Письмо буквы ж 1 класс конспект урока школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Цели: обучать правильному написанию буквы Ж, слияний, слов с буквой Ж; закреплять навыки правописания изученных букв, слияний, слов с этими буквами, навыки списывания с письменного и печатного текста, слогозвукового анализа; развивать мышление, фонематический слух, мелкую моторику рук; обогащать речь учащихся; воспитывать любознательность; прививать любовь к языку, природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учащиеся под руководством учителя выполняют упражнения из комплекса дыхательной гимнастики.

Цель упражнений: активизация деятельности мозга.

Комплекс дыхательной гимнастики

1. Сделать выдох.

2. Сделать вдох через нос (на счет 3).

3. Задержать воздух (на счет 3).

4. Выпустить воздух (на счет 3).

Упражнения выполнять 2-3 раза.

- Ваша задача - сформулировать тему урока. Я загадаю загадку, отгадка поможет вам обозначить тему урока.

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка.)

- А какая буква алфавита больше похожа на снежинку? (Буква Ж.)

Стала снежинка буквою Ж,

Солнце ее не растопит уже.

- Вот вы и отгадали загадку и, вероятно, догадались, какова тема урока. Мы научимся писать заглавную букву Ж, соединения и слова с ней. Цель урока - выучить букву, запомнить, как она пишется, научиться писать с ней слова; писать аккуратно, работать дружно.

III. Изучение нового материала.

Пальчиковая гимнастика

Перекатывание карандаша между пальцами одной руки.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

1. Работа в прописи.

После каждого выполненного задания к доске крепится бумажная снежинка.

- Что это значит? (Месяц ноябрь - последний месяц осени, предвестник зимы.)

1. Раскрашивание одежды мальчика, изображенного на рисунке, цветным карандашом.

- Как его назовем? (Женя.)

- Чем интересно это имя? (Слово начинается с буквы Ж.)

- Как пишутся имена? (Имена пишутся с большой буквы.)

2. Закрашивание заглавной печатной буквы Ж.

- В каких еще случаях будем использовать заглавную букву Ж? (Названия городов, улиц, деревень, рек, озер пишутся с заглавной буквы.)

3. Рассматривание буквы Ж в прописи.

- Элементы какой буквы есть в букве Ж? (Буквы С.)

5. Создание в памяти образа буквы, ощупывание буквы Ж из наждачной бумаги в направлении письма (15 раз) после демонстрации на доске.

6. Объяснение написания заглавной буквы Ж.

- Заглавную букву Ж начинаем писать ниже верхней строки, введем вверх, закругляем вправо, ведем вниз до нижней рабочей строки, чуть поднимаем над строкой.

7. Письмо по кальке (5-10 раз) под счет.

8. Самостоятельное письмо.

9. Письмо слогов-слияний.

- Какое правило надо помнить? (Жи пиши с буквой и.)

10. Слогозвуковой анализ слова. Показать схему.

- Какой первый? (Же.)

- Какой второй? (Ня.)

- Какой первый звук в 1-м слиянии? (Звук [ж].) -Охарактеризуйте звук [ж]. (Согласный, звонкий, всегда

твердый.) Как закрашиваем? (Синим цветом.)

Учитель обращает внимание учеников на написание заглавной буквы в имени.

12. Работа над предложением.

Работа над предложением строится по следующему плану:

Жучка - кличка собаки.

2) Объяснение написания.

3) Самостоятельное письмо.

- Назвать имя собственное. (Жучка.)

- Поставить в нем ударение. (Жучка.)

- Подчеркнуть все гласные. (Жучка.)

- Закружились снежинки. Высоко в небе над землей из водяных паров образуются крохотные льдинки - кристаллики. Медленно опускаясь, они начинают расти и превращаться в снежинки. Снежинки - это подарок, которым одаривает нас природа.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы танцуем день и ночь.

2. Работа в тетради.

1. Чтение и письмо предложения после объяснения. Рыжик - кличка кота.

- Отгадайте слово, запишите.

- Что интересного заметили? (Ответы учащихся.)

3. Работа по развитию речи.

Учитель демонстрирует учащимся иллюстрацию с изображением зимы.

- Закроем глаза и шепотом произнесем слово зима.

- Подышим морозным воздухом.

Дыхательная гимнастика

Вдох через нос, выдох через рот.

- Скрипит снег под ногами.

- Какое время года наступило? (Наступила зима.)

- Что произошло в природе? (Выпал снег.)

- Какой корень? (Ответы учащихся.)

- Что происходит в корне? (Чередование согласных в корне слова.)

- Какой бывает снег? (Белый, пушистый, легкий, скрипучий.)

- Итак, с приходом зимы к нам прилетают снежинки. Какие они? (Серебристые, ажурные, легкие, пушистые, кружевные.)

- Измените предложение. (Выпал пушистый снег.)

- Что делает снег? (Укрывает, падает, летает, кружится, укутывает.)

- Что снег сделал? (Он укрыл землю, укутал деревья, посеребрил ветки деревьев, засыпал дорожки.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: правописание заглавной буквой Ж. Сочетание жи-ши в словах.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по обучению письма заглавной буквы Ж.

формировать фонематический слух и учить грамотно писать на основе звуко-буквенного разбора;

формировать навык правильной посадки во время письма.

Познавательные:

содействовать развитию умения понимать модели и схемы, приведённые в тетради;

расширять кругозор учащихся;

расширять словарный запас детей.

Регулятивные:

содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

сравнивать написанные учеником буквы с предложенным образцом;

принимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Коммуникативные:

принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению.

создать условия для формирования положительного отношения к процессу письма.

Технология развивающего обучения.

Оборудование (Образовательные ресурсы):

Тетрадь для печатания.

№ этапа, название, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии к деятельности учителя и учащихся.

Образовательные ресурсы.

Организационный момент

Цель: мотивация к деятельности на уроке.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать необходимые знания учащихся для дальнейшей работы.

Работа в тетрадях для письма.

Создание проблемной ситуации.

а)показ учителем с объяснением

б)пробное письмо детьми

г)повторный показ учителем

Письмо соединения заглавной и строчной буков Жж.

б)соединение заглавной буквы Ж и строчными и, а, е

Подведение итогов.

-Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

А теперь настроимся на работу – протянем ладошки к новым знаниям.

Я сегодня много узнаю на уроке! Мне все понятно и легко!

Я всё хочу знать! Вокруг меня друзья, они помогут мне!

-Улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха.

-Сейчас мы с вами поиграем. Возьмите светофоры. Я буду говорить утверждение, а вы показываете зеленый, если согласны, и красный, если не согласны.

- Буквы бывают строчные и заглавные.

-Буквы мы произносим и слышим.

-Звуки пишем и видим.

-Имена и фамилии людей пишем со строчной буквы.

-Клички животных пишем с заглавной буквы.

-В слове Тома – 5 букв.

-Звук [ж] всегда мягкий

-Молодцы, ребята! Вы были внимательны!

-Ребята, откройте тетради для письма. Отступите от предыдущей работы 2 строки и поставьте точку.

-Ребята, посмотрите на первый ряд картинок.

-Запишите через запятую первые строчные буквы, с которых начинаются слова на картинках.

-Не забываем про посадку. Спинка ровная, ножки в пол, тетрадь под наклоном.

- Посмотрите на второй ряд картинок. Запишите на второй строчке через запятую первые строчные буквы, с которых начинаются слова на картинках.

-Не забываем про посадку. Спинка ровная, ножки в пол, тетрадь под наклоном.

-Давайте проверим буквы, которые вы написали. Прочитаем по цепочке.

-Посмотрите внимательно на записанные буквы. Вы что-нибудь заметили?

-Прочитай первое слово.

-Прочитай второе слово.

-Чем похожи эти слова?

-Правильно ли записаны слова? Почему?

А мы сможем написать эти слова? Почему?

-Тетради для письма поставьте на подставку, а пропись откройте на странице 17.

-Посмотрите на написание это буквы.

Сначала пишу туфельку балерины вверх до1/3 вверху, спускаюсь вниз по наклонной линии, ставлю руку на середину нижней рабочей строки, пишу закругление влево. Затем по написанному возвращаюсь до середины узкой строки, пишу соединительную линию вправо до середины нижней строки, пишу секретик, секретик прячу, пишу прямую наклонную палочку, возвращаюсь по написанному до середины узкой строки. Пишу соединительную линию до середины широкой строки, секретик ломаю. Опускаюсь вниз по наклонной линии и пишу туфельку балерины до середины строки.

-Пройдя по классу, я заметила ошибки.

-Посмотрите на доску. Какие ошибки?

-Посмотрите еще раз как нужно писать на полях.

-Ребята, посмотрите, ниже написано соединение заглавной и строчной буков ж.

-Пишу заглавную букву Ж туфельку балерины до середины рабочей строки, продолжаю до верхней строки соединяю со строчной буквой ж.

-Сначала напишите по пунктиру, а потом два раза на этой же строчке напишите соединение заглавной и строчной букв Жж.

-Посмотрите на 5 строчку сверху.

-Какие написаны слоги?-…, прочитай.

-Возьмите в руки ручки, напишите по одному разу эти слоги. Соблюдаем наклон букв. Не забываем про посадку.

-Ребята, посмотрите на 7 строчку. Давайте приготовимся читать слова.

-…, прочитай первое слово.

- Почему написано с большой буквы? Напишите его один раз на этой строчке. Проверь.

-Посмотрите на следующее слово.

-…, прочитай. Почему написано с большой буквы? Проверь.

-Напишите рядом со словами по одному разу. А затем на следующей строке по одному разу.

-Посмотрите на 9 строчку. …, прочитай предложение.

-Напишите один раз это предложение по пунктиру.

-Проверь. Возьми в руку зеленую ручку. Назови правило записи предложения.

-Не забываем про посадку. Спинку ровно, ноги в пол, тетрадь под наклоном, расстояние от груди до парты.

-Посмотрите на слова. Прочитаем их по цепочке.

-Ребята, послушайте сказку.

“Жили-были согласные буквы ж и ш – твердые по характеру. Стоял жаркий летний день. Согласные буквы ж и ш решили искупаться. Вдруг набежала большая туча, грянул гром, подул ветер, по реке побежали волны. Они накрыли ж и ш. Бедные буквы кричат, зовут на помощь, а на берегу сидела важная буква ы. Она поднялась, посмотрела на барахтающихся ж и ш и спокойно укрылась под грибком. Но, к счастью, их крики услышала буква и – мягкая по характеру. Она смело кинулась на помощь, подплыла к буквам и вытащила их на берег. С тех пор, согласные буквы ж и ш дружат только с гласной буквой и.

-Посмотрите на доску. В словах пропущены слоги. Нужно вставить такой слог, чтобы получилось слово.

-…, что ты вставил в первое слово? Прочитай слово.

-Дальше по цепочке.

-Какое правило, мы с вами сейчас узнали?

-Ребята, возьмите улыбающийся смайлик, если вы сегодня работали активно, у вас многое получалось и вы довольны своей работой. А если вам сегодня показались задания сложными, вы отвлекались, были неактивны, то покажите грустный смайлик.

-Чему мы с вами сегодня учились на уроке?

-Верно, молодцы, ребята! Спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку (обучение письму) в 1-а классе.

Учитель: Жданова Е.Г.

Тема: Письмо заглавной и строчной буквы Ж, ж

Цель : формировать в памяти образ заглавной и строчной буквы Ж, ж; учить писать заглавную и строчную буквы.

Планируемые результаты :

Личностные : развитие мотивов учебной деятельности, познавательные интересы.

Метапредметные :

Регулятивные УУД: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

Познавательные УУД: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в рабочей тетради; логические – характеризуют звук [ж]; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.

Коммуникативные УУД : умеют формулировать свое мнение и позицию, понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии, умеют работать в паре.

Предметные : овладеют навыком письма заглавной и строчной буквы Ж, ж; письма слов, предложений с изученной буквой.

I . Организация начала урока.

1. Приветствие.

2.Проверка готовности к уроку.

Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку.

II . Актуализация знаний.

Читается утверждение. Дети отвечают хором .

-Буквы бывают строчные и заглавные.

-Буквы мы произносим и слышим, а звуки пишем и видим.

-Имена, фамилии людей, клички животных пишем с заглавной буквы

-Звук [ж] всегда мягкий

-В слове Дима– 5 букв.

- Что повторили? Для чего мы это повторили?

III . Постановка учебной задачи. Введение в тему урока.

-Хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ж] в словах:

-мошка, ананас, Женя, лыжи, чашка, щетка, волк, еж, лиса, мыши, жаба, машина, жираф, крыша, жук, Жанна.

-Дайте характеристику звуку [ж]. (Согласный, твердый, звонкий).

-Назовите животных, в названии которых есть звук [ж]. (Ёжик, жираф, жаба)

-Назовите имена, в которых услышали звук [ж].(Женя,Жанна)

-Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.

-Чему будем учиться на уроке? Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:

-Писать заглавную и строчную букву… (Ж, ж)

-Писать буквосочетания и слова с буквой (Ж, ж)

IV . Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1) Работа с образцом заглавной буквы Ж. (на экране)

- Рассмотрите образец заглавной буквы Ж. Опишите направление движения руки при написании буквы Ж. (Из каких элементов состоит буква Ж?)

Письмо заглавной буквы Ж в воздухе и прописи.

2.)Работа с предложением.

У девочек по имени Женя и Жанна есть собака Жучка.

-Как зовут девочек? Прочитайте и запишите имена детей. Найдите особенности каждого имени. (Женя – мужское и женское имя, Жанна – нет краткого варианта имени)

Почему слово Жучка написали с заглавной буквы? (Клички животных надо писать с заглавной буквы.)

V . Физкультминутка.

VI . Усвоение новых знаний и способов деятельности (продолжение работы)

1) -Рассмотрите образец строчной буквы ж.

-Сравните заглавную и строчную письменные буквы.

-Одинаково или по-разному они пишутся? (Отличаются только размером)

-Опишите направление движения руки при написании строчной буквы ж.

2) - Самостоятельно обведите и допишите букву ж

3) –Упражнение в письме соединений и слов (в тетрадях).

-Прочитайте слоги на строчках. Чем они различаются. Самостоятельно напишите слоги и слова.

VII . Самостоятельное использование сформированных умений и навыков .

1) Прочитайте пару слов: лужа – лужи ; чиж-чижи .

-Какое правило надо вспомнить при письме этих слов?

-Запишите слова. Подчеркните сочетания жи .

Физкультминутка (Для глаз)

VIII . Закрепление знаний и способов действий.

1) Работа в парах .(работа в тетрадях)

Вставьте письменные буквы Ж или ж.

анна, …елезо, … ираф, …учка.

-Впишите буквы в слова. Составьте схему слова жираф (проверка на экране)

I Х. Рефлексивно-оценочный

Вот кончается урок.

Надо подвести итог.

Все чему то научились.

Если у тебя всё получилось, то подними синий смайлик. Если на уроке у тебя, не всегда всё получалось –зелёный смайлик. Если на уроке тебе было сложно – красный смайлик.

Загрузить презентацию (408 кБ)

Ключевые слова: алгоритм написания, буква “ж”, универсальные учебные действия, работа в парах, рефлексия.

Тип урока: Изучение нового материала

  • предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы “ж”; учить писать слоги, слова, предложение с буквой “ж”; закреплять письмо изученных букв.
  • метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.
  • личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности. Воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение работать в парах.

Оборудование: мультимедиа, нарисованное дерево, вырезанные из бумаги вишенки для работы в паре, ребус “жук”, голубые листочки, условное обозначение: “Работа в паре”, закладки для учеников “Солнышко”.

I. Организационный момент.

Учитель: Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Послушайте и отгадайте загадку.

В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет,
Сам высокий, будто шкаф,
Жёлтый, в пятнышках.

Ученики: Жираф (СЛАЙД 2 )

Учитель: Какой звук слышится в начале слова жираф? Дайте характеристику этому звуку.

Ученики: Согласный, твёрдый, парный.

Учитель: Придумайте слова, в которых слышится звук [ж].

Учитель: Какой буквой на письме обозначается звук [ж]?

Ученики: Буквой “ж”. (СЛАЙД 3 )

III. Формулирование темы. Постановка цели урока.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ученики: Строчная буква “ж”.

Учитель показывает строчную букву ж.

Учитель: Какова цель урока?

Ученики: Научиться писать строчную букву “ж”, слова с этой буквой.

IV. Открытие новых знаний.

Учитель: Посмотрите внимательно на букву. Из каких элементов она состоит?

Ученики: Закруглений, прямых наклонных.

Учитель: Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили алгоритм написания строчной буквы “ж”?

К доске выходит ученица и пробует объяснить алгоритм написания строчной буквы” “ж”.

Учитель: Послушайте алгоритм написания строчной буквы “ж”:

1. Ставим ручку чуть ниже рабочей строки, пишем закругление влево;

2. Пишем прямую наклонную вверх, прямую наклонную вниз, прямую наклонную вверх;

3. Пишем закругление вправо.

Последовательность выполнения работы учениками:

1. Письмо строчной буквы “ж” воздухе.

2. Повторение правил, которые нужно вспомнить при письме (спинку держим прямо, ручку держим правильно, листок тетради располагаем наискось).

3. Письмо строчной буквы “ж” по алгоритму в Прописи - с. 24 (сначала с учителем).

Ученики открывают тетради по закладкам. У каждого ученика в тетради лежит закладка “Солнышко”.

4. Работа в парах.

Учитель показывает условное обозначение: значок “вишенки”.

Учитель: Что это за условное обозначение?

Ученики: Работа в паре.

Учитель: Давайте покажем гостям, как вы научились писать строчную букву “ж”.

Ученики по очереди пишут фломастером строчную букву “ж” на вишенках и “одевают” дерево.


V. Физкультминутка для глаз “Бабочка”

VI. Работа над новым материалом.

1. На доске буквы: а у ж и (СЛАЙД 4 )

Учитель: На какие группы можно разделить эти буквы?

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель показывает на экране схему: (СЛАЙД 5 )

Учитель: Согласная буква “ж” дружит с гласными буквами. В результате этой дружбы образуются слоги. Давайте их прочитаем.

2. Чтение слогов. (СЛАЙД 6 )

3. Игра “Доскажи словечко”

Учитель: Давайте с этими слогами поиграем в игру: “Доскажи словечко”

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у . (ежа) (СЛАЙД 7)

ЖУ-ЖУ-ЖУ - с Петей, Васей я . (дружу) (СЛАЙД 8)

ЖИ-ЖИ-ЖИ – очень острые . (ножи) (СЛАЙД 9)

Учитель: Посмотрите внимательно на слоги. Как вы думаете, как на письме будет соединяться строчная буква “ж” с гласными буквами: а, у, и?

Ученики: При помощи прямой соединительной линии.

4. Письмо слогов.

Учитель: Давайте запишем слоги в тетради. Что нужно произносить, когда мы пишем слоги и слова?

Ученики по очереди выходят и записывают слоги на доске, остальные – работают в тетради самостоятельно.

Учитель: Для чего мы учились писать строчную букву “ж”?

Ученики: Чтобы научиться писать слова с этой буквой.

VII. Физкультминутка.

Учитель: Если вы в слове услышите звук [ж], то нужно присесть, а если не услышите, то нужно подпрыгнуть на месте. (Слова: вареник, ёжик, ведро, жук, ворона, журавли, вертолёт, жизнь).

5. Работа в парах (СЛАЙД 10)

Учитель: Отгадайте, какое слово зашифровано в этом ребусе?

Ученики: Жук

Учитель: Сколько звуков в слове жук?

Учитель: Давайте проверим.

Ученики вместе с учителем произносят звуки, загибая пальчики.

Учитель: Запишите слово на голубом листочке. Поменяйтесь листочками. Проверьте работу своего соседа по парте. Нарисуйте на листочке звёздочку, если работа выполнена правильно.

5. Письмо слов и предложений. (СЛАЙД 11)

На экране: в, Дашу, жук, ужалил, руку

Учитель: Прочитайте слова. Подумайте и скажите, пожалуйста, это предложение?

Учитель: Что нужно сделать, чтобы у нас получилось предложение?

Ученики: Переставить местами слова по смыслу. (СЛАЙД 12)

Учитель: Давайте запишем предложение. Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение?

Ученики: Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку. Когда пишем слова, произносим звуки.

Один ученик работает у доски.

Учитель: Разделите слова на слоги, подчеркните слоги дугой. Поставьте в словах ударение.

VIII. Закрепление пройденного.

Индивидуальная работа. Игра “Собери слова”

Учитель: Давайте поиграем в игру: “Собери слова”. Слова нужно записать в Прописи. (СЛАЙД 13 - 20)

Ж О А Л
Р Ж А А
Б А Ж А
У Ж А Л

ЖАЛО, ЖАРА, ЖАБА, ЛУЖА

IX. Итог и рефлексия урока

Учитель: Чему вы учились сегодня на уроке? Что лучше всего у вас на уроке получилось? Какие трудности у вас были? Что бы вы хотели себе пожелать? Поднимите солнышко те ученики, которые довольны своей работой и у кого хорошее настроение.

Читайте также: