План конспект консультации с родителями имеющими детей нарушения зрения

Обновлено: 06.07.2024

Цель: показать эффективность разнообразных форм работы с детьми с нарушением зрения и речи.

  • Проанализировать основные теоретические вопросы организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
  • Объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей. Создать атмосферу общности интересов, взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • Оказывать помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций.
  • Обучать родителей конкретным приёмам коррекционной работы.

1. Показ зрительной гимнастики с участием детей и родителей.

2. Пальчиковая гимнастика с участием детей и родителей.

  1. Воспитатель группы рассказывает родителям о роли семьи и дошкольного учреждения в развитии и коррекции детей с нарушениями зрения:

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать свою деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

В связи с хронической занятостью многие родители не могут ознакомиться и овладеть эффективными приёмами и методиками семейного воспитания детей с нарушением зрения и речи. Поэтому мы хотим сегодня вам наглядно продемонстрировать, как надо правильно проводить с детьми зрительную и пальчиковую гимнастику, развивать у детей логическое мышление. С этой целью мы приготовили несколько заданий, которые мы будем выполнять все вместе: педагоги, родители и дети.

Зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения.

Основную роль в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при зрительном утомлении.

Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.

При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать общие правила:

Всегда снимать очки.

Фиксировать положение головы.

Начинать упражнения надо с простых движений, увеличивая их сложность.

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать. Важно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные зрительные настенные или потолочные тренажеры, сигнальные метки. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, игрушек.

Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении транспорта, для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой машины и т.п.

Интереснее всего проходят гимнастики для глаз, на которых используются предметы или задания в стихотворной форме, движения по определённым дорожкам, задания на поиск предметов и картинок в разных частях группы. Условия проведения зрительной гимнастики

1. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой) - это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2. Соблюдать длительность проведения гимнастики 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

4. Возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогут детям с интересом выполнять однообразные упражнения, направленные на развитие зрительного анализатора.

1. Зрительная гимнастика в стихах по словесным указаниям (показывает ребёнок)

Раз - налево, два – направо

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцы глаз.

Видеть будем скоро лучше,

Убедитесь вы сейчас.

А теперь нажмём немного

Точки возле наших глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз (поморгать)

2. Следим за пальцем руки:

«По прямой дорожке – палка,

По кривой дорожке – галка.

По наклонной – едут сани,

Вверх игрушку поднимаем

Вниз тихонько опускаем.

Очень я игрушке рад.

В руку правую возьмём

И в сторонку отведём.

В руку левую возьмём,

Влево руку отведём.

И опять к себе прижмём.

Быстро, быстро поморгай,

Отдых глазкам своим дай.

4. Настенные ориентиры (звёзды)

«Дети звёзды увидали, смотрят вверх

Дружно глазки вверх подняли.

Звёзды вправо полетели, смотрят на звёзды справа

Глазки вправо посмотрели.

Звёзды влево полетели, смотрят на звёзды слева

Глазки влево посмотрели.

А одна звезда упала,

И под ноги нам попала. смотрят вниз

  1. Далее воспитатель группы рассказывает и показывает, как правильно проводить пальчиковую гимнастику.

Давно установлено, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Почему? В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И, если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируются и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, а так же мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Кроме того, мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, наблюдательность, координация, зрительная и двигательная память, воображение, так как пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

А у слабовидящих детей осязание выступает мощным средством компенсации нарушенного зрения, потому что именно осязание позволяет ребенку познать признаки и свойства окружающего мира.

Поэтому развитию мелкой моторики уделяется в детском саду большое внимание. Одним из методов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры и упражнения.

Приведу примеры некоторых упражнений:

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе).

2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.).

4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

7. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).

10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1. Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)

2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).

4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).

6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

8. Цветок (то же, что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).

9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).

11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

Пальчиковые игры хорошо сопровождать стихами. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое внимание.

Козочка.

- Шел старик дорогою

идти пальчиками по столу

- Нашел козу безрогую.

показать пальчиками рога

- Давай, коза, попрыгаем,

постучать пальчиками по столу

- А коза бодается,

снова показать рога

- А старик ругается.

Киска.

- Киска ниточки мотала

вращать руками, как бы наматывая нить на клубок

- И клубочки продавала.

вытянуть обе ладони вперед

- Три рубля. Покупайте у меня!

показать три пальца, сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони.

Лошадка.

- Одной рукой я травку рву,

выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками

- Другой рукой я тоже рву.

- Я травкой накормлю коня.

вытянуть руки вперед

- Вот сколько пальцев у меня!

и повернуть ладонями вверх.

Ой, ладушки.

- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!

- На окно поставим, остывать заставим.

- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помощник.

- Топором дрова колю

имитировать действия топора, двигать вместе ладошками вверх-вниз

- А потом пилой пилю.

имитировать действия пилы, двигать вместе ладошками вперед-назад

- Отнесу их бабушке,

- Чтоб испечь оладушки.

похлопать ладонями друг о друга

Пальчиковая гимнастика может быть использована как динамическая пауза на занятиях по развитию речи, познавательных, а так же в индивидуальной работе с детьми. И может проводиться, как в положении сидя, так и в положении стоя (возле рабочих столов или встав в круг) и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу.

Пальчиковая гимнастика подбирается по теме, которую изучают дети на текущей недели.

Используем пальчиковую гимнастику так же и для закрепления звукопроизношения.

Так как пальчиковые игры с детьми проводят взрослые, они еще несут в себе минуты радостного общения с близкими людьми.

Главное, не забывать, что задания должны выполняться детьми легко, без лишнего напряжения, занятия должны вызывать только положительные эмоции, приносить радость и удовольствие.

  1. Воспитатель сообщает родителям о том, что дети с нарушением зрения и речи с трудом ориентируются в пространстве, на микроплоскости, в схеме собственного тела. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание развитию данных умений, закреплению пространственных терминов: верх-низ, слева-справа, спереди-сзади, внутри - снаружи.

-Я для вас уже выбрала задание. Решите, какие блоки вам понадобятся, и отложите те, которые не нужны для данного задания.

-Постарайтесь построить конструкцию, как в карточке с заданием, используя один или несколько блоков и кролика. Конструкция должна быть устойчивой.

-Вы нашли правильное решение, если вид спереди вашей конструкции соответствует изображённому на карточке с заданием.

  1. Воспитатель группы подводит итог собрания-практикума для родителей:

- Таким образом, вы на своём личном опыте и на наглядном примере увидели, как надо правильно проводить с детьми зрительную и пальчиковую гимнастику, выкладывать схему слова и предложения, упражнять детей в развитии логического мышления.

Заниматься с детьми дома, имеющими зрительные и речевые нарушения, нужно обязательно, чтобы помочь им в преодолении речевых затруднений, снятии зрительного напряжения, утомления, а также в общем развитии ребёнка. Только совместно с вами, общими усилиями можно добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности. Чтобы умел наслаждаться красотой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.

Цель: познакомить родителей с педагогическими средствами, которые помогут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту.

Ход консультации:

Полноценная социализация слепых и слабовидящих включает одно из важнейших направлений коррекционно-воспитательной работы - формирование у воспитанников адекватного отношения к своему дефекту.

Только с 4 - 5 лет ребенок начинает понимать свое отличие от окружающих. Осознав недостатки и особенности своего восприятия, многие дети начинают стесняться своего дефекта и переживать настолько сильно, что, находясь в среде нормально видящих, часто становятся крайне нервозными.

Главное же в проявлении комплекса неполноценности лиц с нарушением зрения в том, что это чувство мешает им жить, провоцируя внутренний дискомфорт и конфликты с окружающими. Поэтому коррекционная работа по формированию адекватного отношения к своему дефекту должна составлять неотъемлемую часть воспитания детей с нарушением зрения.

Задача взрослого состоит в том, чтобы педагогическими средствами помочь детям осознать, что именно отличает их от нормально видящих, показать специфические особенности и трудности, являющиеся следствием дефекта зрения, раскрыть способы преодоления трудностей.

Для достижения успехов родителям необходимо :

• знать возможности лиц с нарушением зрения;

• корригировать отношения родителей ребенка к его дефекту;

• изучать динамику развития ребенка, его воспитанности, социализации;

• уметь показать ребенку пути преодоления негативных черт характера и комплекса неполноценности, вызванных его дефектом;

• воспитывать у детей чувство собственного достоинства, самоуважения на основе целесообразно организованной деятельности, направленной на приобретение различных практических навыков.

Адекватное отношение к своим зрительным возможностям предполагает понимание ребенком того, что:

• нарушение зрения ограничивает его возможности и для достижения результатов нормально видящих ему потребуется приложить гораздо больше усилий;

• требуется овладение специальными компенсаторными навыками при активном использовании всех сохранных анализаторов;

• при дефекте зрения многие сферы деятельности оказываются для человека недоступными, но остается еще достаточно профессий, которыми он может овладеть;

• он будет достоин уважения, как и любой полезный член общества, если научится самостоятельно справляться со своими проблемами (ориентироваться в пространстве, получать информацию, быть независимым в быту и т. п., приобретет профессию и будет в ней конкурентоспособным;

• не следует искать виноватых в нарушении зрения и считать всех окружающих обязанными оказывать помощь;

• инвалиду по зрению бессмысленно имитировать зрячего, а также драматизировать свое положение;

• любой человек с физическим недостатком привлекает к себе повышенное внимание окружающих, поэтому, чтобы инвалиду достойно выглядеть в обществе, ему надо тщательно контролировать свое поведение, свой внешний вид, свои реакции.

Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с другой - возможностей социально-трудовой адаптации.

При формировании правильного отношения к дефекту родителям важно помнить о том, что нужен индивидуальный подход с учетом всех обстоятельств жизни ребенка.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности развития детей с нарушениями зрения.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации по профилактике и преодолению трудностей.

1. Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2. Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3. В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4. В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5. Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6. Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

7. При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10. При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11. Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12. Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).

13. При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14.Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания

Игровые упражнения для зрения.

Сложно приучить ребенка выполнять определенный комплекс упражнений для борьбы с нарушением зрения. Упражнения нужно построить в виде игры. Тогда результат будет гораздо эффективней. Родители должны контролировать регулярное выполнение упражнений, следить за режимом и питанием детей. Тогда результаты будут идти в гору. Ну а мы посоветуем вам, как можно заинтересовать детей регулярно упражняться.

hello_html_56033280.jpg

hello_html_ma342e45.jpg

hello_html_m232fcd87.jpg

Простой тренажер, который можно повесить на стену. Методика тренинга предполагает слежение глазами по указанной траектории. Можно следить глазами за указанной траекторией и дополнять упражнение движением указательного пальца. Основные направления для тренинга:

Плавные движения влево-вправо;

Движения по вертикали: вверх-вниз;

Движения глаз по часовой стрелке (красный эллипс);

Против часовой стрелки – желтый эллипс;

hello_html_684c0fc4.jpg

Вот некоторые советы и упражнения, которые могут быть включены в режим дня дошкольника с нарушением зрения. Попробуйте позаниматься с детьми, возможно, некоторые упражнения станут вашей любимой игрой. Заинтересуйте ребенка. Желаем вам успехов и быстрых результатов!

Нашим родителям кажется что, такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия, не помешают ребёнку полноценно развиваться в социальном обществе. Но, однако, это не так.

Даже если у ребёнка не глубокие нарушения зрительных функций, то всё равно его восприятие окружающего мира будет отличаться от восприятия ребёнка с нормальным зрением.

Цель данного мероприятия: Повышение компетенции родителей по вопросам воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Формирование у родителей представлений о возможностях детей с нарушением зрения;

Знакомство родителей с особенностями коррекционной работы;

Оптимизация детско-родительских отношений;

Способствовать сближению родителей и детей с целью их дальнейшего участия в жизни группы;

Роль зрения в жизни ребёнка трудно переоценить. Всё, что видит ребёнок, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на восприятие окружающего мира. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос сохранения зрительных функций на настоящий момент становиться крайне острым.

Наша задача научить ребёнка беречь глаза, приучить носить очки и правильно с ними обращаться и помочь понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для роли человека.

Для успешного лечения, воспитания и обучения наших детей необходимо установить тесную взаимосвязь в работе всех специалистов дошкольного учреждения с родителями воспитанников. Только совместно общими усилиями можно добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, научился наслаждаться красотой окружающего мира и успешно развиваться в социальном обществе.

Но они обладают особенным взглядом на мир, своим собственным восприятием предметов и явлений, которые окружают их в этой стране.


На данный момент жители этого города находятся в том возрасте, когда им необходима помощь и поддержка. Поэтому рядом с ними всегда находятся взрослые, которые им помогают увидеть мир ярким и обучают их использовать весь свой зрительный, чувственный, тактильный потенциал для восприятия окружающего мира.

И главный специалист, и знаток нашего города учитель дефектолог Волкова Алефтина Евгеньевна с помощью мультимедийной презентации познакомила родителей со зрительными диагнозами, которые встречаются у детей, и рассказала о причинах нарушения зрения.


Мы видим мир немного по-другому. С помощью мультимедийной презентации родители смогли познакомиться с трудностями, с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения:

это искажённое зрительное восприятие,(миопия, амблиопия)

ограничение зрительной информации об окружающем (астигматизм)

нарушение ориентировки в пространстве и мобильности, неумение пользоваться полноценным зрением и другими сохранными анализаторами.


Как видят люди с нарушением зрения?

Можно много рассказывать какие ощущения, какое восприятие окружающего мира получают люди с нарушением зрения.

Чтобы помочь родителям прочувствовать и ощутить то восприятие окружающего мира, которое получают их дети с нарушением зрения, мы предложили им взглянуть на мир глазами ребёнка.


Продолжая наше путешествие, воспитатель Волкова Альбина Геннадьевна рассказала о трудностях, которые встречаются в обучении и воспитании детей



Нашим родителям были даны рекомендации как преодолеть эти трудности:

Самое основное - соблюдение режима дня и зрительных нагрузок

Правильный подбор игрового материала

Использование специальных средств при письме, рисовании

Использование здоровьезберегающих технологий

Взаимодействие мед.специалистов с родителями и педагогами и выполнение всех рекомендаций .

Практические рекомендации о Правильном подборе наглядного и раздаточного материала:

Использование подставок различного наклона, линейки-трафареты.

Использование спец средств для зрительного восприятия (зрительных ориентиров, обводка )

Использование здоровьезберегающих технологий (су-джок шарики, пальчиковые гимнастики, пальминг , физкультминутки и др.)

Нашим уважаемым родителям было показано видео, в котором было продемонстрировано применение всего перечисленного в работе с детьми.


А также даны советы заботливым родителям и вручены памятки с рекомендациями по воспитанию и обучению детей.



Читайте также: