План конспект по теме правописание приставок 6 кл шмелев

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: формировать способность определять зависимость написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения, формировать навык правописания гласной в приставках пре- и при-.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, орфографический словарь.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I этап. Определение темы урока и цели. (5 минут)

Учитель показывает слайд. Три столбика с примерами.

  1. В каком столбике записаны слова, которые имеют неизменяемые на письме приставки?
  2. В каком столбике находятся слова, приставки в которых определяются по фонетическому принципу (зависят от глухости-звонкости начального звука корня)?
  3. Выделите приставки в последнем столбике. Смогли бы вы вставить гласные е, и, если бы они не были бы записаны?
  4. Как же сформулировать тему урока, на котором нам нужно об этом узнать? Какую поставить цель?
  5. Сверим наш вывод с темой §10 стр.187

по…тянуть
д..везти
…тбежать
на..писать

ра…будить
во…ходить
бе…различие
в…трепенулись

приклеить
прекрасный
присыпать
прекратить

Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами (К). Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (Р).

Отвечают на вопросы, вставляют орфограммы.

II этап. Формирование новых знаний. (7 минут)

1. Прочитаем текст упр.101. В выделенных словах определим значение приставок.

Обучающиеся испытывают затруднения.

Поиск необходимой информации, умение работать с опорной таблицей (Р). Формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К). Использование речевых высказываний с целью контроля.

2. Найдите в таблице (стр.187-188) значения к приставкам данных слов.

Работа с таблицей стр.187-188

3. От чего зависит написание приставок пре- и при-?

Вывод: от их значения

4. Еще раз посмотрите таблицу. Слова какой группы не встретились в упражнении?

5. Назовите значения приставок пре- и при-.

Оценивают ответы друг друга.

III этап. Усвоение полученных знаний.

1. Записать слова в 2 столбика в зависимости от приставки (упр.102). Гласные написаны. (5 минут).

2 ученика прочитывают слова, объясняя значения приставок (правильность отслеживают дети).

Умение планировать и оценивать свои действия (Р). Исследование условий написания орфограммы (П).

2. Слайд на экране. (Слова, где пре- и при- в составе корня.

Привет
пример
природа
причина
приключение
прилежный
приятный

Задание. Придумайте однокоренные слова к данным существительным. (5минут)

Записывают однокоренные слова
приветливый
примерный
природный
причинить
приключенческий
прилежание
приятность

Обогащение словарного запаса (К).

Сделайте вывод: в состав какой морфемы входят пре- и при-

Вывод: есть слова, в которых пре- и при- не являются приставкой, а входят в состав корня.

Навык сотрудничества в ходе групповой работы (К).

4. Работа со словарем (3 минуты).

Откройте орфографический словарь стр.6. Выпишите слова с пре- и при-, которые вызывают у вас наибольшие затруднения

Выписывают слова из словаря.

Умение выявлять затруднения (Р). Применение методов информационного поиска (Р).

Встаньте, присядьте на корточки, встаньте, приподнимите руки, приложите их к затылку, шагая вперед, преодолейте барьер, прекратим совершать действия. (3 минуты).

Вопрос. Какие слова с изученной орфограммой прозвучали во время физкультминутки?

Сверимся со словами слайда. Появляется слайд. Запишите слова, объясните правописание.

Записывают слова со слайда и объясняют орфограмму.

Самокоррекция (К). Контроль в форме сличения результата (Р).

6. Работа со словами, похожими по звучанию. Откройте учебник на стр.189 упр.105 (5 минут)

Вставьте подходящие по смыслу слова, подчеркните изученную орфограмму.

Комментарий с места во время написания.

Регуляция действий (Р).

7. Подобрать синонимы с изученной орфограммой к данным словосочетаниям. (3 минуты)

А) воплотить в жизнь
Б) затруднения
В) первое представление спектакля
Г) легенда
Д)человек, нарушивший закон.

Слайд с ответом.

В тетрадь записывают синонимы.

А) претворить
Б) препятствия
В) премьера
Г) предание
Д) преступник

Проверяют по слайду.

8. Объяснить смысл пословиц, в которых есть слова с пре- и при-. Упр.108 (2 минуты)

Устно прочитывают пословицы, объясняют смысл. Называют слова с орфограммой.

Выражать свои мысли (К).

IV этап. Рефлексия. Итоги урока (3 минуты)

Упр.106 оставлено для повторения

Умение владеть монологической и диалогической речью (К).

V этап. Домашнее задание.

Упр.107.
Посмотрите задание. Что непонятно?
Дополнительную оценку получат те, кто выполнят из упр.109 задание №2 и 3

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова, г. Вязьмы Смоленской области

Работа содержит материал для повторения, обобщения и контроля знаний, умений и навыков учащихся по теме.



Целевая аудитория: для 6 класса

Очень короткая аннотация, суть работы не совсем раскрывает. Представленный материал соответствует заявленной теме. Представлен конспект урока, тесты и презентация. Презентация простая, без излишеств.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока : Правописание приставок на з/с (Учебник: Русский язык 5 кл. Шмелев А.Д.)
Тип урока : Урок усвоения новых знаний
Деятельностная цель : формирование у учащихся знаний и навыков правописании приставок на з/с
Образовательная цель : расширение понятий,рост базы за счет включения в нее правила правописания приставок на з/с
Организационный момент.

Проверка домашнего задания

Ребята, мы с вами изучаем варианты морфем. Какие варианты морфем вам уже знакомы ?
1) Корни :
- раст - / -ращ - / рос -
- лаг - / - лож -
-гор - / - гар -
- зор - / - зар -
- скак - / скоч
2) приставки :
раз / роз
рас / рос

Сегодня мы познакомимся с правописанием приставок на з/с
На доске ряд слов, в которых мы можем выделить варианты этих приставок :
беззаботный – бесподобный
безмерно – беспокойно
возвышенный – восхищенный
воздаяние – восприятие
взвизгнуть – вскрикнуть

взбешенный – всклокоченный
измельчить – исходить

Какие варианты приставок вы можете выделить в этих словах ?

без - / бес - ; воз - / вос - ; вз - / вс - ;

из - / ис- ; раз - рас - ; роз - / рос - ;

Правописание этих приставок зависит от следующей буквы.

Открываем тетради, берем ручки и выполняем упр. 121, объясняя выбор нужной буквы в приставке обозначая изучаемую орфограмму.

Тема урока : Правописание приставок на з/с (Учебник: Русский язык 5 кл. Шмелев А.Д.)
Тип урока : Урок усвоения новых знаний
Деятельностная цель : формирование у учащихся знаний и навыков правописании приставок на з/с
Образовательная цель : расширение понятий ,рост базы за счет включения в нее правила правописания приставок на з/с
Организационный момент .

Проверка домашнего задания

Ребята, мы с вами изучаем варианты морфем. Какие варианты морфем вам уже знакомы ?
1) Корни :
- раст - / -ращ - / рос -
- лаг - / - лож -
-гор - / - гар -
- зор - / - зар -
- скак - / скоч
2) приставки :
раз / роз
рас / рос

Сегодня мы познакомимся с правописанием приставок на з/с
На доске ряд слов, в которых мы можем выделить варианты этих приставок :
беззаботный – бесподобный
безмерно – беспокойно
возвышенный – восхищенный
воздаяние – восприятие
взвизгнуть – вскрикнуть

взбешенный – всклокоченный
измельчить – исходить

Какие варианты приставок вы можете выделить в этих словах ?

без - / бес - ; воз - / вос - ; вз - / вс - ;

из - / ис- ; раз - рас - ; роз - / рос - ;

Правописание этих приставок зависит от следующей буквы.

Открываем тетради , берем ручки и выполняем упр. 121 , объясняя выбор нужной буквы в приставке обозначая изучаемую орфограмму.

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Цель: познакомить с основными типами приставок, закрепить изученное о правописании приставок, упражнять в умении применять полученные знания на письме, определении лексическое значение слов; развивать устную и письменную речь учащихся, пополнять словарный запас.

I. Повторение приставок, правописание которых основано на морфологическом принципе.

1.Опрос-повторение. (слайд№1-представлены правила правописания приставок)

Произвести, обрадоваться, отпрыгнуть, надстроить, подстроиться, предсказать, вставить, сбежать, здоровье, вошел.

II. Повторение приставок на -з-с. (слайд №2-звонкие и глухие согласные)

1.Распределительный диктант. Выписать в 1-ый столбик слова с приставками на –з, а во 2-ой на –с. (слайд №3- проверка)

Чрезмерный, разведать, рассказать, низвергнуть, изведать, иссякнуть, ниспадать, воззвание, бессердечный, восстание, безрадостный, бесшумный, беззаботный, воскресший.

2.Словообразовательная работа (слайд №4).

От данных словосочетаний образовать прилагательные с приставками на –з—с-.

Даль без предела-

Рыцарь без страха-

Труд без пользы-

Малыш без защиты-

3.Вспомни пословицу! Дописать слова с приставками на –з-с- (слайд №5)

Рыбак рыбака видит ……….

Маленькое дело лучше большого …………………..

Береги платье снову, а честь…………………

От малой искры Москва …………………………

III. Повторение правописания приставок при- -пре- (слайд № 6)

1.Лексическая работа. Определить слово по его лексическому значению. (слайд № 7)

Получить новый образ-

Место стоянки судов-

Гнаться за кем-то-

Написать в добавление к чему- то-

2.Составить словосочетания со словами. (слайд №8)

Пребывать, презирать, претворить, преходящий, преклонить, предел, предавать, преступить, преемник, прибывать, призирать, притворить, приходящий, приклонить, придел, придавать, приступить, приемник.

Читайте также: