План конспект деловой игры со студентами

Обновлено: 24.07.2024

Деловая игра – это одна из форм практического занятия, предполагающая моделирование, т.е. искусственное создание различных ситуаций, с которыми могут столкнуться обучающиеся в профессиональной деятельности. Она обеспечивает комплексное использование информации, полученной в рамках курса.

Суть деловой игры

В любой деловой игре, помимо одной или нескольких ситуаций, есть еще два общих понятия – роли и предметы. А вот ее отличительными характеристиками от других игр обучающего характера является то, что:

  • моделирование различных ситуаций максимально приближено к профессиональной деятельности, по факту, это – имитирование;
  • есть конфликты;
  • есть несколько этапов и то, как решены проблемы на одном из них, влияет на развитие событий на следующем;
  • есть ограничение по времени.

Таким образом, суть деловой игры – это возможность проявить творческие способности в решении проблем профессиональной деятельности.

Классификация деловых игр

Есть несколько видов деловых игр:

  1. Учебные.
  2. Производственные.
  3. Исследовательские.

Учебные деловые игры

Учебные деловые игры актуальны для обучения использования теории на практике. Они могут проводиться как для подготовки руководителей, так и обычных сотрудников.

Производственные деловые игры

Производственные деловые игры нужны для того, чтобы наладить систему управления, сформировать способы внедрения инноваций, спрогнозировать развитие предприятия и т.д.

Исследовательские деловые игры

Исследовательские деловые игры незаменимы в проверке новых основ организации работы, новых технологий и т.д.

Плюсы и минусы деловой игры

К плюсам деловой игры можно отнести то, что она позволяет научиться:

  • выявлять проблемы профессиональной деятельности; анализировать их, устанавливая причинно-следственные связи;
  • не просто решать проблемы профессиональной деятельности, а делать это в условиях ограниченного времени;
  • находить выходы из нестандартных ситуаций профессиональной деятельности;
  • работать в группе.

Но привести лишь одни плюсы деловой игры было бы неправильным. Поэтому отметим и ее минусы. Ими являются:

  • сложности в подготовке;
  • отсутствие четкого плана;
  • отсутствие возможности дать объективную оценку.

Структура деловой игры

Структуру деловой игры можно представить в виде следующих этапов:

  1. 1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации.
  2. 2 этап – работа в командах.
  3. 3 этап – взаимодействие между командами.

1 этап – формулирование цели деловой игры и предоставление всей необходимой информации

На этапе формулирования цели игры и предоставления всей необходимой информации у преподавателя следующая задача – обозначить проблему, организовать работу в командах, по возможности предложить участникам деловой игры самостоятельно разбиться на группы.

При формулировании цели игры следует ответить на такие вопросы, как:

  1. Для чего проводится деловая игра?
  2. Для кого проводится деловая игра?
  3. Чему именно должна научить деловая игра?

Ей может быть, например, технология привлечения к выполнению работы целого ряда инструментов, который включает в себя телевидение, печатные издания и др. или, скажем, проверка уровня подготовленности ответственных лиц к исполнению своих должностных обязанностей.

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – представить проблему.

2 этап – работа в командах

На этапе работы в командах у преподавателя следующая задача – помогать, отвечая на интересующие вопросы.

3 этап – взаимодействие между командами

В свою очередь, на этом этапе у обучающихся следующая задача – предложить свой вариант решения проблемы, рассмотреть другие варианты решения проблемы и или поддержать их, или выступать с критикой в их адрес.

Обеспечение деловой игры

Потребуется обеспечить деловую игру:

  • небольшим описанием;
  • методическими рекомендациями;
  • справочными материалами, в том числе в виде таблиц, которые будут нужны для обработки информации и дачи ответа.

Все перечисленное выше может предоставлено как непосредственно на деловой игре, так и до ее начала. Лучше всего делать это все-таки за несколько дней, так как у учеников будет время на подготовку, и, как следствие, у учителя не будет необходимости отрывать время от урока на нее.

На предварительном собрании можно не только раздать небольшое описание, методические рекомендации и справочные материалы, но и рассказать об особенностях деловой игры – о порядке ее проведения и, особенно, обсуждения, чтобы предотвратить хаос во время спора, оценке и др.

Ценность деловой игры

Ценность деловой игры состоит в том, что благодаря ей можно оценить:

  • уровень развития творческих способностей;
  • уровень развития коммуникативных навыков;
  • особенности мыслительных процессов, в частности, аналитического, тактического и стратегического мышления, умения предвидеть события и решать проблемы профессиональной деятельности;
  • личные качества.

Основа успеха деловой игры

Основа успеха деловой игры – это:

  • искренняя, а не показная вовлеченность;
  • внимательность;
  • наличие собственного мнения и уважительное отношение к мнению других;
  • возможность выразить собственное мнение и прокомментировать мнение других.

Полезные советы для преподавателей

Деловая игра является одной и самых трудоемких, поэтому она оправдана только, если другие форму обучения не могут привести к тому же итогу. Другими словами, эту игру можно использовать:

  • для передачи общего опыта профессиональной деятельности;
  • для систематизации уже имеющихся знаний и навыков профессиональной деятельности;
  • для развития творческих способностей в профессиональной деятельности.

Кроме того, ее не стоит проводить по тем поводам, о которых обучающиеся имеют смутное представление.

В настоящее время деловая игра широко применяется в учебном процессе высших учебных заведений (ВУЗов) как технология преподавания и на предприятиях для решения производственных, социальных и других проблем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия

Презентация

Цель занятия

– обучение публичной презентации результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся;

– обучение взаимооценке результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся;

– расширение и совершенствование знаний в предметной области

– развитие критического мышления;

– совершенствование умений организовывать публичное выступление;

– совершенствование навыков подготовки презентаций в Microsoft Office Powre Point

– воспитание самостоятельности, объективности и инициативности учащихся;

– формирование толерантных отношений в группе

Тип занятия

Организационная структура занятия

1.2 Работа в малых группах

1.3 Подведение итогов работы в малых группах

1.4 Обобщение полученных результатов и подготовка к конференции

2.1 Организация публичной презентации лучших докладов

2.2 Публичная презентация докладов

2.3 Подведение итогов.

2.4 Завершение занятия. Домашнее задание.

2.5 Рефлексия занятия.

Оборудование и техническое оснащение

компьютеры, интерактивная доска, проектор

Содержание учебного материала

методические указания для проведения деловых игр, методические указания для организации самостоятельной работы студентов, оценочные бланки и ведомости, презентации докладов

Методы обучения

применение элементов проблемного и исследовательского обучения с использование интерактивных методов и информационных технологий

Форма проведения занятия

Система оценки

взаимооценка по традиционной системе оценивания (5 баллов)

Требование к знаниям

знать особенности организации публичного выступления и обеспечения визуального сопровождения текста доклада

Требования к умениям

уметь целенаправленно использовать вербальные и невербальные средства общения при организации публичного выступления

Формирование ОК и ПК

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения [1].

Цель: Расширение и углубление знаний в предметной области, развитие умений и навыков эффективного взаимодействия как со студентами в малой рабочей группе, так и с аудиторией; использование вербальных и невербальных средств общения для привлечения внимания аудитории, формирование умений анализировать и оценивать выступление, воспитание толерантных отношений в группе.

Условия проведения игры. Игра проводится в два этапа. На подготовительном этапе студенты, работая в малых группах (4–6 человек), заслушивают доклады участников, оценивают их и выбирают лучший доклад, к докладу оформляют презентацию, формулируются уточняющие вопросы как репродуктивного, так и продуктивного характера. Затем формируется программа конференции, состав жюри. На втором этапе организуются выступления докладчиков, обсуждается содержание докладов, затем жюри подводит итоги и определяет лучшие выступления.

Результаты занятия оформляются в виде протокола, где фиксируются результаты всех участников.

Правила игры. Для реализации запланированного мероприятия необходимо выполнение следующих рекомендаций:

1) Тексты выступлений формировать в соответствии с требованиями к структуре доклада: вступление – определение цели; основная часть – раскрытие содержания с приведением примеров, фактов, аргументов; заключение – выводы и рекомендации.

2) Для докладов использовать информацию ранее подготовленных тематических рефератов.

3) Продолжительность выступления ограничивается регламентом и определяется предварительной подготовкой (домашнее задание) – 3–5 минут.

4) Выступление должно сопровождаться презентацией.

5) Оценку работы студентов осуществляет группа экспертов (жюри) – взаимооценка. Выступления оцениваются по 5-ти бальной системе [4].

Конференция является занятием, на котором подводятся итоги самостоятельной исследовательской работы студентов [3].




• Объяснения: Это устная форма общения. Можно описывать ответ любым образом. Но нельзя употреблять слова, содержащиеся в ответе, слова связанные или же производные от тех, что даны в ответе.
• Пантомима: Строго без слов. Игрок, демонстрирующий слово, может показывать на предметы, брать их и показывать их части, указывать на части своего тела и даже попросить члена своей команды присоединиться к пантомиме. Можно также (не вслух) указать на то, сколько слов в загаданном выражении, и какую его часть ты продемонстрировал.
• Рисование: Рисующий должен сохранять молчание. Только кивком головы он может дать понять своей команде, что ответ правильный. В рисунке не должны использоваться числа или слова. Для облегчения задачи можно рисовать объяснение по частям.
В игре задействованы:
- Песочные часы, которые рассчитаны на одну минуту. После того, как игрок посмотрит на карту и запомнит слово, часы переворачиваются, и начинается отсчет времени. Команда должна в течение одной минуты дать правильный ответ. Другая команда должна следить за песочными часами. В случае если команда угадывает правильный ответ, фишка команды передвинется на одну ячейку вперёд. Если команде это не удалось, то фишка этой команды остаются стоять на месте.
- Карточки: возвращаясь к игровому полю, вспоминаем, что оно поделено на 4 этапа. Для каждого этапа есть свои карточки. На 1 этапе вам надо будет показать пантомимой знаменитые пословицы и поговорки о труде и учёбе. На 2 этапе графическими объектами объяснить слова, связанные с профессией и обучением в техникуме. 3 этап немного сложнее. На карточке помещён фрагмент документа, вам необходимо будет узнать, что это за документ и объяснить его команде. На 4 этапе необходимо донести до команды всеми тремя способами название отечественного художественного фильма, в котором как или иначе отражается работа секретаря.



- Игровое поле: у каждой команды своя фишка. На поле всего 6 игровых ячеек. Эти ячейки будут для всех 4-х этапов игры. С каждым правильным ответом, фишка будет передвигаться на следующую ячейку. Команда, нарушившая правила, обязана передать ход другой команде, оставаясь на месте.




Мы с вами уже поделились на команды. Все команды стоят на СТАРТе. Сейчас выйдут по одному представителю от команды, и мы определим кто первый будет начинать игру. У кого больше делений выпадет на игральной кости, тот и будет первый. Обязательным условием игры является участие каждого игрока в команде. Отсидеться не получится! Всем командам желаю удачи. Начнём игру.
2. Игра.
И так,1 этап – пословицы и поговорки пантомимой. Каждой команде надо показать по 4 пословицы.
Пословицы – короткое изречение, поучительное по духу и имеющее завершённый смысл.




3 этап – по фрагменту, представленному на карточке, узнать, что за документ и объяснить его. Все документы мы с вами проходили. По 6 карточек каждой команде.



Документы: корректурные знаки, бланк письма, договор, устав, штатное расписание, должностная инструкция, служебное письмо, акт, докладная записка, объяснительная записка, справка, телеграмма.
4 этап – попытаться объяснить фильм, в котором как или иначе отражается работа секретаря. Каждой команде надо угадать по 4 фильма. Не зависимо от того, отгадаете вы или нет, фрагмент фильма я покажу.


актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.


Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

  1. наличие задачи или проблемы, которую необходимо разрешить;
  2. распределение ролей и ролевых функций;
  3. моделирования процесса принятия управленческих решений;
  4. взаимодействие участников игры;
  5. многоальтернативность решений;
  6. наличие конфликтных ситуаций;
  7. наличие системы оценки игровой деятельности.
  1. обучение через моделирование рабочего процесса;
  2. формирование профессионального менталитета;
  3. мотивация обучающихся;
  4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
  5. оценка обучающихся.

Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

  • задание традиционное, плановое;
  • задание экстремальное, внеплановое.

Подготовка к игре. В игре участвуют руководитель и подчиненный. Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

  • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
  • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
  • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

  1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
  2. Желает ли он выполнять данное задание?
  3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия

Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

  1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
  2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
  3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
  4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
  5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

Цель деловой игры — приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

Порядок проведения деловой игры:

  • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
  • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

Задание

Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

Порядок выполнения работы:

  1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
  2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
  3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

Ваша задача: максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

Этапы игры: этапы проведения переговоров.

Составление документации:

  1. Протокол о распределении должностей.
  2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
  3. Договор.
  4. Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

Оценка действий участников игры:

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

Материал из учебного пособия:

Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.

Читайте также: