Перелетные птицы конспект старшая группа тнр
Обновлено: 05.07.2024
Обобщить представления о перелетных птицах.
Образовательные:
- Закреплять знания детей о строении птиц (названии частей тела);
- Учить детей обобщать и классифицировать (зимующие и перелетные птицы)
- Активизировать активный словарь детей по теме.
- Продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
- Создавать условия для формирования умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Формировать умение употреблять в речи приставочные глаголы с предлогами.
- Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы по плану.
Развивающие:
- Развивать связную речь.
- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.
Использование современных образовательных технологий:
Интеграция образовательных областей :
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Разрезные карточки с изображением перелетных птиц.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, покрывала, подушки, карандаши для доски, мяч, столы, кровати, стулья (гнездышки).
Вводная часть
Воспитатель: Слушайте, ребята, внимательно. Кто назовет правильно цепочку слов, тот и садится на нашу полянку.
Ласточка-аист-грач, скворец-лебедь-журавль, трясогузка-кукушка-ласточка и т.д.
Основная часть
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем вести свою речь?
Дети: О перелетных птицах.
Воспитатель: А почему их так назвали?
Дети: Эти птицы улетают осенью в теплые края, а весной прилетают.
Воспитатель: Интересно, а почему они все улетают и возвращаются к нам обратно?
Дети: Осенью все насекомые исчезают: улетают в теплые края или прячутся, чтобы уснуть на всю зиму. А весной просыпаются или прилетают.
Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?
Дети: Скворцы, грачи.
Воспитатель: Назовите мне еще знакомых для вас перелетных птиц.
Дети: Грач, трясогузка, жаворонок, кукушка, аист, цапля, скворец и т.д.
Дети: черный, небольшой, умный, полезный, крикливый, черноглазый, быстрокрылый.
Дети: Маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая,
Дети: Небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, звонкоголосый, остроклювый.
Дети: Большой, белый, сильный, умный, заботливый, черноглазый, чернокрылый, длинноногий.
Дети: Большой, серый, длинноногий, остроклювый, красивый.
Дети: Большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий, длинношеий.
Дети подходят по очереди и соединяют линией.
Дети: Скворец – червяк
Цапля – лягушка, рыба.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Накормили всех голодных птиц правильно. Никого не обидели.
Дети: Свежий, чистый, прохладный, влажный.
Воспитатель: Я вам предлагаю прилечь на полянке (на кровати), кто где хочет и расслабьтесь. Послушайте, как красиво поют птички.
Потихоньку присаживаемся. Я хочу у вас спросить. Какие голоса птиц вам показались знакомыми?
Дети: Голос кукушки, голос соловья, голос грача, голос аиста.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на птичку и скажите, что она сделала.
Дети: Птица вылетела из гнезда.
Вокруг гнезда облетела.
Над гнездом пролетела.
К гнезду подлетела.
Через гнездо перелетела.
Под гнездом пролетела.
В гнездо прилетела.
До кого дотронусь, тот будет птенцом и садится в гнездо. Остальные будут птицами-родителями. Родители будут летать и искать птенцам корм. Родители, подойдите к своему птенцу.
Родители, ваша задача найти насекомое и принести своему птенцу.
(затем – меняются ролями).
Воспитатель: Спасибо, хорошо справились с заданием родители. Заботливыми оказались.
Скворец, сорока, грач, ласточка.
Дети: зимующая птица – сорока.
Воспитатель: Аист, журавль, лебедь, индюк.
Дети: индюк – домашняя птица.
Воспитатель: Ласточка, скворец, аист, кукушка.
Дети: Кукушка – не вьет гнезда.
Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. Смотрю, для вас это было легко.
Ребята, посмотрите на доску внимательно. Наши птички что-то вам хотят сказать.
Ласточка: (озвучка) Ребята, я маленькая птичка. Вы меня встречаете очень редко. Я хочу, чтобы вы составили рассказ обо мне.
Воспитатель: Ребята, давайте, выполним просьбу птички. А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.
Дети: Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.
Воспитатель: Угадайте, какую птичку следующую будем описывать:
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Дети: Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками. Вьет гнездо на крышах домов и деревьях.
Птицы: Ребята, нам очень понравились ваши рассказы. Мы ждем вас у себя в гостях. Приходите, только не разоряйте наши гнезда и не пугайте нас, не кидайте и не стреляйте. Мы не можем за себя заступиться. Мы слабее вас. До встречи!
Воспитатель: Ребята, ответьте мне на вопрос, а птицы приносят пользу?
Дети: Да. Они поедают вредных насекомых на полях, в садах, огородах, лесах и парках.
Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам, слоговой структуры слов, связной речи.
Коррекционно-развивающие цели.
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.
Коррекционно-воспитательные цели.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.
предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы, карточки для игры “Считай и называй”, сюжетные картинки к игре “Исправь ошибку”, сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игровое упражнение с мячом “Назови признаки весны”).
Логопед встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и предлагает поиграть в игру.
- Сейчас вы поочереди будите называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов “Весной …. ”
2. Введение в тему.
[Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. ]
Логопед предлагает детям сесть на свои места.
- Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Вы уже очень многое знаете о них.
Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
1. Черный, проворный,
Червякам враг (грач).- Кто это? И как вы догадались?
- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.
Логопед помещает картинку грача на магнитную доску.
Аналогичная работа проводиться с другими загадками.
2. На шесте дворец.
А зовут его. (скворец).
3. Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
4. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
5. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
6. Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Логопед: - Давайте повторим названия птиц.
Дети (Повторяют хором и по - одному.)
Л. :- Кто это? Как назвать одним словом?
Д. - Птицы.
Л. :- Почему вы думаете, что это птицы?
Л. :- Почему мы этих птиц не видели зимой?
Д. :- Они улетали в теплые края.
Л. :- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
Д. :- Перелетные птицы.
3. Игра “Собери картинку”.
[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. ]
Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
Л. :- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, логопед дает зрительную опору в виде целостной картинки.
Л. :- Расскажите, чьи изображения вы сложили.
Л. :- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т. д.
Л. :- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.
4. Упражнение “Выпусти птицу”.
[Развитие мелкой моторики. ]
Логопед предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
Л. :- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
5. Игра с мячом “У кого кто”.
[Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]
Логопед приглашает детей на ковер.
Л. :- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачата).
- Скворец (скворчата).
- Ласточка (ласточата).
- Дрозд (дроздята).
- Стриж (стрижата).
- Журавль (журавлята).
- Кукушка (кукушата).
6. Динамическая пауза. Игра “Кто как передвигается?”.
[Развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (изменении сущ. по падежам)].
Перед игрой логопед нацеливает детей на то, что они должны показать, как животное передвигается. Ласточка, медведь, белка, цапля, заяц, змея, грач, петух.
- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись. И т. д.
- Вокруг себя повернись и в детей превратись.
Л. :- Каких птиц вы изображали? (Ласточку, цаплю, грача, петуха.)
7. Игра “Исправь ошибки”.
[Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи простых предлогов). Закрепление понятия “предложение”, и составление условно-графической схемы. ]
Логопед предлагает детям вернуться на свои места, раздает контейнеры с условно - графическими схемами предложений.
Л. :- Внимательно посмотрите на картинку и исправте ошибку в предложении, которое я произнесу.
- Скворец на скворечнике. (в)
Д. :- Скворец в скворечнике.
Л. :- Молодец. Правильно.
Аналогично проводиться работа с другими предложениями.
Скворец вылетел от скворечника. (из) Аист улетает из поля. (с)
Коллективное составление схемы 2-го предложения. Самостоятельное составление схемы 3-го предложения.
8. Артикуляционная гимнастика.
[Развитие артикуляционной моторики. ]
“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.
“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.
“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.
“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.
“Дятел” Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: “Тдд-тдд-тдд-тдд”.
“Аист” Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.
Логопед раздает детям индивидуальные зеркала. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
9. Упражнение “Считай и называй”.
[Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ., навыка счета в пределах 5-ти. ]
Л. :- Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.
Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.
Л. :- Сколько грачей на твоей фотографии?
Д. :- На моей фотографии пять грачей. И т. д.
Л. :- Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.
10. Пересказ сказки по серии сюжетных картин.
[Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей. ]
Логопед размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке.
Л. :- Внимательно послушайте сказку.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.
Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
Л. :- Какое время года наступило?
- Что сделала Таня?
- Что появилось из земли?
- Кто мешал Ростку?
- Кого Росток попросил о помощи?
- Как помог Грач Ростку?
- В кого превратился Росток летом?
Логопед дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).
Л. :- Какую пользу приносят перелетные птицы?
11. Итог занятия.
[Оценка работы детей]
Логопед убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
КОНСПЕКТ НОД
В старшей логопедической компенсирующей направленности для детей с ТНР группе
Воспитатель: Нерослова О.А.
2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.
3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Организационный момент. Повторение пройденного материала.
Падают, падают листья.
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).
Опадают листья (да)
Тает снег (нет)
Дети загорают у реки (нет)
Люди убирают урожай на полях (да)
Птицы улетают на юг (да)
- А что ещё бывает осенью?
- Ребята, когда я пришла в садик нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)
- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда можно узнать?
-Правильно из словаря, энциклопедии.
- Встали все. Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.
- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?
- А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).
- Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?
- Отгадайте, пожалуйста, загадки :
1. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (Соловей)
- Послушайте как поет соловей /аудиозапись/
2. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/
- Правильно вы отгадали, эти птицы куда относятся? Почему? (потому что они улетают в теплые края)
- Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).
- Правильно. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).
- Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.
- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?
- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
- Встали врассыпную. Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел , голубь , ласточка, синица, грач, сорока , скворец, снегирь , аист, журавль, воробей , цапля.
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
- А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?
- Что нового вы узнали про полет птиц?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Садитесь ровно, мы начинаем наше занятие.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (об осени)
Куда же это все птицы улетают? (в тёплые края).
Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.
3. Беседа.
Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Птицы бывают зерноядные, насекомоядные и всеядные. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети. (Делают предположения)
Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.
Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.
Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Посмотрите и послушайте про других перелётных птиц.
4. Беседа.
Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.
9. Итог занятия
Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
(Ответы детей).
Читайте также: