Падежные окончания имен существительных конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: орфографические словари, карточки морфологического разбора; карточки с заданиями; словарь C. И. Ожегова; перфокарты, тематическая тетрадь, таблицы.

I. Организационный момент.

Доброе утро. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Кто отсутствует в классе?

II. Разминка. Работа с текстом.

На доске записан текст.

1)Лес устал от зимней тягост… .
2) Подснежник – вестник радост… и счастья.
3) Вдруг среди застывшей природы донесся запах подснежника.
4) Он кажется капелькой неба на земле.
5) Это запах пробуждающейся жизн… .

1. Что у меня записано на доске?

2. Почему данные предложения нельзя назвать текстом?

3. Что нужно сделать, чтобы получился текст? Давайте из этих предложений составим текст. (1, 3, 5, 2, 4.)

4. Какова тема данного текста?

5. Какова идея текста?

Давайте из текста выпишем словосочетания с существительными в роли зависимого слова, определим падеж, графически выделим орфограмму №17.

(от зимней тягости, запах жизни, вестник радости )

III. Работа по теме урока “ Правописание падежных окончаний имен существительных”.

Сегодня у нас очень важный урок. Мы закрепляем, уточняем свои знания о падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения.

1. Сколько падежей в русском языке?

2. Как называется изменение имен существительных по падежам?

3. По какой форме имени существительного определяется склонение?

4. По какой морфеме?

5. Скажите, что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании гласных –е– -и– в падежных окончаниях существительных единственного числа?

Давайте составим алгоритм рассуждения:

1. Определяю склонение, падеж имени существительного.

2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.

Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется “Найди “лишнее” слово”. Даю подсказку : нужно смотреть на окончание. Выпишите это слово, определите склонение, падеж. Игра проводится по вариантам, у каждого ребеночка распечатка лежит на столе.

Все справились, молодцы.

IV. Работа с таблицей.

Продолжаем наш урок. Вы прекрасно знаете, что в русском языке существует такое понятие как “верные предлоги”. Что это за предлоги? (Это предлоги, которые употребляются только с одним падежом. По “верному предлогу” легко определить падеж). Я составляла таблицу, и у меня произошел сбой программы, и все предлоги перепутались. Соберите их, пожалуйста, в систему.

Молодцы, вы хорошо справились с задачей.

V. Выборочный диктант.

Мы вспомнили, потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)

Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый – -и. К доске вызываются два человека, и они работают за доской.

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде.

Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите в тетради одноклассника на следующей строке свою фамилию, на другой количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям (1 ошибка –“5”, 2 ош. – “4”, 3–4 ош. “3”, более 5 ош. –“2”).

VI. Зрительный диктант.

Посмотрите на доску, что там записано?

По каким признакам вы определили, что это пословица?

Как вы понимаете смысл пословицы? Прочитайте ее еще раз. Пословица с доски стирается.

Запишите пословицу по памяти, графически выделите орфограмму №17.

Набирайся ума в учении, а храбрости в сражении.

VII. Самостоятельная работа.

А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы.

На столах у детей лежит распечатка с заданиями, и ребенок сам выбирает задание.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба – в жизн…, жизнь – в борьбе.
  2. Не в деньгах счастье, а в согласи… .
  3. В хорошем сочетани… каждая буква – золото.
  4. Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.
  5. Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметки “4 и 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .

Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный.

VIII. Перфокарта.

А сейчас я вам предлагаю провести перфокару по теме “ Правописание -е -и в падежных окончаниях существительных (Орф.№17).

Самопроверка. Выставление отметок.

5 и более ошибок – “2”.

IX. Итог урока.

  1. Какие три падежа существительных трудны для написания окончаний?
  2. Какая гласная “ведет” окончание существительных 3-го склонения и существительных на –мя?
  3. В каком падеже эта гласная употребляется у существительных 1-го склонения?
  4. Какая гласная “не дружит” со словами 3-го склонения?

Выставление отметок, запись домашнего задания.

  1. Работа со словарными словами на букву “с”.
  2. Выполнить карточку по вариантам.

Задание для 1-го варианта.

Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж:

Поле (П.п.) – ,
Гвоздь (Д.п.) –
Печаль (Р.п.) –
Береза (П.п.) –
Радость (П.п.) –
Речка (Д.п.) –
Лошадь (Р.п.) –
Ветка (Д.п.) –

Задание для 2-го варианта.

Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:

Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…).

Приложение 1.

Тестовые задания с выбором ответа.

1. К 1 склонению относятся слова:
А) м.р., ср.р., с окончаниями о, е, нулевым
Б) ж.р., с нулевым окончанием и ь на конце
В) ж.р., м.р. с окончаниями а, я

2. От дорог… Какой выбор?
А) 1 скл., Д.п., окончание И
Б) 1 скл., Р.п. окончание И
В) 3 скл., Р.п. окончание Е

3. Метро. Слово какого склонения?
А) несклоняемое
Б) 1 скл.
В) 2 скл.

4. К сирен…Какой выбор?
А) 3 скл., Р.п., окончание И
Б) 2 скл., Д.п., окончание И
В) 3 скл., Д.п., окончание И

5. В каком падеже стоит имя существительное, выступающее в роли подлежащего?
А) В.п.
Б) И.п.
В) Р.п.

6. Окончание И пишется в ….
А) 1 скл., Д.п.
Б) 2 скл., Р.п.
В) 1 скл., Р.п.

Приложение 2.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

Умение – в знани…, знание – в учеб…, учеба– в жизн…, жизнь– в борьбе.

Не в деньгах счастье, а в согласи… .

В хорошем сочетани… каждая буква – золото.

Кошк…– игрушки, мышк… – слезки.

Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметку “4 или 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок…, в ведомост…, в поговорк…, в пламен…, о тоннел…, на местност… .


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: развивать умение распознавать имена существительные 1 склонения, провести наблюдения за изменением окончаний имен существительных 1 склонения.

Задачи урока:

1. Образовательные: познакомить учащихся с падежными окончаниями имен существительных 1 склонения.

2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, научную речь.

3. Воспитательные: воспитывать аккуратность в записи , организованность.

Планируемые результаты:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Познавательные: уметь ориентироваться в таблице.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Используемые ресурсы: учебник по русскому языку 4 класс 1 часть. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий., доска, мел, учебник, тетрадь, презентация.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Эльмира Александровна, сегодня я проведу урок русского языка. Садитесь.

Проверьте свое рабочее место, все ли у вас готово к уроку? На столах у вас должен лежать учебник, ручка, тетрадь, дневник. Я надеюсь, что вы будете активно работать во время урока.

Проверяют наличие на партах учебника, тетради, дневника и письменных принадлежностей.

Начнем наш урок со словарной работы.

Откройте рабочие тетради. Запишите 15 ноября, классная работа. Ребята, прокомментируй запись и подчеркните орфограммы.

На следующей строке записываем слова, вставляя пропущенные буквы: Аллея, пейзаж, метель, улица, ветер, ночь, экскурсия, метро

Обратите внимание на интерактивную доску, проверьте, правильно вы вставили буквы или нет.

Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.

Как вы думаете, чем они отличаются?

А мы можем определить склонение?

Давайте распределим слова в три столбика.

Что вам помогло определить склонение?

Записывают слова, вставляя пропущенные буквы, комментируют.

Разный род, окончание, склонение.

Выполняют на интерактивной доске, комментируют.

1ст.: аллея, улица, экскурсия;

2ст.: пейзаж, ветер, метро;

3ст.: метель, ночь.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Ребята, откройте учебник на странице 90, прочитайте упражнение 157.

Давайте отгадаем загадки

1.Я как песчинка мал, а землю покрываю,

Я из воды, а с воздуха слетаю.

2. С неба – звездой, в ладошку – водой.

Найдите в загадках имена существительные.

Ребята, давайте выпишем из 1 загадки имена существительные в начальной форме.

Какое слово лишнее? Почему?

Давайте выделим окончания в этих словах.

Давайте определим склонения и род остальных слов.

Ребята, давайте вспомним, какие же слова относятся к 1 скл.?

Посмотрите на доску, перед вами таблица.

Так о чем мы сегодня будем говорить?

(а, я –нач.ф., а вот какие окончания бывают у сущ. 1скл., мы сегодня узнаем.)

Песчинка, землю, воды, воздуха, звездой, ладошку, водой, неба.

Работа на доске.

Песчинка, земля, вода, воздух.

Слова ж.р., м.р. с а, я.

Сегодня на уроке мы будем работать с падежными окончаниями имен существительных 1- склонения.

Регулятивные:; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

На странице 91 обратим внимание на таблицу. Давайте вместе ее разберем. Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 1-го склонения в одном и том же падеже?

По ударным падежным окончаниям имен существительных 1-го склонения можно проверять написание безударных окончаний имен существительных этого же склонения:

О звезде' – о книге.

В каких падежах окончания имен существительных 1-го склонения одинаковы? Назовите эти окончания.

Разбор таблицы с комментарием, краткое фиксирование в тетрадях.

Ударные и безударные окончания имен существительных 1-го склонения в одном и том же падеже пишутся одинаково.

Окончания имен существительных 1-го скл. одинаковы в Д.п и П.п.

Познавательные: уметь ориентироваться в таблице.

Личностные: учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Ребята, об окончаниях каких сущ. мы сегодня говорили?

Сейчас мы немного отдохнем.

Дама сдавала в багаж:

И маленькую собачонку.

Падежные окончания 1скл.

Дама, картина, корзина, картонка, собачонка

Молодцы, я надеюсь, что вы справитесь со следующим заданием.

Ребята, прочитайте упражнение 159. (на доске)

Просклоняйте данные имена существительные.

Стена, земля, дедушка, дядя.

Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания. Первую пару слов делаем вместе, вторую пару самостоятельно по вариантам. ( 1 вариант –дедушка, 2 вариант –дядя).

Проверим по таблице на с.91, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных.

Выполним упражнение 160.

Среди кустов зеленых у речки серебристой

Гуляет олененок – теленочек пятнистый.

Он ходит по опушке в лесной своей сторонке,

И у него веснушки –совсем как у девчонки.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите склонение и падеж выделенных имен существительных.

Проверьте по таблице на с.91, правильно ли написаны безударные окончания имен существительных в данных падежах.

И.п.(что?) стена, земля;

(кто?) дедушка, дядя.

Р.п. (чего?) стены, земли;

(кого?) дедушки, дяди.

Д.п. (чему?) стене, земле;

(кому?) дедушке, дяде.

В.п.(что?) стену, землю;

(кого?) дедушку, дядю.

Т.п. (чем?) стеной, землей;

(кем?) дедушкой, дядей.

П.п. ( о чем?) стене, земле; (о ком?) дедушке, дяде.

Выполняют упражнение в тетради с комментарием.

Сторонке ( 1 скл., П.п)

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с какими окончаниями имен существительных 1-го склонения?

Кто скажет, как же пишутся ударные и безударные окончания имен существительных 1-го склонения в одном и том же падеже?

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали.

Благодарю вас за активную работу, всем спасибо!


-75%

Падежные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных — это систе­ма сло­во­из­ме­ни­тель­ных мор­фем, соглас­но кото­рым, а так­же родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва́ этой части речи отно­сят к 1, 2 или 3 склонению.

Рассмотрим, какие окон­ча­ния паде­жей име­ют суще­стви­тель­ные пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го скло­не­ния. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цы падеж­ных окон­ча­ний с примерами.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и числам.

В одной и той же падеж­ной фор­ме сло­ва могут иметь раз­ные окончания:

  • р. п. нет (чего?) машин ы , дерев а , вещ и
  • д. п. иду (к чему?) к машин е , дерев у , вещ и .

Различия падеж­ных окон­ча­ний зави­сят от при­над­леж­но­сти суще­стви­тель­но­го к 1, 2 или тре­тье­му скло­не­нию. В одном и том же паде­же суще­стви­тель­ные одно­го и того же скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния неза­ви­си­мо от ударения.

Окончания паде­жей имен суще­стви­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла пред­став­ле­ны в таб­ли­це с примерами:

,-а, -я, -о, -емолодц а

-ом, -еммолодц ом

-е, -ио молодц е

Узнаем, по каким при­зна­кам рас­пре­де­ля­ют­ся суще­стви­тель­ные по трем типам скло­не­ния и рас­смот­рим более подроб­но, как пра­виль­но пишут­ся окон­ча­ния паде­жей в сло­вах этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

  • стар­шин а , дяд я
  • слав а , гир я
  • злюк а , сон я .

Ударные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных не доста­вят сомне­ний в напи­са­нии. Рассмотрим без­удар­ные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных 1 склонения.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) кни́га, коса́
  • р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п. дам (чему?) кни́г е , косе́
  • в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п. любу­юсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п. расска­жешь (о чём?) о кни́г е , о косе́.

Падежные окончания существительных

Окончания падежей существительных

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем букв -ия:

Такие сло­ва име­ют окон­ча­ния , а не в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стра­те­ги я , стра­те­ги и
  • р. п. нет (чего?) стра­те­ги и , стра­те­гий
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к стра­те­ги и , к стра­те­ги ям
  • в. п. изу­чаю (что?) стра­те­ги ю , стра­те­ги и
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) стра­те­ги ей , стра­те­ги ями
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о стра­те­ги и , о стра­те­ги ях

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • край , порог , слой , иней
  • шил о , яблок о , мор е , пол е .

Обратим на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ий (алю­ми­ний, сана­то­рий) и суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ие (опре­де­ле­ние, созвез­дие). Такие сло­ва в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние , а не типич­ное окон­ча­ние , как все суще­стви­тель­ные вто­ро­го склонения.

  • и. п. (что?) ого́нь , сомне­ни е , (кто?) ге́ний
  • р. п. нет (чего?) огн я́ , сомне­ни я , (кого?) гени я
  • д. п. (чему?) огн ю , сомне­ни ю , (кому?) гени ю
  • в. п. (что?) огонь , сомне­ни е , (кого?) гени я
  • т. п. (чем?) огн ём , сомне­ни ем , (кем?) гени ем
  • п. п. (о чём?) об огн е́ , о сомне­ни и , (о ком?) о гени и
  • гер­бар и й — о гер­ба­ри и ;
  • ком­мен­тар и й — в ком­мен­та­ри и ;
  • созвезд и е — о созвез­ди и ;
  • теле­ви­ден и е — на теле­ви­де­ни и .

3 склонение существительных

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с мяг­кой осно­вой и с осно­вой на шипя­щий (ж, ч, ш, щ), обо­зна­чен­ные мяг­ким зна­ком, с нуле­вым окончанием:

  • льня­ная ткань
  • дол­гая болезнь
  • непро­хо­ди­мая грязь
  • дале­кая пустошь
  • густая рожь
  • наша помощь
  • ост­рая горечь .

Особенностью скло­не­ния этих суще­стви­тель­ных явля­ет­ся чаще все­го без­удар­ное окон­ча­ние в трех паде­жах: роди­тель­ном, датель­ном и предложном.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) ве́тошь
  • р. п. край (чего?) ве́тош и
  • д. п. тянусь (к чему?) к ве́тош и
  • в. п. беру (что?) ве́тошь
  • т. п. про­трем ( чем?) ве́тошь ю
  • п. п. нуж­да­ем­ся (в чём?) в ве́тош и

Рассмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют суще­стви­тель­ные трех скло­не­ний в фор­мах мно­же­ствен­но­го числа.

Падежные окончания существительных


Правописание падежных окончаний имен существительных

Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.

Падежные окончания существительных в единственном числе

Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:

ПадежI склонениеII склонениеIII склонение
окончанияпримерыокончанияпримерыокончанияпримеры
Именительный-а, -явода, юноша, земля[], -о, -ечеловек, дом, окно, конь[]ночь, ложь, дочь
Родительный-ы, -иводы, юноши, земли-а, -ячеловека, дома, окна, коняночи, лжи, дочери
Дательныйводе, юноше, земле-у, -ючеловеку, дому, окну, конюночи, лжи, дочери
Винительный-у, -юводу, юношу, землю[],-а, -я, -о, -ечеловека, дом, окно, коня[]ночь, ложь, дочь
Творительный-ой (-ою),
-ей (-ею)
водой, юношей, землей-ом, -емчеловеком, домом, окном, конём-ьюночью, ложью, дочерью
Предложныйо воде, о юноше, о земле-е, -ио человеке, о доме, об окне, о конео ночи, о лжи, о дочери

Падежные окончания существительных во множественном числе

ПадежI склонениеII склонениеIII склонение
окончанияпримерыокончанияпримерыокончанияпримеры
Именительный-ы, -игоры,

дороги,

дорогам,

дороги,

дорогами,

о дорогах,

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:

Падежные окончания имен существительных

Падежные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных — это систе­ма сло­во­из­ме­ни­тель­ных мор­фем, соглас­но кото­рым, а так­же родо­вой при­над­леж­но­сти сло­ва́ этой части речи отно­сят к 1, 2 или 3 скло­не­нию.

Рассмотрим, какие окон­ча­ния паде­жей име­ют суще­стви­тель­ные пер­во­го, вто­ро­го и тре­тье­го скло­не­ния. Для нагляд­но­сти соста­вим таб­ли­цы падеж­ных окон­ча­ний с при­ме­ра­ми.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке у имен суще­стви­тель­ных раз­ли­ча­ют шесть паде­жей. Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам.

ОпределениеИзменение суще­стви­тель­ных по паде­жам назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем.

В одной и той же падеж­ной фор­ме сло­ва могут иметь раз­ные окон­ча­ния:

  • р. п. нет (чего?) машины, дерева, вещи
  • д. п. иду (к чему?) к машине, дереву, вещи.

Различия падеж­ных окон­ча­ний зави­сят от при­над­леж­но­сти суще­стви­тель­но­го к 1, 2 или тре­тье­му скло­не­нию. В одном и том же паде­же суще­стви­тель­ные одно­го и того же скло­не­ния име­ют оди­на­ко­вые окон­ча­ния неза­ви­си­мо от уда­ре­ния.

Окончания паде­жей имен суще­стви­тель­ных в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла пред­став­ле­ны в таб­ли­це с при­ме­ра­ми:

,-а, -я, -о, -емолодца

-ом, -еммолодцом

Узнаем, по каким при­зна­кам рас­пре­де­ля­ют­ся суще­стви­тель­ные по трем типам скло­не­ния и рас­смот­рим более подроб­но, как пра­виль­но пишут­ся окон­ча­ния паде­жей в сло­вах этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла:

  • стар­шина, дядя
  • слава, гиря
  • злюка, соня.

Ударные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных не доста­вят сомне­ний в напи­са­нии. Рассмотрим без­удар­ные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных 1 скло­не­ния.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) кни́га, коса́
  • р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п. дам (чему?) кни́ге, косе́
  • в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п. любу­юсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п. расска­жешь (о чём?) о кни́ге, о косе́.

Окончания падежей существительных

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем букв -ия:

Такие сло­ва име­ют окон­ча­ния -и, а не -е в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стра­те­гия, стра­те­гии
  • р. п. нет (чего?) стра­те­гии, стра­те­гий
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к стра­те­гии, к стра­те­гиям
  • в. п. изу­чаю (что?) стра­те­гию, стра­те­гии
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) стра­те­гией, стра­те­гиями
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о стра­те­гии, о стра­те­гиях

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • край , порог , слой , иней
  • шило, яблоко, море, поле.

Обратим на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ий (алю­ми­ний, сана­то­рий) и суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ие (опре­де­ле­ние, созвез­дие). Такие сло­ва в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние -и, а не типич­ное окон­ча­ние -е, как все суще­стви­тель­ные вто­ро­го скло­не­ния.

  • и. п. (что?) ого́нь , сомне­ние, (кто?) ге́ний
  • р. п. нет (чего?) огня́, сомне­ния, (кого?) гения
  • д. п. (чему?) огню, сомне­нию, (кому?) гению
  • в. п. (что?) огонь , сомне­ние, (кого?) гения
  • т. п. (чем?) огнём, сомне­нием, (кем?) гением
  • п. п. (о чём?) об огне́, о сомне­нии, (о ком?) о гении
  • гер­барий — о гер­ба­рии,
  • ком­мен­тарий — в ком­мен­та­рии,
  • созвездие — о созвез­дии,
  • теле­ви­дение — на теле­ви­де­нии.

3 склонение существительных

Третье скло­не­ние состав­ля­ют суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с мяг­кой осно­вой и с осно­вой на шипя­щий (ж, ч, ш, щ), обо­зна­чен­ные мяг­ким зна­ком, с нуле­вым окон­ча­ни­ем:

  • льня­ная ткань
  • дол­гая болезнь
  • непро­хо­ди­мая грязь
  • дале­кая пустошь
  • густая рожь
  • наша помощь
  • ост­рая горечь .

Особенностью скло­не­ния этих суще­стви­тель­ных явля­ет­ся чаще все­го без­удар­ное окон­ча­ние -и в трех паде­жах: роди­тель­ном, датель­ном и пред­лож­ном.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) ве́тошь
  • р. п. край (чего?) ве́тоши
  • д. п. тянусь (к чему?) к ве́тоши
  • в. п. беру (что?) ве́тошь
  • т. п. про­трем ( чем?) ве́тошью
  • п. п. нуж­да­ем­ся (в чём?) в ве́тоши

Рассмотрим, какие падеж­ные окон­ча­ния име­ют суще­стви­тель­ные трех скло­не­ний в фор­мах мно­же­ствен­но­го чис­ла.

- развивать умение писать безударные окончания им. существительных ед. и мн. числа.

- формировать у учащихся умение перечислять свойства реального объекта на основании наблюдения за ним, с дальнейшим выделением существенных признаков

- формировать у учащихся умение выбирать основания и критерии для сравнивания, классификации объектов

- формировать у учащихся умение использовать правила в предметно-практической деятельности

- формировать у учащихся умение определять цели учебной деятельности под руководством учителя, соотносить и оценивать результаты своей деятельности с помощью учителя;

- формировать у учащихся умение выражать свои мысли в форме устных речевых высказываний, аргументировать свою точку зрения

- формировать у учащихся умение самостоятельно принимать решения

- формировать у учащихся желание быть готовым к обсуждению разных точек зрения и к выработке общей (групповой)позиции, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать формированию продукции кооперации;

- формировать у учащихся уважительное отношение к личности партнера, освоению правил поведения, ролей и форм социальной жизни через работу в группах

- формировать у учащихся уважительное отношение к языку, культуре речи как национальной ценности

Ход урока:

1. Наблюдение и постановка проблемного вопроса

"Маленький медведка скатился по горк. ."

Уч-ся высказывают свои мысли:

(-кто такой или такая медведка - насекомое, медвежонок. сказочный герой,

- глагол скатился не согласуется с предлогом по, сразу же предлагают свои варианты, объясняя в чем различие значения предлогов по и с,

- предлагают падежное окончания : и,е)

2. Постановка учебной задачи

- Какие знания нужно применить, чтобы правильно написать окончание им. существительного?

- Работа в парах (обсуждение)

(Все ответы детей принимаются, выбирается правильный)

"Чтобы правильно написать, безударную гласную в окончание им. существительного ед. числа, надо:

(на слайде учителя первые слова ответа)

1. Определится со значением….

2. Поставить в слове.

3. Определить, есть ли в. безударная гласная. Какая? (Е. И)

4. Для правильного написания окончания надо вспомнить 3. и 6.

5. Определить к какому. относится слово

6. Просклонять это слово, т. е. изменить по. с помощью. вопросов.

-Вспомним и начертим таблицу склонений.

Сколько вам потребуется в таблице строк, сколько столбцов? (2,3)

"Не закрывайте" таблицу, пока не заполните.

- Индивидуальная работа детей

Уч-ся самостоятельно чертят и заполняют таблицу склонений, сверяют с образцом учителя, проверяют друг у друга.

- Игра "Словарный футбол"

(по колонкам. на доске. на время)

- 1 колонка записывает слова 1 склонения,

- 2 колонка - 2 склонения,

- 3 колонка - 3 склонения

- Работа в группах

(на доске записывают по 10 слов, проверяют, определяют победителей)

Вспомним и начертим таблицу падежей с падежными вопросами и "словами - помогалочками"

- Индивидуальная работа. Сверка с оригиналом, взаимопроверка.

- Теперь вы, пользуясь таблицей, сможете безошибочно определить: какую же букву надо написать в окончании слова"с горки" (учитель указывает на слово в предложении на доске)

- Работа в парах. Один из учеников вписывает букву "и" на доске.

3. Формулирование темы и цели урока

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Помогут вам ответы на следующие вопросы:

- С какой частью речи работали на уроке?

- Какую часть слова изменяли по падежам?

Вывод - "Написание безударной гласной в окончаниях имен существительных"

- Давайте уточним тему:

1. -С каким числом мы сегодня работали?

(в слайде 3 появляется ". им. сущ. единственного числа")

2. - Все ли падежные окончания вызывают трудность при написании?

(в слайде 3 появляется ". безударные окончания. ")

Вывод : (слайд 4)

Безударные окончания имен существительных единственного числа

Как вы думаете, чему вы должны научиться на текущих уроках русского языка?

- Как правильно написать окончание сущ. в ед. числе в безударном положении.

4. Деятельность учащихся по выполнению учебной задачи

- Распределитесь в группы по принципу "А"(4-5 человек) :

- "вопрошайка" (1-2 чел.)

Секретари, следите за временем и за оформлением.

Эксперты, следите за тем, чтобы все участники группы высказывались, ошибки исправляйте корректно.

Шпаргалки, подсказывайте только после второй неудачной попытки ответа кого-либо из группы.

"Вопрошайки", не стесняйтесь задавать вопросы и помните все, что в вопросе может быть подсказка.

(Деление не группы)

- Подберите 3 существительных : 1,2,3 склонения, просклоняйте их, продолжив строки таблицы.

Помните о цели урока и не тратьте время на выбор слова.

Работа в группах

Учитель корректирует работу групп, помогая разрешить проблемные моменты.

( проблема:сущ. имеющие форму только мн. числа;

сущ. в виде прилагательных (вселенная, кондитерская);суш. вида: знание, время, идея, Лидия)

На контроле: постановка ударения, выделение окончания. (работа секретарей)

Анализ подобранных сущ. :

- У кого окончания ударные?

- Трудно было определить окончание?

- А у кого безударные?

- Кто изменяя сущ. по падежам, пользовался словом- помоголочкой? Поставьте себе смайлик.

- Кто по памяти определял какое окончание в каком падеже нужно писать?

Поставьте себе смайлик.

5. - Задание №1 - Подведение итогов своей деятельности

- Заполним на доске таблицу падежных окончаний. Отправляйте по одному представителю от группы и вписывайте в таблицу только окончания.

Един. число Мн. ч.

падеж 1ск. 2ск. 3ск.

- Задание №2 - Постановка проблемного вопроса

- Поставьте каждое из ваших существительных в форму множественного числа и просклоняйте, используйте карточку-опору.

(выдаю карточки)

- Работа в группах

- Подведение итогов своей деятельности

- Кто правильно просклонял и записал окончание сущ. во множественном числе - поставьте смайлик.

- А учитель вам помогал?

- Кому понравилось самостоятельно открывать новое знание?

Использовали справочник, карточку - опору.

Справились самостоятельно, без помощи учителя.

(не заучивали правило, консультировались в группе, практическое упражнение помогло)

- Отработке навыка с использование опорных таблиц

Предлагаю достать из конверта карточки и вставить нужное окончание, используя алгоритм

(слайд №1 вывожу на экран) с последующей взаимопроверкой в паре или в тройке (по кругу)

Прошу вписать свою фамилию и фамилию проверяющего.

(Карточки №1 на каждого участника группы с разными словам (по 6 слов).

- Переверните карточку и продолжите:

" Сегодня на уроке я :

- узнал,что у сущ. ___

- закрепил свои знания о___

- без осознания значения слова нельзя ___

- что изменить форму слова, значит изменить ___

- просклонять - это значит ___

- алгоритм - это ___

( слова для справок: падеж, склонение, безударная гласная в окончании, ударение, ед. число, мн. число,)

7. Подведение учащимися итогов своей деятельности

-Оцените работу своей группы.

- Поставьте смайлик, если вы работали дружно: внимательно слушали друг друга и друг другу помогали.

- Скажите спасибо тому, кто вам помог разобраться в какой-либо возникшей проблеме.

смеялся от радост. ,

выросли на деревь. ,

написал об осен. ,

выросли на деревь.,

летел на самолёт. ,

чертил по линейк. ,

растаял на ладон. ,

играли на полян. ,

взял из библиотек. ,

застонал от бол. ,

выросли на деревь.,

- карточки с заданиями, заготовки для эмоциональной оценки

- нелинованная бумага формата А-4

Список используемой литературы:

Читайте также: