План конспект по теме правописание приставок 6 кл шмелев
Обновлено: 05.07.2024
Цели урока: формировать способность определять зависимость написания гласных в приставках пре- и при- от их лексического значения, формировать навык правописания гласной в приставках пре- и при-.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, орфографический словарь.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
I этап. Определение темы урока и цели. (5 минут)
Учитель показывает слайд. Три столбика с примерами.
- В каком столбике записаны слова, которые имеют неизменяемые на письме приставки?
- В каком столбике находятся слова, приставки в которых определяются по фонетическому принципу (зависят от глухости-звонкости начального звука корня)?
- Выделите приставки в последнем столбике. Смогли бы вы вставить гласные е, и, если бы они не были бы записаны?
- Как же сформулировать тему урока, на котором нам нужно об этом узнать? Какую поставить цель?
- Сверим наш вывод с темой §10 стр.187
по…тянуть
д..везти
…тбежать
на..писать
ра…будить
во…ходить
бе…различие
в…трепенулись
приклеить
прекрасный
присыпать
прекратить
Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).Умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами (К). Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель (Р).
Отвечают на вопросы, вставляют орфограммы.
II этап. Формирование новых знаний. (7 минут)
1. Прочитаем текст упр.101. В выделенных словах определим значение приставок.
Обучающиеся испытывают затруднения.
Поиск необходимой информации, умение работать с опорной таблицей (Р). Формирование навыков сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы (К). Использование речевых высказываний с целью контроля.
2. Найдите в таблице (стр.187-188) значения к приставкам данных слов.
Работа с таблицей стр.187-188
3. От чего зависит написание приставок пре- и при-?
Вывод: от их значения
4. Еще раз посмотрите таблицу. Слова какой группы не встретились в упражнении?
5. Назовите значения приставок пре- и при-.
Оценивают ответы друг друга.
III этап. Усвоение полученных знаний.
1. Записать слова в 2 столбика в зависимости от приставки (упр.102). Гласные написаны. (5 минут).
2 ученика прочитывают слова, объясняя значения приставок (правильность отслеживают дети).
Умение планировать и оценивать свои действия (Р). Исследование условий написания орфограммы (П).
2. Слайд на экране. (Слова, где пре- и при- в составе корня.
Привет
пример
природа
причина
приключение
прилежный
приятный
Задание. Придумайте однокоренные слова к данным существительным. (5минут)
Записывают однокоренные слова
приветливый
примерный
природный
причинить
приключенческий
прилежание
приятность
Обогащение словарного запаса (К).
Сделайте вывод: в состав какой морфемы входят пре- и при-
Вывод: есть слова, в которых пре- и при- не являются приставкой, а входят в состав корня.
Навык сотрудничества в ходе групповой работы (К).
4. Работа со словарем (3 минуты).
Откройте орфографический словарь стр.6. Выпишите слова с пре- и при-, которые вызывают у вас наибольшие затруднения
Выписывают слова из словаря.
Умение выявлять затруднения (Р). Применение методов информационного поиска (Р).
Встаньте, присядьте на корточки, встаньте, приподнимите руки, приложите их к затылку, шагая вперед, преодолейте барьер, прекратим совершать действия. (3 минуты).
Вопрос. Какие слова с изученной орфограммой прозвучали во время физкультминутки?
Сверимся со словами слайда. Появляется слайд. Запишите слова, объясните правописание.
Записывают слова со слайда и объясняют орфограмму.
Самокоррекция (К). Контроль в форме сличения результата (Р).
6. Работа со словами, похожими по звучанию. Откройте учебник на стр.189 упр.105 (5 минут)
Вставьте подходящие по смыслу слова, подчеркните изученную орфограмму.
Комментарий с места во время написания.
Регуляция действий (Р).
7. Подобрать синонимы с изученной орфограммой к данным словосочетаниям. (3 минуты)
А) воплотить в жизнь
Б) затруднения
В) первое представление спектакля
Г) легенда
Д)человек, нарушивший закон.
Слайд с ответом.
В тетрадь записывают синонимы.
А) претворить
Б) препятствия
В) премьера
Г) предание
Д) преступник
Проверяют по слайду.
8. Объяснить смысл пословиц, в которых есть слова с пре- и при-. Упр.108 (2 минуты)
Устно прочитывают пословицы, объясняют смысл. Называют слова с орфограммой.
Выражать свои мысли (К).
IV этап. Рефлексия. Итоги урока (3 минуты)
Упр.106 оставлено для повторения
Умение владеть монологической и диалогической речью (К).
V этап. Домашнее задание.
Упр.107.
Посмотрите задание. Что непонятно?
Дополнительную оценку получат те, кто выполнят из упр.109 задание №2 и 3
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №4 им. Героя Советского Союза А.Б. Михайлова, г. Вязьмы Смоленской области
Работа содержит материал для повторения, обобщения и контроля знаний, умений и навыков учащихся по теме.
Целевая аудитория: для 6 класса
Очень короткая аннотация, суть работы не совсем раскрывает. Представленный материал соответствует заявленной теме. Представлен конспект урока, тесты и презентация. Презентация простая, без излишеств.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Тема урока : Правописание приставок на з/с (Учебник: Русский язык 5 кл. Шмелев А.Д.)
Тип урока : Урок усвоения новых знаний
Деятельностная цель : формирование у учащихся знаний и навыков правописании приставок на з/с
Образовательная цель : расширение понятий,рост базы за счет включения в нее правила правописания приставок на з/с
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Ребята, мы с вами изучаем варианты морфем. Какие варианты морфем вам уже знакомы ?
1) Корни :
- раст - / -ращ - / рос -
- лаг - / - лож -
-гор - / - гар -
- зор - / - зар -
- скак - / скоч
2) приставки :
раз / роз
рас / рос
Сегодня мы познакомимся с правописанием приставок на з/с
На доске ряд слов, в которых мы можем выделить варианты этих приставок :
беззаботный – бесподобный
безмерно – беспокойно
возвышенный – восхищенный
воздаяние – восприятие
взвизгнуть – вскрикнуть
взбешенный – всклокоченный
измельчить – исходить
Какие варианты приставок вы можете выделить в этих словах ?
без - / бес - ; воз - / вос - ; вз - / вс - ;
из - / ис- ; раз - рас - ; роз - / рос - ;
Правописание этих приставок зависит от следующей буквы.
Открываем тетради, берем ручки и выполняем упр. 121, объясняя выбор нужной буквы в приставке обозначая изучаемую орфограмму.
Тема урока : Правописание приставок на з/с (Учебник: Русский язык 5 кл. Шмелев А.Д.)
Тип урока : Урок усвоения новых знаний
Деятельностная цель : формирование у учащихся знаний и навыков правописании приставок на з/с
Образовательная цель : расширение понятий ,рост базы за счет включения в нее правила правописания приставок на з/с
Организационный момент .
Проверка домашнего задания
Ребята, мы с вами изучаем варианты морфем. Какие варианты морфем вам уже знакомы ?
1) Корни :
- раст - / -ращ - / рос -
- лаг - / - лож -
-гор - / - гар -
- зор - / - зар -
- скак - / скоч
2) приставки :
раз / роз
рас / рос
Сегодня мы познакомимся с правописанием приставок на з/с
На доске ряд слов, в которых мы можем выделить варианты этих приставок :
беззаботный – бесподобный
безмерно – беспокойно
возвышенный – восхищенный
воздаяние – восприятие
взвизгнуть – вскрикнуть
взбешенный – всклокоченный
измельчить – исходить
Какие варианты приставок вы можете выделить в этих словах ?
без - / бес - ; воз - / вос - ; вз - / вс - ;
из - / ис- ; раз - рас - ; роз - / рос - ;
Правописание этих приставок зависит от следующей буквы.
Открываем тетради , берем ручки и выполняем упр. 121 , объясняя выбор нужной буквы в приставке обозначая изучаемую орфограмму.
Цель: познакомить с основными типами приставок, закрепить изученное о правописании приставок, упражнять в умении применять полученные знания на письме, определении лексическое значение слов; развивать устную и письменную речь учащихся, пополнять словарный запас.
I. Повторение приставок, правописание которых основано на морфологическом принципе.
1.Опрос-повторение. (слайд№1-представлены правила правописания приставок)
Произвести, обрадоваться, отпрыгнуть, надстроить, подстроиться, предсказать, вставить, сбежать, здоровье, вошел.
II. Повторение приставок на -з-с. (слайд №2-звонкие и глухие согласные)
1.Распределительный диктант. Выписать в 1-ый столбик слова с приставками на –з, а во 2-ой на –с. (слайд №3- проверка)
Чрезмерный, разведать, рассказать, низвергнуть, изведать, иссякнуть, ниспадать, воззвание, бессердечный, восстание, безрадостный, бесшумный, беззаботный, воскресший.
2.Словообразовательная работа (слайд №4).
От данных словосочетаний образовать прилагательные с приставками на –з—с-.
Даль без предела-
Рыцарь без страха-
Труд без пользы-
Малыш без защиты-
3.Вспомни пословицу! Дописать слова с приставками на –з-с- (слайд №5)
Рыбак рыбака видит ……….
Маленькое дело лучше большого …………………..
Береги платье снову, а честь…………………
От малой искры Москва …………………………
III. Повторение правописания приставок при- -пре- (слайд № 6)
1.Лексическая работа. Определить слово по его лексическому значению. (слайд № 7)
Получить новый образ-
Место стоянки судов-
Гнаться за кем-то-
Написать в добавление к чему- то-
2.Составить словосочетания со словами. (слайд №8)
Пребывать, презирать, претворить, преходящий, преклонить, предел, предавать, преступить, преемник, прибывать, призирать, притворить, приходящий, приклонить, придел, придавать, приступить, приемник.
Читайте также: