Певческая установка конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Формирование певческих навыков средствами вокала.

1. Развивать певческое дыхание, ощущение опоры.

2. Формировать метроритмические навыки учащихся и закреплять

их при помощи упражнений;

3. Развивать музыкальный слух, вырабатывать чистоту интонирования;

4. Воспитать культурные навыки песенного исполнительства.

Фортепиано, музыкальный центр.

Карточки с упражнениями, смайлики.

Форма: групповое занятие

Ход занятия:

Певческая установка – положение, которое должен принять певец перед началом пения: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки.

1. Массаж лица, брови нахмурить, расслабить, приподнять, улыбнуться. 2. Повороты и вращения головы

3. Вращение плечами

Дыхательная гимнастика :

1. Спокойный вдох – спокойный выдох (нюхаем цветок)

2. Короткий бесшумный вдох - длинный выдох (надуваем шар)

3. Короткий бесшумный вдох - на длинном выдохе произносим любой звук, выдох ровный, без толчков.

4. Короткий бесшумный вдох - на длинном выдохе четкий, активный счет до 10 (счет постепенно увеличиваем)

5. Короткий бесшумный вдох – на выдохе произносим короткий звук с-с-с-с.

6. Короткий бесшумный вдох – выдох в 3 точки: 1-ладошка, 2 - на расстоянии 1метра, 3- как можно дальше.

Артикуляция: Постоянно контролировать выполнение детьми вокально – артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык правильного выполнения того или иного упражнения.

3. Улыбка Буратино

4. Активная артикуляция при произношении звуков И-У-А-У

5. Опускание челюсти

6. Цокание языком в определенном ритмическом рисунке (Большая лошадка (forte) - маленькая лошадка (piano).

Вокальные упражнения : Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (legato - staccato, мягкая атака - твердая атака звука, piano - forte).

2. Ма - ма, па - па - я (ма-мэ-ми-мо-му) - на одном звуке и на одном дыхании, выстраивание унисона.

Ритмические упражнения, ритмические игры

Когда мы слушаем музыку — всегда возникает желание похлопать рукой или потопать ногой в такт музыки. При этом внутри нас происходит определенный счет — мы отсчитываем равные доли (пропеть песню, упражнение, скороговорку, посчитать или прохлопать).

-А сейчас я исполню песню хлопками, послушайте, что вы заметите? (хлопки разной длины)

-Правильно, такое сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмом, ритмическим рисунком. У каждой мелодии есть свой ритмический рисунок.

Работа над дикцией :

1. От топота копыт пыль по полю летит

2. Мы перебегали берега.

Скороговорки пропеть от медленного темпа до быстрого, закончить в медленном темпе, от активного шепота до уверенного, четкого звука.

Работа над произведением :

1. проговаривание текста в ритме песни негромко или шепотом.

2. беззвучная активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание.

Работа над качеством исполнения:

1. пение эхом, когда фразу поет педагог, а затем повторяют дети.

2. пропевание сложных элементов со словами или вокализации.

3. пение по фразам.

4 пение под фонограмму + и –

Подведение итогов занятия.

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

(Сегодня мы поработали над певческим дыханием, учились слушать друг друга, петь в унисон, познакомились с новыми понятиями: метр и ритм, уделили много внимания ритмическим упражнениям.)

Когда вы услышите любую музыку, постарайтесь услышать и почувствовать ее пульс и ритмический рисунок. А свое настроение, впечатления от занятия вы можете выразить смайликом.

Занятие окончено. До свидания.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия.

Игры на развитие у детей добрых взаимоотношений, симпатии, чувства коллективизма, взаимодействия. Давно в своей работе использую игры на воспитание добрых взаимоотношений у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Правила.

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей

Стенгазета к 23 февраля. Формирование чувства патриотизма у детей СТЕНГАЗЕТА К 23 ФЕВРАЛЯ. Рисует Алёнка машинку для папы, А брату подарит она экскаватор, А дедушке песню красиво споёт, Ведь праздник.

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки

Воспитание у детей чувства прекрасного посредством классической музыки Недавно мы приглашали в сад артистов Самарской консерватории. К нам приезжали три солистки. Две играли на скрипке и одна на фортепьяно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное учреждение

1 группа, 1 год обучения.

педагог дополнительного образования

Волкова Ксения Николаевна

г. Среднеуральск. 2016

Тема урока: Певческая установка. Дыхание.

Форма проведения: коллективная

Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока : формирование у обучающихся основных певческих навыков .

Образовательные:

-формирование у обучающихся основных певческих навыков.

К ним мы можем отнести:

- певческое дыхание и опору звука;

- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;

- дикционные: артикуляционные и навыки.

Развивающие:

- продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

- продолжение развития музыкального слуха;

- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять.

Воспитательные:

- внимания, естественности в момент коллективного музицирования.

Методы обучения :

- наглядный (слуховой и зрительный);

- словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Методические приёмы:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;

- применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой индивидуальный опрос;

- побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.

Психологические условия на уроке:

- создание здоровьесберегающей среды в коллективе

- психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение;

- личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития;

- учёт индивидуальных особенностей;

Оборудование: фортепиано, стулья, флеш карта с фонограммой.

Приветствие, психологический настрой учащихся

II. Основная часть.

Работа над произведением

III. Заключительная часть

Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока)

Пояснительная записка к конспекту урока

Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в их элементарном виде, не добиваясь тонкостей того или иного приема. В дальнейшем происходит постоянное закрепление, развитие и совершенствование певческих навыков, углубленная работа над культурой и правильностью звука, красотой тембра, тонкой и разнообразной нюансировкой на более сложном музыкальном материале.

Работать надо постепенно, без торопливости.

Петь следует на умеренном звучании (не громко и не тихо).

Наибольшее внимание надо уделять качеству звучания и свободе при пении.

Большое значение имеет работа над ровностью силы звучания (на одном, на разных звуках, на целой фразе). Эту работу целесообразно проводить в еще более ограниченном диапазоне.

Необходимо уравнивание всех звуков по качеству звучания.

I Организационный момент.

Приветствие учащихся подготовка к дыхательной гимнастике и распевкам.

Постановка цели и задач урока.

Сегодня мы с вами продолжим работать над песнями “Россия” и . Исполнять эти произведениЕ помогут наши знания и умения. Что мы с вами должны сделать в первую очередь?

Предполагаемый ответ – распеться.

Наша задача продолжить формирование основных певческих навыков, поэтому внимательно слушаем педагога, друг друга, так как мы поем в ансамбле.

Приступим к первому этапу –

II Дыхательная гимнастика. (Выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А.Н. Стрельниковой.)

- Вдох носом, выдох ртом. Плечи не должны подниматься, а живот на вдох должен надуться как воздушный шарик, а на выдох прилипнуть к спине. Упражнения- ладошки, погончики, кошка и насос.

Разогрев голосового аппарата:

-счет на крещендо от 1 до 10;

- счет от 1 до 15,

Артикуляционная гимнастика .

— на двух звуках (пение с закрытым ртом); - выравнивание тембра.

Цель всех упражнений – подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально – хоровые навыки. Каждое упражнение имеет свою, конкретную задачу, которую дети должны понять.

- беседа о характере, настроении песни;

- прохлопывание ритма куплета

- работа над унисоном, четкой дикцией, длиной дыхания;

- отработка округлого звука;

Ваша задача, ребята не только исполнение песни, вы должны применять певческие навыки:

— исполнение фраз на одном дыхании;

— пение на хорошей опоре, активно, но не крикливо;

— соединение фраз в предложения;

— не выделяться из ансамбля.

— исполнить от начала до конца как на концерте: собранно и осмысленно (стоя, корпус подтянут).

III Подведение итогов (осуществление оценки эффективности урока):

Как их нужно исполнять?

Ответы:- петь их нужно очень дружно, четко выговаривая слова, чисто интонировать, прислушиваться к громкости своего голоса, контролировать свое пение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по вокалу для дошкольников 1 ого года обучения.

Адрес: ул. Мориса, 82а, г. Новокузнецк, Кемеровская область

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВОКАЛУ

Разработчик:

Арышева Светлана Ивановна,

педагог дополнительного образования,

г. Новокузнецк

Направленность: художественная.

Познакомить с правилами певческой установки.

Развивать у детей музыкальное восприятие, вокальный аппарат, слух:

Развивать память, внимание, мышление, усидчивость.

Воспитывать интерес к вокальному искусству.

Форма проведения: занятие-репетиция.

Оборудование занятия:

Способ организации деятельности учащихся: групповой.

Ход занятия

Организационный момент, введение в тему:

Дети: это прямая спина, расправленные плечи, хорошее настроение и т.д.

Педагог: Правильно.

Основная часть

1. Главное правило – при пении нельзя ни сидеть, ни стоять расслабленно: нужно сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости.

2. Голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад, не вытягивать шею.

3. Стоять твердо на обеих ногах, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги.

4. При пении в сидячем положении руки должны свободно лежать на коленях.

5. Нельзя сидеть, положив нога на ногу, потому что такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

6. Нужно петь естественным голосом, не кричать.

7. Широко, вертикально открывать рот.

8. Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Сколько насчитали правил?

Дети: 8 правил

Педагог: Молодцы, правильно посчитали. Теперь мы знаем, что есть 8 волшебных правил, однако у меня есть еще один вопрос. Почему эти правила называются волшебными?

Дети: Потому что, если соблюдать эти правила, голос будет звучать красиво и легко.

Педагог: Правильно. А теперь давайте споем знакомую вам распевку про сову, соблюдая эти правила. Сядем ровно, руки положим на колени, выпрямим спинки.

Распевка про сову:

Сова на дереве сидела,

И песню свою пела У-У-У,

Что за странные слова,

Ребята, сегодня мы распелись по новому, соблюдая волшебные правила. Как вы считаете, помогли они нам? Стали мы петь свободно и красиво?

Педагог: Очень хорошо. Теперь давайте повторим песню, которую мы разучивали на прошлом занятии.

3. Итог занятия. Рефлексия

Педагог: Ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что нового мы сегодня узнали?

Дети: Мы познакомились с волшебными правилами пения.

Педагог: Сколько всего этих правил? Расскажите мне их?

Молодцы сегодня вы хорошо поработали. Давайте попрощаемся. До свидания! (в музыкальной форме).

Используемые Интернет-ресурсы:

Используемая литература:

М. А. Михайлова Развитие музыкальных способностей у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Академия развития, 1997.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развить технику взятия нижнереберно-диафрагматического дыхания с помощью различных упражнений.

- повышение стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приемы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (практический показ), практический.

Оборудование: музыкальный инструмент (синтезатор), зеркало, 2 кубика (красный, зеленый)

Время занятия: 40 минут

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

план-конспект занятия по эстрадному вокалу

возраст 10-13 лет

педагог: Синдяшкина М.С.

Цель: сформировать навыки певческого дыхания.

Образовательные:

- дать понятие термина дыхание;

- рассказать о нижнереберно-диафрагмальном дыхании.

Развивающие:

- развить технику взятия нижнереберно-диафрагматического дыхания с помощью различных упражнений.

Воспитательные:

- повышение стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Форма организации занятия: групповая.

Методы и приемы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (практический показ), практический.

Оборудование: музыкальный инструмент (синтезатор), зеркало, 2 кубика (красный, зеленый)

Время занятия: 40 минут

Подготовительный этап. Беседа по теме занятия. Изложение новых знаний (типы дыхания, использование нижнереберно-диафрагматического дыхания)

Основная часть. Упражнения на дыхание.

Подведение итогов.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, дети!

Ответ детей.

Примерные ответы: легкие, нос, рот.

Педагог: Верно, чтобы наш голос звучал звонко и был красиво окрашен тембрально мы познакомимся с вами с певческим дыханием. Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники и от него зависит сила, красота и продолжительность звука. Для того, чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно соблюдать правильною певческую установку, так как она создаёт благоприятные условия для правильных, естественных движений как дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Часто ребёнок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе потому, что он не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребёнок выпрямляет свой корпус / прямая спина, слегка отведённые назад плечи, свободная шея/ его грудная клетка уже принимает положение вдоха и самый вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения, без перегрузки.

Подготовительный этап. Изложение материала.

Педагог: Дыхание является энергетическим фактором, от которого зависит сила и длительность звука, его тембровые окраски.

Различают следующие типы дыхания:

Грудное дыхание. При нём наиболее активно работают мышцы грудной клетки. Внешние дыхательные упражнения сводятся к активным движениям стенок грудной клетки, особенно её верхнесреднего отдела. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут. Этот тип дыхания был распространён в староитальянской школе пения (до начала 19-го века). Разновидностью грудного дыхания является ключичное, или верхнее грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно не приемлемо для пения, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи напряжены, ограниченны движения гортани и потому затруднено голосообразование.

Смешанное, грудобрюшное (косто-абдоминальное) дыхание. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диафрагма.

Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе дыхания активно сокращается диафрагма и мышцы брюшной полости, в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при относительном покое стенок грудной клетки.

Диафрагматическое дыхание или нижнерёберно-диафрагмальное дыхание – это основное певческое дыхание, которое имеет опору на диафрагму. Почему мы называем его нижнерёберно-диафрагмальным? (Так во время осуществления вдоха задействованы нижние, плавающие рёбра, которые не объединены между собой и являются своего рода, рычагом, для натяжения диафрагмы во время вдоха).

Основная часть. Практическая работа.

Педагог: Ребята, для начала выполнять некоторые упражнения лучше около большого зеркала. Следите, чтобы корпус был свободен, плечи развернуты, дышите легко и свободно, чтобы плечи и грудь при вдохе не поднимались, бесшумный вдох через нос, выдох долгий и эластичный.

Представьте, что Вы накачиваете насосом шину колеса:

- наклонитесь глубоко, расслабьтесь, руки держат ручку насоса; выдохните (через рот);

- наклон с быстрым, легким, глубоким вдохом (в конце наклона);

Это упражнение выполняется в положении стоя. При произведении полного вдоха расширяются нижние ребра, а мышцы нижней части брюшного пресса напрягаются. Выдыхать следует ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Представьте, как вы дуете на горящую свечу, стараясь погасить огонь. Работу межреберных мышц нужно контролировать ладонями рук.

Игра с кубиками разного цвета.

Эта игра развивает не только дыхательный аппарат детей, но и их чувство ритма. В игре используют 2 кубика. Один – красного цвета, другой – зелёного. У каждого кубика своя функция: красный кубик означает 1 долгий выдох, зелёный – 2 коротких выдоха. Показывая кубики поочерёдно, меняя их произвольно, педагог следит за ритмичностью выполнения упражнения детьми. Педагог предлагает детям каждый раз новый ритм, можно изобразить даже ход поезда с ускорением и замедлением в конце. А также можно предложить детям по ритму, выполненному выдохами, используя кубики, знакомую песню. В этом упражнении выполняются сразу несколько задач: развитие чувство ритма, дыхательного аппарата, внимания, музыкальной памяти.

Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог: Ребята, о каких видах дыхания вы узнали?

Ответ детей.

Педагог: А какой вид дыхания мы используем при пении?

Ответ детей – нижнереберно-диафрагмальное.

Педагог: Правильно, молодцы! Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены. На следующем занятии мы продолжим работу над техникой певческого дыхания и будем применять его в работе над музыкальными произведениями. До новых встреч!

Используемая литература

2. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению/ Г.П. Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 270 с.

3. Щетинин, М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой/ М.Н. Щетинин. – М.: Метафора, 2004.

Читайте также: