План конспект по человеку и миру 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

Бабушка от радости накупила сладостей,
Вкусный суп сварила, свежий сок открыла.
- Кушай, Варечка, скорей – будешь крепче, здоровей,
Вырастешь такая – умная, большая,
Глазки будут меткими, зубки будут крепкими.
- Скушай суп, котлетки, йогурт и ещё сырок.
- Не хочу, бабулечка, выпью только сок.
Снова бабушка хлопочет, угодить малышке хочет:
- Сырнички, тефтели, блинчики, пельмени.
Морщит Варя носик – есть она не хочет.
- Не сердись, бабуля, ты готовишь очень вкусно,
Но компот, конфеты, мороженое – это главная еда,
Остальное все продукты – ерунда!
- Какие продукты выбрала девочка? Согласны ли вы с ее выбором? Почему? (нет, она выбрала сладости, а они не приносят пользы)
- Права ли девочка, сказав, что остальные все продукты ерунда? Почему?
4. Изучение нового материала.
- Надя, героиня стихотворения, как и все дети, любит только сладости и не знает, что для ребёнка полезно есть совершенно другие продукты. Откройте свои учебники на стр. 13 и рассмотрите картинки. Назовите продукты, которые считаете наиболее полезными.
- Как вы думаете, а зачем человеку надо есть?
- Правильно, дети. Обратите внимание на доску. Давайте хором прочитаем стихотворение (написано на доске):
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.

- Все ли согласны с тем, что мы прочитали?
- Здоровье человека зависит от правильного питания, поэтому нужно соблюдать некоторые правила. Давайте зачитаем на стр. 13 первое правило (дети читают, после чего правило крепится на доску)
- Организму человека нужны различные питательные вещества (карточки с их названиями крепятся под первым правилом)
- Белки являются строительным материалом для клеток нашего организма, углеводы и жиры дают энергию, а без витаминов ни один ребенок не может нормально расти и развиваться.
- Давайте с вами сейчас поиграем. Я покажу вам картинку, а вы, отыскав ответ в учебнике, скажете, к каким питательным веществам ее отнесем (показ картинок)
- Молодцы! Мы немного устали. Давайте отдохнём. Встаньте, выйдите из-за парт.
На раз – подняться, потянуться,
На два – согнуться, разогнуться,
На три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

- Присаживайтесь, продолжим наш урок.
- Прочитаем второе правило (крепится на доску)
- Так, наиболее полезными для человека являются молоко и молочные продукты, гречневая и овсяная крупы, хлеб, овощи. А вот сладостей много кушать вовсе не полезно.
- А как вы думаете, почему?
- Давайте зачитаем третье правило (прикрепить)
- Действительно, пищу нужно тщательно пережёвывать, чтобы она лучше усваивалась организмом.
- Ребята, мы рассмотрели правила рационального питания. Давайте теперь из них составим азбуку (прикрепить на доску, читают ученики по одному):
1. Обязательно завтракай;
2. Каждый день ешь свежие фрукты и овощи;
3. Обед начинай с салата или винегрета;
4. Старайся употреблять сладкое после обеда и в небольших количествах;
5. Не ешь очень холодную и очень горячую пищу.

5. Закрепление.
- Ребята, надеюсь, вы запомнили правила питания? Давайте проверим, как вы их усвоили. Приготовьте свои сигнальные карты. Если вы согласны с утверждением – поднимайте зелёную карту, если нет – красную. Готовы?
1. не садись за стол с немытыми руками;
2. ешь не спеша, хорошо пережёвывай пищу;
3. не разговаривай во время еды;
4. ежедневно употребляй много острой и жареной пищи;
5. жирную пищу ешь не часто и понемногу;
6. следи, чтобы в твоём меню было мало молочных продуктов;
7. почаще ешь солёную пищу;
8. выбирай на десерт свежие фрукты;
9. каждый день ешь много конфет и других сладостей;
10. не пей черный кофе и крепкий чай.

- Молодцы! Все прекрасно справились с заданием.
6. Итоги урока.
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Какие правила вы запомнили?
7. Рефлексия.
- А теперь давайте оценим наш урок: тем, кому понравился – похлопайте в ладоши, а те, кому было скучно и неинтересно – потопайте ногами.
8. Д/З
- Вашим д/з будет с. 13-15, прочитайте и ответьте на вопросы.
- Урок окончен.

Цель и основной критерий урока – создание, а не получение в готовом виде знаний. Учащиеся должны активно работать: думать, рассуждать, сравнивать, доказывать, делать выводы.

ВложениеРазмер
17.03.docx 30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вода и её свойства

Цель : 1.Формировать представления учащихся о свойствах воды, о трёх её состояниях, помочь осмыслить связи и отношения в обьекте изучения.

2.Развивать умения Анализировать, обобщать полученные знания, развивать навыки практической работы и исследовательской деятельности, определять и объяснять понятия.

3.Воспитывать бережливого и ответственного жителя Земли, прививать любовь к родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

  1. Организация начала урока
  2. Повторение и закрепление изученного материала
  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  4. Изучение нового материала
  5. Первичная проверка усвоения знаний
  6. Контроль знаний и самопроверки
  7. Подведение итогов урока
  8. Рефлексия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ : (Звуки природы)

Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их!

Я желаю вам отлично поработать на уроке, много узнать и многому научиться. Садитесь!

Дети проходят в зал ,останавливаются около парт, приветствуют гостей.

Ученик читает стихотворение

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … ВОДЫ ( дети хором) .

III. Актуализация знаний учащихся

Учитель : Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученик: Мы сегодня будем говорить о воде.

Учитель: А что бы вам хотелось узнать о воде ?

Ученики: -Какая бывает вода? Можно ли прожить без воды? Почему нужно беречь

воду? Какими свойствами обладает вода ?

Учитель: Действительно, мы сегодня вспомним, какими свойства обладает вода, и вы узнаете, в каких трёх состояниях можно встретить её в природе и почему нужно беречь воду. Ведь вода -- сама жизнь!

Взгляните на нашу Землю. Какого цвета больше всего на глобусе?

Учитель: Когда то первый космонавт Ю.А.Гагарин, увидев нашу Землю из космоса, назвал её голубой планетой. Этот голубой цвет-вода рек, озёр , морей и океанов. А что же такое вода?

IV. Этап повторение изученного .Практическая работа в парах .

Ученик: -Это друг Берегоши- Водяша.

Появляется Водяша (ученик 4 класса):

Водяша: -Здравствуйте, ребята! Я рад вновь встретиться с вами.

На уроках и факультативных занятиях вы уже говорили о воде и её свойствах. Мне хотелось бы проверить, как вы всё запомнили ,и я приготовил вам интересные вопросы и задания. Но к сожалению, остаться с вами на уроке я не могу- бегу на занятия к профессору Берегоше. А вам оставляю свои видеозадания. Уверен, что вы с ними справитесь .Удачи!

Учитель : И мы желаем тебе удачи!

Посмотрим ,какие задания вам приготовил Водяша!

А выполнять их вы будете в парах .Итак:

Видео запись заданий Водяши :

Водяша: -Мой первый вопрос и задание: Что такое вода? Продемонстрируйте .

Практическая работа в парах. Учащиеся переливают воду из одного стаканчика в другой.

Учитель : Итак, что же такое вода? Сделайте вывод.

Ученик: Вода течёт, значит, она - жидкость.

Водяша :Дайте ответ на вопросы: какова вода на вкус ,есть ли у неё запах ?

Дети пробуют воду на вкус и запах.

Ученик: Вода не имеет ни вкуса ,ни запаха.

Водяша: .Какого цвета вода ?

Ученик: Вода бесцветная, прозрачная.

Водяша: . Докажите на опыте, что вода прозрачная.

Учитель : Давайте докажем на опыте, что вода прозрачная.

Дети опускают в стаканчик лежащий на столе предмет .

Учитель : Сделайте вывод.

Ученик: Вода прозрачная, через неё видны предметы.

Водяша: Вода- растворитель. Я прав?

Учитель : Водяша утверждает, что вода является растворителем. Прав ли он? Продемонстрируйте

Дети кладут в стаканчик с водой сахар , соль ,землю и размешивают .

Ученик: В воде растворились соль и сахар, значит вода -растворитель.(ответ одной пары)

Учитель : А все ли вещества растворила вода ?

Ученик: (Ответ другой пары) :Нет, вода не растворяет, например, землю и камни.

Учитель : Хорошо это или плохо, что вода не всё растворяет?

Ученик: Это хорошо, иначе во время дождя или оттепели вся почва могла бы раствориться.

Водяша: Молодцы! Сделайте вывод о свойствах воды.

Ученик: Вода –это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная, без вкуса, без запаха.

Может являться растворителем.

Учитель : А давайте проверим правильный ли вы сделали вывод, сравнив ваши слова с текстом учебника на стр.55

Учащиеся читают выводы на стр.55

VI.Этап усвоения новых знаний

Учитель : А теперь сюрприз от Водяши. Вы сейчас посмотрите сказку и подумаете, почему главные герои – родственники ?

Инсценировка сказки учениками

Ведущий: У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
Снег: - Уж если, — говорит первый брат, — кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.
Лёд: — А я, — говорит второй брат, — на стекло похож. Только его я могу своим братом признать.
Туман: — А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.
Дождь: — А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат, — и некого мне братцем назвать, разве только слезы.
Ведущий: Так и по сей день, спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лед, Густой туман, Частый дождь.
Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью зовут. Бывает и такое на свете! Не всегда брат брата узнает.

Учитель : А как вы считаете лёд, туман, дождь и снег- родственники? Докажите.

Ученик : Лёд, туман, дождь и снег-это всё вода.

Учитель : Действительно, и лёд, и снег, и дождь, и туман-это разные состояния воды. Вода-это очень интересное вещество, ребята! В природе она может находиться в 3 состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Давайте покажем это на схеме. Кто из сказочных братьев представляет твёрдое состояние воды?

Ученик: Твёрдое состояние представляет лёд и снег

Учитель : Жидкое состояние?

Ученик: Жидкое состояние представляет дождь.

Ученик: Газообразное состояние представляет туман.

Учитель : Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Приобретая новые знания на уроке, мы с вами дополним её.

Учитель : Чтобы вы пожелали братьям?

Ученик: Я хочу пожелать ,чтобы братья не ссорились.

VII. Этап закрепления новых знаний

Учитель : Чтобы проверить как вы поняли новый материал , я вам предлагаю задание , которое вы выполните, разделившись на группы. Пожалуйста , подойдите к столу и выберите каждый для себя символ группы (учитель ставит на парты эмблему группы) и найдите свои места.

Дети подходят к столу и выбирают каплю, снежинку или облачко.

Учитель : Найдите свои места.

Распределяются по группам.

Учитель : Выберите капитанов групп.

Ученики выбирают капитанов

Учитель : Капитаны получите задание. Вы должны руководить работой группы.

Капитаны встают и получают задание

Учитель : На листах написаны 6 загадок

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

( показываю на эмблемы)

Вашими ответами мы дополним таблицу, которая отражает три состояния воды.

Задание на экране

В сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

2.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

3.Не снег, не лёд,

А серебром деревья убирает.(ИНЕЙ)

4.Падает горошком,
Скачет по дорожкам.(ГРАД)

5.Без ног бегут, без крыльев летят,

Без паруса плывут. (ОБЛАКА)

6. Чайник на плите стоит

И дымит, дымит, дымит. (ПАР)

При ответах каждой группы на экране- слайд с отгадкой и её иллюстрацией +таблица, в которую заносятся дополнения.

Ответы дают все члены группы:

1-читает одну загадку с отгадкой

2-читает вторую загадку с отгадкой

Капитан- делает вывод : Дождь и роса- жидкое состояние воды в природе

2группа:Град и иней- твердое состояние воды в природе

3группа:Пар и облако- газообразное состояние воды в природе

VIII. Систематизация знаний

Учитель : Таким образом на нашей таблице видно, что вода может быть в трёх состояниях: жидком ,твёрдом и газообразном. И мы можем наблюдать это в различных явлениях природы.

Учитель : Вы отлично справились с заданием ,немного устали. и чтобы освежить вас ,Водяша дарит вам свою чистую воду( раздаю желающим стаканчики с водой).

- Как вы себя стали чувствовать?

Ученик: бодрее, появились силы.

Учитель : Вода имеет уникальное свойство восстанавливать силы и освежать. Это происходит потому, что сам человек на 63-68%состоит из воды, и при потере влаги мы начинаем уставать и хуже себя чувствовать.. А стоит воде попасть к нам в организм, как силы восстанавливаются. Ведь человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

Помните: человеку нужна только хорошая, чистая вода! К сожалению запасы пресной воды на планете Земля небесконечны .В некоторых странах уже сегодня не хватает питьевой воды И мы гордимся , что именно в нашей родной Беларуси есть огромные запасы пресной воды. Это наше богатство! Его нужно беречь!

Вот и заканчивается наш урок. Давайте проверим ,как мы ответили на вопросы, которые вы задавали в начале урока.

IХ . Контроль и самопроверка знаний

Учитель : Вот и заканчивается наш урок. Давайте проверим ,как мы ответили на вопросы, которые вы задавали в начале урока.

-Какими свойствами обладает вода?

Ученик: Вода –это жидкость, без цвета и запаха,

Прозрачная , без вкуса, без запаха,

Может являться растворителем.

Учитель : -Какая бывает вода?- спрашивали вы. Давайте назовём три состояния воды .

Ученик: Вода бывает в жидком ,твёрдом и газообразном состоянии.

Учитель : -Можно ли прожить без воды?

Ученик: Человек может прожить без воды не более 3 дней.

Учитель : -Почему нужно беречь воду?

Ученик: Потому ,что вода на Земле может закончиться.

Учитель : Действительно ,воду нужно беречь! А о том, как сохранить наше природное богатство , мы поговорим на следующем уроке. Понаблюдайте , как в вашей семье экономят воду.

Учитель : А сейчас самостоятельно определите, как вы усвоили материал урока.

Если у вас были трудности и остались какие-нибудь вопросы, разместите капельку воды, которая лежит у вас на парте, на тучке.

Если всё было понятно и вопросов не возникало ,прикрепите свою капельку там, где течёт река.

А если вы узнали много нового, не просто поняли,что изучили на уроке, но и сможете поделиться информацией с окружающими, ваша капелька будет сиять на радуге. Пожалуйста!

Дети прикрепляют картонные капельки воды на плакат с изображением тучи, радуги и реки.

Учитель : Дети, я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за вашу активность, трудолюбие и жизнерадостность!

И позвольте закончить наш урок чудесными словами французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери о воде (французский текст читает ученик 11 класса).

Ученик 11 класса: «Eau, tu n’as ni goût, ni couleur, ni arôme. on ne peut pas te définir, on te goûte sans te connaître.

Учитель : Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

Ученик 11 класса: Tu n’es pas nécessaire à la vie :tu es la vie.

Учитель : Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь!

Ученик 11 класса :Tu nous pénètres d’un plaisir qui ne s’explique point par les sens.

Нажмите, чтобы узнать подробности

-развивать мыслительную деятельность через приемы анализа, синтеза и классификации (зверей), а также использования элементов ТРИЗ технологии (существенные и несущественные признаки) и метода постановки проблемы;

-воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи урока:

-учить определять принадлежность животного к группе зверей;

-познакомить с разнообразием зверей, их внешним видом, раскрыть связь между строением животного и его принадлежностью к определенной группе животных.

В ходе урока учащиеся должны усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

1.Организационный момент

Проверка готовности рабочего места к уроку.

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

Долгожданный дан звонок –

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

2.Проверка домашнего задания

Выступление детей:

1 ученик :Птиц надо охранять потому что птицы уничтожают большое количество вредных насекомых ,которые вредят деревьям.

2 ученик : Например, скворец за завтрак съедает 50 - 60 насекомых, ласточка за лето - до миллиона, а синичка за день съедает насекомых столько, сколько сама весит.

3 ученик : В первой Красной книге Беларуси 28 видов птиц, а сейчас их уже 87 видов.

4 ученик Поэтому нам надо охранять птиц, чтобы они охраняли наши деревья от вредителей.

5 ученик Охрана птиц - это не разрушать их гнезда, не брать в руки яйца и птенцов, а не стрелять в них из рогатки, зимой построить с родителями кормушки, сохранять тишину в лесу.

3. Введение в тему урока

Учитель :На всех предыдущих урока мы с вами знакомились с животными

– Вспомните, с какими животными мы познакомились на прошлых уроках.

(насекомые , рыбы, птицы ,земноводные, пресмыкающиеся)-на доске закрытые таблички

-Перед вами на доске различные животные. Рассмотрите их, назовите.(Гадюка, золотая рыбка, саранча, муравьи, голубь, сорока, ворона, ,крокодил, бабочка, ящерица, аист, лягушка, медведь, волк , лиса, , заяц.)

Учитель : Давайте вместе с вами распределим всех этих животных по своим группам.

-А с какой группы мы начнём ,вы узнаете, ответив на мой вопрос

– У каких животных, тело покрыто чешуёй и слизью? ( у рыб)

-Правильно (.Табличка переворачивается.)

-Выберите рыб и поместите их под табличкой (золотая рыбка)

-Хорошо, переходим к следующей группе

–Эти животные не имеют конечностей и ползают по земле, их тело покрыто сухой чешуёй ,при движении они смыкаются с землёй? (Пресмыкающиеся)

-Правильно выберите ,какие из животных пресмыкающееся, поместите их под табличкой

– Следующая группа –это животные, у которых 6 ног (Насекомые)

-Выберем насекомых, расположим их под табличкой (саранча, муравьи ,бабочка)

– Следующие животные, это те которые рождаются в воде, а потом часть жизни проводят и на суше, и в воде? (Земноводные)

-Поместим земноводных к своей табличке (крокодил, лягушка)

– В этой группе животные, у которых тело покрыто перьями, они имеют 2 ноги и пару крыльев? (Птицы)

-Поместим птиц на своё место (голубь ,сорока, ворона, аист).

-Можем ли мы оставшихся животных отнести к одной из уже открытых табличек?(нет)

-Это значит ,что всех этих животных относят к отдельной группе ,а вот к какой ,вы узнаете заполнив кроссворд. Слово посередине кроссворда и будет названием этой группы ,а также будет являться темой нашего сегодняшнего урока.

-А что бы кроссворд заполнить вам необходимо будет отгадать загадки.

(По ходу отгадывания загадок, учитель перемещает картинки под табличку.)

1. Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.(заяц )

2.Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк,

Кто скажите это - …(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. ( медведь)

4. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры)

5. Хвост пушистый,

В деревне кур крадёт. (лиса)

4.Изучение нового материала

(Открывается тема урока)

Тема урока: Звери-это животные

Учитель :Посмотрите ,что же мы сегодня на уроке узнаем нового.

На уроке мы:

-Сегодня с вами на уроке мы узнаем:

1.Кто такие звери

2.Чем отличаются от других животных

3.Чем питаются

4.Какую пользу приносят

5.Как заботятся о потомстве

-Итак ,кто же такие звери? Кто поможет ответить на этот вопрос? (это тоже животные).

-Звери –это отдельная группа животных. (Дополняется тема урока)

-А вот чем же звери отличаются от других животных ,мы с вами сейчас попробуем разобраться.

- Ребята, посмотрите внимательно на изображение этих зверей.(На доске различные звери)

– Скажите, какие части тела есть у всех этих зверей?( Голова, шея, туловище, хвост, ноги.)

(По мере называния частей тела животных, на доску вывешиваются их названия..)

- Эти части тела есть у всех из представленных животных?(да)

-Тело каждого из зверей имеет разную форму и размер, но части тела у всех одинаковые.

– А что еще является общим у всех этих зверей?

– Вспомните, чем покрыто тело птиц, рыб?

– А чем покрыто тело зверей? (Шерстью).

-Можем ли мы ответить на второй пункт плана. Чем отличаются звери от других животных?(шерстью)

-Верно ,шерсть это главное отличие зверей от других животных.

(Вывешивается табличка-тело зверей покрыто шерстью)

-Что такое шерсть? (мех и волосы)

-. Взгляните ещё раз на наших зверей ? Что вы можете сказать об их шерсти? Какая она?

- Также как перья у птиц, не вся шерсть у зверей одинакова. Сверху она длинная или короткая, жёсткая или мягкая. Её может быть много или мало. Например у медведя её много,а у слона –мало. Шерсть служит для защиты зверя, а снизу словно пух – греет животное. Шерсть зверю необходима.

- А сейчас мы послушаем учеников нашего класса, которые расскажут нам много интересного о питании зверей.

-Одни животные едят листья и траву. Они так и называются травоядные. У всех травоядных на ногах копыта. Это лось, дикий кабан, олень,

-А вот рысь и волк — хищники. Они не щиплют траву и не грызут кору, а охотятся на других животных.

-Зайцы очень любят обгрызать кору деревьев и кустарников. Белки и мыши тоже грызут всё, что им по зубам — грибы, шишки, корешки. Поэтому их называют грызунами.

-Еж и крот—это насекомоядные звери, которые питаются насекомыми . Бывают мелкие и очень мелкие зверьки. В основном это ночные животные. Убежищем для многих служат норы

-Дикая свинья научит своих детей рыться в земле, а рысь научит своих рысят охотиться. Но это будет потом, когда малыши подрастут. А пока зверята маленькие, мамы кормят их молоком. Вот почему всех зверей — и травоядных, и хищников, грызунов и насекомоядных называют млекопитающими.

Учитель : Как же ещё называют зверей?(Млекопитающими)

(Вывешивается табличка-звери-это млекопитающие)

-Почему?(Кормят детей молоком)

-Чем питаются растительноядные? (растениями)

-Чем питаются насекомоядными?(насекомыми)

-Чем питаются хищники?(другими животными)

-Помогите мне сделать вывад .Чем же питаются звери? (растениями, насекомыми и другими животным

Головой качает слон

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

5.Решение логической задачи

-Крокодил и мышь-кто из них зверь? Почему?

-Хоть мышка и маленькая, но она зверь, а крокодил –нет. У него нет шерсти, его детёныши появляются из яйца ,и их молоком не кормят.

6.Работа с учебником

-А сейчас мы с вами обратимся к учебнику.

-Откройте учебники на с.100

-По каким признакам вы узнали ,что перед вами звери?

-Чем они отличаются?(средой обитания, цветом шерсти и длиной шерсти)

-Что бы узнать какую пользу приносят звери и дополнить наш план, мы с вами обратимся к учебнику и на с. 101 прочитаем последний абзац.(читает ученик)

-Каю же пользу приносят звери лесу? Уничтожают вредных насекомых

-А другим зверям? являются кормом для других зверей (вывешивается карточки)

-К сожалению многие звери стали редкими. Поэтому их заносят в Красную Книгу РБ. Откройте с 102. Рассмотрите рисунки. Выделенным цветом прочитайте Какие животные занесены в Красную книгу.

6.Актуалтизация знаний о зверях

-Посмотрите в учебник на с 103.

-Кто изображён на рис. (ёж)

-Что вы знаете о еже?

-А разве ёж зверь ?у него ведь нету шерсти?(Шерсть видоизменилась и превратилась в иголки)

-Как вы думаете ,зачем ежу иголки?(Для защиты.)

-Чем питается ёж?(мышами, насекомыми )

-Какую же пользу приносит еж?

-Прочитайте последний обзац на с 103.(читает ученик)

-А теперь посмотрите в учебник на с .104

-Кого вы видите на рис.(Белку)

-Что вы знаете о белке?

-Как вы думаете ,зачем белке хвост?(помогает прыгать)

-Чем же питается белка?

-Об этом мы узнаем прочитав последний абзац на с.105(читает ученик)

-Мы уже с вами знаем ,что звери кормят своих детёнышей молоком. А какие они родители?

(с 105 Читает учитель)

-Что вы знаете о лисе?

- Откройте с 106 посмотрите на рис. И внимательно послушайте о том как же заботится лисица мать о своих детёнышах ( учитель читает)

-Рассмотрите рисунок на с 106.

-Что вы знаете о волке?

-Как же волки заботятся о своих детёнышах

-Прочитаем 2 обзац на с 106.(читает ученик)

-Что вы знаете о медведе?

-Найдите его на доске-рассмотрите ,и послушайте, как заботится медведица –мать о своих медвежатах.

-Можем ли мы сказать ,что звери хорошие родители?

(Вывешивается карточка-являются хорошими родителями)

6.Работа с рабочей тетрадью

-Откройте ваши рабочие тетради на с 50

-Выполним задание № 60

-Подпишите силуэты животных. Найдите лишнее животное. Подчеркните.

-Кого подчеркнули? Почему?.

-Кто из этих зверей занесён в Красную книгу Республики Беларусь.?

Выполните задания под номером 61

-Отметьтье знаком + правильные ответы на вопрос . Чем звери отличаются от других животных?

-Что отметили? Поднимите руки ,те ,кто отметил также. А теперь поднимите руки те, кто отметил другие варианты.

7. Итог урока

-Вернёмся к нашему плану и дополним его ответами. Для этого выберем нужные карточки на доске и проверим ,все ли цели нашего урока были достигнуты

-Узнали мы кто такие звери?(да, млекопитающие) выберете нужную карточку

-Почему их так называют?(кормят своих детей молоком)

-Чем звери отличаются от других животных?(у них есть шерсть)выберете карточку

-Чем питаются звери?(травой ,насекомыми ,др. животными)выберете карточку

Какую пользу приносят звери?(уничтожают вредных насекомых)

Заботливые ли они родители?(да)выберете карточку

8. Рефлексия

- Понравился ли вам урок? Что больше всего понравилось? Что было особенно интересно?

-Перед вами силуэты зверей .Если вам урок понравился, он был для вас полезным и вы узнали много интересного-то нарисуйте зверю весёлую мордочку. Если вам урок не понравился ,вам было неинтересно и вы ничего не запомнили, то нарисуйте вместо зверю грустную мордочку .Вложите их в ваши рабочие тетради и положите их на край парты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Человек и мир" 2 класс. Тема "Грибы. Съедобные и ядовитые грибы". Широко использован занимательный материал (загадки, сказка, стихотворение, решение экологических задач), что делает урок интересным и занимательным. Значительная часть урока посвящена формированию экологической культуры учащихся.

Тема: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы

Цель: научить различать наиболее распространенные грибы по их характерным признакам, содействовать осознанию необходимости соблюдения мер безопасности и природоохранных мер при сборе и употреблении грибов.

Задачи: сформировать представление о том, что грибы – особая группа живых существ;

расширить конкретные представления о наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибах;

содействовать формированию умений устанавливать отличительные признаки объектов, распознавать грибы по их отличительным признакам;

создать условия для усвоения учащимися правил сбора грибов;

способствовать осознанию учащимися роли грибов в природе;

развивать мыслительную активность (классификация, сравнение, обобщение); расширять кругозор учащихся;

воспитывать любовь к природе; экологическую культуру учащихся; формировать оценочное, эмоциональное отношение к миру.

Организационный момент

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

2. Минутка календаря

- А урок мы начнем с минутки календаря. Постарайтесь найти самое яркое, самое точное слово для описания сегодняшнего утра.

Сегодня….(число, месяц, день недели)
Температура воздуха…
Ветер….
Осадки…

Актуализация знаний учащихся.

И увидите вы вокруг

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Травы росы умывают.

Речка, лес, цветы, поля –

Сердцу милая земля.

Нам в любое время года

Красоту дарит природа

И земную благодать.

Красива природа нашего родного белорусского края. Неповторима. Каждый день, направляясь в школу, вы видите удивительные творения матушки-природы.

- А что такое природа?

(2 ученика на доске составляют кластер)

- На какие группы делится природа?

- Назовите предметы неживой природы?

- Назовите предметы живой природы?

- Назовите признаки живой природы. (5 признаков: 1. питаются; 2. растут; 3. дышат; 4.размножаются; 5. умирают).

Не каждому человеку раскрывает природа свои секреты. А только добрым людям, наблюдательным и любознательным.

Рассмотрите внимательно схему-кластер.

растения животные человек ……..

Нам, ребята, надо записать в эту пустую табличку недостающее слово. За этим словом мы отправимся в лес и там найдём его. Отгадайте загадку.

В тёплый дождик он родился,

Быстро зонтиком накрылся.

Может, из лесу б ушёл –

Другую ногу не нашёл. (Гриб.)

И в табличку мы запишем слово грибы.

Тема нашего урока: Грибы. Съедобные и ядовитые грибы.

Сегодня на уроке мы отправимся в грибное царство и узнаем что такое грибы, какое строение они имеют, на какие группы делятся . Узнаем, как правильно собирать съедобные грибы и какую опасность таят в себе ядовитые. А поможет нам в путешествии Боровичок-Лесовичок.

Вышел на дорожку.

Мне подставил ножку.

Сдвинул шапку на бочок,

5. Работа над новым материалом.

- Что такое грибы?

- Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос.

- Грибы совсем не похожи на растения. У них нет корней и стеблей, нет листьев, цветков и плодов. Они не могут сами вырабатывать питательные вещества, поэтому их нельзя назвать растениями.

- На животных они тоже не похожи. Так что же такое грибы? Учёные считают грибы особой группой живых организмов.

Грибы – особая группа живых организмов

-Откройте учебник на с.59 и прочитайте что такое грибы.

- Что такое грибы?

- Назовите известные вам грибы.

- Прочитаем стихотворение на с. 59

-О каких грибах мы прочитали в стихотворении?

- Какие еще грибы нарисованы?

Строение грибов.

- А теперь давайте познакомимся со строением гриба.

- Рассмотрите рисунок на стр. 60 и скажите, из каких частей состоит гриб.

- В самом верху? (шляпка) Верхняя часть гриба (шляпка) – плотная и мясистая. Своей формой действительно напоминает шляпу.

- Что находится ниже? (Ножка). Обычно длинная и вытянутая, похожая на стебель.

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые оплетают корни деревьев и срастаются с ними. Грибница любит влагу, тепло, боится света. Она растет более 100 лет, а гриб, т. е плодовое тело, появляется лишь на период от 3 до 7 дней.

-Покажите из каких частей состоит гриб?

- А сейчас сюрприз от Боровичка-Лесовичка.

Вот он гриб - боровик,
И красив он и велик.

Давайте носиками нарисуем гриб. Начнём с грибницы, ножка, шляпка.

Для чего нужны грибы?

- А сейчас мы узнаем для чего нужны грибы? Слушайте внимательно сказку и ответьте на вопрос: для чего нужны грибы?

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно, потому что только тот, кто будет внимателен, сможет сделать открытие. Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. " -Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас" Грибы ответили: "Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной. Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было не сладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощение у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали лучше расти, ведь теперь им хватало питания, и деревья стали быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов?

- А может быть, вы сможете ответить на этот вопрос? Для чего нужны грибы?

- Что же деревья получают от грибов?

Грибница срастается с корнями растений. Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.

- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья? Как вы думаете? Так, что ещё делает грибница?

Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной, очень нужный для деревьев.

- Нужны ли грибы животным? Зачем? Какие животные питаются грибами? (белки, лоси, кабаны, глухари, тетерева).

Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.

Ими питаются животные.

- Нужны ли грибы человеку?

- В грибах есть глюкоза, фосфор, кальций, железо, - необходимые человеку. Недаром грибы называют лесным мясом. Самые питательные грибы: рыжики, опята, подосиновики, белые.

Грибы любит собирать человек.

- На какие большие группы делятся грибы? (Работа по картинкам на доске).

Съедобные грибы

- Как вы думаете, почему слово съедобные написано зеленым цветом, а ядовитые – красным?

- Лесовичок в своем лукошке принес нам съедобные грибы. А что это за грибы вы узнаете, когда отгадаете загадки.

1. Ловко спрятаться умеет

Там, где лес с березняком.

При засушке он чернеет

Хоть и бел его излом. (Подберёзовик).

2. В лесу на лужочке

А на каждом из них

Много братцев лихих. (Опята).

3.Он на толстой ножке белой

В яркой шапке загорелой.

Кто в лесу его найдёт,

Тот от радости поёт. (Боровик).

4. Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

5. Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …( подосиновик).

6. Стоит мальчонка —
Рыжая шапчонка.(Рыжик.)

7. Цветник без цветов
Под елкой готов.(Сыроежки.)

8. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок … (Масленок)

- Почему названия некоторых грибов похоже на названия деревьев?

- А сейчас давайте Лесовичку поможем расселить грибы под деревья.

(Дети расселяют грибы под деревья)

- А какие грибы растут на пнях? (Опята.)

Существует множество видов грибов. В основном они растут в лесу. А некоторые виды грибов люди выращивают искусственно в специальных помещениях. Это шампиньоны.

- Мы рассмотрели с вами материал о съедобных грибах, которые можно употреблять в пищу, то есть кушать. Из грибов готовят вкусные блюда. В них содержатся протеины – очень ценные питательные вещества и минеральные соли, необходимые организму человека.

Физкультминутка

- Сбор грибов иногда называют "тихой охотой", которая требует внимания, чуткости, осторожности. Давайте и мы с вами немножко отдохнём и побродим по лесу. Все встали, оделись для прогулки по лесу. Взяли корзинки и собираем грибы. Если я называю съедобный гриб, приседаем, срезаем и кладём в корзинку. А если несъедобный гриб, проходим мимо.

Сыроежка, подосиновик, мухомор, белый, подберёзовик, бледная поганка, лисичка, масленок

- Какое удовольствие можно получить от прогулки по лесу! А если удаётся вернуться с корзинкой грибов, то чувствуешь себя удачливым добытчиком.

- Мы немножко отдохнули, побывали на прогулке в лесу. А теперь продолжим.

Ядовитые грибы.

- А эту часть урока мы посвящаем изучению материала о ядовитых грибах.

- А какой еще опасный гриб поджидает вас в лесу вы узнаете из учебника на стр 62.

- Какой ядовитый гриб – самый опасный?

- Найдите и прочитайте, как выглядит белая поганка?

- Какой отличительный признак имеет этот гриб?

- Какие правила нужно соблюдать при встрече с бледной поганкой?

Правила сбора грибов

- А кто из вас ходил в лес и собирал грибы? Как правильно собирать грибы вы узнаете из учебника на стр. 63 (Чтение статьи в учебнике)

- Но не все ребята знают, как правильно собирать грибы. Давайте дадим советы этим ребятам.

Решение экологической задачи

Всю неделю только и было разговоров в классе, что о предстоящей поездке в лес за грибами. В последний момент заболела учительница. И ребята решили поехать в лес сами. Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела их к березовой роще. По дороге им часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые они не знали, сбивали палками или топтали ногами.

- Чтобы вы посоветовали этим ребятам?

6. Закрепление изученного материала

7. Подведение итогов урока

Урок подошёл к концу.

- О какой особой группе живой природы мы сегодня узнали на уроке?

- Из каких частей состоит гриб?

- На какие две группы делятся грибы?

- Для чего нужны в природе грибы?

- Молодцы! Сегодня на уроке все старались, очень хорошо работали на уроке… Лесовичок уверен, что находясь в лесу, вы теперь знаете какие грибы можно собирать, а какие нет. Он надеется, что вы будете бережно относиться к природе.

8. Рефлексия

-А сейчас давайте на память о нашем уроке подарим Боровичку-Лесовичку осенний букет.

Сегодня перед уроком я проветривала кабинет и к нам в окошко залетели листочки. Посмотрите на парты. Вы заметили что они разного цвета? Это не просто так. Кому было на уроке интересно и он узнал что-то новое – на веточку повесит оранжевый листик. Те ребята, кто испытывал трудности, у кого-то что-то не получалось на уроке, повесят желтый листик. А ребята, которым было неинтересно и трудно, повесят синий листок

9. Домашнее задание.

- А Лесовичок в ответ вам дарит волшебные грибки, которые вы найдете в своем дневничке, но они не простые, а с сюрпризом. На них написано домашнее задание.

Читайте также: