Переплетные работы технология 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

В последнее время в продаже появилось огромное количество поздравительных открыток, выпускаемых полиграфической промышленностью большими тиражами, но есть в продаже уникальные, авторские работы. Такие рукотворные открытки, которые не будут больше повторятся ни где и не у кого, дети и делают для своих друзей и родных.

Изначально открытка подразумевалась только как почтовая карточка, или открытое письмо. Со временем внешний вид открыток, форма и размеры и предназначение менялись. Первые двойные открытки появились в Японии. А в Америке первые открытки продавались как сувениры.

В XIX веке открытки стали очень популярны в Англии. Эти карточки изготавливали вручную. Материалы использовались самые различные, от тканей и заканчивая позолотой. Такие открытки редко пересылались по почте, обычно они передавались из рук в руки.

Можно открытку сделать и самостоятельно и для этого потребуется ваша фантазия и идея. Если делать открытку самостоятельно, то необходимо сделать её такой, чтобы она не была похожа на другие открытки. Нужно соблюдать цветовую гамму, материалы нужно использовать, так чтобы была видна идея открытки и была соблюдена композиция.

С помощью открытки можно в человеке разбудить самые лучшие чувства. Дарить открытку все равно, что открыть собственную душу перед одариваемым.

При создании открытки можно использовать различные техники и материалы.

Например, можно сделать плетеную открытку или открытку-лабиринт.

Для изготовления плетёной открытки нам понадобится картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Вырежи две широких полоски из картона и четыре из цветной бумаги. Цветные полоски по ширине должны быть длиннее картона. Цветные полоски просунь между картона как бы переплетая его. Закрепи полоски с помощью клея.

Теперь можно украсить получившуюся открытку и написать поздравление на 23 февраля.

Разбор типового тренировочного задания

Плетёные открытки

Распределите изделия по соответствующим категориям.

Открытки, выполненные в технике плетение


Открытки, выполненные в других техниках



Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

3. Затем распределите изделия по соответствующим категориям.

Ответ: Варианты отражены верно

Впишите в текст пропущенные слова.

Стратегия выполнения задания:

1. Внимательно прочитайте вопрос, уловите его общее содержание, смысловую нагрузку, логику, последовательность.

Конспект урока по технологии 4 класс тема: переплетные работы

1. Ф. И. О. студента: Рябова Анжелика Евгеньевна.

2. Класс: 4Б Дата: Предмет: технология.

-образовательные: создать условия для развития навыков измерения, склеивания и вырезания бумаги.

-развивающие: развивать творческие способности, память, воображение, внимание, речь.

- воспитательные: способствовать воспитанию организованности и ответственности.

6. Планируемые результаты (ПР):

- предметные (Пр): умение строить план работы, выполнять работы по составленному план.

* познавательные (П): умение самостоятельно формулировать цель урока, тему урока, создание алгоритма деятельности с помощью учителя.

* регулятивные (Р): умение планировать учебную деятельность; осуществлять контроль; оценивать качество выполненной работы.

* коммуникативные (К): умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать и вступать в диалог.

- личностные (Л): умение оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, уважительное отношение к одноклассникам и учителю.

7. Средства обучения: презентация, листы, картон, цветная бумага, картинки, клей, ножницы, скрепки, линейка, карандаш.

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прозвенел и смолк звонок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

-А сейчас послушайте внимательно загадку: (слайд1)

Все заметки в нем пишу —

Коль забуду, подгляжу.

О делах напомнит он,

Скажет нужный телефон.

Он в моем столе живет,

А зовется он…

- Правильно, это блокнот. А вы пользуетесь блокнотами?

-Как вы думаете, что мы будем с вами делать сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Какую цель мы можем поставить на урок?

-Сделать своими руками блокнот.

Открытие новых знаний.

-А вы знаете что-нибудь о блокнотах?

-Я хочу вас познакомить с историей блокнотов.

Двести лет назад во французском городке Туре возникло маленькое семейное производство записных книжек. Для хозяйственных нужд: твердая прочная непромокаемая обложка; скругленные углы, не рвущиеся карманы и не втыкающиеся в бок или в ногу; резинка, не позволяющая книжке распахиваться и вываливать содержимое, да и, впрочем, специальный карманчик для мелких бумажек с записями - очень удобная вещь. Что интересно, поначалу, такие блокноты или записные книжки делались из отходов бумаги для книгопечатания, но со временем все изменилось – бумага стала использоваться лучшего качества и изготавливалась отдельно специально для блокнотов. В современный мир блокнот вернулся в 90-х годах пришлого века, когда некие предприимчивые итальянские художники создали компанию по производству записных книжек и печати блокнотов, очень похожих на столь удобные прежние. (слайд 2,3)

-Сегодня и мы с вами будем учиться изготавливать блокноты.

Для изготовления блокнота понадобятся: (слайд 4)

• - 6 тетрадных листов в клетку(остатки от рабочих тетрадей);

• - Канцелярские зажимы (2 штуки);

• - Цветной картон, цветная бумага;

• - Картинка для украшения обложки.

-Ребята, но для того чтобы приступить к работе, давайте составим план выполнения работы.

1. Давайте вспомним ТБ при работе с ножницами, клеем. (Слайд 5)

2. Подготовка листов для блокнота: (Слайд 6)

1) Для блокнота в 12 листов берём 6 тетрадных листков в клетку;

2) Отмеряем длину 15 см (13 + 2) и ширину 10 см;

3) Вырезаем из 6 листов - 12 страничек блокнота;

4) Ровно сложив, скрепляем зажимами в нижней части.

3. Склеивание листов в корешке. (Слайд 7)

2) Следим за тем, чтобы они лежали ровно.

4. Подготовка частей обложки. (Слайд 8)

1) Для обложки возьмём цветной картон (цвет обложки – по желанию);

2) Вырезаем 2 прямоугольника 15 см х 10 см;

3) Обложка для задней части готова, лицевая часть обложки требует дополнительного усовершенствования. Вверху, отложив 2 см, проведём линию-бороздку ножницами, для удобства при сгибании.

5. Сборка блокнота. (Слайд 9).

1) Проклеим заднюю стенку блокнота;

2) Приклеим к ней блок из листов в клетку;

3) Сверху, очень ровно совмещая нижнюю линию блокнота, приклеиваем лицевую обложку.

6. Оформление корешка блокнота. (Слайд 10)

1) Для корешка выберем цветную бумагу;

2) Вырезаем прямоугольник 4 см х 10 см;

3) Разделим линией прямоугольник по длине и рядом (1 2 мм) с карандашной линией проведём линии ножницами;

4) Согнём по бороздкам корешок блокнота.

5) Приклеим корешок.

7. Украшение обложки. (Слайд 11)

1) Выберем украшение для обложки;

2) Вырезаем картинку, приклеиваем.

-Ребята, вот наш блокнот готов. Сейчас я предлагаю сделать выставку ваших работ. Вам нужно каждому выйти показать свою работу и сказать, где и как вы будете ее использовать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технология (4-й класс)

Тема: Переплетные работы. Блокнот.

Це ль : изготовление блокнота своими руками

· познакомить с различными видами переплетных работ;

· развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса;

· научить приемам сборки изделия;

· воспитать аккуратность, терпеливость в достижении результата, художественный вкус, умение видеть красоту.

Оборудование: цветной картон, клей, ножницы, листы(белые или тетрадные), степлер, наклейка или картинка.

Этапы урока

Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с переплетными работами.

-Как вы думаете, что такое переплет?

Переплёт — твёрдое, прочное покрытие книги , защищающее листы книги и повышающее их долговечность. ( слайд 1 )

-Кто такие переплетчики?

Переплетчик - это специалист по переплетному делу. Труд переплетчиков включает множество разнообразных операций. Рабочий подбирает нужный материал для переплета , раскраивает его, производит закраску, заклейку и округление корешка блока, вставку блока в крышку. От его работы зависит внешний вид изделий. В процессе работы у переплетчика повышается чувствительность пальцев, что помогает определять на ощупь качество и плотность бумаги и других переплетных материалов. Переплетчик- профессия, которая требует творчества. Эту профессию отличают такие личные качества, как аккуратность, терпеливость. ( слайд 2 )

-Давайте посмотрим, как выглядела историческая переплетная мастерская ( слайд 3 ).Первые книги были не печатные, а рукописные и переплетали их по разному: деревянными дощечками или дорогой тканью.

Переплеты бывают :

1.твердые ( слайд 4 ):(Переплет 7БЦ (целлофанированный) -где гладкая обложка, и переплет 7Б.)

2. мягкие ( слайд 5 ):(Клеевое бесшовное соединение (КБС), -Скрепление скобой и Скрепление на пружину).

-Давайте посмотрим, как переплетены ваши учебники.

-Как вы думаете какой переплет надежнее? (твердый). -Почему? (прослужит дольше)

3.Подведение к теме урока

Отгадайте загадку:

Все заметки в нем пишу —
Коль забуду, подгляжу.
О делах напомнит он,
Скажет нужный телефон.
Он в моем столе живет,
А зовется он. (блокнот)

-Что такое блокнот?( небольшая тетрадь или записная книжка с листами, обычно скрепленными сверху при помощи скрепок или металлической спирали)

-Какое назначение у него?

-Есть ли у вас блокноты?

-В каких случаях вы пользуетесь блокнотом?

Ребята, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (формулируют тему урока). БЛОКНОТ

-Из чего он состоит?(обложка, титульный лист, страницы)

-Какие материалы и инструменты нам понадобятся для изготовления? (цветной картон, ножницы, клей, листы бумаги (белой или в клетку), степлер, простой карандаш и линейка.)

-Как вы думаете, какой способ скрепления страниц нам подойдет?

-Мы будем использовать современные технологии- степлер.

4. Объяснение предстоящей работы/поэтапное выполнение

Во время работы учитель выполняет работу с детьми и показывает.

- Давайте приступим к работе(презентация 1-2сл . ).

Нам понадобится: (слайд 3)

5 листов из тетради в клетку – для листов блокнота.

Цветной картон - для передней крышки.

Белый картон – для задней крышки.

Клей и степлер – для сборки.

Линейка, карандаш, ножницы.

4 канцелярские скрепки.

Приготовьте это на край стола.

(Слайд 4) - 5 тетрадных листов мы сложим пополам, и получится 10.

-Ширина у всех деталей одинаковая. А длина – нет.

Какая деталь д.б. длиннее и почему?( передняя крышка, т.к. ее мы будем загибать на заднюю крышку)

1. Начнём нашу работу с изготовления листов блокнота(слайд 5):

Разметим на тетрадном листе в клетку две заготовки для блокнота.

В длину 14 см, в ширину – 10 (с края, поля не трогаем, клетки полные). (слайд 6)-Вырежем заготовки. Так же сделаем ещё 4 заготовки. У вас получилось 10 листов в клетку.

2 .Теперь сделаем заднюю крышку блокнота (слайд 7):Заднюю крышку разметим точками на картоне по тетрадному листу (прикладываем листок в клетку котор. у вас получился 14 на 10 см к картону, обводим и вырезаем.)-(слайд 8) Соединим точки по линейке, вырежем крышку .

3 .Сделаем переднюю крышку блокнота(слайд 9): Разметим по картонной задней крышке заготовку из цветного картона для передней крышки. Она должна быть длиннее на 2 см,т.е.16 на 10см (слайд 10)- Вырежем заготовку передней крышки ножницами.

4 .Берем листы в клетку и заднюю крышку нашего блокнота. Соединяем в одну стопку, выравниваем (можно скрепить их скрепками)слайд 11-12. Скрепляем степлером в 2х местах.

5. Теперь берем переднюю крышку блокнота. (слайд 13)-Примерим готовый блок листов к передней крышке. Выравниваем по нижнему краю. Лишнюю часть загнём на заднюю крышку картона.

6 .Отогнутую часть передней крышки приклеиваем к картону (слайд14).

7 .Наш блокнот готов!(слайд 15).Давайте украсим его. Сейчас я вам выдам/вы можете выбрать шаблон -обвести его, вырезать из цветной бумаги и приклеить на обложку блокнота.

8 .И последний этап- нам нужно записать информацию о себе в блокноте. Откроем 1стр. и запишем свое имя, фамилию, класс, адрес и телефон.

Учитель вызывает ребят к доске с выполненными работами( похвалить за правильность и аккуратность), смотрит, оценивает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Итоговый урок. Переплётные работы.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа. Объяснительно-иллюстративный, практический.

Основные понятия и термины: Переплёт, переплётчик.

Оборудование: Учебник, оценочные листы, файлы, картон, карандаш, линейка, ножницы, дырокол; ненужные кусочки цветной бумаги, ткани, кожи, разные бусины и палетки.

Цель Познакомить с процессом книгопечатания с целью создания переплёта книги, его назначением, с упрощенным видом переплёта;

Коррекционные задачи : развивать мышление, самостоятельность;

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к книге.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развив. компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации

взаимодествия

I.Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал, Так что время не теряем,

И работать начинаем.

- Ребята, вы уже знаете, что является источником информации для человека? (Интернет, театр, газеты, различные передачи, кино)

- А основным источником, что остаётся для человека? (книга)

Загадка (если дети не угадают ответ на вопрос)

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней.

- Может кто то догадался , что за тема у нас может быть на уроке?

- Можете предположить, легче или труднее предстоящее задание?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Интернет, театр, кино, газеты, различные передачи.

Знакомство с производством книги.

Аккуратность, терпение, мышление, самостоятельность, правила работы с инструментами.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

II Изучение нового материала.

Просмотр мультимедийной презентации

- Что же такое книга? Сформулируйте ответ одним предложением.

- Что вы знаете об истории книги?

- Давайте посмотрим презентацию и узнаем ещё что то новое.

1 остановка слайда

- На чём писали люди?

2 остановка слайда

- Что такое свитки?

3 остановка слайда

- Как раньше делали книги?

- Как сейчас делают книги?

- А в офисах, чем пользуются?

Всё это дело называют книгопечатание

- Так какая задача нашего урока?

Показ готового образца изделия.

знаний. Она учит мыслить, уважать людей, быть честным.

Книга- это самая полезная информация ит.п.

- Сначала книги были рукописными. Их писали на папирусе, глиняных дощечках, пергаменте, коре и т.д. Затем книги стали печатать.

Смотрят презентацию; слушают учителя, одноклассников, участвуют в обсуждении.

Личностные УУД: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют производить логические мыслительные операции(анализ, сравнение) для формулирования вывода о значении книг и изобретения книгопечатания.

Коммуникативные:

Умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

При объяснении учитель демонстрирует некоторые образцы книг

- Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными изданиями, структура и основные её элементы остались неизменными.

- Сейчас вы поработаете в группе, рассмотрите, как устроена книга. Из информации, которая есть у вас на отдельных листах, найдёте все части книги и их назовёте и покажите.

1.Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сложенных в тетради и скреплённых между собой.

-Место сгиба и скрепления тетрадей(листов) между собой называют -корешком .

- Плоскость , противоположная ему- передним обрезом,

- Верхняя и нижняя плоскости - верхним и нижним обрезом.

-Книжный блок и переплётные крышки соединяются между собой форзацами, выполненными из плотной бумаги.

Есть у книги - переплёт.

- Прочитайте в учебнике определение этого понятия.

- Рассмотрим переплёт некоторых книг. Какой он может быть?

- В качестве защиты переплётной крышки и дополнительного украшения издания нередко используется суперобложка. Она представляет собой покрышку из бумаги или синтетической плёнки, которая одевается на переплётную крышку.

- Кто же переплетает книги? Назовите профессию этого человека.

- Он выполняет переплёты, как для новых книг, так и для ремонта старых.

Работают в группе, рассматривают материалы, изучают их свойства; анализируют информацию, делают выводы.

Уч-ся рассматривают образец книги и находят у неё части по информации, которая у них имеется на листах.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Автор: Чеканова Нина Трофимовна

технология ∙ 4 класс

Для изготовления блокнота понадобятся:

  • 6 тетрадных листов в клетку(остатки от рабочих тетрадей);
    • Ножницы;
    • Клей;
    • Линейка, карандаш;
    • Канцелярские зажимы (2 штуки);

    ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:

    • ТБ при работе с ножницами, клеем;
    • Подготовка листов для блока;
    • Склеивание листов в корешке;
    • Подготовка частей обложки;
    • Сборка блокнота;
    • Оформление корешка блокнота;
    • Украшение обложки.
    • Для блокнота в 12 листов берём 6 тетрадных листков в клетку;
    • Отмеряем длину 15 см (13 + 2) и ширину 10 см;
    • Вырезаем из 6 листов - 12 страничек блокнота;
    • Ровно сложив, скрепляем зажимами в нижней части.

    • Для обложки возьмём цветной картон (цвет обложки – по желанию);
    • Вырезаем 2 прямоугольника 15 см х 10 см;
    • Обложка для задней части готова, лицевая часть обложки требует дополнительного усовершенствования. Вверху, отложив 2 см, проведём линию-бороздку ножницами, для удобства при сгибании.

    • Проклеим заднюю стенку блокнота;
    • Приклеим к ней блок из листов в клетку;
    • Сверху, очень ровно совмещая нижнюю линию блокнота, приклеиваем лицевую обложку.

    • Для корешка выберем цветную бумагу;
    • Вырезаем прямоугольник 4 см х 10 см;
    • Разделим линией прямоугольник по длине и рядом (1 2 мм) с карандашной линией проведём линии ножницами;
    • Согнём по бороздкам корешок блокнота.

    • Приклеим корешок;
    • Выберем украшение для обложки;
    • Вырезаем картинку, приклеиваем.

    Читайте также: