Какие бывают источники доходов 8 класс финансовая грамотность конспект

Обновлено: 05.07.2024

Сезон отпусков позади, а значит, пора прибраться в своем собственном кошельке и начать вести учёт собственных финансов, если раньше вы об этом не задумались.

Как вы знаете, средства или бюджет каждого человека либо отдельно взятой семьи можно разделить на три основные категории: доходы, расходы и сбережения. Хорошо ли вы их различаете? Давайте разберёмся.

Что такое доходы и расходы

К доходам относятся все положительные финансовые потоки, например, заработная плата (по основному месту работы, по совместительству), премиальные (в том числе по итогам работы за год), проценты от вкладов и инвестиций, доход от сдачи имущества в аренду и другие виды доходов.

Расходы — это все отрицательные финансовые потоки, которые можно классифицировать по разным признакам.

1. По постоянству:

  • регулярные или постоянные платежи;
  • разовые платежи (возникающие незапланированно).

2. По времени возникновения:

  • ежемесячные;
  • ежеквартальные;
  • ежегодные.

3. По необходимости:

Следует отметить, что эта классификация очень вольная, а значит, её не стоит принимать за единственно верную, поскольку каждый может определять и учитывать свои расходы так, как ему удобно. Например, коммунальные расходы являются регулярными, ежемесячными и обязательными, а расходы на билеты в кино или театр будут скорее разовыми и добровольными.

Бюджет и его разновидности

Самое главное, чтобы все доходы и расходы чётко и систематически учитывались — это позволит проследить, как формируется бюджет (особенно если учёт ведётся несколько месяцев), а также сформировать накопления и поставить финансовые цели на будущее.

При формировании бюджета возможны три ситуации:

    Доходы меньше расходов. Тогда возникает потребность в заёмных средствах, и людям приходится брать деньги в долг или в кредит.

Стоит стремиться именно к третьей модели, но если ваши расходы больше доходов, то необходимо сначала их уравнять.

В этом вам поможет постоянный и систематический учёт своих денег, для чего подойдёт любая таблица, сделанная на компьютере или обычном листе бумаги. В одной графе учитывайте все источники своих доходов, а в другой — все источники своих расходов. Самое главное — делать это регулярно, лучше всего — каждый день.

Способы учёта собственных средств

Необходимо одновременно учитывать как доходы, так и расходы, причём самый лучший вариант — когда учитываются все возможные источники и направления.

Вы можете вести простейшую таблицу, состоящую из двух больших граф (доходы, расходы), куда будете заносить все фактически полученные и потраченные деньги.

Пример таблицы с данными по Доходам и расходам

Из этого примера видно, что доходы превышают расходы на 2 000,00 руб. Эти деньги можно потратить на незапланированную покупку, отложить на следующий месяц или вложить, например, на депозит в банке. Но при этом не видно, на что именно были потрачены деньги, какой был дополнительный доход, насколько эти суммы отличаются от запланированных.

Например, к дополнительным доходам может относиться работа по совместительству или разовому договору, продажа вещей (например, детская одежда, из которой ребёнок уже вырос), выигрыши в лотереях или конкурсах, денежные подарки. Многие забывают учитывать эти суммы либо считают их несущественными. Именно такие случаи могут исказить собственное представление о положении личных финансов. Направления расходования рекомендуется описывать максимально подробно. Например, к коммунальным платежам относится оплата воды, тепла, электроэнергии, связь может подразделяться на домашнюю, мобильную и интернет, транспортные услуги могут включать как расходы на собственный автомобиль, так и стоимость состоявшихся поездок на общественном транспорте, и так далее.

Рекомендации по ведению и планированию бюджета

Составьте такую таблицу прямо сейчас, причём неважно, в каком формате — можно нарисовать ее от руки на листе А4, составить таблицу в обычной тетради в клеточку или электронную таблицу в MS Excel — вы сами поймете, какой вариант для вас наиболее удобен и какие статьи следует добавить.

Чем подробнее вы составите такую таблицу, тем легче вам будет проанализировать свое финансовое положение: вы сможете увидеть, насколько больше или меньше вы потратили по сравнению с запланированными суммами, скорректировать план на следующий месяц, а при ведении такого учета ежемесячно — найти возможность сократить те или иные статьи расходов.

Запомните: нам нужно стремиться к профициту бюджета, когда доходы превышают расходы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторим Что такое инфляция ? Что такое гиперинфляция? Что такое реальный доход семьи?

Илья Петров скоро окончит 9-й класс и перейдёт в 10-й. Ему нравится заниматься хоккеем и плаванием, ещё он ходит в студию современного танца. Хотя большинство занятий бесплатные, но расходы семьи на увлечения Ильи всё равно растут (нужно обновлять экипировку для хоккея, оплачивать бассейн и различные поездки, связанные с выступлением танцевального коллектива).

Как можно повысить доходы семьи Ильи? От чего они могут зависеть?

Какие бывают источники доходов?

Какие бывают источники доходов?

возможные в нашей стране источники денежных поступлений: собственный заработок – вознаграждение за работу: • заработная плата; • премии; • социальный пакет от фирмы (обучение за счёт компании, бесплатный проезд или оплата расходов на бензин, бесплатное питание, предоставление жилья и т. д.); • грант для учёных и творческих работников; • доходы от самозанятости (получение оплаты за свой труд от заказчика, например изготовление макета буклета или прибыль индивидуального предпринимателя);

возможные в нашей стране источники денежных поступлений:

  • собственный заработок – вознаграждение за работу:

• социальный пакет от фирмы (обучение за счёт компании, бесплатный проезд или оплата расходов на бензин, бесплатное питание, предоставление жилья и т. д.);

• грант для учёных и творческих работников;

• доходы от самозанятости (получение оплаты за свой труд от заказчика, например изготовление макета буклета или прибыль индивидуального предпринимателя);

возможные в нашей стране источники денежных поступлений: 2) пособия разного рода: • социальные пособия по безработице, по болезни, по беременности для женщин; • пенсии для пожилых и инвалидов; • стипендии для учащихся; • помощь от благотворительных фондов;

возможные в нашей стране источники денежных поступлений:

2) пособия разного рода:

• социальные пособия по безработице, по болезни, по беременности для женщин;

• пенсии для пожилых и инвалидов;

• стипендии для учащихся;

• помощь от благотворительных фондов;

возможные в нашей стране источники денежных поступлений: 3) доходы от собственности: • дивиденды; • доходы от сдачи имущества в аренду; • проценты по депозиту;

возможные в нашей стране источники денежных поступлений:

3) доходы от собственности:

• доходы от сдачи имущества в аренду;

• проценты по депозиту;

возможные в нашей стране источники денежных поступлений: 4) прочие возможные доходы: • алименты; • возврат налогов; • подарки; • помощь родителей, супруга, детей; • приз, выигрыш; • наследство.

возможные в нашей стране источники денежных поступлений:

4) прочие возможные доходы:

• помощь родителей, супруга, детей;

Заработная плата Основной источник дохода большинства граждан нашей страны Это вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за труд .

Заработная плата

Основной источник дохода большинства граждан нашей страны

Это вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за труд .

Заработная плата Первыми получателями регулярной заработной платы можно считать солдат – наёмных воинов Римской империи.

Заработная плата

Первыми получателями регулярной заработной платы можно считать солдат – наёмных воинов Римской империи.

Заработная плата XX век внёс большие изменения и в представления о заработной плате, и в методы её начисления. Появились такие формы вознаграждения за труд, как: • участие в доходах фирмы; • отчисления на выплату работнику в будущем пенсии по старости; • оплата отпуска; • различные формы страхования (дополнительное медицинское страхование работников, страхование работников от травм, несчастных случаев и т. д.).

Заработная плата

XX век внёс большие изменения и в представления о заработной плате, и в методы её начисления. Появились такие формы вознаграждения за труд, как:

• участие в доходах фирмы;

• отчисления на выплату работнику в будущем пенсии по старости;

• различные формы страхования (дополнительное медицинское страхование работников, страхование работников от травм, несчастных случаев и т. д.).

белая зарплата это указанный в трудовом договоре официальный оклад, с которого будут уплачиваться все налоги и сборы. При белой заработной плате организация будет вам оплачивать: • официально установленное жалованье – оплата труда; • премии и компенсации; • надбавки (за стаж, учёную степень); • отпускные; • больничные – оплата дней, пропущенных по болезни .

белая зарплата

это указанный в трудовом договоре официальный оклад, с которого будут уплачиваться все налоги и сборы.

При белой заработной плате организация будет вам оплачивать:

• официально установленное жалованье – оплата труда;

• премии и компенсации;

• надбавки (за стаж, учёную степень);

• больничные – оплата дней, пропущенных по болезни .

серая зарплата

Ситуация Илья Петров скоро окончит 9-й класс и перейдёт в 10-й. Ему нравится заниматься хоккеем и плаванием, ещё он ходит в студию современного танца. Хотя большинство занятий бесплатные, но расходы семьи на увлечения Ильи всё равно растут (нужно обновлять экипировку для хоккея, оплачивать бассейн и различные поездки, связанные с выступлением танцевального коллектива). Вопрос Как можно повысить доходы семьи Ильи? От чего они могут зависеть?

Илья Петров скоро окончит 9-й класс и перейдёт в 10-й. Ему нравится заниматься хоккеем и плаванием, ещё он ходит в студию современного танца. Хотя большинство занятий бесплатные, но расходы семьи на увлечения Ильи всё равно растут (нужно обновлять экипировку для хоккея, оплачивать бассейн и различные поездки, связанные с выступлением танцевального коллектива).

Как можно повысить доходы семьи Ильи? От чего они могут зависеть?

Отвечаем на вопрос В данной ситуации необходимо выделить различные источники доходов семьи и подумать, как конкретно можно повысить отдельные виды доходов. Например, родители могут заниматься бизнесом или сдавать пустующую квартиру, или найти работу, где выдаются ежеквартальные премии и имеется дополнительная медицинская страховка, которая сократит расходы на лечение.

Отвечаем на вопрос

В данной ситуации необходимо выделить различные источники доходов семьи и подумать, как конкретно можно повысить отдельные виды доходов.

Например, родители могут заниматься бизнесом или сдавать пустующую квартиру, или найти работу, где выдаются ежеквартальные премии и имеется дополнительная медицинская страховка, которая сократит расходы на лечение.

1. На сегодняшний день существует много видов дохода.

2. Самым распространённым доходом для большинства граждан является заработная плата.

3. При устройстве на работу важно прочитать трудовой договор и прояснить все детали, касающиеся условий и оплаты труда.

Домашнее задание Ответить на вопрос: Какие способы заработка существуют для школьников в период летних каникул?

Домашнее задание

Ответить на вопрос:

Какие способы заработка существуют для школьников в период летних каникул?

ВложениеРазмер
gruppa_6.docx 81.89 КБ
prezentatsiyagruppa_6.pptx 2.1 МБ

Предварительный просмотр:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Злобина Татьяна Алексеевна

Родина Любовь Ивановна

Арженовскова Татьяна Ивановна

Тертышникова Марина Васильевна

Теплинская Елена Анатольевна

РМЦ Ростовской области

г. Ростов-на-Дону, 2017 г.

Место: слобода Кашары Ростовская область

Название образовательной организации: МБОУ Кашарская СОШ

Педагог: Злобина Т.А., учитель истории и обществознания

Учащиеся: класс 8

Название предмета: обществознание

Место занятия в логике реализации предмета: урок

Характеристика условий реализации проекта:

Вид деятельности учащихся: урочная деятельность

Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 2 /1

Тип занятия: урок предъявления новых знаний

Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: интерактивная доска, кейсы, презентация, калькулятор.

Методические материалы для учителя: Обществознание: учебная программа 5-9 классы общеобразовательных организаций. /Л.Н.Боголюбов. М.: Просвещение, 2014.

Для ученика: Учебник Обществознание. 8 кл. Л.Н.Боголюбов. М.: Просвещение, 2014.

Цели занятия: на занятии необходимо сформировать понимание того, что существует определённая взаимосвязь между доходами семьи и её структурой, с одной стороны, и уровнем благосостояния — с другой. Учащиеся в ходе занятия должны понять, что существуют дополнительные источники доходов и как следствие улучшения благосостояния семьи; рассчитывать личный и семейный доход, читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; определять и оценивать варианты повышения личного и семейного доходов.

Предметные образовательные результаты: достижение не менее 85 % учащимися следующих образовательных результатов:

Усвоение (применение) понятий по теме (структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, составление структуры доходов семьи на основе учебных ситуаций, близких к реальной жизни);

понимание и правильное использование экономических терминов; осмысление важности контроля доходов семьи; проведение простых финансовых расчётов; применение полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики;

Овладение предметными умениями:

Понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи; осмысление основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов семьи, о роли государства в экономике семьи; формирование социальной ответственности: оценка возможностей нахождения других источников доходов семьи.

Метапредметные образовательные результаты:

осознание себя как члена семьи, общества и государства; восприятие экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; понимание цели своих действий; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные характеристики и установки:

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

– устанавливать причинно-следственные связи между источниками доходов и благосостоянием семьи;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

–сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные доходы, расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей.

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Разделения учащихся на 4 группы с помощью карточек. Перед началом урока учащиеся и родители выбирают карточку с надписью фамилии семьи (Ивановы, Петровы, Сидоровы, Чижовы).

Учитель предлагает учащимся сформулировать проблему урока.

Учащиеся выдвигают свои гипотезы по проблемной теме.

  1. Выводы и предъявление результатов. Подведение итогов

Учащиеся слушают оценку своей деятельности экспертами, в лице родителей. Закрепляют материал. (приложение №2-5)

Презентация на тему Презентация урока по финансовой грамотности Какие бывают источники доходов 9 класс, предмет презентации: Разное. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 24 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Занятия бесплатные, а расходы семьи растут.Что делать?

Занятия бесплатные, а расходы семьи растут.
Что делать?

Управление денежными средствами семьиУрок 3 Какие бывают источники доходов

Управление денежными
средствами семьи

Урок 3 Какие бывают источники доходов
Финансовая грамотность
9 класс
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
г.Вилючинск

Цель урока:характеризовать структуру доходов населения, семьи, личных доходов, устанавливать различия между нимиЗадачи урока: устанавливать зависимость уровня благосостояния

Цель урока:
характеризовать структуру доходов населения, семьи, личных доходов, устанавливать различия между ними

Задачи урока:
устанавливать зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

План урока:Источники денежных поступлений.Зарплата – основной источник доходов.

Источники денежных поступлений.
Зарплата – основной источник доходов.

1 Источники денежных поступленийПодумай и запиши все известные источники доходов в нашей стране

1 Источники денежных поступлений

Подумай и запиши все известные источники доходов в нашей стране

1. зарплата2. премии3. приработок4. социальный пакет от фирмы5. грант для учёных и творческих работников6. доходы от самозанятости

1. зарплата
2. премии
3. приработок
4. социальный пакет от фирмы
5. грант для учёных и творческих работников
6. доходы от самозанятости

Собственный заработок - вознаграждение за работу

1. социальные пособия по безработице, по болезни, по беременности – для женщин2. пенсии для пожилых и инвалидов3.

1. социальные пособия по безработице, по болезни, по беременности – для женщин
2. пенсии для пожилых и инвалидов
3. стипендии для учащихся
4. помощь от благотворительных фондов

Пособия разного рода

Социальные пособия

Доходы от собственности1. дивиденды2. доходы от сдачи имущества в аренду3. проценты по депозит

Доходы от собственности

1. дивиденды
2. доходы от сдачи имущества в аренду
3. проценты по депозит

Собственность, приносящая доходАктив - это ресурс, находящийся в собственности человека, от которого в будущем ожидается экономическая выгода.Пассив

Собственность, приносящая доход

Актив - это ресурс, находящийся в собственности человека, от которого в будущем ожидается экономическая выгода.
Пассив - это обязательства, подлежащие выполнению.

Квартира, в которой вы живете, актив или пассив?Деньги, лежащие дома в сейфе, актив или пассив?Вывод: для того

Квартира, в которой вы живете, актив или пассив?
Деньги, лежащие дома в сейфе, актив или пассив?

Вывод: для того чтобы собственность приносила доход, её нужно превратить в доходный инструмент


Прочие возможные доходы 1. алименты

Прочие возможные доходы

1. алименты
2. помощь родителей, супруга, детей
3. возврат налогов
4. приз, выигрыш
5. подарки
6. наследство

По итогам 2017 г., среднедушевой денежный доход населения РФ составил 31477,4 р. Структура денежных доходов по источникам

По итогам 2017 г., среднедушевой денежный доход населения РФ составил 31477,4 р.

Структура денежных доходов по источникам поступления (в %):

Какой источник доходов является основным для граждан России?

2 Зарплата – основной источник доходов

первые получатели зарплаты - наёмные воины Римской империи
широкое распространение получила с приходом в Европу промышленной революции
система наёмного платного труда стала господствующей:
свободный человек по своей воле соглашается постоянно выполнять какие-то трудовые обязанности
за это ему устанавливается
регулярное денежное вознаграждение
- заработная плата

современная оплата наёмного труда не сводится к одной лишь заработной плате к ней добавляются такие формы

современная оплата наёмного труда не сводится к одной лишь заработной плате
к ней добавляются такие формы вознаграждения за труд, как:
участие в доходах фирмы
отчисление денег на выплату работнику в будущем пенсии по старости
оплата отпуска
оплата различных форм страхования (т. е. накопление денег для выплат самим работникам или их семьям в случае травмы, болезни или смерти)

оплата наёмного труда регулируется специальными законами. Эти законы устанавливают: минимальную величину месячной заработной платы (МРОТ) в

Условия получения зарплаты: устройство на работу и подписание специального соглашения - трудового договора внимательно читайте текст

Условия получения зарплаты:
устройство на работу и подписание специального соглашения - трудового договора
внимательно читайте текст договора: когда, сколько и за что вам будут платить, за что и как вас могут наказать и даже уволить с работы
невнимательность при подписании договора может стать причиной конфликта с работодателем
закон не разрешает наказывать работника за допущенную провинность денежным штрафом
исключение - если вы по небрежности испортили на работе какое-то имущество, вас вправе заставить возместить его стоимость

Сравним схемыЗарплата строго по закону30 000 рубВыплатить работнику+ 9 000 в пользу государства3 900Налог с работника в

Зарплата строго по закону

30 000 руб
Выплатить работнику

+ 9 000
в пользу государства

3 900
Налог с работника в пользу государства

Фирма отдала на оплату
39 000

Государство получило
12 900

Работник получил
26 100

10 000 руб
Выплатить работнику
легально

+ 3 000
в пользу государства

Фирма отдала на оплату
33 000

Государство получило
4 300

Работник получил
28 700

- 1 300
Налог с работника в пользу государства

Как решить проблему растущих расходов?

Как решить проблему растущих расходов?

Итоги урока:1. Существует большое количество видов дохода.2. В России самым распространённым доходом большин-ства граждан является заработная плата.3.

Читайте также: