Отражение качественных характеристик звуков в моделях слова конспект

Обновлено: 16.05.2024

Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Ну-ка, дети вы готовы?
Начинаем точно в срок.

II. Повторение

Зарядка для глаз

-Посмотрите на доску, найдите лишнюю букву в каждом ряду, объясните “почему?”

Н С Р О К
А К ю У Г
Ю И Е Я Ё
А У Ю Э Ы

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами научимся сопоставлять звуки [c] и [з], читать и печатать слова, полученные при замене звонкого согласного его глухой парой.

IV. Сопоставление звуков [с] и [з] по звонкости – глухости, отражение этой характеристики согласных звуков в модели слова .

-Откройте учебник на с.94 и рассмотрите верхний рисунок. Кто нарисован?(на доске фото козы)

-Рассмотрите модель слова коза. Что означает красный колокольчик над третьей фишкой?

-Расскажите, как можно проверить, что звук [з] звонкий согласный.

-Дайте полную характеристику звуку [з].

-Рассмотрите модель, расположенную справа от модели слова коза.

-Чем отличаются модели друг от друга?

-Сравните третьи звуки.

-Назовите звук, в который превратится звонкий согласный звук [з], потеряв свою звонкость.

-Назовите слово, которое получится, если поменять в слове коза звук [з] на звук [c].

-Расскажите, что мог бы нарисовать художник над моделью.(фото косы девочки и косы, которой косят на доске)

-Дайте полную характеристику звуку [c].

-Проверьте правильно ли составлена звуковая модель слова зубы.(фото зубы на доске)

- Докажите правильность составления схемы.

-Сравните эту модель с моделью, расположенной справа.

-Перечислите три изменения, которые должны произойти с моделью слова зубы.

-Произнесите слово, которое получится.(фото супы)

Поднимите руки, класс, - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

-Рассмотрите модель слова лиса.(фото лисы на доске)

-Сравните с моделью справа.

-Произведите необходимые изменения и произнесите слово, модель которого изображена справа. (фото девочки Лизы на доске)

-Чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов?

V. Чтение слов и их классификация

1.-Прочитайте слова по столбикам ( по одному столбику)

-Определите, по какому принципу составлены столбики слов.

-Прочитайте 4, 5 столбики. Чем отличаются слова в этих столбиках от слов, прочитанных раньше?

-Прочитайте последний столбик.

-Какие изменения заметим там?

-Объясните значение слов СТАЙКА, СТОЙКА.

2.-На доске слова:

-Посмотрите и сформулируйте задания.

-Эти слова называются перевёртыши.

Разминка для глаз. Пальчики

VI. Чтение рассказа.

-Прочитайте рассказ “Саня”

-Скажите, Саня – это мальчик или девочка?

-Объясните своё мнение.

-Прочитайте предложения, которые помогают понять, что речь идёт что речь идёт о девочке.

-Прочитайте предложение, по которому мы не можем определить о мальчике или девочке идёт речь.

VII. Разгадывание кроссворда.

-Рассмотрите модели слов слева. В эти модели вам нужно вставить буквы вместо знаков вопроса, например – СТРАУС – С; ГЛОБУС – С;

-Аналогично с моделями слов справа.

-А теперь запишите буквы в клетки и прочитайте слово.

-Назовите в слове первый звук. Дайте полную характеристику.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой работали на уроке?

-Чему учились на уроке?

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился. [Приложение2]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ СОШ с. Лермонтово

Конспект урока

А Аттестуемый педагог : Шулепина Марина Васильевна

П Предмет: Литературное чтение (Обучение грамоте)

А Авторы учебника : Журова Л, Е., Евдокимова А.О.

Т Тема урока: Сопоставление звуков [з ] и [с] по звонкости и глухости, отражение этой характеристики звуков в модели слова.

обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить детей к общению и к предстоящему уроку, создать условия для сопоставления звуков [з] и [с] по звонкости и глухости,

усвоение, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Задачи урока:

Образовательная:

учить сопоставлять звуки по глухости-звонкости; закреплять изученный материал, выяснить, в какой мере ученики овладели знаниями, умениями, которые формировались на предыдущих уроках.

Развивающая:

развивать фонематический слух; умение вычленять звуки из слова; производить звукобуквенный анализ слова; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами;

развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, расширять кругозор, осуществлять связь с жизнью, развивать речь учащихся; активизировать воображение, память;

развивать личные качества учеников: волю, эмоции, творческие способности.

Воспитательная:

- воспитывать позитивное отношение к чтению как виду речевой деятельности и устойчивый познавательный мотив, совершенствовать технику чтения,

- воспитывать аккуратность при выполнении работы, желание учиться, умение слушать других,

- воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательное отношение к окружающим, умения работать в группах.

Оборудование:

нетбук ,экран, мультимедийный проектор, презентация; предметные картинки; модели звуков; схемы человечков в разных шляпах; учебник, пропись; сигнальные карточки.

Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядный, проблемный, частично-поисковый, объяснительно- иллюстративный.

Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные.

Этапы урока и их продолжительность:

I Организационный момент -2 минуты

II Актуализация знаний – 3 минуты

III Мотивация учебной деятельности (создание проблемной ситуации, постановка учебной задачи)- 5 минут

IV Изучение нового учебного материала (поиск решения проблемы) – 8 минут

V Физкультминутка - 2 минуты

VI Закрепление учебного материала – 12 минут

VII Итог урока (рефлексия учебной деятельности) -3 минуты

Цель этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.

Приветствие установление зрительного и эмоционального контакта с классом, положительный психологический настрой на урок.

Использование здоровьесберегающих технологий.

организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

положительное отношение к учению.

Правильная посадка за столом.

У. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Д. Проговаривают стихотворение

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы - старательные

Мы в первом классе учимся.

Всё у нас получится!

1ряд Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук [з] или [з].

2ряд Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук [с] или [с '].

Цель этапа : проверить знания учащихся, стимулировать класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования.

Форма организации деятельности – фронтальная, т. к. здесь необходима работа со всем классом.

Развитие логического мышления Классификация.

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков , формировать умение различать звуки и буквы; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

У На какие две группы делятся звуки7

Д Согласные и гласные.

У .Гласные на какие группы?

Д. Ударные и безударные.

У.А на какие группы разделили бы вы согласные звуки?

Д. Твердые, мягкие. звонкие ,глухие.

Слайд 1 согласные

Мотиввция учебной деятельности

Операционный компонент учебной деятельности. Целеполагание .

Регулятивные УУД целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися);

Познавательные УУД: самостоятельное выделение – формулирование познавательной задачи; : формулирование проблемы .

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

У. Что у меня в руках?

У. Звонит. Что вы слышите?

У. Посмотрите на схему – колокол.

На что вы обратили внимание?

Слайд 2 схема- колокол

Д. Одни буквы сидят на колоколе, а

другие рядом с ним сидят.

У. Что вы можете сказать про буквы на колоколе?

Д. Они обозначают звонкие звуки.

У. Почему вы так решили?

Д. Колокол звонит и звуки сильно звенят и шумят.

У. Ветер дунул, звуки упали со звонка

Д. Свой голос и оглушились, только шумят. Они стали глухими.

Д. Да. Они дали друг другу руки и

образовали пары по звонкости и глухости.

У. А как вы думаете, с какой парой

мы будем сегодня работать?

Слайд 3 схема звуков.

У . Какова же учебная задача нашего

Д. Дать характеристику звукам [ з ] и

[ с ], сравнить их, определить звук, которому наденем красную шапочку.

Сопоставить звуки [ з ], [ с ] в моделях слов.

Читать слова, предложения и тексты с буквами З, з и С, с.

Изучение нового учебного материала

Цель этапа : дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале, добиться от них осознания.

Развитие логического мышления на основе приема анализа и сравнения звуков в моделях

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук, моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.

умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

У. Дайте характеристику звукам по схеме. Слайд 4

Д. Звук [ з ] – согласный, звонкий,

твердый ,голос ,шум.

Звук [ з' ] - согласный, звонкий,

мягкий, ,голос ,шум.

Звук [ с] – согласный, глухой,

Звук [ с'] – согласный, глухой,

У. Как проверить, что звуки [ з] и [ з']

Д. Положить ладошку на горлышко и почувствовать, как оно дрожит, это значит, что согласный звук произносится с голосом, он звонкий.

Можно произнести звук с закрытыми

ушами .Если в ушах раздается звук, то это звонкий звук.

У. Так какому же звуку наденем красную шапочку?

Д. Звонкому звуку [ з ].Слайд 5

У. Откройте Букварь на с.94

Рассмотрите модель слова коза; объясните, что означает красный колокольчик над третьей фишкой.

Д. Звук [ з ] – звонкий.

У. Рассмотрите модель, расположенную справа от модели слова коза; скажите, чем модели отличаются друг от друга?

Д Третий звук – глухой.

У. Назовите звук, в который превратился звонкий согласный звук [з], потеряв свою звонкость.

У. Назовите слово, которое получится, если поменять в слове коза звук [з] на звук [с],

У Расскажите, что мог бы нарисовать художник над моделью.

Д Косу у девочки или косу, которой косят траву.

Слайд 6 иллюстрация косы.

У. Сравните третьи звуки.

Д. Звук [ з ] – звонкий ,звук [ с ] – глухой.

У. Проверьте, правильно ли составлена звуковая модель слова зубы..

Д .Да .Звуки [з ] и [б] звонкие. При произношение звуков горлышко дрожит.

У Сравните эту модель с моделью, расположенной справа; перечислите три изменения, которые должны произойти со словом зубы

Д Первый согласный во втором слове стал глухой парой звука [з], так как нет колокольчика, второй согласный стал глухой парой звука [б], ударным стал не первый слог, а второй . Это слово- супы.

У А что нужно делать человеку, чтобы у него были такие красивые и здоровые зубы?.

Д. Чистить зубы утром и вечером.

У А чтобы у человека были здоровы не только зубы , но и весь организм ?.

Д. Делать зарядку.

Цель этапа:: уменьшить утомление и снизить отрицательное влияние однообразной позы.

Использование здоровьесберегающих технологий.

Изменение вида деятельности детей – релаксация, мышечное расслабление.

Мотивационный компонент учебной деятельности.

повышается эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.

Психологическая и физическая разрядка.

Дети делают зарядку.

Поднимите руки, класс, - это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Продолжение этапа Изучение нового учебного материала

У. Отгадайте загадку:

У. Проверьте, нет ли ошибки в модели слова лиса, ,произведите необходимые изменения и произнесите слово,

Д. Ошибки нет Согласные звуки глухие. В другой модели третий звук

имеет красный колокольчик, значит он звонкий. Слово Лиза.

У. Расскажите, чем при записи будут отличаться первые буквы этих слов.

Д. Одна буква л будет строчная, вторая — заглавная Л.

Закрепление учебного материала

Цель этапа: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, общеучебные универсальные действия :смысловое чтение, логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: целеполагание, планирование:составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

У. Что же образуют звуки [ з ], [ с ].

Д. Пару по звонкости и глухости.

У. Чем эти звуки отличаются в моделях слов:

Выложите модели этих звуков.

Д. Звонкие звуки [ з ] превратились

в глухие звуки [ с ].

У. Прочитать слова на с.94 по столбикам. Жужжащее чтение.

Д. Читают по столбикам.

У. Определите, по какому принципу изменяются слова первых пяти столбиков

Д. Первое слово обозначает один предмет. Второе слово много предметов

У, Слов, каких столбиков отличаются количеством слогов.

Д. Слова 1,3,4,5. Первое слово – один слог, второе слово – два слога.

У. Прочитать слова, в которых есть буква звонкого согласного звука [з]; прочитать слова, в которых есть буква с

с. 95 Посмотрите и сформулируйте задание.

Д. Прочитать слова по стрелочкам.

Д. Читают цепочкой по предложениям.

У. Скажите: Саня — это мальчик или девочка; объясните свое мнение.

Д. Девочка .Саня – она мала ,умна.

У. Прочитайте предложения, которые помогают понять, что речь идет о девочке.

Д. Первое и третье предложения. Читают.

У. Назовите слова ,в которых встречаются звуки [ з ] или [ с ]

Д. Саня, сама ,нос.

У. Какое из этих слов относится к

У. Дифференцированная работа. Самостоятельная работа.

1 группа – выполняет упражнение в выделении звуков из слова ( кроссворд )

2 группа – составляет слова со слогами

4 группа – соединить картинки с соответствующей буквой.

Д. Каждая группа зачитывает выполненное задание.

. Цель этапа: научить производить рефлексию собственной деятельности.

Организация рефлексии учебной деятельности.

выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

У. Над какой темой работали на уроке?

Д. Сопоставление звуков [ з ] и [ с ]

У. Чему вы научились на уроке?

Д. Давать характеристику звукам [ з ] и [ с ], сравнивать их, определили звук, которому принадлежит красная шапочка. Это звук [ з ].

Сопоставлять звуки [ з ], [ с ] в моделях слов.

Читать слова, предложения и тексты с буквами З, з и С, с.

У. -Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.

• Сегодня я работал лучше, чем вчера

• Я мог бы работать лучше

• Я недоволен своей работой

Д. На смаликах рисуют улыбку.

Высказывают свое отношение к уроку.

У. Мне тоже сегодня урок понравился, все работали хорошо, спасибо за урок!

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК 21 век Тема:

Задачи: • Познакомить с транскрипцией, учить записывать слова условными значками. • Развивать умение соотносить звуковую и буквенную формы слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв. • Развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения. Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, проектор, листы с заданиями для работы в группах. ФОРМИРУЕМЫЕ УУД: Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения; Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах. Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный. Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные. Педагогические технологии: • Личностно – ориентированного обучения; • Объяснительно-иллюстративного обучения; • Педагогика сотрудничества (учебный диалог); • ИКТ-технология (презентация)

19.03.2019 Урок русского языка в 1 классе

Цель: систематизация фонетических знаний

· Познакомить с транскрипцией, учить записывать слова условными значками.

· Развивать умение соотносить звуковую и буквенную формы слова и правильно обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных букв.

· Развивать внимание, память, способность высказывать свои мысли, умение обосновывать свои суждения.

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, карточки, компьютер, проектор, листы с заданиями для работы в группах.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные УУД : формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;

Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД : участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные.

Педагогические технологии:

· Личностно – ориентированного обучения;

· Педагогика сотрудничества (учебный диалог);

Планируемые результаты:

· учащиеся научатся распознавать звуки и буквы;

· применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий;

· повышение активности на уроках;

· обогащение словарного запаса.

Форма урока: урок-путешествие.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). На уроке используется системно – деятельностный подход.

Ход урока:

1 Мотивация к учебной деятельности.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы.

( Приложение 1\презентация.pptx )Слайд № 1,2,3,4 . На дворе стоит весна,

Вся сиянием полна.

Повернем все лицо на окно

И вдохнем весенний воздух заодно.

А сейчас вы повернитесь все в конец,

Подарите вы гостям улыбки, наконец.

Ну а теперь, тихонечко садитесь

И в работающих учеников обратитесь.

- Я знаю, что вы любите путешествовать? Да.

— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну.

— Отправляясь в путешествие, что мы возьмем с собой? (наши Знания, Умения, Навыки, а спасательными средствами будут – безошибочное и красивое письмо.)

-Какую тему мы изучали?

-Что ожидаете от сегодняшнего урока? (изучить что-то новое)

-Что для этого вы должны сделать? (понять, чего мы не знаем, и сами открыть что- то новое.)

Я жду от вас интересных открытий и желаю удачи.

-А какой девиз сегодня будет, попробуйте отгадать? Слайд № 6

-С чего мы начинаем наш урок? (С повторения)

2. Самоопределение к деятельности.

1) определить содержательные рамки урока.

2) согласовать тему и цель

- А вот и первая остановка. Слайд № 8

Щелчок - Что вы видите? (словарные слова) Как они записаны? Запишите их правильно.

Мальчек, щинок, девачка, учиник. (слайд №9 щелчок

Проверьте по эталону. Оцените себя.

3.Актуализация знаний и фиксация затруднения

Перед нами вторая остановка. Слайд№ 10

-Что вы видите? (сказочный страну)

-Кто там живет? (невидимые жители этого царства) А слышать их можно.

-Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

Действительно, вокруг себя мы слышим множество… (звуков.) Вспомните их:

-Как шумят в лесу деревья?

Слышен шорох шагов?

-Как шипит раскаленная сковорода?

-Как звенит будильник?

-Как скрипит старая дверь?

Как гудит стиральная машина?

Но мы с вами и между собой общаемся, то есть, разговариваем, и для этого нужно знать свой родной язык. Какой? (русский язык)

-Попробуйте определить нашу тему и цель урока? Что у вас вызвало затруднение?

Мы не буквы, мы звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы не буквы, мы звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Фонетика – наука о звуках, (щелчок), которые любят петь. Слайд № 11(нажать на паровозик)

-А какие бывают звуки? Слайд №12(гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Звуки дали такую схему и попросили расшифровать вот это слово. Что это за слово?

5. Построение проекта и выхода из затруднения. Слайд 13









забор, роман, рулон

-Удобно ли прочитать слово и расшифровать по значкам? (нет)

6. Реализация построенного проекта.

Слайд №14 - И вот однажды в этой стране появился волшебник из другого королевства. (Щелчок) Ему так понравилось, что он захотел поближе познакомиться с жителями Фонетики. Но когда он узнал, что они не видимы, то очень огорчился.

Но он был волшебником, причем добрым. Поэтому решил каждому жителю подарить по волшебному костюмчику. (Щелчок). Стоило его надеть, как звуки становились видимыми и превращались в буквы.

-Какая была одежда у них?

Физкультминутка для глаз. Слайд№15(нажать на паровоз)

-Где можно узнать эту информацию? (в учебниках) Откройте учебник на стр.5

-Что нового узнали? (звуки стали ставить в особых скобках, квадратных, а если звук – мягкий, вверху ставили знак, похожий на запятую) (дети говорят, слайд №16,щелчок, щелчок

-Значит, как можно расшифровать слово забор? (з а б о р) запишите. Щелчок.

7.Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.

-Скоро вы быстро и правильно научитесь обозначать буквы – звуками.

Начнем тренироваться. Возьмите карточку. Работа в парах. Вы должны сделать правильный выбор. Затем проверить по эталону.

Лук – 1.(л ук), 2.(лук , )

Гусь – 2. (г у с , ь), 2.(г у с , )

Лес – 1. (л , э с) 2. (л , е с)

Дуб - 1. (д уп) 2. (д у б)

Оцените себя. Слайд № 17

Физминутка. Слайд №18 (нажать на паровоз)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой .

Цель: организовать самопроверку и самооценку учащимися умения применять звуковой анализ слов

Сейчас вам предстоит поработать в группах.

1 группа . ёж, где, живёт (где живет ёж?) ёж -…., живёт -…..

2 группа . по, змея, поползла, земле (по земле поползла змея) змея-…, земля-….

3 группа. (По небу полетел орёл) орёл, по небу, летел, по орёл -…, полетел -…

4 группа . Хорошо, как, лесу, в. (Как хорошо в лесу!) хорошо -…, лесу -…

5 группа . Дети пили кисель с пряником. Кисель-…., пряник - ….

6 группа. По лесу побежала рыжая лиса. Рыжая -…, бежала-….

9.Рефлексия учебной деятельности на урок Цель:

1)закрепить в речи новые случаи звукового анализа слов

2) зафиксировать затруднения, которые остались и способы их

3)оценить свою деятельность на уроке

-На уроке мы… слайд №20

-узнали…(больше о звуках)

-научились…(обозначать звуки особыми значками)

акова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? Докажите.

-Какая будет следующая цель? (научиться соотносить звуковую и буквенную формы слова.)

-Оцените свою деятельность на уроке? Поставьте себя на лестницу успеха. Слайд 21

-Если у вас все получилось сегодня, не было трудностей – верхняя ступенька.

-Если все получилось, но были трудности незначительные – средняя ступенька.

-Если было очень трудно и неинтересно – нижняя ступенька.

Слайд № 22. Вот и заканчивается наше путешествие. По мосту наш паровозик проехать не может. Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, чтобы правильно соотносить буквы и звуки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 207

занятия с детьми старшей группы

на тему: «Освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их

качественной характеристике. Развитие представления о

смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения

Ульяновск – 2020 г.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие; познавательное развитие; социально – коммуникативное

развитие; физическое развитие;

Программное содержание:

Цель: Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и

видах детской деятельности.

согласные звуки и буквы.

Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять

гласные и согласные звуки в слове.

Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.

Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.

Развивать логическое мышление, творческое воображение, логическую

память, мелкую моторику.

Развивать связанную и выразительную речь детей

Развивать умение отвечать полным предложением

Воспитывать интерес к началам грамоты.

Методические приёмы: игровая ситуация, рассказ, объяснение, показ

букв, физкультминутка, дыхательная гимнастика, игра малой подвижности.

Оборудование: плакат

цветные карточки 3х цветов(красный, синий, зеленый), цветные карандаши,

Ход занятия:

(Дети заходят в зал и садятся на стульчики)

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть всех в хорошем настроении.

Чтобы оно осталось до конца занятия, давайте с вами поиграем в игру: «Кто

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие бывают звуки.

Дети: (ответы детей) гласные, твердые и мягкие согласные.

Воспитатель: «Давайте поиграем. Возьмите три фишки — красную,

синюю и зеленую. Если я назову гласный звук, вы поднимете красную

каждый звук поднимают соответствующие фишки.

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами будем разбирать слово, я вам

сейчас загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

С ветки в речку упадёт.

И не тонет, а плывёт. (ЛИСТ)

Он зелёный у цветов,

Встретить солнышко готов,

Свеж, изящен, шелковист

Изумрудный тонкий. (ЛИСТ)

Воспитатель: Да, верно ребята-это лист.

(Вывешивается на доску изображение листа)

Воспитатель: Ребята давайте разберем слово ЛИСТ.

Разбираем слово у доски вместе с детками.

Воспитатель: Какой первый звук в слове ЛЛЛИСТ?

Воспитатель: Звук Л* он какой?

Дети: Согласный, мягкий

Воспитатель: Когда мы его произносим нам что-то мешает?

Воспитатель: Преграда есть?

Воспитатель: Что мешает?

Воспитатель: Произнесите слово Лллист так, чтоб было слышно

первый звук.

Дети: Лллист.

Воспитатель: Кристина произнеси слово лист так, чтоб было слышно

первый звук.

Воспитатель: Дети, если звук Л* мягкий согласный, какой поставим

Воспитатель: Второй звук какой? Лииист.

Воспитатель: Какой это звук?

Воспитатель: Какой кружок поставим?

Воспитатель:Произнесите слово Лииист так, чтоб было слышно

второй звук. Кирилл произнеси слово Лииист так, чтоб было слышно

второй звук.

Воспитатель: Послушайте следующий звук Лиссст. Какой это звук?

Дети: Согласный, твердый.

Воспитатель: Произнесите слово Лиссст так, чтоб было слышно

следующий звук.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Савелий произнеси слово Лиссст так, чтоб было слышно

следующий звук.

Дети: (ответы детей)

Какой кружок поставим?

Воспитатель: Послушайте следующий звук Листтт. Какой это звук?

Дети: согласный, твердый.

Произнесите слово Листтт так, чтоб было слышно последний звук.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Яна, произнеси слово Листтт так, чтоб было слышно

последний звук.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Какой кружок поставим?

Воспитатель: Сколько звуков в слове Лист?

Дети: 4 звука.

Воспитатель: Сколько согласных звуков?

Дети: 3 согласных звука.

Воспитатель: Сколько твердых согласных звуков?

Дети: 2 твердых согласных звука.

Воспитатель: Сколько мягких согласных звуков? (ответы детей)

Воспитатель: Сколько гласных звуков?

Дети: 1 гласный звук

Воспитатель: Сколько слогов в слове Ли-ст

Воспитатель: Как вы узнали, что 1 слог?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как можно проверить?

Дети: Прохлопать или посчитать гласные звуки.

Воспитатель: Да, правильно дети, в слове лист 4 звука, 3 согласных,

1 мягкий согласный звук, 2 твердых согласных звука и 1 гласный звук.

Ребята давайте встанем возле своих столов и сделаем не большую

Ветер дует нам в лицо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

Присаживаемся за столы.

Воспитатель: Ребята кто может составить предложение со словом Лист?

Дети: Дети составляют предложения.

(Спросить 3 детей)

Педагог раздаёт детям картинки, названия которых начинаются с твёрдого

согласного звука, а на столе выкладываются картинки, названия которых

начинаются с парного – мягкого согласного звука. Далее педагог обращается

к детям с просьбой посмотреть, что нарисовано на картинке, которая

находится у них и подумать, с какого звука начинается их слово. Взрослый

говорит о том, что маленькие братцы гуляют на поляне (показывает на

стол), и их надо найти. Игра продолжается до тех пор, пока все дети

самостоятельно или с помощью педагога не найдут нужную картинку.

Ребёнок, который первым подбирает пару, выигрывает.

Воспитатель: Дети, что мы сегодня делали на занятии?

Дети: Разбирали слово Лист

Воспитатель: Да, правильно мы сегодня делали звуковой анализ слова

Сколько звуков в слове лист?

Дети: 4 звука

Воспитатель: А сколько слогов?

Воспитатель: А как вы определили, что один слог?

Дети: В слове лист один гласный звук.

Воспитатель: А как еще можно узнать?

Дети прохлопать в ладоши

Воспитатель: Скажите пожалуйста, Лист обозначает один предмет или

Воспитатель: Хорошо, Ребята, а теперь скажите мне, один лист, много

Дети: Листьев.

Воспитатель: Давайте подберем к слову лист слова признаки, которые

Читайте также: