Параграф 19 20 конспект

Обновлено: 07.07.2024

Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века.

Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.

Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

ВложениеРазмер
gos.i_ros.obshchestvo.docx 17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории Демко Е.Н

Тема урока: Государство и российское общество в конце 19 - начале 20в.

1. Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века.

2. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века - среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.

3. Продолжить формирования умений анализировать исторические источники, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.

1. Актуализировать необходимые знание учащихся из курса истории России 19 века

2. Территория и население Российской империи

3. Особенности российской модернизации

4. Политический строй. Государственные символы

5. Социальная структура

1. Актуализация опорных знаний учащихся по раннее изученному материалу восьмого класса (история России 19 века).

- Какой период истории нашего государства мы изучали в восьмом классе?

- Как называлось наше государство в 19 веке7

- Какие исторические события из истории нашего государства19 века вы помните?

- Кто из императоров управлял российской империей в 19 веке?

- Кто из великих деятелей культуры жил 19 веке?

- Кого называли декабристами, народниками, передвижниками, западниками, славянофилами?

2. Изучение новой темы

Территория и население Российской империи

В начале 20 века Российская империя была одной из крупнейших стран мира, более 22млн.км, занимала второе место после Британской империи.

Российская империя делилась на губернии и области. Автономию сохранили только Великое княжество Финляндское. В зависимости от России находились Хивинское ханство и Бухарский эмират.

На территории страны проживало более 128 млн. человек и более 100 народов и народностей. Существовали все основные религии. Большинство исповедовали православие. Немалая часть русского населения причисляла себя к старообрядческой церкви. Большая группа народов - татары, башкиры, горцы Кавказа, народы Средней Азии были мусульманами. Калмыки и буряты являлись последователями буддизма. Коренные народы Севера и Сибири сохраняли языческие верование.

Особенности российской модернизации

В начале 20 века. В России продолжался процесс модернизации. Россия относительно поздно вступила на путь капиталистического развития, она должна была двигаться как можно быстрее, переходить к индустриальному обществу в короткие сроки. В начале 20 века. Модернизация охватила в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны.

Политический строй. Государственные символы

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная.

Совещательным органом при императоре являлся Государственный совет. Монарх руководил страной через Комитет министров, являвшийся высшим исполнительным органом империи. Министры были ответственны только перед императором, он был не только главой государства, но и Русской православной церкви. Управление православной церковью царь осуществлял через Синод.

Модернизация экономики сопровождалась важными изменениями в социальной структуре общества. Модернизация разрушила сословные перегородки. Наиболее могущественным классом российского общества являлось буржуазия. Численность крупной буржуазии была незначительна, примерно 25 тыс. человек (с членами семьи 125 тыс.). Многие представители российской буржуазии занимались благотворительностью, меценатской и просветительской деятельностью. Текстильный фабрикант П.М.Третьяков передал в дар Москве коллекцию русской живописи. При финансовой помощи С.Т.Морозова был создан Московский художественный театр.

К началу 20в. в России было примерно 13 млн. наёмных рабочих, 2,8млн. - потомственные рабочие, остальные рабочие в первом поколении, выходцы из деревень.

Высшей социальной группой в России являлись потомственное дворянство, они владели земельной собственностью. Но и здесь происходили перемены. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало не дворянам, немногие дворяне-помещики сумели перевести хозяйство на капиталистические рельсы с применением сельскохозяйственных машин и наёмного труда. Земли закладывались и перезакладывались, продавались.

В крестьянской среде шло расслоение, всех зажиточных хозяев называли ,кулаками они составляли, 2-3% крестьянского населения. На другом полюсе деревни - безлошадные хозяйства (примерно 25%). Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы - таких хозяев насчитывалось до 10%.

К началу 20 века в России 2,7% населения занимались умственным трудам6 ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, артисты - интеллигенция. К 1917 году их количество составляло 1,5 млн.человек.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глава IX Российская империя при Николае II. 1894-1914 гг. Урок 4. Государство и общество на рубеже XIX – XX вв. Часть 2

История 9 класс. Учебник История России XIX – начало XX века. 9 класс. Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуева, Е.В.Симонова. М:- Дрофа, 2019г.

Гудзишевская Нина Валентиновна

Цель: познакомиться с основными событиями внешней политики России на рубеже XI – XX вв.

· характеризовать особенности внешнеполитического курса Николая II в начале ХХ века; установить взаимосвязь внутренней и внешней политики;

· выяснить причины русско-японской войны, проследить ход боевых действий, подвести итоги и оценить последствия войны; характеризовать взаимоотношения власти и общества;

· развивать навыки анализа исторической информации, систематизации выводов в таблицах и схемах; умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока.

Тип урока: комбинированный с использованием технологий развития критического мышления; здоровье сберегающих технологий, ИКТ.

Оборудование урока: Компьютер, проектор, презентация, учебник История России XIX – начало XX века. 9 класс. Л.М.Ляшенко, О.В.Волобуева, Е.В.Симонова. М:- Дрофа, 2019г.

1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся.

2.1. Дайте характеристику политическому строю России.

2.2. В чем причины роста оппозиционных настроений, какие требования выдвигали представители демократической оппозиции.

2.3. Дайте характеристику революционному движению России в начале ХХ века.

3. Мотивационно-целевой этап.

Слайд 1. Современники отмечали пацифизм Николая II . Известно, что российский император стал инициатором первой мирной конференции 1899г. в Гааге по вопросам разоружения. Однако в период его правления Россия воевала дважды – в русско-японской и в Первой мировой войнах.

Есть ли связь между внутренней политикой и внешней? (ответы учащихся).

Формулировка цели и задач урока.

4.Изучение нового материала.

Слайд 2. Запись темы урока в тетрадь.

1.Основные направления внешней политик России на рубеже XIX – XX вв.

2. Русско-японская война.

2.1. Причины войны

2.2. Ход военных действий.

2.3. Итоги русско-японской войны.

3. Власть и общество.

Слайд 4. Основные направления внешней политик России на рубеже XIX – XX вв.

Вспомните характеристики нового, империалистического, этапа развития капитализма. Что характерно для международных отношений рубежа XIX – XX вв? (ответы учащихся).

Обобщение учителя: Борьба за территориальный передел мира диктовала экспансионистский характер внешней политики всех великих держав, в том числе и России. Особенности модернизационного рывка, геополитического положения страны определили основные направления и задачи внешней политики.

Слайд 5. Комментарии к схеме:

Почему на европейском направлении Россия старалась сохранить достигнутое положе-ние? (иностранные инвестиции, торговые отношения).

С конца 1880-х гг. между Россией и Францией укрепились союзнические отношения. Как это отразилось на системе европейских отношений? (обострение отношений с Германией, вмешательство России в попытки Германии окончательно разгромить Францию).

На южном направлении интересы России пересекались с интересами Англии по поводу влияния в Иране и Афганистане. Кроме того, продвижение России в Средней Азии также обострило противоречия с Англией.

С Австро-Венгрией на южном направлении Россия соперничала за влияние на Балканах.

Какие страны, по вашему мнению, могли быть особенно недовольны подобным положением дел? (Англия, напомнить оп опиумных войнах как средстве активного проникновения в Китай, Япония, которая встала на путь захвата колоний).

Слайд 6. Русско-японская война. 2.1. Причины войны.

Комментарии к схеме:

Слайд 7. Проанализируйте соотношение сил в Русско-японской войне.

Географический фактор, опыт ведения совре-менных войн

- растянутость коммуникаций, низкая пропускная способность Транссиба

-опыт колониальной экспансии

- территориальная близость к зоне конфликта

- освоение европейской тактики ведения боевых действий

100 тыс. (на дальнем Востоке)

- высокие морально-волевые ка-чества (при грамотном командова-нии)

175 тыс. чел (100 тыс. резерв)

69 (55 в Порт-Артуре)

148 полевых орудий

1140 полевых орудий

Порт-Артур как военно-морская база не был достроен к начале войны:

· по плану – 542 орудия, фактически – 375, готовы к боевым действиям - 108

Слайд 8. Планы сторон

- оборона, подтягивание резервов к августу 1904г

- переход в наступление, возможность высадки десанта в Японии

- уничтожение русского флота

- захват Маньчжурии, Уссурийского и Приморского края

Слайд 9. Ход боевых действий.

Война началась 27 января 1904 г. нападением японского флота на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура.

Наши генералы заявили, что, если бы у них было больше времени, они могли бы выиграть войну. Я же полагал, что им нужно было дать двадцать лет для того, чтобы они могли поразмыслить над своей преступной небрежностью. Ни один народ не выигрывал и не мог выиграть войны, борясь с неприятелем, находившимся на расстоянии семи тысяч верст, в то время как внутри страны революция вонзала нож в спину армии.

Великий князь Александр Михайлович Романов.

Слайд 10. Задание: стр. 281- 284 1-2 абз., дополнительные источники. Заполнить таблицу (задание выполняется дома). Сделать вывод о причинах поражения России.

Ход боевых действий

Слайд 11. Итоги русско-японской войны.

Несмотря на череду поражений русской армии и флота силы Японии были на исходе. Президент США Теодор Рузвельт предложил выступить посредником в переговорах о мире. Переговоры шли в американском городе Портсмуте. Русскую делегацию возглавил С.Ю.Витте. Именно благодаря его жестко позиции Япония не получила существенных приобретений.

Портсмутский мир 23 августа 1905 г.

· признание Кореи сферой влияния Японии

· уступка Японии южной части острова Сахалин

· передача Японии Ляодунского полуострова с Порт-Артуром

· Россия выплатила вознаграждение за содержание русских военнопленных.

Слайд 12. Власть и общество.

Задание: п.3 стр. 285 -286.

Выясните, какое влияние оказала русско-японская война на российское общество, уроки войны. (проверка выполнения задания)

· расходы на войну, противоречия в высших кругах вызвали антивоенные выступ-ления рабочих и студентов, убийство террористами-эсерами В.К.Плеве

- возвращение из ссылки или восстановление в правах либеральных деятелей

- разрешение земцам проводить обсуждение вопросов общественной жизни

- декабрь 1904г. указ с обещанием ограниченных реформ

- рост революционных настроений среди солдат

· обострение конфликта между властью и обществом:

- требование введения конституции, ликвидации сословного деления, провозглашения демократических прав и свобод

- необходимость социально-экономических реформ: к аграрному вопросу добавился рабочий

- распространение социалистических идей

- осложнение национального вопроса

Каковы перспективы дальнейшего развития событий в России? ( в условиях нежелания правительства проводить реформы страна скатывалась к революции).

История России – это очень длительный период становления великой державы. Он берет свое начало, тогда когда еще не было самого государства, как такового, и продолжается, по сей день. В настоящее время Российская Федерация является исторической преемницей предшествующих форм непрерывной государственности с 862 года: Древнерусского государства (862—1240), Великого княжества Владимирского (1157—1389), Московского княжества (1263—1547), Русского царства (1547—1721), Российской империи (1721—1917), Российской республики (1917), Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (1917—1922, с 1922 года республика в составе СССР) и Союза Советских Социалистических Республик (1922—1991).

Часть 1. С древнейших времен до конца XVI века .

Часть 2. С конца XVI до конца XVIII века.

Часть 3. С XIX до начала XX века.

Часть 4. С XX до начала XXI века.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ






(с) Цитаты из вышеуказанных учебных пособий использованы на сайте в незначительных объемах, исключительно в учебных и информационных целях (пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ).

Картографическая информация - важная, но не единственная составляющая отображения и применения справочных данных, получения знаний из области географии. Не менее важна краткая запись географических сведений, выполняемая из различных источников. Учитывая важность этой работы, многие педагоги вводят в свою практику конспекты по географии за 8 класс - они задают восьмиклассникам задания по их составлению в классе или на дом. Переоценить полезность таких занятий невозможно - конспектирование обладает высокой практической ценностью для школьников. А навыки составления краткой записи уроков, лекций, учебных пособий понадобятся и после окончания школы. Например, в техникумах, колледжах, ВУЗах именно конспектирование является основой получения знаний в ходе уроков, практических занятий, подачи материала.

В чем состоит польза конспектирования уроков?

Среди преимуществ, которыми обладают конспекты по географии за 8 класс, эксперты выделяют:

  • краткость представленной информации. Она изложена в сжатом виде, максимально доступном для применения. В том числе - в условиях ограниченного времени на решение той или иной учебной, научной, рабочей, творческой или бизнес-задачи;
  • наглядность законспектированных данных. Такими материалами можно легко воспользоваться впоследствии, а сам процесс конспектирования - это дополнительная возможность внимательно изучить, тщательно проработать тему, раздел, параграф;
  • по таким материалам проще готовиться, можно за короткий срок освоить большее количество информации, повторить её перед зачетом, экзаменом, проверочной.

С какими трудностями сталкиваются учащиеся при конспектировании?

Проблемой является то, что далеко не все восьмиклассники умеют грамотно и качественно конспектировать информацию.
Среди сложностей, с которыми сталкивается большинство:

  • неумение работать с большими массивами данных - вдумчиво читать, анализировать и обрабатывать тексты;
  • незнание основ сравнения и логического осмысления прочитанного;
  • трудности с составлением, формулированием кратких выводов из прочитанного, которые и становятся базой для написания краткой записи.

Научиться можно, если заниматься подготовкой системно, ответственно и регулярно. Некоторые прибегают к сторонней помощи - преподавателей, репетиторов, посещают курсы. Но можно освоить задачу и самостоятельно. Например, воспользовавшись порталом еуроки. Здесь конспекты по географии для 8 класса представлены практически по всем учебным пособиям, программам и УМК, по которым дисциплина изучается в школах. Разнообразная коллекция поможет подросткам качественно подготовиться, научиться не просто пользоваться готовыми материалами, но и конспектировать данные самостоятельно. Серьезно и ответственно подойдя к решению этой задачи, учащиеся смогут получить максимум от ее результата: глубокие и полные знания, полезные навыки, умение самостоятельно принимать и реализовывать важные решения.

Чтобы сделать конспект параграфа необходимо его прочитать хотя бы два раза. При первом чтении нужно выписать в тетрадь основные подпункты параграфа. Они могут быть выделены жирным шрифтом. При втором прочтении нужно выделить главную мысль подпункта: какая проблема или явление рассматривается в подпункте? как она была решена?

Необходимо прочитать вопросы, которые даны в конце параграфа, ответить на них и дополнить краткое описание подпунктов.

В конспект необходимо вносить основные даты (лучше ограничиться двумя для каждого подпункта) и определениями, которые даны в параграфе.

Читайте также: