Перелетные птицы конспект старшая группа тнр

Обновлено: 05.07.2024

Обобщить представления о перелетных птицах.

Образовательные:

- Закреплять знания детей о строении птиц (названии частей тела);

- Учить детей обобщать и классифицировать (зимующие и перелетные птицы)

- Активизировать активный словарь детей по теме.

- Продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.

- Создавать условия для формирования умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

- Формировать умение употреблять в речи приставочные глаголы с предлогами.

- Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы по плану.

Развивающие:

- Развивать связную речь.

- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.

Использование современных образовательных технологий:

Интеграция образовательных областей :

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

Разрезные карточки с изображением перелетных птиц.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, покрывала, подушки, карандаши для доски, мяч, столы, кровати, стулья (гнездышки).

Вводная часть

Воспитатель: Слушайте, ребята, внимательно. Кто назовет правильно цепочку слов, тот и садится на нашу полянку.

Ласточка-аист-грач, скворец-лебедь-журавль, трясогузка-кукушка-ласточка и т.д.

Основная часть

Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем вести свою речь?

Дети: О перелетных птицах.

Воспитатель: А почему их так назвали?

Дети: Эти птицы улетают осенью в теплые края, а весной прилетают.

Воспитатель: Интересно, а почему они все улетают и возвращаются к нам обратно?

Дети: Осенью все насекомые исчезают: улетают в теплые края или прячутся, чтобы уснуть на всю зиму. А весной просыпаются или прилетают.

Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?

Дети: Скворцы, грачи.

Воспитатель: Назовите мне еще знакомых для вас перелетных птиц.

Дети: Грач, трясогузка, жаворонок, кукушка, аист, цапля, скворец и т.д.

Дети: черный, небольшой, умный, полезный, крикливый, черноглазый, быстрокрылый.

Дети: Маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая,

Дети: Небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, звонкоголосый, остроклювый.

Дети: Большой, белый, сильный, умный, заботливый, черноглазый, чернокрылый, длинноногий.

Дети: Большой, серый, длинноногий, остроклювый, красивый.

Дети: Большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий, длинношеий.

Дети подходят по очереди и соединяют линией.

Дети: Скворец – червяк

Цапля – лягушка, рыба.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Накормили всех голодных птиц правильно. Никого не обидели.

Дети: Свежий, чистый, прохладный, влажный.

Воспитатель: Я вам предлагаю прилечь на полянке (на кровати), кто где хочет и расслабьтесь. Послушайте, как красиво поют птички.

Потихоньку присаживаемся. Я хочу у вас спросить. Какие голоса птиц вам показались знакомыми?

Дети: Голос кукушки, голос соловья, голос грача, голос аиста.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на птичку и скажите, что она сделала.

Дети: Птица вылетела из гнезда.

Вокруг гнезда облетела.

Над гнездом пролетела.

К гнезду подлетела.

Через гнездо перелетела.

Под гнездом пролетела.

В гнездо прилетела.

До кого дотронусь, тот будет птенцом и садится в гнездо. Остальные будут птицами-родителями. Родители будут летать и искать птенцам корм. Родители, подойдите к своему птенцу.

Родители, ваша задача найти насекомое и принести своему птенцу.

(затем – меняются ролями).

Воспитатель: Спасибо, хорошо справились с заданием родители. Заботливыми оказались.

Скворец, сорока, грач, ласточка.

Дети: зимующая птица – сорока.

Воспитатель: Аист, журавль, лебедь, индюк.

Дети: индюк – домашняя птица.

Воспитатель: Ласточка, скворец, аист, кукушка.

Дети: Кукушка – не вьет гнезда.

Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. Смотрю, для вас это было легко.

Ребята, посмотрите на доску внимательно. Наши птички что-то вам хотят сказать.

Ласточка: (озвучка) Ребята, я маленькая птичка. Вы меня встречаете очень редко. Я хочу, чтобы вы составили рассказ обо мне.

Воспитатель: Ребята, давайте, выполним просьбу птички. А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.

Дети: Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.

Воспитатель: Угадайте, какую птичку следующую будем описывать:

Это старый наш знакомый,

Он живет на крыше дома,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

Дети: Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками. Вьет гнездо на крышах домов и деревьях.

Птицы: Ребята, нам очень понравились ваши рассказы. Мы ждем вас у себя в гостях. Приходите, только не разоряйте наши гнезда и не пугайте нас, не кидайте и не стреляйте. Мы не можем за себя заступиться. Мы слабее вас. До встречи!

Воспитатель: Ребята, ответьте мне на вопрос, а птицы приносят пользу?

Дети: Да. Они поедают вредных насекомых на полях, в садах, огородах, лесах и парках.

Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам, слоговой структуры слов, связной речи.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, творческого воображения, подражательности.

Коррекционно-воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание бережного отношения к природе.

предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы, карточки для игры “Считай и называй”, сюжетные картинки к игре “Исправь ошибку”, сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игровое упражнение с мячом “Назови признаки весны”).

Логопед встречает детей в дверях кабинета, здоровается с ними и предлагает поиграть в игру.

- Сейчас вы поочереди будите называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов “Весной …. ”

2. Введение в тему.

[Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. ]

Логопед предлагает детям сесть на свои места.

- Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Вы уже очень многое знаете о них.

Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.

1. Черный, проворный,

Червякам враг (грач).- Кто это? И как вы догадались?

- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.

Логопед помещает картинку грача на магнитную доску.

Аналогичная работа проводиться с другими загадками.

2. На шесте дворец.

А зовут его. (скворец).

3. Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).

4. Хочет — прямо полетит,

Хочет — в воздухе висит,

Камнем падает с высот.

И в полях поет, поет (жаворонок).

5. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

6. Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).

Логопед: - Давайте повторим названия птиц.

Дети (Повторяют хором и по - одному.)

Л. :- Кто это? Как назвать одним словом?

Д. - Птицы.

Л. :- Почему вы думаете, что это птицы?

Л. :- Почему мы этих птиц не видели зимой?

Д. :- Они улетали в теплые края.

Л. :- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?

Д. :- Перелетные птицы.

3. Игра “Собери картинку”.

[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. ]

Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.

Л. :- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, логопед дает зрительную опору в виде целостной картинки.

Л. :- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

Л. :- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т. д.

Л. :- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.

4. Упражнение “Выпусти птицу”.

[Развитие мелкой моторики. ]

Логопед предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.

Л. :- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу ….”.

Игра повторяется с обеими руками поочередно.

5. Игра с мячом “У кого кто”.

[Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. с суффиксами –ат, -ят).]

Логопед приглашает детей на ковер.

Л. :- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.

- Грач (грачата).

- Скворец (скворчата).

- Ласточка (ласточата).

- Дрозд (дроздята).

- Стриж (стрижата).

- Журавль (журавлята).

- Кукушка (кукушата).

6. Динамическая пауза. Игра “Кто как передвигается?”.

[Развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (изменении сущ. по падежам)].

Перед игрой логопед нацеливает детей на то, что они должны показать, как животное передвигается. Ласточка, медведь, белка, цапля, заяц, змея, грач, петух.

- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись. И т. д.

- Вокруг себя повернись и в детей превратись.

Л. :- Каких птиц вы изображали? (Ласточку, цаплю, грача, петуха.)

7. Игра “Исправь ошибки”.

[Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи простых предлогов). Закрепление понятия “предложение”, и составление условно-графической схемы. ]

Логопед предлагает детям вернуться на свои места, раздает контейнеры с условно - графическими схемами предложений.

Л. :- Внимательно посмотрите на картинку и исправте ошибку в предложении, которое я произнесу.

- Скворец на скворечнике. (в)

Д. :- Скворец в скворечнике.

Л. :- Молодец. Правильно.

Аналогично проводиться работа с другими предложениями.

Скворец вылетел от скворечника. (из) Аист улетает из поля. (с)

Коллективное составление схемы 2-го предложения. Самостоятельное составление схемы 3-го предложения.

8. Артикуляционная гимнастика.

[Развитие артикуляционной моторики. ]

“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.

“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.

“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.

“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.

“Дятел” Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: “Тдд-тдд-тдд-тдд”.

“Аист” Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.

Логопед раздает детям индивидуальные зеркала. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.

9. Упражнение “Считай и называй”.

[Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительного с сущ., навыка счета в пределах 5-ти. ]

Л. :- Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.

Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.

Л. :- Сколько грачей на твоей фотографии?

Д. :- На моей фотографии пять грачей. И т. д.

Л. :- Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.

10. Пересказ сказки по серии сюжетных картин.

[Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей. ]

Логопед размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке.

Л. :- Внимательно послушайте сказку.

Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.

Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”

Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.

Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.

Л. :- Какое время года наступило?

- Что сделала Таня?

- Что появилось из земли?

- Кто мешал Ростку?

- Кого Росток попросил о помощи?

- Как помог Грач Ростку?

- В кого превратился Росток летом?

Логопед дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее логопед предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).

Л. :- Какую пользу приносят перелетные птицы?

11. Итог занятия.

[Оценка работы детей]

Логопед убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ НОД

В старшей логопедической компенсирующей направленности для детей с ТНР группе

Воспитатель: Нерослова О.А.

2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Организационный момент. Повторение пройденного материала.

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).

Опадают листья (да)

Тает снег (нет)

Дети загорают у реки (нет)

Люди убирают урожай на полях (да)

Птицы улетают на юг (да)

- А что ещё бывает осенью?

- Ребята, когда я пришла в садик нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

- Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи? Как вы думаете, откуда можно узнать?

-Правильно из словаря, энциклопедии.

- Встали все. Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

- Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

- А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).

- Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?

- Отгадайте, пожалуйста, загадки :

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это? (Соловей)

- Послушайте как поет соловей /аудиозапись/

2. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/

- Правильно вы отгадали, эти птицы куда относятся? Почему? (потому что они улетают в теплые края)

- Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).

- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

- Правильно. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

- Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

- Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

- Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

- А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

- Встали врассыпную. Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел , голубь , ласточка, синица, грач, сорока , скворец, снегирь , аист, журавль, воробей , цапля.

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

- А нам пора возвращаться в группу. Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?

- Что нового вы узнали про полет птиц?

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Садитесь ровно, мы начинаем наше занятие.

Улетают, улетели,
Улетели и грачи.

Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? (об осени)
Куда же это все птицы улетают? (в тёплые края).
Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

3. Беседа.
Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?
Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.
Воспитатель. Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.
Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.
Птицы бывают зерноядные, насекомоядные и всеядные. А каких насекомоядных птиц вы знаете?
Дети. (Делают предположения)
Воспитатель. Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.
Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.
Воспитатель. Перелётных птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.
Дети. (Опираясь на картинки, дети называют птиц).
Посмотрите и послушайте про других перелётных птиц.

4. Беседа.
Воспитатель. Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку.
Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой.
Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет?
Дети. Чтобы быстро плавать и держаться на воде.

9. Итог занятия
Воспитатель. О каких птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры играли? Что понравилось?
(Ответы детей).

Читайте также: