Письмо великої букви ч конспект уроку

Обновлено: 07.07.2024

3. Учиться навыкам безошибочного списывания.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Закреплять знания о многозначных словах, учить различать лексическое значение многозначных слов.

6. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание, память, усидчивость, трудолюбие.

7. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, любовь к предмету.

- развивать умение извлекать информацию из текста,

- различать лексическое значение многозначных слов,

- анализировать слова с точки зрения звукового состава.

- вступать в речевое общение,

- развивать умение слушать и понимать других.

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

-овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Оборудование: карточки с напечатанным предложением, набор смайликов для оценки своего настроения конце урока.

Ресурсы: компьютер, проектор, доска, презентация к уроку, прописи и письменные принадлежности учащихся, клей- карандаш.

Тип урока: изучение нового материала.

А почему к нам пришла белочка? Что слышите в слове? (ч)

5. Тогда давайте посмотрим, как она выглядит. Откройте прописи на стр.6. Включаю проектор, отсканированная страница прописи на доске. – Какие знакомые элементы видите? ( Прямая наклонная линия, качалочка, крючок до середины). – А что напоминает эта буква из математики? ( Цифру 7). – Давайте вспомним, как мы называли изогнутый элемент, когда учились писать цифру 7? ( дужка). Итак, здесь 3 основных элемента. Показать. (Слайд №1).

- А теперь прокомментируйте, как писать букву ч. А я под этот комментарий попробую её написать на доске.

( Ставлю точку в верхней 1/3 части на рабочей строке, по наклонной поднимаюсь вверх до верхней линии рабочей строки, выписываю дужку на 1/3 часть, без поворота ручки провожу прямую наклонную линию вниз до нижней линии рабочей строки, качалочка, крючок до середины).

- А теперь вы под мой комментарий будете писать первую букву, написанную пунктиром. ( Комментирую, учащиеся записывают)- 2 буквы, а остальные обводят самостоятельно и дописывают строку до конца.

- Что вы видите на рисунке? (Чучело).

- Верно. Слово это многозначное:1. Подобие человека, сделанное из соломы( как на Масленицу- чучело зимы), старой одежды, тряпья в виде куклы. Это то, что мы видим в прописи. 2. Точная копия, воспроизводящая облик зверя или птицы, шкура или кожа, набитая чем –либо. Примером может служить наша белочка. Это чучело белки. Белка к какому классу животных относится? (Звери) Отличительный признак? (наличие шерсти).

- Что за слово написано сверху? (Чучело).

- Сколько слогов в слове? (3). Назовите первый? (Чу). Один ученик выходит к доске и выставляет схему слога. Обратить внимание! Ч – всегда мягкий. Гласные верхнего ряда бессильны. Назовите второй слог? (че). На доске схема второго слога. Третий слог? (ло). Схема. Определяем слог ударный. Учащиеся в процессе этой работы раскрашивают схему в прописи.

Физминутка. « Точка, точка, запятая. Вышла рожица смешная

Ручки, ножки, огуречик

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе!

Мы его нарисовали

Мы с вами песенку спели, а встретились ли в ней слова с изучаемым звуком? - Назовите. ( Точка, огуречик, человечек, ручки). Молодцы, услышали.Переворачиваю доску. Там из букв разрезной азбуки составлены слова: грива, часок, чурка, числа.

- Какое задание у нас впереди? (Анаграммы). Нужно в словах переставить буквы так, чтобы получились новые слова.

с оздание условий для формирования умения писать заглавную букву Ч, слова и предложения с изученной буквой.

• учить писать заглавную букву Ч по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученной буквой;

• закреплять графические навыки письма изученных букв;

• развивать мелкую мотор ику, фонематический слух;

• в оспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности

Планируемые результаты

• умение преодолевать посильные трудности

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

• общение и взаимодействие друг с другом

• уметь писать заглавную и строчную буквы Ч, ч, слова с ними, списывать без ошибок с письменного и печатного шрифта

Межпредметные связи

-дополнительные

Пропись № 3 В.Г.Горецкого, Н.А.Федосовой – М.: Просвещение

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный

Проверка готовности к уроку.

Мы – умные, мы – дружные,

Мы в 1 классе учимся,

Все у нас получится.

- А что у нас получится?

Красиво и правильно писать буквы, слова и предложения.

2. Постановка учебной задачи.

- Посмотрите на картинки. (Слайд 1)

Черепаха и червяк,

Чайка, чучело, чердак,

Бой часов и чашка чая –

Что везде ты замечаешь?

- Что вы о нем знаете?

- Сможем ли мы записать это слово в тетрадь?

- Так какая же тема нашего урока?

Во всех словах есть звук [ч’].

Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий, обозначается буквой ч.

Нет. Мы еще не умеем писать заглавную букву Ч.

Письмо заглавной буквы Ч.

3. Открытие нового знания.

- Откройте Пропись с. 29

- Из каких элементов состоит заглавная буква Ч? На какую букву она похожа?

- Посмотрите, как пишется буква. (Слайд 4)

- Напишите заглавную букву Ч в прописи. Напишите слоги Ча, Чу, Чи.

- Рассмотрите схему слова Чук. Сколько слогов, букв и звуков в слове?

Буква Ч состоит из двух элементов: наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.

Обводят элементы буквы.

Прописывают заглавную букву Ч, слоги.

Проводят звуко-буквенный анализ. Прописывают слово.

4. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

Выполнение движений вслед за учителем.

5. Закрепление знаний о предложении

- Что дальше написано?

- Почему вы так решили?

- Почему еще два слова написаны с большой буквы?

- Вы встречались с такими именами?

Детский писатель Аркадий Петрович Гайдар написал очень интересный рассказ про двух братьев.

Чук и Гек вместе с мамой живут в Москве. Приходит от отца, работающего в тайге начальником разведовательно-геологической станции, телеграмма. Он приглашает всех в гости. Мальчики уговаривают маму поехать. Она соглашается и идёт за билетами. В это время приносят ещё одну телеграмму, но дети утаивают её от матери, так как Гек по неосторожности выбрасывает коробочку, в которой она лежала.

Когда поезд подъехал к станции, мама была удивлена, что их никто не встречал, ведь она давала телеграмму. Ямщик соглашается довести за сто рублей.
База, где должен быть отец, пуста, все ушли в тайгу. Трудно было в первый раз в тайге, но все справились и дождались возвращения экспедиции накануне Нового года. Стояла красивая елка, Гек читал свои стихи, Чук танцевал, все под бой курантов друг другу желали счастья!

• закреплять графические навыки письма изученных букв;

• развивать мелкую моторику, фонематический слух;

• воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности

Пропись № 3 В.Г.Горецкого, Н.А.Федосовой – М.: Просвещение

1.Организационный

Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место.

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись от души-

До чего ж мы хороши!

-Ребята, с каким настроением начнём урок? У вас на партах знаки-настроения, покажите мне, какой вы выбрали, почему?


2. Постановка целей и определение темы урока.

- Что мы уже знаем про эту букву? (обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук)

- Зачем она нужна в русском языке? (Писать имена собственные, начало предложения)

- Так какая же тема нашего урока?

3. Работа по теме урока

- Откройте Пропись с. 29

- Из каких элементов состоит заглавная буква Ч? На какую букву она похожа?

- Посмотрите, как пишется буква. (Слайд 4)

- Напишите заглавную букву Ч в прописи. Напишите слоги Ча, Чу, Чи.

- Рассмотрите схему слова Чук. Сколько слогов, букв и звуков в слове?

Буква Ч состоит из двух элементов: наклонная с закруглением вверху влево и внизу вправо и наклонная с закруглением внизу вправо.

Обводят элементы буквы.

5.Подготовка к работе:

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.

- Обведите элементы заглавной – самой главной буквы Ч, бордюрчик и продолжите его до конца строки.

- Пропишите в воздухе еще раз.

6. Начало работы по хлопку.

-На какую букву похожа прописная заглавная буква Ч?

- А чем отличается?

- Запишите слоги Ча, Чу, Чи.

- С какими гласными буквами пишутся слоги Ча, Чу?

- Запишите слово с этим буквосочетанием. (Чук)

- Сколько слогов в этом слове?

- Что нам дают первые два звука?

- Какой первый звук?

- Какой последний звук?

(О Чуке и Геке написана книга.)

- Сколько в нем слов?

- Назовите слова, которые написаны с большой буквы.

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Запишите предложение по образцу.

7. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

Выполнение движений вслед за учителем.

8. Продолжение работы по теме урока

- Ниже на нашей страничке написана печатными буквами пословица. Давайте ее прочитаем.

- А теперь напишите ее прописными буквами.

Находят рабочую строку и по образцу записывают предложение.

Списывают правильно с печатного текста.

9. Рефлексивно-оценочный

- - Наш урок подошел к концу. Покажите свое настроение в конце урока (делается вывод – изменилось ли настроение у детей и как).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Письмо заглавной и строчной буквы Ч.docx

Цель урока: Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы ч Ч, слова и предложения с изученными буквами

• Сформировать в памяти учащихся чёткий зрительно-двигательный образ строчной и заглавной букв ч Ч.

• Научить писать строчную и заглавную буквы ч Ч по алгоритму и соединять с буквами; писать слова с изученными буквами.

• Закрепить графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки письма.

• Содействовать развитию моторики, фонематического слуха.

• Развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность через решение заданий с буквами.

• Развивать коммуникативные, личностные, регулятивные и познавательные УУД.

• Воспитывать позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивой познавательной мотивации.

1.Организационный момент.

Эмоциональное вхождение в урок.

Дети становятся в круг, касаются друг с другом ладошками и произносят:

- Желаю успеха большого во всём тебе и себе!

На партах лежат смайлики.

- Ребята, покажите смайликами своё настроение.

Дети показывают своё настроение смайликами.

2.Актуализация знаний

- Я задаю вам вопросы, а вы сигнализируете ручками: да или нет.

- Итак, начнём. Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы? (да)

- В конце предложения ставятся знаки препинания: точка, восклицательный знак или вопросительный знак? (да)

- После мягкого согласного пишутся буквы: я, е, ё, и, ю? (да)

- Имена людей пишутся со строчной буквы? (нет)

- Звуки (ж) – (ш) – всегда мягкие? (нет)

- Звуки бывают гласные и согласные? (да)

- Согласные бывают твердые и мягкие? (да)

- Звук ч всегда мягкий? (да)

3.Формулировка темы урока. Постановка цели и задач урока

– Чародейка буква ч хочет познакомить вас со своими друзьями – гномами. Они маленькие и очень добрые человечки. Всех, кто попадает к ним в гости, они уменьшают.

– Уменьшите предметы: рука – ручка; река – речка; туча – тучка; лиса – лисичка; сестра – сестричка.

– Какая буква помогла уменьшить предметы?

– Чтобы оказаться в стране гномов, нам надо произнести свои имена ласково. (Лена – Леночка, Вова – Вовочка.)

– Какая буква нам понадобилась?

- Какова тема нашего урока? (Значит, мы будем знакомиться с прописными буквами Ч ч.)

- Чему мы будем учиться? (Научиться писать буквы Ч ч.)

- Для чего вы будете учиться писать буквы Ч ч? (писать слова, буквосочетания, предложения с этими буквами )

- Молодцы! Вы верно определили тему урока.

- Где можно узнать, как выглядит буква ч? (Посмотреть впрописи)

Дети находят букву ч в алфавите и рассматривают её.

4.Физминутка.

5.Открытие новых знаний. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

- Почтальон принес нам письма, но там перепутались элементы разных букв. Кто поможет их восстановить? (элементы на доске: короткая линия с закруглением внизу вправо, провисающая линия и другие элементы. (Пара ребят выходит к доске и собирает букву ч из элементов). Остальные на карточках в парах ( карточки в приложении ).

- Из скольких элементов состоит заглавная буква ч?

- Начинаем писать заглавную букву ч в прописях. Вспомните правила посадки при письме, сядьте правильно.

- Откройте пропись на странице 34 , положите правильно пропись, вспомните стихотворение и расскажите хором. (Я тетрадь свою открою, уголочком положу. Я от вас скрывать не стану: ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь)

- я на доске, вы - в воздухе. Пропишите заглавную букву ч на первых двух строчках.

Возьмите карандашик и подчеркните самую красивую букву ч. Похвалите себя за успех

- Посмотрите на следующие две строчки. Почему эти слова пишутся с заглавной буквы? Как мы можем объединить эти слова? Немного попутешествуем. Посмотрите на достопримечательности этих городов. Чему мы сейчас будем учиться?

6. Физминутка.

- Посмотрите на буквы (на слайде запись букв: О, р, С, о, Р, Ч, М, с, м.)

- Какое задание могли бы вы предложить? (Можно соединить буквы парами: заглавная и строчная)

- Соедините! У доски

- Какая буква осталась без пары? (буква ч)

- У заглавной буквы ч есть пара? (есть)

-Как и где узнать? ( Посмотреть в прописях.)

- Рассмотрите строчную букву Ч.

- Из каких элементов она состоит? (короткая линия с закруглением вверху и внизу, длинная линия с закруглением внизу вправо)

- Я прописываю на доске строчную букву Ч, а вы пропишите в воздухе и в прописях на стр.35.

( Прописывают букву Ч в прописях)

- Найдите в своих прописях самую красивую букву и подчеркните её. Похвалите себя, у вас получилось написать новую букву

– Запишите слоги ча, чу. Подберите слова, в которых пишутся данные буквосочетания. Запишите слова по образцу. Какие предложения можно составить с этими словами?

7. Самостоятельная работа. Первичное закрепление

8. Самостоятельная работа с предложениями на стр. 34-35 по выбору.

- Послушайте рассказ Г. Юдина и запомните слова со звуком [ ч ].

Я знаю, что чайки живут около моря, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном чулане живёт какое – то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колёсиков и винтиков, там нет. Кто же там так тикает? Чудеса!

- Назовите слова, которые начинаются с буквы ч. Давайте проверим, все ли слова вы назвали. Прочитайте на слайде.

(чайки, чабаны, чайники, черепахи, червяки, чучело, чиж, чердак, чемодан, чёрный чулан, чудовище, чешется и чихает, часы, чудеса) если останется время.

9. Рефлексия деятельности. Самооценка.

- Давайте вернёмся к целям и задачам нашего урока.

- Чему мы должны были научиться?

- У нас это получилось?

- Для чего мы учились писать буквы ч, Ч? (Участвуют в диалоге с учителем.)

- Как чувствовали себя на уроке:

Кому было трудно?

У кого были затруднения?

Кому всё было понятно?

Ребята анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения.

Итог урока подводят по схеме: я узнал…, , я научился….

- С каким настроением уходите с урока? (показывают своё настроение смайликами)

Читайте также: