Первый снег конспект урока 3 класс

Обновлено: 07.07.2024

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

б) Слово-инструктаж

– Проверьте свои рабочие места. Нам на уроке понадобятся: ручка, простой карандаш, тетрадь для творческих работ и черновик.

– Сегодня на уроке мы с вами пишем сочинение.
– Что такое сочинение?

– Текст нашего сочинения – описание.
– Что такое текст-описание?

II. Подготовительная работа

– Прочитайте на доске два слова: первый и последний.
– Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? (Радости восхищения)
– С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука)
– Какое сейчас время года?
– Отгадайте загадку:

Загадка:

– Что изменилось в природе?
– Когда выпал первый снег?
– Какие чувства вы испытали?

III. Чтение поэтических произведений. Сопоставление личных наблюдений детей и описание первого снега в литературных произведениях

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало
Короче становился день
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора…

– Какое настроение вызвало это стихотворение?

Словарная работа: сень – покров, навес (зелень деревьев служит навесом, укрывает от солнца, дождя).

Так описывал Пушкин яркие картины прихода зимы.

– Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г.Паустовский:

“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей”.

– Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского.(Эпитет (стеклянный дождь)
Олицетворение (Земля, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал и т.д.)
– Каково отношение самого писателя к первому снегу?
– Как он это показал?
– А ваше отношение к первому снегу?
– Что вы чувствуете, когда его видите?

А вот отрывок из стихотворения И.А.Бунина “Первый снег”:

…Зимним холодом пахнуло,
На поля и на леса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный,
Первым снегом понесло.

– С чем сравнивается снег в этом стихотворении?
– Почему?
– Что такое снег? (это очень много снежинок. Он падает с высоты на землю, крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие. Шестиугольные кристаллики растут (превращаются) становятся красивой звёздочкой, снежинки медленно опускаются, они собираются хлопьями и медленно опускаются на землю).
– Как говорит Бунин о том, что снег идет? (Снегом понесло)
– Как вы понимаете это выражение?
Подберите синонимы к слову понесло. (Закружило, замело, засыпало, запорошило).

Первый снег

Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И, наконец-то, снег повалил хлопьями.
Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… .Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… . Кругом было совсем тихо… . Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

– С приходом зимы природа преображается.
– Какие приметы зимы, ребята, вы можете назвать?
– Всё это передают в своих творениях художники . (просмотр репродукций)
– Какие тона и краски использовали художники?

IV. Звуки зимы

– А знаете ли вы, что у зимы есть свои особенные звуки? Какие? (На морозе громкое эхо, лёд трещит, снег хрустит, метель воет, на улице особая тишина, не поют птицы (и холодно, и голодно, а с голоду не запоёшь)
– Многие звери спят, а какую птицу слышно? (дятел) (Прослушивание аудиозаписи)

V. Словарная работа

а) Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.

снег Как стеклянный дождь Укрыл землю
Очень к лицу земле Порошил
Как чистые капли воды Щекотал лицо
Белая скатерть полей Кружился
Лебяжий пух земли Порхал
Робкий и тихий Танцевал
Пушистый и мохнатый Опускался большими хлопьями

Робкий – снег падал на землю несмело, тихо, боязливо, с опаской.
Порхал – перелетать с места на место как птицы.
Стеклянный дождь – капельки воды, замерзая, превращаются в снежинки.
К лицу земле – земля украсила себя первым снегом, стало бело и чисто, после осенней погоды.
Белая скатерть полей – снег сравнивают со скатертью или покрывалом, укрывшим поля.

б) Работа со словарем настроений.

– Посмотрите на карточки, выберите слова – названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.

радость восторг волнение
удивление восхищение беспокойство
испуг грусть интерес

– Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.

VI. Орфографическая работа

а) – Ребята, какие слова требуют особого внимания при их записи? Давайте их обозначим, выделим орфограммы и составим словосочетания.

Зима – зимний (снежная зима);
Снег – много снег;
Радостные – радость (радостные дети);
Картина – словарное слово (цвет картины);
Робкий – робок (робкий человек);
Земле – земли (дальние земли);
Пушистый – ши пиши с –и (пушистый снег);
Стеклянный – стёкла (стеклянный шар);
Берёза – словарное слово (белая берёза)

– ноябрь – холодный, последний месяц осени;
– небо – пасмурное, покрытое тяжёлыми, серыми (свинцовыми) тучами;
– деревья – обнажились, сбросили листву, безмолвные, одинокие, грустные;
– снег – молчаливый, долгожданный, искрится, блестит, сверкает;
– настроение – грустное, печальное, радостное…

VII. Составление плана

– Исходя из схемы текста-описания, сколько может быть в нашем сочинении частей? (Три части и добавим четвёртую, о нашем личном впечатлении)

1. Конец октября (дни, небо, солнышко).
2. Как изменилась природа (растения).
3. Долгожданный первый снег.
4. Моё настроение.

VIII. Заслушивание примерных сочинений

Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. За окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.
Я долго любуюсь пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стоит пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!

Наступил конец октября. Дни становятся короче, холоднее. Чаще дуют холодные ветры. Солнышко светит не так ярко, как летом. Молчаливые деревья сбросили свой наряд, ждут приближения зимы.
Небо нахмурилось, стало пасмурно, на землю посыпались белые снежинки. Они кружатся в воздухе и падают одна красивее другой.
Лужи на дорогах покрылись тонкой корочкой льда. Снег искрится и блестит, словно серебряный ковёр. Скоро на полях расстелится снеговая перина – хранительница тепла.

IX. Создание письменного высказывания

а) Написание учащимися сочинения в черновике
б) Проверка написанного
в) Запись сочинения в тетрадь
г) Самопроверка сочинений.

X. Рефлексия

Цель: Знакомство учащихся с произведением; формирование читательского кругозора; совершенствование видов речевой деятельности.

Предметные: формирование навыков правильного, беглого, созна­тельного и выразительного чтения.

Метапредметные: развивать творческое воображение в процессе работы над текстом.

Личностные: прививать положительное отношению к театру.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и словесный.

Средства обучения: учебник, презентация.

Оборудование: интерактивная доска, проектор.

Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. 5 мин

Постановка учебной задачи. 10 мин

Решение учебной задачи (открытие новых знаний). 20 Мин

Закрепление. Обобщение. 8 мин

Рефлексия. 2 мин

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

Ребята, посмотрите на экран. Сегодня мы с вами попали в настоящий театр. Скажите, а вы знаете что такое театр?

Для чего он нужен?

Кто в нем работает?

А, как вы думаете, легко ли быть актером?

Несмотря на то, что быть актером нелегкий труд, давайте все попробуем окунуться в атмосферу театральной жизни и представить себя актерами.

Ребята, мы актеры и у нас скоро премьера спектакля, что же нам необходимо выполнить?

Дети приветствуют учителя.

Дети слушают учителя.

Место, где показывают спектакли и постановки. Он нужен для развлечения, для духовного развития людей.

В нем работают режиссеры, сценаристы, гримеры, костюмеры, а также актеры.

Актером стать не легко, должен быть талант к актёрскому мастерству.

Подготовиться. Выучить сценарий, репетировать.

Личностные- развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов

определять жанр по характерным признакам;

выделять примеры выразительных средств в произведении.

Постановка учебной задачи.

Конечно, все это необходимо актерам перед спектаклем.

Но это не все, актеры для совершенствования своих умений и для разминки выполняют специальные упражнения, некоторые из которых мы свами сейчас попробуем выполнить.

В первую очередь, для хорошей игры и для преодоления волнения актеры и актрисы снимают напряжение.

Вот и мы с вами сейчас будем снимать напряжение, волнение и усталость, если она у кого-то есть.

Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук, как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение.

Теперь давайте разомнем мышцы лица.

Поднимаем брови вверх как можно выше и держим. Расслабляем брови и повторяем тоже самое.

Сильно зажмуриваем глаза, расслабляем. Повторяем несколько раз.

Теперь натягиваем улыбку "до ушей", затем делаем губы "удочкой". Повторяем.

Чтобы легко произносить огромные тексты, актеры выполняют дыхательные упражнения.

Ребята стоят, руки подняты, согнуты в локтях. Они должны резко сжимать ладони в кулаки при этом дыша исключительно носом, вдох – разжали, выдох – сжали.

Ребята, а как же правильно произносить текст сценария?

Совершенно верно, для этого есть упражнение на развитие выразительности.

На слайде скороговорки, ученики читают сначала хором, далее каждый по пословице с различной интонацией. (серьезно, делая вид, что плачешь, смеясь и т.п.)

Мы хорошо размялись, ребята.

Скажите, а для чего актерам так трудится, долго репетировать, заучивать тексты?

Верно, все эти старания ради похвалы и одобрения зрителей. А как же в свою очередь должны выразить уважение к актерам? Есть ли у зрителей театра особые правила?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие речи. Обучающее изложение. Первый снег.

Цели: учить определять тему текста, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять пра- вилаТвравописания; определять тему и главную мысль текста; составлять план текста; подробно пересказывать текст в писыЗЬнной форме; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: тексты изложения на карточках.

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

Подготовительная беседа

Какой раздел мы закончили изучать?

Для чего надо уметь определять род имен существительных?

Какая орфограмма связана с определением рода имен существительных?

Сегодня на уроке мы будем применять наши знания и умения в изложении текста. Какие умения мы сегодня будем показывать на уроке?

Работа по теме урока

Знакомство с содержанием текста для изложения

(Чтение текста учащимися.)

Первый снег

Таня посмотрела в окно. Небо было полно снежинок. Снежинки летали, кружились, падали. Они ложились на деревенские крыши, черствую грязь на дороге, замерзшие лужицы, голые ветки деревьев.

Таня вышла во двор и стала разглядывать снежинки. В воздухе они похожи на пух. А поближе — звездочки. Все разные. У одной лучики широкие, у другой — как острые стрелки.

После обеда Таня не узнала свою деревню. Вся она стала белая. Крыши белые, дорога белая, огороды белые.

Выглянуло солнышко. Снег заблестел, заискрился. Зима пришла.

По Л. Воронковой

В каких предложениях автор показал, что снег шел густой?

На что были похожи снежинки?

Как изменилась деревня после обеда?

Почему снег заблестел?

Анализ текста

На сколько частей можно разделить текст?

О чем говорится в каждой части?

Определите главную мысль каждой части.

Примерный план

Какие бывают снежинки.

Вся земля в снегу.

Какими словами автор подчеркивает белизну выпавшего снега?

Физкультминутка

Эй, кузнец, молодец!

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

Отчего ж не подковать!

Вот гвоздь, вот подкова.

Раз, два — и готово.

С. Маршак

Продолжение работы по теме урока

Орфографическая подготовка

Найдите слова, которые обозначают действия снежинок. Подберите синонимы.

Подберите прилагательные к словам.

Лучики (какие?) . снежинки (какие?) . грязь (какая?) . небо (какое?) огороды (какие ?).

Вставьте пропущенные буквы.

посмотрела гря.. снеж..нки

..кно сне.. круж.лись

сн..жинки пу.. лож.лись

л., тал и огоро.. широкие

По каким признакам слова распределены на группы?

Допишите в каждую группу еще одно слово с такой же орфограммой.

Самостоятельная работа учащихся

(Редактирование текста. Самопроверка. Оценивание.)

Подведение итогов урока

Какие орфограммы закрепляли при написании изложения?

Как подбирали прилагательные к существительным разного рода? Какие они имеют окончания?

С какой частью речи еще связаны имена существительные?

Какие окончания имеют глаголы разного рода?

Кто доволен своей работой?

В чем испытали трудность?

Краткое описание документа:

Обучающее изложение. Первый снег.

Цели: учить определять тему текста, передавать содержание текста с опорой на вопросы плана, устанавливать связь между предложениями; развивать речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять пра- вилаТвравописания; определять тему и главную мысль текста; со­ставлять план текста; подробно пересказывать текст в писыЗЬнной форме; подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; контролировать и оценивать свою работу.

Оборудование: тексты изложения на карточках.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 091 материал в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.01.2018 3380
  • DOCX 19.6 кбайт
  • 91 скачивание
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сахауова Юлия Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Планируемые результаты: предметные: осмысленно читать лирические тексты, понимать настроение стихотворения, определять собственное отношение; метапредметные: находить необходимую информацию по репродукции, понимать смыслы, соотносить литературный текст с художественным образом, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать красоту природы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса (хором; индивидуально).)

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

— Какую картину вы представили?

III. Проверка домашнего задания

(Чтение стихотворения А. Фета наизусть.)

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, о чем оно? (Наверное, о том, как приходит зима и каким бывает первый снег.)

— Ребята, кто из вас любит это время года?

— Расскажите, как вы встречаете зиму.

(Чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали? Менялось ли ваше настроение при чтении?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное чтение детьми стихотворения жужжащим способом.)

1. Работа с текстом

— Что вы представили, читая это стихотворение? Нарисуйте словесную картину.

— Проведем словарную работу.

ЯРКИМ ПУРПУРОМ — красным цветом.

ВЕРЕНИЦА — расположение чего-то рядом, одного за другим; употребляется чаще всего по отношению к живому, движущемуся, означая иногда стаю, стадо, косяк.

— Какие чувства передает поэт этим стихотворением? (Работа по вопросам и заданиям на с. 149 учебника.)

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Назовите признаки поздней осени. Опишите берега реки.

— В каких красках нарисована картина?

— Почему выбраны такие краски?

— Какой день изображает художник? (Пасмурный осенний день, тучи тяжелые, серые, мутные.)

— Какое настроение вызывает картина? (Грустное, печальное.)

— Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, что изображен первый день осени, а не последний день весны? (Краски неба, кустов, берегов реки и т. д.)

— Чем вам понравилась картина?

По словам Поленова, он увидел из окна своей мастерской в 1890 г.: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая золотая осень. Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.

Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — еще не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями ознакомились на уроке?

— Сравните их. Что вы можете о них сказать?

Домашнее задание

Читать произведения о природе. Принести на урок сборники с этими произведениями. По желанию: нарисовать иллюстрации к ним.

Читайте также: