Оттепель и появление громких и тихих лириков конспект кратко

Обновлено: 07.07.2024

побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству поэтов-шестидесятников .

Методические приемы : чтение и анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы, творческое выступление уч-ся.

Оборудование : учебник, дидактический материал.

Технологии: личностно-ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), проблемное обучение

Междисциплинарные связи : история русской литературы XIX века, литературоведение, русский язык, история России XX века.

УМК : Зинин В.А., Чалмаев С.А. Литература 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М: Русское слово

1. Оргмомент. Мотивация

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

2) Постановка учебной проблемы:

Россия! Русь! Храни себя, храни! (Н. Рубцов)

На больших сквозняках хлопоча,
Наши тени бросают на стену,
Наши души сжигает свеча.
Поколенье выходит на сцену! (В. Костров)

Спешит наш век. Слова мелькают,
лица,
Лязг, скрежет, гром, сирены и
гудки…
Я приглашаю вас остановиться
У медленно катящейся реки. (Олег Дмитриев).

- Как вы думаете, какие особенности времени и лирики отражены в этих высказываниях?

Высказывание уч-ся, постановка вопросов по теме.

3. Выявление места и причины затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

- Почему вам трудно ответить на предложенные вопросы, выдвинуть гипотезу?

Участвуют в полилоге.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует беседу по постановке целей урока

Задание: сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на сегодняшний урок, с опорой на следующие фразы:

ставят цели, составляют траекторию изучения темы урока (под руководством учителя).

5. Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1. Слово учителя (+ презентация)

Их стихи были рассчитаны на декламацию в большой аудитории, на мгновенную реакцию слушателей. Популярность их выступлений с эстрады была очень высока, так как они открыто и зажигательно выразили то, что бродило в сердцах и умах современников. Изменилось время – и эта популярность схлынула, как и возникла.

= Прочитайте высказывания о том времени, прокомментируйте их.

Для “эстрадной поэзии”характерно:

установка на аудиторию - единое “Мы”.

воспевание научно-технического прогресса.

устремленность в будущее;

борьба с мещанством, деньгами и привилегиями

главное духовность в жизни.

Дел не в печатанье, не в литере –

Не умру, так проживу и без:

На творителей и вторителей

Мир разделен весь.

Я на мир взираю из-под столика. Век двадцатый — век необычайный. Чем он интересней для историка. Тем для современника печальней!

Среди совсем нестрашных с виду Занимаю трамваи с бою,

полужеланий, увлеченно кому-то лгу,

получувств и бегу я сам за собою

щемит: и догнать себя не могу.

неужто я не выйду, шатаюсь в толкучке

Последние стихотворные строки поэта, созданные после расстрела властью Белого дома в 1993 году, за несколько дней до кончины,— свидетельство резкого повзросления, отрезвления, трагического само­очищения поэта-романтика:

Ты меня в поход не зови,

мы и так по пояс в крови!

Над Россией сквозь годы-века

Умываемся кровью мы.

Воздвигали мы на крови

ненависти и любви.

На крови посреди земли

Рекам крови потерян счет.

В нем дух переворота

Метафоры Вознесенского, мастера строки, — это важнейший эле­мент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений,

Тишины хочу, тишины. Я не знаю, как остальные,
Нервы, что ли, обожжены. но я чувствую жесточайшую
Тишины. не по прошлому ностальгию —

Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче.

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы будто наяву,

Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг в крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

И вот над краем

Дорогим и милым

Кого зовет он так

Как будто знает —

Песнь его слышна,

Спасибо, музыка, за то, Чего и умным не подделать, За таспасибо, что никто Не знает, что с тобой поделать.

Я устал от двадцатого века, От его окровавленных рек. И не надо мне прав человека, Я давно уже не человек.

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Шел отец, шел отец невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым —

Ни могилы, ни боли.

Столб крутящейся пыли бредет,

Одинокий и страшный.

Не все поймут правду таких гипербол. Особенно если вспомнят тех печенегов, которые подстерегли князя Святослава у днепровских порогов, убили его и потом, по преданию, сделали из его черепа чашу и пили из нее.

Д/З: конспект лекции

Дел не в печатанье, не в литере –

Не умру, так проживу и без:

На творителей и вторителей

Мир разделен весь.

Я на мир взираю из-под столика. Век двадцатый — век необычайный. Чем он интересней для историка. Тем для современника печальней!

Среди совсем нестрашных с виду Занимаю трамваи с бою,

полужеланий, увлеченно кому-то лгу,

получувств и бегу я сам за собою

щемит: и догнать себя не могу.

неужто я не выйду, шатаюсь в толкучке

Последние стихотворные строки поэта, созданные после расстрела властью Белого дома в 1993 году, за несколько дней до кончины,— свидетельство резкого повзросления, отрезвления, трагического само­очищения поэта-романтика:

Ты меня в поход не зови,

мы и так по пояс в крови!

Над Россией сквозь годы-века

Умываемся кровью мы.

Воздвигали мы на крови

ненависти и любви.

На крови посреди земли

Рекам крови потерян счет.

В нем дух переворота

Метафоры Вознесенского, мастера строки, — это важнейший эле­мент содержания его поэзии: из метафорических открытий, сближений,

Тишины хочу, тишины. Я не знаю, как остальные,
Нервы, что ли, обожжены. но я чувствую жесточайшую
Тишины. не по прошлому ностальгию —

Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче.

Взбегу на холм и упаду в траву.

И древностью повеет вдруг из дола!

Засвищут стрелы будто наяву,

Блеснет в глаза кривым ножом монгола!

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг в крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Смотри, опять в леса твои и долы

Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы.

И вот над краем

Дорогим и милым

Кого зовет он так

Как будто знает —

Песнь его слышна,

Спасибо, музыка, за то, Чего и умным не подделать, За таспасибо, что никто Не знает, что с тобой поделать.

Я устал от двадцатого века, От его окровавленных рек. И не надо мне прав человека, Я давно уже не человек.

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века.

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

Шел отец, шел отец невредим

Через минное поле.

Превратился в клубящийся дым —

Ни могилы, ни боли.

Столб крутящейся пыли бредет,

Одинокий и страшный.

Не все поймут правду таких гипербол. Особенно если вспомнят тех печенегов, которые подстерегли князя Святослава у днепровских порогов, убили его и потом, по преданию, сделали из его черепа чашу и пили из нее.

Д/З: конспект лекции


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поэтический центр – памятник В.Маяковскому

 Поэтические центры –зал Политехнического музея в Москве, стадион Лужники

Поэтические центры –зал Политехнического музея в Москве, стадион Лужники

Карандаши ломались о

вчетвером ловя слова,

записывали с голоса по

и по России шла гулять

Поэзию рождает ожиданье

. Кто временем рождён —

хлестали по лицу,

и магазины книжные

А что у меня было, кроме

Но молодость не

ставилась в вину,

и я тычком луконинского

был вброшен и в эпоху,

Новые имена Евгений Евтушенко Андрей Вознесенский Бэлла Ахмадулина Роберт Рождественский Николай Рубцов Арсений Тарковский Давид Самойлов Римма Казакова

Новые имена

Поэты-шестидесятники 1.Отсутствие организационных границ группы, дух неофициальности 2.Ощущение свободы 3.Ощущение необходимости моральной перестройки общества, ответственности за преобразования в стране 4.Романтизм, жажда свежести, новизны, надежды на скорое освобождение от пороков прошлого

1.Отсутствие организационных границ группы, дух неофициальности

3.Ощущение необходимости моральной перестройки общества, ответственности за преобразования в стране

4.Романтизм, жажда свежести, новизны, надежды на скорое освобождение от пороков прошлого

На гребне вала пенного

в двадцатом веке,

из двадцать первого.

без лестниц и без робости

на штурм отчаянно полезли,

отобранный при обыске

хрустальный башмачок поэзии.

1. Представители – А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко

2.Тематика творчества:

-гражданский долг человека

3.Публицистический пафос поэзии

4.Эстрадность – направленность на большую аудиторию

5.Эксперименты в области поэтики

Новаторство:

Желание быть посредниками между прекрасным будущим и настоящим драматичное осознание своей жертвенности, так как время не дало возможности стать великими внутренний трагизм, когда приходится жертвовать собой, своими желаниями ради будущего.

Евгений Александрович Евтушенко

Е.А.Евтушенко – поэт, прозаик,

1933 г.- родился в Иркутской области (станция Зима)

1951-1954 г.г. - учеба в Литературном институте им. Горького

Особенности поэзии Е.Евтушенко

1.Патриотическая нота, гражданственность, призывность

Гражданственность – талант нелегкий.

Давайте делаться умней.

Особенности поэзии Е.Евтушенко

2.Лирический герой – выразитель устремлений всего поколения, не желающего жить по лжи, отказывающегося от стандартов и запретов

Но силу трезвую

… в парнишке с верой железною,

в безмашинном, босом и злом.

Он устоял. Он глаз не прятал.

Он не забудет ничего.

Заклятый враг его – неправда,

И ей не скрыться от него.

Особенности поэзии Е.Евтушенко

забыв про самое свое,

стирает каждый день,

эпохи грязное белье.

Особенности поэзии Е.Евтушенко

4.Интернационализм, гуманистическая направленность поэзии

В душе моей больше, чем семьдесят стран,

и гордость за нашу эпоху,

признающий единственную расу –

Особенности поэзии Е.Евтушенко 5.Афористичность Поэт в России – больше, чем поэт. Поэтов часто убивают,/Чтобы цитировать потом. Несчастье иностранным быть не может. Жизнь без сердца – проигранный бой. Пришли иные времена./Взошли иные имена. Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта.

Особенности поэзии Е.Евтушенко

5.Афористичность

Поэт в России – больше, чем поэт.

Поэтов часто убивают,/Чтобы цитировать потом.

Несчастье иностранным быть не может.

Жизнь без сердца – проигранный бой.

Пришли иные времена./Взошли иные имена.

Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта.

Андрей Андреевич Вознесенский .

Печататься начал с 1958 года.

Наиболее заметные книги и

Андрей Андреевич Вознесенский Середина 50-х – середина 60-х годов – поэт-романтик, не столько отображающий, сколько преображающий мир фантазией. Передача сути явления и предмета чаще всего подчёркнуто субъективно. Отсюда – экспрессивно-романтический характер образности, склонность к гиперболизации и сложной ассоциативности. Я — Гойя! Глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое. Я — Горе. Я — голос Войны, городов головни на снегу сорок первого года. Я — Голод. Я — горло Повешенной бабы, чье тело, как колокол, било над площадью голой… Я — Гойя!

Андрей Андреевич Вознесенский

Середина 50-х – середина 60-х годов – поэт-романтик, не столько отображающий, сколько преображающий мир фантазией. Передача сути явления и предмета чаще всего подчёркнуто субъективно. Отсюда – экспрессивно-романтический характер образности, склонность к гиперболизации и сложной ассоциативности.

Глазницы воронок мне выклевал ворон,

слетая на поле нагое.

Войны, городов головни

на снегу сорок первого года.

Повешенной бабы, чье тело, как колокол,

било над площадью голой…

Андрей Андреевич Вознесенский

(А.Меньшутин, А.Синявский),

критические статьи:

(К.Лисовский),

«Наступление или

(В.Назаренко),

Андрей Андреевич Вознесенский

Андрей Андреевич Вознесенский … Лишь одно на земле постоянно, Словно свет звезды, что ушла, Продолжающееся сиянье, Называли его - душа. Мы растаем и снова станем, И неважно, в каком бору, Важно жить, как леса хрустальны. После заморозков поутру. И от ягод звенит кустарник. В этом звоне я не умру…

Андрей Андреевич Вознесенский

Лишь одно на земле постоянно,

Словно свет звезды, что ушла,

Продолжающееся сиянье,

Называли его - душа.

Мы растаем и снова станем,

И неважно, в каком бору,

Важно жить, как леса хрустальны.

После заморозков поутру.

И от ягод звенит кустарник.

В этом звоне я не умру…

Андрей Вознесенский Основные черты поэзии : Осознание мира и своего места в нем; Отражение современной реальности; Стремление к новым символам веры; Включенность человека в круговорот современной мысли.

Андрей Вознесенский

Основные черты поэзии :

  • Осознание мира и своего места в нем;
  • Отражение современной реальности;
  • Стремление к новым символам веры;
  • Включенность человека в круговорот современной мысли.

Поэты не всегда входившие в определённые кружки: Г.Горбовский, В.Соснора и др.

Представители – Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин

2.Мечты о социальном обновлении

2.Идея возвращения к истокам народной культуры

4.Образы прогресса, научно-технической революции

4.Традиционные фольклорные образы

5.Эксперименты в области поэтики

  • малая родина,
  • природа и история,
  • природа и нация (народ),
  • Душа и Вселенная,
  • терпение,
  • любовь к матери, к женщине.
  • боль за утрату нравственных чувств,
  • стремление к истокам, корням,
  • связь личности с родиной, нацией,

- воплощение духовного мира человека в лирике,

  • вера в возрождение России, призыв к возрождению.
  • образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза),

Владимир Соколов :

Как я хочу, чтоб строчки эти

Забыли, что они слова,

А стали: небо, крыши, ветер,

Сырых бульваров дерева!

Чтоб из распахнутой страницы,

Как из открытого окна,

Раздался свет, запели птицы,

Дохнула жизни глубина.

Николай Рубцов:

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил.

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес! Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы, Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом… Н. Рубцов

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом…

Авторская песня

Во второй половине 60-х годов как противостояние "громкой поэзии шестидесятников" возникает "тихая лирика".
Нового движения придерживались Николай Рубцов, Владимир Соколов, Анатолий Жигулин, Николай Тряпкин и другие. Они сосредоточили свое внимание на душевном состоянии человека, на нюансах переживаний, на поисках истоков, корней, традиций.

"Громкая" поэзия
Представители– А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко
2.Тематика творчества:
-события эпохи
-прогресс
-научно-техническая революция
-гражданский долг человека
-современное поколение

3.Публицистический пафос поэзии
4.Эстрадность – направленность на большую аудиторию
5.Эксперименты в области поэтики

“Тихая лирика” - это Н. Рубцов, В. Соколов, А. Жигулин, А. Прасолов,
Н. Тряпкин, А. Передреев, С. Дрофенко. Их сближает прежде всего
система нравственных и эстетических ценностей.
Публицистичности шестидесятников они противопоставили
элегичность, мечтам о социальном обновлении общества — идеи возвращения к истокам народной культуры, к нравственно-
религиозному обновлению.
Традиции Маяковского они предпочли традицию Есенина.
“Тихие лирики” образам прогресса, новизны, западничества противопоставляли тридиционные эмблемы Руси, легендарные
и былинные образы, церковные, христианские атрибуты.
Вместо экспериментов в области поэтики, ритмики они
предпочитали простой традиционный стих.
Сам по себе такой поворот свидетельствовал о глубоком
разочаровании в тех надеждах, которые были заявлены “оттепелью”.
С другой стороны, идеалы и эмоциональный строй “тихой лирики”
легче могли приспособиться к надвигающемуся “застою”, чем “революционный романтизм” шестидесятников.

Во-первых, в “тихой лирике” социальные конфликты лишались остроты, публицистической запальчивости.

Во-вторых, общее чувство сохранения и возрождения более соответствовало “застою”, чем мечты об обновлении, о революции духа шестидесятников.

Таким образом, “тихая лирика” как бы вынесла за скобки такую
важнейшую для оттепели категорию, как категория свободы,
заменив её более уравновешенной категорией традиции.
Разумеется, в этой “тихой лирике” тоже звучал серьёзный вызов официальной идеологии, так как под традициями “тихие лирики” и “деревенщики” понимали не революционные традиции, а
моральные и религиозные традиции русского народа,
разрушенные революцией.

Для "тихой" лирики характерны:
1.Элегичность.
2.Идея возвращения к истокам народной культуры.
3.Традиции С. Есенина.
4.Традиционные фольклорные образы.
5.Классический стих.
6.Категория "традиции".

Темы:
малая родина,
природа и история,
природа и нация (народ),
Душа и Вселенная,
терпение,
любовь к матери, к женщине.

Идеи:
боль за утрату нравственных чувств,
стремление к истокам, корням,
связь личности с родиной, нацией,
- воплощение духовного мира человека в лирике,
вера в возрождение России, призыв к возрождению.

Символы-образы:
- отчий дом,
- образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза),
- фольклорные образы.

Роль лидера “тихой лирики” досталась рано погибшему Н. Рубцову

Шалея от отчаянного страха,
Непримиримой правдою горя,
Юродивый на шее рвал рубаху
И обличал на площади царя.

В стране, живущей среди войн и сыска,
Где кто берет на горло, тот и нов,
Так родилась в поэзии российской
Преславная плеяда крикунов.

Но слуховое впечатленье ложно.
Поэзия не факел, а свеча,
И слишком долго верить невозможно
Тому, кто поучать привык, крича.

Извечно время — слушатель великий.
Столетие проходит или два,
И в памяти людской стихают крики
И оживают тихие слова.
(Александр Городницкий)

Особенности "тихой" лирики: описываются родные края, деревенская жизнь - идея возвращения к истокам народной культуры.
Особенности "громкой" эстрадной поэзии:
описываются мечты о социальном обновлении, важен гражданский долг человека, важен прогресс.

Николай Рубцов
Тихая моя родина

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. -
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная.
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Проклятие мое, души моей растрата — эстрада.

Я молод был, хотел на пьедестал,
хотел аплодисментов и букетов,
когда я вышел и неловко встал
на тальке, что остался от балеток.

Мне было еще нечего сказать,
а были только звон внутри и горло,
но что-то сквозь меня такое перло,
что невозможно сценою сковать.

И голосом ломавшимся моим
ломавшееся время накричало,
и время было мной, и я был им,
и что за важность: кто был нем сначала.

И на эстрадной огненной черте
вошла в меня невысказанность залов,
как будто бы невысказанность зарев,
которые таятся в темноте.

Эстрадный жанр перерастал в призыв,
и оказалась чем-то третьим слава.
Как в Библии, вначале было Слово,
но а потом — сокрытый в слове взрыв.

Какой я Северянин, дураки!
Слабы, конечно, были мои кости,
но на лице моем сквозь желваки
прорезывался грозно Маяковский.

И, золотая вся от удальства,
дыша пшеничной ширью полевою,
Есенина шальная голова
всходила над моею головою.

Учителя, я вас не посрамил,
и вам я тайно все букеты отдал.
Нам вместе аплодировал весь мир:
Париж, и Гамбург, и Мельбурн, и Лондон.

Но что со мной ты сделала — ты рада, эстрада?

Мой стих не распустился, не размяк,
но стал грубей и темой и отделкой.
Эстрада, ты давала мне размах
и отбирала таинство оттенков.

Я слишком от натуги багровел.
В плакаты влез при хитрой отговорке,
что из большого зала акварель
не разглядишь — особенно с галерки.

Я верить стал не в тишину — в раскат,
но так собою можно пробросаться.
Я научился вмазывать, врезать,
но разучился тихо прикасаться.

И было кое-что еще страшней:
когда в пальтишки публика влезала,
разбросанный по тысячам людей,
сам от себя я уходил из зала.

А мой двойник, от пота весь рябой,
стоял в гримерной, конченый волшебник,
тысячелик от лиц, в него вошедших,
и переставший быть самим собой.

За что такая страшная награда, эстрада?

Читайте также: