Конспект урока чуковский храбрецы планета знаний

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: создать условия для знакомства детей с произведениями другой страны; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность.


Планируемые предметные результаты:дети познакомятся с произведениями англоязычного народа; будут совершенствовать навыки чтения; учиться составлять план прочитанного, обогатят себя новым жизненным опытом.

Формируемые УУД:

· личностные: умение оценивать свою работу и анализировать ее, соблюдение правил культуры поведения на уроке,

· регулятивные: умение определять тему урока, ставить цели, умение принимать учебную задачу,

· познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме,

· коммуникативные: умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение контактировать с учителем, отвечать на его вопросы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование урока: презентация, учебник, видеоролик произведения, пословицы, карточки с пословицами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение. В. Левин "Маленькая песенка о большом дожде".

Конспект урока (1 кл.)

Цель: 1) Познакомить со стихотворением В. Левина; учить выразительному чтению.

2) Формировать представление о единстве самой природы и искусства; развивать умение анализировать поэтическое, живописное и музыкальное произведения и сравнивать их.

3) Воспитывать любовь к прекрасному.

Оборудование: кроссворд, карточки “Литературное лото”, репродукция И. Левитана “Золотая осень”, “веер настроений”, музыкальная запись П. Чайковского “Осенняя песенка”.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение. К. Чуковский “Храбрецы”.

- Сегодня на уроке мы будем говорить… А о чём… вы узнаете, разгадав кроссворд.

1) Вещество, придающее тот или иной цвет. (Краски)

2) Материал для рисования и письма. (Бумага)

3) Изображение человека на картине, жанр изобразительного искусства. (Портрет)

4) Дощечка, на которой живописец смешивает краски. (Палитра)

5) Палочка с пучком щетины, волос на конце для нанесения краски. (Кисть)

6) Изображение на бумаге цветов, фруктов и т. д. (Натюрморт)

7) Краски на водной основе. (Акварель)

- Прочитайте какое слово получилось по вертикали. (Картина)

- Так о чём мы будем говорить на уроке? (О картине)

- Чтобы узнать о какой картине, нужно выполнить ещё одно задание.

/Литературное лото. Работа в парах./

- Я называю слова, а вы вычёркиваете слова, противоположные по смыслу.

- Какое слово осталось? (Осень)

- Так о какой картине мы будем говорить? (Об осенней)

- Как вы думаете, что такое картина?

- Обычно под этим словом подразумевают произведение живописи, какое-то изображение красками на холсте или бумаге.

Постановка проблемы.

- А как вы думаете, может ли картина быть написана средствами литературы – словом и средствами музыки – нотами?

- Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня на уроке.

/Физ. минутка./

Работа над новым материалом.

5.1. - Рассмотрите репродукцию Исаака Левитана “Золотая осень”.

- Что изобразил художник на картине? (Осенний пейзаж)

- Картина называется “Золотая осень”. А почему осень называют “золотой”?

- Когда лес бывает золотым, таким, каким он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду? В какой период осени: начало, середина или конец?

- Что в этом пейзаже особенно красиво? (Деревья и кустарники, освещённые лучами солнца)

- Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья?

- Что ещё, помимо деревьев, изобразил художник в пейзаже?

- На картине Левитана мы видим берёзовую рощу. Небольшая речка спокойно несёт свои воды. Изгибаясь, она удаляется в глубину луга, а потом поворачивает влево.

Вдали на пригорке видно зелёное поле. Оно засеяно озимыми.

Озимые – засеваемые осенью, зимующие под снегом.

За крестьянскими постройками тянуться леса, сливающиеся на горизонте со светлым небом.

- На доске “Веер настроений”. Выберите то настроение, которое вызвала у вас эта картина. /Высказывания детей о том, что вызвало радость, а что грусть./

- Художник дал нам почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня. Осенние краски ласкают глаз и заставляют забывать, что это красота мимолётна.

/Физ. минутка./

- А теперь откройте учебник на с. 14. Найдите стихотворение Вадима Левина и прочитайте название.

- Какую картину в природе мы можем увидеть после дождя? (На кустах висят капли дождя, капает с крыш, на дорогах лужи….)

- Давайте послушаем стихотворение и попытаемся представить картину, которую нарисовал поэт.

/Выразительное чтение стихотворения учителем./

- Попробуйте описать картину, которую вы представили, слушая стихотворение. /Высказывания детей./

- Давайте сравним с картиной И. Левитана:

лес (городские улицы)…

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Выберите на веере.

- Почему? /Высказывания детей./

- Прочитайте стихотворение самостоятельно и назовите, что мокнет под дождём.

- Взяли простые карандаши. Разберём стихотворение.

Разбор стихотворения.

Речевая разминка.

Чтение хором.

Чтение по-одному. /4-5 чел./

- В. Левин назвал своё стихотворение “Маленькая песенка о большом дожде”. Давайте попробуем придумать другие названия к этому стихотворению. (“Грустная песенка”, “Нудная песня”, “Плач дождя”, “Песенка дождя”, “Дождливая песенка”)

- А сечас я вам хочу дать послушать ещё одну песенку. Но написал её замечательный русский композитор П. И. Чайковский. И называется она “Осенняя песенка”. Опустите головы на парты, закройте глазки. Послушайте и попробуйте представить картину, которую вызовет у вас эта музыка.

/Дети слушают музыкальное произведение./

- Что представили? Какое настроение вызвала музыка? Почему? /Высказывания детей./

- Так вернёмся к тем вопросам, которые мы задали вначале урока. Может ли быть картина написана средствами литературы – словом? А средствами музыки – нотами?

7. Домашнее задание. (Стихотворение В. Левина выучить наизусть (с. 14).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методическая разработка урока педагога.

Автор материала (ФИО) Шаповалова Екатерина Владимировна

Должность. Учитель начальных классов

Класс 1 А класс

Учебный предмет, литературное чтение

Тема блока. Страна вообразилия.

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Цель методическая. Создание условий для формирования общеучебных умений, организация самостоятельной деятельности учащихся с целью решения предметных задач, развитие умения работать с информацией, вести диалог .

Цель урока. Создание условий для формирования универсальных учебных действий.

Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.

Воспитательные : воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери.

Развивающие : развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения.

Здоровьесберегающие : со здание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.

I . Мотивация к учебной деятельности.

Настроен на урок наш класс?

За дело, ребятишки.

Ведь ждут сегодня нас, друзья,

Секреты новой книжки.

Друг другу улыбнитесь,

II. Речевая разминка.

- Послушайте, затем медленно и чётко повторяйте за мной.

ТОМ – ДОМ – ГНОМ – БОМ

ТАМ – ДАМ – ВАМ – НАМ

(повторяем медленно, чётко артикулируя губами несколько раз)

III. Введение в тему.

Как у наших у ворот

Чудо, чудо, чудо, чудо

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём…

Ну а что же на нём?

- Что же растёт на нашем Чудо-дереве? (книги)

- Давайте с ними познакомимся.

(Дети выходят к доске, снимают книгу, читают отрывок из произведения, угадывают его)

- Кто же автор этих замечательных книг? (Чуковский)

- Как вы думаете о ком и о чём мы будем сегодня говорить?

- И, конечно, будем учиться правильно и выразительно читать.

IV . Знакомство с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.

- Что вы знаете о Корнее Ивановиче Чуковском? Какие его книжки читали?

- А хотите ещё больше узнать?

- Мои помощники выходите.

Родился Корней Иванович Чуковский в Петербурге в 1882 году, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно.

Корней Иванович был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.

Корней Иванович Чуковский жил в одном из красивейших мест Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители всей нашей страны.

Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:

Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил.

Он по улице ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась первая сказка под названием “Крокодил”.

- В этот году исполняется 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского и вы ещё не раз о нём услышите.

V. Работа по учебнику.

Первичное восприятие.

- Откройте учебники. Какое произведение К. Чуковского будем читать на уроке?

- Что написано под названием?

- Английская песня, русский писатель …

Что- то я не могу разобраться как такое может быть?

(Ч. знал англ. И перевел английскую песенку на русский)

- Ну давайте послушаем. ( аудиозапись)

- Как вы думаете, портные названы храбрыми с улыбкой или всерьёз?

Словарная разминка.

- Чтобы хорошо прочитать стихотворение, почитаем слова и разберём их.

(читаем по слогам, целыми словами, хором и по одному)

Разбор значения слов: ПУГАЛО – ПУГАЛО

- Какую информацию предлагается найти в словаре? (калитка)

- А что значит слово ПОРТНЫЕ, можете объяснить?

( Профессия человека по изготовлению одежды, как по другом?)

Самостоятельное чтение

- Что означают палочки в тексте?

Самостоятельное чтение

- Чтение вслух по строчкам, хором)

VI. Работа в парах.

- Теперь давайте поработаем в парах. У вас на партах лежат листочки с заданием, прочитайте его, посоветуйтесь друг с другом и выполните.


Задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Раскрыть удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество добра над злом.

Оборудование: Выставка книг, презентация, детские рисунки, карточки с заданиями, иллюстрации сказок.

1. Организационно-мотивационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Громко прозвенел звонок.

Давайте настроимся все на урок.

Улыбнёмся друг другу - и нашим гостям.

Чудесных открытий желаю я вам.

Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке? (Новый писатель, книга, герой, рассказ, сказка). Сегодняшний урок не исключение, нас ждет встреча, а вот с кем, вы все узнаете совсем скоро.

Я хочу предложить вам совершить путешествие в сказку.

Мои дорогие девчонки, мальчишки!

Пока не берите тетрадки и книжки.

глаза поднимите на чудо указку,

я вас приглашаю в волшебную сказку.

Кто автор ее - вы ответите хором:

Лишь выставку книг вы окинете взором,

Ну, конечно же, это Чуковский Корней.

Сегодня нас ждет встреча с К. И. Чуковским и его сказками.

Какие задачи мы поставим перед собою на уроке.

1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя.

2. Раскрыть удивительный мир сказок Чуковского.

3. Развивать речь, воображение, память.

4. Чтение и выполнение заданий к тексту.

5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь.

Хорошо. Сегодня мы будем работать в группах. За ваши ответы группа будут получать жетон в виде витаминки, а в конце урока мы посчитаем их и посмотрим какая группа была самой активной.

А сейчас посмотрите к нам пришел гость.

II. Биография К.И.Чуковского

Меня зовут Корней Иванович Чуковский ̶ я известный детский писатель. Родился в 1 апреля 1882 году. Но это не настоящее имя и фамилия, а придуманные. Я создал себе псевдоним из собственной фамилии. А настоящие имя и фамилия ̶Никола́й Васильевич Корнейчуко́в.

Родился я в Петербурге. После расставания моих родителей, мы с мамой вынуждены были уехать в Одессу. В Одессе мы с мамой жили очень бедно.

Тогда я не сдавался и стал работать. Сам изучил английский и французский языки, писал, со временем уехал в Англию там и начал работать.

По возвращению в Россию стал писать для детей. Теперь уже я не был бедным мальчиком а стал известный детский писатель – Корней Иванович Чуковский.

Мне было интересно наблюдать и записывать, как говорят маленькие детки. Из этих записей получилась интересная книга "От двух до пяти". В книге собра­ны смешные детские словечки, вопросы и истории.

Много произведений я написал благодаря своим детям, которых очень любил.

Прошу обратить ваше внимание ещё раз на выставку моих книг.

Вы сегодня работаете в группах, а это значит, что каждая из них должна иметь название. А как будет называться каждая группа, мы узнаем из инсценировки моих произведений.

Дети инсценируют.

1. Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать. (Федора)

К.Ч: Кто узнал героиню моего произведения?

2. Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Вечная слава воде! (Мойдодыр.)

К.Ч: Из какой сказки эти строчки?

3. Плачут Тотоша с Кокошей:

«Папочка, ты не хороший:

Даже для глупой овцы

Есть у тебя леденцы.

Мы же тебе не чужие,

Мы твои дети родные,

Так отчего, отчего

К.Ч: А эту сказку вы узнали?

К.Ч: И эту сказку узнали?

5. У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего. (Телефон)

К.Ч: Из какой сказки эти строчки?

К.Ч: Молодцы ребята. Вижу вы хорошо подготовились.

Одним из значимых моих произведений, которое я написал в 1929 году, стала книжка Айболит. В этом году ей исполнился 91год. Я хочу представить вам главного героя произведения Доктора Айболита который лечит животных.

А как называют доктора который лечит животных?

Айболит: Чтобы быть здоровыми нужно делать зарядку. Попрошу вас встать и повторять все движения за мной.

Скажите, ребята, как вы думаете, доктор Айболит – герой придуманный автором или Корней Чуковский знал такого доктора и посвятил ему эту сказку?

Корней Иванович знал такого доктора, с которым познакомился еще в 1912 году в городе Вильнюс.

Он был врачом и ученым. Он не брал денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить бродяг, жуликов и животных: лошадей, коров, кошек и собак, и ворон. И все пациенты его беззаветно любили.

Поэтому и неудивительно, что Корней Чуковский написал с него доктора Айболита.

Скажите может быть кто то из вас уже читал эту сказку? Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок произведения.

-Понравилось ли вам начало сказки?

- А хотели бы узнать что произошло дальше?

- А как вы думаете, что было написано в телеграмме?( письмо)

Работа в парах.

А узнаем мы это, когда восстановим текст телеграммы. У Вас на столах лежат конверты в них перепутались слова, попробуйте восстановить текст в парах.

В Африку скорей!

- Предположите, кто и для чего зовет доктора в Африку?

Работа по учебнику.

- Я предлагаю вам открыть учебник на с.26 и прочитать отрывок сказки.

- Какие чувства у вас возникли слушая отрывок произведения? (Стало жалко животных)

- Что произошло у животных?

- В какую страну спешил Айболит?

Чтение детьми.

Чтение 1-ой части.

- Чем заболели животные? Чтение отрывка болезней животных.

Объяснение значение болезней.

Ангина- заболевание горла.

Скарлатина – заболевание горла( острое обострение ангины).

Холерина, аппендицит – болезнь животика (отравление, тошнота)

Дифтерия- болит нос, рот, глаза, уши.

Малярия- опасное для жизни заболевание, при котором повышается температура и появляется слабость.

Бронхит- заболевание дыхательных путей.

Чтение 2-ой части.

Найдите в тексте название стран в которые спешил Айболит.

Давайте прочтем название стран вместе (на доске слайд).

Чтение 3-ей части.

Кто схватился за животики? Найдите и прочитайте отрывок где об этом говорится.

Найдите строчки где сказано, что Айболита звери очень ждут.

-Мы прочитали с вами лишь небольшой отрывок сказки, а как вы думаете чем же закончится история в Африке?

-Спасет ли Айболит животных?

-А это мы узнаем с вами досмотрев сказку.

- Совпали ли ваши предположения с реальными событиями?


-75%

Читайте также: