План конспект урока академический рисунок

Обновлено: 07.07.2024

· А что такое перспектива?
· Какие виды перспективы вы знаете?
· Воздушная перспектива
· Обратная перспектива
· Фронтальная перспектива
· Угловая перспектива
· Линия горизонта?
· Точка схода?
· Центральная точка схода
· Законы перспективы:
- Все предметы, по мере удаления от нашего глаза, кажутся меньше;
- Все линии, идущие перпендикулярно к горизонту, сходятся в главной точке схода;
- Линии параллельные горизонту, где бы они не находились, не изменяют своего горизонтального положения;
- Все вертикальные направления (заводские трубы, телеграфные столбы, стволы сосен и т.д.) в изображении выглядят вертикально;
- Предметы, находящиеся под углом к линии горизонта, имеют несколько точек схода.

Оценить 1302 0

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец детского и юношеского творчества

Педагог дополнительного образования

Тюрина Наталья Юрьевна

г. Армавир 2017 год

Открытый урок по теме

Педагог:Тюрина Наталья Юрьевна

Дата проведения: 15.11.2017 год.

Контингент:воспитанники 12-13 лет.

Цель:Формирование навыков перспективного построения предметов; Воспитание сознательного отношения уч-ся к процессу рисования.

Задачи:Образовательные: закрепить законы перспективы и понять основное правило перспективного изображения параллельных линий различного направления. Развивающие: развить объемно-пространственное и конструктивное видение строения куба средствами линии. Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, эмоциональность, культуру визуальных наблюдений, аккуратность.

Тип занятия: комбинированный.

Форма проведения: фронтальная, групповая.

Оборудование:Для учителя:Наглядные пособия:

Презентация о перспективе;

Рисунки на доске, поясняющие перспективу предметов;

Карточки, пластилин, деревянные палочки.

Для учеников: Лист бумаги (формат А3); карандаш; резинка; кнопки.

Применяемые технологии: личностно-ориентированная технология, технология интегрированного урока.

Организационная часть – 10 минут;

Объяснение задач урока – 15 минут;

Практическая работа – 75 минут:

Задание №1 – 20 минут

Задание №2 – 10 минут

Задание №3 – 45 минут

Просмотр работ – 10 минут.

Организационный момент

Проверка готовности уч-ся к уроку. Бумага прикреплена к планшету, карандаш заточен. Учеником выбрано место для рисунка.

Объяснение задачи урока.

Сегодня мы с вами на уроке проведём лабораторную работу, в результате которой:

Закрепим законы перспективы и поймем основное правило перспективного изображения параллельных линий различного направления;

Выявим объемно-пространственное и конструктивное строение куба и нарисуем его с помощью линий.

Но для начала повторим, что такое перспектива.

Показ презентации о перспективе.

В ходе показа презентации ребятам задаются уточняющие вопросы:

А что такое перспектива? (слайд 2);

Какие виды перспективы вы знаете? (слайд 5);

Воздушная перспектива (слад 6);

4.Обратная перспектива (слад 7);

7. Фронтальная перспектива (слад 13);

8. Угловая перспектива (слад 16);

9. Линия горизонта? (слайд 20);

10. Точка схода? (слайд 21);

11. Центральная точка схода (слайд 22);

12. Законы перспективы:

слайд24.Все предметы, по мере удаления от нашего глаза, кажутся меньше;

слайд26. Все линии, идущие перпендикулярно к горизонту, сходятся в главной точке схода;

слайд27. Линии параллельные горизонту, где бы они не находились, не изменяют своего горизонтального положения;

слайд28. Все вертикальные направления (заводские трубы, телеграфные столбы, стволы сосен и т.д.) в изображении выглядят вертикально;

слад29. Предметы, находящиеся под углом к линии горизонта, имеют несколько точек схода.

Практическая работа

Задание 1: сделать куб с помощью палочек и пластилина.

Давайте рассмотрим куб и поймём особенности его строения.

У куба есть грани – 6;

Для выполнения задачи урока нам потребуется каркас куба. Рисование каркасных тел помогает художникам лучше понять объемно-пространственное и конструктивное строение предметов.

Каркас куба изготовить легко, а польза от наблюдения и анализа его формы и тем более рисования несомненна.

Для изготовления каркаса, нам надо взять 12 палочек размером 15-20см и 8шариков пластилина диаметром 1,5см.

Вопрос: почему именно такое количество палочек и шариков?

Ответ: потому что у куба - 12 рёбер и 8углов.

Приступаем к сборке каркасной модели куба. Сборка производится путём накалывания пластилиновых шариков на заострённые на концы палочек и скрепления, таким образом, палочек под нужным углом друг к другу. Сначала соединим четыре палочки в виде квадрата, затем из углов квадрата вертикально восстановим еще четыре палочки. Затем изготовим квадрат из оставшихся четырёх лучинок и насадим его на верхние концы вертикальных палочек. Каркасная модель куба готова. В процессе соединения нужно следить за тем, чтобы углы, образуемые палочками, были прямыми, чтобы не было заметных перекосов.

Вывод первого задания:

Сколько рёбер у куба? 12 рёбер.

Сколько у куба углов? 8 углов.

Сколько граней у куба? 6 граней.

Вот мы определились с конструктивным строением куба.

Задание 2: Изучение объемно - пространственного расположения куба

Куб сделан. Возьмите куб в руки и посмотрите, что мы будем видеть, если расположим его на уровне глаз слева и справа на расстоянии вытянутой руки - мы будем видеть две грани куба. А сколько граней куба мы будем видеть, если расположить его выше и ниже линии горизонта? Сколько будет точек схода?

В ыводы второго задания:

1. Одна грань куба параллельна линии горизонта. Точка схода одна.

В этом положении видим одну грань куба.

Ниже линии горизонта. Видим две грани куба.

Выше линии горизонта. Видим две грани куба.

2. Рассмотрим вариант, если куб развернут к нам одним из своих боковых ребер, так же в трех положениях: на линии горизонта, ниже и выше линии горизонта. В этом случае точек схода будет две.

В первом случае, нам будут видны только две грани, которые расположены под углом. Ближе всего к нам будет находиться переднее боковое ребро, и только оно не подвергнется перспективным сокращениям.

Из углов куба проводим вправо и влево прямые, которые будут сходиться на линии горизонта, на них будут лежать верхние и нижние ребра куба.

Если поставить куб выше или ниже линии горизонта, то мы увидим верхнюю или нижнюю грань.

Задание 3: выявим объемно-пространственное и конструктивное строение куба и нарисуем его с помощью линий.

Композиция рисунка. Приступая к работе над рисунком, продумайте композицию листа. На нем мы должны разместить 3 – 4 куба. В верхней части листа изображайте кубы, на которые вы смотрите снизу, в нижней части листа – кубы, на которые вы смотрите сверху - так, как будто примерно посередине листа проходит линия горизонта. При желании можно действительно провести ее на рисунке, тогда раскрытие квадратов в основании кубов будет задано более точно. Обозначьте на листе место и приблизительный размер каждого куба легкими линиями.

Определение высоты куба. Проведём ближнюю к нам вертикальную линию. Засечками ограничиваем высоту куба (вернее, высоту ребра, но весь дальнейший рисунок следует вести, ориентируясь на неё, поэтому следует внимательно проследить, чтобы высота ближнего ребра куба была на своём месте и правильной по размеру)

Направление точек схода. Рисованию любого предмета предшествует изучение его конструкции и расположение в пространстве. Нам необходимо понять соотношение видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных граней открыта больше, какая меньше. Грани куба представляют основу (каркас) всей конструкции, поэтому с них следует начинать построение. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. От нижнего и верхнего конца этого вертикального ребра проводят направления нижних и верхних горизонтальных ребер, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре.

Определение крайних вертикальных рёбер. Далее проводят два крайних вертикальных ребра левой и правой граней куба и таким образом намечают видимую высоту вертикальных граней. При этом необходимо следить за взаимными пропорциями ширины этих граней и высотой ближайшего вертикального ребра. От правильного построения углов наклона горизонтальных ребер куба и соблюдения пропорций видимых размеров граней зависит правильность дальнейшего изображения.

Строим верхнее и нижнее основание. Замкнув ребрами две видимые вертикальные грани, строят верхнее и нижнее основания куба. Все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении, должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта.

После того, как построение выполнено и проверено, выделим ближние к нам линии. Если линия тёмная, то кажется, что она ближе.

Выполнив несколько рисунков одного и того же куба в различных положениях по отношению и к линии горизонта, и расположению просматриваемых граней (левой и правой), мы делаем выводы.

Выводы третьего задания:

Чем ближе к линии горизонта, тем более сплюснутой будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше – тем более распластанной.

При этом в каждом отдельном случае необходимо определять пропорции граней, наклоны ребер и точки схода на линии горизонта.

Чем ближе к нам линия, тем темнее она должна быть на рисунке.

Все вертикальные рёбра куба рисуются строго вертикально

Просмотр работ учащихся

Самостоятельная работа уч-ся под наблюдением преподавателя – необходимое условие изучения и рисования конструкции предметов. При обходе рабочих мест в ходе выполнения самостоятельной работы преподаватель контролирует выполнение рисунка, оказывает помощь только при обнаружении грубых ошибок.

Рассматривая порядок работы, преподаватель указывает на особенности выполнения каждого этапа рисунка. Разбор работ уч-ся проводят по схеме последовательности выполнения учебного задания: компоновка изображения; конструктивное и перспективное построение изображения; прорисовка формы и выявление её характера; выявление пространственного положения формы, устранение обнаруженных ошибок.

В конце урока преподаватель выражает свое мнение о выполненной уч-ся работе и даёт ей оценку. По каждому вопросу преподаватель проводить анализ работы уч-ся, указывает на ошибки и недостатки её выполнения, рекомендует приёмы и способы устранения ошибок. В обсуждение работ можно включить и самих уч-ся.

Выводы урока:

Желательно, что выводы урока сделали сами обучающиеся.

У куба есть грани – 6, углы – 8, рёбра – 12.

Все вертикальные рёбра куба рисуются строго вертикально

Чем ближе к линии горизонта, тем более узкой будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше – тем более раскрытой.

Чем ближе к нам линия, тем темнее она должна быть на рисунке.

Все линии, идущие перпендикулярно к горизонту сходятся в главной точке схода;

Линии параллельные горизонту, где бы они не находились, не изменяют своего горизонтального положения;

Куб, находящийся под углом к линии горизонта, имеет две точки схода

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Конспект занятия

г. Когалым, 2019

Тип урока: освоение нового материала

Тема урока рассчитана на 3 академических часа. Академический час – 40 минут.

Временной план урока:

теоретическая часть – 1 а. ч.

практическая часть – 2 а. ч.

План работы над темой:

1 а. ч. – объяснение теоретической основы темы

2 а. ч. – выполнение упражнений

Обучающая (дать понятие о рисунке и его видах, а материалах исполнения)

Развивающая (развить художественный вкус на примерах академических рисунков)

Воспитывающая (воспитывать, на примере репродукций по академическому рисунку художников и студенческих работ художественных ВУЗов, культуру работы на формате)

Оборудование: листы формата А4, простые карандаши, ластик

Ход занятия

Организационный момент

Объяснение материала.

Дети, как вы думаете, что такое рисунок (графика)?

Рисунок – какое – либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха и пятна. Различными сочетаниями этих средств достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка .

Дети, какие вы знаете материалы для выполнения графики?

Для занятий по рисунку в основном пользуются графическими средствами: цветные карандаши, однотонная акварель или гуашь, тушь, перо и, конечно же, белая плотная бумага. Со времени появления бумаги — основными материалами рисунка продолжают оставаться карандаш, уголь, сангина, соус, перо, тушь, акварель, пастель, реже сепия.

Самым распространенным художественным материалом является обыкновенный графитный карандаш, являющимся для создания самостоятельных графических творений в области рисунка.

Графитный карандаш дает на бумаге нескончаемую шкалу неуловимых оттенков, нежнейшие тушевки и тончайшие штриховые пятна. Если остро заточить карандаш, можно получить тонкую паутину линий и провести одну резкую, решительную. Положенный почти плашмя, он дает на бумаге сочное бархатное пятно. Карандаш реагирует на все индивидуальные приемы работы, допускаемые рисующими, и в этом заключается проявление его изумительных свойств. Достоинством карандаша являются полная свобода всех операций на бумаге и одновременное исправление допущенной в рисунке ошибки — путем использования резинки.

Цветными карандашами также можно добиваться разнообразных графических или живописных эффектов, особенно это касается акварельных карандашей, которые можно размывать водой, добиваясь живописных приемов работы.

Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Рисовальный уголь обладает большими выразительными возможностями, им можно выполнить пейзаж, портрет, натюрморт и сюжетную композицию.

Им можно проводить как самые тонкие линии, так и широкие, можно быстро заштриховывать большие поверхности боковой стороной. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им можно выполнять быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, дает возможность передать свет и тень. Углем можно рисовать на бумаге, картоне, стене и других поверхностях, пригодных для рисунка. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углем получаются на цветном фоне неярких тонов.

Допускается сочетание угля с другими материалами — с сангиной, мелом, пастелью, цветными карандашами, акварелью.

Сангину, материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке еще Леонардо да Винчи. Другое название этого материала —красный мел. Сангина вырабатывается в виде круглых или квадратных палочек и бывает разных оттенков. Рисовать ей можно линией, штрихом, используя растушевку, на различной бумаге, картоне, грунтованном холсте. Часто художники сочетают сангину с углем, мелом, карандашом.

Техника пастели многогранна и проста. Пастельные мелки — хрупкие и нежные по цвету. Ими можно работать штрихом или широкими пастозными мазками. Втирание цвета в цвет дает необычный эффект мягкости и точности тональных переходов.

Пастель любит тонированную основу, ею можно работать на цветной бархатной бумаге, картоне, обработанном мелкозернистой шкуркой. Пастель лучше держится на шероховатой поверхности. Она требует закрепления и бережного хранения.

Для выполнения рисунков подходит также и перо. Тонкое стальное перо, используемое с тушью, дает на бумаге разнообразные линии и штрихи. В эскизах декоративных изделий перо можно применять для проработки мельчайших деталей. Оно наилучшим образом способствует выработке техники штрихового рисунка.

Рисование пером является отличной школой воспитания руки и глаза. Перья бывают разных размеров и из разных материалов. Прежде всего для работы важно, чтобы перо не царапало бумагу. Меняя нажим на перо, можно добиться разнообразной толщины линии. Стальное перо дает четкую, тонкую линию, а гусиное или тростниковое — живую и выразительную.

Техника работы акварелью привлекает тем, что акварельный тон позволяет сразу покрывать большую площадь бумаги и видеть изображаемый объект как пятно или силуэт.

Самым подходящим рисовальным материалом служит однотонная акварель — черная или коричневая. Работая акварелью, следует знать, что из себя представляет этот материал, каково его происхождение, как смотреть на него при создании произведений живописи или графики. Акварельная краска состоит из цветного порошка ( пигмента ) и связующего вещества — воды с добавлением растительного прозрачного клея ( гуммиарабика или декстрина ). Чтобы краска не пересыхала, в нее добавляют пластификатор в виде глицерина и инвертированного ( измененного ) сахара. Если бы в краску не добавляли также ряд других веществ, например, бычьей желчи, фенола, то она на бумаге скатывалась бы в отдельные капли, а без антисептика плесневела и разрушалась.

Кисти изготовляют из обработанного волоса хвостов колонка, белки, песчаника, барсука, куницы.

Лучшими кистями для акварели считаются колонковые, наиболее упругие и прочные среди других. Большое распространение получила техника рисунка кистью на бумаге. Она позволяет выполнять тончайшие рисунки и широко прокладывать тоном большие плоскости, добиваться лепки формы с помощью мазка.

Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет за собой красивую плавную линию, которую нельзя стереть, поэтому работать им надо твердой и уверенной рукой. Фломастеры бывают тонкие и толстые, различных цветов, что расширяет их художественные возможности. Ими можно работать, используя линию, штрих или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Не менее важным материалом, является и резинка (ластик). Употребление резинки в процессе рисования связано с удалением лишних линий, ослаблением тона. Она должна быть мягкой, чтобы не разрушить поверхность бумаги, и остроугольной для незаметного удаления вышедших за край следов штриховки и небольших пятен тона.

Как нужно правильно держать карандаш в руке? Не менее важным моментом в начальном обучении является постановка руки. Привычка держать карандаш, как пишущую ручку, не соответствует процессу рисования на почти вертикальной поверхности прикрепленного к мольберту листа. Нужно приучить себя к другому положению карандаша в руке, при котором не нужно опираться на поверхность листа, так как при этом можно размазать рисунок рукой. Держать карандаш нужно за неотточенный конец между ногтевыми фалангами большого, указательного и среднего пальцев. Такое положение руки, кисти и пальцев позволит прикасаться к поверхности рисунка только карандашом или ногтевой фалангой мизинца и сохранять необходимое расстояние от работы.
Избегая касания рисунка всей рукой, в некоторых случаях можно опираться на кончики мизинца и безымянного пальца. Держа в вытянутой руке карандаш (большой палец сверху, четыре пальца поддерживают снизу), рисовальщик получает возможность проводить не только вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, но и полукружья. Во время работы рисунок должен быть освещен так, чтобы тень от руки не падала на рисунок.

Как вы думаете, что такое изобразительно - выразительные средства в рисунке и какие бывают?

Изобразительно - выразительные средства – это средства при помощи, которых, художником достигается выразительность в работе (произведении), это главным образом: точка, линия и пятно.

Точка. Получается от прикосновения острия карандаша, кисти или любого изобразительного материала к изобразительной плоскости или от пересечения линий и штрихов. Чаше всего используется при отображении светотени или при линейном построении композиции рисунка. В этом случае точка выступает в качестве опоры, поэтому ее называют опорной.

Линия — наиболее распространенное изобразительно-выразительное средство, легко наносимое любым материалом.

Линии различают по назначению:

- вспомогательные — используются при компоновке и линейно- конструктивном построении формы предметов (объектов);

- пространственные — служат для передачи пространственного положения формы в зависимости от освещения и окружающей обстановки;

- плоскостные — применяются чаще всего в декоративном искусстве и графике.

- прямые выполняются короткими соединяющими тонкими штрихами, идущими от намеченной на бумаге точки и обозначающими направление линии;

- кривые изображаются посредством трех опорных точек (две конечные определяют длину линии, третья — указывает на высоту линии). Расстояние между точками оказывает влияние на характер самой линии.

По направлению: горизонтальные; вертикальные; диагональные.

По технике выполнения: простые (все прямые и некоторые кривые: замкнутая, дугообразная) и сложные (ломаная – зигзагообразная, волнистая, спиралевидная, комбинированная)

Штрих — относительно короткие линии, позволяющие отобразить размеры, контуры предмета, светотеневую моделировку, характер формы, передать объем и фактурность. Штрихи, как и точки, могут быть опорными.

Штриховка — прием нанесения тона с помощью штрихов, направление которых определяется движением поверхности изображаемого предмета, ее структурой, формой, размерами и пр.

Тон — передача в рисунке светотеневых отношений (градаций) на предмете посредством штриховки, тушевки и окраски. На предметах с ровной, мягкой изогнутой линией переход от света к тени будет постепенным, с характерными полутонами, тоновыми нюансами, наличием рефлексов. Предметы, имеющие угловатую неровную поверхность, содержащую множество изгибов и изломов, отличаются своеобразием и в тональном изображении. Тоновой рисунок в этом случае подчиняется другим законам передачи светотени, в зависимости от материала предмета, направления источника света.

Пятно - это равномерно или неравномерно закрашенный участок изображения. Оно может быть сформировано за счет концентрированного скопления точек. Пятно всегда имеет границу, даже если она не имеет четких очертаний. В изображении они составляют большую его часть. Они формируют основу композиции, заполняя собою все ее пространство. Для восприятия композиции важную роль играют форма, цвет и соотношение размеров всех пятен в изображении.

Практическая работа

проведение ровных линий в разных направлениях;

в разных направлениях выполнить штрих

выполнить бочком карандаша пятно, в разных направлениях.

Подведение итогов.

К окончанию урока преподаватель проверяет полученные знания у детей, при помощи повторного задавания вопросов, а также выполненную работу.


Данный урок разработан для детей младшего школьного возраста, но так же подходит всем, кто только начинает свой путь в изобразительном искусстве. В ходе урока ребята познакомятся с основными художественными материалами и инструментами, узнают разницу между живописью и графикой, а также начнут первые шаги в освоении академического рисунка - познакомятся со свойствами графитовых карандашей, а также попрактикуют различные виды штрихов и графические приёмы.

Содержимое разработки

Тема: Введение в академический рисунок.

Время урока: 2 академических часа

Возраст детей: 7+

Необходимые инструменты и материалы: бумага, графитные карандаши (3H-3B), линейки. По желанию: материалы и инструменты для демонстрации.

Первый академический час

Чем пользуется художник? Материалы и инструменты: разница.

Любой художник имеет в своём арсенале большое количество материалов и инструментов.

Материалы - то, чем и на чём создаётся произведение искусства (бумага, карандаши, краски, уголь и т. д.)

Инструменты - то, что помогает в работе с материалами (ластики, линейки, резаки, кисти, мастихины и т.д.)

Педагог демонстрирует детям различные материалы и инструменты, а также даёт их рассмотреть внимательнее, чтобы дети могли познакомиться со специфичными интересными материалами и инструментами,

Педагог предлагает детям самостоятельно увидеть разницу между материалами и инструментами: нарисовать на листе бумаге произвольные образы и проследить за тем, что выступает в качестве основного материала изобразительной деятельности, а что просто помогает детям, то есть является инструментом.

Разница между живописью и графикой

Все произведения изобразительного искусства делятся категории: скульптуру, монументальное искусство, фотоискусство живопись и графику. Мы ближе познакомимся с такими категориями, как живопись и графика. Художники, которые работают в этих направлениях используют разные материалы, а также изобразительные средства.

Педагог показывает примеры графических и живописных работ и просит детей найти различия, чтобы вместе с ними прийти к определению этих видов искусства

Графика - вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств, выступают свойства изобразительной поверхности (чаще белого или цветной бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен.

Живопись - вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет.

Графические и живописные материалы

Художники-графики используют в своей работе такие материалы как:

Карандаши графитные и цветные

Пастель сухая и масляная

Восковые мелки и др.

Художники-живописцы используют в своей работе такие материалы как:

Во время рассказа о составе и происхождение данных материалов, педагог может демонстрировать материал, а также работы, выполненные этими материалами. Если у педагога в наличии есть эти материалы, он может дать детям возможность самостоятельно с ними познакомиться или на своём примере продемонстрировать как работать с тем или иным материалом.

Итог академического часа.

Наличие разницы между живописью и графикой очевидно, это два огромных направления изобразительного искусства, которые можно освоить постепенно и маленькими шагами. Именно поэтому в изучении навыков рисования важно разделять графику и живопись на отдельные образовательные дисциплины. На втором часу мы подробнее познакомимся с графикой, которую будем изучать весь курс академического рисунка.

Второй академический час

Почему графитный карандаш один из самых важных материалов художника.

Почти каждое произведение искусства, живописное и графическое начинается с карандашного наброска. Это объясняется такими свойствами карандаша: лёгок в использовании, не требует дополнительных инструментов, легко стирается и не оставляет следов.

Помимо того, что графитный карандаш популярен для создания набросков, он часто выступает основным материалом для создания графических произведений искусства.

Графитные карандаши различают по твёрдости. Благодаря этому каждый карандаш имеет особую маркировку, которая может быть как кириллической, так и латинской.

У каждого ребёнка должна быть возможность воспользоваться разными по твёрдости карандашами, поэтому в наличии у педагога должен быть хотя бы один комплект карандашей с твёрдостью от 3H до 3B (если диапазон больше, тем демонстративнее будет разница)

После рассказа педагога о различии твёрдости графитных карандашей и демонстрации этих различий, детям предлагается самостоятельно изучить карандаши и увидеть разницу в твёрдости, для этого им выдаются шаблоны или же они сами чертят полоску, разделённую на семь или больше секторов (в зависимости от диапазона твёрдости карандашей, находящихся в наличии у детей или педагога), а также подписывают каждый сектор по маркировке карандашей в зависимости от твёрдости: от самых твёрдых до мягких. Детям даётся задание заштриховать данные сектора, чтобы на практике почувствовать различия между данными материалами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Формообразование. Переход к объёмному изображению предметов.

Задачи урока:

Образовательная: Изучение конструкции шара на натуре с опорой на образец рисунка и распределение света и тени, полутона, блика, рефлекса на шаровой поверхности. Построение падающей тени от шара.

Формат А4, карандаш, (3 часа).

Развитие познавательного интереса. Знакомство с основными принципиальными моментами передачи объёма предметов.

Воспитательная:

Воспитание художественного восприятия окружающего мира.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

Гипсовый шар, лампа для освещения, поэтапная разработка рисунка шара, скотч, кнопки.

Бумага А4, карандаши, ластик, кнопки, точилки.

Зрительный ряд:

Работы учащихся по данной теме, работы учащихся с изображением округлых предметов, работы учащихся по предыдущим темам, методическая разработка поэтапного изображения шара, изображения игрушек из шариков.

1. Организационный момент.

Рассадить детей, так, чтобы видно было натурную постановку, и остальной наглядный материал. Приготовить принадлежности., прикрепить кнопками листы А4 к мольбертам, заточить карандаши.

2. Актуализация знаний

Ребята, мы с вами , вот уже несколько месяцев, на уроках рисунка рисуем различные предметы с натуры и по представлению.

(Учитель демонстрирует несколько работ детей с предыдущих уроков: орнамент, перья, листья, бабочка, цветы и т.п.)

Но, все эти предметы – плоские!

А теперь, мы будем учиться изображать объёмные предметы. Сегодня мы нарисуем этот гипсовый шар.

Если художник умеет рисовать шар, то он сможет нарисовать любые предметы округлой формы: фрукты, овощи, различные кувшины, игрушки и т.п.

(Учитель демонстрирует работы с изображениями предметов округлой формы)

3. Теоретическая часть .

Как же правильно нарисовать шар?

Давайте теперь посмотрим на эту поэтапную разработку, на шар с какой стороны ни посмотри – это будет окружность.

Шаг 1. В начале разберемся, как нарисовать ровную окружность.
Проведите карандашом вертикальную прямую линию и, перпендикулярно ей, горизонтальную прямую линию (не нажимайте на карандаш сильно, это всего лишь разметка). У вас получится крест, центр которого и будет центром нашей окружности.

Шаг 2. Теперь нужно отмерить примерно равное расстояние от центра влево, вправо, вверх и вниз, и поставить точки на одинаковом расстоянии от центра.

Шаг 3. Далее нужно соединяя полученные точки, нарисовать окружность. Если у Вас не получается нарисовать круг, попробуйте добавить еще пару линий, проходящих через центр под углом примерно в 45 градусов. Если вы старались и все делали правильно, у вас должен получиться круг.

Шаг 4. Определите контуры тени, падающей от шара на плоскость стола.

Длина и расположение тени зависит от направления лучей света, они по касательной к шару направляются на плоскость стола. (Учитель показывает с помощью карандаша или указки направление лучей света.)

Шаг 5. Прежде чем приступить к штрихованию, следует разобраться, как шарообразный объект взаимодействует со светом и тенью.


Мысленно разделите шар на два полушария – верхнее и нижнее. Более освещенной частью шара будет, разумеется, верхнее полушарие. Нижнее полушарие будет находиться в тени.

В верхнем полушарии будет самый освещенный участок – это место, которое ближе всего находится к источнику света (блик). Блик оставляют без штриховки. Все остальные участки шара покрываются штрихами, но разными по тону.

В нижнем полушарии (несмотря на то, что это более темная половина) тоже будет освещенный участок – место куда падает свет, отраженный от поверхности (рефлекс), на которой находится шар .

А самым темным участком будет примерно середина шара .Это место шара приближено к нам более всего, следовательно его нужно будет усилить с помощью более интенсивной штриховки.

Шаг 6.Теперь штрихами, накладываемыми по форме шара, передайте плавные световые переходы: от светлого блика постепенно переходя к полутени, затем к самой темной части шара – собственной тени, и далее, на затененную часть шара, где происходит постепенное высветление его поверхности рефлексом. При рисовании наиболее темных участков используйте самый мягкий карандаш. Для создания эффекта высветления можно пользоваться ластиком.

Так же, с помощью светотеневых переходов, прорисуйте падающую тень. Она более интенсивная, чем собственная тень шара, и имеет немного размытые границы. Самой темной точкой вашего рисунка будет место соприкосновения шара с поверхностью стола.

(Учитель демонстрирует работы учащихся по данной теме,

обращает внимание на работу с грубыми ошибками, анализирует с детьми допущенные ошибки, далее учитель сообщает детям, что на основе знаний, полученных на этом уроке , дети будут на следующем уроке рисовать, по представлению , игрушку из шариков и демонстрирует подобные работы. )

4. Практическая часть.

Дети самостоятельно работают. Учитель заостряет внимание на ошибках, оказывает индивидуальную помощь.

Чему научились на данном уроке? ( научились передавать объём предметов) При помощи каких элементов светотени можно передать объём предмета?

( блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень)

Самостоятельная (домашняя) работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.

Работы учащихся по предыдущим темам (плоские предметы).


Работы учащихся с изображением объёмных предметов, изображения игрушек из шариков.

Читайте также: