Первое путешествие в музыкальный театр балет 5 класс конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: показать, какую роль играет литература в жанрах музыкально-сценического искусства и в частности в балете.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент

Презентация. Слайд №1 (Тема урока)

Звучит “Марш” из балета “Щелкунчик” П.И.Чайковского. Дети входят в класс. Музыкальное приветствие.

II. Работа по теме урока

Учитель: Сегодня нас ожидает увлекательное путешествие в мир музыкального театра. Театр - здесь искусства в едино сплелись.

Театр - здесь мечта и реальность слились… (Владимир Миодушевский)

Но это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким жанром музыкального сценического искусства мы с вами встречались в музыкальном театре?

Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с оперой.

Учитель: Какие же оперы Вам запомнились больше всего?

Ученики: Опера “Садко”, которую написал оперный сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель: Правильно, но возможно кто-нибудь вспомнит ещё одну оперу Н.А.Римского-Корсакова на сказочный сюжет. Фрагменты из этой оперы так же звучали на наших уроках.

Учитель: Какие литературные жанры стали основой сюжета для этих оперных спектаклей?

Ученики: Былина, сказка.

1. Беседа по теме урока

Учитель: Но пора вернуться к теме нашей встречи. С каким же жанром музыкального сценического искусства нам предстоит встретиться сегодня? Давайте не будем гадать. Ответ на этот вопрос зашифрован в музыкальном кроссворде. Но для этого Вам необходимо отгадать насколько загадок. Все готовы?

2. Решение музыкального кроссворда

Презентация. Слайд №2

Учитель: В основу оперы, балета

Презентация. Слайд №3

Презентация. Слайд №4

Учитель: Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка.

Арфа, флейта, рояль, скрипка.
Хор, солистов голоса, -
Всех подружила…?

Презентация. Слайд №5

Презентация. Слайд №6

Бывает драматический, бывает музыкальный.
Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный!
Его придумал режиссёр, играют в нём артисты.
Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.

Презентация. Слайд №7

Презентация. Слайд №8

Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные…?

Презентация. Слайд №9

Презентация. Слайд №10

Учитель: Звучит полонез и танцует поляк, А хота – конечно испанец, Но если “Камаринская” зазвучит - Исполнят для вас русский…?

Презентация. Слайд №11

3. Беседа по теме

Учитель: Молодцы! Вы успешно справились с этим творческим заданием. Кроссворд решён, и Вы без труда можете назвать тему предстоящего разговора.

Ученики: Я думаю, что речь пойдёт о балете.

Учитель: Совершенно верно. Но я бы хотела услышать от Вас, что же такое балет? Посмотрите внимательно на ответы в кроссворде и попытайтесь дать определение жанра балет по аналогии с уже известным по предыдущим урокам жанром опера.

Учитель предоставляет возможность всем учащимся высказаться, после чего, либо выбирает наиболее полный ответ, прозвучавший на уроке, либо суммирует ответы детей и даёт определение жанра балет.

Презентация. Слайд №12 (Балет - определение)

Учитель: Балет - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально- хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства. А сейчас я попрошу расшифровать мне ответ на первую загадку. Что же это за “волшебная книжечка”, которая является основой оперы и балета?

Ученики: Либретто - итальянское слово и переводится, как книжечка. По сути же это краткое изложение содержания оперы или балета.

Презентация. Слайд №13 (Либретто - определение)

Учитель: Не могу с Вами не согласиться, но хотелось бы добавить, что помимо литературно-драматической основы, изложенной в либретто, вы можете в нём найти и характеристики всех действующих лиц. А как вы думаете, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.

Презентация. Слайд №14 (Портрет и высказывание А.С.Пушкина)

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

Сегодня мы продолжим знакомство с балетом великого русского композитора П.И.Чайковского, действие которого происходит в рождественскую ночь. Может быть, кто-нибудь подскажет, что же это за балет?

Презентация. Слайд №15

Учитель: Итак, перелистаем страницы музыкальной истории и отправимся в 1892 год.

Презентация. Слайд №16 (Памятная дата)

Первая постановка балета “Щелкунчик” состоялась за год до смерти композитора на подмостках Мариинского театра в Петербурге. Этот балет был заказан П.И.Чайковскому дирекцией Императорских театров. Либретто к балету создано Мариусом Петипа. А теперь подумайте: всех ли авторов мы с Вами вспомнили?

Ученики: Мне кажется, что здесь необходимо вспомнить о литературном первоисточнике, который был использован в работе над этим балетом. Ну, и конечно же его автора.

Учитель: Я Вам очень благодарна за это дополнение. Ведь, если Вы помните, то все уроки в этом полугодии объединены одним вопросом: “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”? Так какое же литературное произведение было положено в основу либретто?

Ученики: Сказка “Щелкунчик”.

Учитель: Может быть, кто-то назовёт автора и уточнит название произведения.

Ученики: Эрнст Теодор Амадей Гофман “Щелкунчик и мышиный король”.

Презентация. Слайд №17

Учитель: Вы абсолютно правы. Своим появлением балет П.И.Чайковского “Щелкунчик” обязан в первую очередь сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. А кто ещё принимает участие в создании балета?

Ученики: Симфонический оркестр, дирижёр, балетмейстеры, артисты балета. А также художники, создающие декорации и костюмы.

Учитель: С какими фрагментами из этого балета Вы уже знакомы?

Ученики: С фрагментом, который звучал в начале урока, когда мы входили в класс. Он называется “Марш”.

Учитель: Что же происходит в спектакле в рождественскую ночь?

Ученики: Маше, так зовут главную героиню, снится сон. Оживают её игрушки… Она и Щелкунчик вступают в борьбу с мышиным королём. В этой неравной борьбе они одерживают победу, а потом отправляются в сказочную страну сладостей и игрушек…

Учитель: Прекрасно. Именно с этой сцены, которая называется “Битва с мышами” мы и продолжим знакомство с балетом.

Учитель: Когда мы говорим с Вами о балете, мы представляем себе танец. Услышите ли в этом фрагменте характерные черты знакомых Вам танцев.

Презентация. Слайд №18

4. Слушание и обсуждение

Ученики: Музыку, которая сейчас прозвучала, трудно назвать танцем. Это скорее музыкальная зарисовка игрушечной войны.

Учитель: Мне очень понравилось в Вашем ответе словосочетание “музыкальная зарисовка”. Это правильное замечание, потому что композитор, используя изобразительные возможности оркестра, создаёт зрительное ощущение происходящего на сцене. Что Вам помогла услышать и “увидеть” музыка П.И.Чайковского

Ученики: Здесь мы слышим окрики часового и барабанный бой, военные, хотя и игрушечные, фанфары и мышиный писк, напряжение схватки и чудесное превращение Щелкунчика.

Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что Вы увидите на сцене.

5. Просмотр видеофрагмента “Битва с мышами” в исполнении артистов балета Большого театра.

Презентация. Слайд №19

Учитель: “…Но что это… Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу.”

7. Просмотр видеофрагмента “Вальс снежных хлопьев” в исполнении артистов балета Большого театра

Презентация. Слайд №20

Учитель: Фрагмент, который сейчас демонстрировался, называется “Вальс снежных хлопьев”.

Презентация. Слайд №21

Я, надеюсь, Вы обратили внимание на то, что в этом эпизоде танцевальность соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем — это и “картина настроения”. Как Вы думаете, какие чувства переживает героиня?

Ученики: С одной стороны мы слышим тревогу, а с другой - очарование волшебного сна Маши.

Учитель: Что необычного Вы услышали в средней части вальса?

Ученики: Мне кажется, что пел хор.

Презентация. Слайд №22 (Хор - определение)

Учитель: Совершенно верно и это не случайно. Для того, чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?

Презентация. Слайд №23 (Вокализ - определение)

III. Работа на свирели

Учитель. А сейчас я попрошу Вас взять свирели и исполнить этот вокализ.

Презентация. Слайд №24 (Партитура “Вальс снежных хлопьев” для свирели)

Учитель: Несмотря на то, что наше знакомство с этим удивительным балетом ещё не закончилось, я думаю, Вы без труда ответите на самый важный вопрос: какова роль литературы в музыке.

Ученики: Композитор не смог бы сочинить балет, если бы не было увлекательной сказки Гофмана. Жанр балета неразрывно связан с литературой.

IV. Домашнее задание

Учитель: Мне бы очень хотелось, чтобы наше виртуальное путешествие в мир музыкального театра, пробудило в Вас желание посетить балетный спектакль в одном из музыкальных театров нашего города.

Презентация. Слайд №25 (Домашнее задание. Театры Санкт-Петербурга)

А к следующему уроку я попрошу Вас найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.

Презентация. Слайд №26 (Домашнее задание)

Работа над песней. Исполнение

Учитель: Как часто мы слышим такие крылатые выражения, как: “Красота спасёт мир”, или “Миром правит любовь”, но мне кажется, что на Земле есть ещё одно чувство, которое правит и красотой, и любовью – и чувство это – ДОБРОТА. Не случайно именно добро побеждает зло и тем самым не даёт разрушить гармонию, красоту и любовь. Сегодня мы продолжим работу над песней “Доброта”. (Приложение)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

С детства самым любимым литературным жанром является сказка. Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться со сказкой через балет.

- Звучи, волшебная музыка, увлекай своих слушателей в путешествие. А провожатым в этом путешествии буду я - Маэстро. Я появился здесь потому, что наша сегодняшняя встреча – это путешествие в музыкальный театр, /слайд №2-3/

II. Закрепление понятия - театр: где родился театр? Что обозначает с греческого?

- Мы с вами двигаемся в театр. /Слайд №4/. Слова Большой театр не переводятся на другие языки. Они понятны людям любой национальности: англичанин, француз, русский и т.д. Слава Большого театра давно уже вышла за пределы нашей страны. На его сцене идут лучшие оперы и балеты русских, зарубежных композиторов.

Итак, мы с вами оказываемся среди тех, кто спешит к Большому театру.

Перед вами театр оперы и балета.

Выводится понятие: балет - это музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматическое действо и изобразительное искусство.

История балета начинается в Италии, где на карнавалах исполнялись весёлые танцевальные сценки. Но настоящие балетные спектакли появились во Франции, при дворе короля. В России балет распространялся в 18 веке в придворных и крепостных театрах.

- Знаете ли вы сюжет какого балета здесь изображён? (иллюстр.на слайде/

О композиторе. Информация со слайда.

Пётр Ильич Чайковский много работал. День композитора отличался строгим распорядком, от которого он никогда не отступал. Умея ценить время, Чайковский выработал высокую культуру и дисциплину труда.

Краткое содержание балета. Либретто.

Все гости танцуют. Вдруг появляется незнакомый гость – это злой Гений со своей дочкой Одиллией, очень похожей на Одетту. Зигфрид принимает Одиллию за Одетту и объявляет матери о своём решении жениться на ней. Колдун торжествует. Клятва нарушена, и Одетта с лебедями теперь погибнет. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в отчаянии. Он понимает, что он обманут. Спешит к лебединому озеру. Злой Гений нагоняет силы природы, начинается буря. Но ничто не может сломить чистую юную любовь Одетты и Зигфрида. Злой Гений погибает. Его чары рушатся.

Светлый торжественный победный финал. /музык.фрагмент/.

Героиня многих сказок, которая тоже любит делать всякие гадости, Баба Яга предлагает нам найти сказки, по которым П.И.Чайковский написал балеты. /1,7,5 /.

- Что называют афишей?

- Какую информацию несет афиша?

- Куда она нас приглашает?

V. Задание от Маэстро. /Слайд №11/.

Бабе Яге хочется знать: какое здание относится к зданию театра? /1,5,4/. Почему?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока музыки

5 класс

Предметные цели и задачи урока:

Образовательные: Формирование знаний о музыкальном театре и особенности жанра балет, знакомства с балетом П.И.Чайковского “Щелкунчик”, как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника. Умение определять музыкальные номера, выполнять их сравнительный анализ.

Развивающие: формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей балетного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты балетных спектаклей;

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики; создание эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Личностные: проявление учебно- познавательного интереса к музыкальному искусству, учебному материалу и способам решения новых творческих задач;. позитивная самооценка своих творческих возможностей.

Регулятивные : Проявлять способность к волевому усилию, постановка учебной задачи, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, самоконтроль и коррекция в процессе достижения целей, оценка результатов своей деятельности

Познавательные : Умение применять ранее полученные знания, определять понятия, осуществлять анализ музыкальных произведений, находить интонации для характеристики различных образов;

Коммуникативные: формирование собственного мнения и позиции, проявление компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог, работать в группе, паре, согласовывать свои действия.

Тип- урока : урок усвоения новых знаний.

Форма- урока: урок- путешествие

Технологии: ИКТ, проблемного обучения, критического мышления.

Организация учебного пространства: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Орг. момент: Настрой на урок, создание психологического климата

к учебной деятельности:

Исполнение музыкального приветствия

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Колокольчик нам поет, на урок он нас зовет.

Мы рады вам (приветствие гостям)

Проявлять эмоциональную отзывчивость,

навыки вокально-хоровой деятельности.

Осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности

Принимать участие, следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Моделирование проблемной ситуации.

Актуализация знаний.

Постановка целей и задач.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Подводит к теме урока.

Что нужно, чтобы попасть в театр?

Получить билет вам помогут ваши знания

3 Л И Б Р Е Т Т О

4 Бах, Чайковский, Моцарт, Глинка, Арфа, флейта, рояль, скрипка, Хор, солистов голоса Всех подружила…

5 ОТТЕРЛИБ М У З Ы К А

6 Бывает драматический, бывает музыкальный. Ему сопутствует успех, обычно, колоссальный! Его придумал режиссёр, играют в нём артисты. Идёт в театре и порой - на сцене всё, как в жизни.

7 ОТТЕРЛИ А Б МУЗЫК С П Е К Т А К Л Ь

8 Спектакль на славу удался И публика довольна вся! Художнику особые овации За красочные…?

9 ПСЕ ОТТЕРЛИ Л А Б МУЗЫК КТАКЬ Д Е К О Р А Ц И И

11 ПСЕ ИИ ОТТЕРЛИ Е Л А Б ЦАРОКД МУЗЫК КТАКЬ Т А Н Е Ц

12 БАЛЕТ - (французское ballo, буквально - танец). Музыкально – хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.

13 ЛИБРЕТТО - (итальянское libretto, буквально - книжечка). Краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Либретто представляет собой литературно - драматическую основу оперы.

14 Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла, всё кипит; В райке нетерпеливо плещут, И, взвившись, занавес шумит. А.С.Пушкин

16 1892 год Мариинский театр вторая половина XIX века П. И.Чайковский Композитор Мариус Петипа Балетмейстер

20 ХОР - (латинское chorus, буквально – толпа, собрание). Певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку, преимущественно многоголосную. Хором называют музыкальное произведение, предназначенное для исполнения певческим коллективом.

21 ВОКАЛИЗ - (французское vocalize, от латинского vocalis-гласный звук, звучащий, поющий), специальное упражнение для голоса, исполняемое без слов, на гласный звук. Однако встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение.

23 Домашнее задание Национальная опера Украины им.Т.Шевченко г.Киев Донецкий национальный театр оперы и балета им.А.Соловьяненко

24 Домашнее задание Львовский национальный театр оперы и балета им.С.Крушельницкой Одесский национальный театр оперы и балета

25 Домашнее задание Найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет. Кто эти композиторы? Какие балеты? На чьи сказки? Привести в тетради 2-3 примера.

Читайте также: