План конспект урока гипофиз 9 класс
Обновлено: 07.07.2024
Железы — специальные органы человека, вырабатывающие и выделяющие специфические вещества (секреты) и участвующие в различных физиологических функциях.
Железы внешней секреции (слюнные, потовые, печень, молочные и др.) снабжены выводными протоками, через которые выделяют секреты в полость тела, различных органов или во внешнюю среду.
Железы внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, паращитовидные, щитовидная, надпочечники) лишены протоков и выделяют свои секреты (гормоны) непосредственно в омывающую их кровь, которая разносит их по всему организму.
Гормоны — биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции и оказывающие целенаправлённое влияние на другие органы. Они участвуют в регуляции всех жизненно важных процессов — роста, развития, размножения и обмена веществ.
По химической природе выделяют белковые гормоны (инсулин, пролактин), производные аминокислот (адреналин, тироксин) и стероидные гормоны (половые гормоны, кортикостероиды). Гормоны обладают специфичностью действия: каждый гормон влияет на определённый тип обменных процессов, на деятельность определённых органов или тканей.
Железы внутренней секреции находятся в тесной функциональной взаимозависимости, составляя целостную эндокринную систему , осуществляющую гормональную регуляцию всех основных процессов жизнедеятельности. Эндокринная система функционирует под контролем нервной системы, связующим звеном между ними служит гипоталамус.
Железы смешанной секреции (поджелудочная, половые) одновременно выполняют функции внешней и внутренней секреции.
Нарушения работы эндокринных желёз проявляются или в повышении секреции (гиперфункция), или в понижении (гипофункция), или в отсутствии секреции (дисфункция). Это может привести к разнообразным специфическим эндокринным заболеваниям. Причинами нарушения работы желёз являются их заболевания или нарушение регуляции со стороны нервной системы, особенно гипоталамуса.
Железы внутренней секреции
Эндокринная система — гуморальная система регуляции функций организма посредством гормонов.
Гипофиз — центральная железа внутренней секреции. Его удаление приводит к смерти. Передняя доля гипофиза (аденогипофиз) связана с гипоталамусом и вырабатывает тропные гормоны, стимулирующие деятельность других желёз внутренней секреции: щитовидной — тиреотропный, половых — гонадотропный, надпочечников — адренокортикотропный. Гормон роста оказывает воздействие на рост молодого организма: при избыточной продукции этого гормона человек растёт слишком быстро и может достичь роста 2 м и более (гигантизм); его недостаточное количество вызывает задержку роста (карликовость). Его избыток у взрослого человека приводит к разрастанию плоских костей лицевой части черепа, рук и ног (акромегалия). В задней доле гипофиза (нейрогипофиз) образуются два гормона: антидиуретический (или вазопрессин), регулирующий водно-солевой обмен (усиливает реабсорбцию воды в канальцах нефрона, уменьшает выделение воды с мочой), и окситоцин, вызывающий сокращение беременной матки при родах и стимулирующий секрецию молока в период лактации.
Эпифиз (шишковидная железа) — небольшая железа, являющаяся частью промежуточного мозга. В темноте вырабатывает гормон мелатонин, влияющий на функцию половых желёз и половое созревание.
Щитовидная железа — крупная железа, расположенная спереди гортани. Железа способна извлекать из омывающей её крови йод, входящий в состав её гормонов — тироксина, трийодтиронина и др. Гормоны щитовидной железы влияют на обмен веществ, процессы роста и дифференцировки тканей, функционирование нервной системы, регенерацию. Недостаточность тироксина вызывает тяжёлое заболевание — микседему, для которой характерны отёки, выпадение волос, вялость. При недостаточности гормона в детском возрасте развивается кретинизм (задержка физического, умственного и полового развития). При избытке гормонов щитовидной железы развивается базедова болезнь (резко возрастает возбудимость нервной системы, усиливаются процессы обмена веществ, несмотря на большое количество потребляемой пищи, человек худеет). При отсутствии в воде и пище йода развивается эндемический зоб — гипертрофия (разрастание) щитовидной железы. Для предотвращения этого йодируют кухонную соль.
Паращитовидные железы — четыре небольшие железы, расположенные на щитовидной железе или погружённые в неё. Вырабатываемый ими паратиреоидный гормон регулирует обмен кальция в организме и поддерживает его уровень в плазме крови (повышает его всасывание в почках и кишечнике, высвобождает его из костей). Одновременно он воздействует и на обмен фосфора в организме (усиливает его выведение с мочой). Недостаточность этого гормона приводит к усилению нервно-мышечной возбудимости, появлению судорог. Его избыток приводит к разрушению костной ткани, усиливается также склонность к камнеобразованию в почках, нарушается электрическая активность сердца, возникают язвы в желудочно-кишечном тракте.
Надпочечники — парные железы, расположенные на верхушке каждой почки. Состоят из двух слоёв — наружного (коркового) и внутреннего (мозгового), представляющих собой самостоятельные (отличающиеся по происхождению, строению и функциям) эндокринные железы. В корковом слое образуются гормоны, участвующие в регуляции водно-солевого, углеводного и белкового обмена (кортикостероиды). В мозговом слое — адреналин и норадреналин, обеспечивающие мобилизацию организма в стрессовых ситуациях. Адреналин повышает систолическое давление, ускоряет частоту сердечных сокращений, увеличивает кровоток в сердце, печени, скелетных мышцах и мозге, способствует превращению гликогена печени в глюкозу и увеличивает уровень сахара в крови.
К железам внутренней секреции относится и тимус, в котором синтезируются гормоны тимозин и тимопоэтин.
Железы смешанной секреции
Поджелудочная железа секретирует содержащий ферменты поджелудочный сок, участвующий в пищеварении, и два гормона, регулирующие углеводный и жировой обмен, — инсулин и глюкагон. Инсулин снижает содержание глюкозы в крови, задерживая распад гликогена в печени и увеличивая использование его мышечными и другими клетками. Глюкагон вызывает распад гликогена в тканях. Недостаточность секреции инсулина приводит к повышению уровня глюкозы в крови, нарушению липидного и белкового обмена, развитию сахарного диабета. Для лечения диабета используют инсулин, получаемый из поджелудочных желёз скота.
Половые железы (яички и яичники) образуют половые клетки и половые гормоны (женские — эстрогены и мужские — андрогены). Оба типа гормонов имеются в крови любого человека, поэтому половые признаки определяются их количественным соотношением. У зародышей половые гормоны контролируют развитие половых органов, а во время полового созревания обеспечивают развитие вторичных половых признаков: низкий голос, прочный скелет, развитая мускулатура тела, рост волос на лице — у мужчин; отложение жира в определённых частях тела, развитие молочных желёз, высокий голос — у женщин. Половые гормоны делают возможным оплодотворение, развитие зародыша, нормальное протекание беременности и родов. Женские половые гормоны поддерживают менструальный цикл.
Регуляция деятельности эндокринной системы
Особое место в эндокринной системе занимает гипоталамо-гипофизарная система — нейроэндокринный комплекс, регулирующий гомеостаз организма. Гипоталамус воздействует на гипофиз при помощи нейросекретов, которые высвобождаются из отростков нейронов гипоталамуса и по кровеносным сосудам поступают в переднюю долю гипофиза. Эти гормоны стимулируют или тормозят выработку тропных гормонов гипофиза, которые, в свою очередь, регулируют функцию периферических желёз внутренней секреции (щитовидной железы, надпочечников и половых желёз).
Железа | Гормоны | Функция |
Гипофиз: а) передняя доля | Гормон роста (соматотропин) | Регулирует рост (пропорциональное развитие мышц и костей), стимулирует обмен углеводов и жиров |
Тиреотропин | Стимулирует синтез и секрецию гормонов щитовидной железы | |
Кортикогропин (АКТГ) | Стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников | |
Фолликуло-стимулирующий гормон (ФСГ) | Контролирует рост фолликулов, созревание яйцеклеток | |
Пролактин | Рост молочных желез и секреция молока | |
Лютеинизирующий гормон (ЛГ) | Контролирует развитие желтого тела и синтез им прогестерона | |
Гипофиз: б) средняя доля | Меланотропин | Стимулирует синтез пигмента меланина в коже |
Гипофиз: в) задняя доля | Антидиуретический гормон (вазопрессин) | Усиливает обратное всасывание (реабсорбцию) воды в канальцах почек |
Окситоцин | Стимулирует родовую деятельность (усиливает сокращения мышц матки) | |
Эпифиз | Мелатонин Серотонин | Регулируют биоритмы организма, половое созревание |
Щитовидная | Тироксин Трийодтиронин | Регулируют процессы роста, развития, интенсивность всех видов обмена веществ |
Паращитовидные | Паратирин (паратгормон) | Регулирует обмен кальция и фосфора |
Надпочечники: а) корковый слой | Кортикостероиды, минералкортикоиды | Поддерживают на высоком уровне работоспособность, способствуют быстрому восстановлению сил, регулируют водно-солевой обмен в организме |
Надпочечники: б) мозговой слой | Адреналин, норадреналин | Ускоряют кровоток, повышают частоту и силу сокращений сердца, расширяют сосуды сердца и мозга, бронхи; увеличивают распад гликогена в печени и вывод глюкозы в кровь, усиливают сокращение мышц, снижают степень утомления |
Поджелудочная железа | Инсулин, Глюкагон | Понижает уровень глюкозы в крови. Повышает уровень глюкозы в крови, стимулируя распад гликогена |
Половые железы | Женские гормоны — эстрогены, мужские гормоны — андрогены | Развитие вторичных половых признаков, репродуктивные возможности организма, обеспечивают оплодотворение, развитие зародыша и роды; влияют на половой цикл, психические процессы и др. |
Ведущей гормональной системой организма является система гипоталамус — гипофиз — надпочечники. Железы внутренней секреции, входящие в эту систему, являются важнейшими регуляторами физиологических процессов, лежащих в основе целостных реакций организма. Гипоталамус (отдел головного мозга) в этой системе выполняет роль высшего подкоркового эндокринного регулятора: он выделяет факторы стимуляции гипофиза (нейросекреция).
Гипофиз — это железа внутренней секреции, которая регулирует активность многих других эндокринных желез (и, соответственно, органов человека).
Эта железа, размером с горошину (масса гипофиза у взрослого человека 0,6–1,1 г), расположенная у основания мозга состоит из трёх долей (передней, задней и средней).
Передняя доля гипофиза секретирует гормоны (тропные гормоны), влияющие на рост и функции других эндокринных желёз. Эти гормоны регулируют функции:
- щитовидной железы (тиреотропный гормон),
- половых желёз (гонадотропный гормон),
- коры надпочечников (адренокортикотропный гормон — АКТГ).
Ещё один из гормонов передней доли гипофиза — гормон роста или соматотропный гормон — регулирует рост костей в длину, ускоряет обмен веществ. При его недостатке замедляется рост ребенка, развивается карликовость (пропорции тела и психическое развитие человека не нарушаются).
Повышение содержания гормона роста в организме ребенка вызывает его усиленный рост и приводит к гигантизму.
При выделении в кровь избыточного количества гормонов роста у взрослого человека, когда рост костей завершен, развивается болезнь акромегалия. У таких больных увеличиваются кости пальцев, стоп, лицевой части черепа. При этом усиленно растут нос, подбородок, увеличиваются язык, объем сердца и других органов. Голосовые связки утолщаются и голос становится грубым.
Гипофиз выделяет гормоны, которые стимулируют рост и созревание половых клеток, образование и выделение молока молочными железами, а также влияют на водно-солевой обмен в организме.
Секреция гормонов гипофиза в кровь регулируется по принципу обратной связи (саморегуляции): снижение содержания определенного гормона в крови вызывает выделение гипофизом соответствующего гормона, который повышает активность железы.
- Гормон вазопрессин усиливает обратное всасывание воды из первичной мочи в почечных канальцах (если его не хватает, то человек теряет очень много воды с мочой).
- Гормон окситоцин усиливает сокращение гладкой мускулатуры (особенно важно его присутствие в организме женщины во время родов, так как без этого гормона гладкие мышцы матки не могут сокращаться).
В центральной части гипофиза, которую ещё называют промежуточной долей, вырабатывается меланоцитостимулирующий гормон (МСГ), избыток которого приводит к потемнению кожи.
Эпифиз (шишковидное тело) — относится к головному мозгу и регулирует биологические ритмы организма (суточные, сезонные и др.). В нем вырабатывается гормон, тормозящий преждевременное половое созревание. Выделение гормона зависит от освещенности.
· Обуч: В ходе урока ознакомить учащихся с особенностями строения эндокринной системы человека.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Основная часть (новый материал).
Железами внутренней секреции или эндокринными называются железы, не имеющие выводных протоков и выделяющие свои секреты прямо в кровь. Секреты эндокринных желез называются гормонами. Гормоны - высокоактивные вещества, осуществляющие регуляторные процессы в организме. Механизм регуляции физиологических процессов при помощи гормонов носит название гуморального. К эндокринным железам относятся гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, надпочечники, поджелудочная железа и половые железы. Кроме эндокринных желез гормоны выделяются различными отделами внутренних органов а именно, отделом промежуточного мозга - гипоталамусом, клеткам.
ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА расположена на передней стенки гортани, поверх щитовидного хряща. Масса железы от 25 до 30 г. Ткань железы образована пузырьками - фолликулами, в которых происходит образование гормонов - тироксина и трийодтиронина. Гормоны железы содержат йод. Действие гормонов сводится к усилению окислительно-восстановительных процессов, повышению уровня обмена веществ. Гормоны щитовидной железы участвуют в половом созревании животных и человека. Так если головастик лягушки лишен этих гормонов, то у него не происходит метаморфоз. При снижении функции щитовидной железы в детстве развивается кретинизм, при недостатке гормонов у взрослых развивается микседема - слабоумие. При повышении деятельности щитовидной железы развивается базедовая болезнь. Характерные признаки этого заболевания -повышенная возбудимость, учащение сердцебиения, пучеглазие /экзофтальм/, потеря веса. Заболевания щитовидной железы наблюдаются в тех географических областях, где вода содержит мало йода, обычно это в горных местностях. Заболевание сопровождается разрастанием ткани железы с образованием зоба. Профилактикой эндемического зоба является йодирование соли и прием йодсодержащих таблеток.
Паращитовидные железы располагаются на задней поверхности щитовидной железы. Они выделяют гормон, который регулирует содержание кальция и фосфора в крови и ткани. Гормон называется паратгормон. Удаление или поражение этих желез приводит к судорогам, спазмам мыши и даже смерти.___________
ЭПИФИЗ (шишковидное тело) - маленькая красновато-бурая железа массой всего 0,5 - 0,20 г, расположенная между верхними бугорками четверохолмия среднего мозга. Гормон эпифиза - мелатонин способен менять скорость полового созревания. Выработка этого гормона усиливается в темноте. Тормозное влияние мелатонина на половые железы наблюдается у слепых людей.
ГИПОФИЗ - железа нижнего отдела промежуточного мозга. Масса гипофиза - около 0,5 г. Расположен он в особой выемке, называемой турецким седлом. Гипофиз состоит из трех долей - передней, средней, задней. В передней доле синтезируются гормоны, регулирующие работу всех остальных эндокринных желез.
Гормоны передней доли гипофиза: адренокортикотропный гормон – АКТГ управляет работой коры надпочечников. Гормоны управляют деятельностью половых желез. Соматотропный гормон - соматостаган стимулирует рос тканей.
Пролактин стимулирует выработку молока у кормящих женщин.
Гормон промежуточной доли гипофиза - меланотоцин, усиливает пигментацию кожи, ускоряет половое созревание.
Гормоны задней доли гипофиза - вазопрессин - антидиуретический гормон - АДГ усиливает всасывание воды в почечных канальцах почек, уменьшает выделение мочи. Окситоцин - стимулирует сокращение гладкой мускулатуры семявыносящих канальцев и яйцеводов.
Тимус - вилочковая железа - небольшой лимфоидный орган, состоящий из двух долей, расположенной за грудиной в средостении. Тимус хорошо развит только в детском возрасте и практически исчезает в подростковом. Эндокринная роль тимуса заключается в том, что здесь в нем созревают Т-лимфоциты, ответственные за иммунный ответ. Эндокринная функция тимуса заключается в том, что здесь вырабатываются гормоны - тимозин и тимопоэтины, стимулирующие рост и формирование иммунной системы. Если тимус сохраняет свою активность во взрослом состоянии, то могут развиться аутоиммунные заболевания, при которых происходит разрушение собственными антителами собственных белков. К таким заболеваниям относится красная волчанка, миастения.
Надпочечники находятся в брюшной полости. Почки и состоят из двух слоев - мозгового и коркового. Мозговой слой вырабатывает адреналин и норадреналин. Эти гормоны работают в едином комплексе с симпатическим отделом нервной системы и осуществляют готовность организма к борьбе - усиливают кровоток в мышцах и мозге, повышают уровень давления крови, усиливают частоту сердечных сокращений, ускоряют свертывание крови.
Клетки коркового слоя вырабатывают гормоны трех типов:
1. Глюкокортикоиды, главным из которых является кортизол, понижающий уровень содержания глюкозы в крови и тормозящий иммунитет.
2. Минералкортикоиды например альдостерон, регулирующий содержание ионов натрия и капля.
3. Предшественники половых гормонов, главным образом мужских, участвующих в формировании вторичных половых признаков.
При недостаточном функционировании надпочечников развивается Адиссонова болезнь, для которой характерны нарушения жирового и углеводного обмена, похудание, низкое кровяное давление, усиление пигментации кожи.
ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА. Обладает смешанной секрецией: часть ее клеток выделяет в просвет 12-перстной кишки пищеварительные гормоны, а клетки, образующие скопления -островки, выделяют гормоны инсулин и глюкагон непосредственно в кровь. Инсулин регулирует переход глюкозы из крови в печень, где она откладывается в виде гликогена, а глюкагон наоборот осуществляет образование глюкозы из гликогена и поступление ее в кровь. При недостатке инсулина развивается заболевание - сахарный диабет. При этом заболевании уровень глюкозы в крови возрастает, ее избытки выводятся через мочу. Недостаток глюкозы в крови приводит к смерти. В качестве лечения больным сахарным диабетом назначают прием инсулина в виде таблеток или инъекций. Во всем мире насчитывается громадное количество диабетиков.
ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - называют железами смешанной секреции.
Как железы внешней секреции они выделяют в полость половых протоков половые клетки, как железы внутренней секреции выделяют прямо в кровь гормоны. Яичники - женские половые железы выделяют женские половые гормоны - прогестерон и эстрогены, мужские половые железы - семенники выделяют мужской половой гормон - тестостерон. Половые гормоны влияют на формирование вторичных половых признаков.
Методы контроля знаний (проверка понимания)
Закрепить полученные знания вопросами, которые задают учащиеся из соседних групп.
Цитата написана на доске, первое слово закрыто:
Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека.
– Подумайте, о ком идет речь?
– Кто способен создавать восхитительные сооружения?
– Кто может покорять вершины и исследовать глубины нашей планеты?
– Кто способен мыслить и познавать мир? Вы правильно догадались – Человек!
Человек вызывает, постоянны интерес у ученых, врачей, а также у людей искусства: художников, писателей. Так, одно из произведений Д.В.Григоровича посвящено мальчику, который мог фиксировать тело в неестественных позах и закручиваться спиралью. (Слайд №1)
Большинство книг основываются на реальных событиях и фактах. Я хочу привести вам примеры из жизни, которые могли бы послужить основой для литературной истории. (Приложение 5)
1 задача. До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.
2 задача. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему (Слайд №2):
Проблема: Почему возможно возникновение различных отклонений от нормального развития? Чтобы разобраться в данной проблеме, нам необходимо сформулировать цель. Помогите, ребята, сформулировать цель нашего занятия.
Цель: выяснить причины проявления аномалий в развитии человек? (Слайд №2).
– Для достижения цели, необходимо вспомнить способы регуляции систем организма человека. Каким образом, наш организм действует как единое целое? (Слайд №3 по желанию можно исключить)
Действительно, это может быть регуляция через жидкие среды организма и с помощью нервных импульсов.
Возникает вопрос: нарушение деятельности, какой из систем может привести к вышеописанным в задачах отклонениям? К появлению качественных изменений, т.е. внешних?
Необходимо вспомнить принцип регуляции нервной системы и эндокринной.
– Каков принцип действия нервной системы, напомните? (рефлекторный). Действительно, отклонение от нормы в результате нарушения функций нервной системы будет проявляться, например, в нарушении координации движений, в изменении поведения человека и т.д.
Нарушение механизмов гуморальной (жидкостной) регуляции отражается на протекании процессов жизнедеятельности: обмен веществ, рост, развитие. Читая строки цитат, можно предположить, что такие внешние изменения, вызвано разрушительным действием какого-либо вещества.
II. Изучение нового материала
– Итак, эндокринная система, как вы помните, образованна тремя типами желез (Слайд №5.) Обратите внимание на доску. Последовательно выстраиваем схему.
– Возможно, нарушения развития связанны с одним из компонентов желез внутренней секреции. Каковы ваши гипотезы?
- нарушения связанны с деятельностью самих желез;
- нарушения связанны с транспортировкой гормонов;
- нарушения связанны с количеством и спецификой действия гормонов.
– Любое предположение требует доказательств. Необходимо подтвердить или опровергнуть предположение научными фактами. Именно этим мы и займемся.
– Внимание! Для решения проблемы мы создадим 4 экспертные группы (вариант: распределите учащихся по занимаемым рядам).
- Задание для 1 группы: установить основные группы гормонов, биологические свойства и общую функцию. (Приложение 1)
- Задание для 2 группы: выясните особенности механизма действия различных групп гормонов. (Приложение 2)
- Задание для 3 группы: охарактеризуйте железы организма человека (гипофиз, гипоталамус, щитовидная, надпочечники, поджелудочная), которые отвечают за выработку гормонов. (Приложение 3)
- Задание для 4 группы. выясните, какие гормоны вырабатывают железы внутренней секреции, и, каковы последствия нарушения работы желез. (Приложение 4)
Работа сопровождается приглушенной музыкой. Песочные или водные часы на 10 минут.
– Итак, гормоны могут проникать внутрь клетки либо взаимодействовать с рецепторами мембран клеток-мишеней.
– Где происходит распад всех гормонов?
– Вопросы к докладчикам первых групп? Спасибо.
– Приглашаем докладчика 4 группы. Будьте внимательны. (Слайд №12)
– Что такое гиперфункция и гипофункция желез? Избыток и недостаток выработки гормона. (Слайды №13, 14, 15,16).
– Ваши вопросы 4 группе? Спасибо.
– Проверьте правильность заполнения таблицы. (Слайды №18,19).
– Вернемся к Схеме 1.
– Итак, где возможны нарушения?
– Нарушения в работе желез внутренней секреции возможны? – Да.
– Нарушения в выработке гормонов? – Да, гипофункция и гиперфункция желез.
– Мы выяснили, что нарушения в развития могут быть связаны и с нарушением деятельности самих желез, и с нарушением выработки гормонов (переизбытком или недостатком гормонов). Цель достигнута!
– Сформулируйте и запишите вывод. (Слайд №20)
Вывод: отклонение от нормального развития возможно в результате нарушения деятельности желез.
– Вернемся к началу урока. В чем причина появления симптомов? Решите задачи на рабочих листах, используя свои таблицы. (Приложение 5).
Задание 2. Выяснить причины нарушения деятельности желез.
– В результате чего нарушается деятельность желез?
– Какие факторы вызывают нарушения на генном уровне? Возможно, вы удивитесь, но к такими факторами относятся:
III. Обобщение
– Сегодня мы выяснили причины возникновения различных отклонений от нормального развития. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту.
Будьте внимательны к своему здоровью и здоровью своих близких!
Читайте также:
- Конспект теория раскольникова петербург достоевского
- Лицензионные условно бесплатные и свободно распространяемые программы конспект
- Конспект занятия по безопасности в быту в старшей группе
- Опорные конспекты сегодня скрипты в методике преподавания гуманитарных дисциплин в школе
- Бог и человек в православии 4 класс конспект урока