Парные согласные 2 класс перспектива конспект

Обновлено: 05.07.2024

Ход урока.
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
1.Словарная работа (2 ученика работают на доске).
Какие гласные потерялись в словах?
Слайд. Врн, рбт, млк, крндш, Мскв.
- Почему последнее слово написано с большой буквы?
Проверяем учеников, которые писали на доске.
Проверьте! Ворона, работа, молоко, карандаш, Москва.
2.Орфографическая минутка (2 ученика работают на доске).
Вставьте пропущенные буквы.
1 ученик.
Слайд. Пч.ла д.леко за м.дком л.тает. (Пчела далеко за медком летает).
- Объясни написание слов. Подбери проверочные.
- Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне слова).

2 ученик.
Диктовка: Девочка мечтает о ручной белочке.
- Объясни написание слов.
- Как называется эта орфограмма? (ЧК, ЧН, ЧТ пиши без мягкого знака).

Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте отрывок из произведения А.С.Пушкина. (читает 1 ученик)
Слайд. … Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Берег.)
- Какой звук слышим в конце слова? (к)
- Какую букву пишем на конце слова? (г)
Слайд. - Составьте пару по звонкости-глухости. (г-к)
- Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Берег – берега.
- Какой согласный мы слышим теперь? (г)

- Прочитайте пословицу. (Читает 1 ученик.)
Слайд. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
- Найдите слово с парным согласным в корне. (Рыбку.)
- Какой звук слышим перед глухим согласным? (п)

2 задание. Работа по группам.
Учащиеся делятся на 5 групп, каждая получает карточку с заданием.
Задание: прочитать метаграмму; отгадать слова; подобрать проверочные слова; объяснить, какой способ проверки использовали для каждого слова.

1 группа.
Слайд. С буквой К – цветок полей,
С Г – волшебник, чародей. (Мак – маки, маг – магия.)

2 группа.
Слайд. Когда я с Т – меня сорвут,
Когда я с Д– на мне плывут. (Плот – плоты, плод – плоды.)

3 группа.
Слайд. С К – я стрелами стреляю,
С Г – цветами поражаю. (Лук – луки, луг – луга.)

4 группа.
Слайд. С Т – домашний я зверёк,
С Д – не открыть без меня замок. (Кот – коты, код – коды.)
5 группа.
Слайд. Когда я с Г – я сено на поле,
Когда я с К – стекаю по воле. (Стог – стога, сток – стоки).

Закрепление изученного материала.
1 задание. Работа по учебнику.
Выполните упражнение 49 на с.28.
- Что надо сделать? (Списать, вставляя пропущенные буквы.)
- Докажите, что вы правильно написали слова. (Подбираем проверочные.)

2 задание.
Записать слова, подобрать проверочные.
Способ – изменение формы слова.

Ша. - … ,ду. - … . ( Шаг – шаги, дуб – дубы.)

Записать слова, подобрать проверочные.
Способ проверки – подбор однокоренного слова.

Зу.ки - … , мё . - … . (Зубки – зубной, мёд – медовый.)

3 задание.
Напишите слова, которые надо вставить.
Проверочные говорите устно и объясняете, какой способ проверки используете.
Слайд. Бурый … , колючий … , горбатый … , огромный серый … .
- Какое слово не надо проверять? Почему? (Слон. На конце непарный согласный.)

4 задание.
Посмотрите на 2 группы слов.
Из первой группы запишите пару: слово, которое надо проверить и проверяемое слово. Способ проверки – изменение формы слова.
Слайд. Грибы, гриб, грибной. (Гриб – грибы.)

Из второй группы запишите слово, которое надо проверить и проверочное слово. Способ проверки – подбор однокоренного слова.
Слайд. Трудовой, труды, труд. (Труд – трудовой.)

Сформулируйте правило. Какие есть способы проверки парного согласного в корне слова? (Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить слово так, чтобы после парного согласного стояла гласная или звонкий согласный. Можно подобрать однокоренное слово или изменить форму этого слова.)

5 задание.
Слайд. Мы вошли в еловый лез.
Кот лес на дерево.

Найдите и исправьте ошибки.

Проверьте: Мы вошли в еловый лес. (Лес – леса).
Кот лез на дерево. (Лез – лезет).

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Образовательные:
• актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
• формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными в конце слова.
2. Развивающие:
а) личностные
- формирование учебно-познавательной мотивации учения;
умение развивать интерес к предмету, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- развитие речи, памяти, внимания, логического мышления.
б) регулятивные
- умение действовать по плану;
- развитие навыков самоконтроля, самооценки;
планирование работы в совместном диалоге с учителем.
в) познавательные
- умение классифицировать, объединять в группы, устанавливать причинно-следственные связи;
- анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений.
г) коммуникативные
- умение договариваться, распределять роли, осуществлять
взаимоконтроль.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах и группах;
- воспитание аккуратности при работе.

Формируемые УУД

Формирование способности к организации своей деятельности

Целеполагание и мотивация

Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поволжское управление Министерства образования по Самарской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Центр повышения квалификации "Ресурсный центр"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №11 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Методическая разработка урока русского языка

Работу выполнила:

Штыкова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов,

г. Новокуйбышевск

Предмет: Русский язык

Тема учебного занятия: Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова

Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Цели учебного занятия:

Обучающая: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне слова путём изменения формы слова.

Развивающая: развивать умение подбирать проверочные слова.

Воспитывающая: воспитание интереса к обучению.

На данном учебном занятии будут формироваться следующие универсальные учебные действия:

Личностные (проявлять: интерес к изучению темы; творческое отношение к процессу обучения)

Регулятивные (выполнять учебное задание в соответствии с целью; использовать алгоритм проверки парных согласных в конце слова; выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания; исправлять ошибки в учебном тексте)

Коммуникативные (формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение; согласовывать позиции и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата)

Познавательные (различать парные согласные по звонкости и глухости и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании лото со словами, имеющими парные согласные)

Русский язык. Учебник.2 класс. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. М.: Просвещение, 2012г.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс. Климанова Л.Ф. М.: Просвещение, 2012г.

На учебном занятии будут использованы следующие формы организации учебно-познавательной деятельности:

2.Работа в парах

3.Работа в группа

Учебное занятие будет реализовано на основе технологии проблемного обучения, игровой технологии.

Демонстрационный материал: картинка с изображением весёлого Смайлика; карточки с пошаговым алгоритмом проверки своей работы по образцу.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

1. Парные согласные по глухости и звонкости.

2. Алгоритм проверки парных согласных.

Учащиеся будут уметь:

1.Использовать алгоритм проверки парных согласных.

2.Правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце и в середине слова.

3.Строить словосочетания и предложения со словами, содержащими парные согласные.

4.Распознавать парный согласный и обосновывать своё мнение, выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

На доске картинка с изображением весёлого Смайлика

- Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки.

- Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).

– Что же значит учиться? ( Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

- Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу.

- А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу.

– Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.)

- А теперь, открыли рабочие тетради упр.91, с.51 и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.)

- Закрыли учебники и пишем.

У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма.

– Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

На доске записаны слова:

ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ.

- Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением )

– Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла.

3. Постановка проблемы..

– Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово).

– А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся).

4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения

– Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся).

- Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся).

- Давайте произнесём слово (травка).

- Какой звук слышим в середине слова? ([ф]).

- Какой буквой будем его обозначать? (в).

- А как вы догадались? (подбираем проверочное слово).

- Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук).

- Почему? (за ним следует гласный).

- Где находится парный согласный? ( В корне).

- Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). ( Учитель пишет тему на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.

- Что же мы с вами сначала должны повторить ? (Парные согласные.) Чему должны учиться ? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с …. ( новыми словами.)

5. Чистописание.

- А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом).

б в г д ж з

п ф к т ш с

- Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите.

Хорошо того учить, кто хочет всё знать.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

1. Наблюдение над проверочными словами.

- Отгадайте загадку. ( Показ слайда).

- Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный).

- Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.)

- Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.)

- А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь?

( Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.)

- Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова:

Медведь – медведи ( На доске появляются рисунки).

- Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово).


Цель урока: знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в середине слова; применять правило проверки написания парных согласных в середине слова.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Познавательные УУД: читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать информацию, представленную в разных формах; строить логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с соседом по парте; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

Личностные УУД: проявлять положительное отношение к учебному предмету, интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица. Давайте улыбнемся, оглянемся вокруг и подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и делаем прекраснее окружающий нас мир.

- Проверим свою осанку, правильное расположение тетради на парте. (Личностные УУД: самоопределение)

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

Соедините согласные звуки в пары.


- Посмотрите на пары букв, которые у нас получились. Что заметили? (Это парные согласные, одна буква обозначает глухой звук, а другая - звонкий)

- Знакома ли вам эта орфограмма?

- О чем пойдет разговор на уроке?

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с парными согласными звуками.

Но для этого вам необходимо вспомнить все, что уже знаете о парных согласных звуках.

2. - Вспомним, что мы знаем об этой орфограмме.

• По ходу повторения учитель вывешивает на доске схему.

- На какие группы делятся парные согласные?

- Где в слове могут стоять парные согласные?

- Как проверить парный согласный звук на конце слова?


(Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; личностные УУД: самоопределение; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

III. Выявление места и причины затруднения.

- Перед вами группа слов:

ГЛАЗ
ШУБКА
ДУБ
СНЕГ
ПРЫЖКИ

- Назовите слова с орфограммой парный согласный звук на конце слова.

- Запишите слова в тетрадь вместе с проверочными словами:

(Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

- Назовите оставшиеся слова. Сравните произношение и правописание этих слов. Что заметили? (Заметили, что парный согласный звук может стоять в середине слова).


- Вернемся к схеме на доске и дополним ее.

- Нужно ли проверять написание парных согласных в середине слова?

- Знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в середине слова? (Нет)

- А знаем ли мы правило для проверки парных согласных звуков в конце слова? (Да, знаем.)

- Возникает проблема: а можно ли это правило применить к парным согласным в середине слова? Как вы думаете можно? (Ученики высказывают свое мнение.)

Учитель на схеме прикрепляет вопрос.

- Чтобы разрешить полученную проблему, попробуем применить правило для проверки парных согласных в конце к парным согласным в середине.

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

- Проверим слово ШУБКА. Измените слово так, чтобы парный согласный звук слышался четко. (ШУБА)

- Почему звук слышится четко? (Потому что рядом встал гласный.)

- Запишем пару слов, которая у нас получилась: шубка - шуба.

- Следующее слово ПРЫЖКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ПРЫЖОК.

- Какое слово осталось? ЛОШАДКИ. Изменим слово так, чтобы звук слышался четко: ЛОШАДИ

СДЕЛАЕМ ВЫВОД: Помогло ли нам правило, которое мы знаем? Как же проверить парный согласный в середине слова?

- Сравним наши выводы с правилом учебника.

Откройте учебник на стр. 117

- Как же проверить парный согласный в середине слова?

- Мы решили поставленную проблему? (Для парных согласных в конце и в середине слова можно применить одно правило.)


Учитель убирает вопрос со схемы.

- Сформулируй тему урока. Чему мы будем сегодня учиться?

(Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование; коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации; познавательные УУД: моделирование; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений)

V. Реализация проекта.

- Потренируемся применять правило для проверки парных согласных в середине слова, выполним упр. 174, с.116. (с комментированием)

- Как правильно написать слова с парными согласными в середине слова? (Надо проверять. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)

(Коммуникативные УУД: управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка действий партнёра; регулятивные УУД: контроль, оценка, коррекция; познавательные УУД: применение модели для получения информации)

VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Карточки со следующим заданием:

Мы…ка, ко…ка, гла…ки, ла…ки
Руч…ки, кни…ки и тетра…ки,
Шу…ка, ша…ка и сапо…ки,
И берё…ки и серё…ки.

- Что общего у всех этих слов, что их отличает?

- Работать будете в парах. Вставьте ручкой пропущенную орфограмму, устно подберите проверочное слово.

Доска: на ней закрыто такое же стихотворение, орфограммы вставлены

(Личностные УУД: положительное отношение к процессу познания; применение правил делового сотрудничества, регулятивные УУД: планирование решения учебной задачи; оценивание и коррекция деятельности; познавательные УУД: применение модели для получения информации)

VII. Включение в систему знаний и повторение.


ЯКласс

(Личностные УУД: самоопределение; познавательные УУД: структурирование знаний)

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Какие задачи мы перед собой ставили на уроке?

-Кто встретил трудности? В чем? Почему?

-Теперь я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. Перед вами \

карточки с кружками.

Красный: Я все понял, но у меня есть еще вопросы.

Жёлтый: Я все понял, могу работать самостоятельно.

Зелёный: Я все понял, могу объяснить другим.

-Что будете делать дома для того, чтобы закрепить знания?

Домашнее задание.

Стр. 117 упр. 175, правило.


-75%

Читайте также: