Ознакомление со звучащим словом конспект старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

Красноярский край, Ермаковский район, село Верхнеусинское

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного

Тема: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ. ВВЕДЕНИЕ

с. Верхнеусинское, 2021г.

Форма организации: подгрупповая.

- упражнять детей в повторении слогов и досказывании текста;

- закреплять умение подбирать к существительному прилагательное;

- обратить внимание детей на звуковую сторону слова, ввести термин

- закреплять правила штриховки;

- упражнять в составлении предложений по опорным словам;

Образовательные:

Обратить внимание на звуковую сторону речи, познакомить детей с

Развивающие:

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать мелкую и общую моторики.

Развивать координацию речи с движениями.

Воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения.

Пособия: тетради, простые карандаши, баночки, фишки(по количеству

Демонстрационный материал: иллюстрации одежды, вещи, кукла

Ход занятия:

Вводная часть (Организационный момент)

Психогимнастика

Воспитатель: Мы умеем улыбаться, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь

нашим гостям: подарите им частичку своего хорошего настроения (дети

Мы умеем удивляться (дети удивляются);

Мы умеем хмуриться (дети хмурятся), сделайте сердитые глазки;

Мы умеем жмуриться (дети жмурятся).

Воспитатель: Вот какие хитрые у вас глазки. А сейчас посмотрите на меня

умными глазками. К нам сегодня на занятие пришли гости, давайте

поздороваемся с ними.

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку.

Ее мы одеваем летом и зимой,

И в стужу зимнюю и в жаркий зной.

Вы сразу отгадаете, потому что знаете:

В чем гулять, а в чем играть,

В чем укладываться спать,

Что зимой надеть, что летом,

В этом нет для вас секрета.

Только время не теряйте,

Поскорее отгадайте (одежда)

Основная часть

Воспитатель: Глазки готовы, пальчики готовы, а ушки готовы внимательно

слушать? Сейчас мы с вами поиграем

(воспитатель начинает чистоговорку, дети в рифму подбирают слово)

Ан-ан-ан - куплю красивый … сарафан

Ще-ще-ще - большая дырка на … плаще

То-то-то - у куклы новое … пальто

Юм-юм-юм - одену синий я …костюм

Ма-ма-ма - Мишкина … пижама

Ги-ги-ги – стоят на полке … сапоги

Ки-ки-ки - разноцветные … носки, чулки

Ны-ны-ны - потеряли мы … штаны

Ка-ка-ка - маленькая … майка

Цо-цо-цо–упала шляпа на …крыльцо

Воспитатель: Молодцы ребята.

Ребята к нам в гости пришла кукла Маша, она хочет сходить в магазин и

купить одежду. Давай - те мы с вами поможем Маше и расскажем ,какая

может быть одежда. Я вам сейчас покажу вещи, а вы будете подбирать

слова к предметам одежды. Поможем кукле Маше?

Содержание игры заключается в следующем: воспитатель показывает

предметы одежды, а дети называют как можно больше признаков,

соответствующих предложенному объекту.

Слова-признаки: перчатки, брюки, панама, платье, костюм, колготки, носки

Платье какое? (Красное.) Нет платья какого? (Зеленого.)

Платья, бывают какие? (По цвету, по размеру и т. д.)

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием, теперь кукла Маша

знает, какая может быть одежда и она вас благодарит.

Воспитатель: А сейчас ребята у вас должны работать ушки и ручки, ушки

внимательно слушают, а ручки хлопают. Я буду произносить слова и слоги,

а вы хлопками определять, когда я назову слог. Будьте внимательны.

Условия игры: воспитатель называет слова и слоги, дети слушают, когда

услышат слог, хлопают в ладоши.

Правила игры: сначала услышанный слог отметить хлопком, потом

Опорные слова и слоги:

Да -, шляпа, на -, пижама, кепка, до -, майка, сапоги, за-, ма -, костюм…

Воспитатель: Молодцы ребята.

стоит баночка и лежат фишки, каждый из вас будет произносить какое либо

слово и опускать фишку в баночку. Давайте назовём одежду , которую вы

Дети называют различные слова, опуская в шкатулку фишки. Много фишек

Вывод: когда мы говорим, мы произносим слова. Слова бывают разные, их

очень много. Все слова, которые мы произносим, звучат. Слова звучат,

потому что они состоят из звуков.

Педагог предлагает детям послушать, как звучит то или иное слово.

Ребята, я сейчас буду произносить слова, а вы определите какой звук делает

это слово особенным по звучанию.

слова и слоги состоят из звуков.

Ребята сейчас мы с вами будем измерять слова. Я вам сейчас покажу .

Дети произносят слово, измеряя его руками: сначала соединяют ладошки

вместе перед грудью, а потом, медленно произнося слово, разводят ладошки

Опорные слова: шарф, перчатки, пижама, костюм, на, ой, брюки, сарафан,

сапоги, сон, да день.

Ребята, слова бывают длинные и короткие. Когда в слове много звуков,

слово длинное, когда мало - короткое.

Физкультминутка.

Мы весёлые матрёшки,

На ногах у нас сапожки.

На руках перчатки,

На головках шляпки.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп.

И улыбку показали.

Воспитатель: А теперь ребята откройте свои тетрадки ,составьте

предложения про куклу Машу и запишите его графически и прочитайте

вслух. Какое предложение записал Тимофей , прочитай его.

7. Работа в тетрадях: штриховка геометрических фигур. Овал,

Рефлексия. Ребята что нового мы узнали сегодня на занятии?

Ответы детей: что слова состоят из звуков, слова бывают короткие и

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшей группы, решающее следующие задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять знаний о признаках зимы.

Упражнять в делении слов на слоги.

Закреплять умение подбирать к существительному прилагательные, глаголы.

Упражнять в составлении предложения на предложенную тему.

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать мелкую и общую моторики.

Развивать координацию речи с движениями.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать культуру речевого общения.

Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

ВложениеРазмер
rmo_kommunikatsiya_zanyatie.docx 24.92 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по обучению грамоте

Возрастная группа: старшая группа.

Форма организации: подгрупповая.

Закреплять знаний о признаках зимы.

Упражнять в делении слов на слоги.

Закреплять умение подбирать к существительному прилагательные, глаголы.

Упражнять в составлении предложения на предложенную тему.

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать мелкую и общую моторики.

Развивать координацию речи с движениями.

Воспитывать культуру речевого общения.

Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.

Вводная часть (Организационный момент)

Логопед : Мы умеем улыбаться, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям: подарите им частичку своего хорошего настроения (дети улыбаются) ;

Мы умеем удивляться (дети удивляются);

Мы умеем хмуриться (дети хмурятся), сделайте сердитые глазки;

Мы умеем жмуриться (дети жмурятся) .

  1. Логопед : Вот какие хитрые у вас глазки. А сейчас посмотрите на меня умными глазками. Ну вот, глазки приготовились. А пальчики готовы? Давайте мы их разомнем.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибают пальчики, начиная с большого пальца

Мы во двор идем гулять

Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили

С горки мы потом катались

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А еще в снегу валялись

Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли

Движения воображаемой ложкой

  1. Логопед : Глазки готовы, пальчики готовы, а ушки готовы внимательно слушать?
  1. Са-са-са - в лесу бегает … (лиса) (логопед начинает чистоговорку, дети в рифму подбирают слово)
  2. Усь-усь-усь - на лугу пасется …
  3. Ты-ты-ты - сметану съели всю …
  4. Чу-чу-чу - молоточком я …
  5. Ша-ша-ша - мама моет …
  6. Оч-оч-оч - наступила …
  7. Шу-шу-шу - я письмо …
  8. Ле-ле-ле - стоит ваза на …
  9. Чу-чу-чу - громко в дверь …
  10. Цо-цо-цо - на пальце …
  11. Жа-жа-жа - мы в лесу нашли …
  12. Жи-жи-жи - мама, сказку …
  13. За-за-за - у мамы добрые …
  14. Та-та-та - у нас дома …
  15. Со-со-со - у Вовы …
  1. Логопед: Ушки тоже готовы, внимательно слушают.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Показывают на лице улыбку

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу

Но солнце припечет слегка -

Увы! - и нет снеговика.

Пожимают плечами, разводят руками

  1. Логопед: Посмотрите в окно, обратите внимание на иллюстрации, которые висят на доске. Какое сейчас время года? (зима). Я уверена, что вы знаете много слов про зиму.

Логопед: Молодцы. Много слов вспомнили. Давайте из них составим синквейн про зиму.

На доске педагогом представлена схема синквейна:

Дети составляют синквейн.

  1. Логопед: Много слов мы с вами вспомнили, придумали, назвали. Все слова, которые мы произносим, звучат. Слова звучат потому, что состоят из звуков. Звучат они все по-разному, потому что состоят из разных звуков. Одни слова как будто свистят, другие шипят, шуршат, рычат. Вот послушайте, на что похоже?
  • З вонок З вонко З венит З-З-З-З-З (как будто звенит)
  • Ж ук упал и встать не мо Ж ет

Ж дет он, кто ему помо Ж ет (как будто жужжит)

- Ш орох ва Ш нару Ш ил ти ШЬ !

Ш епчут Ш умно камы Ш и:

- Ти Ш е, мы Ш ка, не Ш ур Ш и! (как будто шуршит или шипит)

  • Г Р ом г Р емит, г Р оза идет (как будто гремит)

Логопед: Все слова звучат по-разному, потому что состоят из разных звуков. А звуков в русском языке много. С ними мы познакомимся в следующий раз.

Логопед: Вспомните, чем мы сегодня с вами занимались, в какие игры и упражнения играли?

Материал к занятию. Мяч, два медведя - большой и маленький, колобок.

Учитель. Скажите пожалуйста это слово громко, четко. Теперь ты, Витя, повтори его. А Таня пусть попробует сказать это слово тихо, но так ясно и отчетливо, чтобы все мы услышали. Очень хорошо! Видите, как по-разному можно сказа слово мяч: и громко, и тихо. А это что? (Показывает детям колобок.)

Учитель. Повтори, пожалуйста, Игорь, это слово медленно.

Учитель. Отлично сказал Игорь слово колобок, медленно, ясно, четко — правильно выполнил мое задание. А Марина: пусть попробует сказать это слово ласково. Неплохо сказала Марина, но, может быть, кто-нибудь из вас хочет еще ласковее назвать колобок. Скажи ты, Аленушка. Очень хорошо! А кто из вас сам может назвать какое-нибудь слово?

Учитель. Очень хорошее слово книга, и сказал его Костя четко, громко. Кто еще может назвать какое-нибудь слово?

Важно подвести ребят к называнию не только имен существительных, но и других частей речи — прилагательных, глаголов, наречий.

Учитель. Посмотри снова на мой мяч. Что можно о нем сказать? Какого он цвета, размера?

Дети. Синий и красный, большой.

Учитель. Видите, какие слова мы сказали о мяче: большой, синий и красный. А можно сказать про этот мяч слово маленький?

Дети. Нет, нельзя.

Учитель. Конечно, нельзя, потому что мяч этот большой и мы сказали уже про него слово большой. А теперь подумайте, какие слова можно сказать про колобок?

Дети. Маленький, румяный, веселый, поджаристый.

Учитель. Очень хорошие слова вы сказали про колобок: слово маленький, и слово румяный, и слово поджаристый, и слово веселый. Молодцы! А вспомните, как колобок в сказке себя вел, он не боялся зверей. Какие еще слова можно про него сказать?

Учитель. Правильно, смелый. Можно сказать про колобок слово озорной. Вот как много слов мы с вами оказали про колобок. А теперь взгляните сюда. Кто это?

Учитель. Да, это мишки. Одинакового они размера?

Д е т и. Нет. Один большой, а другой маленький.

Учитель. А как можно назвать маленького мишку по-другому? Ведь вы видите, что они разные, а называете их одинаковым словом мишка. Подумайте, каким другим словом можно звать маленького мишку?

Учитель. Очень хорошо! Слово мишутка сразу нам по­казывает, что мишка наш еще совсем маленький. А еще?

Учитель. Молодцы! Очень хорошие слова подобрали для маленького мишки.

Петя. А большого мишку можно назвать медведь.

Учитель. Правильно. Для большого мишки больше подходит слово медведь.

Тема . Закрепление знаний детей о слове, умения слышать и слушать произносимые

Учитель. Мы уже с вами знаем, что, когда мы говорим, мы произносим слова. Слова бывают разные, их очень много. В прошлый раз мы с вами на занятии называли много разных слов. Помните? Все слова, которые мы произносим, звучат. Послушайте, как я скажу слово звонок (четко произносит слово, выделяя каждый звук). Его можно сказать звонко, весело, послушайте: звонок! Давайте скажем его все вместе: звонок! Это слово делает таким звонким звук з. Давайте произнесем все вместе: з-з-з-з-з.

А вот другое слово: мишка — оно звучит иначе: м-и-ш-ка (мед­ленно, плавно произносит). Кто хочет сказать это слово? Скажи, Валерик. Хорошо! Теперь Оля. Тоже хорошо. Давайте все вместе скажем это слово: мишка. Похоже на то, как шуршат под ногами листъя в лесу осенью: ш-ш-ш. Давайте еще раз все скажем и по­слушаем, как это слово шуршит: миш-ш-шка.

В слове мишка шуршит звук ш. (Учиель предлагает детям по очереди отрывисто произносить звук ш, имитируя шаги по листьям.)

А теперь послушайте, как можно оказать слово жук: ж-ж-жук. Что вы слышите в этом слове? Скажи, Володя.

Володя. Слышно, как жук жужжит.

Учитель. Молодец, ты очень хорошо ответил! В этом слове есть звук ж. Вытяните все правую руку, подставьте ладошку. Ваша ладошка будет листочком, на него из лесу прилетит жук. Он летит издалека, и его сначала еле слышно: ж (тихо произносит вос­питатель), затем все громче, громче ж, прилетел жук, сел на листо­чек и отдыхает, перестал жужжать. Отдохнул, расправил крылышки и снова полетел в лес. Сначала жужжал громко, а лотом все тише, тише ж, и улетел. (Эту игру воспитатель повторяет с детьми два раза.)

Вот мы с вами узнали, что звуки в словах бывают разные. В слове может быть разное количество звуков. Например, в коротень­ком слове ах всегда два звука. Еще есть коротенькие слова ой, мак, дым. А есть слова длинные, в них много звуков. Послушайте, я скажу вам длинное слово: медвежонок (слово произносится мед­ленно', но не по слогам). Давайте все вместе повторим его.

А теперь вы мне называйте слова и говорите, длинное ваше слово или короткое.

Учитель. (Медленно) лягушка. А оно длинное или короткое?

Учитель. Правильно. Слово лягушка длинное, в нем много звуков.

Учитель. Какое ты славное слово вспомнила — мама. Длинное оно или короткое?

Учитель. Оно не очень короткое слово! Слова ах, дым короче, чем слово мама? Но, конечно, слово мама и не длинное. Это слово среднее по величине. Но его можно сделать подлиннее, если его немножечко изменить, добавить к нему дополнительные звуки. Послушайте: мамочка. Как ты думаешь, Галя, какое слово длиннее: мамочка или мама?

Галя. Мамочка длиннее.

Учитель. Молодцы, хорошо слышите. Посмотрите, эти слова можно и ладошками измерить. Я ладошки в стороны разво­жу: мама (разводит руки)—немного я руки развела. А теперь: ма­мочка — смотрите, насколько дальше я руки развела, это слово по­длиннее, в нем звуков побольше.

А теперь давайте измерять ваши имена. Иди сюда, Таня. Давай свои руки, будем твое имя произносить и мерить его: длинное оно, короткое или среднее. Говори!

Таня произносит свое имя, а воспитатель помогает ей развести ладошки и вовремя остановиться.

— Хорошо ты сказала! Ну, какое у тебя имя? Длинное, корот­кое или среднее?

Учитель. Да, не длинное и не короткое. А как его можно сделать длиннее?

Таня. Танечка! (Воспитатель помогает ей развести ладошки и остановиться.)

Дети. Танюша! Татьяна!

Учитель. Очень хорошо! Теперь, Сережа, давай твое имя измерять. (Проверить нескольких детей, предоставляя им само­стоятельно разводить руки и называть имя длиннее или короче).

Учитель. Очень хорошо мы сегодня позанимались. Узнали, что слова состоят из звуков. Как мы назовем слова, в кото­рых звуков много?

Учитель. Да, слова, в которых много звуков,— длин­ные, а те слова, в которых звуков мало,— короткие.

Тема. Учить детей: находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении,

произносить слова, выделяя голосом нужный звук .

Учитель. Сегодня, ребята, я прочту вам небольшое стихотворение про жука, которое написал Самуил Яковлевич Мар­шак. Мы с вами уже читали некоторые стихи Маршака. Кто пом­нит какое-нибудь стихотворение этого писателя?

Ж ук упал и встать не мо ж ет,

Ж дет он, кто ему помо ж ет.

Послушайте еще раз (повторяет). Кто заметил, как я читала это стихотворение?

Костя. Вы жужжали.

Учитель. Молодец, Костик. Какой же звук в этом сти­хотворении жужжал? Скажи, Таня!

Учитель. Ты мне ответила, кто жужжал. Правильно ответила, действительно жук жужжал. А я спрашиваю: какой звук при этом слышно? Послушайте еще раз стихотворение:

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Какой звук в этом стихотворении чаще всего встречается и жуж­жит?

Учитель. Правильно, молодец. Давайте вместе проч­тем это стихотворение, послушаем в нем звук ж. (Читаем вместе с группой все стихотворение, интонационно выделяя звук ж.) Очень хорошо вы прочли! Так ясно был слышен звук ж! А кто сам хочет так прочесть это стихотворение? Ты, Света? Читай. Но так, чтобы мы все хорошо услышали, как в этом стихотворения жужжит жук. Света читает самостоятельно стихотворение. Как правило, дети при самостоятельном чтении хорошо выделяют голосом звук в нача­ле слова (жук, ждет), но не выделяют в середине слова.

Учитель. Светлана правильно прочла стишок. Очень хорошо был слышен звук ж в словах жук и ждет— жук, ждет. А вот в слове может я что-то не услышала звука ж. Может быть, его там и нет? Ну-ка, Светочка, скажи нам это слово так, чтобы мы услышали, есть ли там этот звук.

Света (можно вместе с учителем). Может.

Учитель. Отлично! Теперь, наверное, все услышали в слове может звук ж. Услышали?

Учитель. А теперь я задам вам трудный вопрос. Нуж­но хорошенько подумать, чтобы правильно ответить. В каких словах в этом стихотворении есть звук ж? Может быть, во всех? А может, нет? Прочитайте стихотворение тихонечко про себя, послушайте все слова и отвечайте. (Дать детям подумать несколько секунд.) Марина. В слове жук.

Учитель. Нужно так ответить, Марина: в слове жук есть звук ж. Это ты хотела сказать?

Марина. Да, в слове жук есть звук ж.

Учитель. Давайте проверим: жук. Есть звук ж?

Учитель. И я думаю, что есть. Умница, Марина! Еще ищите слова со звуком ж.

Таня. Ждет. Может.

Учитель. Что, Танечка, ждет и может? Что ты хочешь про эти слова нам сказать?

Учитель. В этих словах есть звук ж? Да? Давай ска­жем их так, чтобы все услышали звук ж.

Таня. Ждет. Может.

Учитель. Очень хорошо! Вот Таня сразу в двух сло­вах нашла звук ж. А еще есть в этом стихотворении слова со звуком ж? Давайте вместе искать. Слово жук мы уже сказали, потом сло­во упал. Есть в этом слове звук ж? Упал.

Учитель. Правильно, нет. А в слове встать? Скажи, Алеша, нам это слово четко, громко, а мы все поищем в нем звук ж.

Алеш а. Встать. Нет ж.

Учитель. Да, в слове встать тоже нет звука ж. А в слове поможет есть звук ж?

Учитель. Сейчас я вам прочту еще раз весь стишок, а вы внимательно слушайте и, как услышите слово со звуком ж, так загибайте пальчик. Сколько пальчиков загнем, столько в этом стихотворении слов со звуком ж.

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.

Сколько, Валерик, по-твоему, здесь слов со звуком ж?

Валерик. Четыре слова.

Учитель. А у тебя, Алена? А у Алеши? (Так спросить 5—7 человек.) У всех получилось четыре слова? И у меня тоже. Значит, мы с вами нашли в этом стихотворении все слова со звукам ж. Кто их хочет повторить? Ох, как много желающих! Скажи одно слово ты, Саша, Алеша — другое, Сережа — третье, а Леночка—­четвертое.

Молодцы! (В случае затруднений тут же приходить на помощь, читая стихотворение и выделяя в нем звук ж.)

Учитель. Что же мы сегодня научились делать на за­нятии? Мы выучили новое стихотворение Самуила Яковлевича Мар­шака про жука. Мы научились читать это стихотворение так, чтобы хорошо услышать в нем звук ж, и нашли слова, в которых есть этот звук.

Тема . Учить детей находить звук, чаще все­го встречающийся в стихотворении,

произносить слова, выделяя го­лосом нужный звук.

Материал к занятию . Кукла, Чиполлино, Буратино, Петрушка, заяц, паровозик. На столах у детей рисунком вниз предметные кар­тинки: у каждого одна картинка. На некоторых нарисованы предме­ты, в названии которых есть звук п — пила, репка, паровоз, пароход и т. п., в названии других — нет звука п, но есть звук б — барабан, ботинки, кубик. Не должно быть картинок, где в названии предмета звук б стоит на конце и звучит глухо, как п, например: краб, лоб.

Учитель. На прошлом занятии мы с вами выучили сти­хотворение про жука. Помните, кто написал это стихотворение? Скажи, Володя! Правильно, Маршак. Самуил Яковлевич Маршак. Мы учили это стихотворение, а потом искали в нем какой-то звук. Какой, Алеша? Да, звук ж. Сегодня я прочту вам еще одно ма­ленькое стихотворение Самуила Яковлевича Маршака, стихотворе­ние про паровоз. Послушайте:

Паровоз пускает пар,

Топку топит кочегар.

Хорошее стихотворение? О чем в нем говорится?

Вася. О паровозе.

Учитель. Что же нам рассказал Самуил Яковлевич Маршак о паровозе?

Саша. Что он пар пускает.

Учитель. Да, паровоз пускает пар, а почему? Самуил Яковлевич Маршак нам объясняет: потому что кочегар топит в нем топку, т. е. такую большую печку, которая находится на паровозе. Я вам прочту это стихотворение еще, а вы попытайтесь его запом­нить:

Паровоз пускает пар,

Топку топит кочегар.

Учитель прочитывает стихотворение еще раз, а затем вызывает 2—3 детей повторить его. Хором повторять стихотворение не нужно.

Учитель. В стихотворении Маршака про жука мы с вами искали звук ж. А в этом стихотворении мы поищем другой звук. Слушайте очень внимательно, как я прочту вам сейчас стихотворение, угадайте, какой звук надо в нем найти:

Паровоз пускает пар,

Топку топит кочегар.

(Понятно, что звук п потянуть, как звук ж, невозможно. Здесь тре­буется особое подчеркнутое произнесение звука п, но не отделяя его от всего слова, т. е. не надо читать так: п-аровоз п-ускает п-ар. Слово должно произноситься обязательно слитно. Учитель перед проведением этого занятия должен специально поупраж-няться в правильном произношении стихотворения с подчеркиванием звука п.)

Учитель. Вот я вижу, что некоторые дети уже дога­дались, какой звук часто в этом стихотворения встречается. Я про­чту еще раз, чтобы все услышали:

Паровоз пускает пар,

Топку топит кочегар.

Поднимайте, поднимайте руки все, кто услышал звук, который мы здесь ищем. Я его хорошо произношу: Паровоз пускает пар,

Топку топит кочегар.

Скажи, Марина, какой звук ты часто слышишь в этом стихотворении? Марина. Звук п.

Учитель. А ты, Алена? Алена. Тоже п.

Вызывает нескольких детей, которые с помощью воспитателя или самостоятельно читают стихотворение, выделяя звук п. Особая по­мощь воспитателя нужна при произнесении слов топку и топит.

Учитель. В каких словах в этом стихотворении есть звук п?

Витя. В слове паровоз.

Учитель. Да, в слове паровоз есть звук п. Еще? Толь­ко постарайтесь отвечать так, как я вас учила: в слове паровоз ест звук п. Еще в каком слове есть звук п?

Таня. В слове пар есть звук п, и еще в слове пускает есть звук п.

Учитель. Какая умница Танюша! Целых два слова на­шла со звуком п. А еще в каких-нибудь словах есть здесь звук п? Послушайте (воспитатель читает стихотворение только в том случае, если дети затрудняются в ответе):

Топку топит кочегар.

Ну вот, я вижу — Андрюша услышал, и Саша, и Светочка, и Оля. Ну, скажи, Оля, где ты еще услышала звук п?

Учитель. В слове топка ты услышала звук п. Правильно. А ты, Игорь, в каком слове нашел этот звук?

Игорь. В слове топит.

Учитель. Молодец! Скажем с тобой это слово так, чтобы все услышали в нем звук п. Топит.

А теперь давайте вот что сделаем: первый ряд детей скажет хо­ром слово топка, чтобы я услышала в нем звук п, а потом второй ряд детей скажет так же слово топит. А я послушаю, какой ряд лучше сказал слово со звуком п. Пожалуйста, первый ряд хором: топка. Очень хорошо!

А теперь второй ряд хором: топит. Молодцы! Оба ряда сказали очень хорошо. А самое лучшее было то, что все дети говорили гром­ко, четко, поэтому и получилось так хорошо!

Теперь посмотрите на мой стол. Видите, на нем лежат игруш­ки: кукла, зайчик, паровоз, Петрушка, Буратино и Чиполлино. Я буду вызывать вас к себе, и вы будете брать у меня со стола иг­рушки. Но брать можно только такую игрушку, в которой есть звук п. И назвать ее нужно так, чтобы мы этот звук услышали. Иди ко мне, Саша. Возьми себе игрушку. (Саша берет паровоз.) Саша, скажи, это слово так, чтобы мы услышали в нем звук п.

Учитель. Хорошо! Правильно выбрал игрушку и очень хорошо произнес ее название. Теперь пойдет Таня. Посмотрим, что она возьмет. (Таня взяла куклу.) Таня, скажи это слово так, чтобы мы в «ем услышали звук п.

Учитель. Кук-ла, к-у-к-ла. Есть в этом слове звук п, Таня?

Учитель. Да, в слове кукла нет звука п. А Танюша куклу взяла, наверное, потому, что она уж очень ей понравилась, да? Но ведь кукле можно дать имя, в котором есть звук п. Назвать ее, например, Поля. В слове Поля, Танечка, есть звук п?

Учитель. Давайте, ребята, разрешим Тане взять куклу, но только теперь будем ее звать не кукла, а как, Таня?

Учитель. Хорошо! Теперь подойдет ко мне Костя. Ко­го ты хочешь взять, Костя?

Учитель. Скажи нам это слово так, чтобы мы в нем услышали звук п.

Учитель. Очень хорошо! Следующую игрушку возьмет Светлана. Почему ты не берешь ничего, Света?

Светлана. Больше нет с п.

Учитель. Разве? Давай проверим. Заяц — есть в этом слове звук п?

Учитель. Правильно, нет. Буратино — есть в этом сло­ве звук п? Буратино.

Учитель. Ив слове Буратино, оказывается, нет звука п. Чиполлино — есть здесь звук п?

Учитель. Света, а ты как думаешь? Есть в слове Чи­поллино звук п? Давай вместе скажем это слово: Чиполлино.

Похожие документы:

Основная образовательная программа начального общего образования моу сош № 55 содержание

. существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова. писать словарные слова . самостоятельно, координируя уроки труда со . слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов . на темы (8 ч) Ознакомление с .

Основная образовательная программа начального общего образования (четыре года освоения)

. тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми . предъявлении слова звучащим или . слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного); – ставить имена существительные, имена прилагательные . называния . ) и ознакомления школьников .

. самостоятельных и служебных частей речи; определение грамматических признаков и роли в предложении имён существительных, имён прилагательных . Лексическая работа обогащается ознакомлением с иноязычными словами, а также со старославянизмами (без введения .

Образовательная программа начального общего образования (1)

. существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов . с текстом до чтения. 1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочета- ний, которые выделены .

. чередует- ся со звучащей по одному . слова-признаки 1 Урок ознакомления с новым материалом. (Урок формирования новых знаний) Согласование прилагательного с именем существительным . урок-отчет предполагает самостоятельный выбор темы детьми и творческую .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор Саидмахмедова Севем Махмудовна

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе.

Цель : освоение звукового анализа слова.

1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.

2. Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять гласные звуки в слове.

3. Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.

4. Воспитывать интерес к началам грамоты .

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня у нас много гость. Давайте поздороваемся мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)

Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять задания.

Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии :

Один, два, три, четыре, пять

Будем мы сейчас опять

Смотреть, слушать, размышлять,

Но друг другу не мешать.

Внятно, четко говорить,

Не вертеться, не шалить.

Воспитатель. Давайте с вами сейчас проведем один эксперимент : постарайтесь найти в группе такой предмет, который никак не называется. (Дети не могут найти такой предмет, и воспитатель подводит их к выводу : всё, что нас окружает, имеет название.)

Всему название дано :

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно.

А безымянных нету. (А. Шибаев)

Все-все имеет название, т. е. называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, а какие бывают слова? (Громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные и т. д.)

Давайте вспомним стихотворение "Какие бывают слова". Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять нужные слова.

Есть сладкое слово - конфета.

Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон,

Есть слово с окошком - вагон,

Есть слово колючее - ежик,

Есть слово промокшее - дождик,

Есть книжное слово - страница,

Есть слово лесное - синица,

Есть слово пушистое - снег,

Есть слово веселое - смех.

Какие слова вы добавляли? (Дети называют слова.)

А теперь давайте пройдем за столы. (Дети садятся за столы.)

Воспитатель . Посмотрите на ваших столах лежат картинки - схемы. Рассмотрите картинки и дайте им название. (Дети рассматривают картинки.)

Физкультминутка

Мы руками - хлоп, хлоп.

Мы ногами - топ, топ.

Мы глазами - миг, миг.

Мы плечами - чик, чик.

Раз - сюда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все подняли.

Теперь садимся. Тише, тише.

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспитатель . Слова звучат, из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)

А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)

Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)

Воспитатель . А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)

Согласны шелестеть, шептать, свистеть.

Даже фыркать и скрипеть,

Но не хочется им петь.

Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)

Игра "Верни мне мягкий звук"

Мяч лови и мяч бросай,

Мягкий звук мне называй.

После игры дети садятся на места.

Воспитатель. Отгадайте загадку :

Эти птицы у канавки

Часто моют свои лапки,

Убегают от Бабуси.

Кто это, скажите? (Гуси.)

Воспитатель выставляет картинку "Гуси".

- Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)

- Назовите первый звук (второй, третий, четвертый) .

- Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.) Назовите. ([У],[И])

- А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным цветом.)

- Покажите гласные звуки в схеме слова.

- Давайте разделим слово гуси на слоги. Сколько слогов в слове? (Два.) Как узнали? (Ответы детей.) Назовите первый слог, второй.

- Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. (Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения.)

- Составьте предложение со словом гуси.

Воспитатель :

Раз, два, три, четыре пять

Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.

Будем мы цыплят считать

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Раз – цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,

Три – цыпленок самый смелый,

А четыре – самый белый,

Пятый — маленький цыпленок,

загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу

Кушать захотел спросонок

стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавают, ныряют,
Крякать обожают!

Воспитатель. Итак, наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали, чем занимались?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2953 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 272 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.06.2018 11251
  • DOCX 908.4 кбайт
  • 95 скачиваний
  • Рейтинг: 2 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Саидмахмедова Севем Махмудовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: