План конспект по крылову

Обновлено: 07.07.2024

Всем с детства знакомы поучительные басни Ивана Крылова. Они учат трудолюбию, добру, отзывчивости. И осуждают трусость, лесть и другие отрицательные качества. Кто не знает басни о трудяге — муравье и стрекозе, которая любила бездельничать? О хитрой лисице и доверчивой вороне. Эти и многие другие герои вышли из-под пера Ивана Андреевича Крылова.

Крылов родился в Москве, в 1769 году, однако за всю свою жизнь успел пожить в разных городах. Семья будущего баснописца была небогатой. Иван очень любил читать, поэтому вырос умным, интеллигентным человеком. Отец, который привил любовь к чтению, умер рано. И матери писателя пришлось отдать мальчика на подработки в суд, где ребенок числился писцом. Мать обучила ребенка грамоте и знанию математики.

В детстве Иван любил посещать городские празднества, ярмарки, гуляния, где наблюдал за людьми, подмечал интересные ситуации и даже принимал участие в кулачных боях. Он близко общался с народом. Наверное, это и помогло ему написать так много остроумных басен.

В 1782 году Крылов переезжает в Петербург – город культуры. Здесь талант будущего баснописца начинает раскрываться. Им написано несколько пьес, которые были оценены многими критиками. Впоследствии произведения Крылова становятся наполненными сатирой. Крылов нашел свой жанр и создавал настоящие шедевры в его рамках.

Несмотря на то, что Крылов очень активно и достаточно энергично работал над своими баснями, издавая один сборник за другим, он славился необыкновенной ленью. Бывало, что он засыпал в кресле, когда приходил навестить знакомых. Работая у князя Голицына секретарем, свои обязанности выполнял крайне неохотно и медленно. Также баснописец был знаменит своей любовью хорошо покушать. Бытовало мнение, что умер он от обжорства, но это не так. Крылов ушел из жизни из-за пневмонии. Это случилось осенью 1844 года.

Ивана Андреевича Крылова знают и любят за его мудрые, жизненные, искрометные басни. Современники так же ценили его добрый нрав. Творчество баснописца бесценно, оно входит в золотую коллекцию русской литературы.

Биография 2

Писатель родился в 1749 году в городе Москве. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, не получал образования, однако был грамотным человеком, любил чтение, и мечтал выучить сына. Поэтому еще в детстве он отправляет Ивана учиться, однако финансовое благополучие его семьи не позволяет им долго оставаться в Москве, и семья переезжает в Тверь, где отец получает новую должность, что, к сожалению, не спасает Крыловых, так как Андрей Прохорович умирает в 1778 году, а семейство начинает бедствовать. Так, Иван Андреевич Крылов не заканчивает учебы. На своем жизненном пути он пробует множество профессий, которым обучается самостоятельно, а конце жизни он даже становится одинарным Академиком и любимцем царской фамилии.

И.А. Крылов известен как автор искрометных и по сей день актуальных своей моралью басен. Часть из которых является заимствованной у французского писателя Лафонтена, однако большая часть сочинена самим Иваном Андреевичем.

На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.

— Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.

— Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

( На доске вывешивается портрет И.А.Крылова, даты жизни и смерти.)

Иван Андреевич Крылов – великий русский поэт-баснописец. Почему русский? Почему великий? Да потому, что Крылов любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

2.Выступления учеников о биографических данных баснописца.

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова. Ему пришлось поступить на работу в суд канцеляристом. Он переписывал бумаги, разносил пакеты с документами.

Иван Андреевич Крылов много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятия дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Жизнь и творчество Ивана Крылова. Полная биография

Рождение Иван Андреевича пришлось на холодный февраль 1769 года. Мальчик был рожден в Москве, но отсутствие денег и работы вскоре вынудило семью переехать в Тверь. Отец семейства, военный без регалий, умер, когда Ивану исполнилось всего 9 лет. А мать и двое сыновей оказались в еще более бедственном положении.

Разумеется, о хорошем образовании в такой ситуации и речи быть не могло. Парня спасла любовь к чтению и, оставшийся в наследство от отца, сундук с книгами. Французский язык он выучил благодаря благодушным соседям, которые позволили ему присутствовать на уроках их детей. Усердное самообразование позволило Ивану овладеть и несколькими музыкальными инструментами.

Постоянное пребывание в полунищем классе и общение с простым народом обогатило язык будущего баснописца. Он хорошо изучил нравы и жизнь бедняков, не по наслышке зная, о чем пишет. Работать Иван начал рано на низкооплачиваемой канцелярской должности. И уже с 15 лет начал пробовать себя в творчестве, хотя первые его работы так и остались незамеченными. Спустя несколько лет Крыловы перебираются в Санкт-Петербург, где мать помогает устроить сына приказным служителем в казенную палату.

Современники описывают писателя, как человека спокойного, рассеянного, ленивого, но при этом добродушного, не любящего ссориться. О его неряшливости и любви к обжорству слагали анекдоты, что, впрочем, не оставляло его без внимания слабого пола, благодаря его врожденному обаянию. Официально он так никогда не женился, но по слухам имел гражданскую жену, свою домработницу Феню и внебрачную дочь Сашу. С ними он прожил до конца своих дней, с радостью нянчил детей Саши и переписал на ее мужа все свое состояние. Ушел из жизни Иван Андреевич в ноябре 1844 года.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Конспект по Ивану Андреевичу Крылову (баснописцу). Прошу, помогите!

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.СодержаниеДетство и юностьРанее творчество. ДраматургияИздательская деятельностьПоследние годыТест по биографииДетство и юность Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.

Ранее творчество. Драматургия

В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

Проект в 3 классе: Басни Крылова

Рекомендуем посмотреть:

Оформление кабинета: портреты И.А. Крылова, тексты басен, на доске (через проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и басня, тема урока.

Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)

Ход урока

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают его как “дедушку Крылова”. Когда произносят его имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.

Знают Крылова и сейчас Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, “что такое хорошо и что такое плохо”.

А что же такое басня? Кто знает?

БАСНЯ – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Все ли слова понятны? Иносказание – выражение иного, другого, скрытого смысла

Аллегория – изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет: за лисой – хитрый человек, за ягненком – беззащитный человек.

Язык басен легкий, простой, запоминаются басни хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль, то есть мораль.

МОРАЛЬ – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

И несут люди по жизни тог, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что “услужливый дурак опаснее врага”, что “у сильного всегда бессильный виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, и что “в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

  1. А теперь обратимся к басням.
  1. “Ворона и Лисица”.
  • Найдите в басне мораль (Уж сколько лет твердили миру…)
  • Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое восхваление)
  • Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает отвращение? (неприятно видеть человека, готового ради своей выгоды на лицемерие). А почему лесть вредна? (вводит в заблуждение того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его видеть мир в искаженном свете).
  • А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать комплименты – очень заманчиво и при этом не прилагать никаких усилий)
  • Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей поверила и потеряла бдительность)
  • Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И тот, и другой теряют чувство собственного достоинства).
  1. “Свинья под Дубом”
  • С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво, спокойно, нагло). А почему?
  • Давайте в тетрадочках запишем слова, которые характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная, ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и др.).
  • Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).
  • Докажите, что Свинья действительно неблагодарна.

(…Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.)

  • Что означает выражение: “поступить по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить подлость)
  • Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам Крылов?

(Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)

Иван Андреевич Крылов (1769–1844 гг.), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Детство и юность

Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича перевели по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.

Семья в которой родился Иван Андреевич

Крылов родился в семье армейского офицера, участвовавшего в подавлении восстания Емельяна Пугачева, но не получившего от властей ни земельных угодий, ни повышения в чине. Андрей Прохорович Крылов оставил в наследство сыну лишь сундук с книгами.

Им приходилось скрываться от Пугачева. Временами было нечего есть. Возможно, из-за этого впоследствии Крылов будет проявлять неуемный аппетит. Среди высшего общества ходили легенды о невероятном обжорстве баснописца.

В пенсии было отказано, что вынудило вдову зарабатывать на жизнь чтением заупокойных молитв над покойниками.

Но в отношении второй просьбы Крыловой правительство пошло навстречу. Иван был принят на работу в казенную палату приказным служителем. Хотя платили немного, угроза голода и нищеты отступила на второй план.

Ранее творчество. Драматургия

Трудовая деятельность

Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.

В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.

В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).


Издательская деятельность

Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.

Литературная деятельность

Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:

В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.


Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.

Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.


Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:

Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.

Последние годы

В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С. Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И. И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, многие из которых изучаются в разных классах в школе, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

Умер Крылов 9 [21] ноября 1844 года от двухстороннего воспаления лёгких.

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.

Иван Крылов


Иван Крылов

В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.

Иван Крылов и императрица Мария Федоровна


Иван Крылов и императрица Мария Федоровна

Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица Мария Фёдоровна. И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.

Памятник Ивану Крылову


Памятник Ивану Крылову

Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Цель: сформировать умение анализировать текст басни.

Задачи:

Познакомиться с биографией И. А. Крылова.

Сформировать понятие о жанре басни и ее особенностях.

Произвести анализ басни И.А. Крылова.

Развить внимания к художественному тексту.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, презентация, медиапроектор.

Методические приемы: беседа – диалог, анализ, изучение иллюстраций и беседа по ним, сопоставительный анализ текстов, рефлексия.

Ход урока.

Подведение к теме урока.

Ребята, сегодня 23 октября. Октябрь – второй осенний месяц. А кому из вас нравится осень? А чем вам нравится это время года?

А вот, что говорили об осени великие русские поэты.

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

«Поздняя осень. Грачи улетели,

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

« Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

(На экран проецируются портреты поэтов: А.С. Пушкина, Н. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Скажите, в каком веке жили и творили эти поэты? ( В 19)

Мы с вами переходим от изучения фольклора к изучению литературы 19 века.

Произведения, которые на протяжении длительного времени волнуют читателя, вызывают его интерес, заставляют переживать, называются классическими. Литература 19 века называется классической.

Как вы думаете почему? ( потому что ее изучают и читают до сих пор) .

Писателей и поэтов, создавших такие шедевры, именуют классиками.

Объявление темы урока.

Одним из писателей - классиков 19 века является Иван Андреевич Крылов Именно с его творчеством мы будем знакомиться сегодня. ( На экран проецируется портрет Крылова).

Работа по теме урока.

И.А. Крылов. Родился в 1769 году в семье военного. Детство мальчика было нелегким.

Воспитывался Крылов дома, был обучен русской грамоте, 4 правилам арифметики и молитвам. Подростком Ваня Крылов начал работать в канцелярии. Он страстно любил читать, но начальник, застав его за книгою, иногда бивал его по голове и плечам и жаловался его отцу, который тоже наказывал Крылова. Продолжая служить, Крылов овладел французским и итальянским языками, а также научился играть на скрипке. Его талант как писателя был замечен.

Ребята, кто знает чем прославился Крылов? ( баснями).

Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. За жизнь Крылов выпустил одну за другой 9 книг, в которых было более 200 басен. И. А. Крылов – баснописец. Умер Крылов в 1844. В летнем саду Петербурга стоит памятник Крылову, созданный скульптором Петром Клодтом. Это первый памятник баснописцу в России. Он был создан на народные деньги, собранные по всей Руси.

Ребята, а какие басни Крылова вы знаете?( ответы детей).

Работа над определением.

Давайте запишем, что такое басня.

Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни.

Почему басня – рассказ? (сообщает о каком – то событии , имеет сюжет).

Почему рассказ стихотворный? ( басня чаще всего в стихах)

Аллегория (иносказание) – художественное средство, которое говорит о пороках людей, маскируя их за образами животных.

Сатирическое – высмеивающее пороки.

В басне также присутствуют олицетворение.

Олицетворение – прием, при котором животным приписываются человеческие качества. (учащиеся записывают в тетрадь).

В басни выделяют 2 части: повествование и мораль.

Мораль – нравоучение, выраженное в краткой форме. (учащиеся записывают в тетрадь).

Язык басен очень афористичен.

Афоризм – краткое изречение, выражающее глубокую мысль.

Чтение басни одним из учеников.

(На экран проецируется иллюстрация к басне).

Ребята, давайте докажем, что это басня.

В какой форме она написана? (в стихотворной)

Какая она по объему? (небольшая).

Есть ли в ней сюжет? ( да).

Выделите 2 части. ( Повествование о поступке свиньи и мораль)

А есть ли здесь иносказание? (да, главные герои животные, но под ними подразумеваются люди).

Кто главные герои? Сколько их? (Свинья, ворон, дуб, 3).

Ребята, как называется разговор 2лиц? (диалог).

А у нас в басне мы видим разговор 3 лиц. Это называется полилог.

Давайте запишем: полилог- разговор нескольких лиц.

Давайте обратим внимание на иллюстрацию. Какой эпизод изображен на ней? ( разговор свиньи и ворона).

А какой поступок совершила свинья до этого? ( она наелась желудей, затем стала подрывать корни дуба).

Что она ответила дубу, когда тот ее приструнил? (что ей нет до дуба никакого дела, главное, чтобы она была сыта).

Какое противоречие можно увидеть в словах свиньи? ( она хочет быть сытой, но при этом губит дерево, на котором растут желуди).

Почему она так поступает? ( она просто об этом не задумывается, не понимает и не хочет знать.

Какие человеческие качества разоблачает в свинье автор? (ограниченность, равнодушие к миру, невество).

Ребята, в русском языке есть 2 похожих слова - невежа и невежда.

Запишем: Невежа – невоспитанный человек. Невежда – человек, который не хочет учиться. Эта свинья и невежа и невежда одновременно.

А почему автор в морали заговорил об учености? ( басня разоблачает ограниченных, неблагодарных людей, которые с пренебрежением относятся к наукам и учению). Запишем вывод в тетрадь.

Ребята, а знаете ли вы, что жанр басни зародился еще в древней Греции. Первым баснописцем был человек по имени Эзоп. Поэтому, язык басен принято называть Эзоповым языком. Давайте запишем определение.

Эзопов язык – умение баснописцев замаскировать то, что они хотят сказать.

Чтение басни. (Текст басни проецируется на экран).

В чем особенность басни? ( написана не в стихах, одним из действующих лиц является предмет) Ось - деталь телеги, которая скрепляет колеса между собой.

Какая ситуация? ( волы тянут телегу, а ось жалуется, что ей тяжело).

Кто в басне высмеивается? ( о людях, которые честно выполняют работу и о людях, которые лишь притворяются и, при этом, жалуются на жизнь.).

Какие человеческие качества здесь осуждаются? (лень, нежелание трудиться, постоянное недовольство ).

Чтение басни ( читают 2 ученика)

Как осел справлялся со своими обязанностями ( очень ответственно, честно, с рвением. Он гонял птиц. сам ничего не украл).

Почему же мужик его наказал? ( он истоптал весь огород)

Как вы думаете, осел это сделал нарочно? (нет).

Почему же так получилось? (осел был глуп).

Так кто же больше виноват? Глупый осел или мужик, который взял его на работу? ( мужик)

Подведение итогов урока.

К изучению какого раздела литературы мы сегодня приступили? ( Литература 19 века).

С каким писателем мы сегодня познакомились? (И. А. Крылов).

Чем он знаменит? (своими баснями).

Что такое басня? (Басня – небольшой, чаще всего стихотворный рассказ, в котором в аллегорической (иносказательной) форме дается нравоучительное и в то же время сатирическое изображение жизни).

Какие основные особенности басни вы знаете? ( олицетворение, аллегория, мораль, афористичность).

Читайте также: