, по- летнему, ШОС.

Обучающиеся пробуют определить тему и цели урока.

2.Задания для групп.

На основе данных слов объяснить, как образовались слова.

преопасный опасный

услышать слышать

выбежать бежать

Желток желтый

Глазастый глаз

Танкист танк

Заплыв заплывать

Ход ходить

диван – кровать диван, кровать

ледоход лед, ходить

зарплата заработная плата

МГУ Московский государственный университет

Обучающиеся на основе примеров, делают выводы об образовании слов.

Новые слова в русском языке образуются следующими морфологическими способами:

путем прибавления к производящей основе словообразовательных морфем: суффикса (суффиксальный способ словообразования); приставки (приставочный); приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный);

бессуффиксным способом (удар ←ударить);

путем сложения части слова с целым (пединститут ←педагогический, институт), основ с соединительной гласной (снегопад ← снег, падать), слов (маркетинг – директор);

путем соединения сокращенных основ (аббревиация): зампред ← заместитель председателя; СНГ ← Содружество Независимых государств.


Способы образования слов



Морфологический Неморфологический




Морфолого-синтаксический Лексико-синтаксический

IV.Закрепление изученного материала.

От слов защита, морозить , тропа, шумный, дочь образуйте слова при помощи приставки или суффикса, определяя при этом способ.

От слов юный натуралист; снег,падать; грязь, лечебница; Алматинский технологический университет, Министерство финансов образуйте слова путем сложения, определяя при этом способ.

От слов мечта, толпа, закон, простой, камень образуйте глаголы при помощи приставки и суффикса, определяя при этом способ.

От слова дом за 2 минуты образуйте как можно больше слов, определяя при этом способ.

дом-и'шк-о дом-а'шн(ий)

дом-ови'т(ый) дом-и'н-а

дом-и'щ-е без-до'м-н(ый)

дом-ови'н-а дом-ик

дом-ови'щ-е дом-ич-ек

Распределительный диктант

Распределите слова по столбикам в зависимости от способа словообразования.

Подр..сти, пирож..к, бе…дорожье, пр..грус..ный, пр..глупо, сам..лет..к, медвеж..нок, пар..ход, тиш. лес..степь, завис..ливость, ошейник, вв..рху, бег, мор..плаватель, переход.

Тестовые задания

Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

Найдите слово, образованное суффиксальным способом

Найдите слово, образованное приставочным способом

Найдите слово, образованное бессуффиксным способом

Уровневое задание

Уровень 1. От данных пар слов образуйте сложные существительные. Запишите их.

Буря, ломать; газ, проводить; вода, падать; общий, жить; лед, колоть; птица, ловить; сталь варить; любить, книга; дождь, мерить.

Уровень 2. Произведите морфемный разбор образованных слов.

Уровень 3. Составьте 5 сложных предложений с образованными словами.

Творческий диктант

Употребляя данные слова, составьте связный текст. Объясните способ образования слов.

Мороженое, несмотря, благодаря, труднопроходимый, цитрусовые, зимой, многоговорящий, вышеуказанный, легкорастворимый.

Работа с учебником

Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите способ образования выделенных слов. Какое значение вносит словообразовательная морфема?

V.Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Используемая литература. Русский язык, 10 класс,З.К.Сабитова, Ф.Х.Жубуева, 2010 г.

Тема урока. Основные способы словообразования.
Тип урока: Урок усвоения нового материала
Цель урока:
• Изучить основные способы образования слов в русском языке;
Задачи.
• формировать умение определять способ образования слов, их мор-фемный состав;
• формировать орфоэпические и орфографические навыки;
• формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;
• формировать умение обобщать и делать выводы;
• воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.

Оценить 1759 0

План-конспект урока

по русскому языку

в 5классе

Разработал: Белоглазова Наталья Юрьевна

учитель русского языка и литературы

Тема урока. Основные способы словообразования.

Тип урока: Урок усвоения нового материала

Изучить основные способы образования слов в русском языке;

формировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав;

формировать орфоэпические и орфографические навыки;

формировать умение определять часть речи, группировать слова по общему признаку;

формировать умение обобщать и делать выводы;

воспитывать интерес к предмету средствами русского языка, умение оценивать свою деятельность.

Планируемые образовательные результаты:

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Основные термины, понятия. Словообразование, основные способы словообразования, морфемы.

Оборудование учебник, раздаточный материал

Этапы урока

I. Организационный момент.

II . Повторение сведений о морфемах.

1) Взаимообмен карточками.

III .Изучение нового материала. Основные способы словообразования

1) Слово учителя.

2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.

IV . Подведение итогов урока.

VI . Домашнее задание.

I . Организационный момент.

II . Повторение сведений о морфемах.

1) Взаимообмен карточками.

Прежде чем приступим к изучению новой темы, нам предстоит вспомнить, что мы знаем о морфемах. Для этого выполним задание №1 на рабочих листах по вариантам.

Алгоритм работы:

Критерии оценки заданий:

Карточки-ключи

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – _________________________

_________________________________; суффиксы и приставки_____________; окончание – ______________________.

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка, задр_жать, д_лёкий, прибл_жение, пров_нился.

Карточка-ключ. Вариант №1.

1. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – общее лексическое значение всех однокоренных слов; суффиксы и приставки – словообразовательные значения; окончание – грамматические значения.

2. У-дивл-яться,земл-е-тряс-ение, из-ред-ка, за-дрож-ать,дал-ёкий, при-ближ-ение, про-вин-ился.

1. Какие морфемы участвуют в словообразовании:_____________________

а какие участвуют в образовании форм слова: ___________________________

2. Выделите в словах суффиксы и приставки:

баянист, охотник, переписчик, барабанщик, учитель, трубач, москвич

Карточка-ключ. Вариант №2

1. В словообразовании участвуют приставки и суффиксы, в формообразовании - окончание и грамматические суффиксы.

2. Баян-ист, охот-ник,пере-пис-чик, барабан-щик, учи-тель, труб-ач, москв-ич

2) Устный опрос:

Что такое морфема?

Какие морфемы участвуют в словообразовании?

Какие морфемы участвуют в образовании форм слова?

III . Изучение нового материала. Основные способы словообразования

1) Слово учителя.

Словообразование – один из разделов науки о языке. О том, что такое словообразование и какие существуют способы образования слов, вы узнаете, познакомившись с материалами учебника на с. 61 - 64. Ваша задача: самостоятельно найти ответы на эти вопросы и выполнить задание №2 по вариантам. Алгоритм работы такой же, как и при повторении. Сначала решаете свой вариант, устраиваете самопроверку по карточке-ключу, выставляете оценку себе, потом решаете вариант напарника, обмениваетесь рабочими листами и проверяете друг друга. Теоретическую часть задания проговаривайте друг другу вслух, вполголоса!

2) Самостоятельный поиск знаний и закрепление их на практике.

При выполнении задания №2 на рабочих листах, учащиеся используют теоретический материал учебника (с. 61-64).

1. Что такое словообразование? _______

2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют?__

3. Разделите слова на морфемы:

Листик листочек водичка водица стульчик перевозчик орешек пожарник

Карточка-ключ. Вариант №1.

1. Словообразование – раздел лингвистики, изучающий законы образования слов в русском языке.

2. Словообразующие морфемы: приставка и суффикс – присоединяются к исходному слову или части исходного слова.

3. Лист-ик, лист-оч-ек, вод-ичк-а,

вод-иц-а, стуль-чик, пере-воз-чик,

1. Какой способ образования слов называется приставочным?_______________

2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? _______________

3. Как образуются сложные слова? ____

4. Запишите, как образованы слова:

застелить  _________ + ____________

побольше  _________ + ____________

маленький  _________ + ____________

переплётчик  _________ + ____________

дырокол  _________ + ____________

землекоп  _________ + ____________

Карточка-ключ. Вариант №2.

1. Приставочный способ образования слов – это прибавление приставки к исходному слову.

2. Образование слов при помощи суффикса с добавлением окончания определенной части речи.

3. Сложные слова образуются с помощью сложения исходных частей слов с помощью соединительных гласных или без них.

4. За + стелить; по + больше;

(мал)ый + еньк(ий); (переплет)ать + чик()

(дыр)а + о + (кол)оть,

(земл)я + е + (коп)ать,

IV . Подведение итогов урока.

1. Что вы сегодня узнали на уроке? (Учащиеся называют предмет изучения словообразования и перечисляют основные способы образования слов в русском языке, приводя соответствующие примеры).

2. Докажите, что с помощью словообразующих морфем образуется слово с новым лексическим значением? Возьмем однокоренные слова красный и краснеть.Определите лексические значения данных слов (красный – алый, пунцовый; краснеть – становиться красным). (Учащиеся приводят свои примеры).

V . Рефлексия.

Ученики оценивают свою работу на уроке, и устно делятся впечатлениями.

1) Тебе понравилось сегодня работать в парах? Да. Нет.

2) Ты узнал для себя что-то новое? Да. Нет.

VI . Домашнее задание: § 47, упражнение 674.

Сборник заданий по русскому языку под ред. В.В. Бабайцевой;

Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования

I . Повторение сведений о морфемах.

Выполните задание №1

1. Закончите мысль. Морфемы заключают в себе различные значения: корень – _________________________;

суффиксы и приставки –____________

_________________________________; окончание - _______________________

2. Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в словах:

Уд_вляться, з_млетр_сение, изр_дка,

задр_жать, д_лёкий, прибл_жение,

1. Какие морфемы участвуют в словообразовании: _________________

а какие участвуют в образовании форм слова:____________________________________________________________?

2. Выделите в словах суффиксы и приставки:

баянист, охотник, переписчик,

барабанщик, учитель, трубач, москвич

Проверил _______________ Оценка ____________

Проверил _____________Оценка ___________

II . Изучение нового материала

выполните задание №2, используя материалы учебника на с. 3-7

1. Что такое словообразование? ____

2. Какие морфемы являются словообразующими и к чему их присоединяют? ___________________

3. Разделите слова на морфемы:

1. Какой способ образования слов называется приставочным? _______

2. Как образуется новое слово при суффиксальном способе? _________

3. Как образуются сложные слова? _____________________________________________________________________________________________

4. Запишите, как образованы слова:

застелить  _________ + ____________

побольше  _________ + ____________

маленький  _________ + ____________

переплётчик  _________ + ____________

дырокол  _________ + ____________

землекоп  _________ + ____________

Проверил _______________ Оценка ____________

Проверил _____________Оценка ___________

Способы образования слов

Способ словообразования

Особенности

Приставка +слово = новое слово той же части речи

Суффиксальный

Основа слова+ суффикс

(может наблюдаться чередование звуков, усечение основы)

Нулевая суффиксация

Основа + нулевой суффикс

Приставочно- суффиксальный

Приставка + основа слова + суффикс

Приставка + слово + постфикс

Суффиксально - постфиксальный

Основа слова + суффикс + постфикс

Приставочно - суффиксально - постфиксальный

Приставка + основа слова + суффикс + постфикс

Переход из одной части речи в другую

переход из одной части речи в другую

Основа слова + соединительная морфема + целое слово

лес + парк лесопарк

Сложение в сочетании с суффиксальным способом

Основа слова + основа слова + суффикс

Сложение сокращённой основы и целого слова, сложение сокращённых основ

Сложение части слова с целым словом, частей основ нескольких слов, начальных букв слов, начальных звуков слов, звуков с частью слова, звуков с буквами и т.д.

Читайте также: