План конспект по шахматам в старшей группе

Обновлено: 07.07.2024

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Оценить 1081 0

Цель: побуждение детей к дальнейшему обучению игре в шахматы.

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами.

(дети проходят и садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел индийский шах. Он вас хочет познакомить с миром шахмат.

- А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

- Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Кем, не скажите ли мне,

- Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

- Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

- Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

-А где же происходят шахматные сражения? Конечно, на шахматной доске. О ней мы сейчас и поговрим.

Доски бывают разные – гладильные, стиральные, разделочные, строительные. На них в шахматы не поиграешь! Это можно сделать только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.

Шахматная доска – это квадрат, на нём белые и чёрные клетки. По краям доски отмечены буквы и цифры. Сверху и снизу – буквы (проговорить названия), справа и слева – цифры (от 1 до 8). Они нужны нам для того, чтобы определить адрес шахматной клетки, а он у каждой клетки свой собственный.

Что же, первое знакомстов с шахматной доской состоялось. Скоро на ней появится шахматное войско. Вы готовы к встрече с ним?

Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках. А нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесёмся к ним с большим уважением. Это не игрушки. Среди наших фигур есть царские особы. Давайте их рассмотрим.

Вот его величество – Король! На кого или на что похож король? (ответы детей). Его Величество король самый высокий и поэтому самый заметный. Похож на человека с высокой острой короной. В каждом королевстве королей по одному – черный и белый.

А вот Ферзь! На кого или на что похож ферзь? (ответы детей). Чуть поменьше короля. У него круглая небольшая шапочка-корона на голове. В начале шахматной партии ферзей в каждой армии по одному, как и королей.

Посмотрите, вот Ладья! На кого или на что похожа ладья? (ответы детей). Напоминает крепостную башню. Во Франции и других странах она так и называется тура (башня, крепость). В Россию шахматы так долго плыли на кораблях-лодках (в старину лодки назывались ладьями), что эта фигура и превратилась в ладью. Ладей в каждом войске по две.

Особая фигура – Слон. На кого или на что похож слон? (ответы детей). На слона совсем не похож. Скорее всего, это высокий человечек в остром шлеме. Почему именно слон? Древнеиндийские воины передвигались как пешком, так и нас лонах. Отсюда и возникла необходимость в этой фигуре, которая сохранила вид воина, а название – слона. Слонов в каждой армии по два. Кто знает, как по-другому называется эта фигура? (Офицер)

Ещё одно животное на поле - Конь! Его никогда ни с кем не перепутаешь. За долгое время он потерял своего всадника, длинные ноги и хвост. Коней у противников по два.

А теперь - Пешка! На кого или на что похожа пешка? (ответы детей). Похожа на маленького человечка. Пехота, пехотинец, пешком – вот почему эта фигура так называется. Идут только вперед. Их смело бросают в бой. Пешек в каждой армии больше всех – по восемь.

Вот мы с вами узнали, как зовут каждую фигуру.

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (Приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Итак, всё шахматное войско перед вами! Хорошо ли вы запомнили этих воинов? Проверим?

(Ребенок достает шахматную фигуру)

- Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

- А на что она похожа. (Ответы детей.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске)

Воспитатель: Ребята, понравился ли вам мир шахмат? Что вам больше понравилось? Хотите и дальше знакомиться с шахматами?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект игрового занятия в старшей группе на тему:

Конспект игрового занятия

Цель: закрепить первоначальные знания детей о шахматной доске и фигурах.

Развивающая: развивать у дошкольников память, мышление, внимание;

Образовательная: учить детей ориентироваться на плоскости доски, продолжить знакомить с названием и внешним видом шахматных фигур, вызвать у детей интерес к шахматам;

Воспитательная: воспитывать навыки работы в коллективе, вырабатывать уверенность в своих силах; повышать шахматную культуру.

Вид деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я хочу вас пригласить в путешествие в одно славное королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте. В этой волшебной стране 32 жителя и 64 поля. Наверное, вы догадались, о каком королевстве я говорю? (Шахматное королевство). Вы согласны отправится в путешествие? Но скажу сразу, что это путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справится только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Вы готовы? Тогда отправляемся.

На свете есть чудесная страна,

И зовется шахматной она.

Который век, наперекор столетьям,

Живет и здравствует мудрейшая игра.

Каждую фигуру ты запомни,

Это твои верные друзья.

В шахматы играть вы научитесь,

Это ведь гимнастика ума!

2. Основная часть.

Воспитатель: молодцы, поля пройдены. Но впереди нас ждет новое задание. Чтобы попасть в королевство шахмат, нужно пройти через Лес вопросов. ( На макетах деревьев листья с вопросами, дети по очереди срывают листья и отвечают на вопросы).

- Родина шахмат? (Индия).

- Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).

- Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).

- Сколько полей на шахматной доске? (64).

- Сколько фигурок в шахматах? (32).

- Какую фигуру нельзя убрать с доски? (Короля).

- Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).

- Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).

- Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два).

Воспитатель: вы справились с этим заданием и смогли пройти через Лес вопросов. На краю леса растет старое-престарое дерево, это волшебное дерево, только через него можно попасть в шахматное королевство. Нужно закрыть глаза и сделать два шага вперед по моему сигналу. ( Дети закрывают глаза, звучит фонограмма звука открывающейся двери). Дверь открыта, надо поторопиться. ( Под звуки волшебной музыки дети шагают, дверь закрывается- фонограмма).

Воспитатель: вот мы и в шахматном королевстве. ( Столы с играми и заданиями расставлены по группе и пронумерованы). Жители шахматного королевства любят внимательность, точность и порядок. Поэтому предлагаю начать наше путешествие строго по порядку. ( Дети сами определяют направление – стол № 1, в случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы).

Дети кидают кубики и называют шахматные фигуры.

Воспитатель: отправляемся дальше. Здесь задание посложнее. Нужно собрать картинку и назвать фигуру.

После игры проводится физкультминутка .

Раз - подняться, подтянутся,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть – на корточки присесть.

Воспитатель: Сделали зарядку,

Считаем по порядку.

Один, два, три, четыре ( дети)-

Путь определили. ( Дети идут к столу № 4).

Воспитатель: готовы к следующим приключениям? Тогда, в путь! ( Стол № 5). На столе маски и мешочек с фигурками. Ребята, слушайте задание внимательно, нужно достать фигурку из мешочка, назвать ее, найти и надеть маску с такой же фигуркой.

Проводится игра с масками.

Воспитатель: а сейчас я проверю, как хорошо вы знаете шахматные фигуры.

Сделай паузу в игре,
Доскажи словечко мне.
Если ты знаток фигур,
Отгадай мой каламбур:

У него большая роль,
А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)

Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и … (слон)

Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)

Воспитатель: жители шахматного королевства придумали для вас много интересных заданий и игр, но и мы тоже хотим повеселить их, расскажем стихи.

1. Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.

2. Прежде чем игру начать,
Много правил надо знать!
Знай, что справа от тебя
Клетка белой быть должна.
Приготовь всё для игры:
По краям поставь ладьи.

3.Рядом конница шагает,
Слон коней тех охраняет.
Вот осталось поля два
Для ферзя и короля.
Пешки – смелые натуры,
Прикрывают все фигуры.
Заняли свои места,
Начинается игра!

4. Вот король – он войском правит,
Соблюдает много правил:
Он не ходит далеко
Шаг лишь делает всего.
Встаёт рядом он на клетку,
Отдаёт приказы метко.

5. Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.

6. Конь – коварная фигура.
У него своя натура.
Прыг да скок, и сразу в бок,
Через головы прыжок!
Делает такой кульбит-
Взвиться в небо норовит!
Вот стоял на поле белом,
Перепрыгнул между делом-
Поле чёрное под ним.
За конём следи чужим!

7. Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.

8. А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.

10. Шахматы – игра, где надо думать,
Шахматы – зарядка для ума,
Это интересная, увлекательная,
Интеллектуальная игра.

11. За шахматной доскою
Я целый час сижу.
Игра ведь не простая,
Но я её люблю!

12. Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству. Что нового вы узнали сегодня? Что было интересным для вас? Какие шахматные фигуры запомнили? Вы бы хотели научиться играть в шахматы? Почему? Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность. Поблагодарим жителей шахматной страны и отправимся в детский сад. Закрываем глаза и шагаем по сигналу. ( Фоновое сопровождение).

Вот мы и в группе, а сейчас давайте нарисуем шахматное королевство, а вечером дома вы расскажите родителям, в какое путешествие сегодня отправлялись, и покажите свои рисунки.

Цель: дать представление детям о ценности фигур.
Задачи:
• развитие внимания и логического мышления;
• обучение шахматным терминам;
• воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски, настенная шахматная доска, значки-смайлики.

Шахматные загадки
1. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка)

2. Не живёт в зверинце,
Не берёт гостинцы,
По косой он ходит
Хоботом он водит.
(Слон)

Вы хорошо справились со всеми заданиями, а теперь немного отдохнём

3.Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Физминутка:
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок по шахматам поможет заинтересовать учащихся удивительной игрой шахматы.

Ульяновская область Старокулаткинский район с. Старый Атлаш

План – конспект

вводного занятия

по шахматам

Тренер – преподаватель по шахматам

Юртаев Газинур Ринатович

Тема: “Сказочная страна шахмат”

Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.

Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.

Воспитывать усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность.

Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.

Ход занятия.

Организационный момент. (5 мин.)

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Газинур Ринатович , я – тренер - преподаватель (учитель) шахматной школы.

- А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)

- Это чудо из чудес

Нам известно с детства,

Ждет ребят, как дар небес,

Там и ныне, словно встарь,

На высоком троне

Восседает грозный царь

В шахматной короне.

Там отважны и сильны

Пешки храбро бьются,

Там и кони и слоны

Ферзь с ладьей - на страх врагам

Кем, не скажите ли мне,

- Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)

- Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.

- Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)

2. Основная часть. (20 мин.)

- Тогда, слушайте внимательно.

- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)

(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)

- Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.

Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.

Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)

- Если человек жадный, то он может и предать.

- А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.

Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.

А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.

- Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.

(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)

(Подвести к понятию: и ум, и сила)

- Кто главнее папа или мама (Папа и мама)

- Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)

- Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)

- А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)

(Ребенок достает шахматную фигуру)

- Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)

- А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)

(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)

- Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.

- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.

Через поле пройдет

И награду найдет. (Пешка)

Не живет в зверинце он

И не весит сорок тонн,

Но и ловок, и силен.

Догадались? Это. (слон)

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой.

Красавца этого не тронь!

Узнал, кто это? Это. (конь)

Этот важный господин

Захватил всю власть один.

Слушаться его изволь.

Кто это такой? (Король)

Стоит в Углу с величием судьи,

Приз дадут, и смело вступит в бои.

Известна своей крайней прямотой,

Неужто не узнаешь ты…(ладьи)

Всех он смелее и сильней,

И не узнать его нельзя,

Он победит слонов, коней,

Конечно, ты узнал. (ферзя)

Физминутка. (3 мин.)

- Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.

(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).

- Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)

- Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)

Учитель объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.

- Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)

- Давайте рассмотрим каждого из них.

- Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)

- А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)

- Какой же вывод можно сделать?

- Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.










- А вы хотите, стать победителем? (Да)

3. Итог занятия. (7 мин.)

- Ребята, что же нового вы узнали сегодня?

1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)

2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)

- Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!

В конце занятия тренер вручает детям на память красочные буклеты.

Читайте также: