Писатели и поэты о музыке и музыкантах 5 класс конспект урока презентация

Обновлено: 05.07.2024

Выяснить, каково значение музыки в творчестве писателей и поэтов, национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г.Свиридов), и западноевропейских (В.Моцарт, Ф.Шопен) композиторов.

Задачи

Образовательные:

  • Формирования навыков слушанья музыки, умения передать свои впечатления об услышанном в высказывании, движении, рисунке.
  • Формирование вокально-интоноционных, элементарных инструментально-исполнительских навыков.

Развивающие:

  • Развитие процессов восприятия музыкальных произведений, развитие творческого и логического мышления, памяти воображения, слуха, совершенствование вокально- и инструментально-исполнительских навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству: музыке инструментальной и вокальной, народной и композиторской, живописи, литературе, пластическим видам искусства.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе специфики языка каждого из них.

Знать композиторов-классиков (Моцарт), романтиков (Шопен), современных отечественных (Свиридов), знать жанры инструментальной (симфония, соната, рондо, этюд, вальс, ноктюрн, прелюдия), вокально-хоровой (кантата, реквием) музыки.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах её воплощения, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения, участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, элементарное музицирование).

Личностные:

  • Усвоение жизненного содержания музыкальных образов.
  • Реализация творческого потенциала, готовность выражать своё отношение к искусству.
  • Понимание значения музыкального искусства в жизни человека.

Регулятивные:

  • Ставить и решать новые учебные задачи, оценка собственной музыкально-творческой деятельности, выполнять учебные действия в качестве слушателя,
  • Планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения.

Коммуникативные:

  • Участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства, умение учитывать разные мнения, сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слушать друг друга.

Познавательные:

  • Активация творческого мышления, выбор способов решения задач, умение проводить сравнение музыкальных произведений, владение музыкальным словарём в процессе размышлений о музыке.

Основные понятия

Современная отечественная музыка, симфоническая музыка, инструменты оркестра, мажор-минор, русская народная песня, рондо, соната, симфония, венская классическая школа, романтизм, вальс, этюд, фортепианная музыка.

Технологии

Развитие процессов восприятия (симфоническая палмография и палмофония), историческая реконструкция (диалог культур), развитие вокально-интонационных навыков, метод проектов, элементарное музицирование, работа в группах, технология сотрудничества.

Межпредметные связи

Литература, история, изобразительное искусство, музыкальное движение, хор.

Оборудование

Фортепиано, доска, плакаты, карточки, раздаточный материал с терминами, 3 ноутбука, ватманы, клеящие карандаши, фломастеры, исторические костюмы, аудио и видеозаписи музыкальных произведений, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты.

Ход урока

Задачи этапа урока (виды работ)

Содержание, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые
результаты

Предметные

Формируемые
УУД

I этап. Организационный

Создать комфортные психологические условия для работы

Приветствие

«Солныщко лучистое светит высоко.
А у нас от музыки
На душе легко.
Соберём по искорке
Ноты звёздных гамм
И подарим искренне
Всем своим друзьям.
Чтобы стало каждому веселее жить
С песней и улыбкою
Будем мы дружить!

Л.: реализация творческого потенциала,
готовность выражать своё отношение к искусству

Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя

К.: умение слушать друг друга

П.: активизация творческого мышления

- Ребята, сегодня мы будем говорить о трёх композиторах, имена которых Вам уже знакомы (раскрывает постепенно размещённые на доске портреты: Свиридова, Моцарта, Шопена).

- В каких странах и в какое время жили эти композиторы?

Называют имена композиторов.

Называют страны и века:
Свиридов – Россия 20 в.,
Моцарт – Австрия 18 в.,
Шопен – Польша 19 в.

Знать:
современных отечественных композиторов,
венских классиков и композиторов-романтиков

Л.: понимание значения музыкального искусства в жизни человека

Р.: ставить новые учебные задачи

К.: сотрудничество с учителем и сверстниками

П.: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи

Какова цель нашего урока?

Послушать, сравнить и понять особенности музыки разных исторических эпох

Формулируют цель урока

Уметь: формулировать учебные задачи

III Этап. Слушанье музыки (новый материал)

Задание: опеределить характер, лад, темп, солирующий инструмент. Обратить внимание на мелодию.

На доске: перевернутые карточки на светлом фоне–мажор, светло, напевно, прозрачно, плавный, флейта (те же слова списком в раздаточном материале у детей – после того как они всё назовут – сразу открываем и сравниваем.

Называют определения характера, лада музыки из раздаточного материала.

Знать: особенности музыкального языка русской музыки (напевность, широту,

Уметь: выявлять из всей фактуры средства музыкальной выразительности:
мелодию, лад, тембр

Л.: готовность выражать своё отношение к искусству

Р.: оценка воздействия музыкального произведения на собственные чувства

К.: умение вести диалог

П.: владение музыкаль-ным словарём в процессе размышлений о музыке

Уметь: передать в исполнении
характер и интонационное своеобразие русской народной и композиторской песни.

Понимать: взаимодействие музыки и других видов
искусства (литературы, живописи)

Учитель: - Мы очень рады, что помогли вам, это музыка Георгия Васильевича Свиридова.
Ребята, а что вы скажите о мелодии в двух фрагментах, меняется ли она?

Называют характеристики с раздаточного материала.
(минор, темный, грустный, тихий свет, солирует скрипка

Решают учебную задачу:
Мелодия в двух фрагментах не меняется, меняется лад и оркестровка.

Знать: стилевые особенности
музыки венских классиков

Уметь: работать в инструментальном ансамбле

Л.: расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой

Р.: выполнять учебные действия в качестве исполнителя и слушателя

К.: умение учитывать разные мнения

П.: владение навыками интонационно образного анализа музыки

Учитель:
- Давайте охарактеризуем эту музыку (переворачивает плакат с характеристиками, висящий на доске):
легкая, стремительная, энергичная, изящная, жизнерадостная, гармоничная миноро-мажор).

Характеристика музыки (выбрать термины с раздаточного материала).

Понимать: композиционное
своеобразие формы рондо

Учитель играет фрагмент вальса, дети исполняют танец (3 пары танцуют с веерами).

Учитель: - Давайте охарактеризуем эту музыку: карточки – воздушная, одухотворённая, трепетная, романтичная.

Дают определения музыке (с раздаточного материала).

Определяют историческую эпоху (романтизм)

Знать: жанровые признаки вальса

Уметь: передать характер музыки в музыкальном движении.

Понимать: художественное содержание романтической музыки.

Л.: наличие эмоцинального отношения к искусству

Р.: оценка собственной музыкально-творческой деятельности

К.: участвовать в обсуждении явлений искусства

П.: использовать общие приёмы решения задач

Работа в группах

Рассказывают о своих фрагментах.

Знать:пройденные музыкальные произведения,
жанровые признаки кантаты, этюда, симфонии

Уметь: узнавать их на слух выявлять средства музыкальной выразительности.

Понимать: художественное своеобразие русской (20 в.), классической (18 в.) и романтической (19 в.) музыкой на примере изученных произведений

Л.: углублённое понимание музыкального искусства в жизни человека

Р.: планирование собственных действий в процессе восприятия музыки

К.: сотрудничество с учителем и сверстниками

П.: умение сравнивать музыкальные образы

Знать: название симфонического произведения, чья мелодия положена в основу песни (симфония №40).

Этюд – (от франц. etude - букв. учение, изучение, - музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков. В творчестве Ф. Шопена этюд становится художественным произведением, концертной пьесой.

Обязательная литература

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Тематический материал для самостоятельного изучения

Мир искусства – особый мир, полный ярких образов и зыбких фантазий, философских размышлений и человеческих переживаний, поиска истины и гармонии бытия. Вся суть человеческой души выражена в нём особым метафорическим языком…

Будь то язык звука, формы, пластики, танца или цвета, источник вдохновения всегда находится в сердце художника. Нередко различные виды искусств сплетаются воедино (например, музыка и танец, музыка и слово) или же являются источником вдохновения друг для друга. Стихи рождают музыку, музыка вдохновляет поэтов, да и сама жизнь великих мастеров отражается в литературе, скульптуре, танце и кинематографе…

Гармонии задумчивый поэт – так называют великого польского композитора Фридерика Шопена (1810–1849), творчество которого вот уже более ста лет восхищает музыкантов и слушателей.

Фридерик Шопен – очень тонкий, лирический художник-романтик, оказавший значительное влияние на мировую классическую музыку. С раннего детства он играл на фортепиано и сочинял пьесы на любимом инструменте, вызывая всеобщее восхищение. Большая часть творческого наследия Ф. Шопена – фортепианные шедевры.

В звуках этого инструмента раскрылась чуткая многогранная натура композитора, а жанр фортепианной миниатюры приобрёл законченность формы и глубину содержания. Всего в двух-трёх строках есть всё: настроение, чувство, состояние, развитие, кульминация и эпилог, и не нужны более никакие постскриптумы, дополнения или разъяснения. Например, потрясающую ёмкость музыкального языка Фридерика Шопена можно наблюдать в Прелюдии № 7 ля мажор.

Судьба композитора сложилась так, что, покинув родную Польшу, он так и не вернулся домой. Мысль о горячо любимой Родине всю жизнь терзала сердце Шопена, он всей душой стремился обратно. Несмотря на успех в модном Париже и множество друзей, среди которых были музыканты Ференц Лист и Роберт Шуман, художник Эжен Делакруа и писательница Жорж Санд, он тосковал по дому, и поэтому печальными нотками любви пронизана его музыка…

Когда в 1830 году Фридерик Шопен уезжал в гастрольный тур, друзья преподнесли ему необычный подарок: кубок с родной землёй, который он бережно хранил до самой смерти. Композитор похоронен в Париже, на кладбище Пер-Лашез, а горсть родной земли так и осталась с ним. Своё сердце он завещал отвезти на Родину, в Польшу, где оно и сейчас находится в костёле Святого креста.

Когда Шопен отчизну покидал,

Друзья ему любовно поднесли

В старинном кубке горсть родной земли,

Чтоб милый дар его сопровождал.

В неизъяснимой грусти дни текли.

Средь разных стран, холодных, чуждых зал

Он свято кубок свой оберегал,

В нём видя край, оставленный вдали.

Этюд в творчестве Шопена – это не учебная пьеса для развития техники исполнителя, а небольшой законченный шедевр.

Среди произведений Фридерика Шопена есть мазурки, вальсы, полонезы – танцевальные пьесы, в которых слышатся отзвуки любимой польской народной музыки.

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса лёгкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Поэт использовал легенду о смерти великого гения, согласно которой Моцарт был отравлен завидующим ему композитором Сальери. Пьеса А. С. Пушкина далека от исторической действительности, но в ней рассматриваются глубочайшие вопросы человеческого существования, этики и морали, такие как жизнь и смерть, любовь и зависть, гений и злодейство.

Моцарт чувствовал приближение смерти. Когда к нему в дом пришёл незнакомец в чёрных одеждах и заказал написать реквием – траурную заупокойную мессу, Моцарт воспринял это событие как знак судьбы: ему казалось, что он пишет произведение для собственных похорон.

Содержание реквиема – это напоминанием о неизбежности Страшного суда и о милосердии Бога, дарующего мир и покой.

Реквиемы пишутся как на традиционные латинские тексты, так и на свободные варианты канонического текста, или даже на тексты нерелигиозного содержания.

Композитор Антонио Сальери (1750–1825) был одним из самых известных музыкантов и педагогов своего времени. Однако его имя долгие годы было омрачено легендой об отравлении из-за зависти гениального В. А. Моцарта, но эта информация была опровергнута. Состоявшийся в 1997 году суд официально признал Сальери невиновным в смерти коллеги.

Тренировочные задания

На уроке было указано, что реквием пишется на традиционный латинский текст.

Правильный ответ: латинский.

№ 2. Выберите и зачеркните жанры, которые Ф. Шопен не использовал в своём творчестве.

На уроке говорилось, что Ф. Шопен большую часть своих произведений написал для фортепиано, давались определения прелюдии, вальса, этюда и соответствующие музыкальные примеры.

Правильный ответ: опера; балет; кантата – эти жанры Ф. Шопен не использовал в своём творчестве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Гармонии задумчивый поэт.pptx

Мне снилась музыка… Во мгле Такая в ней светилась сила! И всё, что было на зе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мне снилась музыка… Во мгле Такая в ней светилась сила! И всё, что было на зе.

Мне снилась музыка… Во мгле Такая в ней светилась сила! И всё, что было на земле, Всё из неё происходило… Игорь Таяновский

Фредерик Шопен (1810 – 1849) Мечтатель пылкий, благородный, Властитель форте.

Фредерик Шопен (1810 – 1849) Мечтатель пылкий, благородный, Властитель фортепианных сцен, Поэт мелодии народной – Всё это Фредерик Шопен. Владимир Шостак



Людвига Изабелла Эмилия

Людвига Изабелла Эмилия


Вальс №7



Прелюдия №7






Выбранный для просмотра документ Конспект.docx

Урок №11 5 класс 19.11.2015г

Цели урока : активизировать воображение эстетических переживаний учащихся на основе восприятия музыки и поэзии, побудить детей к размышлению о том, какое воздействие оказывает музыка на человека.

Обучающие – углубление знаний о творчестве польского композитора Ф. Шопена, о жанрах фортепианной музыки. Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

Развивающие - развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся, интонационно-образного мышления, воображения, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки, вокально-хоровых навыков;

Воспитательные – воспитывать культуру эмоционального восприятия музыки и поэзии разных стран, исполнительскую культуру.

Планируемые результаты обучения (с учётом УУД):

Личностные - проживание художественного образа, освоение художественного наследия, становление гуманных ценностных ориентиров. Формирование целостного, социально- ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей .

Метапредметные - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности. Овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.

Предметные - воспринимать произведения искусства, участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям. Понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром. Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать произведения разных видов искусства. Узнавать характерные черты ярких культур мира.

Тип урока – углубление знаний.

Форма урока - литературно-музыкальная гостиная.

Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель, баян.

Организационный момент. Приветствие.

Мотивация. Дети, прочитайте фрагмент стихотворения Игоря Таяновского – эпиграф нашего урока:

Мне снилась музыка. Во мгле

Такая в ней светилась сила!

И всё, что было на земле,

Всё из нее происходило…

О чём это стихотворение?

Давайте теперь попробуем сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы п оговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто - тайне музыки.
Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому.

"Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада", - слова писателя Виктора Астафьева.

Скажите, зачем нужна музыка? Только ли ради развлечения и удовольствия?

А вот советский композитор и педагог Дмитрий Кабалевский сказал, что музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она как книга, делает нас лучше, умнее, добрее.


3. Изучение нового материала. Сегодня мы побываем в литературно-музыкальной гостиной, где мы услышим стихи и музыку одного великого композитора. Послушай, и подумайте о каком композиторе пойдет речь на сегодняшнем уроке.

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен

Не грусти – иная перемена
Отзовётся омутом в мозгах.

Золотая музыка Шопена

Тайною звучит на небесах.

Золотая музыка Шопена

Много лучше всяких перемен.

В жизни часто побеждает пена,

Надо чтобы побеждал Шопен.

АЛЕКСАНДР БАЛТИН
Сегодня мы окунёмся в музыку этого польского композитора Фредерика Шопена.

Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента.

Это польский композитор Фридерик Шопен (1810 - 1849) .

Родился в местечке Желязова - Воля близ столицы Польши Варшавы в семье школьного учителя. Рано проявились его музыкальные способности. Детство, которое он провёл со своими и тремя сёстрами и родителями, было счастливое. Уже в 5 лет он играл на фортепиано, а в 7 лет сочинил своё первое музыкальное произведение – Полонез.

Его сравнивали с гением маленького Моцарта. Учитель Шопена педагог и композитор Юзеф Эльнер, сказал о том, что у его ученика необыкновенные способности и музыкальный гений.
Судьба его сложилась так, что в возрасте 20 лет в 1830 году он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции.

В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.

Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.

Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен.

А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле.

Слушать Вальс №7

Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны.
Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым.
Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена, а затем и посмотрите самый известный вальс.

Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного Седьмого вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку?

Ещё звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

Ещё один жанр инструментальной музыки к которой обращался композитор -
Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.

Валерий Стангрит

Все прелюдии Шопена -
Это небо, солнце, ветер,
В чашах скал морская пена,
Росы в травах на рассвете,
Ароматная истома
От жасмина и сирени,
Сердца стук и крыша дома,
В очаге - огня горенье,
Свист меча в кромешной битве,
От души, не в искупленье -
В благодарственной молитве
Преклонённые колени,
Возвращение из плена
Горней грёзы к новой выси.
Все прелюдии Шопена -
Светочувства, цветомысл

Слушать Прелюдия №7


Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства.

Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез .

Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру.

Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни.

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка,
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.
И где б я ни был, как ни волновался,
Какой бы жребий не избрал земной, -
Царит ли полонез, скользит ли вальс,
Ликует ли мазурка - ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.

Вот одна из таких песен, которую исполняет 14-летний мальчик с Украины Влад Каращук. Слушаем.

Вокально-хоровая работа: 1) распевка;

4. Рефлексия – повтор: Ф. Шопен, жанры фортепианной музыки – прелюдия, этюд.

Цель урока: Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей.

Расширение представлений о творчестве западноевропейских и русских композиторов: В.А.Моцарта, Ф. Шопена, Г. В. Свиридова.

Знакомство учащихся с поэтическими, литературными и музыкальными шедеврами;

Развитие слушательской и исполнительской культуры учащихся;

Развитие интонационно-образного мышления, эмоционального отклика на высокохудожественные произведения классической музыки.

Тип урока: урок открытия новых знаний;

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Используемое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран, акустическая система.

Ответы детей: образцовый, идеальный, самый лучший, сохраненный веками.

Да, совершенно верно. Интересно, могли ли композиторы прошлых веков представить, что их музыка будет жить столетиями? Могли ли они представить себе, что писатели и поэты, мастера своего дела, будут веками пытаться описать музыку словами в стремлении раскрыть тайну звуков?

Думаю, что и нам в современном мире тоже захотелось бы встретиться со знаменитыми композиторами, не правда ли? (дети соглашаются)

Давайте теперь сформулируем главный вопрос нашего сегодняшнего урока. О чем мы будем с вами сегодня говорить?

Ответы детей: музыке, композиторах, классике, поэтах и т.д.

Совершенно верно. Только, позвольте, я сформулирую немножечко по- другому. Мы с вами будем говорить о тайне, загадке, которую на протяжении многих веков не смог разгадать никто – о тайне музыки.

Сегодня мы вспомним трёх композиторов, - людей, близко прикасавшихся к этой тайне.

Сейчас послушайте музыкальное произведение и скажите, знакомо ли оно вам? Какому композитору оно может принадлежать: русскому или зарубежному? О чём могли бы быть слова в этом произведении?

(Во время звучания произведения в класс входит два ученика из класса, заранее подготовленных, в образе Г. В. Свиридова и писателя В. Астафьева. Композитор садится за инструмент и изображает процесс написания музыкального произведения. Писатель садится за стол и что-то пишет. Музыка постепенно затихает. Роли выучены заранее.)

Дети отвечают на поставленные ранее вопросы.

Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классической, так и современной. Это — Пушкин и Лермонтов, поэты-декабристы, Блок и Есенин, советские поэты — Твардовский, Исаковский, и т.д.

Сфера жанровых интересов Свиридова достаточно широка. Но художественная значимость его музыки в разных жанрах не одинакова. Талант Свиридова наиболее полно, ярко проявился в области вокальной музыки (и в этом тоже сказалась особенность его русского дарования!), сначала в камерной — романсе, песне, монологе, а позже, на рубеже 40-50-х годов и далее, — также и в вокально-симфонических жанрах — оратории, кантате и других произведениях хоровой музыки. (Артисты выходят за дверь переодеваться в следующих героев).

Звучит Симфония №40, В. А. Моцарта.

После прослушивания дети отвечают на поставленный вопрос.

Серенада – (франц. serenade, ночная прохлада) – музыкальное произведение, исполняемое в вечернее или ночное время перед домом какого-нибудь лица в знак почитания или любви. Песня с честь возлюбленной.

В 18 веке было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами человека, которого хотели отметить вниманием, музыканты хотели доставить удовольствие и радость своей игрой уважаемому человеку.

Действительно, музыка очень лёгкая, веселая и несколько беззаботная. В ней композитор как будто рассказывает нам о своем детстве.

С а л ь е р и

Ты, верно, Моцарт, чем-нибудь расстроен?

Обед хороший, славное вино,

А ты молчишь да хмуришься.

М о ц а р т

Мой Requiem меня тревожит.

С а л ь е р и

Ты сочиняешь Requiem? Давно ли?

М о ц а р т

Давно, недели три. Но странный случай.

Не сказывал тебе я?

С а л ь е р и

М о ц а р т

Недели три тому, пришел я поздно

Домой. Сказали мне, что заходил

За мною кто-то. Отчего -- не знаю,

Всю ночь я думал: кто бы это был?

И что ему во мне? Назавтра тот же

Зашел и не застал опять меня.

На третий день играл я на полу

С моим мальчишкой. Кликнули меня;

Я вышел. Человек, одетый в черном,

Учтиво поклонившись, заказал

Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас

И стал писать -- и с той поры за мною

Не приходил мой черный человек;

А я и рад: мне было б жаль расстаться

С моей работой, хоть совсем готов

Уж Requiem. Но между тем я.

С а л ь е р и

М о ц а р т

Мне совестно признаться в этом.

С а л ь е р и

М о ц а р т

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Впечатлительному Вольфгангу показалось, что это произведение – предсказание его гибели. Так и получилось. Моцарт не успел завершить свое произведение. Работу закончил его ученик Ф.Зюсмайер.

Он прожил всего 35 лет. Им написано около 50 симфоний, 19 опер, сонаты, квартеты, квинтеты и другие произведения различных жанров.

Я слышу вновь мелодию твою,

Она впервые моего коснулась сердца.

И я ее уже люблю.

Она божественна неповторима.

О, милый Моцарт, как же ты далек.

И в тоже время близок

Мелодии твоей живительный глоток

Я пью, тебя благодарю.

Люблю я Моцарта; умел он забавляться,

Дурного скрипача и слушать, и смеяться;

Он даже сочинил чудеснейший квартет,

Где все - фальшивый звук и ладу вовсе нет;

Ты не уйдёшь, мы помнить будем,

Что был такой великий гений,

Твоё мы имя не забудем,

Ты не уйдёшь в страну Забвений!

. О странный, милый человек,

О гений, музыке лишь верный,

О светлый юноша, недолог был твой век,

О Моцарт, Моцарт незабвенный.

Имя следующего композитора вам всем известно, так же, как и его произведения. Давайте послушаем его произведение и определим, знакомо ли оно вам?

Встречу с каким композитором мы с вами ждем?

Ответы детей: Бетховеном

Но встретиться вновь двум великим музыкантам не было суждено. Умерла мать Бетховена, так нежно и преданно им любимая. Юноша вынужден был принять на себя все заботы о семье. Воспитание двух маленьких братьев требовало внимания, забот, денег.

Болезнь настигла Бетховена в зените славы.

Звучит фрагмент Симфония №5 Л. Бетховена.

Глухота прогрессировала. Тем не менее, Бетховен еще выступал с концертами в последний раз в 1808 году играл свой Четвертый концерт. Дирижерские выступления продолжались и позже, хотя с наступлением полной глухоты иногда заканчивались драматически.

Вершиной творчества Бетховена справедливо считается Девятая симфония, или симфония с хорами, законченная в 1824 году. Полная революционного оптимизма, величественная симфония венчает творческий путь великого композитора, сумевшего преодолеть личное горе и страдания, сохранить непоколебимую веру в человечество и его прекрасное будущее и пронести эту веру через всю жизнь.

Первое исполнение Девятой симфонии в Вене в 1824 году стало триумфом. На этот раз, однако, не светская знать, а демократическая аудитория приветствовала Бетховена. Правда, он не слышал ни своей музыки, ни бурных взрывов аплодисментов.

Звучит фрагмент Симфонии №9 Л. Бетховена.

Такое признание должно было вдохновить Бетховена на создание новых творений. Он лихорадочно набрасывает эскизы, рассказывает близким о ближайших планах. Но силы слабеют. Болезни — одна коварнее другой — подстерегают его. В декабре 1826 года Бетховен простудился и слег. Три месяца он тщетно боролся с недугом. 26 марта, когда над Веной бушевала снежная буря и сверкала молния, умирающий внезапно выпрямился и в исступлении кулаком погрозил небесам. То была последняя схватка Бетховена с неумолимой судьбой.

Где брал он эти сумрачные звуки

Сквозь плотную завесу глухоты?

Соединенье нежности и муки,

Ложащиеся в нотные листы!

Касаясь верных клавиш лапой львиной

И встряхивая гривою густой,

Играл, не слыша ноты ни единой,

Глухою ночью, в комнате пустой.

Текли часы и оплывали свечи,

Шло мужество наперекор судьбе…

А он всю совесть муки человечьей

Рассказывал лишь самому себе.

И убеждал себя и верил властно,

Что и для тех, кто в мире одинок,

Есть некий свет, рождённый не напрасно,

А музыка бессмертия залог!

Большого сада шорохи и скрипы

Вели свой разговор сквозь полусон,

И слышали в окне, раскрытом липы

Всё то, чего не слышал он.

Луна над городком встаёт всё выше,

И глух не он, а этот мир вокруг,

Который, Вещей музыки не слышит,

Рождённый в счастье и в горниле мук.

Как вы считаете, разгадали мы с вами тайну музыки? Тайну звуков?

Ответы детей: нет.

А как вы считаете, смогли мы с вами проследить связь поэтов и композиторов?

Ответы детей: да. (Высказывают предположения)

Совершенно верно. Без музыки и композиторов не появились бы на свет музыкальные произведения, а без писателей и поэтов не появились бы оперы, музыкальные иллюстрации к литературным произведениям и многое другое в искусстве.

На этом наш урок окончен, давайте запишем домашнее задание.

Домашнее задание: перечислить в тетрадях наиболее известные произведения пройденных сегодня композиторов.

Всего доброго, ребята. До свидания.

Сергеева, Г. П. Музыка. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2011.

Читайте также: