Письмо великої букви ч конспект уроку
Обновлено: 07.07.2024
3. Учиться навыкам безошибочного списывания.
4. Обогащать словарный запас учащихся.
5. Закреплять знания о многозначных словах, учить различать лексическое значение многозначных слов.
6. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание, память, усидчивость, трудолюбие.
7. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, любовь к предмету.
- развивать умение извлекать информацию из текста,
- различать лексическое значение многозначных слов,
- анализировать слова с точки зрения звукового состава.
- вступать в речевое общение,
- развивать умение слушать и понимать других.
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
-овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Оборудование: карточки с напечатанным предложением, набор смайликов для оценки своего настроения конце урока.
Ресурсы: компьютер, проектор, доска, презентация к уроку, прописи и письменные принадлежности учащихся, клей- карандаш.
Тип урока: изучение нового материала.
А почему к нам пришла белочка? Что слышите в слове? (ч)
5. Тогда давайте посмотрим, как она выглядит. Откройте прописи на стр.6. Включаю проектор, отсканированная страница прописи на доске. – Какие знакомые элементы видите? ( Прямая наклонная линия, качалочка, крючок до середины). – А что напоминает эта буква из математики? ( Цифру 7). – Давайте вспомним, как мы называли изогнутый элемент, когда учились писать цифру 7? ( дужка). Итак, здесь 3 основных элемента. Показать. (Слайд №1).
- А теперь прокомментируйте, как писать букву ч. А я под этот комментарий попробую её написать на доске.
( Ставлю точку в верхней 1/3 части на рабочей строке, по наклонной поднимаюсь вверх до верхней линии рабочей строки, выписываю дужку на 1/3 часть, без поворота ручки провожу прямую наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки, качалочка, крючок до середины).
- А теперь вы под мой комментарий будете писать первую букву, написанную пунктиром. ( Комментирую, учащиеся записывают)- 2 буквы, а остальные обводят самостоятельно и дописывают строку до конца.
- Что вы видите на рисунке? (Чучело).
- Верно. Слово это многозначное:1. Подобие человека, сделанное из соломы( как на Масленицу- чучело зимы), старой одежды, тряпья в виде куклы. Это то, что мы видим в прописи. 2. Точная копия, воспроизводящая облик зверя или птицы, шкура или кожа, набитая чем –либо. Примером может служить наша белочка. Это чучело белки. Белка к какому классу животных относится? (Звери) Отличительный признак? (наличие шерсти).
- Что за слово написано сверху? (Чучело).
- Сколько слогов в слове? (3). Назовите первый? (Чу). Один ученик выходит к доске и выставляет схему слога. Обратить внимание! Ч – всегда мягкий. Гласные верхнего ряда бессильны. Назовите второй слог? (че). На доске схема второго слога. Третий слог? (ло). Схема. Определяем слог ударный. Учащиеся в процессе этой работы раскрашивают схему в прописи.
Физминутка. « Точка, точка, запятая. Вышла рожица смешная
Ручки, ножки, огуречик
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе!
Мы его нарисовали
Мы с вами песенку спели, а встретились ли в ней слова с изучаемым звуком? - Назовите. ( Точка, огуречик, человечек, ручки). Молодцы, услышали.Переворачиваю доску. Там из букв разрезной азбуки составлены слова: грива, часок, чурка, числа.
- Какое задание у нас впереди? (Анаграммы). Нужно в словах переставить буквы так, чтобы получились новые слова.
с оздание условий для формирования умения писать заглавную букву Ч, слова и предложения с изученной буквой.
• учить писать заглавную букву Ч по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученной буквой;
• закреплять графические навыки письма изученных букв;
• развивать мелкую мотор ику, фонематический слух;
• в оспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности
Планируемые результаты
• умение преодолевать посильные трудности
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
• общение и взаимодействие друг с другом
• уметь писать заглавную и строчную буквы Ч, ч, слова с ними, списывать без ошибок с письменного и печатного шрифта
Межпредметные связи
-дополнительные
Пропись № 3 В.Г.Горецкого, Н.А.Федосовой – М.: Просвещение
Организация пространства
Фронтальная, парная и групповая работа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный
Проверка готовности к уроку.
Мы – умные, мы – дружные,
Мы в 1 классе учимся,
Все у нас получится.
- А что у нас получится?
Красиво и правильно писать буквы, слова и предложения.
2. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на картинки. (Слайд 1)
Черепаха и червяк,
Чайка, чучело, чердак,
Бой часов и чашка чая –
Что везде ты замечаешь?
- Что вы о нем знаете?
- Сможем ли мы записать это слово в тетрадь?
- Так какая же тема нашего урока?
Во всех словах есть звук [ч’].
Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий, обозначается буквой ч.
Нет. Мы еще не умеем писать заглавную букву Ч.
Письмо заглавной буквы Ч.
3. Открытие нового знания.
- Откройте Пропись с. 29
- Из каких элементов состоит заглавная буква Ч? На какую букву она похожа?
- Посмотрите, как пишется буква. (Слайд 4)
- Напишите заглавную букву Ч в прописи. Напишите слоги Ча, Чу, Чи.
- Рассмотрите схему слова Чук. Сколько слогов, букв и звуков в слове?
Буква Ч состоит из двух элементов: наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.
Обводят элементы буквы.
Прописывают заглавную букву Ч, слоги.
Проводят звуко-буквенный анализ. Прописывают слово.
4. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
Выполнение движений вслед за учителем.
5. Закрепление знаний о предложении
- Что дальше написано?
- Почему вы так решили?
- Почему еще два слова написаны с большой буквы?
- Вы встречались с такими именами?
Детский писатель Аркадий Петрович Гайдар написал очень интересный рассказ про двух братьев.
Чук и Гек вместе с мамой живут в Москве. Приходит от отца, работающего в тайге начальником разведовательно-геологической станции, телеграмма. Он приглашает всех в гости. Мальчики уговаривают маму поехать. Она соглашается и идёт за билетами. В это время приносят ещё одну телеграмму, но дети утаивают её от матери, так как Гек по неосторожности выбрасывает коробочку, в которой она лежала.
Когда поезд подъехал к станции, мама была удивлена, что их никто не встречал, ведь она давала телеграмму. Ямщик соглашается довести за сто рублей.
База, где должен быть отец, пуста, все ушли в тайгу. Трудно было в первый раз в тайге, но все справились и дождались возвращения экспедиции накануне Нового года. Стояла красивая елка, Гек читал свои стихи, Чук танцевал, все под бой курантов друг другу желали счастья!
• закреплять графические навыки письма изученных букв;
• развивать мелкую моторику, фонематический слух;
• воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности
Пропись № 3 В.Г.Горецкого, Н.А.Федосовой – М.: Просвещение
1.Организационный
Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место.
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись от души-
До чего ж мы хороши!
-Ребята, с каким настроением начнём урок? У вас на партах знаки-настроения, покажите мне, какой вы выбрали, почему?
2. Постановка целей и определение темы урока.
- Что мы уже знаем про эту букву? (обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук)
- Зачем она нужна в русском языке? (Писать имена собственные, начало предложения)
- Так какая же тема нашего урока?
3. Работа по теме урока
- Откройте Пропись с. 29
- Из каких элементов состоит заглавная буква Ч? На какую букву она похожа?
- Посмотрите, как пишется буква. (Слайд 4)
- Напишите заглавную букву Ч в прописи. Напишите слоги Ча, Чу, Чи.
- Рассмотрите схему слова Чук. Сколько слогов, букв и звуков в слове?
Буква Ч состоит из двух элементов: наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.
Обводят элементы буквы.
5.Подготовка к работе:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
- Обведите элементы заглавной – самой главной буквы Ч, бордюрчик и продолжите его до конца строки.
- Пропишите в воздухе еще раз.
6. Начало работы по хлопку.
-На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч?
- А чем отличается?
- Запишите слоги Ча, Чу, Чи.
- С какими гласными буквами пишутся слоги Ча, Чу?
- Запишите слово с этим буквосочетанием. (Чук)
- Сколько слогов в этом слове?
- Что нам дают первые два звука?
- Какой первый звук?
- Какой последний звук?
(О Чуке и Геке написана книга.)
- Сколько в нем слов?
- Назовите слова, которые написаны с большой буквы.
- Какой знак стоит в конце предложения?
- Запишите предложение по образцу.
7. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
И работать продолжаем.
Выполнение движений вслед за учителем.
8. Продолжение работы по теме урока
- Ниже на нашей страничке написана печатными буквами пословица. Давайте ее прочитаем.
- А теперь напишите ее прописными буквами.
Находят рабочую строку и по образцу записывают предложение.
Списывают правильно с печатного текста.
9. Рефлексивно-оценочный
- - Наш урок подошел к концу. Покажите свое настроение в конце урока (делается вывод – изменилось ли настроение у детей и как).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Письмо заглавной и строчной буквы Ч.docx
Цель урока: Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы ч Ч, слова и предложения с изученными буквами
• Сформировать в памяти учащихся чёткий зрительно-двигательный образ строчной и заглавной букв ч Ч.
• Научить писать строчную и заглавную буквы ч Ч по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученными буквами.
• Закрепить графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки письма.
• Содействовать развитию моторики, фонематического слуха.
• Развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность через решение заданий с буквами.
• Развивать коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные УУД.
• Воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивой познавательной мотивации.
1.Организационный момент.
Эмоциональное вхождение в урок.
Дети становятся в круг, касаются друг с другом ладошками и произносят:
- Желаю успеха большого во всём тебе и себе!
На партах лежат смайлики.
- Ребята, покажите смайликами своё настроение.
Дети показывают своё настроение смайликами.
2.Актуализация знаний
- Я задаю вам вопросы, а вы сигнализируете ручками: да или нет.
- Итак, начнём. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы? (да)
- В конце предложения ставятся знаки препинания: точка, восклицательный знак или вопросительный знак? (да)
- После мягкого согласного пишутся буквы: я, е, ё, и, ю? (да)
- Имена людей пишутся со строчной буквы? (нет)
- Звуки (ж) – (ш) – всегда мягкие? (нет)
- Звуки бывают гласные и согласные? (да)
- Согласные бывают твердые и мягкие? (да)
- Звук ч всегда мягкий? (да)
3.Формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока
– Чародейка буква ч хочет познакомить вас со своими друзьями – гномами. Они маленькие и очень добрые человечки. Всех, кто попадает к ним в гости, они уменьшают.
– Уменьшите предметы: рука – ручка; река – речка; туча – тучка; лиса – лисичка; сестра – сестричка.
– Какая буква помогла уменьшить предметы?
– Чтобы оказаться в стране гномов, нам надо произнести свои имена ласково. (Лена – Леночка, Вова – Вовочка.)
– Какая буква нам понадобилась?
- Какова тема нашего урока? (Значит, мы будем знакомиться с прописными буквами Ч ч.)
- Чему мы будем учиться? (Научиться писать буквы Ч ч.)
- Для чего вы будете учиться писать буквы Ч ч? (писать слова, буквосочетания, предложения с этими буквами )
- Молодцы! Вы верно определили тему урока.
- Где можно узнать, как выглядит буква ч? (Посмотреть впрописи)
Дети находят букву ч в алфавите и рассматривают её.
4.Физминутка.
5.Открытие новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.
- Почтальон принес нам письма, но там перепутались элементы разных букв. Кто поможет их восстановить? (элементы на доске: короткая линия с закруглением внизу вправо, провисающая линия и другие элементы. (Пара ребят выходит к доске и собирает букву ч из элементов). Остальные на карточках в парах ( карточки в приложении ).
- Из скольких элементов состоит заглавная буква ч?
- Начинаем писать заглавную букву ч в прописях. Вспомните правила посадки при письме, сядьте правильно.
- Откройте пропись на странице 34 , положите правильно пропись, вспомните стихотворение и расскажите хором. (Я тетрадь свою открою, уголочком положу. Я от вас скрывать не стану: ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь)
- я на доске, вы - в воздухе. Пропишите заглавную букву ч на первых двух строчках.
Возьмите карандашик и подчеркните самую красивую букву ч. Похвалите себя за успех
- Посмотрите на следующие две строчки. Почему эти слова пишутся с заглавной буквы? Как мы можем объединить эти слова? Немного попутешествуем. Посмотрите на достопримечательности этих городов. Чему мы сейчас будем учиться?
6. Физминутка.
- Посмотрите на буквы (на слайде запись букв: О, р, С, о, Р, Ч, М, с, м.)
- Какое задание могли бы вы предложить? (Можно соединить буквы парами: заглавная и строчная)
- Соедините! У доски
- Какая буква осталась без пары? (буква ч)
- У заглавной буквы ч есть пара? (есть)
-Как и где узнать? ( Посмотреть в прописях.)
- Рассмотрите строчную букву Ч.
- Из каких элементов она состоит? (короткая линия с закруглением вверху и внизу, длинная линия с закруглением внизу вправо)
- Я прописываю на доске строчную букву Ч, а вы пропишите в воздухе и в прописях на стр.35.
( Прописывают букву Ч в прописях)
- Найдите в своих прописях самую красивую букву и подчеркните её. Похвалите себя, у вас получилось написать новую букву
– Запишите слоги ча, чу. Подберите слова, в которых пишутся данные буквосочетания. Запишите слова по образцу. Какие предложения можно составить с этими словами?
7. Самостоятельная работа. Первичное закрепление
8. Самостоятельная работа с предложениями на стр. 34-35 по выбору.
- Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ].
Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса!
- Назовите слова, которые начинаются с буквы ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали. Прочитайте на слайде.
(чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса) если останется время.
9. Рефлексия деятельности. Самооценка.
- Давайте вернёмся к целям и задачам нашего урока.
- Чему мы должны были научиться?
- У нас это получилось?
- Для чего мы учились писать буквы ч, Ч? (Участвуют в диалоге с учителем.)
- Как чувствовали себя на уроке:
Кому было трудно?
У кого были затруднения?
Кому всё было понятно?
Ребята анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.
Итог урока подводят по схеме: я узнал…, , я научился….
- С каким настроением уходите с урока? (показывают своё настроение смайликами)
Читайте также: