План конспект урока информационные технологии

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Пирязева Наталья Владимировна, преподаватель, ТОГАОУ СПО "Промышленно-технологический колледж" г.Мичуринск, Тамбовская область
Описание материала: Предлагаю Вам конспект урока на тему: "Информационные технологии" для студентов 2 го курса колледжа. Этот конспект позволит отработать теоретическую часть данной темы и осуществить проверку качества знаний.
Цели занятия:
восприятие и первичное осмысление учебного материала по теме "Информационные технологии", запоминание основных понятий и определений.
Задачи:
обучающие:
знакомство с базовыми терминами и понятиями
развивающие:
развитие мышления (умение строить по аналогии с ранее изученным, сравнивать, обобщать, систематизировать)
развитие познавательного интереса у студентов, уверенности в собственных силах, интереса к предмету и будущей специальности
воспитательные:
привитие навыков самостоятельной работы
привитие нравственных качеств: ответственность, дисциплинированность, аккуратность, собранность

В.2.

В состав ИТ входят 4 составляющие:
1. Техническое обеспечение (ТО) – ПК, оргтехника, линии связи, оборудование ВС, периферийные устройства. ТО является определяющим при выборе проекта ИТ.
2. Программное обеспечение – это совокупность рабочих алгоритмов написанных на языке доступном для ВС (находится в прямой зависимости от техники) и реализует функции накопления, обработки, анализа и хранения данных.
3. Информационное обеспечение – это совокупность данных представляемых в определенной форме для компьютерной обработки.
4. Организационное и методическое обеспечение (ОО и МО) – они представляют собой комплекс мероприятий направленных на функционирование технического и программного обеспечения для получения искомого результата.
ОО – инструкции организующие первичную работу
МО – учебное пособие (для учебы, для дальнейшей работы), встроенные учебники

В.3.

Основными свойствами ИТ являются:
1. Целесообразность – главная цель реализации ИТ состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, ПО и обслуживающего персонала, путем обеспечения циркуляции и переработки информации.
2. Наличие компонентов структуры
Структура ИТ – это внутренняя организация представляющая собой взаимосвязи образующих ее компонентов.
Компоненты:


ПО – предметна область – это объект на котором функционирует ИТ
ФП – функциональный процессор – конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации выраженный в алгоритме решения задачи.
МПО – модель предметной области – это совокупность описаний обеспечивающая взаимодействие между пользователем и разработчиком.
ОТ – опорная технология – совокупность технических средств, системного и инструментального ПО.
ИТ – информационная технология

БЗ – база знаний – совокупность знаний хранящихся в памяти ЭВМ. Бывает – экстенсиональная (знания о каком-то конкретном предмете) и интенсиональная (общие знания)
РРПЗ – результат решения прикладной задачи.
3. Взаимодействие с внешней средой – это взаимодействие ИТ с объектом управления (другими предприятиями и системами, наукой, промышленность)
4. Целостность – ИТ является целостной системой способной решать задачи не свойственные ни одному из ее компонентов.
5. Реализация (развитие) во времени – это обеспечение динамичности развития ИТ, ее модернизация, модификация и адаптация.

В.4.



Универсальность – это когда система делает все.
2. По степени типизации операций
a. Пооперационные ИТ – за каждой операцией закрепляется рабочее место с техническими средствами
b. Попредметные ИТ – при этом все операции выполняются на одном рабочем месте (АРМ).

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология — это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата. Это Свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан, и т. п.

Информационные технологии, опирающиеся на современную компьютерную технику, часто называют новыми информационными технологиями (НИТ). НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Перечислим некоторые НИТ, широко используемые в настоящее время.

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные — это те, которые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лить наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведомость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансовый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких документов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее заготовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообразный характер, для них невозможно запастись специальными программами и они выполняются, как правило, с помощью офисного программного обеспечения общего назначения (текстовых процессоров, графических редакторов, программ подготовки презентаций и др.).

Каждый, кто был и работал в крупной библиотеке, знает, как иногда бывает непросто найти нужную книгу, особенно если не известны точные библиографические данные, а известна лишь тематика. Современные информационно-поисковые системы совершенно преобразили технологию поиска информации. В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов. В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Если мы ищем информацию вне библиотеки, то обращаемся к современным поисковым системам, обычно работающим через компьютерные сети. Поисковые серверы в Интернете часто находят по запросу столько информации, что проблемой становится выделить в ней наиболее подходящую для клиента. Причем, в отличие от библиотек, речь идет не только о книгах, но и об информации, представленной в любых других источниках и в самых разнообразных формах (в том числе и в звуковой).

Новые технологии поиска данных породили и новые формы описания и систематизации данных. Так, в компьютерных поисковых системах широко используется индексирование — упорядоченные списки по разным ключам. Продолжают применяться традиционные цифровые системы классификации (УДК — универсальная десятичная классификация). Используются индексные списки по ключевым словам, по тезаурусу.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

Помощь в принятии управленческих решений

Двадцать лет тому назад на множестве предприятий страны стали внедряться автоматизированные системы управления — АСУ. Однако первоначально действовали они не очень эффективно. К настоящему времени в этой области произошли большие перемены: возникли новые концепции, изменилась техническая и программно-информационная база. В результате эффективность применения АСУ значительно возросла.

Классическая АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации^ Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д. Его работа основана на экономико-математической модели предприятия, носящей оптимизационный характер. Как правило, АСУ работают на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию системы гибкость и оперативность.

Управление технологическими процессами

Благодаря микропроцессорной технике стало возможным создание систем, которые берут на себя управление отдельными механизмами и даже целыми технологическими процессами. При этом бывают автоматизированные системы, в которых человек принимает непосредственное участие в технологическом процессе, и автоматические, в которых человек от управления практически отстранен.

Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют. Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа (которую, разумеется, составили люди).

Информатизация произвела на свет еще одну чрезвычайно важную технологию — системы автоматизированного проектирования (САПР).

Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.

Современная САПР — высокопрофессиональная программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Существуют САПРы двух видов: чертежные и специализированные на определенных видах продукции. Чертежные САПРы универсальны, они позволяют выполнить сложные чертежи в любой сфере технического проектирования. Специализированная САПР, например, на проектирование жилых зданий, содержит в базе данных все необходимые сведения о строительных материалах — как технические, так и экономические, о стандартных строительных конструкциях, фундаментах и т.д. Инженер-проектировщик создает образ дома, его технико-экономические расчеты, чертежи без когда-то привычного кульмана и чертежных инструментов. Все это радикально совершенствует процесс проектирования.

Так называются новейшие информационные технологии, которые привели к созданию самого современного класса информационных систем — Геоинформационные систем (ГИС).Эти системы хранят данные, привязанные к географической карте местности (района, города, страны и т. д.).

Информационные технологии в обучении

Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения.

Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся.

Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении:

• использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется электронным учебником . При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии.

Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) — это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения:

• дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 1. Информационные технологии в обществе.

Дата:_______

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые образовательные результаты:

формирование общих представлений о роли информационных технологий в обществе, этапах и перспективах его развития;

Метапредметные:

уметь связывать учебное содержание с собственным жизненным опытом и понимать значимость предмета в современном информационном обществе

развитие речи, мышления, воображения школьников ;

стремление учащихся совершенствовать свои коммуникативные способности ;

формирование умений общаться и работать в команде .

Задачи урока:

1) знакомство учащихся с понятием информационные технологии в обществе ;

2) изучение правил и норм поведения при общении в глобальной сети Интерет;

3) знакомство с законами развития информационных технологий ;

Используемая технология: системно-деятельностный подход.

Организационные формы обучения: групповая, фронтальная.

Методы обучения: исследовательский, наглядно-иллюстративный.

Этапы урока

Организационный. (3 минут)

Актуализация знаний (7-10 минут)

Введение новой темы (15-18 минут)

Рефлексия (4-7минуты)

домашнее задание ( 2-3 минуты)

Ход урока

III. Введение новой темы (15-18 мину т)

Человеческое общество постоянно развивается и изменяется на протяжении всей своей истории. Правила и нормы общения между людьми так же различны в зависимости от исторической эпохи, обычаях и традициях определенного народа. Как вы думаете, внесло ли развитие сети Интеренет и внедрение в повседеневную жизнь человека информационных технологий определенные изменения в обществе.

Понятие информационное общество неразрывно связано с технологическим уровнем развития. В информационном обществе главным ресурсом является информация, в таком обществе большинство людей замято производством, хранением, обработкой и передачей информации.

Какае признаки информационного общества вы знаете?

• уровень развития компьютерных сетей;

• доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной жизни.

В настоящее время ни одно государство не может называться информационным обществом, но некоторые к этому подошли. Как вы думаете, какие это страны? ( Япония, США и некоторые страны Евросоюза).

В информационном обществе деятельность человека будет во
многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся
информацию.

Итак, мы с вами теперь знаем, что такое информационные общество. Давайте теперь сформулируем понятие информационных технологий в обществе.

Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности позволит:

• обеспечить доступ к достоверным источникам информации;

• избавить человека от рутинной работы;

• ускорить принятие оптимальных решений;

• а втоматизировать обработку информации.

В результате производство информационного продукта станет основной сферой деятельности людей. Этот процесс приведет к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

Огромную роль в продвижении человечества по пути к информационному обществу сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему.

Сейчас мы всюду видим признаки приближения нашего общества к информационному. У каждого есть дома телевизор, телефон, у большинства компьютер, подключенный к сети Интернет, и мобильный телефон. Появились новые профессии, такие как программист, системный администратор. Многие профессии сильно изменились с появлением компьютеров.

Как вы считаете, существуют ли правила и нормы общения в глобальной сети Интернет?

1.Помните о человеке! Не забывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера вы общаетесь с живым человеком. А часто - со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. Отсюда - второе правило:

2.Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным. Но будет ли при этом чиста ваша совесть? Однако не забывайте при этом и о третьем правиле:

4.Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете расчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками - иначе в конце концов с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные. Однако этот принцип имеет и оборотную сторону, зафиксированному в правиле пятом:

5.Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже комплименты теряют в весе и убедительности, будучи воплощенными в такой вот форме:

"Приэт чувак я тащусь от тебя и тваих книг круто пиши ищо"

Из этого правило вытекает и правило шестое:

6.Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. Отсюда - правило седьмое:

7.Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.

8.Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится непосредственно к вам. Как и следующее правило:

9.Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять - так легко!
И наконец - последнее, самое главное правило:

10.Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: смысл понятия “информационная технология”.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Проверка полученных знаний;

Информационные системы

Перечислите свойства системы (7 свойств);

Перечислите свойства информационных систем (6 свойств);

Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д.

Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени.

Подсистема - часть любой системы.

сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей;

делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам;

целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое;

многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью;

структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям;

адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области;

интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами.

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.

Свойства информационных систем:

любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;

при построении ИС необходимо использовать системный подход;

ИС является динамичной и развивающейся системой;

ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;

выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;

участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.

Объяснение нового материала;

Технология – совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции.

С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии – технологии в области информационной деятельности людей.

Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология – это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата.

Это свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

Новые информационные технологии (НИТ) – технологии, связанные с использованием компьютерной техники.

НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Основные черты современных ИТ:

компьютерная обработка информации;

хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

передача информации на любые расстояния в кратчайшие сроки.

Некоторые виды НИТ:

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Современные информационно-поисковые системы совершенно преобразили технологию поиска информации.

В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов.

В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Работа с поисковыми системами в Интернете.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

АСУ – автоматизированные системы управления

АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации

Блок обработки и анализа информации решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д.

Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют.

Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа.

САПР - системы автоматизированного проектирования.

Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.

Современная САПР – программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Геоинформационные технологии – это новейшие информационные технологии, которые привели к созда

Использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) называется электронным учебником. При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Учащиеся должны знать: смысл понятия “информационная технология”.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Проверка полученных знаний;

Информационные системы

Перечислите свойства системы (7 свойств);

Перечислите свойства информационных систем (6 свойств);

Система - это образующая единое целое совокупность материальных и нематериальных объектов, объединенных некоторыми общими признаками, назначениями, свойствами, условиями существования, жизнедеятельности, функционирования и т.д.

Функционирование системы - процесс переработки входной информации в выходную, носящий последовательный характер во времени.

Подсистема - часть любой системы.

сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей;

делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам;

целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое;

многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью;

структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям;

адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области;

интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами.

Информационная система - это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений.

Свойства информационных систем:

любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем;

при построении ИС необходимо использовать системный подход;

ИС является динамичной и развивающейся системой;

ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий;

выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций;

участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.

Объяснение нового материала;

Технология – совокупность методов, способов и приемов, применяемых для получения определенного вида продукции.

С развитием материального производства создавались и развивались производственные технологии в промышленности и сельском хозяйстве.

Информационные технологии – технологии в области информационной деятельности людей.

Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любое обучение, включая школьное, требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология – это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата.

Это свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть предопределенно предсказан.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии.

Новые информационные технологии (НИТ) – технологии, связанные с использованием компьютерной техники.

НИТ возникают на перекрестье традиционных (бескомпьютерных) технологий и компьютерных методов обработки информации.

Основные черты современных ИТ:

компьютерная обработка информации;

хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

передача информации на любые расстояния в кратчайшие сроки.

Некоторые виды НИТ:

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Современные информационно-поисковые системы совершенно преобразили технологию поиска информации.

В библиотеках стали вполне обычными компьютерные системы поиска книг и журналов.

В процессе подготовительной работы создаются электронные картотеки, и на запрос по тематике на экране библиотечного компьютера возникает список подобранных книг.

Работа с поисковыми системами в Интернете.

Благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ возможен сквозной поиск информации по всем текстам, хранящимся в системе (на наличие в них запрашиваемого слова или группы слов).

АСУ – автоматизированные системы управления

АСУ включает в себя систему сбора информации, базу данных, систему обработки и анализа информации, систему формирования выходной информации

Блок обработки и анализа информации решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских расчетов и т. д.

Проблема непосредственного участия человека в управлении технологическим процессом чаще всего связана со скоростью протекания этого процесса. Если скорость превосходит человеческие возможности, то работу таких систем полностью автоматизируют.

Например, при запуске космического аппарата сотни датчиков передают наземному вычислительному комплексу сведения о ходе полета, и, в случае неполадок, на принятие решения могут оставаться доли секунды, то есть человек просто не успеет среагировать. В этом случае реагирует программа.

САПР - системы автоматизированного проектирования.

Проектирование включает в себя создание эскизов и чертежей, производство экономических и технических расчетов, работу с документацией, моделирование и т. д.

Современная САПР – программа, которая берет на себя многие из указанных видов деятельности.

Информационные технологии в обучении. Обучение охватывает миллионы людей. Существуют системы среднего, высшего, дополнительного образования, системы повышения квалификации, переподготовки кадров и др. Специалист XXI века будет поставлен в такие условия, когда ему практически постоянно придется чему-то учиться. Перед обществом стоит задача создания системы непрерывного образования, которая будет обслуживать значительную часть населения. Технологии обучения мало изменились за последние 100 лет. Пока, в основном, действует метод коллективного обучения: один учитель на группу обучаемых. Не всегда такой способ обучения дает высокие результаты. Причина заключается в различии индивидуальных способностей и возможностей учащихся. Путь совершенствования лежит через индивидуализацию обучения. Уже сейчас решению этой проблемы помогают средства НИТ в обучении: • использование в индивидуальном режиме специальных программ (обучающих, тренажерных, контролирующих и т. д.). Совокупность таких программ по определенному предмету (или разделу) образует то, что называется Электронным учебником. При создании электронных учебников широко используются мультимедийные технологии. Другая проблема системы образования (более всего это относится к высшему и специальному образованию) — это неравные условия людей в возможности получения качественного образования из-за географической удаленности от образовательных центров, из-за ограниченной пропускной способности вузов и пр. В решении этой проблемы на помощь приходит новая форма обучения: • Дистанционное образование с помощью компьютерных сетей. Существует несколько технологий дистанционного образования, которые в настоящее время конкурируют друг с другом и апробируются.

Читайте также: