План конспект наука и культура в ссср и российской федерации
Обновлено: 06.07.2024
1. Выделите основные этапы в развитии культуры советского и российского общества послевоенного периода.
2. Чем объяснялась необходимость проведения реформ в образовании? Какие изменения в системе образования происходили в послевоенный период?
Необходимость проведения реформ в образовании объяснялась строительством новых заводов, открытием научно-исследовательских институтов и научных центров. Поэтому образование должно было обучать специалистов разных профилей, готовить педагогов для их обучения.
В послевоенный период в системе образования происходили следующие изменения: в 1958 году был принят закон о всеобщем обязательном восьмилетнем образовании, возросло число научных учреждений, увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений.
3. Назовите имена ученых, внесших значительный вклад в развитие науки.
- конструкторы: А. Н. Туполев, С. В. Ильюшин, П. О. Сухой, С. П. Королев, М. Т. Калашников;
- физики-академики: Л. Д. Ландау, М. А. Леонтович, И. Е. Тамм, Н. Н. Боголюбов, Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша, М. А. Лаврентьева.
4. Охарактеризуйте развитие художественной культуры и литературы в советский период. Какие изменения в развитии культуры произошли в период перестройки? Назовите новые проблемы, возникшие в постсоветской российской культуре.
В период перестройки постепенно исчез партийно-государственный контроль. Были изданы запрещенные ранее произведения и фильмы.
Проблемы, возникшие в постсоветской российской культуре:
- отказ от поддержки государством культуры;
- общество устало от политики;
- засилье произведений массовой культуры низкого качества, направленные на получение дохода.
5. Какие явления характеризуют современную российскую культуру?
1) коммерциализация искусства:
- распространение книг легкого жанра (детективы Т. Поляковой, Д. Донцовой, любовных романов, фэнтези);
- появление коммерческих киносериалов и рекламных роликов;
- развитие развлекательных центров (клубов, дискотек);
- развитие частного книгоиздательства, частных картинных галерей.
2) рост интереса к отечественному и духовному наследию:
- появление историко‑культурных инсценировок, воссоздающих эпизоды крупнейших исторических событий;
- развитие культурного туризма.
3) глобализация культуры:
- вступление России в глобальное информационное пространство;
- появление электронных периодических изданий, библиотек, образовательных порталов;
- подключение к Интернету за счет государства всех школьных учебных заведений России.
6. С творчеством каких деятелей советской и российской культуры вы знакомы? Выскажите свое впечатление об их творчестве.
Деятели советской и российской культуры:
Майя Плисецкая — одна из знаменитых балерин XX века.
Дмитрий Шостакович — крупнейший композитор XX века. Пятая, Седьмая (посвящена блокадному Ленинграду) и Одиннадцатая симфонии Шостаковича — одни из самых исполняемых главными оркестрами мира.
Константин Станиславский — автор метода актерского мастерства, которым пользуются в театре и кино во всем мире.
1. Наука и культура в СССР и Российской Федерации
2. План
1. Образование
2. Наука
3. Художественная культура и литература
4. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
3. Образование
Основные периоды в развитии духовной и
культурной жизни в СССР
1945-1953 гг.
• Политика жёсткого
идеологического
контроля в сфере
образования, науки
и культуры
1953-1964 гг.
• Время относительной демократизации в сфере образования, науки и
культуры
1964-1985 гг.
• Период ярких достижений и противоречий в науке и
культуре
4. Образование
Основные направления реформы в
сфере образования в 1958 г.
Образование
Отказ от обязательного семилетнего и полного
среднего образования
Внедрение обязательного восьмилетнего обучения.
Получение среднего образования через:
школы рабочей
молодёжи
(ШРМ)
техникумы
трёхгодичные
средние школы с
обязательным
производственным
обучением
Получение высшего образования только при
наличии производственного стажа
Успешное восстановление народного хозяйства в послевоенный период позволило значительно увеличить количество учащихся. В конце 1950-х гг. была
проведена перестройка народного образования. Основной целью реформирования системы образования стало укрепление связи школы и производства.
5. Образование
Лекция в Новосибирском
государственном университете. 1974 г.
В 1970-е гг. в стране развернулась подготовительная работа по введению всеобщего среднего образования. В годы десятой пятилетки переход ко всеобщему
среднему образованию был завершён. В это же время увеличилось число научных учреждений и выпуск специалистов из высших учебных заведений. Но качество подготовки в школе и в вузе стало снижаться.
6. Образование
В 1960 - 1980-х гг., несмотря на количественный рост учащихся со
средним образованием, общий
уровень подготовки не отвечал
современным требованиям. В школах учащихся готовили к продолжению образования в вузах, в то
время как обществу остро не хватало квалифицированных специалистов среднего звена. Кризисное
состояние школьного образования
вызвало попытку осуществить в
1983-1984 гг. реформу школы, чтобы сориентировать её на нужды
экономики. Но кризисные явления в СССР не позволили осуществить намеченные планы.
Урок химии в московской СШ №35. 1975 г.
7. Наука
8. Наука
Академик АН СССР
Т.Лысенко объявляет
генетику лженаукой.
1948 г.
В то же время ряд направлений, которые казались руководству страны не перспективными, а то и вредными и даже объявлялись лженауками (квантовая механика, кибернетика, генетика), в послевоенные годы не финансировались. Общественные науки находились под постоянным идеологическим контролем.
9. Наука
10. Наука
А.Н.Туполев
С.П.Королёв
М.Т.Калашников
С.В.Ильюшин
И.О.Сухой
В послевоенные годы активно развивались научные школы, создававшие оборонную мощь страны. Работали закрытые конструкторские бюро под руководством А.Н.Туполева, С.В.Ильюшина, И.О.Сухого, С.П.Королёва, М.Т.Калашникова.
11. Наука
И.Е.Тамм
А.Д.Сахаров
Ю.Б.Харитонов
И.В.Курчатов
В 1949 г. был осуществлён атомный проект (И.Е.Тамм, Ю.Б.Харитонов, И.В.
Курчатов, А.Д.Сахаров).
12. Наука
А.Д.Сахаров
Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989) - советский учёный, общественный деятель. В
1946 г. защитил кандидатскую диссертацию. В
течение 20 лет работал в специальной группе
по разработке термоядерного оружия. В 1953 г.
стал доктором физико-математических наук,
избран академиком. Трижды получил звание
Героя Социалистического Труда, удостоен Сталинской премии. С конца 1950-х гг. активно
выступал за прекращение испытаний ядерного оружия, стал одним из лидеров правозащитного движения, за что был отстранён от
работы. Резко осудил советское вторжение в
Афганистан в 1979 г. За это он был лишён всех
правительственных наград, выслан в г. Горький и помещён под домашний арест. Был освобождён из горьковской ссылки в 1986 г. В
1989 г. избран народным депутатом СССР.
Лауреат Нобелевской премии мира (1975 г.).
13. Наука
Новосибирский
Академгородок
В годы реформ Н.С.Хрущёва произошла реорганизация Академии наук СССР. В
мае 1957 г. был создан крупный научный центр - Сибирское отделение Академии наук СССР. Началось строительство в районе Новосибирска научного городка, вскоре ставшего крупнейшим в СССР исследовательским центром.
14. Наука
Синхрофазотрон
в Дубне
В 1957 г. в СССР был запущен самый мощный в мире ускоритель элементарных
частиц - синхрофазотрон. В 1956 г. в Дубне (под Москвой) был создан крупнейший международный исследовательский центр - Объединённый институт
ядерных исследований.
15. Наука
Л.Д.Ландау
Н.Н.Боголюбов
М.А.Леонтович
И.Е.Тамм
Всемирную известность получили работы советских физиков - академиков Л.Д.
Ландау, М.А.Леонтовича, И.Е.Тамма, Н.Н.Боголюбова и др.
16. Наука
Л.А.Арцимович
М.В.Келдыш
М.А.Лаврентьев
Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л.А.
Арцимовича, М.В.Келдыша, М.А.Лавреньева, которые нашли применение в области теории ядерного синтеза, теории поля, в гидродинамике, аэродинамике
и других областях науки.
17. Наука
Основные достижения
советской науки:
Наука
Началось производство отечественной вычислительной техники. В целом советская наука в фундаментальных областях не отставала от науки западных
стран, а вот в прикладной области, и особенно в компьютеризации, она была
позади. Наибольшие успехи были достигнуты в области физики, химии, а освоении космоса. Постоянный научный прогресс наблюдался лишь в военных
отраслях. Перестроечные процессы обернулись для науки существенными потерями. Многие учёные изменили характер своей деятельности или покинули
страну.
18. Художественная культура и литература
19. Художественная культура и литература
А.А.Жданов
В послевоенные годы особенно усилился
нажим партийно-государственного руководства на литературу. Начиная с 1946 г.,
партийный идеолог А.А.Жданов провёл
ряд идеологических кампаний, в ходе которых основной удар наносился по творческой интеллигенции под флагом чистоты социалистического реализма.
20. Художественная культура и литература
М.Зощенко
А.Ахматова
С.Прокофьев
В.Мурадели
В.Пудовкин
С.Эйзенштейн
А.Хачатурян
Д.Шостакович
В 1946-1947 гг. жёсткой критике подверглось творчество М.Зощенко, А.Ахматовой, В.Пудовкина, С.Эйзенштейна, С.Прокофьева, В.Мурадели, А.Хачатуряна,
Д.Шостковича.
21. Художественная культура и литература
22. Художественная культура и литература
Встреча руководства страны с
творческой интеллигенцией в
Кремле. 1963 г.
Вместе с тем партийные руководители по-прежнему контролировали литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Под контролем государства созданы новые творческие союзы:
Союз работников кинематографии СССР, Союз писателей РСФСР, Союз художников РСФСР и т.д. В 1957-1962 гг. проводились встречи руководителей партии
и правительства с деятелями культуры и искусства, представителями интеллигенции, на которых звучали крайне резкие оценки многих произведений.
23. Художественная культура и литература
24. Художественная культура и литература
25. Художественная культура и литература
Н.С.Хрущёва с художниками на выставке в Манеже. Москва. 1962 г.
В декабре 1962 г. Н.С.Хрущёв посетил выставку московских художников в Манеже, которая закончилась разгромным выступлением в адрес художников.
26. Художественная культура и литература
27. Художественная культура и литература
28. Художественная культура и литература
В.Аксёнов
В.Войнович
В.Некрасов
А.Солженицын
В.Максимов
И.Бродский
В 1970-1980-х гг. за рубежом оказались писатели В.Аксёнов, А.Солженицын,
В.Максимов, В.Некрасов, В.Войнович, поэт И.Бродский.
29. Художественная культура и литература
М.Ростропович
А.Тарковский
А.Галич
Ю.Любимов
Г.Вишневская
Также за границей оказались кинорежиссёр А.Тарковский, театральный режиссёр Ю.Любимов, виолончелист М.Ростропович, оперная певица Г.Вишневская,
поэт и исполнитель А.Галич и др.
30. Художественная культура и литература
С.Параджанов
А.Герман
М.Шемякин
Т.Абуладзе
Э.Неизвестный
Жёсткому контролю со стороны Министерства культуры подверглась деятельность отдельных представителей художественной интеллигенции - А.Германа,
Т.Абуладзе, С.Параджанова, Э.Неизвестного, М.Шемякина.
31. Художественная культура и литература
М.Шолохов
Л.Леонов
В.Распутин
И.Драч
В.Астафьев
А.Твардовский
В то же время в этот период появился целый ряд ярких, высокохудожественных произведений, созданных знаменитыми советскими писателями, как М.
Шолохов, В.Распутин, Л.Леонов, В.Астафьев, А.Твардовский, И.Драч.
32. Художественная культура и литература
В.Быков
А.Айтматов
И.Шамякин
Ф.Искандер
Д.Гранин
Ю.Бондарев
Выдающиеся произведения были созданы писателями В.Быковым, И Шамякиным, Ч.Айтматовым, Д.Граниным, Ю.Бондаревым, Ф.Искандером и многими
другими.
33. Художественная культура и литература
Е.Евтушенко
А.Вознесенский
Н.Рубцов
Р.Рождественский
Б.Ахмадулина
В 1960-1970-е гг. взошла литературная звезда поэтов Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского, Н.Рубцова.
34. Художественная культура и литература
Е.Евстигнеев
А.Баталов
Е.Леонов
И.Смоктуновский
Достоянием советского искусства стало творчество выдающихся артистов и актёров А.Баталова, Е.Евстигнеева, Е.Леонова, И.Смоктуновского.
35. Художественная культура и литература
Д.Шостакович
А.Хачатурян
Г.Свиридов
А.Шнитке
Е.Тикоцкий
А.Петров
Яркими музыкальными произведениями была отмечена творческая деятельность композиторов Д.Шостаковича, Г.Свиридова, А.Хачатуряна, А.Шнитке,
А.Петрова, Е.Тикоцкого
36. Художественная культура и литература
37. Художественная культура и литература
В.Высоцкий
Ю.Ким
А.Галич
А.Райкин
Б.Окуджава
М.Жванецкий
Получили широкое распространение записи бардовских песен и сатирических
выступлений. Лидерами здесь стали В.Высоцкий, А.Галич, Ю.Ким, Б.Окуджава,
А.Райкин, М.Жванецкий.
38. Художественная культура и литература
Усталость общества
от политики
Отказ от
государственной
поддержки
культуры
Засилье не лучших
образцов мощной
американской
массовой культуры
Причины
кризисных
явлений в сфере
культуры в годы
перестройки
С началом перестройки постепенно исчез партийно-государственный контроль
в сфере культуры. Вышли в свет новые или ранее запрещённые цензурой
произведения, книги и фильмы. Но за последующие годы появилось мало новых ярких имён и по-настоящему сильных произведений.
39. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
Духовная жизнь России в конце ХХ начале XXI в.
На выставке концептуального
искусства
Уже в конце 1980-х гг. резкой критике подвергся единственный официально
признанный художественный метод в СССР - метод социалистического реализма. Многие деятели культуры обратились к авангардному искусству – концептуализму, постмодернизму. Но искусство авангарда обращено к элите, довольно узкому кругу людей - ценителей и знатоков. В 1990-е гг. в Россию хлынул
поток низкопробных подделок из западных стран, что сыграло определённую
роль в падении нравов, особенно среди молодёжи.
40. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
Духовная жизнь России в конце ХХ начале XXI в.
А.Солженицын
В.Белов
Характерной особенностью литературы 1990-х гг. стало увлечение публицистикой. Многие писатели, в том числе А.Солженицын, В.Белов и др., пытались с
критических позиций осмыслить начавшиеся преобразования.
41. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
Духовная жизнь России в конце ХХ начале XXI в.
В.Аксёнов
Ф.Искандер
Л.Леонов
В.Распутин
Российская литература этого времени в значительной степени отражает растерянность, непонимание и ностальгию людей по уходящей эпохе, порождённые
распадом единого государства. Особое место в этом ряду заняли произведения
писателей старшего поколения - В.Аксёнова, Ф.Искандера, Л.Леонова, В.Распутина. А для произведений писателей младшего поколения характерны фантастичность сюжетов, иронично-гротескное отношение ко всему советскому,
элементы и приёмы постмодернизма.
42. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
43. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
44. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
Духовная жизнь России в конце ХХ начале XXI в.
В.Федосеев
В.Темирканов
В.Спиваков
В начале 1990-х гг. деятели российского музыкального искусства выехали за
рубеж. Многие из них, не порывая творческих связей с зарубежными театрами
и оркестрами, возглавили творческие коллективы в России (В.Федосеев, В.Темирканов, В.Спиваков и др.).
45. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
Духовная жизнь России в конце ХХ начале XXI в.
Коронация Екатерины II
в Успенском соборе
Московского Кремля.
Худ. А.Николаева-Берг.
2011 г.
В живописи развивались различные направления. Картины социальной проблематики советского периода уступили место как абстракционистским, так и
реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возрос интерес к истории. Героями многих произведений искусства стали исторические
личности, которые неоднозначно, а то и отрицательно оценивались в советский период.
46. Духовная жизнь России в конце ХХ - начале XXI в.
Духовная жизнь России в конце ХХ начале XXI в.
Скульптор за работой
После распада СССР духовная и культурная жизнь России протекала в новых
исторических условиях. Важнейшим фактором культурного процесса стало обретение творческой свободы, снятие цензурных ограничений, резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры и материальная
зависимость от спонсоров и меценатов. Несмотря на многообразие художественных стилей и направлений, массовое признание получили произведения
искусства, созданные в традициях реализма.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок истории Наука и культура в СССР и Российской Федерации
1. Какой художественный метод был положен в основу развития советской литературы и искусства? 2. Назовите наиболее значительные достижения советской науки межвоенно- го периода и в годы Великой Отечественной войны.
Образование. Успешное восстановление народного хозяйства в послевоенный период позволило значительно расширить количество учащихся. В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
Раздел VI. История СССР и Российской Федерации
В 1970-е гг. в стране развернулась подготовительная работа по введению всеоб- щего среднего образования. В это же время возросло число научных учреждений, увеличился выпуск специалистов из высших учебных заведений. В 1960—1980-х гг., несмотря на количественный рост учащихся со средним образованием (в 1975 г. 86 % молодежи имело полное среднее образование), общий уровень подготовки не отвечал требованиям времени. В школах учащихся готовили к продолжению образования в вузах, в то время как обществу остро не хватало квалифицированных специалистов среднего звена. В 1983—1984 гг. была предпринята попытка осуществить реформу школы, чтобы сориентировать ее на нужды экономики. Но кризисные явления в СССР не позволили осуществить намеченные планы.
но осуществлен атомный проект.
В годы реформ Н. С. Хрущева произошла реорганизация Академии наук. Все- мирную известность получили работы советских физиков — академиков Л. Д. Ландау, М. А. Леонтовича, И. Е. Тамма, Н. Н. Боголюбова и др. Началось производство отече- ственной вычислительной техники. Важное теоретическое и прикладное значение имели работы академиков Л. А. Арцимовича, М. В. Келдыша, М. А. Лаврентьева, кото- рые нашли применение в области теории ядерного синтеза, теории поля, гидродина- мике, аэродинамике и других областях науки.
В целом советская наука лишь в фундаментальных областях не отставала от науки
западных стран, а вот в прикладной области, и особенно в компьютеризации, она была да- леко позади. Наибольшие успехи были до- стигнуты советской наукой в области физики,
§ 38. Наука и культура в СССР и Российской Федерации
химии, в освоении космоса. Постоянный научный прогресс наблюдался в военных отраслях.
Перестроечные процессы обернулись для науки существенными потерями. Мно- гие ученые изменили характер своей деятельности или вообще покинули страну.
Раздел VI. История СССР и Российской Федерации
работать с полной отдачей. В 1970-х — начале 1980-х гг. на чужбине оказались писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Рос- тропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич и др. Жесткому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась деятельность отдельных пред- ставителей художественной интеллигенции: А. Германа, Т. Абуладзе, Э. Неизвестного, М. Шемякина.
Яркими музыкальными произведениями была отмечена творческая деятельность ком- позиторов Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Хачатуряна, А. Шнитке, А. Петрова, Е. Ти- коцкого. Вся страна пела песни А. Пахмуто- вой, М. Фрадкина, Я. Френкеля. Получили ши- рокое распространение записи бардовских песен и сатирических выступлений. Признан-
Э. Неизвестный. Памятник Н. С. Хрущеву на Новодевичьем кладбище в Москве
ными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Га-
лич, Б. Окуджава, А. Райкин, М. Жванецкий.
§ 38. Наука и культура в СССР и Российской Федерации
С началом перестройки постепенно исчез партийно-государственный кон- троль. Вышли в свет новые или ранее за- прещенные цензурой произведения, кни- ги и фильмы. Однако отказ от государ- ственной поддержки культуры, усталость общества от политики и засилье не луч- ших образцов массовой культуры привели к тому, что за последующие годы появи- лось мало новых ярких имен и по- настоящему сильных произведений.
Духовная жизнь России в конце ХХ — начале ХХI в. После распада СССР духов- ная и культурная жизнь России протека- ла в новых исторических условиях. Важ- нейшими факторами культурного
Майя Плисецкая в хореографической миниатюре
процесса стали обретение творческой свободы, снятие цензурных ограничений, резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры и материальная зависимость от спонсоров и меценатов. В страну хлынул поток низкопробных подделок из западных стран, что сыграло определенную роль в падении нравов, особенно среди молодежи.
Уже в конце 1980-х гг. резкой критике подвергся единственный официально при- знанный художественный метод в СССР — метод социалистического реализма. Мно- гие деятели культуры обратились к авангардному искусству — концептуализму, пост- модернизму, неоавангардизму. Однако искусство авангарда было обращено к элите, довольно узкому кругу людей — ценителей и знатоков. Поэтому в России в 1990-е гг., как, впрочем, и в последующие, признание получали произведения искусства, со- зданные в традиционном реалистическом ключе.
Характерной особенностью литературы 1990-х гг. стало увлечение публицистикой. Многие писатели, в том числе А. Солженицын, В. Белов и др., пытались с критических позиций осмыслить начавшиеся преобразования. Российская литература этого вре- мени отражала растерянность, непонимание и ностальгию людей по уходящей эпохе, которые возникли после распада некогда великого государства. Особое место в этом ряду занимали произведения писателей старшего поколения — В. Аксенова, Ф. Ис- кандера, Л. Леонова, В. Распутина.
Писатели младшего поколения следовали иным представлениям, жанрам и ху- дожественным приемам. Для их произведений были характерны фантастичность сюжетов, ироническое отношение ко всему советскому.
В области кинематографии наблюдалось творческое затишье, обусловленное финансовым кризисом. Правда, несколько кинолент вызвали заметный общественный
Раздел VI. История СССР и Российской Федерации
В живописи развивались различные направления. Картины социальной пробле- матики советского периода уступили место как абстракционистским, так и реалисти- ческим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возрос интерес к истории. Героями многих произведений искусства стали исторические личности, которые неоднозначно, а то и отрицательно оценивались в советский период.
1. Выделите основные этапы в развитии культуры советского и российского об- щества послевоенного периода.
2. Чем объяснялась необходимость проведения реформ в образовании? Какие изменения в системе образования происходили в послевоенный период?
3. Назовите имена ученых, внесших значительный вклад в развитие науки.
4. Охарактеризуйте развитие художественной культуры и литературы в совет- ский период. Какие изменения в развитии культуры произошли в период пере- стройки? Назовите новые проблемы, возникшие в постсоветской российской культуре.
5. Какие явления характеризуют современную российскую культуру?
6. С творчеством каких деятелей советской и российской культуры вы знакомы? Выскажите свое впечатление об их творчестве.
Цель: способствовать формированию представлений о развитии науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.
1) Образовательная:
1. познакомить с деятелями и их достижениями в области науки и культуры в СССР в 20-30-е годы;
2) Воспитательная:
1. привитие интереса к истории России,
2. воспитание патриотических чувств.
3) Коррекционно-развивающая:
1. коррекция познавательной деятельности учащихся на основе приема описания, анализа информации.
Тип урока: изучения нового материала
Предметы, интегрированные с историей: география, биология, литература, изобразительное искусство.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Материалы: иллюстрированные тексты и расшифровки на листах А4, пазлы.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организация начала урока
Выясняет все ли готово к уроку.
2. Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы с вами говорили об индустриализации и коллективизации крестьянских хозяйств.
Что же такое индустриализация?
Экспорт сельскохозяйственной продукции был основным источником средств для проведения индустриализации. Поэтому были проведены преобразования в деревне – коллективизация крестьянских хозяйств и борьба с кулаками (раскулачивание).
Что такое коллективизация?
Кто такие кулаки?
Индустриализация – развитие промышленности ускоренными темпами, создание крупного машинного производства.
Коллективизация - объединение мелких хозяйств в коллективные хозяйства – колхозы.
Кулак – зажиточный крестьянин, который нанимал себе батраков.
Сегодня мы продолжаем говорить об СССР в начале XX века.
Открываем стр. 140 учебника.
Цель сегодняшнего урока – познакомиться с развитием науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.
Для этого в ваших тетрадях сделаны заготовки таблицы, которую мы будем заполнять по ходу изучения темы.
Сначала познакомимся с достижениями в области науки.
Слайд 1 – Советская наука, химия
Особенно большое влияние правительство уделяло исследованиям в области физики и химии. Выдающимся советским ученым-химиком был Сергей Васильевич Лебедев.
(учитель показывает на слайде как выглядит синтетический каучук).
Так выглядит синтетический каучук. Его изготавливают путем соединения химических веществ. А как же происходит процесс получения натурального каучука, мы сейчас узнаем, просмотрев видео.
Как же называется дерево, из сока которого и получают натуральный каучук?
Слайд 4 – Геология и география
Не менее важными считались геология и география. На геологические и географические исследования советское правительство выделяло большие средства. В результате геологи открыли новые залежи полезных ископаемых.
В тексте на странице 141 найдите, где и какие полезные ископаемые были обнаружены.
Открытые геологами новые месторождения сразу же начинали осваиваться. Сюда приезжали бригады рабочих, которые строили шахты и заводы по переработке ископаемых. Вокруг новых месторождений быстро строились новые города.
Слайд 3- 4 – Биология
Крупных успехов в области биологической науки добились Николай Иванович Вавилов и Иван Васильевич Мичурин.
Николай Иванович Вавилов изучал культурные растения, составил коллекцию семян культурных растений.
Запишите в таблицу эту информацию.
Иван Васильевич Мичурин занимался созданием сортов плодово-ягодных культур.
Занесите это в таблицу.
Слайд 7 – Шифровка
Для того чтобы узнать какое событие повлияло на развитие науки в 20-30-е годы, попробуем разгадать зашифрованное задание.
Какое слово получилось?
Для какой сферы были сделаны достижения биологов?
А теперь рассмотрим культурные достижения.
Для того чтобы узнать какие события повлияли на развитие культуры в 20-30-е годы, прочтем иллюстрированный текст.
Объясняет, как читаются такие тексты.
Каждый из вас должен прочитать по одному предложению.
Какие же это события?
Слайд 9 – События, повлиявшие на развитие культуры
Слайд 8 – Советская культура, живопись. скульптура
Чтобы узнать, кого же изображали чаще всего художники и скульпторы, вам нужно собрать иллюстрацию из пазлов. У каждого из вас на партах находится по одной детали пазла. Сейчас по очереди подходим к доске и прикрепляем свои детали, составляя единую иллюстрацию.
Портрет какого человека получился?
Портреты и скульптуры И. В. Сталина помещались в парках, на улицах, в школах, институтах, училищах, заводах.
Изображались также портреты и скульптурные изображения революционеров и военачальников.
Запишите в таблицу информацию со слайда, выделенную красным шрифтом.
Слайд 10 - 11 – Кинематограф
Занесем названия этих фильмов в таблицу.
Запишите эту информацию в тетрадь.
Слайд 12 – Литература
Одним из выдающихся писателей 20-30- х годов XX века был Михаил Александрович Шолохов.
Запишите названия его романов в таблицу.
Таким образом, события, происходящие в стране оказывают большое влияние на деятельность в сферах науки и культуры.
2 План изучения новой темы: 1.Характеристика условий, в которых развивались литература, музыкальное искусство и кино в СССР и Российской Федерации на разных этапах. 2.Литература и искусство СССР в гг. 3.Советское кино и музыка с 1945г. по 1985г. 4.Духовная жизнь России в конце XX – начале XXI веков.
3 Таблица Периоды Условия формиро вания культуры Литера тура Искус ство КиноМузыка гг гг гг. к. 20- н.21вв.
4 Это и не старо и не ново, Ничего нет сказочного тут. Как Отрепьева и Пугачёва, Так меня тринадцать лет клянут. Неуклонно, тупо и жестоко И неодолимо как гранит, От Либавы до Владивостока Грозная анафема гудит. Анна Ахматова
5 Теперь меня позабудут, И книги сгниют в шкафу. Ахматовской звать не будут Ни улицу, ни строфу. Анна Ахматова
7 Сергей Эйзенштейн Прокофьев
8 Армен Дмитрий Хачатурян Шостакович
10 Я пропал, как зверь в пустыне, Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Борис Пастернак
12 В гг. за рубежом оказались: Василий Аксёнов
14 Александр Солженицын получает Нобелевскую премию
15 И о с и ф Б р о д с к и й
16 Суд над Иосифом Бродским Всё кончено, не стану возражать. Ладони бы пожать - и до свиданья. Я выздоровел. Нужно уезжать. Да-да. Благодарю за расставанье. Вези меня по родине, такси. Как будто бы я адрес забываю, В умолкшие поля меня неси. Я, знаешь ли, с отчизны выбываю. Иосиф Бродский.
20 В а с и л и й Б ы к о в
23 В 1970-е годы были высланы за пределы СССР
26 Мстислав Ростропович и Галина Вишневская
27 А л е к с а н д р Г а л и ч
32 Б у л а т О к у д ж а в а
37 Спасибо за внимание
Похожие презентации
XX век – век военных и революционных потрясений – вызвал мощное и многогранное отражение жизненных ситуаций в поэзии, прозе, драматургии и публицистике.
Сестра моя – жизнь… Биография Бориса Пастернака.
Оттепель после метели. Только утихла пурга, Разом сугробы осели И потемнели снега.
БОРИС ПАСТЕРНАК 1890-1960 Очерк жизни и творчества.
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.
КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 20 ВЕКА. ХРУЩЁВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ
Нобелевские лауреаты в области литературы. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октябpя 1870 года в Воpонеже. Обнищавшие.
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.
Александр Исаевич Солженицын 1918 - 2008. Сане Солженицыну 6 лет Александр Солженицын студент Ростовского университета.
Читайте также: