Песни и романсы на стихи русских поэтов xix xx веков конспект 9 класс

Обновлено: 08.07.2024

Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял в гражданском браке. Однако история умалчивает о многочисленных любовных увлечениях поэта, который обладал страстной натурой и обращал внимание на каждую хорошенькую женщину, которая попадала в поле его зрения.

Принято считать, что последней музой Михаила Лермонтова была Мария Щербатова – молодая вдова-княгиня, увлекающаяся литературой и явно выделявшая среди своих многочисленных поклонников опального поэта. Именно из-за этой женщины состоялась вторая дуэль Лермонтова, из-за которой он был вновь сослан на Кавказ. Известно также, что Мария Щербатова приезжала к нему в часть и даже смогла добиться свидания с возлюбленным. Именно во время этого свидания княгиня посоветовала поэту молиться, когда его одолевает тоска, и поинтересовалась – отчего же на душе у него так скверно?

Поздняя лирика Фета характеризуется образностью и романтичностью, однако имеет одну отличительную особенность – в ней присутствует грусть человека, который, пройдя большой и сложный жизненный путь, переосмысливает ценности. Судьбу поэта сложно назвать счастливой. Являясь сыном дармштадского судьи Иоганна Фета, он родился в России, куда его мать бежала с помещиком Афанасием Шеншиным. Мальчик был усыновлен, однако после смерти отчима выяснилось, что сделано это было незаконно, и подросток лишился не только дворянского титула, но и огромного состояния. Кроме этого, родной отец поэта вычеркнул его из завещания, лишив средств к существованию.

В итоге, когда молодой Афанасий Фет знакомится со своей дальней родственницей Марией Лазич и влюбляется в девушку, их роман заканчивается расставанием. Поэт не хочет жить в нищете, поэтому отказывается жениться на Марии, приданое которой, по его понятиям, весьма скромное. В отместку судьба наносит Фету жестокий удар: через несколько дней после разрыва с возлюбленным Мария Лазич погибает во время пожара.

Долгие годы, посвященные достижению финансового благополучия, Афанасий Фет старается не вспоминать в той, в которую был так безоглядно влюблен. Он даже женится на купеческой дочери Марии Боткиной, чем значительно увеличивает свой капитал. И лишь в последние годы жизни поэт осознает, что ради материального благополучия отказался от самого ценного дара, который только может получить человек от судьбы. Он предал свою возлюбленную и, тем самым, обрек себя до конца дней на страдания и одиночество.

Портрет В.А.Соллогуба работы Э.Росси

Популярная студенческая песня XIX века на основе стихотворения Владмира Соллогуба, написанного в 1830-е годы, при этом стихотворение претерпело значительные изменения. Песня известна не под авторским заглавием, а по первой строчке - "Накинув плащ, с гитарой под полою" либо "Закинув плащ, с гитарой под полою" и т. п. Иногда указывается "музыка неизвестного автора в обработке Я. Пригожего". Послужила источником вдохновения для юмористической студенческой песни XX века "Перепетуя" .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:



Советский поэт, актёр и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведе.

Советский и российский поэт, литератор, прозаик и сценарист. Автор около дву.

русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербур.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 072 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.04.2014 20705
  • PPTX 1.2 мбайт
  • 6 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Простакишина Ирина Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков"

Сегодня на уроке мы:

· совершим музыкальное путешествие сквозь века.

· разберёмся, чем отличается песня от романса.

· узнаем, кого из поэтов можно считать авторами самых старых песенных хитов.

Сегодня мы будем говорить о песне и романсе. Но что такое романс? И чем он отличается от песни?

Песня – это словесно-музыкальное произведение с поэтическим текстом и музыкальным рядом.

Постойте, скажете вы. Ведь романс – это то же самое. В нём есть и стихи, и музыка. Всё верно, романс – это один из видов песни.


Какими могут быть песни? Невероятно разными! Но всё это богатство и разнообразие легко разделить всего на две категории: авторская песня и народная песня. В первом случае мы знаем, кто написал слова и музыку, а во втором – нет.


Тематика песен тоже весьма разнообразна. Песни могут быть любовными, колыбельными, патриотическими, шуточными – ограничений попросту не существует.

А как исполняются песни? Да как угодно! Песни петь можно одному – соло, или вдвоём – дуэтом. Есть ещё трио, квартеты и так далее, вплоть до хора.

А что же романс? Как мы уже сказали, это один из видов песни. А значит, у романса есть ряд особенностей и ограничений, которые выделяют его из остальных видов песни. Какие же?

Во-первых, романс не бывает народным. Это не фольклорный жанр. У стихов и музыки всегда есть автор.

Во-вторых, тематика романса не настолько широка. В самом деле, разве бывают патриотические романсы? Нет. Романс – произведение лирическое. В центре внимания эмоции лирического героя.

Часто в романсе есть простой сюжет. В нём поётся о любви, измене, первой встрече, разлуке, одиночестве, гибели возлюбленного.

Из тематики романсов возникает его следующий признак – задушевность и интимность. Романс обращён к чувствительной, эмоциональной стороне слушателя. Настроение романса меланхолическое, печальное. Боль, гнев, отчаяние романс тоже может передать, но веселье или агрессию – никогда.

Кроме того, у романса всегда есть адресат. Романс обращён к определённому лицу и исполняется только сольно, ведь доверительный задушевный разговор или исповедь не терпят многолюдности.

Есть и технические различия. Например, у романса нет припева, как у песен. Музыка и стихи в романсе имеют одинаковое значение. А в песне зачастую текст не важен, упор делается на запоминающийся мотив.

Родиной романса считают Испанию. Романс в своём первоначальном варианте – бытовая песня на испанском языке, который называли романским. Появился романс в Средневековье как альтернатива религиозным песнопениям на латыни. Из Испании романс перекочевал в Англию, Францию, Германию, а потом уже и в Россию. В каждой стране сформировалась своя школа романса. Например, в Германии восемнадцатого века поэтической основой романса стали стихи Генриха Гейне и Гёте.

XIX век называют золотым веком русского романса, а сам романс – элитарным искусством. Неудивительно, ведь романсы XIX века создавались лучшими поэтами и композиторами того времени.


Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом.

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!


Романсами стали многие стихотворения Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Алексея Константиновича Толстого, Евгения Баратынского.

В XIX веке в русском романсе появляются жанры. Помимо классического романса, о котором мы сейчас говорили, выделяют ещё несколько видов.

Это городской, цыганский, жестокий и казачий романс.


Серебряный век русской литературы тоже изрядно обогатил жанр романса. Многие стихи Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Александра Блока, Марины Цветаевой и других поэтов Серебряного века стали романсами.

До этого мы говорили только о романсе. А какие песни на стихи поэтов XIX и XX века мы можем вспомнить? Как вообще развивался жанр литературной песни?

В XIX веке существовала целая плеяда поэтов, писавших стихи для исполнения. Они подражали народной песне. Самым известным поэтом из них считается Алексей Кольцов.

Я затеплю свечу

Воску ярова,

Распаяю кольцо

Друга милова.

Загорись, разгорись,

Роковой огонь,

Распаяй, растопи

Чисто золото.

У Кольцова есть и песни, и романсы. Надо сказать, что в XIX веке жанр романса главенствовал. Ведь он принадлежал дворянской культуре, которая и задавала моду. А в светских салонах чаще всего пели именно романсы.


Горит и кружится планета,

Над нашей Родиною дым.

И значит нам нужна одна победа!

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

Написал эти стихи и музыку Булат Окуджава специально для съёмок фильма.

А мы с тобой, брат, из пехоты,

А летом лучше, чем зимой,

С войной покончили мы счёты

Бери шинель, пошли домой!

С именем Булата Окуджавы связано и другое культурное явление 60-х годов XX века. В это время начался самый настоящий бум так называемой авторской, или бардовской песни. Барды писали стихи и музыку, исполняя написанные песни под аккомпанемент гитары. Бардами были Александр Галич, Юрий Визбор и, конечно же, Владимир Высоцкий. Кстати, тоже писавший музыку для кинофильмов и военные песни.

За XIX и XX век жанр песни и романса сильно изменился, стал сложнее и богаче. Что же ждёт его в XXI веке? Разумеется, появятся новые поэты, которых потом назовут классиками. И стихи поэтов XIX и XX веков не уйдут в забвение. Об этом можно уже сейчас судить по тому, в каком количестве появляются новые музыкальные версии стихотворений прошлых лет.

Насколько важна для нас песня?

Арабская мудрость гласит: «Если ты не чувствуешь красоты цветов, если ты не ценишь дружбы и если тебя не радуют песниты болен, тебя надо лечить.



Портрет А. Фета работы К. К. Гампельна, нач. 1850-х гг. (с фотографии, хранящейся в Литературном музее ИРЛИ)
Источник: А. А. Фет. Собрание сочинений и писем в 20 томах: Том 1. Стихотворении и поэмы 1839-1863 г. - СПб.: Академический проект, 2002.

ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ
ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (ОБЗОР)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.


УРОК 99
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 6

Основное содержание урока.
Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий мысли, переживания, настроения человека. Основные темы и мотивы русского романса. Романсы на стихи русских поэтов в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение песен и романсов. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление отзыва о песне или романсе.

I. Романсы и песни как синтетический жанр,
посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека

II. Вступительная беседа:

— Какой музыкально-поэтический жанр только что прозвучал?
— Что такое романс? Какие определения этого жанра даются в словарях (толковом, литературоведческом, музыкальном)?
— Какие романсы вы знаете и чем они вам нравятся?

III. Основные положения лекции учителя
о происхождении и развитии романса[2]:

2. Слово романс имеет латинские корни, испанское romance означает по-романски, то есть по-испански. В Россию слово романс пришло в середине XVIII века. Так называли стихотворение на французском языке, положенное на музыку, хотя необязательно французом. Романс как жанр русской вокально-поэтической культуры назывался российской песней.

7. Самый распространённый жанр русского романса — романс-элегия. Стихи А. С. Пушкина и Е. А. Баратынского, М. Ю. Лермонтова и А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, ставшие романсами, имеют черты элегии: грустные интонации, поэтизация прошлого, слёзы об ушедшей молодости и первой любви.

Читайте также: