Отряд приматы конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Основные понятия

Многообразие млекопитающих, деление на отряды; общие характеристики отрядов, взаимосвязь образа жизни и внешнего строения. Значение млекопитающих в природе и жизни человека, охрана млекопитающих.

Актуализация знаний

1.Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответ

1. Сколько видов в отряде непарнокопытных?

2. Размер представителей непарнокопытных

3. Отличительная особенность непарнокопытных

Развитие среднего пальца

Развитие большого пальца

4. Какая часть скелета отсутствует у непарнокопытных?

5. Чем питаются непарнокопытные?

Растительной пищей

6. Сколько семейств в отряде непарнокопытных?

7. Отличительная черта семейства тапиров

5 пальцев на передних конечностях

4 пальца на передних конечностях

3 пальца на передних конечностях

8. Сколько пальцев на передних конечностях лошадей?

9. Типичные обитатели Африки из отряда непарнокопытных

10. У какого представителя непарнокопытных имеются рога


2. На экране дисплея появилось изображение фанта­стического животного (по В. И. Преображен­ской). Из частей каких зверей оно составлено?

Ответ. Фантастическое млекопитающее: голова оленя, шея жирафа, тело тигра, ноги ламы, хвост лошади.

3. Самое маленькое млекопитающее — землеройка съедает за день пищу, превосходящую по массе в 2—4 ра­за ее собственную массу. А тигр, имеющий массу 250— 300 кг, довольствуется 10—12 кг мяса в сутки. Объясните такое несоответствие.

Ответ. Потеря тепла происходит всегда с поверхности. Запас тепла в теле пропорционален объему тела. По мере .уменьшении размеров тела поверхность убывает медлен­нее, чем объем, поэтому малые организмы менее эконо­мичны в сохранении тепла, чем крупные.

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Отряд Приматы

Приматы - отряд, входящий в класс млекопитающих, тип хордовых животных (подтип позвоночные). Классу млекопитающих свойственно живорождение, вскармливание детеныша молоком, вынашивание его в матке. Все представители этого класса - гомойотермные, то есть температура тела их постоянна. Кроме того, уровень обмена веществ у них высок. Помимо среднего и внутреннего, у всех млекопитающих имеется также наружное ухо. У самок есть молочные железы. Приматы (полуобезьяны и обезьяны) из всех млекопитающих отличаются, пожалуй, самым большим богатством и разнообразием форм. Однако, несмотря на существующие между ними различия, многие черты строения их тела схожи. Они выработались в длительном процессе эволюции в результате древесного образа жизни.


Конечности приматов.

Приматы - это животные, имеющие пятипалую хватательную конечность, хорошо развитую. Она приспособлена к лазанью представителей этого отряда по ветвям деревьев. У всех них есть ключица, а также полностью разделена локтевая и лучевая кость, что обеспечивает разнообразие движений и подвижность передней конечности. Подвижен также большой палец. Он может противопоставляться у многих видов остальным. Ногтями снабжены концевые фаланги пальцев. У форм приматов, обладающих когтевидными ногтями, или тех, которые имеют когти лишь на некоторых пальцах, большой палец характеризуется наличием плоского ногтя.

Строение приматов

При передвижении по поверхности земли они опираются на всю стопу. У приматов с древесной жизнью связана редукция обоняния, а также хорошее развитие органов слуха и зрения. У них есть 3-4 носовые раковины. Приматы - это млекопитающие, глаза которых направлены вперед, окологлазничным кольцом от височной ямы отделены глазницы (лемуры, тупайи), или же костной перегородкой (обезьяны, долгопяты). У низших приматов на мордочке есть 4-5 групп вибрисс (осязательных волос), у высших - 2-3. У обезьян, так же как и у человека, кожные гребешки развиты на всей подошвенной и ладонной поверхности. Однако у полуобезьян они есть лишь на подушечках. Разнообразие функций, которые имеют передние конечности, а также активная жизнь приматов обусловили сильное развитие у них головного мозга. А это означает и увеличение у этих животных объема черепной коробки. Однако большие, хорошо развитые полушария мозга со множеством извилин и борозд имеют лишь высшие приматы. У низших же мозг гладкий, в нем мало извилин и борозд.

Волосяной покров и хвост

У видов этого отряда волосяной покров густой. У полуобезьян есть подшерсток, однако у большинства представителей приматов он развит слабо. Шерсть и кожа у многих видов ярко окрашены, глаза желтые или карие. Хвост у них длинный, однако имеются также бесхвостые и короткохвостые формы.

Приматы - это животные, питающиеся в основном смешанной пищей, в которой преобладает растительная. Некоторые виды насекомоядны. Желудок у приматов, в связи со смешанным типом питания, простой. У них 4 типа зубов - клыки, резцы, большие (моляры) и малые (премоляры) коренные, а также моляры, имеющие 3-5 бугорков. Полная смена зубов происходит у приматов, она касается и постоянных, и молочных. -

Размеры тела

В размерах тела представителей этого отряда отмечаются значительные вариации. Самые маленькие приматы - мышиные лемуры, тогда как рост горилл достигает 180 см и выше. Масса тела самцов и самок различается - самцы обычно крупнее, хотя из этого правила есть много исключений.


Семья у некоторых обезьян состоит из нескольких самок и самца. Так как масса тела - преимущество для последнего, происходит естественный отбор, связанный с ее увеличением. Например, самец ханумана может собрать целый гарем, состоящий из 20-ти самок, - очень большое семейство. Приматы вынуждены охранять свой гарем от других самцов. При этом у хозяина семейства масса тела достигает 160% массы самки. У других видов, у которых самцы спариваются обычно только с одной самкой (например, гиббоны), представители разного пола по размеру не различаются. Половой диморфизм очень слабо выражен у лемуров.



ЛЕМУР - описание + фото, виды лемуров, где и сколько живут эти животные

При борьбе за отцовство важную роль играют не только размеры тела у такого отряда, как приматы. Это животные, клыки которых служат им мощным оружием. Самцы используют их в агрессивных демонстрациях и схватках.

Размножение приматов и приплод.

Приматы размножаются круглый год. Обычно рождается один детеныш (у низших форм их может быть 2-3). Крупные виды приматов размножаются реже, однако живут дольше, нежели их более мелкие сородичи. Уже в возрасте года способны размножаться мышиные лемуры. Ежегодно на свет появляется по два детеныша. Масса тела каждого из них составляет около 6,5 г. Беременность длится 2 месяца. 15 лет - рекорд долголетия этого вида. Самка гориллы, напротив, половозрелой становится только к 10-летнему возрасту. Рождается один детеныш, масса тела которого - 2,1 кг. Беременность длится 9 месяцев, после нее повторная беременность может наступить только через 4 года. Обычно гориллы живут до 40 лет.


Общим для различных видов обезьян, при существенных видовых различиях, является малочисленный приплод. Темпы роста молодняка у представителей этого отряда очень низкие, намного ниже, чем наблюдающиеся у других млекопитающих, имеющих сходную массу тела. Сложно сказать, в чем заключается причина этой их особенности. Возможно, ее следует искать в размере головного мозга. Дело в том, что самыми энергоемкими в организме являются именно ткани головного мозга. У крупных приматов в нем наблюдается высокий уровень обмена веществ, что снижает скорость развития органов размножения, а также роста тела.

Склонность к инфантициду.

У приматов из-за низких темпов размножения выражена склонность к инфантициду. Нередко самцы убивают детенышей, которых самка родила от других самцов, так как кормящая особь не может зачать снова. Самцы, которые находятся на пике физического развития, в попытках размножения ограничены. Поэтому они делают все возможное для того, чтобы сохранить свой генотип. У самца обезьяны, к примеру, ханумана, для продолжения рода есть только 800 дней из 20-ти лет жизни.

Образ жизни.

Отряд приматы, как правило, обитает на деревьях, однако есть полуназемные и наземные виды. У представителей этого отряда образ жизни дневной. Обычно он стадный, реже одиночный или парный. Главным образом они обитают в субтропических и тропических лесах Азии, Африки и Америки, а также встречаются в высокогорных областях.

Известно примерно 200 видов современных приматов.

Выделяется 2 подотряда (обезьяны и полуобезьяны), 12 семейств и 57 родов. Согласно классификации, самой распространенной в настоящее время, в отряд приматов входят тупайи, образуя самостоятельное семейство. Приматы эти вместе с долгопятами и лемурами составляют подотряд полуобезьян. Они связывают через лемуров насекомоядных животных с современными приматами, напоминая о том, какие предки были в древности у последних.

Секреты обезьян. Сокращая разрыв

Неизвестная ветвь человечества .Полулюди - полуобезьяны(Ванары)

Приматы: эволюция

Считается, что предками современных приматов были насекомоядные примитивные млекопитающие, схожие с тупайями, существующими в наши дни. Их остатки были найдены в Монголии, в верхнемеловых отложениях. По всей видимости, эти древнейшие виды обитали в Азии, из которой расселились в другие места Северной Америки и Старого Света. Здесь развились до долготяпов и лемуров эти приматы. Эволюция исходных форм обезьян Старого и Нового Света, видимо, была от примитивных долготяпов (предками обезьян некоторые авторы считают древних лемуров). Независимо от обезьян, встречавшихся в Старом Свете, возникли американские приматы. Их предки из Северной Америки проникли в Южную. Здесь они специализировались и развивались, приспосабливаясь к исключительно древесному образу жизни. По многим биологическим и анатомическим чертам люди - это высшие приматы. Мы составляем отдельное семейство людей с родом человек и только одним видом - современный разумный. Практическое значение приматов

Современные приматы имеют очень большое практическое значение. Они с давних времен привлекали внимание человека как забавные живые существа. Обезьяны были предметом охоты. Кроме того, выставлялись на продажу для домашнего развлечения или в зоопарке эти млекопитающие. Приматы в наши дни даже употребляются в пищу! Аборигены и сегодня едят мясо многих обезьян. Мясо полуобезьян также считается очень вкусным. Шкуры отдельных видов используют сегодня на выделку различных вещей. Отряд приматы в последние годы приобретает все большее значение в медицинских и биологических экспериментах. Эти животные обнаруживают большое сходство с человеком по множеству анатомо-физиологических признаков. Причем не только человекообразные приматы имеют это сходство, но и низшие. Представители этого отряда даже подвержены тем же заболеваниям, что и мы (туберкулезу, дизентерии, дифтериту, полиомиелиту, ангине, кори и др.), которые протекают в целом так же, как и у нас. Именно поэтому некоторые их органы используются сегодня в лечении людей (в частности, почки зеленых мартышек, макак и других обезьян - питательная среда для выращивания вирусов, которые после соответствующей обработки превращаются затем в вакцину против полиомиелита).

Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках приматов.

Задачи: 1. Образовательные: сформировать знания о характерных признаках приматов как о наиболее высокоразвитых млекопитающих.

2. Развивающие: развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление) с использованием игровых технологий.

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

ВложениеРазмер
plan-_konspekt.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Тема: Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика.

Цель . Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках приматов.

Задачи: 1. Образовательные: сформировать знания о характерных признаках приматов как о наиболее высокоразвитых млекопитающих.

2. Развивающие: развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление) с использованием игровых технологий.

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

1Вопрос: Назовите особенности строения, присущие представителям класса Млекопитающие?

(Наличие диафрагмы, гетеродонтная зубная система, покровы тела, развитие коры больших полушарий, развитие желез, выкармливание детенышей молоком, развитие детеныша в матке, характерно живорождение( кроме яйцекладущих), развита забота о потомстве, имеют 2 пары пятипалых конечностей, 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, кровеносная система замкнутая, развиты органы чувств и т.д.)

2Вопрос: Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых?

(Для всех млекопитающих характерен высокий уровень организации нервной системы, значительного развития достигают кора полушарий головного мозга и органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

3 Вопрос: Давайте вспомним систематические группы млекопитающих?

( Класс млекопитающие включает в себя 2 подкласса:

1 подкласс Яйцекладущие или первозвери

2 подкласс Плацентарные или Настоящие звери

1 отряд Сумчатые

1 семейство Ехидны

2 отряд Насекомоядные

2 семейство Утконосы

3 отряд Рукокрылые

4 отряд Грызуны

5 отряд Зайцеобразные

6 отряд Китообразные

7 отряд Ластоногие

8 отряд Хоботные

10 отряд Парнокопытные

11 отряд Непарнокопытные

12 отряд Приматы

Учитель: На прошлых уроках мы изучали отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные и т.д. Давайте вспомним некоторые особенности и представителей различных отрядов.

1 задание: Назовите лишнее животное в каждом ряду. Почему? (слайд 1)

2 задание: Подчеркните одной чертой хищных, двумя чертами- китообразных, волнистой чертой- ластоногих (кашалот, касатка, барсук, выдра, медведь, морской лев, морской слон ( слайд 2)

3 задание: Найдите названия животных. К какому отряду относятся эти животные? ( мышь- отряд грызуны, кролик- отряд зайцеобразные, рысь- отряд хищные, бобр- отряд грызуны, лев- отряд хищные, суслик- отряд грызуны, тигр, волк- отряд хищные, заяц- отряд зайцеобразные, белка- отряд грызуны (слайд 3)

4 задание: Назовите хищных животных ( медведь, волк, тигр, лев, рысь, гепард, соболь, барс (слайд 4)

5 задание: Угадай животное:

-Похожи на темно- серых овчарок, охотятся стаями, обычно ночью, убивают домашних животных(овец, коз, кур),нападает на собак( волк)

-Крупный, сильный зверь, он нападает на крупных диких и домашних животных. Может убить корову, оленя, кабана, любит ягоды, лягушек, яйца птиц( бурый медведь)

-Обитает в лесах Дальнего Востока и в джунглях Азии. Ведет одиночный образ жизни, очень прожорлив, может за раз съесть небольшого оленя(тигр)

-Тело короткое, плотное, мускулистое. Шерсть серая с небольшими пятнами, на ушах- кисточки. Питаются лисами, зайцами( рысь)

-Обитают в саваннах Африки, Самка очень сильно отличается от самца, живут небольшими стаями, на охоту ходит самка, самец защищает территорию. Охотятся на буйволов, антилоп. На водопой ходят по одному(лев) ( слайды5, 6)

6 задание: Сопоставьте места обитания с животными

В лесу- волк, медведь, рысь

В горах- снежный барс

В джунглях- тигр ( слайд 7)

7 задание: Поставьте все буквы на место, назовите животное и отряд, к которому это животное относится:

КИЛРОК- кролик- отряд грызуны

НАШУ- ушан- отряд рукокрылые

АОРНТАД- ондатра –отряд грызуны

ДАЕОЛПР- леопард-отряд хищные

ТРОК- крот- отряд насекомоядные ( слайды 8,9)

8 задание: С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных, относящихся к отрядам: слайды 10,11)

1 вариант- парнокопытные

2 вариант- непарнокопытные

-Наличие развитых 3 и 4 пальцев, покрытых копытом

-Питаются растительной пищей

-В скелете отсутствуют ключицы

-На конечностях сильно развит средний палец

-Имеют сложный желудок

-На голове имеются рога

-Зубы делятся на: клыки, резцы, коренные

-Представителями этого отряда являются: свиньи и бегемоты

-Хорошо развиты полушария головного мозга

-Лошадь, зебра, носорог- представители этого отряда

-Конечные фаланги пальцев снабжены ногтями

-Хорошо развиты органы зрения и слуха

Отряд непарнокопытные- 2,3,4,6,10)

Мотивация деятельности обучающихся.

Тема урока: Класс млекопитающие. Отряд приматы( слайд 2)

Познавательная цель урока: В каком отношении приматы – первые? Почему все остальные – вторые, пятые, десятые? Какие морфологические, анатомические, этологические особенности животных, объединенных в один отряд, дают нам основание называть их приматами. Кроме обезьян и полуобезьян, к приматам относят и человека, поэтому, говоря о морфологических признаках приматов, мы можем сопоставить с признаками, присущими и человеку. И это будет биологически корректно.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Приматы ведут дневной образ жизни, питаются смешанной пищей, размножаются круглый год. Большинство живут в густых лесных зарослях. Распространены в тропиках Азии, Африки, Америки ( слайды 6,7)

Разнообразны по величине тела и внешнему облику (самые маленькие- высотой 9-12 см-долгопяты, тупайи), самые крупные- гориллы- высотой 2м) (слайды 8.9,10,11,12)

Особенности приматов( работа с текстом учебника – стр.184)

1.Ведут дневной образ жизни

2.Хорошо развиты слух и зрение

4.Конечные фаланги снабжены ногтями

5.Глаза направлены вперед

6.Большой палец кисти противопоставлен остальным

7.Конечности пятипалые, хватательные

8.Характерно значительное развитие головного мозга (слайд 13)

Учитель: Запишем определение:

Бинокулярное зрение- способность видеть предметы обоими глазами одновременно (слайд 14)

Учитель: Давайте рассмотрим особенности строения кисти приматов (Большой палец кисти противопоставлен остальным- слайды 15.16)

Вывод: Из особенностей видно, что изменениям подверглись такие органы: рука- глаза- мозг по сравнению с другими млекопитающими (слайд 17)

Вопрос: Почему такое строение руки, расположение глаз и особенности мозга могут определить первенство приматов в органическом мире? (весь комплекс рука- глаза -мозг- это фундаментальная предпосылка способности к труду)

Учитель: Приматы широко используют предметы для достижения своих целей. О том, что обезьяна достает высоко висящий банан, поставив друг на друга ящики и используя палку,- знают все.

Вопрос: Морфологические особенности каких органов указывают на эволюционную продвинутость приматов(органы рука- глаза- мозг ,особенности органов)

Учитель: Как же жили приматы и какой образ жизни они вели?

(приматы- чаще стадные животные, но есть виды, которые живут парами и в одиночку. Стадо- великое благо- это и крепость и семья)

Учитель: В Древнем Египте культ обезьяны продержался несколько тысяч лет. Изображение обезьян имеют место на многих памятниках культуры того времени. Фараоны, обладавшие колоссальной властью, украшали себя павианьими хвостами. Приматы обожествлялись и другими народами, а во многих местах обитания почитаются и ныне: в Индии, Японии, Перу, Китае, Древнем Египте. Однако есть сведения, что по мере приближения к нашей эре обезьяны стали фигурировать в литературе как объекты пародии, смеха, забавы.

Люди. обезьяны- мы очень похожи. На любого человека большое впечатление производит прикосновение обезьян друг к другу руками( рукопожатие), губами (поцелуи), лакомый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой рукой ладонью вверх и т.д.Обезьяны единственные в царстве животных ( как и человек) способны к преднамеренному обману.

Далее учитель предлагает зарисовку из жизни павианов и просит учеников определить, какие этологические особенности обезьян она иллюстрирует. Зарисовка : “Молодой павиан выследил самку откопавшей вкусное корневище, он издал такой пронзительный крик, будто на стадо напали хищники. Самка (мать павиана) мигом оказалась на месте выдуманной трагедии. Недавняя обладательница корневищ пустилась на утек. Молодой павиан завладел добычей”. (Преднамеренный обман, жесткие отношения соподчинения). Таким образом, для приматов характерно сложное поведение.

Учитель: В начале урока я говорила о том, что к отряду приматов относят и человека. Много отличий между нами и обезьянами, но есть одно отличие. позволяющее нам людьми- рода Человек- это общение- речь (слайды 18, 19,20,21)

Общая рефлексия : Итак, какие же особенности морфологии и этологии обезьян дают основание называть их приматами?

Ответьте на вопросы:

1.Как приспособлены обезьяны к жизни на деревьях?

2.Какие особенности позволяют им жить на деревьях?

3.Какие особенности приматов вы можете назвать?

6.Что такое бинокулярное зрение?

7.Что называется грумингом?

8.С чем связано сложное поведение приматов? (слайд 22)

Заключение урока. Обращение учителя к классу: случайно так получилось или нет, не русское слово Человек можно прочитать как Чело Веко. Мы – люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь же вы в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают лори, игрунки, колобусы, тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Кто их спасет? Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, но и какое-то чувство вины. Ведь они – ближайшие наши родственники по эволюционному древу, живой привет нам из наших истоков. Кто спасет их? Мы- люди! Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.

Подведение итогов урока

Домашнее задание. Изучить параграф №35 учебника, выучить записи в тетради; доклады (слайд 23)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: раскрыть особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих; показать черты приспособленности, связанные с образом жизни, сходство и родство с человеком.

-обучающие: формирование знаний у учащихся о характерных особенностях приматов;

-развивающие: продолжать развитие умения сравнивать, находить общее и отличительное, развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой;

-воспитательные: воспитание в учащихся бережного отношения к природе.

Методы обучения: беседа, работа с учебником, поиск информации, анализ.

Формы обучения: урок - изучение нового.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание, находить в ответы на поставленные вопросы и излагать, оценивать его;

•формирование умений работать , представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Метапредметные результаты

овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний (Личностные УУД)

организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности (Регулятивные УУД)

формирование умений работать

овладение приемами систематизации знаний (Познавательные УУД)

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать: особенности строения, приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих Обучающиеся должны сформировать представление о эволюции животного мира, о влиянии труда на развитие головного мозга.

Актуальность применения разноуровневого обучения: использование данной технологии на уроке приведет к повышается активность, работоспособности, мотивации к изучению и качеству знаний. Учащийся имеет возможность самостоятельно оценить свои возможности, решая различные задания.

1. Организационный момент – 1 минута

2. Актуализация знаний – 10 минут

3. Изучение нового материала – 20 минут

4. Закрепление – 10 минут

5. Рефлексия – 2 минуты.

6. Домашнее задание – 2 минуты

1. Организационный момент.

Начнём, пожалуй, наш урок,

Звонок сигнал даёт нам в срок.

Друг другу мило улыбнёмся,

Ко мне тихонько повернёмся.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Дифференцированные задания.

1.Признак, доказывающий усложнение организации млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися:

а) органы чувств;

в) четырехкамерное сердце;

г) два круга кровообращения.

2.К признакам высокого уровня организации млекопитающих не относится:

в) вскармливание детенышей молоком;

г) пятипалая конечность.

3.К признакам, обеспечивающим распространение млекопитающих по всему земному шару, не относится:

б) высокое развитие нервной системы;

г) удаление продуктов жизнедеятельности.

4.К приспособлениям, позволяющим млекопитающим выживать в районах с резко меняющимися по сезонам условиями окружающей среды, не относится:

г) видоизменение конечностей.

Какие особенности строения являются общими для всех млекопитающих? Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых животных? Почему млекопитающих считают одной из самых многочисленных групп животных на территории земного шара?

1) Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?

2) Почему лоси сравнительно легко могут бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут?

3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?

4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?

3. Изучение нового материала

Постановка проблемы

Постановка целей и задач урока

Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы найти ответ на вопрос? (найти факты доказывающие, что приматы – первые, провести исследование для поиска этих фактов). Итак, вы поставили перед собой цель. Для достижения её необходимо:

Изучить особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих.

Выявить приспособления животных, связанных с образом жизни.

Познакомиться с многообразием и значением приматов.

Общая характеристика отряда приматов: (Объяснение учителя с использованием таблиц и рисунков учебника 141 и 142.)древесные или наземные животные; средние или небольшие по величине, ведущие стадный образ жизни; активные в дневное время; пальцы конечностей имеют ногти; большой палец конечностей противопоставлен остальным; наличие ключиц в плечевом поясе; развиты все типы зубов; зрение бинокулярное, стереоскопическое, цветовое; кора головного мозга имеет сложное строение; у самок приматов пара сосков млечных желез; детеныши рождаются беспомощными.

Групповая работа (4 группы)

Задание: Как видоизменены эти органы у приматов? Каково значение этих преобразований в жизни обезьян? Сделать записи в рабочем листе. На партах раздаточный материал (Приложение 1, 2, 3), который поможет выполнить задание, в тетради сделать соответствующие записи. По окончании работы группа представляет свой результат. На выполнение задания отводиться – 7 мин.

1,4 группы – головной мозг.

2,5 группы – глаза.

3,6 группы – рука.

3.Представление результатов работы учениками

Головной мозг: сильно развиты полушария переднего мозга, дает возможность для возникновения условных рефлексов, мышления, речи и других психических процессов, обеспечивает трудовую деятельность.

Глаза: расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед, на лицевой части. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых.

Рука: хватательная, пятипалая, вместо когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным, пальцы длинные (4+1).

Конечности очень подвижны. Они служат не только для передвижения – ими животные хватают пищу, мелкие предметы, образовывают горсть, чистят и расчесывают волосы на любых частях тела.

Классификация приматов. Общая характеристика подотряда полуобезьян. (Объяснение учителя с элементами рассказа.)

Общая характеристика подотряда высших приматов. (Объяснение учителя с элементами рассказа.)

Классификация высших приматов. (Объяснение учителя с элементами рассказа.)

Характеристика представителей человекообразных обезьян. (Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника нас. 186—187 по вопросам: каковы особенности внешнего строения орангутанга, шимпанзе, гориллы? Каков образ жизни этих обезьян? В какой части света они обитают? В чем сходство человека и человекообразных обезьян? О чем свидетельствуют черты их сходства? В чем главное отличие человека от человекообразных обезьян?)

4. Закрепление

Карточки с дифференцированными заданиями:

Карточка №1 Базовый уровень

Выберите соответствующие признаки

Большой палец противостоит другим;

Три круга кровообращения

Небольшие по величине

Самые крупные живущие в воде

Активны в дневное время

Детёныши рождаются беспомощными

Слух развит отлично

Мозг имеет сложное строение

Активны в ночное время

Карточка №2 Повышенный уровень

Распределите представителей по подотрядам.

Представители: Горилла, лори, гиббон, шимпанзе, орангутанг, кошачий лемур.

Подотряды Высшие приматы и Низшие приматы.

Карточка №3 Высокий уровень

Ответьте на вопрос, что отличает переднюю конечность, глаза и мозг приматов от соответствующих органов других млекопитающих.

5. Рефлексия

Комплемент деловым качествам.

Комплемент в чувствах.

6. Домашнее задание

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Объект исследования: рука приматов.

Вопросы для изучения:

Как видоизменена передняя конечность у приматов?

Каково значение этих преобразований в жизни животных?

Значение в жизни приматов:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Объект исследования: глаза приматов.

Вопросы для изучения:

Какими особенностями обладают глаза приматов?

Какое значение это имеет для жизни животных?

Значение в жизни приматов:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Объект исследования: головной мозг приматов.

Вопросы для изучения:

Какие отделы головного мозга сильно развиты?

С какими видами деятельности это связано?

Значение в жизни приматов:

Объект исследования: рука приматов.

Вопросы для изучения:

Как видоизменена передняя конечность у приматов?

Каково значение этих преобразований?





Объект исследования: глаза приматов.

Вопросы для изучения:

Какими особенностями обладают глаза приматов?

Какое значение это имеет для жизни животных?




Объект исследования: головной мозг приматов.

Вопросы для изучения:

Какие отделы головного мозга сильно развиты?

С какими видами деятельности это связано?

У человекообразной обезьяны

средний объем мозга равен 600 см3.






Наследие древесного образа жизни

Приматы обитают преимущественно в областях с теплым климатом. Они живут главным образом на деревьях, а такие наземные формы. Древесный образ жизни привел к развитию ряда приспособлений.

Млекопитающие, живущие на деревьях, должны уметь точно оценивать расстояния, фокусировать взгляд на определённых объектах, удерживаться на ветках и схватывать предметы, годные в пищу. В соответствии с этими требованиями у приматов имеются такие приспособительные особенности, как хорошо развитое зрение, хватательные передние конечности с противопоставляющимся большим пальцем и хвост, служащий балансиром.

Острота зрения приматов обеспечивается сочетанием ряда признаков. Глаза хорошо развиты. Они направлены вперед, что создаёт возможность одновременной фокусировки обоих глаз на одном и том же объекте и оценки расстояния по параллаксу. Наличие желтого пятна на сетчатке улучшает фокусировку. Наконец, приматы обладают цветовым зрением, которого лишены многие группы млекопитающих и которое, вероятно, способствует улучшению объемного зрения.

Зрение служит в свою очередь одним из существенных компонентов высшей нервной деятельности приматов, которая также представляет собой сложную черту. Важное значение для высшей нервной деятельности имеет прежде всего головной мозг, хорошо развитый у всех высших приматов. Однако то, что этот мозг может узнать о внешнем мире, в значительной степени зависит от сочетания глаз и передних конечностей приматов. Другие органы чувств (в особенности слух) играют дополнительную роль.

Наследие наземного образа жизни

Человекообразные обезьяны обитают в лесах и ведут, во всяком случае, частично, древесный образ жизни. Гиббоны проводят большую часть своей жизни на деревьях и передвигаются при помощи брахиации и прыжков. Шимпанзе и гориллы — полуназемные животные и передвигаются по земле, опираясь на подошвы ступней и тыльную сторону пальцев передних конечностей.

Способом передвижения у них служит ходьба или бег на двух ногах. Хождение на двух ногах и её следствие — вертикальное положение тела — наиболее яркие отличительные признаки антропоидов.

Передвижение на двух ногах имело важное следствие: оно освободило руки, которые могли теперь заняться изготовлением и использованием орудий и оружия. Умение обращаться с предметами — важная составная часть высшей нервной деятельности древесных приматов, как это уже отмечалось. А теперь с переходом от древесного образа жизни к наземному и с освобождением рук от участия в передвижении манипуляция предметами могла развиваться в полной мере. Первым результатом этого было развитие простейших ремесел.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Primates.ppt

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ОТРЯД ПРИМАТЫ Автор: Курочкина Марина Егоровна, учитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ОТРЯД ПРИМАТЫ Автор: Курочкина Марина Егоровна, учитель.

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ. ОТРЯД ПРИМАТЫ Автор: Курочкина Марина Егоровна, учитель биологии, высшая категория МАОУ СОШ № 71 г.Екатеринбург

Кто лишний?

Общая характеристика отряда Приматы Древесные или наземные, стадные животные;.

Общая характеристика отряда Приматы Древесные или наземные, стадные животные; Разная величина тела (долгопяты 9-12 см, гориллы 2 м); Активны в дневное время суток; Стопоходящие; Относительно большая черепная коробка, глазницы направлены вперед; Развит головной мозг (большие полушария переднего отдела, многочисленные борозды и извилины); Развиты органы слуха и глаза; Большой палец руки противопоставлен остальным, на пальцах ногти; Питаются смешанной пищей с преобладанием растительной; Размножаются круглый год (1-2 детеныша); Имеют одну пару молочных желез; Проявляют заботу о потомстве.

Рука

Глаза


Многообразие приматов (200 видов) Долгопят Горилла Лемур Мартышка Гамадрил

Многообразие приматов (200 видов) Долгопят Горилла Лемур Мартышка Гамадрил

Классификация приматов


Используемая литература В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Приматы.doc

Урок биологии, 7 класс

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с характерными особенностями и многообразием приматов, выявить признаки высокой организации в сравнении с другими представителями класса млекопитающих.

Развивающие: развивать навыки критического мышления, работы в группе, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, публично выступать, проводить рефлексию.

Воспитательные: уважительно относиться к мнению одноклассника, бережно относиться к окружающей природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приёмы: словесный (рассказ учителя, беседа), наглядный (рисунки, фото, презентация, схема), исследовательский.

План урока:

Организационный момент. Приветствие.

Фаза вызова или начало урока:

Актуализация познавательной деятельности;

Постановка целей и задач урока.

Осмысление содержания урока.

Общая характеристика отряда приматы.

Представление результатов работы обучающимися.

Классификация и значение приматов.

Подведение итогов. Рефлексия.

I .Организационный момент. Приветствие

Начнём, пожалуй, наш урок,

Звонок сигнал даёт нам в срок.

Друг другу мило улыбнёмся,

Ко мне тихонько повернёмся.

Учитель. Добрый день, ребята! Присаживайтесь.

II . Фаза вызова (начало урока)

1. Актуализация познавательной деятельности

Фронтальная беседа на основе имеющихся знаний.

Учитель. Назовите, какой класс животных изучали? Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с классом Млекопитающие.

2.Постановка проблемы

3.Постановка целей и задач урока

Учитель. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы найти ответ на вопрос? (найти факты доказывающие, что приматы – первые, провести исследование для поиска этих фактов). Итак, вы поставили перед собой цель. Для достижения её необходимо:

Изучить особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих.

Выявить приспособления животных, связанных с образом жизни.

Познакомиться с многообразием и значением приматов.

III .Осмысление содержания урока

Большинство ведет древесный образ жизни;

При передвижении опираются на всю стопу;

Относительно большая черепная коробка;

Значительно развит головной мозг, особенно большие полушария переднего отдела, на поверхности которого многочисленные борозды и извилины;

Глазницы почти всегда направлены вперед;

Развиты органы слуха и глаза. Приматы видят одновременно обоими глазами один и тот же предмет;

Большой палец руки противопоставлен остальным, на пальцах у большинства ногти;

Питаются смешанной пищей с преобладанием растительной, многие поедают мелких животных, особенно насекомых;

Размножаются круглый год, самки рожают 1-2 детенышей;

Имеют одну пару молочных желез;

Проявляют заботу о потомстве.

Учитель. Обратите внимание на выделенные слова и назовите их: головной мозг, глаза, рука. Именно они позволили приматам стать первыми. Чем отличаются данные органы от соответствующих у других млекопитающих? Чтобы ответить на данный вопрос, проведём небольшое исследование в группах.

2. Групповая работа (4 группы)

Задание: Как видоизменены эти органы у приматов? Каково значение этих преобразований в жизни обезьян? Сделать записи в рабочем листе. На партах раздаточный материал (Приложение 1, 2, 3), который поможет выполнить задание, в рабочем листе сделать соответствующие записи. По окончании работы группа представляет свой результат. На выполнение задания отводиться – 10 мин.

1,4 группы – головной мозг.

2,5 группы – глаза.

3,6 группы – рука.

3.Представление результатов работы учениками

Головной мозг: сильно развиты полушария переднего мозга, дает возможность для возникновения условных рефлексов, мышления, речи и других психических процессов, обеспечивает трудовую деятельность.

Глаза: расположены не по бокам головы, как у большинства других животных, а направлены вперед, на лицевой части. Они видят один и тот же предмет обоими глазами одновременно, благодаря чему точно определяют расстояние до него. Такая особенность зрения имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку. Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они обнаруживают зрелые плоды, съедобных насекомых.

Рука: хватательная, пятипалая, в место когтей на пальцах обезьян развиты плоские ногти. Первый (большой) палец может противопоставляться остальным, пальцы длинные (4+1).

Конечности очень подвижны. Они служат не только для передвижения – ими животные хватают пищу, мелкие предметы, образовывают горсть, чистят и расчесывают волосы на любых частях тела.

Учитель. Сформулируйте вывод по изученному вопросу: развитый головной мозг, бинокулярное зрение, передняя конечность – рука позволили приматам стать первыми в классе млекопитающие.

4.Промежуточная рефлексия

Очень низкая оценка – присесть на корточки;

Невысокая оценка – присесть немного согнув коленки.

Удовлетворительная оценка, спокойное отношение – обычная поза, руки по швам;

Хорошая оценка, позитивное отношение – поднять руки в локтях;

Очень высокая оценка, восторженное отношение – поднять на цыпочках, руки вверх, хлопая в ладоши.

Мой вклад в поисках фактов;

Получил новые знания;

Научился выступать, высказывать своё мнение.

Мой общий результат.

5.Классификация и значение приматов

Современных приматов насчитывается около 200 видов. Отряд приматы делиться на два подотряда:

Низшие приматы или полуобезьяны (лемуры, долгопяты, тупаи);

Обезьяны или высшие человекоподобные:

Широконосые – игрунки, капуцины.

Узконосые – мартышки, макаки, павианы, мадрилы, носачи, т.д.

Человекообразные обезьян – орангутан, горилла, шимпанзе, бонобо (карликовый шимпанзе) и человек.

Практическое значение приматов очень велико. Как живые и забавные существа, обезьяны всегда привлекали внимание человека. Они были предметом охоты, их продавали в зоопарки и для домашнего развлечения. Мясо многих обезьян и сейчас употребляют в пищу аборигены. Шкуры некоторых видов приматов используют на выделку некоторых вещей.

В последние годы приматы всё большее значение приобретают в биологических и медицинских экспериментах, являясь лабораторными объектами.

IV .Подведение итогов. Рефлексия

Вопрос: можно ли говорить, что человек произошёл от обезьян?

На этот вопрос вы сможете дать ответ, выполнив дома задание в рабочей тетради (запись д/з).

2.Рефлексия

Учитель. Мы подошли к завершению изучения вопросов о приматах.

Вопрос. Все ли задачи мы выполнили (показ задач).

Комплемент деловым качествам.

Комплемент в чувствах.

Большое спасибо за урок!

Курочкина М.Е., МАОУ СОШ № 71 г.Екатеринбург

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.doc

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Объект исследования: рука приматов.

Вопросы для изучения:

Как видоизменена передняя конечность у приматов?

Каково значение этих преобразований в жизни животных?

Значение в жизни приматов:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Объект исследования: глаза приматов.

Вопросы для изучения:

Какими особенностями обладают глаза приматов?

Какое значение это имеет для жизни животных?

Значение в жизни приматов:

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Объект исследования: головной мозг приматов.

Вопросы для изучения:

Какие отделы головного мозга сильно развиты?

С какими видами деятельности это связано?

Значение в жизни приматов:

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.doc

Объект исследования: рука приматов.

Вопросы для изучения:

Как видоизменена передняя конечность у приматов?

Каково значение этих преобразований?

hello_html_981d9ca.jpg

hello_html_1720a398.jpg

hello_html_235353b5.jpg

hello_html_m43058cf1.jpg

hello_html_11e6f2ea.jpg

Объект исследования: глаза приматов.

Вопросы для изучения:

Какими особенностями обладают глаза приматов?

Какое значение это имеет для жизни животных?

hello_html_m2c20157c.jpg

hello_html_m1f1af779.jpg

hello_html_4ace48e3.jpg

Объект исследования: головной мозг приматов.

Вопросы для изучения:

Какие отделы головного мозга сильно развиты?

С какими видами деятельности это связано?

У человекообразной обезьяны

средний объем мозга равен 600 см3.

hello_html_m7ea69039.jpg

hello_html_m70aee287.jpg

hello_html_9f7f209.jpg

hello_html_7aa1270b.jpg

hello_html_7963bd50.jpg

Выбранный для просмотра документ Приложение 3.doc

Наследие древесного образа жизни

Приматы обитают преимущественно в областях с теплым климатом. Они живут главным образом на деревьях, а такие наземные формы. Древесный образ жизни привел к развитию ряда приспособлений.

Млекопитающие, живущие на деревьях, должны уметь точно оценивать расстояния, фокусировать взгляд на определённых объектах, удерживаться на ветках и схватывать предметы, годные в пищу. В соответствии с этими требованиями у приматов имеются такие приспособительные особенности, как хорошо развитое зрение, хватательные передние конечности с противопоставляющимся большим пальцем и хвост, служащий балансиром.

Острота зрения приматов обеспечивается сочетанием ряда признаков. Глаза хорошо развиты. Они направлены вперед, что создаёт возможность одновременной фокусировки обоих глаз на одном и том же объекте и оценки расстояния по параллаксу. Наличие желтого пятна на сетчатке улучшает фокусировку. Наконец, приматы обладают цветовым зрением, которого лишены многие группы млекопитающих и которое, вероятно, способствует улучшению объемного зрения.

Зрение служит в свою очередь одним из существенных компонентов высшей нервной деятельности приматов, которая также представляет собой сложную черту. Важное значение для высшей нервной деятельности имеет прежде всего головной мозг, хорошо развитый у всех высших приматов. Однако то, что этот мозг может узнать о внешнем мире, в значительной степени зависит от сочетания глаз и передних конечностей приматов. Другие органы чувств (в особенности слух) играют дополнительную роль.

Наследие наземного образа жизни

Человекообразные обезьяны обитают в лесах и ведут, во всяком случае, частично, древесный образ жизни. Гиббоны проводят большую часть своей жизни на деревьях и передвигаются при помощи брахиации и прыжков. Шимпанзе и гориллы — полуназемные животные и передвигаются по земле, опираясь на подошвы ступней и тыльную сторону пальцев передних конечностей.

Способом передвижения у них служит ходьба или бег на двух ногах. Хождение на двух ногах и её следствие — вертикальное положение тела — наиболее яркие отличительные признаки антропоидов.

Передвижение на двух ногах имело важное следствие: оно освободило руки, которые могли теперь заняться изготовлением и использованием орудий и оружия. Умение обращаться с предметами — важная составная часть высшей нервной деятельности древесных приматов, как это уже отмечалось. А теперь с переходом от древесного образа жизни к наземному и с освобождением рук от участия в передвижении манипуляция предметами могла развиваться в полной мере. Первым результатом этого было развитие простейших ремесел.


Разработка сформирует знания о характерных признаках приматов как о наиболее высокоразвитых млекопитающих.

Описание разработки

Цель:

Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках приматов.

Задачи:

1. Образовательные: сформировать знания о характерных признаках приматов как о наиболее высокоразвитых млекопитающих.

2. Развивающие: развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос:

1 Вопрос: Назовите особенности строения, присущие представителям класса Млекопитающие?

(Наличие диафрагмы, гетеродонтная зубная система, покровы тела, развитие коры больших полушарий, развитие желез, выкармливание детенышей молоком, развитие детеныша в матке, характерно живорождение( кроме яйцекладущих), развита забота о потомстве, имеют 2 пары пятипалых конечностей, 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, кровеносная система замкнутая, развиты органы чувств и т.д.)

2 Вопрос: Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых?

(Для всех млекопитающих характерен высокий уровень организации нервной системы, значительного развития достигают кора полушарий головного мозга и органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

3 Вопрос: Давайте вспомним систематические группы млекопитающих?

Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика (план-конспект урока)

Учитель: На прошлых уроках мы изучали отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные и т.д. Давайте вспомним некоторые особенности и представителей различных отрядов.

1 задание: Назовите лишнее животное в каждом ряду. Почему? (слайд 1)

2 задание: Подчеркните одной чертой хищных, двумя чертами- китообразных, волнистой чертой- ластоногих (кашалот, касатка, барсук, выдра, медведь, морской лев, морской слон (слайд 2)

3 задание: Найдите названия животных. К какому отряду относятся эти животные? (мышь- отряд грызуны, кролик- отряд зайцеобразные, рысь- отряд хищные, бобр- отряд грызуны, лев- отряд хищные, суслик- отряд грызуны, тигр, волк- отряд хищные, заяц- отряд зайцеобразные, белка- отряд грызуны (слайд 3)

4 задание: Назовите хищных животных( медведь, волк, тигр, лев, рысь, гепард, соболь, барс (слайд 4)

5 задание: Угадай животное:

- Похожи на темно- серых овчарок, охотятся стаями, обычно ночью, убивают домашних животных (овец, коз, кур),нападает на собак( волк)

- Крупный, сильный зверь, он нападает на крупных диких и домашних животных. Может убить корову, оленя, кабана, любит ягоды, лягушек, яйца птиц (бурый медведь)

- Обитает в лесах Дальнего Востока и в джунглях Азии. Ведет одиночный образ жизни, очень прожорлив, может за раз съесть небольшого оленя (тигр)

- Тело короткое, плотное, мускулистое. Шерсть серая с небольшими пятнами, на ушах- кисточки. Питаются лисами, зайцами (рысь)

- Обитают в саваннах Африки, Самка очень сильно отличается от самца, живут небольшими стаями, на охоту ходит самка, самец защищает территорию.

Охотятся на буйволов, антилоп. На водопой ходят по одному(лев) (слайды5, 6)

6 задание: Сопоставьте места обитания с животными

В лесу - волк, медведь, рысь

В горах - снежный барс

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

План- конспект урока

Учитель: Щекотурова Ю.С.

Тема: Отряд млекопитающих – приматы: общая характеристика.

Цель. Способствовать осуществлению личностно – ориентированного подхода в обучении, создав условия для самостоятельного усвоения знаний о характерных признаках приматов.

Задачи: 1. Образовательные: сформировать знания о характерных признаках приматов как о наиболее высокоразвитых млекопитающих.

2. Развивающие: развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.

3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление) с использованием игровых технологий.

Методы обучения : частично – поисковый.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.

Актуализация знаний

1.Фронтальный опрос:

1Вопрос: Назовите особенности строения, присущие представителям класса Млекопитающие?

(Наличие диафрагмы, гетеродонтная зубная система, покровы тела, развитие коры больших полушарий, развитие желез, выкармливание детенышей молоком, развитие детеныша в матке, характерно живорождение( кроме яйцекладущих), развита забота о потомстве, имеют 2 пары пятипалых конечностей, 4-х камерное сердце, 2 круга кровообращения, кровеносная система замкнутая, развиты органы чувств и т.д.)

2Вопрос: Почему млекопитающих считают высшими среди хордовых?

(Для всех млекопитающих характерен высокий уровень организации нервной системы, значительного развития достигают кора полушарий головного мозга и органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

3 Вопрос: Давайте вспомним систематические группы млекопитающих?

( Класс млекопитающие включает в себя 2 подкласса:

1 подкласс Яйцекладущие или первозвери

2 подкласс Плацентарные или Настоящие звери

1 отряд Сумчатые

1 семейство Ехидны

2 отряд Насекомоядные

2 семейство Утконосы

3 отряд Рукокрылые

4 отряд Грызуны

5 отряд Зайцеобразные

6 отряд Китообразные

7 отряд Ластоногие

8 отряд Хоботные

10 отряд Парнокопытные

11 отряд Непарнокопытные

12 отряд Приматы

Учитель: На прошлых уроках мы изучали отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные, китообразные и т.д. Давайте вспомним некоторые особенности и представителей различных отрядов.

1 задание: Назовите лишнее животное в каждом ряду. Почему? (слайд 1)

2 задание: Подчеркните одной чертой хищных, двумя чертами- китообразных, волнистой чертой- ластоногих (кашалот, касатка, барсук, выдра, медведь, морской лев, морской слон ( слайд 2)

3 задание: Найдите названия животных. К какому отряду относятся эти животные?( мышь- отряд грызуны, кролик- отряд зайцеобразные, рысь- отряд хищные, бобр- отряд грызуны, лев- отряд хищные, суслик- отряд грызуны, тигр, волк- отряд хищные, заяц- отряд зайцеобразные, белка- отряд грызуны (слайд 3)

4 задание: Назовите хищных животных( медведь, волк, тигр, лев, рысь, гепард, соболь, барс (слайд 4)

5 задание: Угадай животное:

-Похожи на темно- серых овчарок, охотятся стаями, обычно ночью, убивают домашних животных(овец, коз, кур),нападает на собак( волк)

-Крупный, сильный зверь, он нападает на крупных диких и домашних животных. Может убить корову, оленя, кабана, любит ягоды, лягушек, яйца птиц( бурый медведь)

-Обитает в лесах Дальнего Востока и в джунглях Азии. Ведет одиночный образ жизни, очень прожорлив, может за раз съесть небольшого оленя(тигр)

-Тело короткое, плотное, мускулистое. Шерсть серая с небольшими пятнами, на ушах- кисточки. Питаются лисами, зайцами( рысь)

-Обитают в саваннах Африки, Самка очень сильно отличается от самца, живут небольшими стаями, на охоту ходит самка, самец защищает территорию. Охотятся на буйволов, антилоп. На водопой ходят по одному(лев) ( слайды5, 6)

6 задание: Сопоставьте места обитания с животными

В лесу- волк, медведь, рысь

В горах- снежный барс

В джунглях- тигр( слайд 7)

7 задание: Поставьте все буквы на место, назовите животное и отряд, к которому это животное относится:

КИЛРОК- кролик- отряд грызуны

НАШУ- ушан- отряд рукокрылые

АОРНТАД- ондатра –отряд грызуны

ДАЕОЛПР- леопард-отряд хищные

ТРОК- крот- отряд насекомоядные ( слайды 8,9)

8 задание: С помощью цифр, данных в списке, укажите характерные признаки животных, относящихся к отрядам: слайды 10,11)

1 вариант- парнокопытные

2 вариант- непарнокопытные

-Наличие развитых 3 и 4 пальцев, покрытых копытом

-Питаются растительной пищей

-В скелете отсутствуют ключицы

-На конечностях сильно развит средний палец

-Имеют сложный желудок

-На голове имеются рога

-Зубы делятся на: клыки, резцы, коренные

-Представителями этого отряда являются: свиньи и бегемоты

-Хорошо развиты полушария головного мозга

-Лошадь, зебра, носорог- представители этого отряда

-Конечные фаланги пальцев снабжены ногтями

-Хорошо развиты органы зрения и слуха

Отряд непарнокопытные- 2,3,4,6,10)

Мотивация деятельности обучающихся.

Тема урока: Класс млекопитающие. Отряд приматы( слайд 2)

Познавательная цель урока: В каком отношении приматы – первые? Почему все остальные – вторые, пятые, десятые? Какие морфологические, анатомические, этологические особенности животных, объединенных в один отряд, дают нам основание называть их приматами. Кроме обезьян и полуобезьян, к приматам относят и человека, поэтому, говоря о морфологических признаках приматов, мы можем сопоставить с признаками, присущими и человеку. И это будет биологически корректно.

Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Приматы ведут дневной образ жизни, питаются смешанной пищей, размножаются круглый год. Большинство живут в густых лесных зарослях. Распространены в тропиках Азии, Африки, Америки ( слайды 6,7)

Разнообразны по величине тела и внешнему облику (самые маленькие- высотой 9-12 см-долгопяты, тупайи), самые крупные- гориллы- высотой 2м) (слайды 8.9,10,11,12)

Особенности приматов( работа с текстом учебника – стр.184)

1.Ведут дневной образ жизни

2.Хорошо развиты слух и зрение

4.Конечные фаланги снабжены ногтями

5.Глаза направлены вперед

6.Большой палец кисти противопоставлен остальным

7.Конечности пятипалые, хватательные

8.Характерно значительное развитие головного мозга (слайд 13)

Учитель: Запишем определение:

Бинокулярное зрение- способность видеть предметы обоими глазами одновременно (слайд 14)

Учитель: Давайте рассмотрим особенности строения кисти приматов (Большой палец кисти противопоставлен остальным- слайды 15.16)

Вывод: Из особенностей видно, что изменениям подверглись такие органы: рука- глаза- мозг по сравнению с другими млекопитающими (слайд 17)

Вопрос: Почему такое строение руки, расположение глаз и особенности мозга могут определить первенство приматов в органическом мире? (весь комплекс рука- глаза -мозг- это фундаментальная предпосылка способности к труду)

Учитель: Приматы широко используют предметы для достижения своих целей. О том, что обезьяна достает высоко висящий банан, поставив друг на друга ящики и используя палку,- знают все.

Вопрос: Морфологические особенности каких органов указывают на эволюционную продвинутость приматов(органы рука- глаза- мозг ,особенности органов)

Учитель: Как же жили приматы и какой образ жизни они вели?

(приматы- чаще стадные животные, но есть виды, которые живут парами и в одиночку. Стадо- великое благо- это и крепость и семья)

Учитель: В Древнем Египте культ обезьяны продержался несколько тысяч лет. Изображение обезьян имеют место на многих памятниках культуры того времени. Фараоны, обладавшие колоссальной властью, украшали себя павианьими хвостами. Приматы обожествлялись и другими народами, а во многих местах обитания почитаются и ныне: в Индии, Японии, Перу, Китае, Древнем Египте. Однако есть сведения, что по мере приближения к нашей эре обезьяны стали фигурировать в литературе как объекты пародии, смеха, забавы.

Люди. обезьяны- мы очень похожи. На любого человека большое впечатление производит прикосновение обезьян друг к другу руками( рукопожатие), губами (поцелуи), лакомый кусочек обезьяны выпрашивают протянутой рукой ладонью вверх и т.д.Обезьяны единственные в царстве животных ( как и человек) способны к преднамеренному обману.

Далее учитель предлагает зарисовку из жизни павианов и просит учеников определить, какие этологические особенности обезьян она иллюстрирует. Зарисовка: “Молодой павиан выследил самку откопавшей вкусное корневище, он издал такой пронзительный крик, будто на стадо напали хищники. Самка (мать павиана) мигом оказалась на месте выдуманной трагедии. Недавняя обладательница корневищ пустилась на утек. Молодой павиан завладел добычей”. (Преднамеренный обман, жесткие отношения соподчинения). Таким образом, для приматов характерно сложное поведение.

Учитель: В начале урока я говорила о том, что к отряду приматов относят и человека. Много отличий между нами и обезьянами, но есть одно отличие. позволяющее нам людьми- рода Человек- это общение- речь (слайды 18, 19,20,21)

Общая рефлексия: Итак, какие же особенности морфологии и этологии обезьян дают основание называть их приматами?

Закрепление знаний:

Ответьте на вопросы:

1.Как приспособлены обезьяны к жизни на деревьях?

2.Какие особенности позволяют им жить на деревьях?

3.Какие особенности приматов вы можете назвать?

6.Что такое бинокулярное зрение?

7.Что называется грумингом?

8.С чем связано сложное поведение приматов? (слайд 22)

Заключение урока. Обращение учителя к классу: случайно так получилось или нет, не русское слово Человек можно прочитать как Чело Веко. Мы – люди – единственные, кто обладает способностью предвидеть, просчитывать будущее. Вдумайтесь же вы в эти факты: где-то в Заире бродят последние на воле 150 карликовых шимпанзе. Где-то на границе Уганды и Руанды осталось в живых всего 300 горилл. В лесах Бразилии вымирают лори, игрунки, колобусы, тамарины, индри, тупайи, долгопяты. Кто их спасет? Вымирают и другие животные. Но, глядя на них, человек испытывает не только любопытство и жалость, но и какое-то чувство вины. Ведь они – ближайшие наши родственники по эволюционному древу, живой привет нам из наших истоков. Кто спасет их? Мы- люди! Нам должно до них быть дело. Иначе мы не сможем ощущать себя людьми.

Подведение итогов урока

Домашнее задание. Изучить параграф №35 учебника, выучить записи в тетради; доклады (слайд 23)

Читайте также: