Конспект урока чуковский храбрецы планета знаний
Обновлено: 05.07.2024
Цели урока: создать условия для знакомства детей с произведениями другой страны; развивать внимание, логическое мышление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность.
Планируемые предметные результаты:дети познакомятся с произведениями англоязычного народа; будут совершенствовать навыки чтения; учиться составлять план прочитанного, обогатят себя новым жизненным опытом.
Формируемые УУД:
· личностные: умение оценивать свою работу и анализировать ее, соблюдение правил культуры поведения на уроке,
· регулятивные: умение определять тему урока, ставить цели, умение принимать учебную задачу,
· познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебниках; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме,
· коммуникативные: умение слушать и слышать учителя и сверстников, умение контактировать с учителем, отвечать на его вопросы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование урока: презентация, учебник, видеоролик произведения, пословицы, карточки с пословицами.
Литературное чтение. В. Левин "Маленькая песенка о большом дожде".
Конспект урока (1 кл.)
Цель: 1) Познакомить со стихотворением В. Левина; учить выразительному чтению.
2) Формировать представление о единстве самой природы и искусства; развивать умение анализировать поэтическое, живописное и музыкальное произведения и сравнивать их.
3) Воспитывать любовь к прекрасному.
Оборудование: кроссворд, карточки “Литературное лото”, репродукция И. Левитана “Золотая осень”, “веер настроений”, музыкальная запись П. Чайковского “Осенняя песенка”.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение. К. Чуковский “Храбрецы”.
- Сегодня на уроке мы будем говорить… А о чём… вы узнаете, разгадав кроссворд.
1) Вещество, придающее тот или иной цвет. (Краски)
2) Материал для рисования и письма. (Бумага)
3) Изображение человека на картине, жанр изобразительного искусства. (Портрет)
4) Дощечка, на которой живописец смешивает краски. (Палитра)
5) Палочка с пучком щетины, волос на конце для нанесения краски. (Кисть)
6) Изображение на бумаге цветов, фруктов и т. д. (Натюрморт)
7) Краски на водной основе. (Акварель)
- Прочитайте какое слово получилось по вертикали. (Картина)
- Так о чём мы будем говорить на уроке? (О картине)
- Чтобы узнать о какой картине, нужно выполнить ещё одно задание.
/Литературное лото. Работа в парах./
- Я называю слова, а вы вычёркиваете слова, противоположные по смыслу.
- Какое слово осталось? (Осень)
- Так о какой картине мы будем говорить? (Об осенней)
- Как вы думаете, что такое картина?
- Обычно под этим словом подразумевают произведение живописи, какое-то изображение красками на холсте или бумаге.
Постановка проблемы.
- А как вы думаете, может ли картина быть написана средствами литературы – словом и средствами музыки – нотами?
- Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня на уроке.
/Физ. минутка./
Работа над новым материалом.
5.1. - Рассмотрите репродукцию Исаака Левитана “Золотая осень”.
- Что изобразил художник на картине? (Осенний пейзаж)
- Картина называется “Золотая осень”. А почему осень называют “золотой”?
- Когда лес бывает золотым, таким, каким он изображён на картине Левитана, в сухую или дождливую погоду? В какой период осени: начало, середина или конец?
- Что в этом пейзаже особенно красиво? (Деревья и кустарники, освещённые лучами солнца)
- Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья?
- Что ещё, помимо деревьев, изобразил художник в пейзаже?
- На картине Левитана мы видим берёзовую рощу. Небольшая речка спокойно несёт свои воды. Изгибаясь, она удаляется в глубину луга, а потом поворачивает влево.
Вдали на пригорке видно зелёное поле. Оно засеяно озимыми.
Озимые – засеваемые осенью, зимующие под снегом.
За крестьянскими постройками тянуться леса, сливающиеся на горизонте со светлым небом.
- На доске “Веер настроений”. Выберите то настроение, которое вызвала у вас эта картина. /Высказывания детей о том, что вызвало радость, а что грусть./
- Художник дал нам почувствовать красоту жизни, прелесть осени в полной её силе, в золотом сиянии тихого солнечного дня. Осенние краски ласкают глаз и заставляют забывать, что это красота мимолётна.
/Физ. минутка./
- А теперь откройте учебник на с. 14. Найдите стихотворение Вадима Левина и прочитайте название.
- Какую картину в природе мы можем увидеть после дождя? (На кустах висят капли дождя, капает с крыш, на дорогах лужи….)
- Давайте послушаем стихотворение и попытаемся представить картину, которую нарисовал поэт.
/Выразительное чтение стихотворения учителем./
- Попробуйте описать картину, которую вы представили, слушая стихотворение. /Высказывания детей./
- Давайте сравним с картиной И. Левитана:
лес (городские улицы)…
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Выберите на веере.
- Почему? /Высказывания детей./
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и назовите, что мокнет под дождём.
- Взяли простые карандаши. Разберём стихотворение.
Разбор стихотворения.
Речевая разминка.
Чтение хором.
Чтение по-одному. /4-5 чел./
- В. Левин назвал своё стихотворение “Маленькая песенка о большом дожде”. Давайте попробуем придумать другие названия к этому стихотворению. (“Грустная песенка”, “Нудная песня”, “Плач дождя”, “Песенка дождя”, “Дождливая песенка”)
- А сечас я вам хочу дать послушать ещё одну песенку. Но написал её замечательный русский композитор П. И. Чайковский. И называется она “Осенняя песенка”. Опустите головы на парты, закройте глазки. Послушайте и попробуйте представить картину, которую вызовет у вас эта музыка.
/Дети слушают музыкальное произведение./
- Что представили? Какое настроение вызвала музыка? Почему? /Высказывания детей./
- Так вернёмся к тем вопросам, которые мы задали вначале урока. Может ли быть картина написана средствами литературы – словом? А средствами музыки – нотами?
7. Домашнее задание. (Стихотворение В. Левина выучить наизусть (с. 14).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Методическая разработка урока педагога.
Автор материала (ФИО) Шаповалова Екатерина Владимировна
Должность. Учитель начальных классов
Класс 1 А класс
Учебный предмет, литературное чтение
Тема блока. Страна вообразилия.
Тип урока. Урок открытия новых знаний
Цель методическая. Создание условий для формирования общеучебных умений, организация самостоятельной деятельности учащихся с целью решения предметных задач, развитие умения работать с информацией, вести диалог .
Цель урока. Создание условий для формирования универсальных учебных действий.
Образовательные: формировать умение понимать содержание текста; формировать умение понимать авторский замысел; продолжать работу над выразительным чтением.
Воспитательные : воспитывать вдумчивого читателя; положительное отношение к природе и человеку, воспитание чувства любви и нежности к матери.
Развивающие : развивать воображение, речь, мышление, внимание; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, коммуникативные умения.
Здоровьесберегающие : со здание положительного эмоционального настроя учащихся на уроке; создание условий для совместной деятельности.
I . Мотивация к учебной деятельности.
Настроен на урок наш класс?
За дело, ребятишки.
Ведь ждут сегодня нас, друзья,
Секреты новой книжки.
Друг другу улыбнитесь,
II. Речевая разминка.
- Послушайте, затем медленно и чётко повторяйте за мной.
ТОМ – ДОМ – ГНОМ – БОМ
ТАМ – ДАМ – ВАМ – НАМ
(повторяем медленно, чётко артикулируя губами несколько раз)
III. Введение в тему.
Как у наших у ворот
Чудо, чудо, чудо, чудо
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём…
Ну а что же на нём?
- Что же растёт на нашем Чудо-дереве? (книги)
- Давайте с ними познакомимся.
(Дети выходят к доске, снимают книгу, читают отрывок из произведения, угадывают его)
- Кто же автор этих замечательных книг? (Чуковский)
- Как вы думаете о ком и о чём мы будем сегодня говорить?
- И, конечно, будем учиться правильно и выразительно читать.
IV . Знакомство с жизнью и творчеством К.И. Чуковского.
- Что вы знаете о Корнее Ивановиче Чуковском? Какие его книжки читали?
- А хотите ещё больше узнать?
- Мои помощники выходите.
Родился Корней Иванович Чуковский в Петербурге в 1882 году, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно.
Корней Иванович был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.
Корней Иванович Чуковский жил в одном из красивейших мест Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители всей нашей страны.
Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил.
Он по улице ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась первая сказка под названием “Крокодил”.
- В этот году исполняется 135 лет со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского и вы ещё не раз о нём услышите.
V. Работа по учебнику.
Первичное восприятие.
- Откройте учебники. Какое произведение К. Чуковского будем читать на уроке?
- Что написано под названием?
- Английская песня, русский писатель …
Что- то я не могу разобраться как такое может быть?
(Ч. знал англ. И перевел английскую песенку на русский)
- Ну давайте послушаем. ( аудиозапись)
- Как вы думаете, портные названы храбрыми с улыбкой или всерьёз?
Словарная разминка.
- Чтобы хорошо прочитать стихотворение, почитаем слова и разберём их.
(читаем по слогам, целыми словами, хором и по одному)
Разбор значения слов: ПУГАЛО – ПУГАЛО
- Какую информацию предлагается найти в словаре? (калитка)
- А что значит слово ПОРТНЫЕ, можете объяснить?
( Профессия человека по изготовлению одежды, как по другом?)
Самостоятельное чтение
- Что означают палочки в тексте?
Самостоятельное чтение
- Чтение вслух по строчкам, хором)
VI. Работа в парах.
- Теперь давайте поработаем в парах. У вас на партах лежат листочки с заданием, прочитайте его, посоветуйтесь друг с другом и выполните.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К. И. Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Раскрыть удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество добра над злом.
Оборудование: Выставка книг, презентация, детские рисунки, карточки с заданиями, иллюстрации сказок.
1. Организационно-мотивационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Громко прозвенел звонок.
Давайте настроимся все на урок.
Улыбнёмся друг другу - и нашим гостям.
Чудесных открытий желаю я вам.
Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке? (Новый писатель, книга, герой, рассказ, сказка). Сегодняшний урок не исключение, нас ждет встреча, а вот с кем, вы все узнаете совсем скоро.
Я хочу предложить вам совершить путешествие в сказку.
Мои дорогие девчонки, мальчишки!
Пока не берите тетрадки и книжки.
глаза поднимите на чудо указку,
я вас приглашаю в волшебную сказку.
Кто автор ее - вы ответите хором:
Лишь выставку книг вы окинете взором,
Ну, конечно же, это Чуковский Корней.
Сегодня нас ждет встреча с К. И. Чуковским и его сказками.
Какие задачи мы поставим перед собою на уроке.
1. Познакомиться с жизнью и творчеством писателя.
2. Раскрыть удивительный мир сказок Чуковского.
3. Развивать речь, воображение, память.
4. Чтение и выполнение заданий к тексту.
5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь.
Хорошо. Сегодня мы будем работать в группах. За ваши ответы группа будут получать жетон в виде витаминки, а в конце урока мы посчитаем их и посмотрим какая группа была самой активной.
А сейчас посмотрите к нам пришел гость.
II. Биография К.И.Чуковского
Меня зовут Корней Иванович Чуковский ̶ я известный детский писатель. Родился в 1 апреля 1882 году. Но это не настоящее имя и фамилия, а придуманные. Я создал себе псевдоним из собственной фамилии. А настоящие имя и фамилия ̶Никола́й Васильевич Корнейчуко́в.
Родился я в Петербурге. После расставания моих родителей, мы с мамой вынуждены были уехать в Одессу. В Одессе мы с мамой жили очень бедно.
Тогда я не сдавался и стал работать. Сам изучил английский и французский языки, писал, со временем уехал в Англию там и начал работать.
По возвращению в Россию стал писать для детей. Теперь уже я не был бедным мальчиком а стал известный детский писатель – Корней Иванович Чуковский.
Мне было интересно наблюдать и записывать, как говорят маленькие детки. Из этих записей получилась интересная книга "От двух до пяти". В книге собраны смешные детские словечки, вопросы и истории.
Много произведений я написал благодаря своим детям, которых очень любил.
Прошу обратить ваше внимание ещё раз на выставку моих книг.
Вы сегодня работаете в группах, а это значит, что каждая из них должна иметь название. А как будет называться каждая группа, мы узнаем из инсценировки моих произведений.
Дети инсценируют.
1. Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать. (Федора)
К.Ч: Кто узнал героиню моего произведения?
2. Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Вечная слава воде! (Мойдодыр.)
К.Ч: Из какой сказки эти строчки?
3. Плачут Тотоша с Кокошей:
«Папочка, ты не хороший:
Даже для глупой овцы
Есть у тебя леденцы.
Мы же тебе не чужие,
Мы твои дети родные,
Так отчего, отчего
К.Ч: А эту сказку вы узнали?
К.Ч: И эту сказку узнали?
5. У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
— Слон.
— Откуда?
— От верблюда.
— Что вам надо?
— Шоколада.
— Для кого?
— Для сына моего. (Телефон)
К.Ч: Из какой сказки эти строчки?
К.Ч: Молодцы ребята. Вижу вы хорошо подготовились.
Одним из значимых моих произведений, которое я написал в 1929 году, стала книжка Айболит. В этом году ей исполнился 91год. Я хочу представить вам главного героя произведения Доктора Айболита который лечит животных.
А как называют доктора который лечит животных?
Айболит: Чтобы быть здоровыми нужно делать зарядку. Попрошу вас встать и повторять все движения за мной.
Скажите, ребята, как вы думаете, доктор Айболит – герой придуманный автором или Корней Чуковский знал такого доктора и посвятил ему эту сказку?
Корней Иванович знал такого доктора, с которым познакомился еще в 1912 году в городе Вильнюс.
Он был врачом и ученым. Он не брал денег с бедных, никогда не отказывался пойти к больному ночью и в любую погоду. Некоторые считали его чудаком за то, что он готов был лечить бродяг, жуликов и животных: лошадей, коров, кошек и собак, и ворон. И все пациенты его беззаветно любили.
Поэтому и неудивительно, что Корней Чуковский написал с него доктора Айболита.
Скажите может быть кто то из вас уже читал эту сказку? Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок произведения.
-Понравилось ли вам начало сказки?
- А хотели бы узнать что произошло дальше?
- А как вы думаете, что было написано в телеграмме?( письмо)
Работа в парах.
А узнаем мы это, когда восстановим текст телеграммы. У Вас на столах лежат конверты в них перепутались слова, попробуйте восстановить текст в парах.
В Африку скорей!
- Предположите, кто и для чего зовет доктора в Африку?
Работа по учебнику.
- Я предлагаю вам открыть учебник на с.26 и прочитать отрывок сказки.
- Какие чувства у вас возникли слушая отрывок произведения? (Стало жалко животных)
- Что произошло у животных?
- В какую страну спешил Айболит?
Чтение детьми.
Чтение 1-ой части.
- Чем заболели животные? Чтение отрывка болезней животных.
Объяснение значение болезней.
Ангина- заболевание горла.
Скарлатина – заболевание горла( острое обострение ангины).
Холерина, аппендицит – болезнь животика (отравление, тошнота)
Дифтерия- болит нос, рот, глаза, уши.
Малярия- опасное для жизни заболевание, при котором повышается температура и появляется слабость.
Бронхит- заболевание дыхательных путей.
Чтение 2-ой части.
Найдите в тексте название стран в которые спешил Айболит.
Давайте прочтем название стран вместе (на доске слайд).
Чтение 3-ей части.
Кто схватился за животики? Найдите и прочитайте отрывок где об этом говорится.
Найдите строчки где сказано, что Айболита звери очень ждут.
-Мы прочитали с вами лишь небольшой отрывок сказки, а как вы думаете чем же закончится история в Африке?
-Спасет ли Айболит животных?
-А это мы узнаем с вами досмотрев сказку.
- Совпали ли ваши предположения с реальными событиями?
-75%
Читайте также: