Овладение основами организации и проведения научного наблюдения конспект

Обновлено: 07.07.2024

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Эмпирические методы исследования в психологии

Рассмотрим более подробно эмпирические методы (методы сбора и психологических фактов) и количественную (статистическую) обработку полученных в исследовании данных.

Наблюдение. Существуют определенные требования к организации и проведению научного наблюдения:

• составление плана наблюдения;

• фиксирование результатов (чаще всего в виде дневника наблюдения);

Самым важным требованием к организации наблюдения является обеспечение таких условий, при которых испытуемый не знает, что является объектом изучения. Если это условие выполняется, то исследователь собирает факты естественного поведения, что является очень важным достоинством метода наблюдения.

Недостатки метода наблюдения определяются. пассивной ролью , исследователя: низкая оперативность, плохая повторяемость, низкая точность, высокая трудоемкость, сложность вычленения и анализа необходимых психологических фактов.

Эксперимент. Обычно в психологии выделяют два вида экспериментов: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент. Основное достоинство метода — активная позиция исследователя, придающая такому эксперименту следующие положительные черты:

• оперативность: исследователь не ждет проявления необходимых фактов, а сам создает ситуацию, условия, которые вызывают изучаемый психический процесс;

• высокая точность благодаря использованию современной измерительной аппаратуры;

• однотипность данных и, как следствие, более простой анализ.

Однако лабораторный эксперимент имеет и свои недостатки, которые можно свести к главному: испытуемый знает, что он является и объектом изучения, и тем самым теряется естественность протекания психических процессов. Поэтому получаемые в результате лабораторного эксперимента данные должны проверяться в естественных условиях деятельности людей.

Естественный эксперимент. С целью устранения основного недостатка лабораторного эксперимента — неестественности протекания п психических процессов — был разработан естественный эксперимент. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, с чтобы проявились необходимые психологические особенности и качества. Разновидность естественного эксперимента — психолого-педагогический эксперимент, когда в ходе эксперимента решаются обучающие или воспитательные задачи.

Анкетирование . Один из самых распространенных методов в психологии.

Важнейшее требование при составлении вопросов анкет однозначность их понимания. Невыполнение этого требования полностью перечеркивает полученные результаты.

Вопросы в анкетах бывают двух видов: открытые и закрытые. В первом случае испытуемый сам формирует ответы на вопросы, во втором — выбирает ответ из нескольких предложенных. С точки зрения получения новой информации лучше открытые анкеты, но они очень сложны в обработке и анализе. Закрытые анкеты удобны для анализа, но кроме информации, заложенной в них при составлении, они не дают ничего нового для исследователя.

Метод интервью. Как и метод беседы, интервью относится к методам опроса. Хорошо подготовленное интервью, вопросы которого составлены с учетом знания структуры изучаемых психических свойств, может дать данные для дальнейшего уточнения структуры и уровня изучаемых свойств.

Метод экспертных оценок. Этот метод широко применяют в психологии личности. В качестве эксперта могут выступать компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели детских садов и школ-интернатов, классные руководители, мастера производственно-технических училищ, мастера на производстве, тренеры и т.д. Экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде оценки степени того или иного свойства или элемента поведения. Эксперты должны фиксировать выраженность более или менее дробных элементов поведения, не связанных с обобщениями. Обобщение — дело исследователя.

Метод тестов. Тест — кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических функций. Задачей тестов является не получение новых научных данных, а испытание, проверка. Тест — более или менее стандартизированные кратковременные испытания свойств личности. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, персептивных способностей, двигательных функций, личностных особенностей, порога возникновения тревоги, досады в определенной ситуации или интереса, проявляемого к тому или иному виду активности. Хороший тест — результат большой предварительной экспериментальной про- верки. Теоретически обоснованные и экспериментально апробированные тесты имеют научное (дифференциация испытуемых по уровню развития того или иного свойства, особенностей и т.п.) и, главное, практическое (профотбор) значение.

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития личности. Однако в настоящее время они все меньше и меньше применяются в целях отбора, хотя первоначально были созданы именно для этого. Такое ограничение применения данных тестов может быть объяснено целым рядом причин. Но именно благодаря их использованию, критике по поводу злоупотребления тестами и мерам, предпринятыми, для их улучшения, психологи стали значительно лучше понимать сущность и функционирование интеллекта.

Известно, что западная культура отдает предпочтение рациональному мышлению, скорости решения задач и словесному рассуждению, для которого необходим определенный словарный запас. Поэтому подобные критерии, вероятно, еще очень долго будут лежать в основе оценки интеллекта учеными, принадлежащими к этой преобладающей в глобальном масштабе культуре.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошим постоянством у одного и того же человека. Однако это возможно лишь в том случае, если при каждом тестировании seep условия одинаковы. В реальности многие факторы могут нарушить это постоянство. Различные жизненные перемены, связанные с чисто физическими (например, заболевание). или эмоциональными (развод, смерть близких) причинами, а также мотивация или состояние испытуемого в момент тестирования могут влиять на его результаты.

Следует также учитывать, что современные тесты интеллекта оценивают образ действий индивидуума в конкретный момент времени, « результат зависит не только от наследственных факторов, но и остепени его зрелости и накопленного к этому моменту опыта. Оцениваемый интеллект на самом деле пребывает в процессе непрерывного развития. Оказалось, что у одного и того же человека при подобной оценке разница IQ в детстве и в юности может превышать 15 баллов. Это наводит на мысль, что слишком большая надежность теста может ва'. быть не столько достоинством, сколько недостатком.

Кроме того, тестирование должно быть стандартным, т.е. одинавым для всех. Для этого необходимо, чтобы правила и материалы, используемые при тестировании, всегда были строго однотипными.

Очень важным является требование нормализации теста. Это означает, что для него в соответствии с данными испытания эталонной группы должны быть установлены нормы. Такая нормализация позволяет не только четко определить группы лиц, к которым может

быть применен данный тест, но и располагать результаты, получаемые при тестировании испытуемых, на кривой нормального распределения эталонной группы. Очевидно, было бы нелепо использовать нормы, полученные на студентах университета, для оценки (с помощью тех же тестов) интеллекта детей начальной школы, или применять нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.

Таким образом, критерии интеллекта в такого рода тестах обусловливаются преобладающей культурой, то есть теми ценностями, которые первоначально сложились в западноевропейских странах. При этом не учитывается, что у кого-то могут быть совершенно иное семейное воспитание, иной жизненный опыт, иные представления (в частности, о значении теста), а в некоторых случаях и плохое владение тем языком, на котором говорит большинство населения.

Однако последствия такого культурного неравенства были бы терпимыми, если бы эти тесты использовались только для того, чтоб. помочь человеку оценить его шансы на успех в общественной Гораздо серьезнее то, что часто на основе различий между результате ми каких-то групп или социальных слоев делается вывод о наследственных особенностях, позволяющих расположить различные группы людей на некой абсолютной шкале интеллекта. Между тем шкала относительна и зависит от конкретной культуры и от представление функционировании общества.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

341— ПСо. Ещё чуток

341— ПСо. Ещё чуток

341— ПСо. Ещё чуток запись закреплена

ТЕМЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 27.09

Практическое занятие № 2. Наблюдение как метод психологического исследования
Цель: овладение основами организации и проведения научного наблюдения.

Вопросы для подготовки:
1. Основные принципы и свойства научного наблюдения.
2. Цель, объект и предмет наблюдения.
3. Классификация наблюдений.
4. Этапы научного наблюдения.
5. Способы регистрации наблюдаемого материала.
6. Типичные ошибки, допускаемые исследователями при наблюдении.


Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем.

Сущность наблюдения - точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изу­чаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи ис­следователя с предметом наблюдения.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны обучения и воспитания, которые можно фиксировать не нарушая хода педагогического процесса.

Объектами педагогических наблюдений могут быть: средства и методы обучения, воспитания, развития, совершенствования физических качеств, тактической подготовки, психологической подготовки, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, деятельность учителя физической культуры (тренера), взаимоотношения между школьниками, спортсменами; параметры, характеризующие технику выполнения физических упражнений; характер и величина тренировочных нагрузок и т.д.

Выбор объекта наблюдения полностью определяется задачами исследования.

Классификация видов наблюдения

По форме организации

Структурированное наблюдение – проводится по заранее подготовленному плану и формализованным документам

Неструктурированное наблюдение – проводится с пользованием лишь общего принципиального плана, результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти

По степени включенности наблюдателя

Невключенное наблюдение – социолог не является участником происходящих событий

Включенное наблюдение – социолог участвует в изучаемом событии, является членом группы, поведение которой он исследует

По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми

Скрытое наблюдение – проводится инкогнито, наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования

Открытое наблюдение – проводится публично, предполагает оповещение наблюдаемых об организуемом мероприятии

По месту проведения

Полевое наблюдение – проводится в условиях, естественных для участников наблюдения

Лабораторное наблюдение – организуется в специально подготовленном помещении

По регулярности проведения

Систематическое наблюдение – проводится регулярно по заранее разработанному плану

Несистематические наблюдение – проводится без заранее составленного плана в течение неопределенного времени (разновидности: эпизодические и случайные наблюдения)

По длительности проведения

Кратковременное – проводится на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами

Долговременное – проводится в течение длительного времени (обычно – ряда лет) и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения.

Сплошное наблюдение – исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения

Выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов

По используемым средствам

Непосредственное наблюдение – социолог не употребляет технических инструментов, полагаясь только на свои органы восприятия (глаза и уши)

Опосредованное наблюдение – социолог употребляет технические инструменты (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

Этапы процедуры наблюдения:

а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?);

д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации;

е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).

Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.

3. Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.

4. Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.

5. Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.

6. Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Еще до начала наблюдения исследователь продумывает способ (способы), с помощью которого будет обрабатываться полученная при наблюдении информация. Желательно использовать для этого методы измерения и математические методы. Однако не следует забывать о качественной интерпретации полученных результатов.

7. Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов.

8. Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).

При организации наблюдения необходимо составить его план и программу.

В программе указываются: вид наблюдения, время, продолжительность и порядок организации. В плане наблюдения отражаются основные вопросы, подлежащие изучению, на основе плана осуществляется фиксация результатов наблюдения , поэтому необходимо включить признаки наблюдения явлений, их число не должно быть большим, они должны быть четко определены.


Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.

Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем.

Сущность наблюдения - точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.

Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изу­чаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи ис­следователя с предметом наблюдения.

Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны обучения и воспитания, которые можно фиксировать не нарушая хода педагогического процесса.

Объектами педагогических наблюдений могут быть: средства и методы обучения, воспитания, развития, совершенствования физических качеств, тактической подготовки, психологической подготовки, учебно-тренировочная и соревновательная деятельность, деятельность учителя физической культуры (тренера), взаимоотношения между школьниками, спортсменами; параметры, характеризующие технику выполнения физических упражнений; характер и величина тренировочных нагрузок и т.д.

Выбор объекта наблюдения полностью определяется задачами исследования.

Классификация видов наблюдения

По форме организации

Структурированное наблюдение – проводится по заранее подготовленному плану и формализованным документам

Неструктурированное наблюдение – проводится с пользованием лишь общего принципиального плана, результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти

По степени включенности наблюдателя

Невключенное наблюдение – социолог не является участником происходящих событий

Включенное наблюдение – социолог участвует в изучаемом событии, является членом группы, поведение которой он исследует

По форме взаимоотношений ученого с испытуемыми

Скрытое наблюдение – проводится инкогнито, наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования

Открытое наблюдение – проводится публично, предполагает оповещение наблюдаемых об организуемом мероприятии

По месту проведения

Полевое наблюдение – проводится в условиях, естественных для участников наблюдения

Лабораторное наблюдение – организуется в специально подготовленном помещении

По регулярности проведения

Систематическое наблюдение – проводится регулярно по заранее разработанному плану

Несистематические наблюдение – проводится без заранее составленного плана в течение неопределенного времени (разновидности: эпизодические и случайные наблюдения)

По длительности проведения

Кратковременное – проводится на первой стадии исследования для формулировки гипотез или контроля и пополнения данных, полученных другими методами

Долговременное – проводится в течение длительного времени (обычно – ряда лет) и предполагает постоянный контакт исследователя и объекта изучения.

Сплошное наблюдение – исследователь фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения

Выборочное наблюдение – исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов

По используемым средствам

Непосредственное наблюдение – социолог не употребляет технических инструментов, полагаясь только на свои органы восприятия (глаза и уши)

Опосредованное наблюдение – социолог употребляет технические инструменты (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).

Этапы процедуры наблюдения:

а) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как фиксировать наблюдаемые явления?);

д) детальная фиксация получаемой информации с использованием средств регистрации;

е) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат? Какие выводы следуют из полученной информации?).

Требования, предъявляемые к процессу наблюдения

Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.

3. Наличие плана наблюдения. В плане определяются цель и предполагаемый результат наблюдения, объект, предмет, ситуация и способ наблюдения, выявляемые параметры и единицы наблюдения, продолжительность наблюдения, способ регистрации наблюдаемого.

4. Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов (протокола наблюдения, — например, в форме таблицы) и формулирования промежуточных выводов.

5. Учет возможных ошибок. Исследователь должен знать типичные ошибки при проведении наблюдения, причины их возникновения (например, стереотипы восприятия) и способы их минимизации.

6. Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений. Еще до начала наблюдения исследователь продумывает способ (способы), с помощью которого будет обрабатываться полученная при наблюдении информация. Желательно использовать для этого методы измерения и математические методы. Однако не следует забывать о качественной интерпретации полученных результатов.

7. Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. Количество наблюдаемых признаков должно быть минимальным. Это значительно облегчает наблюдение и повышает степень достоверности его результатов.

8. Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект (например, не искажать обычное поведение учащихся, сохранять естественный характер отношений в педагогическом процессе).

При организации наблюдения необходимо составить его план и программу.

В программе указываются: вид наблюдения, время, продолжительность и порядок организации. В плане наблюдения отражаются основные вопросы, подлежащие изучению, на основе плана осуществляется фиксация результатов наблюдения , поэтому необходимо включить признаки наблюдения явлений, их число не должно быть большим, они должны быть четко определены.

Читайте также: