Отдохнув и пообедав я сел писать конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Дайте определение деепричастию как части речи.

Деепричастие – часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом – сказуемым. (По учебнику В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы, М.: Просвещение, 1993)

Деепричастие с зависимыми от него словами.

Коварство деепричастного оборота.

  • Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы?
  • Кто сидел у окна? – начинает помогать ему Лилия Ивановна.
  • Я, - с недоумением отвечает Олег.
  • Кто влетел в окно? – продолжает Лилия Ивановна.
  • Воробей, - уже смелее отвечает Олег.
  • Ребята, кто же сумеет объяснить Олегу его ошибку?
  1. Слово учителя.
  • Не случайно мы прочитали эту сказку. Сформулируйте более точно тему нашего урока.

Употребление деепричастных оборотов в речи.

  • Запишите тему урока.
  1. Работа по теме.
  • Посмотрите на доску. Здесь записаны предложения. Проанализируйте и сделайте вывод, где и почему допущены ошибки.
  1. Он не думал, что совершает подвиг. Закрывая своим телом амбразуру.

( Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол – сказуемое, обозначающий основное действие, поэтому вторая часть предложением не является: в нём нет основы, деепричастие сказуемым быть не может).

  1. Скрестив руки и улыбаясь, зрачки Малюты, казалось, сжимались и расширялись.

( Деепричастие обозначает действие того же лица или предмета, что и сказуемое. Получается: зрачки сжимались и расширялись, они же скрестили руки, они же улыбались).

Вывод ( учитель вместе с учащимися делает вывод): когда конструируешь деепричастный оборот, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актёра, действующее лицо (подлежащее).

(Учащиеся исправляют предложения и под руководством учителя записывают в исправленном виде).

Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:

  • Найдите место, где автор неправильно употребляет деепричастный оборот.
  • С какой целью, по-вашему, писатель неправильно употребляет деепричастный оборот?

В произведении Чехова комический эффект создаётся неправильным употреблением деепричастного оборота.

  • Работа с доской. На доске написано высказывание Чарльза Диккенса.

(Ученики самостоятельно выполняют задание, а потом проверяют вместе с учителем).

Посмотрев вокруг, окрестный ландшафт местности мне понравился. Особенно я обрадовался, увидев вдали водоём в виде озера. Сбежав вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладные воды. Заглянув в камышовые заросли тростника, там была обнаружена лодка. Отвязав её и взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью. Ложу в лодку свой рюкзак с продовольственными продуктами, оттолкнулся от берега и поплыл, упираясь шестом в дно.

Найдите и выпишите только сложноподчинённые предложения, затем выделите союзы и союзные слова, а также укажите тип придаточного. В выбранных предложениях поставьте знаки препинания, вставьте буквы в пропущенных орфограммах. Невозможно держать при себе (или тем более заучивать наизусть) все книги которые вам могут когда (нибудь) понадобит..ся. Не лучше ли записать самое главное? Можно коротко записать если позволяет память или подробно если на нее нельзя надеяться. Подобные записи называют..ся конспектами. Пишите конспект как угодно — хоть поперек страницы, пусть только вам будет удобно. Но внимание! Удобно должно быть и тогда когда придет..ся конспектом воспользоват..ся. Например, на экзамене когда от волнения дрожат руки ,заплетается язык и прыгают строчки перед глазами. Ну –ка , загляните в свой конспект. Вы писали плотно (плотно) без полей (н..) чего (не) выделяя? Ручаюсь что вы попадете сейчас в конспект как в темный лес. Мелкие тесно написанные буквы сольются в сплошную линию, (н..) чего (не) поймешь. Хорошо что пока в наших силах повернуть время вспять: ведь мы только представили себе этот конспект. Тетрадь перед вами снова, чистая, можно писать (по) другому. Широкие поля, на них основные вопросы ,поставленные в работе которую вы конспектируете. Если бумага в клетку пишем через строку. Абзацы обязательны, самое важное исчеркиваем. Надеюсь что опасность заблудит..ся в собственных записях м..новала. (По Е. Басовской.) ОЧЕНЬ СРОЧНО! ПОМОГИТЕ.

В Вашем задании много разноплановых заданий. Необходимо задавать каждое отдельно. Здесь выполнено два задания: в выбранных предложениях поставьте знаки препинания, вставьте буквы в пропущенных орфограммах, а также определен вид придаточного. Изъяснительные: [ Ручаюсь] , (что вы попадете сейчас в конспект как в темный лес). [Надеюсь] ,(что опасность заблудиться в собственных записях миновала). Определительные: [Невозможно держать при себе (или тем более заучивать наизусть) все книги] , (которые вам могут когда -нибудь понадобиться). [Широкие поля, на них основные вопросы ,поставленные в работе] ,(которую вы конспектируете). Обстоятельственные: [Можно коротко записать],( если позволяет память), или [подробно], (если на нее нельзя надеяться)-условия. [Удобно должно быть и тогда] ,(когда придется конспектом воспользоваться)-врем. (Если бумага в клетку), [пишем через строку].-условия Невозможно держать при себе (или тем более заучивать наизусть) все книги, которые вам могут когда-нибудь понадобиться. Не лучше ли записать самое главное? Можно коротко записать, если позволяет память, или подробно, если на нее нельзя надеяться. Подобные записи называются конспектами. Пишите конспект как угодно — хоть поперек страницы, пусть только вам будет удобно. Но внимание! Удобно должно быть и тогда, когда придется конспектом воспользоваться. Например, на экзамене, когда от волнения дрожат руки ,заплетается язык и прыгают строчки перед глазами. Ну –ка , загляните в свой конспект. Вы писали плотно-плотно, без полей, ничего не выделяя? Ручаюсь, что вы попадете сейчас в конспект, как в темный лес. Мелкие, тесно написанные буквы сольются в сплошную линию, ничего не поймешь. Хорошо, что пока в наших силах повернуть время вспять: ведь мы только представили себе этот конспект. Тетрадь перед вами снова, чистая, можно писать по-другому. Широкие поля, на них основные вопросы, поставленные в работе, которую вы конспектируете. Если бумага в клетку, пишем через строку. Абзацы обязательны, самое важное исчеркиваем. Надеюсь, что опасность заблудиться в собственных записях миновала.

R Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь.

J Доносившийся снизу шум моря говорил о покое

J Одарённый необычайной силой, он работал за четверых

R В поросших лугах бурной растительностью водилось множество птиц

J Довольный плохим каламбуром, он веселился

J Илья входил на двор с важным видом хорошо поработавшего человека

J Не любя, невозможно понять жизни

J Изучая иностранный язык, необходимо много читать

R Прочитав пьесу, передо мною встали образы персонажей

J Оставив деревню Никольскую, я поплыл вниз по реке

J Волны шумят, ударяясь о скалы

J Поезд замедлил ход, подходя к какой-то станции

J Проснувшись, я долго не мог сообразить, где я

J Подъезжая к реке, мы увидели много рыбаков

J Пройдя несколько шагов, казаки свернули с дороги

R Приехав из города, перед Давыдовым возникает ряд трудностей

J Лодка помчалась, бесшумно и легко вертясь среди судов

J Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату

J По реке, сверкая на солнце, пробегала лёгкая зыбь

R Войдя в кочегарку, нас обдало жаром

R внушать доверие окружающим

J регулировать экономикой

J испытывать потребность общения

J прислушиваться в тишину

J задерживать внимание на ваши слова

J различать один падеж от другого

J Заботливо проведя гостью в дом, дверь была им закрыта

R Анна удивилась: впервые он пришёл домой вовремя

J Письмо мы направили руководителю департамента связи

R Нужно различать лексические ошибки от синтаксических

J Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря

J Вошла служанка с накрахмаленной на голове наколкой

R Абитуриентами называют людей, поступающих в высшие учебные заведения

J Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластилина

J Участвующие школьники в конкурсе должны сдать свои работы до 10 октября

J Картины художников-импрессионистов, которые были выставлены в Эрмитаже в феврале, вы теперь сможете увидеть только на открытках

R Практика проходит в одном из недавно реконструированных заводских цехов.

J Меня спросили, что не знаю ли я, где находится почтамт

J Мать девочки, которая жила в Петербурге, решила послать ей письмо

J Заведующий отделом торговли имеет право назначать и сменить директора рынка

J Андрей обещал, что обязательно сообщу, как устроился

J Он сказал, что давай лучше попробуем решить эту задачу сами

R Я спросил у Кати, приедет ли она завтра в университет

J оплатить за проезд

J уделять внимание на этот параграф

R уверенность в успехе

R внушать доверие окружающим

J регулировать экономикой

J испытывать потребность общения

J прислушиваться в тишину

J задерживать внимание на ваши слова

J различать один падеж от другого

J красивое фойе

R маленькое пони

J российское МИД

J полноводное Миссисипи

J импортный шампунь

R крупное кенгуру

R глубокое декольте

R вкусная салями

J горячий какао

J известное конферансье

Тема 14. Употребление деепричастных оборотов

R Поднявшись на горную вершину, мы увидели вдали море.

J Он был ранен, только что прибыв на фронт.

J Оглянувшись назад, автобус был уже далеко.

R Употребляя иностранные слова, будьте осторожны.

J Теряется драгоценное время, слушая глупые разговоры.

J Прочитав повесть Быкова, меня поразил сам сюжет.

J Встретившись с Хлебниковым, в душе Романова наступил перелом.

J Ударив по шайбе, она оказалась в воротах противника.

J Употребляя пословицы, поговорки, фразеологизмы, речь человека становится более образной и выразительной.

R Пропуская лекции и занятия, экзамен не сдашь.

J Читая пьесу, Лариса мне понравилась.

J Переходя через дорогу, его сбила машина.

J Относясь к людям хорошо, они тоже будут хорошо относиться к тебе.

R Не зная броду, не суйся в воду.

J Перепрыгивая через лужи, подвернулась нога.

R Относясь к людям неуважительно, не жди уважения к себе.

R Высоко в горы вполз Уж и лёг там в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.

J Получив наследство, его охватила огромная радость.

R А по ущелью поток стремился навстречу морю, гремя камнями.

J Ежедневно делая зарядку, укрепляется здоровье человека.

R Выслушав переводчика, Воронцов взглянул на Хаджи-Мурата.

R И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал.

J Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.

R И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву.

J Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.

J Катаясь с горы, больно подвернулась коленка.

R Не работая, не выловишь и окуня из пруда.

R Пушкин писал о Керн, искренне любя её.

J Приезжая в университет, я встретил друга.

J Поступив в университет, появилось много друзей.

R Только посеяв пшеницу, можно ожидать хорошего урожая.

R Получив высокую оценку за экзамен, я был просто счастлив.

J Расставив знаки препинания неверно, предложение может потерять смысл.

R Войдя в автобус, я встретила подругу.

J Отдохнув немного, мысли лучше идут на ум.

J Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.

J Открыв сборник, меня сразу заинтересовал рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека".

R Выполняя задание, студенты пользуются словарями.

J Войдя в троллейбус и немного проехав, ко мне подошел кондуктор.

J Отдохнув и пообедав, я сел писать конспект.

J Улыбаясь, малыш протянул мне руку.

R Переводя стихотворение на другой язык, оно теряет свою красоту.

R Остановившись в глубине леса, кругом пели птицы.

J Бурля и пенясь, нефть фонтаном взлетела в небо.

R Оказавшись на берегу моря, оно заворожило меня.

J Книги Марининой я могу читать, открывая их на любой странице.
Тема 15. Нормы согласования


Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.

Когда девочки уже закончили обед, нед а леко от них запел с о л о вей. О ч а рованные прекрасной песней, Оля и Лида с и дели, б о ясь пош е в е льнуться.

Соловей перестал петь.

Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида.

Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания:

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (запятые между однородными членами)

Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (простые предложения в составе сложного)

— Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (пунктуационные знаки препинания при диалоге)

Смысл названия в том, что девочке Лиде становится стыдно перед птицей, потому что соловей своим пением доставляет всем окружающим радость, радует всех, кто находится в лесу. А они, девочки, хотят оставить после себя мусор, тем самым загрязняя лес, в котором приходят отдыхать, в который эти девочки придут ещё не один раз.

Читайте также: