План конспект теоретического занятия по экономике

Обновлено: 05.07.2024

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Цели учебного занятия:

Дидактическая: изучить понятие и сущность инвестиций, их основные виды, рассмотреть взаимосвязь инвестиций и накоплений, проанализировать субъекты и объекты инвестиционной деятельности.

Воспитательная: стимулировать формирование аккуратности и социальной коммуникации (студенты должны осознавать и проявлять аккуратность и точность в расчетах, уметь работать сообща).

Развивающая: активизировать изучение учащимися понятий, связанных с темой занятия, способствовать развитию любопытности, внимания, навыков логического мышления и умения анализировать, обобщать материал, вырабатывать умение пользоваться индукцией, дедукцией и умозаключениями по аналогии.

Методы обучения: словесные методы (рассказ, беседа, лекция, объяснение), наглядные методы (показ), практические методы (упражнение).

Средства обучения: знаковые системы (учебники, учебные пособия, опорные конспекты), калькулятор.

Тип занятия: комбинированный урок

Вид занятия: лекция

Определение начальных условий, т.е. какими представлениями обучающиеся уже обладают по изученной теме, какие нормы и смыслы и убеждения у них уже сформулированы. Студенты уже понимают значение инвестиций в экономике, сталкивались с данным понятий в жизни. Они имеют представление о сферах деятельности, в которых могут быть вложены инвестиции. Поэтому цель – углубить знания по этой теме, разобраться в экономических терминах.

В рыночных условиях хозяйствования оценка целесообразности инвестиций приобретает важное значение для всех субъектов предпринимательской деятельности.

Эффективность инвестиционного процесса связана с оценкой и выбором наиболее привлекательных инвестиционных проектов из ряда альтернативных, которые обеспечивали бы в будущем максимальную прибыль.

Инвестиции (от лат. investire — облачать) — вложение капитала в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли или достижения положительного социального эффекта. Инвестиции осуществляются с целью получения определенного результата (прибыли) и становятся бесполезными, если данного результата не приносят.

Для целей планирования и анализа инвестиции могут быть классифицированы по ряду направлений, что дает возможность глубже понять сущность инвестиций. Наиболее распространенной является следующая классификация:

1. По объектам инвестирования:

• инвестиции в нематериальные активы.

Финансовые инвестиции — это вложение денежных средств в ценные бумаги, акции, облигации, долговые права, на депозитные счета в банке под определенные проценты.

Реальные инвестиции — вложение капитала в производство на его создание и развитие.

Инвестиции в нематериальные ценности — это вложение средств в научные исследования, подготовку кадров, рекламу, приобретение лицензий на использование новых технологий.

2. По продолжительности инвестирования:

• краткосрочные (до 1 года);

Основными инструментами краткосрочного инвестирования являются банковские депозиты, векселя, сертификаты и высоколиквидные ценные бумаги.

Долгосрочные инвестиции (на продолжительный период времени) — это инвестиции в реальный сектор. К ним относятся долгосрочные финансовые инвестиции, например в акции дочерних предприятий, в уставный капитал других фирм.

3. По формам воспроизводства в реальном секторе:

• на создание объекта предпринимательской деятельности;

• на расширение производства;

• на реконструкцию, техническое перевооружение.

В зависимости от конечных результатов:

• на рост объемов производства;

• на повышение качества производимой продукции;

• на экономию ресурсов (в конечном счете на снижение себестоимости);

• на увеличение количества рабочих мест.

5. По формам собственности:

Частные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.

Государственные инвестиции - инвестиции, образуемые из средств государственного бюджета и других государственных финансовых источников.

6. По источникам финансирования:

• собственные (амортизация, прибыль);

• привлеченные (посредством эмиссии акций).

Взаимосвязь инвестиций и накоплений

Накопление - это процесс формирования финансовых ресурсов используемых на цели расширенного воспроизводства. Накопления - это результат выгодных инвестиций. В то же время накопления предшествуют инвестициям, так как служат их источником.

В результате долгосрочной стратегии развития предприятия реализуется взаимосвязь инвестиций и накоплений. Капитал, полученный в результате предпринимательской деятельности, должен быть направлен в целевые фонды денежных средств, обеспечивающие аккумулирование капитала. Эти фонды служат источником финансирования капитальных вложений и отражают процесс использования накопленного капитала. Одновременно новые инвестиции создают предпосылки накопления капитала в будущем, когда отдача превысит вложения. Производительный оборот капитала создает нормальные условия для расширенного воспроизводства. Инвестиции, обеспечивающие динамичное развитие предприятия, возможны при следующих обстоятельствах:

• расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых ресурсов в целях завоевания большей доли рынка, повышения конкурентоспособности.

• приобретение новых предприятий

Инвестиционный процесс представляет собой последовательность этапов, действий и операций по осуществлению инвестиционной деятельности. Конкретное протекание инвестиционного процесса зависит от объекта инвестирования. Соответственно и разграничение этапов инвестиционного процесса во многом предопределяется видами инвестирования. Прежде всего, речь идет о реальных и финансовых инвестициях.

В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить следующие два

принятие решения об инвестировании

осуществление и эксплуатация инвестиций.

Первый этап принято подразделять на ряд самостоятельных фаз (подэтапов), которые характерны для осуществления как реальных, так и финансовых инвестиций. Число этих фаз может быть различным, однако к наиболее типовым можно отнести следующие три

формирование целей инвестирования

определение направления инвестирования

выбор конкретных объектов инвестирования

В процессе принятия решений об инвестировании ставятся и определяются различные цели. В качестве исходных выступают формальные цели, которые в дальнейшем служат в качестве критерия отбора объектов инвестирования. Формальные цели возникают из стратегических целевых установок инвестора.

Задание для домашней работы.

Обозначить, в какие сферы может быть вложен инвестиционный капитал, привести примеры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая – совершенствование навыков проведения анализа и обобщения информации, умения работать с источниками знаний; развитие творческих способностей, внимания, памяти, аналитического мышления, коммуникативных навыков; формирование познавательного интереса к окружающей жизни.

Воспитательная – вовлечение студентов в активную деятельность; формирование культуры экономического поведения, умение работать в команде; воспитание таких качеств личность как ответственность, добросовестность, гуманизм; совершенствование навыков общения;

Тип урока: формирование умений и навыков

Методы проведения: фронтальный опрос, объяснение, упражнение, деловая игра, обсуждение

Уроки по экономике и другие полезные материалы для учителя экономики, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.


Учебно-методический комплекс по дисциплины Финансы и валютно-финансовые операции организации

Уроки


Разработка урока по экономике 10 класс на тему: "Факторы производства и факторные доходы"

Уроки

План-конспект урока получения новых знаний.


Методическая разработка урока "Аудиторская проверка результатов инвентаризации производственных запасов и денежных.

Уроки


3.1 Спрос и закон спроса

Уроки

3.1 Спрос и закон спроса


Статья по экономике на тему: Экономика Великобритании.

Уроки

Британская модель смешанной экономики. Смешанная экономика Великобритании формировалась под воздействием активной роли государственного регулирования.


Конспект урока по дисциплине "Основы экономических знаний 10 класс" Тема: "Типы рыночных структур"

Уроки

Введение курса "ОЭЗ" в 10 классе, требует от педагога, составления конспекта


Конспект урока по дисциплине "Основы экономических знаний 10 класс" Тема: "Смешанная экономика"

Уроки

Введение курса "ОЭЗ" в 10 классе, требует разработки конспекта уроков по дисциплине


Конспект урока по дисциплине "Основы экономических знаний 10класс" Тема: "Поведение потребителя"

Уроки

В 10классе, в школах введен курс "ОЭЗ". Преподаватели, в силу отсутствия учебника для школ, создают конспекты-лекции

Хилько Анна Александровна


Ставропольский региональный многопрофильный колледж

Дисциплина: Экономика организации (предприятия)

Тип урока: комбинированный.

Время: 80 минут

Цель: формирование общих и профессиональных компетенций при определении алгоритма оценки финансового состояния организации (предприятия).

По окончании учебного занятия студент:

- показатели, применяемые для оценки финансового состояния организации;

- порядок оценки финансового состояния организации.

Задачи:

- закрепить знания об основных понятиях и показателях, необходимых для оценки финансового состояния организации;

- научить методике оценки финансового состояния организации;

- сформировать умения систематизировать и анализировать учебный материал.

Воспитательные:

- воспитание нравственных и деловых качеств специалиста;

- развитие ответственного отношения к труду;

- формирование познавательного интереса к дисциплине и окружающим явлениям.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать;

- развитие творческой и мыслительной деятельности обучающихся на уроке посредством решения творческих задач, анализа данных.

- развитие навыков коллективной и самостоятельной работы, умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Методическая цель: продемонстрировать методику проведения нетрадиционной формы урока – имитационной игры (ярмарка вакансий).

- научности обучения, наглядности, развивающего обучения;

- развития личности, коллективизма;

- сознательности и активности.

Приемы и методы:

- методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приемы: информационный рассказ, беседа);

- методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (прием: показ компьютерной презентации);

- методы получения информации с помощью практической деятельности студентов (самостоятельная, групповая, исследовательская работа);

- методика актуализации знаний студентов (блиц-опрос, взаимоопрос);

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Форма проведения урока: имитационная игра - ярмарка вакансий.

Междисциплинарные связи: теория бухгалтерского учета, анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Обеспечение занятия:

1. Техническое: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности, ватман.

2. Дидактическое: раздаточный материал для студентов (приложение 1), бюллетени выставления оценок (приложение 2).

Структура и методический инструментарий занятия

Этапы занятия

Методические приемы и методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1. Организационный

Задача: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на занятии и психологически подготовить студентов к обучению и предстоящему занятию

- проверка готовности студентов к занятию.

- проверяют обеспечение раздаточным материалом.

2. Проверка домашнего задания

3. Задача: проверить правильность, полноту и обстоятельность выполнения домашнего задания всей группой и отдельными студентами; закрепление, уточнение и систематизация знаний.

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Опрос по цепочке.

- отгадать ребусы по следующим понятиям:

финансовое состояние организации.

- дать определение представленным понятиям;

- задать дополнительные вопросы по рассматриваемым понятиям.

- слушают и осмысливают вопросы преподавателя;

- отвечают на поставленные вопросы;

- дополняют и исправляют ответы;

4. Подготовка учащихся к активному и сознательному изучению нового материала

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации.

- сообщает тему занятия;

- формулирует вместе со студентами цель занятия;

- знакомит с порядком оценки работы на уроке;

- характеризует этапы работы на занятии;

- мотивирует к деятельности.

- осмысливают и записывают тему занятия в рабочей тетради;

- формулируют вместе с преподавателем цель занятия;

- воспринимают информация на слух.

5. Усвоение новых знаний

Задача: дать студентам конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса; добиться усвоения и воспроизведения изучаемого материала; на основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения.

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядности передачи информации и зрительного восприятия информации.

Иллюстрация слайдов презентации.

Метод постановки проблемных вопросов в ходе изложения материала.

метод обучения с опорой на поэтапное формирование умственных действий.

Метод учебного исследования

- определяет цели предстоящей работы

- знакомит студентов с порядком выполнения работы;

- предлагает продемонстрировать представителям групп свои мини-проекты;

- проводит инструктаж по составлению алгоритма оценки финансового состояния организации;

- комментирует представленные алгоритмы;

- знакомит студентов с порядкомоценки финансового состояния конкретной организации по представленной методике;

- комментирует выполняемую работу.

-комментируют выполненную работу.

- комментируют выполненную работу.

6. Подведение итогов занятия

Задача: подвести итоги занятия

- отмечает подготовленность студентов к занятию;

- дает оценку работы в группе в целом и отдельных студентов ( по бюллетеням) ;

- помогает осмыслить результаты проделанной работы студентов;

- определяет степень достижения целей занятия;

- выставляет и объявляет оценки.

- осмысливают и анализируют замечания преподавателя;

- оценивают вместе с преподавателем свою работу.

7. Информирование студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность; подвести итоги занятия.

- проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

- записывают домашнее задание

8. Рефлексия

- слушают преподавателя, осмысливают вопросы и отвечают на них.

  1. В.А. Кейлер. Экономика предприятия. М., ИНФРА-М. Новоси­бирск. НГАЭиУ. Сибирское соглашение. 2006 г.
  2. П.И. Новицкий. Организации производства на предприятиях. М., Финансы и статистика, 2005 г.
  3. И.А. Сафронов. Экономика предприятия. Москва. Юристь, 2006 г.
  4. Л.Н. Чечевицына. Микроэкономика. Ростов-на-Дону; Феникс. 2007 г.

Приложение 1

Абсолютные показатели финансовой устойчивости

1. Источники формирования собственных средств (капитал и резервы)

2. Внеоборотные активы

3. Наличие собственных оборотных средств

4. Долгосрочные обязательства (кредиты и займы)

5. Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования оборотных средств

6. Краткосрочные кредиты и займы

7. Общая величина основных источников средств (с. 5-6)

8. Общая сумма запасов

9. Излишек (+), (-) собственных оборотных средств (с.3-8)

10. Излишек (+), недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников покрытия запасов (с. 5-8)

11. Излишек (+), недостаток (-) общей величины основных источников финансирования запасов (с. 7-8)

12. Трехфакторная модель типа финансовой устойчивости

Типы финансовой устойчивости предприятия

Тип финансовой устойчивости

Источники финансирования запасов

Краткая характеристика финансовой устойчивости

1. Абсолютная финансовая устойчивость

Собственные оборотные средства (чистый оборотный капитал)

Высокий уровень платежеспособности. Предприятие не зависит от внешних кредиторов

2. Нормальная финансовая устойчивость

∆СОС Расскажите друзьям:



Поддержка
(495) 589-87-71

Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:

Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес

Читайте также: