Пазакласнае чытанне люблю наш край старонку гэту 4 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Б) Расширение знаний о возможностях композиторской и народной музыки.

А) Развитие у детей интереса к Дагестанской музыке.

Б) Развития у детей чувства, вкуса и воображения.

В) Стимулировать творческое отношение к видам деятельности.

А) Воспитание эмоционального отклика на звучавшую музыку и видео материал.

А) Игровые упражнения, на создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движения.

Б) Смена музыкального материала.

Компьютер, проектор, экран, муз.центр, фортепиано, карточки, оркестр детских муз.инструментов.

Учитель. Ребята, как вы уже догадались, мы продолжаем знакомиться с музыкой страны гор. Но в начале давайте с вами поздороваемся: ведь традиция приветствовать друг друга и желать добра – древний дагестанский обычай.

II. Муз. приветствие:

III. Повторение пройденного материала:

Учитель. Давайте вспомним, какие национальности проживают в Дагестане?

Ученики. Аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, кумыки, табасаранцы, агульцы, ногайцы, азербайджанцы и.д.р.

Учитель. На прошлом уроке прозвучала главная песня нашей республики. Назовите, что является главной песней страны?

Учитель. Правильно это гимн. Кто является автором Гимна Дагестана?

Ученики. Ширвани Чалаев

Учитель. Перед вами карточки – подсказки, которыми вы можете пользоваться в течение урока. Кто будет активно отвечать и внимательно слушать, то в конце урока получит красную звездочку.

Учитель. А что еще на прошлом уроке мы слушали?

Учитель. Сейчас проведем викторину. Я включаю запись, а вы должны отгадать, какой инструмент звучит. Услышав тембр инструмента, поднимаем карточку, затем карточку убираем в сторонку. Садитесь по удобнее. Итак….

  1. Зурна 6. Чунгур 11. Кеманча
  2. Дудук 7.Чагана
  3. Агач-кумуз 8.Тар
  4. Пандур 9.Гармошка
  5. Саз 10. Барабан

Учитель. А сейчас физ.культ минутка. Все вместе стоя повторяем за мной музыкально – ритмические движения.

IV. Новый материал:

Учитель. А сейчас будем знакомиться с народной музыкой и композиторской. Как вы понимаете народная музыка и композиторская музыка?

Народная музыка это музыка, которую сочинил народ, и передавался из поколения в поколение, из уст в уста. Композиторская музыка-это музыка, которую сочиняет композитор. Дагестанская музыка очень разнообразная. У каждого народа своя музыка, свои танцы, песни.

Но было в Дагестане такое время, когда не было в нашем крае ни одного музыкального учебного заведения, не было композиторов. Все песни, танцы, наигрыши – это результат народного творчества – талантливых певцов, музыкантов и ашугов. Многие их сочинения история не сохранила, потому что записью народной музыки никто не занимался.

Профессиональная музыка в Дагестане начала свою историю с 20-30х годов, когда в Махачкалу после окончания Ленинградской консерватории вернулся композитор и педагог Готфрид Алиевич Гасанов. Именно Гасанов впервые собрал, записал и издал отдельной книгой народные песни нашего края.

Легкая танцевальная музыка. В песне поется о любви к своей родине.

Песня, которую сейчас вы услышите не народная. Сочинил ее известный не только в Дагестане, но и за пределами нашей республики композитор М. Кажлаев.

(Учитель исполняет произведение)

Какая прозвучала музыка? О чем были слова в этой песне? Как бы вы назвали эту песню? Каков характер и настроение музыки?

Учитель. Чем это песня отличается от песни, которую сочинил М. Кажлаев?

Учитель. В песне М. Кажлаева поется о клятве своему народу, а в песне С.Агабабова о любви к девушке.

Это народный танец. Наби Дагиров сделал красивую обработку этого танца. Садитесь поудобнее.

Понравилась ли вам музыка?

Какой характер в танце?

Какой танец хочется исполнить?

Учитель. А давайте попробуем сыграть на детских муз инструментах.

1.Барабан 4. Металлофон

2.Тарелки 5. Кселофон

3.Треугольник 6. Бубен

4. Металлофон 7. Дудук

Учитель. Молодцы! Исполняли очень хорошо, но не возможно, слушая такую музыку усидеть на месте. Я приглашаю вас танцевать.

Учитель. Кроме тех композиторов, о которых мы говорили сегодня на уроке, есть и другие. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Сейфулла Керимов, Магомед Гусейнов, Магомед Касумов, Рамазан Фаталиев, Аида Джафарова, Валерий Шаулов, Заур Джанаев. С их музыкой мы будем знакомиться на следующих уроках.

Вот и познакомились с народной и композиторской музыкой.

Кто этот самодеятель?

Ученики. Ольга Батырбекова.

(Повторение слов в ритме без музыки)

Прежде чем начнем петь, давайте распоемся. Все встали, подтянулись, сделали глубокий вдох через нос, выдуваем воздух через рот. Молодцы!

Распевка нужно, для того, что бы смягчить голосовой аппарат, для легкого исполнения песни.

№1 Протяжная распевка. ( Ма-ми-мо-му. Да-де-ди-до-ду. )

№2 Распевка на стаккато. ( Ле-ле-ле. )

Вот мы с вами подготовили голосовой аппарат для пения. А сейчас сели как исполнители, ровно, выпрямили спинки, красиво и нежно исполняем песню.

Чтобы было интересно слушателю, разнообразим исполнение. Начинает петь солист, припев подпевают все.

Стелятся травинки, родники поют

Выйду на рассвете раннею весной

Заполощет ветер, листья надо мной.

Мост над бурной речкой, в горы попаду,

Погляжу, как дышат, горные луга,

Как свой круг опишет, ястреб пустельга.

Будто вот, вот скажет, полетим вдвоем

Вот он выше, выше, а из вышины,

Льется еле слышно, песня тишины.

Беседе по тексту, объяснение незнакомых слов.

Учитель. Ребята вы хорошо отвечали на вопросы, играли на детских муз.инстр, пели и танцевали. Услышали народные и композиторские песни о родине, о любви к своему родному краю. Было много сказано о Дагестане. Познакомились с композиторами Дагестана. Узнали, какие народные инструменты распространены в Дагестане, услышали их тембр.

Как бы вы назвали сегодняшний наш урок? Какое название вы бы дали? (ответы детей)

Учитель: Близится к концу наш урок. Давайте подведем итоги.

Что узнали нового на сегодняшнем уроке?

С музыкой, каких композиторов встречались?

Чем отличается народная музыка от композиторской музыкой?

Ребята молодцы мне очень понравилось, как вы отвечали, играли, пели и танцевали. Как я обещал, сейчас, я дам звездочки отличившимся детям на сегодняшнем уроке.

Беларусь…. Як шмат значыць гэтае слова для нас – яе дзяцей. Гэта і родныя, знаёмыя з дзяцінства краявіды, і прыгожыя, сціплыя людзі. Гэта і родны дом, дзе нарадзіўуся, і мілагучная мова, і сцежка, па якой пайшоў упершыню, і клёкат буслоў… Усё гэта і шмат чаго іншага – “Беларусь мая сінявокая”.

Жывём мы на гэтай чароўнай, багатай зямлі і за штодзённымі клопатамі не заўважаем яе хараства, прывыкаем да ўсёй гэтай прыгажосці. І па-сапраўднаму адчуваем Радзіму толькі ў далечыні ад яе. Як хочацца тады пачуць гучанне роднай мовы, убачыць роднае неба, удыхнуць роднага паветра.

Некалькі разоў я была за межамі нашай краіны, але на Бацькаўшчыне ўсё-такі і дыхаецца лягчэй, і спіцца мацней, і смяецца весялей. І я ведаю чаму: я – дома. Гэта – маё.

А якія ў нас прыгожыя беларускія словы! Якой пяшчотай і цеплынёй ад іх вее. Яны запаўняюць ўсё навокал нечым незразумелым, але такім жаданым і непаўторным. Я лічу, што нашая мова самая мілагучная, вобразная, вольная. Шмат ў ёй розных ветлівых зваротаў, такіх, як “Калі ласка”, ”Дзякуй”, ”Дабранач”, ”Будзьце ласкавы”. Многія выдатныя сыны Беларусі апявалі яе ў сваіх вершах.

Я вельмі люблю сваю краіну, ганаруся тым, што я – беларуска. Хоць Беларусь і не вельмі вялікая, але ж яна, як маці, заўсёды застаецца побач з табою на працягу ўсяго жыцця. І таму, мы павінны паважаць, цаніць нашу незалежную і квітнеючую краіну.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель:
Развивать познавательный интерес к своей Родине.
Воспитывать у учащихся патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину.
Расширение кругозора, наблюдательности.
Оборудование:
• Пословицы о Родине.
• Ребусы.
• Ветка берёзы.

Все для тебя в родном краю!
Ты всех счастливее на свете. (Е. Трутнева.)

Научитесь слушать шум леса, журчанье ручейка,
Пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного. (А. Куприн.)

Если завтра погибнет мир,
Он погибнет по вашей вине , равнодушные. (Р. Рождественский.)

Что может быть милей
Бесценного родного края? (Н. Языков.)

Учитель: Сегодня, ребята, наш классный час посвящён родине.

Учитель: Есть одно дорогое слово, о нём вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

***
1. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (река)

3. Живёт в лесу работник –
Лесной носатый плотник. (дятел)

4. Вежливое слово. (спасибо)

5. Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (пенал)

6. Белые сапожки, зелёные серёжки. (берёза)

Какое слово получилось по вертикали?
Уч-ся: Родина.

Учитель: Правильно! Молодцы! Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Ученик 2: У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

Ученик 3: В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседской фабрики
Громкий радостный гудок.

Ученик 4: Или степь от маков красная.
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Открывается веточка берёзы, и дети произносят по одному слову, которое для них олицетворяет Родину. На веточке берёзы появляются слова: леса, поля, луга, деревья, небо, облако. Мой дом, мой двор, родители, друзья…

Ученик 5: Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзки у дороги,
По которым мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём,
И рубиновые звёзды –
Звёзды мира над Кремлём.

Учитель: Как называется наша Родина?

Учитель: Наш народ любит свою Родину. О Родине есть много пословиц и
поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Попробуйте соединить части пословиц.

Работа выполняется по группам.

Родина краше солнца, дороже золота.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Нет в мире краше Родины нашей.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего-чего только нет в нашем краю!

Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.

Учитель: Издревле на Руси почитались знатоки загадок. В народном фольклоре именно такие герои зачастую оказывались победителями различных состязаний, а иногда даже царями. В каждую загадку вкладывалось немало ценных сведений об окружающем мире. Человек с такими знаниями по праву считался мудрым и смекалистым, сильным и удачливым. Давайте посмотрим на сколько вы смекалисты и мудры.

Рыхтуемся да ўрока пазакласнага чытання, якi адбудзецца ў пятнiцу 30 лiстапада. Чытаем кнiгi на тэму "Люблю наш край - старонку гэту. " .


1. А. Астрэйка "Родная краiна".
2. А. Гурло "Мой край".
3. В. Жуковiч "Беларуская старонка".
4. У. Мазго "Мiрскi замак".
5. М. Маляўка "Полацк".
6. В. Шпакевiч "Мая зямля".
7. А. Пiсьмянкоў "Мы - беларусы".
8. К. Цвiрка "Там яна".
9. У. Карызна "Песня аб родным".
10. Г. Марчук "Як Несцерка французаў перахiтрыў".

Читайте также: