План конспект 3 класса по литературному чтению тема внеклассное чтение стихи о родине

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: деформированные пословицы (запись на доске), жетоны с названиями стихотворений для работы в группах, портреты русских поэтов 19 века, сводная таблица “Родина” к стихотворению И. Никитина “Русь”, кроссворд.

I. Зачитывание с доски высказывания К. Д. Ушинского:

“Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…”

- Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского?

Сегодня мы вспомним стихи о родной природе и о Родине русских поэтов XIX века. Постараемся выяснить всю ёмкость слова “Родина”.

II. Восстановление из деформированных слов пословиц о Родине.

Работают четыре группы учащихся по 6 человек. Тянут номера жетонов 1, 2, 3, 4.

1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)

2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)

3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)

4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)

Пословицы зачитываются представителями от каждой группы, объясняется их смысл.

- Что объединяет эти пословицы? (Вопрос к классу), (Они все о Родине)

III. Как сказать по-другому о Родине?

(Отечество, отчизна, Родина-мать)

Послушайте высказывание К.Д. Ушинского о Родине, которое подготовили ребята первой группы:

“Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет наши кости”

(Вторая группа) Справка о И.С.Никитине.

Иван Саввич Никитин родился в 1824 году в Воронеже. Отец его мечтал, чтобы сын стал врачом. Но учиться мальчику пришлось недолго. Отец разорился. Юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. Он урывками читал и пробовал писать стихи. Русь – это первое его стихотворение. Оно сделало поэта известным.

(Третья группа) Справка о Сурикове И. З.

Иван Захарович Суриков родился в семье крестьянина в ярославской губернии. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец забрал его с матерью в Москву. Отец занимался торговлей и мечтал из сына сделать торговца. Днем мальчик работал в лавке, а вечером много читал, сам сочинял стихи, мечтал стать поэтом. Постепенно его стихи стали печатать в журналах. Так к нему пришла известность.

(Четвертая группа) Справка о Дрожжине С. Д.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в деревне на Волге. Учился он всего два года, но зато много читал. Вся жизнь его прошла в деревне. Он писал стихи о природе, о труде крестьян. Некоторые его стихи стали песями.

V. Коллективная работа всех групп.

Составление схемы “Родина по стихотворению И. С. Никитина “Русь”

Давайте обратимся к стихотворению “Русь” Никитина И. С. И попробуем составить схему “Родина” из словосочетаний, которые встречаются в стихотворении.

Самостоятельная работа групп.

  • Первая группа … до “гляну к северу…”
  • Вторая группа … до “у тебя ли нет…”
  • Третья группа … до “и теперь среди…”
  • Четвертая группа … до конца.

Выбор словосочетаний учащимися. На доске составляется схема.

Рисунок 1. Схема.

- Какова главная мысль стихотворения Никитина “Русь”? Поиск.

Уж и есть за что
Русь могуча
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложишь голову!

VI. Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво

И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!

VII. Групповая работа по стихотворениям Никитина “Утро”, Сурикова “Детство”, Дрожжина “Привет”, Дрожжина “Зимний день”

(Представители от групп тянут жетоны с заданиями)

1. Стихотворение Никитина И.С. “Утро”. Зачитать отрывок, где поэт описывает восход солнца. Словесное рисование картины.

2. Стихотворение Сурикова И. З. “Детство”. Зачитать отрывок, где поэт описывает катание с горы. Словесное рисование картины.

3. Стихотворение Дрожжина С. Д. “Привет”. Зачитать чем и кем восхищался поэт. Словесное рисование картины.

4. Стихотворение Дрожжина С. Д. “Зимний день”. Прочитать описание зимнего пейзажа. Словесные зарисовки.

- Какова главная мысль прослушанных произведений?

(Любовь к Родине, к родной природе)

- Какими словосочетаниями могли бы дополнить схему “Родина”?

(Моя деревня, мой дом родной, Божий храм белеет…)

VIII. Знаете ли вы поэтов, которые писали о Родине, о родной природе?

1. Автор стихотворения “Утро”

2. Этот поэт написал о крестьянских детях.

3. Этот поэт любил слушать бабушкины сказки.

4. Этот поэт описал красоту зимнего дня.

Рисунок 2. Кроссворд.

IX. Подведение итогов.

Прочитайте высказывание великого русского поэта А. С. Пушкина.

(Запись на доске).

“Гордится славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”

- Как вы понимаете слова великого поэта?

- А еще чем мы должны гордиться?

X. Домашнее задание.

Выразительное чтение. Понравившееся стихотворение по выбору, сделать рисунок к нему.

Организация пространства : индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах.

“ Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить …”

2. Формулирование темы урока, постановка цели.

(Прогнозирование. Целеполагание)

-Вы прослушали стихи великого русского поэта С. А. Есенина.

-Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

3. Изучение нового. (Совместная деятельность по достижению цели)

На доске постепенно открывается кластер

МОЯ МОЙ МОЯ

СТРАНА ГОРОД СЕМЬЯ

Работает группа РВС

Кто из вас может подтвердить стихотворными строчками разных авторов, что означает это слово ?

(Дети наизусть читают стихи )

На доске открывается кластер

РОДИНА – ОТЧИЗНА – ОТЕЧЕСТВО – МАТУШКА РУСЬ.

-Какие из этих слов вам непонятны? Давайте обратимся к Толковому словарю Ожегова.

(Работа со словарём)

Как вы думаете, почему авторы употребляют именно эти слова?

А вот как на этот вопрос ответил К. Д. Ушинский

“ Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что мы в ней родились, в ней говорят родным языком и всё в ней родное, а матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила своему языку, как мать она защищает нас от всяких врагов. А когда мы уснем навеки, она прикроет наши кости”.

(Слайд №2 презентация к уроку)

- Вспомните, какие пословицы о родине вы знаете?

-А теперь попробуйте восстановить деформированные предложения - пословицы)

1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без Родины – что соловей без песни)

2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)

3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона мать, а чужая мачеха)

4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем Родина наша)

- Что объединяет эти пословицы? (Вопрос к классу), (Они все о Родине)

ПОСЛОВИЦЫ О РОДИНЕ

Жить — Родине служить.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без родины — что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

Береги Родину как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

На чужой стороне родина милей вдвойне.

На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.

Дым отечества светлее чужого огня.

Дома и стены помогают.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Чужбина — калина, родина — малина.

(Ученики читают стихи о Родине).

4. Этап закрепления.

Коллективное творчество

(Работа творческих мастерских.)

-Наш класс поделен на три группы:

Каждая творческая группа получает задание:

-А теперь принимаемся за работу. Удачи!

(Звучит музыкальное сопровождение – песня о родине)

Дети самостоятельно работают .

5. Презентация своих проектов.

Зашита презентаций сопровождается стихами разных авторов о красоте родной земли. Читают дети.

6. Рефлексия

- Посмотрите на эмоциональный экран : какого цвета был сегодняшний урок?

-Какого цвета стихи, которые мы сегодня услышали?

Какое по цвету ваше настроение?

Посмотрите на рефлексивный экран:

7. Итог урока

Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.

- Я желаю вам, чтобы любовь к родине было одним из ваших самых главных достоинств! Спасибо за урок.

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК

Тип урока: решение частных задач

Планируемые результаты

Предметные:

научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах

Метапредметные:

познавательные: сравнивают литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника;

регулятивные: выбирают совместно в паре форму оценивания результатов, критерии оценивания результатов;

коммуникативные: оформляют 3–4 слайда к уроку, письменно фиксируя основные положения устного высказывания

Личностные:

посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Закройте глаза, опустите голову на парту.

«Вы – маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вам тепло и спокойно.

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, лас-тика, ручки, пишущих принадлежностей, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организаци-

Продолжение табл.

Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки радужно улыбаются и щурятся

под солнцем. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые

– Желаю вам удачной работы

Дети поднимают голову
и потягиваются, как после хорошего сна

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Соединим название произведения с автором.

– К какому литературному жанру можно отнести эти произведения?

– Можно ли в этот раздел поместить стихотворения? При каком условии?

Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. Проводит артикуляционную гимнастику:

Та-та-та – в нашем классе чистота.

Ту-ту-ту – наводим сами красоту.

Ты-ты-ты – нами политы цветы.

Ят-ят-ят – парты ровненько стоят.

Ют-ют-ют – очень любим мы уют.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с удивлением.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Выделяют существенную информацию

из текста загадки. Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее. Осуществляют

актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой.

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

высказанные мнения по существу полу-

Продолжение табл.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

Под деревом тетерев тетерева встретил:

Тетерев тетереву в ответ:

«Мои тетеревята – здоровые ребята,

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы познакомимся с…

Мы сможем поразмышлять…

– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.

– Как вы думаете, о чем это произведение?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения
и составляют план чтения

и сохраняют учебную

цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

– Сегодня мы познакомимся с очень интересным и необычным произведением
В. В. Бианки. Но прежде ответьте на некоторые вопросы:

– Какой сейчас идет по счету месяц года? Как он называется? Сколько дней в этом месяце уже прошло?

– Вспомните, сколько бывает месяцев в году. Да, месяцев в году 12, вот только названия месяцев мы будем давать разные. Хотите сравнить?

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора.

Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последова-

Продолжение табл.

Учащиеся перечисляют названия месяцев обычного календаря, а учитель – параллельно называет месяцы из календаря лесного (см. ресурсный материал).

тельность развития сюжета

4. Кто был первым лесным корреспондентом?

6. Вспомните и перечислите, как называются месяцы в этой книге?

– Какой день (по календарю) считается началом весны? (21 марта.)

– Какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (Грязный.)

– Какие цветы первыми расцветают весной? (Мать-и-мачеха.)

– Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

– У каких певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов.)

– Летит – молчит, сядет – молчит, как умрет, так и заревет. (Снег.)

– Что было вчера и что будет завтра? (Утро.)

– Не дерево, а суковато. (Олень.)

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Осуществляют контроль

Продолжение табл.

– У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички.)

– Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)

– Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса.)

– Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое.)

– Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону.)

– Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад.)

– Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу.)

– Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? Куда еще могут улетать птицы? (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик.)

– Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка (ронжа) – желуди, орехи.)

– Когда птица крепче на рану (то есть легче выживет) – летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби.)

– На рисунке – голова ушастой лесной совы. Покажите ее уши. (Торчащие уши совы – просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками.)

– С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней.)

Продолжение табл.

– Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда.)

– Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье?

(Это значит, что в том месте в лесу находятся падаль или раненое животное .)

VI. Самостоятельная работа

Выбирают верные ответы

Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Планируют свое дей-ствие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

• Подобрать загадки о животных.

• Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту книги

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценивает результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

– Ребята, чем вам помог лесной календарь? А лесная газета? Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей.)

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Нашим уроком мы уже в какойто мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным, поднимает красный. Покажите свои кружки.

Ресурсный материал к уроку

СВЕДЕНИЯ ИЗ ЛЕСНОГО КАЛЕНДАРЯ

В обыкновенных газетах пишут про людей и про их дела. Но ребятам интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают и веселые праздники, и несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в городских газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей.

Кто, например, слышал, что у нас студеной зимой вылезают из земли бескрылые комарики и бегают босиком по снегу? В какой газете прочтешь про битвы лесных великанов – лосей, про великое переселение перелетных птиц, про забавное путешествие болотной курочки пешком через всю Европу?

а) Чтобы искать журавлиные теплые страны.

б) Чтобы найти другую семью.

в) Чтобы не замерзнуть зимой на болоте.

г) Чтобы найти жилище бобров.

3. Кого не слышал зимой около хатки бобров Листопадничек?

а) Хитрую лисицу;

б) сердитого медведя;

г) жадную росомаху.

а) Бревна утонули.

б) Бревна подняло водой и унесло.

в) Бревна убрали местные жители.

г) Бревна сломались.

г) она выбралась сама.

а) Кривоногая;

7. Какой из рассказов написал В. П. Астафьев?

а) Становился очень ласковым;

б) лез целоваться;

в) залезал на плечи;

г) начинал в голове искать.

9. Капалуха – это кто?

в) глухарка;

б) И. С. Соколову-Микитову;

в) М. М. Пришвину;

а) Это когда падают листья.

б) Когда с деревьев падают золотые листья.

в) Это птицы, которые улетают на юг.

г) Так охотники называют осенних зайчат.

а) О хрустящей капусте;

б) о сладкой репке;

в) о сладкой морковке;

г) о сочной свекле.

а) В старой корзинке;

б) в старой шапке-ушанке;

в) в старом корыте;

г) в старом полушубке.

б) маленький мостик;

в) два стесанных бревна, перекинутые с одного берега на другой;

г) дорога по льду.

а) О своих братьях и сестрах;

б) о теплом гнезде;

г) о старой матери-зайчихе.


Урок введения в новый раздел "Люби живое". Знакомство с рассказом М.М. Пришвина "Моя Родина".

Содержимое разработки

Тема урока: М. Пришвин. "Моя Родина".

- учить понимать смысл текста;

- формулировать основную мысль своими словами;

- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.

- формировать умение работать с текстом произведения;

- обогащать читательский опыт детей;

- учить применять полученные знания, при составлении плана и работе по тексту.

 формировать умение понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий;

 развивать умения решать творческие задачи;

 формировать умение учиться определять деятельность на уроке;

 развивать самоконтроль, учебную самостоятельность.

 формировать умение слушать и понимать других;

 умение произвольно строить контекстуальную речь;

 работать в парах и группах;

 стимулировать мотивацию обучения через применения технологии продуктивного чтения.

 пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;

 прививать бережное отношение к окружающему миру;

 воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

Тип урока: ознакомление с новым знанием.

Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.

- крынка = глиняный горшочек,

- карточки с текстом последней части для редактирования,

- карточки для работы в группе,

- толковый словарь Ожегова,

- презентация к уроку,

- презентация с погубленной природой,

- презентация с красивой природой,

- аудиофайл с текстом произведения,

- аудиофайл с физкультминуткой.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой, снятие напряжения учащихся.

- Прозвенел звонок, начинается урок.

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
- Садитесь, пожалуйста.

- Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение. Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

А теперь я предлагаю нам поближе познакомиться(поиграть).

Если вы согласны со мной, то хлопайте в ладоши один раз:

* У меня сегодня хорошее настроение.

* У меня в классе много друзей.

* Я люблю читать книги.

* Я люблю смотреть телевизор.

* Я люблю помогать взрослым.

* Я люблю природу.

* Я люблю уроки литературного чтения.

- Я тоже люблю читать и люблю уроки литературного чтения. Ведь это - это уроки общения, уроки встречи с новыми произведениями, писателями, уроки - открытия: мы всегда узнаём что - то новое.

Разминка речевого аппарата.

- Ребята, давайте перед работой сначала немножко разомнём наш речевой аппарат. Перед вами скороговорка. (Прочитаем…) СЛАЙД 2.

На тропинке крапивка,

на крапивке крупинка.

- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе, выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе.

(Учащиеся сначала читают вместе с учителем, затем можно спросить любого ученика по желанию).

-Хорошо, посмотрите на следующий слайд. Ведь это уже не части скороговорок, а что же это? (Этото части пословиц).

- Продолжите пословицы: Слайд 3

Кто много читает…(тот много знает)

Будешь книги читать…(будешь много знать)

– Так зачем же нам надо читать?

(Чтобы учиться, узнавать новое, больше знать).

- Верно, подружитесь с книгами, и вы всегда найдете ответ на любой вопрос.

2. Актуализация знаний, антиципация чтения, появление темы, целей урока.

Этап I: работа с текстом до чтения:

- А вы любите живое? (Я очень надеюсь).

-Многие поэты и писатели так же, как и вы, дети, любят природу и всегда подмечают в ней что-нибудь необычное, интересное. Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любящим природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Кто он-пока тайна. (ПАУЗА)

- А начнём изучать раздел мы с удивительного произведения.

- Хотите знать о чём оно? Попробуем ответить на этот вопрос вместе. Я начну читать строки стихотворения, а вы продолжите.

Слышишь песенку ручья?

Слышишь голос соловья?

Это. Родина моя!

Школа, где твои друзья.

Это . Родина моя!

Руки матери твоей,

И в саду смородина –

Это тоже . Родина!

- Догадались? О чем будет новое произведение? (О Родине) Что такое Родина?

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. (На слайде 5 лексическое значение слова).

- Как называется наша Родина, наша страна? (Россия, Российская Федерация – страна, в которой мы живём. Это БОЛЬШАЯ РОДИНА)

А слышал ли кто из Вас такое словосочетание: МАЛАЯ РОДИНА?

Что оно означает? (Место, где мы родились, где живут наши родители, наш посёлок, улица, дом.

- Как вы думаете, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились? (Предположения детей)

- Может заголовок что-то подскажет? (Возможно).

Может быть прочитав и проанализировав произведение мы поймём, о какой Родине идёт речь. Согласны?

- Итак, мы будем читать произведение о Родине. Оно так и будет называться

- Кто же автор этого произведения о Родине? Попробуйте предположить. Кто писал о Родине, о природе? (Борис Житков, Евгений Чарушин, Виталий Бианки, Константин Паустовский, Виктор Астафьев, М. Пришвин, Николай Сладков, Эдуард Шим)

- Фамилию этого писателя вы узнаете, разгадав небольшой кроссворд. Речь пойдёт о произведениях, которые мы недавно читали. Вы должны не просто отгадать автора произведения, но и правильно найти его портрет. Он будет убираться, и в результате останется догадайтесь, что? Правильно, портрет автора нашего произведения. (В ходе отгадывания заполняется кроссворд и убирается с доски портрет данного автора, в конце должен остаться только один портрет - Пришвина). Слайды -

Известный дедушка – баснописец. (Крылов Иван Андреевич)

Читайте также: