План конспект прощание с азбукой

Обновлено: 05.07.2024

Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

Расскажите о своем настроении. Отвечайте вместе, дружно:

Учитель: Солнышко Дети и родители: – Ясное!

Учитель: Утро Дети и родители : – Прекрасное!

Учитель: Гостям Дети и родители : – Рады!

Учитель: Настроение Дети и родители : – Во!

Учитель: Работать Дети и родители : – Готовы!

Учитель : Начинаем наш урок – отчет.
Ученик: Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид-
Ведь сегодня мы досрочно

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали.

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Ученик: Я с этой книжкой в первый раз

Пришел в свой первый светлый класс.

Я эту книжку полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

Учитель: Ребята, прочитайте, что написано на доске:

Все вместе: СПАСИБО, АЗБУКА!

Азбука… Кто знает, почему ее так назвали? (ответы детей).

Совершенно верно : сложили две первые буквы кириллицы - АЗ и БУКИ – получилось АЗБУКА. Это было более 400 лет тому назад.

С тех пор Азбука много раз менялась, однако именно с нее началось образование русского народа и так продолжается до сих пор. Давайте вспомним, как все начиналось у нас.

Ученики: В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

Азбуку (для всех подарок)

На столах своих нашли.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам - строчкам шли.

Ах, как много мы узнали,

Ах, как много мы прочли!

Был наш путь не очень долгим.

Незаметно дни бегут.

И уже на книжной полке

Нас другие книги ждут.

Среди ярких толстых книжек

Неприметна и скромна,

Но зато читать в полгода

Научила нас она!

Девочка (в роли Азбуки)

Я – Азбука! Учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда

Любую книгу прочитать

Без всякого труда.

(Обращается к первокласснику)

Хочешь многое узнать-

Научись, малыш, читать.

Первоклассник (недовольно отвернувшись)

И зачем было идти?

Я читаю лет с пяти.

Нужен этот первый класс!

Ухожу домой сейчас,

Попрошу купить компьютер,

Буду целый день играть,

В Интернет письмо писать.

Подожди, не торопись,

Лучше к школе приглядись,

А уйти всегда успеешь

И включиться в Интернет.

Грамотой не овладеешь-

Подключаться толку нет:

Насмешишь весь белый свет!

Девочка (с книгой Детская энциклопедия)

А в книгах есть про всё, про всё:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,

Про дождь, и молнию, и гром,

Про свет, тепло и газ.

(Чтение в паре двух учеников)

Машинисты и ткачи,

Трактористы и врачи,

Лесорубы и шахтёры,

Космонавты и актёры,
Повара и кузнецы,

Водолазы и певцы…

Все когда- то в первый раз

Приходили в первый класс.

Все за партами сидели,

Все на Азбуку глядели.

Учитель: И не просто глядели, а серьезно ее изучали. Давайте сегодня еще раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему нас научила Азбука.

Азбука познакомила нас с алфавитом.

Учитель: Книга эта учила нас дружить, помогать друг другу. Только вместе можно решить самые трудные задачи, например, составить пословицу, объяснить смысл.

(Части пословиц записаны на отдельных листах. Дети составляют пословицы на доске. Объясняют смысл)

Без терпенья нет ученья.

Учение — свет, а неучение — тьма

Кто много читает, тот много знает.

Красна птица пером, а человек умом.

Золото добывают из земли, а знания – из книг.

Учитель: Азбука научила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными людьми. Такими же, как герои любимых детских писателей.

Узнайте имя детской писательницы по первым буквам названий предметов.

Кто сможет прочитать любое из ее стих? ( Дети читают знакомые стихи Барто)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала —

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Учитель: Проверим, как вы готовы помочь маме на кухне и умеете различать фрукты и овощи. Овощ – присесть, фрукт – хлопок над головой: помидор, яблоко, кабачок, груша, лимон, свекла, ананас, баклажан, айва, перец, апельсин, лук

Сам.
Сам я встал сегодня рано.
Чистить зубы сам пошел.
Сам умылся из-под крана,
И расческу сам нашел.

Перед зеркалом стою –
Сам себя не узнаю.
Посмотрите на меня :
Неужели это я?

Учитель: Какие мы разные – мальчишки и девчонки. Но очень хочется верить, что все полюбили чтение.

Болты, шурупы, шестерёнки
Найдёшь в кармане у ……..(мальчиков)

Коньки на льду чертили стрелочки,
В хоккей с утра играли……..(мальчики)

Болтали час без передышки
В цветастых платьицах ……..(девчонки)

При всех померяться силёнкой,
Конечно, любят лишь …….(мальчишки)

Боятся темноты трусишки.
Все, как один, они ……….(девчонки)
Шёлк, кружева и в кольцах пальчики.
Выходят на прогулку …..(девочки).

Учитель: Вместе с Азбукой мы научились красиво писать. Конечно, это было не легко. Не верите? Послушайте, как с этим справилась (имя ребенка) .

Мы теперь ученики,

Нам не до гуляния.

На дом задали крючки –

Вот мы с мамой за столом

«Вниз ведём, ведём, ведём,

Но противные крючки

С длинными носами

У меня из-под руки

Телевизор не глядим,

Сказку не читаем,

Два часа сидим, сидим,

Вечер, поздно, спать идём,

И во сне ведём, ведём,

Учитель: А (имя ребенка) лучше всех считает. Правда, пока своих котят.

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ — котёнок самый белый,
ДВА — котёнок самый смелый,
ТРИ — котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята — РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.

Учитель: Мы прочитали (пусть не полностью, а отрывки) художественные произведения. Давайте расскажем какие? Исправь ошибку в названии.

( на сайдах Презентации названия и иллюстрации сказок )

Илья-царевич и Серый волк. ( Иван-царевич и Серый волк. )

Мальчик и Карлсон. ( Малыш и Карлсон. )

Приключения Знайки и его друзей. ( Приключения Незнайки и его друзей. )

Снежная принцесса. ( Снежная королева. )

Желтая кепочка. ( Красная шапочка. )

Учитель: Ну, теперь – то всем понятно, как важна первая книга в жизни любого школьника. И с этой задачей мы успешно справились.

Почтальон Печкин: - Здравствуйте, ребята! Я к вам торопился! На нашей почте накопилось много телеграмм от литературных героев. Только они все не подписаны. Помогите мне, пожалуйста, разобраться от героев, каких сказок пришли телеграммы на ваш праздник и кто автор этих сказок. Поможете?

Учитель: О чем речь! Ребята надежные, что хочешь, отгадают!

Почтальон Печкин читает телеграммы:

Учитель : Да, всего, чему учила нас русская азбука не перечислить. Мы успешно прошли этот путь от А до Я. И все научились читать! А это так чудесно!

А что же родители? Проверим, как они выучили азбуку?

Дети называют букву, а родители - любое качество характера своего ребенка на эту букву.

Учитель : Наверное, все убедились в том, что Азбука научила нас очень многому. Давайте скажем ей спасибо.

Дети хором: За всё, чему ты нас учила, спасибо, Азбука !

Ученик: Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

Не надо умолять сестрицу:

Ученик: Учебник закрывается,

Пора с ним распроститься…

Он верным другом был для нас.

Прощаясь с ним, грустит наш класс.

Но долго нам грустить нельзя.

Другие книги ждут, друзья!

Ученик: Азбуку прочли до корки,

Позади нелёгкий труд

Нам сегодня выдают у-дос - то – ве – ре – ни -я.

В том, что Азбуку прочли,

Полный курс наук прошли,

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

До свидания! До свидания!

А на следующий год

Наша Азбука научит

Тех, кто в первый класс придёт.

Учитель: Да это так. Но прежде, чем вы навсегда попрощаетесь со своей первой учебной книгой, я хочу, чтобы каждый из вас еще раз пролистал знакомые страницы и сказал добрые слова своей азбуке.

Учитель: Я тоже хочу всем ребятам сказать спасибо. Спасибо за то, что вы справились с теми заданиями, которые ставила перед вами Азбука и ее авторы. Спасибо за ваш труд и старание.

Вручение удостоверений об окончании Азбуки и художественных книг.

Азбука: Ах! Забыла я, друзья,

Что представить вам должна,

Кто на смену мне придет,

Дальше вас учить начнет.

Я люблю учить детей,

С вами жить мне веселей.

Будем крепко мы дружить,

Мои правила учить.

Ничего от вас не скрою,

Все секреты вам открою.

Вместе прочитаем мы

Много разных книг.

И каждый гордо скажет:

Учитель: Теперь перед вами открыты двери в увлекательный мир чтения.

С каким настроением вы входите в этот мир? Выберите фразу, соответствующую вашему настроению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

-обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;

-подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;

-развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;

-воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;

Ученик 1:Почему не на уроках школьники с утра?

Почему в парадной форме нынче детвора?

Сняли с Азбуки обложку, и закладок нет,

Все взволнованы немножко … В чем секрет?

Ученик 2: Дочитали эту книгу школьники вчера.

А сегодня нам прощаться с Азбукой пора.

Ученик 3: Почему мы наш учебник Азбукой зовем?

А другие называют книгу Букварем?

Ученик 4: Книгу, что знакомит с буквой

Букварем назвали встарь,

Назван Азбукой Букварь.

Учитель. Давайте вспомним день веселый,
Что в сентябре нас здесь собрал.

Ученик 5: В день осенний, в день чудесный

В класс несмело мы вошли.

На столах своих нашли.

Вдоль картинок мы шагали,

По ступенькам, строчкам шли.

Ах, как много мы узнали!

Ах, как много мы прочли!

Ученик 6: Был наш путь не очень долгим,

Незаметно дни бегут.

А теперь на книжной полке

Нас другие книги ждут.

Тем, кто любит приключенья,

Мы откроем наш секрет.

Ничего на свете нет.

Ученик 7: А верным помощником в этом нам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.

Ученик 8: Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот урок посвящаем ей!

Дружные и привлекательные

В общем, ребята очень классные !

Учитель. Дорогие ребята, я приглашаю вас совершить последнее путешествие по страницам азбуки.

Я устрою вам экзамен,
Не позволю вам скучать.
Буду трудные вопросы
Вам, ребята, задавать.

Задание№ 1 . Подтвердите или опровергните следующие утверждения.

а). Звуки бывают гласные и согласные.(да)

б). Звуки мы пишем и слышим.(нет)

в). Гласные звуки мы не можем петь, произносить их нам мешает преграда, в их произношении участвует только шум.(нет)

г). Гласных звуков 10.(нет)

д). Гласные звуки бывают ударными и безударными.(да)

е). Гласные звуки не образуют слог. (нет)

ё). Согласные звуки мы не можем петь, произносить их нам мешает преграда, в их произношении участвует голос и шум или только шум.(да)

ж). Согласные звуки бывают парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. (да)

з).Всегда мягкие согласные звуки (ж, ш, ц) ,а всегда твердые согласные звуки (ч,щ,й) . (нет)

Задание № 2 . Ребята, ответьте пожалуйста, на следующие вопросы.

- С помощью чего звук обозначается на письме?

- Какие бывают буквы?

- Назовите особые гласные буквы?

- Почему буквы я, ё, е, ю хитрые?

Задание № 3 . Исправьте ошибки в рассказе Незнайки.

Жили- были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню. Десять из них согласные. А еще там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их ? Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо- таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой и, а дружат только с ы. Все буквы живут в домиках, расположенных в определённом порядке. В первом домике живёт буква буквы я, а последнем – буква а. Вот только я забыл, как называется страна, в которой они живут. Знаю только, что это слово не наше русское, а иностранное. Подскажите ребята, пожалуйста, мне.

Задание № 4 . Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.

Задание № 5 . Ну, а в этом задании н ужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.

- Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.

Дети. Буква "Р".

- Эта буква на морозе,
Как оса, ужалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.

Дети. Буква "Ж".

- С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.

Дети. Буква "Д".

- Эту букву паровоз
На свой трубе привез,
Губы вытяни в трубу
И получишь.

Дети. Букву "У".

- Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.

Дети. Буква "А".

- Эта буква бодрым шагом
В бой идет под барабан,
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.

Дети. Буква "Б".

Учитель: Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами
В слово буквы все собрать.

Все буквы написаны на карточках, дети собирают из них слово дружба.

Учитель: Получилось слово "дружба".
С ней дорога не беда,
С ней любое испытанье
Будет по плечу всегда.

Задание № 6 . Расставьте буквы по порядку. (Задание индивидуальное)

1.В, А, Е, Д, Г, Б, Ж, Ё

2.М, И, З, Й, Л, К, О, Н,

3.У, П,Ф, Р,С, Х, Ц, Ч, Т,

4.Я, Ш, Щ, Ъ, Ь, Э, Ы, Ю

Учитель: Всем известно буква "Я"
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему? (нет)

Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.

А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.

Расселись ребята на брёвнышке в ряд

И тихо о школе втроём говорят.

Мне нравится школа, Лена сказала.

Всю жизнь я о школе, ребята, мечтала.

Учитель мне нравится, Игорь сказал.

Он строгий, таких я ещё не видал.

А мне, чуть подумав, промолвил Стас,

Мне нравится больше всего ПЕРЕМЕНА!

Физкульминутка.

Задание № 7 . Среди слов найти те предметы, которые нужны в школе. (задание индивидуальное)

Какими общими словами можно назвать эти предметы? (Это учебные принадлежности. Их надо беречь и содержать в порядке).

Выносится реквизит – домик. Ранец.

Ведущий:

Стоит терем, теремок,

Он не низок, не высок.

Есть замочек у него,

Видно, нет там никого.

Я замочек отомкну

И у терема спрошу:

– Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в не высоком живет?

Нет ответа, всё молчит.

Теремок пустой стоит.

Вот сюда идет пенал.

Пенал:

Ах, куда же я попал?

Вот так терем, теремок,

Он не низок, не высок.

Эй, замочек, отомкнись!

Кто живет здесь, отзовись!

Нет ответа, не слыхать.

Буду здесь жить- поживать!

Ведущий:

Азбука потом пришла,

Речь такую завела.

Азбука:

Стоит терем, теремок,

Он не низок, не высок.

Эй, замочек, отомкнись!

Кто живет здесь, появись!

Вышел на порог пенал,

Азбуку к себе позвал.

Пенал:

Будем мы с тобой дружить,

Будем здесь с тобою жить!

Тут тетрадка прибежала,

В теремок проситься стали.

Тетрадь:

В школе детям я нужна,

С вами вместе жить я должна!

Ведущий:

В теремочке потеснились,

И тетрадка поместилась.

В теремочке все их ждут,

Пенал крышку приоткрыл

И к себе их пригласил.

Появилась и пятерка,

А за нею и четверка –

Тоже к терему спешат,

В нем пожить они хотят.

Вдруг плетутся двойка

В теремочке просят потесниться.

Но пенал суровый на пороге снова.

Пенал:

Вы не торопитесь,

Вы нам не годитесь.

Мы сюда не пустим вас,

Убирайтесь сей же час!

Двойка:

Подождите, не спешите,

Нас отсюда не гоните.

Единица:

Отвернемся на минутку –

Вы поймете нашу шутку.

(Изменяют 2 на 5, а 1 на 4.)

Вот теперь мы рады вам,

Заходите в гости к нам.

Ведущий:

Вот замочек щелкнул,

В портфеле все примолкли.

и приходит школьница . (имя).

Школьница:

Я портфель сейчас возьму,

В свою школу с ним пойду.

Я хочу прилежной стать

И пятерки получать!

Учитель. Каких учеников называют прилежными?

Я надеюсь, что все ребята нашего класса будут прилежными учениками.

Учитель: А в этом задании вы попробуйте – сложите буквы.

Какое слово получилось? (овсянка)

Учитель: А теперь послушаем диалог двух друзей –

Саша: Люблю я овсянку!

Матвей: И я люблю!

Саша: Она жёлтая, красивая такая!

Матвей: И вкусная! Особенно с молоком!

Саша: Как это – вкусная? Как это с молоком?

Матвей: Да так. А ещё хороша с маслом и с сахаром.

Саша: Да ты про что говоришь?

Матвей: Как это про что? Про овсянку! А ты про что?

Саша: И я про овсянку.

Матвей: Ты про какую овсянку?

Саша: Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду живёт и песни поёт.

Матвей: Каша песни поёт?

Саша (сердито): Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка.

Не слыхал про такую что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать!

Матвей: Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать.

Итак, сколько значений имеет слово овсянка. Как называются такие слова?

Учитель: Приведите примеры слов, имеющих несколько значений, и объясните их. ( Плитка кисти ручка каток лук коса.)

1 ученик.

Коля книги не читал –

Он их попросту глотал:

За едой и перед сном,

В лодке с поднятым веслом,

На уроках и в саду,

Лёжа, стоя, на ходу.

За обедом проглотил он

Брал он с вешалки пальто –

Закусил стихом Барто.

2 ученик.

А в аптеку шёл пока,

Скушал томик Маршака.

Не заметил как с арбузом

Наконец, собравшись спать,

Взял Хоттабыча в кровать.

3 ученик.

У него спросили в школе:

- Что прочёл сегодня, Коля?

И ответил Коля так:

- Написал роман Маршак,

Как отважный Робинзон

Сел в отцепленный вагон

И поехал к лилипутам,

Был верёвками опутан,

Но его от смерти спас

Добрый папа Карабас…

4ученик.

Дружный смех раздался в школе,

Отчего - не понял Коля.

Знает кто-нибудь из вас,

Почему смеялся класс?

- Почему смеялся класс?

1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
4. Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
5. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
6. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
7. Свеколка. (Репка.)

8. Ваня и медведь. (Маша и медведь)

Пора с ним распроститься…

Он верным другом был для вас

Грустит наш класс,

Но долго вам грустить нельзя:

Другие книги ждут, друзья!

Сегодня в нашем классе много гостей и все они спешат поздравить вас. Слово предоставляется директору нашей школы Марине Васильевне Набенюк.

Конечно же и родители не смогли остаться в стороне. Слово предоставляется председателю родительского комитета Ирине Филиповне.

И в десять лет, и в шесть и в пять

Как хорошо уметь читать!

Все вызывает интерес:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, птицы, пляски.

Все прочитаем в жизни сказки.

Нужна лишь книга на столе

Да мир в семье и на земле!

Быстро пролетел учебный первый год.

Вот уже и Азбуку прошли.

Пожелайте нам, чтобы мы шли вперед

И с собою знания несли.

Смех и слезы, радость и печаль
За год нам довелось испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать.

До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придет!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки.

-подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;

- развивать коммуникативные навыки, самостоятельность детей;

- воспитывать культуру поведения;

- развивать умение работать в паре, группе;

- создать эмоционально – положительную атмосферу на уроке.

Учитель
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот урок посвящаем ей!

- Давайте сегодня ещё раз перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же учила нас Азбука? (познакомила с русским алфавитом, научила читать и писать. Азбука учила нас быть аккуратными, трудолюбивыми, заботливыми, воспитанными, также учила нас дружить, помогать друг другу…)

- А кто – нибудь из вас знает, откуда взялось название Азбука? (ответы детей).
- Давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда – аз. Вторая буква, так похожая на современную Б, называлась – буки. Аз и буки – вот и получилась – Азбука

Урок наш продолжается, гости улыбаются,

А дети постараются сегодня показать,
Всё чему учились, всё, к чему стремились,
Потому что много надо рассказать.

- Сегодня ребята мы отправимся в страну Алфавитово, которая расположена на страницах Азбуки. Жителями этой страны являются буквы. Они живут в 6-этажном доме. ( На доске изображён дом).

Путешествовать нам поможет всем известный сказочный герой. Послушайте мелодию и назовите его имя. (Буратино!)


- Что такое звук? ( то, что мы слышим)

- На какие 2 группы можно разделить все звуки?

(гласные и согласные)

- Как отличить гласный звук от согласного?( гласный звук – при произношении слышится только голос (без шума), воздух во рту проходит свободно, не встречает преграду. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

Сколько в русском языку звуков? (Гласных звуков 6 а], [о], [у], [ы], [и], [э]. . )

- Что образует гласный звук? ( слог)

- А что вы знаете о согласных звуках ?

( бывают звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные)

Задание № 1. Я читаю вам слова, а вы внимательно слушаете их, выделяете шёпотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составить новое слово. Запишите букву обозначающую первый звук.

Букварь, Учебник, Карандаш, Ватман, Азбука (буква)
Зебра, Верблюд, Утконос, Кенгуру, Игуана (звуки)
Сорока, Ласточка, Орёл, Гусь, Индюк (слоги)

Сейчас мы родителям расскажем всё о буквах. (Выступления детей).

- Ребята, какие 2 буквы мы не вспомнили? (ъ и ь знаки)

- В чём их особенность ( они не обозначают звук).

Молодцы, ребята! Хорошо знаете буквы русского алфавита.

Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор. (индивидуальная работа.)

Пока ребята выполняют своё задание, я предлагаю родителям тоже немного поработать.

Задание для родителей:

Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.

А теперь мы поднимемся на 3-ю ступень.

Подумайте, и скажите, кто нас встретит на 3-й ступени. Слог

- Ребята, Буратино нёс для вас слова, но вот беда: по дороге упал, и все слова рассыпались, помогите, пожалуйста, ему собрать из слогов слова. ( раздать всем конверты со слогами). Парная работа.

1. РО, ЧА, СВЕ, ЩА, ЧУ, ТУ, ЩУ, КА, ПИ, ЧАШ, ВЕЛЬ, ЧА, ЩА.
( роща, свеча, туча, пища, чашка, щавель)
2. КРУ, ЧА, ЧУ, КРИ, ТА, ЧИ, ЧУ, КА, ЩУ, ЩА, ДО, ЩУ, ЧУ.
(кручу, кричу, тащу, чищу, чудо, щука)
3. ЛЫ, ЧИ, ЖИ, У, МЫ, ЖИ, ШИ, ЖИ, ЕР, ЖИ, Е, ЖИ.
(лыжи, чижи, ужи, мыши, ерши, ежи)


- Ребята, какое правила русского языка вы вспомнили, составляя эти слова?
( Гласный после шипящих жи, ши пиши с буквой и, ча, ща пиши с буквой а, чу, щу пиши с буквой у) Молодцы, ребята! Спасибо вам большое!

- А сейчас мы отправляемся на 4 ступень – слово

Это ступень загадок, но загадки не простые. Это кроссворд!

По нему вы должны узнать, куда спешил Буратино, по утрам? Разгадав загадку, отгадку будете вписывать на то место, где стоит соответствующая цифра, Есть одна подсказка – предмет, который они держат в руках, поможет вам отгадать загадку. Итак, слушайте внимательно! Работа в паре.

1. Умный Ивашка – деревянная рубашка, где носом проведёт – там заметку кладёт (карандаш).
2. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).
3.Новый дом несу в руке, двери дома на замке, а живут в доме том книжки, ручки и альбом (портфель).
4.Белый камушек растаял, на доске следы оставил (мел).
5. У сосны и ёлки листики-иголки, а на каких листочках растут слова и строчки (тетрадь).
Теперь посмотрите и прочитайте, куда же спешат весёлые человечки?

- Вы читали, отгадывали загадки, а сейчас мы поиграем.

1. Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?

2. Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

3. Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?

4. Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?

5. Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?

6. Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?

7. Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?

8. Кто из вас, хочу я знать, любит петь и танцевать?

А ещё Буратино любит шалить и приготовил задание, в котором буквы тоже решили немного пошалить.

1. Тает снег, течёт ручей, на ветвях полно врачей (грачей).
2. Синее море перед нами, летают майки над волнами (чайки).
3.Говорят один рыбак, в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался дом (сом).
4.Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за это (билета).
5.Не учил уроки, а играл в футбол, оттого в тетрадке появился гол (кол).

Спасите! Нас съел серый волк.

( Козлята из сказки "Волк и семеро козлят".)

Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко.

(Мышка из сказки "Курочка Ряба".)

Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки.

(Грязнуля из "Мойдодыра" Корнея Чуковского).

Все закончилось благополучно, только хвост остался в проруби.

(Волк из сказки "Лисичка-сестричка и Серый волк".)

Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите.

( Муха-Цокотуха из сказки Корнея Чуковского.)

Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись.

(Цапли из сказки Чуковского "Телефон)

Азбуку прочли до корки,
Вам по чтению пятёрки.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдаю удостоверения
В том, что азбуку прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки.


- Мы переходим к самой важной, торжественной части нашего праздника – вручению вам удостоверений, медалей и подарков об окончании Азбуки.


-воспитание у учащихся интереса к чтению; дружеское взаимоотношение в коллективе.

Ход урока.

1. Мотивационный этап.

Скажем сегодня ей спасибо.

Сегодня, мы здесь собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Вначале он буквы свои показал,

Теперь мы читаем страницы!

2. Актуализация знаний.

33 родных сестрицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! (БУКВЫ)

Конспект урока по обучению грамоте на тему Прощание с азбукой

- О чём эта загадка? Как догадались, что это буквы? (в русской алфавите 33 буквы)

Б) Послушайте следующую загадку:

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется всё -. (АЛФАВИТ)

3. Включение в систему знаний и повторение.

- Сколько букв в алфавите?(33)

- Какие группы букв можно выделить? (Буквы делятся на гласные и согласные).

- Зачем нам нужны буквы?(чтобы уметь читать)

- Какие группы звуков мы выделяем? (Гласные и согласные)

- Какие гласные звуки называются ударными? Безударными?(На которые падает ударение и безударные, если ударение не падает).

- Приведите примеры слов с ударной и безударной гласной.

- Какие группы согласных звуков можно выделить? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

- Назовите всегда твёрдые согласные звуки, всегда мягкие согласные звуки, непарные

звонкие, непарные глухие, парные по звонкости – глухости. (Всегда твердые — Ш, Ж, Ц. Всегда мягкие — Ч, Щ, Й. Непарные звонкие — Л, М, Н, Р. Непарные глухие — Х, Ц, Ч, Щ. Парные по глухости-звонкости — звонкие — Б,В,Г,Д,Ж,З; глухие- П,Ф,К,Т,Ш,С).

Я читаю слова, вы выделяете первые звуки. Обозначаете их буквами и читаете получившееся слова.

Крот, ночь, иволга, грач, астра. 1 вариант

Бабушка, умница, кран, волк, арка. 2 вариант

- Какие слова получились? (КНИГА, БУКВА).

-Чем похожи эти слова? (Из букв мы составляем слова и читаем их в книге)

5. Физминутка.

Если я называю слово, которое начинается с гласной – то подниматей руки вверх, а если с согласной – хлопайте в ладоши.

Утюг, стол, школа, ослик, жук, ириски, апельсин, мост, доска, август, каникулы.

- Какими звуками отличаются слова: Мел – мил, кон – конь, кран – краб, малина – машина.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Цель: обобщить знания учащихся о звуках и буквах русского языка, о делении слов на слоги ;

Задачи:

-развитие познавательной активности и творческих способностей детей через поисковую деятельность;

-развитие умения работать в группах;

-воспитание у учащихся интереса к чтению; дружеское взаимоотношение в коллективе.

1. Мотивационный этап

Скажем сегодня ей спасибо.

Сегодня, мы здесь собрались,

Чтоб доброе слово сказать

Тому, кто был другом,

Кто каждый свой час

Молчал, но учил нас трудиться.

Вначале он буквы свои показал,

Теперь мы читаем страницы!

2. Актуализация знаний

Отгадайте загадку:

33 родных сестрицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся! (БУКВЫ)

- О чём эта загадка? Как догадались, что это буквы? (в русской алфавите 33 буквы)

Б) Послушайте следующую загадку:

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется всё -. (АЛФАВИТ)

3. Включение в систему знаний и повторение.

- Сколько букв в алфавите?(33)

- Какие группы букв можно выделить? (Буквы делятся на гласные и согласные).

- Зачем нам нужны буквы?(чтобы уметь читать)

- Какие группы звуков мы выделяем? (Гласные и согласные)

- Какие гласные звуки называются ударными? Безударными?(На которые падает ударение и безударные, если ударение не падает).

- Приведите примеры слов с ударной и безударной гласной.

- Какие группы согласных звуков можно выделить? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

- Назовите всегда твёрдые согласные звуки, всегда мягкие согласные звуки, непарные

звонкие, непарные глухие, парные по звонкости – глухости. (Всегда твердые — Ш, Ж, Ц. Всегда мягкие — Ч, Щ, Й. Непарные звонкие — Л, М, Н, Р. Непарные глухие — Х, Ц, Ч, Щ. Парные по глухости-звонкости — звонкие — Б,В,Г,Д,Ж,З; глухие- П,Ф,К,Т,Ш,С).

Я читаю слова, вы выделяете первые звуки. Обозначаете их буквами и читаете получившееся слова.

Крот, ночь, иволга, грач, астра. 1 вариант

Бабушка, умница, кран, волк, арка. 2 вариант

- Какие слова получились? ( КНИГА, БУКВА).

-Чем похожи эти слова? ( Из букв мы составляем слова и читаем их в книге)

5. Физминутка.

Если я называю слово, которое начинается с гласной – то подниматей руки вверх, а если с согласной – хлопайте в ладоши.

Утюг, стол, школа, ослик, жук, ириски, апельсин, мост, доска, август, каникулы.

- Какими звуками отличаются слова: Мел – мил, кон – конь, кран – краб, малина – машина.

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нём.

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Писем мы не написали: тучку целый день искали.

На доске записаны имена сказачных героев. Буквы перепутаны, нужно поменять их местами, чтобы получилось имя сказочного героя.

срКанаяокчаШпа (Красная шапочка)

инкаМторсток (кот Матроскин)

9. Из каких сказок герои? Я буду читать четверостишье, а вы должны определить, о каком сказочном герое идет речь?

Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей
Сквозь очки на всех глядит
Добрый Доктор Айболит. (К. И. Чуковский. “ Доктор Айболит.”)

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Р. Н. С. “ Три медведя”.)

На сметане мешон
На окошке стужен
Круглый бок, румяный бок
Покатился – колобок. (Р. Н. С. “ Колобок”.)

Кто работать не хотел,

а играл и песни пел?

К братцу третьему потом

прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

И называется…. (“ Три поросенка”.)

- Как звали поросят? (Ниф – Ниф, Нуф – Нуф, Наф –Наф.)

Ну что ж, проститься нужно нам с Азбукой своею дружно.

Взамен для сердца и ума нам книга новая дана.

Учебником чтения называется она.

9. Этап рефлексии

Выразите свое настроение и нарисуйте на листочке, его в виде веселого или грустного человечка (лицо).

1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. - М.: Просвещение. 1991. - 368 с.

2. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Л. Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992. - 256 с.

3. Занимательная азбука: А. Шибаев, - Махаон, 2011. - 153 с.


-75%

Читайте также: