План конспект по станковой композиции

Обновлено: 05.07.2024

План-конспект урока по предмету Станковая композиция на тему "Выразительность формы. Характер силуэта" для 4(7) класса художественного отделения ДШИ с презентацией "Искусство силуэта".

ВложениеРазмер
1_siluet_otkrytyy_krok.doc 50.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по предмету Станковая Композиция

на тему "Выразительность формы. Характер силуэта"

для 4(7) класса художественного отделения ДШИ.

Поддубненкова Елена Николаевна, преподаватель

Тип урока: Урок комбинированный (урок получения новых знаний и урок формирования и закрепления способов деятельности).

- развивать творческое мышление, фантазию, интерес к мировой художественной культуре;

- воспитать эстетическое отношение к действительности.

- слайды по теме для демонстрации по телевизору;

- готовые образцы рисованных и вырезных силуэтов;

- детские работы и работы учителя;

- бумага формата А3, А4, графитный карандаш, тушь, кисти, ножницы, цветная бумага чёрного цвета, клей-карандаш.

1. Организационный момент.

3. Изложение нового материала.

4. Практическая часть.

5. Подведение итогов.

6. Организационное окончание урока.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об искусстве силуэта и в конце первого занятия создадим ваши портреты, выполненные в этой технике, а на втором уроке выполним небольшие упражнения и попробуем создать силуэтные композиции на свободную тему.

В изобразительном искусстве силуэт это вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. (Слайд 2)

Основа силуэтного изображения – плоскость. Язык силуэта контрастен, в основном, это отношение чёрного и белого. Его главные средства выражения – абрис предмета, то есть его контур и пятно, очерченное этим контуром. В таком рисунке нельзя показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.

Силуэт обычно рисуют чёрной краской на белой бумаге (или белой краской на чёрной бумаге), или вырезают из тонкой чёрной бумаги и потом наклеивают на светлую. (Слайды 3, 4, 5)

-А как вы думаете, ребята, каким образом людям пришло в голову создавать изображения в этой технике, какие явления нашей жизни, натолкнули их на это? Что вам напоминает силуэт?

-Правильно, силуэт похож на тень, которую отбрасывают предметы, фигуры. (Слайд 6)

И когда предмет или фигура находятся напротив источника света (на пример напротив заходящего солнца), они кажутся нам сплошным чёрным пятном. (Слайд 7)

Обратимся к истории силуэта.

Как вы думаете, что это?

Древнегреческая вазопись ещё одна вершина в истории искусства силуэта. Художники, украшавшие глиняные многофигурной росписью, решали сложнейшую задачу расположения силуэтной композиции на криволинейный объём поверхности вазы. Здесь представлены вазы выполненные в двух стилях: чёрнофигурном и краснофигурном. (Слайд 9)

Существует древнегреческая легенда, которая гласит, что одна

девушка перед разлукой с любимым, обрисовала его тень на стене, чтобы его образ был всегда с ней.

Искусство же резаного бумажного силуэта возникло на родине бумаги - в Китае. Ему предшествовало создание фигур теневого театра, вырезанных из кожи и украшенных сложными узорными прорезями.

Из Китая искусство вырезания силуэтов из бумаги проникает в Европу, и становиться там очень популярным в качестве дешёвого и быстрого изображения портрета. (Слайд 10, 11)

В Европе как самостоятельный вид графики искусство силуэта сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции.

Но, не смотря на такое первоначально презрительное отношение к виду графики, искусство силуэта быстро становиться модным и распространяется по Европе.

В Петербурге в XVIII в. славился приезжий из Парижа силуэтист Ф.Г. Сидо, который выполнил портреты почти всего императорского двора. (Слайд 13)

Посмотрите, а это работы лучшего художника – силуэтиста XIX в. графа Фёдора Толстого. Темы его силуэтов – батальные композиции, сценки из городской и крестьянской жизни, охота. Заметьте, как цельна и одновременно разнообразна каждая композиция. Это целые истории, сходные с театральным действием. (Слайд 14)

Вот ещё интересные работы художницы Елизаветы Бём (1843-1914). Она издавала книжки для детей и сама выполняла к ним иллюстрации. Главные персонажи силуэтов – деревенские дети. (Слайд 15)

Силуэтное изображение органично входит в книгу, хорошо сочетается с форматом книжной полосы, шрифтом, заставками и виньетками, к тому же обладает декоративностью. Это обстоятельство объясняет использование силуэтов в книжной графике в качестве иллюстраций. (Слайд 16)

По сей день, магия силуэта притягивает художников, так как силуэт всегда будит воображение и мысль.

Вот и я сегодня хочу предложить вам побыть в роли художников-силуэтистов. Конечной задачей по изучению нашей темы является создание композиции в технике силуэт на свободную тему. Но к этому заданию мы приступим на втором уроке. А оставшееся время этого урока мы посвятим созданию ваших портретов, путём обводки ваших теней на листе бумаги, прикрепленной к стене. Когда контуры рисунков будут готовы, вы закрасите поверхность листа внутри контура или снаружи тушью. (Слайд 18)

Учащиеся поочерёдно обрисовывают контуры теней друг друга на листах, прикреплённых на стене, затем покрывают изображение чёрной краской. Возможна обводка некоторых деталей белой гуашью.

Работы вывешиваются на доске, обсуждается различие характеров силуэтов, которые, не смотря на плоскостное изображение, передают сходство с моделью.

-Посмотрите, какие замечательные портреты в технике силуэт у вас получились.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся: гуашь, кисти, простой карандаш, ластик, баночка для воды, салфетка, бумага (формат А3).

для учащихся 1 класса

Мирошниченко Юлии Сергеевны

Тема: Пейзаж.

Цель: Расширить знания учащихся о композиции и жанре пейзажа. Создание композиций разных по тону, используя контраст, нюанс тона и размера.
Задачи:

совершенствовать умение композиционного размещения и создание композиции,

развивать воображение и фантазию,

воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых способов работы со знакомыми художественными материалами,

развитие творческих способностей,

научить создавать пейзаж,

совершенствовать умение работать гуашью.

Учащиеся: гуашь, кисти, простой карандаш, ластик, баночка для воды, салфетка, бумага (формат А3).

3. Повторение и закрепление знаний

Учитель: Что означает слово композиция? (составлять, сочинять).

Композиция (от лат. compositio) — составление, объединение и гармоничное отношение между частями связывая их в единое целое и обобщая.

Какие основные приёмы композиции вы знаете?

1.центр (смысловой, композиционный),

2. применение золотого сечения,

Какие законы композиции существуют?

1. Закон целостности,

2. Закон жизненности,

3. Закон контрастов,

4. Закон подчинённости.

А что такое пейзаж? Это жанр изобразительного искусства.

ПЕЙЗАЖ (произошло от франц. paysage - страна, местность) – жанр изобразительного искусства а, в котором основным предметом изображения является природа. Название жанра распространяется на изображение естественной или преобразованной человеком природы, окружающей среды, характерных ландшафтов, видов гор, рек, лесов, полей, городов, исторических памятников, всего богатства и разнообразия растительности.

Какие пейзажи бывают? В зависимости от характера пейзажного мотива, можно выделить сельский, городской, индустриальный пейзаж, морской. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический и эпический характер.

Поговорим о цвете: Какие цвета называют основными, а какие дополнительными? (Человек различает 3 основных цвета (контрастные) - это жёлтый, синий и красный. На их основе строятся все остальные цвета. Белый цвет - все цвета. Мы видим белый объект (предмет), потому что он отражает весь спектр цветов (например, радуга имеет 7 цветов, что доказывает нам сама природа после дождя). Черный цвет - отсутствие любого цвета. Черный цвет - это пустота - это полное отсутствие видимого цвета и света).

Так как работать мы будем в ахроматической гамме, скажите, какие цвета называют хроматическими, а какие – ахроматическими? Хроматические цвета - это все цвета, кроме черного, серого и белого (+ и их оттенки). Ахроматические цвета - все серые, чёрные и белые. Имеют они различие в том, что отличаются по светлоте и не имеют цветового тона, что присуще хроматическим цветам).

4. Объяснение нового материала.

А что такое перспектива?

ПЕРСПЕКТИВА - (фр. perspective, от лат. perspicio — ясно вижу) — системы изображения на плоскости пространства и объемных тел, их пространственной структуры, расположения в пространстве и удаления от наблюдателя. ПЕРСПЕКТИВА в изобразительном искусстве служит как воссозданию образа видимого мира, так и истолкованию мира, выражению той или иной концепции мироздания. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых пейзажах Китая, Кореи, Японии. Но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI веке в работах Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи обосновал принципы воздушной перспективы влияние воздушной среды на уменьшение четкости очертаний предметов и на изменение их цвета с удалением от наблюдателя. (Вместе с детьми подойти к определению таких понятий как: линейная перспектива, воздушная перспектива, видимый горизонт, линия горизонта, линии схода, точка схода.)

• Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Иными словами, это технический рисунок. Линейная перспектива способствует достижению пространственного воздействия посредством изменения формы групп растений и архитектурных элементов. Она помогает укоротить или удлинить расстояния между ними.

• Воздушная перспектива - это изменение в цвете и тоне предмета, Воздух редко бывает идеально прозрачным: дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, которая изменяет цвет объектов вдалеке. Этот эффект называется воздушной перспективой и находит отражение в трех взаимосвязанных явлениях:

• Видимый горизонт - это линия, на которой сходятся земля и неба.

• Линия горизонта (упрощенный истинный горизонт) - это воображаемая прямая, условно находящаяся в пространстве на уровне глаз наблюдателя.

• Линии схода - это линии, образующие края формы объекта с учетом их удаленности от точки наблюдения и показывают положение объекта в перспективе.

• Точка схода - точка, в которой соединяются линии схода.

При рисовании пейзажа первой задачей представляется выделить границы пространства, подлежащего изображению, и связать его с листом бумаги. Иногда помощь в установлении границ рисунка может оказать "видоискатель" - картонное окошко с подвижной заслонкой, дающее возможность варьировать отношения сторон прямоугольника окна, обычно между одним и двумя квадратами. Стоя на улице обсаженной деревьями можно наблюдать, как по мере удаления деревья становятся всё меньше и меньше, и самое большое дерево вдали будет не больше карандаша в руке. То же происходит и с машинами, в конце длинной улицы они кажутся игрушечными. Люди, по мере удаления, кажутся всё меньше и меньше. Так ведут себя, подчиняясь законам перспективы вертикальные предметы. А что происходит с горизонтальными линиями? Линии разметок на проезжей части, линии тротуаров по обе стороны улицы, линии горизонтальных архитектурных элементов зданий, удаляясь от нас, начинают постепенно сближаться и в самой дали, сходятся в одной точке, которую мы в пятом уроке назвали точкой схода. Через эту точку проходит линия горизонта. Каждый дом на улице, повёрнутый к зрителю боком, имеет две точки схода на линии горизонта, которые в рисунке могут быть расположены далеко за пределами листа бумаги, У художника глаз тренированный и он может убедительно определить перспективные сокращения размеров зданий и предметов на улице, без каких либо вспомогательных приёмов построения перспективы. Начинающему художнику, что бы развить чувство перспективы надо постоянно сравнивать и сопоставлять размеры и формы предметов относительно друг друга. Если изобразить в пейзаже фигуру человека, животных или их несколько, то очень важно правильно учесть перспективное сокращение несколько пренебрегать законами линейной перспективы.

Для того чтобы правильно и выразительно изобразить пейзаж, необходимо знать законы воздушной перспективы:

Как воспринимаются ближние и дальние предметы? Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно. Необходимо знать, что предметы, удаляясь от нас, не только уменьшаются, но и как бы тают в воздухе, приобретают менее четкие очертания и меньшую контрастность по сравнению с предметами первого плана.

Как изображать контуры ближних и дальних предметов? Для передачи пространства контуры ближних предметов надо делать резче, а удаленные - мягче.

А что вы можете сказать о тёмных и светлых предметах на большом расстоянии? На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные - светлее ближних.

А что необходимо выполнить для передачи пространства с этими предметами? Для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнить, а темные осветлить.

Необходимо запомнить, что все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и видятся объемными, все дальние - слабо выраженной светотенью и кажутся плоскими. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать объемно, а дальние - плоско. Для того чтобы достоверно изобразить пейзаж, большую роль играет передача освещения пейзажа. В зависимости от освещения в различное время суток: утром, днем, вечером, ночью – пейзаж меняет свои очертания. Утром контуры пейзажа как бы окутаны дымкой. Следовательно, рисуя пейзаж утром, надо стушевать контуры заднего плана. Слегка подчеркнуть контуры предметов переднего плана. Вечером наблюдается обратное явление: все предметы на фоне неба вырисовываются отчетливо, в виде силуэтов, тени ложатся гуще, плотнее, формы предметов выглядят определеннее. В серый пасмурный день земля вместе с находящимися на ней предметами почти всегда темнее неба. В солнечный день, хотя земля и растительность темнее неба, светлые предметы, освещенные прямым светом, могут быть светлее неба. Контраст света и тени различен в солнечный и облачный день, утром и в полдень, вечером и в лунную ночь.

5. Самостоятельная работа учащихся

Учитель: Сейчас каждый из вас будет составлять собственную композицию. (Во время самостоятельной работы обратить внимание учащихся на типичные ошибки. Индивидуально даются советы по выполнению композиции). Работу начинаем с тщательного обдумывания, затем следует выполнение набросков, выбор формата, компоновка, выполнение линейного рисунка, выполнение работы в цвете или тоне.

Помните об основных положениях линейной перспективы:

чем дальше предмет, тем меньше он кажется;

все горизонтальные параллельные линии, уходящие от вас вдаль, сходятся в точке схода, принадлежащей линии горизонта;

линии, которые расположены выше уровня горизонта, будут опускаться вниз к горизонту ,и стремиться к точке схода;

линии, расположенные ниже уровня горизонта будут подниматься вверх к линии горизонта и стремиться к точке схода;

мерою движения в глубину пейзажного пространства будут предметы на горизонтальной поверхности: деревья, кусты, строения, люди, животные,

если объект находится очень близко, то его передняя часть будет казаться больше, чем дальняя.

Этапы работы над пейзажем:

1. Выберите тему и идею.

Сначала выберите тему своей работы. Что вы хотите изобразить? Может быть, проливной дождь? Осенний лес? Поле цветов? Черпайте свое вдохновение из природы. Вы также можете рисовать вашу картину по памяти или используя воображение.

2. Продумайте композицию.

Перед тем как нарисовать эскиз пейзажа карандашом, нужно решить, как расположить лист бумаги или холст. Если вы хотите нарисовать широкую степь или бескрайнее море, то расположите лист горизонтально. Если же вы рисуете, например, высокое дерево, то подойдет вертикальное расположение. Продумайте композицию - где будут располагаться элементы вашего рисунка? Не забывайте о законах перспективы: предметы, расположенные близко, кажутся большими, отдаленные предметы - напротив, маленькими.

3. Сделайте набросок.

Как нарисовать пейзаж гуашью поэтапно? Сначала необходимо сделать карандашный набросок. Обозначьте линию горизонта, наметьте контуры предметов тонкими линиями. Далее прорисуйте детали.

4. Работа в цвете.

Далее вы можете слой за слоем накладывать цвет. Нанесите основные световые пятна, затем прорисуйте тени. Начинайте с самых габаритных участков. Старайтесь передавать цвет и фактуру природных объектов. Смешивайте краски на палитре, добиваясь натуральных оттенков.

5. Прорисовка деталей.

Прорисовка более мелких деталей, завершение работы.

Приступаем к работе.

6. Завершение работы
Просмотр работ проходит в классе. Композиции располагаются на доске. Критерии оценки:
- создание равновесия в композиции
- работа в материале
- оригинальность композиции
Учащиеся активно принимают участие в обсуждении композиций. Выбирается лучшая композиция.

Каждый из вас видит природу по – своему, каждый изобразил излюбленный мотив, подобрал цветовой строй пейзажа наиболее близкий по своему настроению. Работы получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы, свой колорит. Старались передать линейную и воздушную перспективу. Ваши пейзажи: поля, леса, наполнены воздухом, ароматом цветов, которые изображены в ваших картинах. Рисунки заслуживают положительной оценки, но есть и недостатки в работах. Давайте их найдём и проанализируем.

7. Рефлексия и завершение урока
- Что такое перспектива (линейная, воздушная)?
- Каковы этапы работы над пейзажем?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Время занятия: 2 урока

Преподаватель: Шевчук Виктория Леонидовна

Предмет: Композиция станковая.

Задача: знакомство с программой по станковой композиции, материалами и техниками, применяемыми при создании композиций.

Материал к уроку:

Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, составление, расположение (компонере – сочинять, располагать, составлять). Композиция присуща всем видам искусства как сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном, обдуманном порядке, их взаимосвязь, переходящая в гармонию целого, какой-либо идеи, сюжета.

Композиция – это составление, соединение частей в единое целое. В изобразительном искусстве – это построение художественного произведения.

hello_html_m5ba5016c.jpg

В той же картине Репина взгляды всех присутствующих устремлены на вошедшего мужчину в одежде ссыльного, и почти все перспективные линии ведут к его фигуре. Она дана на относительно свободном пространстве и силуэтно представлена на более светлом фоне. Цвет его арестантской одежды сгармонирован с цветом всех остальных предметов в комнате, но вместе с тем он нигде более не повторен (в отличие, например, от черных тонов) и поэтому тоже помогает выделить фигуру вошедшего, сосредоточив на ней внимание.

Основные законы композиции.

1) закон целостности;

2) закон контрастности;

3) закон новизны;

4) закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Композиция помогает передать содержание картины. Главное в композиции – выразительность и раскрытие художественного образа.

В изобразительном искусстве художественный образ трактуется как воспроизведение человеческого характера, события, которые ценны неповторимостью, индивидуальностью и в то же время характерны для своего времени. При этом Образом может становиться не только конкретная личность или предмет, 'но и картины природы, пейзажи, в которых также отражаются чувства, мысли, настроения, переживания как самого художника, так и его воспринимающего.

Форма и содержание, их взаимосвязь.

Создавая картину, художник опирается на натуру, исходит из нее как в общем замысле, так и в отдельных деталях. Но в этом процессе большую роль играют воображение, фантазия, вымысел. В картине художник изображает типическое событие, которое не берется прямо из жизни, но концентрированно выражает ее суть и смысл. Создание картины венчает поиск, дает законченное выражение творческой мысли, содержит обобщение наблюдений и размышлений. Поэтому содержание хорошей, подлинной картины является продуманным, несет в себе определенную идейно-образную концепцию, а форма — выстроенной, логичной, завершенной. Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, все закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ.

Живописность

hello_html_m112f7f2c.jpg

hello_html_10da8bf4.jpg

hello_html_me7932c2.jpg

hello_html_m83cde14.jpg

Линия. Пропорции. Равновесие.

hello_html_29a52619.jpg

Пропорции – соотношение величины отдельных частей композиции друг с другом.

Заполнение листа должно быть оправданным (размеры элементов композиции взяты необходимых размеров: не мелко, не крупно).

Равновесие. Точка зрения.

hello_html_m5d85b813.jpg

hello_html_2dcbb28b.jpg

Положение источника света. Освещение. Падающая тень.

(Показать на картинах художников которые расположены выше)

Формат композиции может быть квадратным, прямоугольным по вертикали или горизонтали, овальным, круглым.

hello_html_m3d01c84a.jpg

hello_html_m5742154b.jpg

hello_html_7831be6f.jpg

hello_html_m32118f6f.jpg

Перспектива. Горизонт. Точка зрения.

Линейная перспектива. Точка схода. Деревья, столбы, улица.

hello_html_m6ba3ad2.jpg

hello_html_701c0d79.jpg

Воздушная перспектива. Деревья, горы.

hello_html_7140d77c.jpg

Контраст цвета. Ньюанс. Колорит.

hello_html_f27fdd4.jpg

hello_html_51ae8e81.jpg

hello_html_m2de60f30.jpg

hello_html_1ee2f193.jpg

Жанры в композиции.

В изобразительном искусстве существуют различные жанры: исторический, бытовой, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер. Наибольшее разнообразие жанров наблюдается в станковой живописи.

В большинстве видов искусства исторически сложилось разделение на большие области, характеризующиеся общими признаками. Они и называются жанрами. Принципы их разделения также различны для каждой из областей художественной культуры.

В изобразительном искусстве жанры определяются по предмету изображения, в других областях культуры — по особенностям применяемых в них приемов.

В отдельных видах искусства — архитектуре, прикладном искусстве, дизайне — жанры вообще не выделяются, вместо них говорят о группах построек или изделий, объединенных назначением или материалом, — жилая, церковная архитектура, керамика или ткачество.

Практически не существует подразделения на жанры и в скульптуре. Здесь в основу классификации кладется скорее целевое назначение скульптурного произведения, чем тематический принцип. Правда, сохраняются устойчивые границы жанра портрета.


Задачи урока:

1.Научить составлять композицию декоративного натюрморта, применять ограниченную цветовую гамму в натюрморте для гармонизации композиции.

2.Развитие фантазии и умения создавать декоративное изображение.

3.Приобретение навыков перехода на условную плоскость.

4.Ознакомить учащихся с разнообразием техник декоративного изображения натюрморта.

5.Развить чувство композиции, воображения, творческие способности.

6.Воспитать интерес к основам изобразительной грамоты; воспитать аккуратность, любовь к творчеству.

Основные понятия:Композиционный центр,Декоративная композиция натюрморта,Декоративный натюрморт,Ритм и контраст в декоративном натюрморте,Плоскость,Пространство.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся постигнут азы декоративной композиции и дизайна.

У учащихся будет происходить формирование умения определять главное и второстепенное, как средства художественной выразительности, использовать эти средства и возможности в собственном творчестве.

Закрепление умений навыков передавать свои наблюдения в творческой работе, соблюдать приемы композиции, развитие фантазии, воображения.

У учащихся воспитывается эстетический вкус в процессе восприятия учебного материала.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование для учителя: видеоролик, презентация, ноутбук, интерактивная доска.

– Практическая часть.Беседа с учащимися, объяснение материала.

– Рассматривание примеров декоративного натюрморта.

Организационный момент.

Приветствие, концентрация внимания, организация рабочего места.

Постановка задачи.Восприятие.

Сегодня мы с вами совершим знакомство с Декоративной композицией натюрморта.

Практическая часть. Беседа с учащимися, объяснение материала.

1)Декоративная композиция натюрморта.

Декоративный натюрморт — это плоскостное изображение натюрморта в котором нет объема, нет реалистичности. Предметы имеют стилизованную форму, а вместо света и тени можно видеть орнамент, текстуру и другие декоративные элементы.

Декоративный натюрморт характерен условным изображением реальной постановки и исключает ряд постановочных задач реалистического изображения, таких, как: отображение воздушного пространства и материальности.

В декоративном натюрморте важным является также композиционно выверенное построение линий, контуров, их движение и благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения.

Допустимым является также использование орнаментов, узоров как аппликативной составляющей части декоративного натюрморта. Благодаря этим новым задачам появляется возможность развития композиционных навыков, цветового построения.

2)Изучение и демонстрация основных понятий.

Композиционный центр - необходимо выделить, лишь одну, наиболее важную в тематическом отношении часть и стремиться подчинить ей второстепенные детали. Такая часть является композиционным центром. Необязательно композиционный центр должен быть строго посередине (он лишь берет на себя первое внимание смысловую нагрузку "темы", но при этом остальные детали должны поддерживают композицию в целостности, подчинение второстепенного главному).

В декоративной живописи большее значение приобретает линия, которая становится полноправным участником картины и наравне с цветом и тоном участвует в формировании общей композиции. Изменение толщины и выразительности линии более ярко подчеркивает объем и пластику предмета.

Ритм и контраст в декоративном натюрморте.

Сущность ритма состоит в повторяемости элементов изображения. В организации композиции используют различные виды ритмов - линейные, тоновые, цветовые.

Особую роль играют контрасты. Произведение, построенное на еле заметных колебаниях света и тени, без определенных , акцентирующих внимание "вспышек", кажется монотонным, лишенным выразительности.

Звучные, выразительные контрасты (тоновые, масштабные) создают динамику. Формой выражения динамической композиции является асимметрия. В противоположность симметрии динамическое изображение строится на резких сдвигах центра композиции с оси картинной плоскости. в этих случаях ритмы направлены на достижение зрительного равновесия масс (по соотношению величины предметов, один большой = два маленьких, три средних = один большой и два мелких, по тону светлый - тёмный и т.п.).

Всякое изображение имеет связь с плоскостью.Чистый лист бумаги трудно представить как пространство, но горизонтальная линия, проведенная на плоскости, делит лист на две части, превращая его в пространственную категорию: верхняя - надземная часть, нижняя заполненная предметами и объектами, расположенными на поверхности земли (соприкасающимися с ней).

Рассматривание примеров декоративного натюрморта.

Виды декоративного натюрморта.

Существует несколько распространенных техник, хорошо зарекомендовавших себя на практике и в процессе обучения. Названия подобраны условно, так как в современной живописи не существует четкой, международной классификации стилей и единых названий.

Живопись из лоскутов.

Все цветовые сочетания в этой технологии изображаются в виде отдельных сегментов, подчеркивают структуру предметов и проявляющей их наиболее выразительные свойства. Часто используются чистые цвета и плоскостное отображение пространства.





Живопись с четко выделенным контуром.

Другие декоративные приемы основаны на сочетаниях чистых цветов, различных видах изменения мазков, использовании мастихина, широких кистей и других инструментов.




Подведение итогов и выставление оценок.

Обратить внимание на усвояемость материала. Задать контрольные вопросы: Что входит в понятие натюрморт? В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом? Какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?

А.Н. Гираева Декоративный натюрморт. // Изобразительное искусство в школе. А.Н. Гираева - М.: 2007. - №6. – С.53-55.(входит в Перечень рецензируемых изданий ВАК РФ).

Н.Н. Ростовцев Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Просвещение, 1980. – 253 с.

Ростовцев Н. Н. История методов обучению рис. М.: Просвещение, 1981-44 с.

Читайте также: