Отдел плауновидные 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: рисунки, таблицы, фотографии, натуральные и гербарные образцы плаунов, хвощей, папоротников.

Этапы проведения урока

I. Введение

II. Проверка знаний.

Задание 1
Вставьте пропущенные слова:

“Жизненный цикл мха сложный: в нем происходит чередование двух поколений – … и …. На женских гаметофитах в особых органах – … -образуются яйцеклетки, в мужских – … – сперматозоиды. Оплодотворение возможно только при наличии …”.

Ответ: спорофит, гаметофит, архегонии, антеридии, вода.

Задание 2
Ответьте на вопросы.

1. Перечислите выраженные ткани мхов. Ответ: Основная, проводящая, механическая, запасающая, покровная.

2.Чем необычен рост мха сфагнума? Ответ: Бесконечный рост и образование торфа из отмершей части растений.

3. Каково строение ризоидов мхов? Ответ: Нитевидные одноклеточные или многоклеточные выросты в нижней части стебля. Они образованы одинаковыми клетками и лишены проводящей ткани.

4. Как устроены коробочки мхов? Ответ: На женских растениях на верхушке образуются коробочки на длинных ножках, покрытые колпачками. В коробочках образуются споры. На верхушке женских растений находятся половые органы с женской половой клеткой.

5. Чем представлено бесполое поколение моховидных? Ответ: Спорофит, растение на котором образуется споры.

6. Чем представлено половое поколение моховидных? Ответ: Гаметофит, стебель с листьями и половыми клетками.

Задание 3
Карточка-задание для индивидуальной работы:

– в природе: накопители влаги и регуляторы водного баланса лесов;
– в жизни человека: торфообразующая роль, антибиотические свойства мхов.

III. Проблемная ситуация и совместное открытие знаний

Учитель: О каких растениях идет речь в моих загадках:

А) Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!
Б) Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
В) Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!

(Обычно учащиеся затрудняются ответить.)

Учитель: Найти ответы на данные загадки вы сможете после изучения новой темы!

Опасно через меру пристраститься
К давно налаженному обиходу:
Лишь тот, кто в путь готов пуститься,
Выигрывает бодрость и свободу.
Г.Гессе “Игра в бисер”

– Предлагаю работу в группах – совместное открытие знаний! Каждая группа учащихся получает 3 карточки:

карточка №1 содержит информацию о плаунах;
карточка №2 содержит информацию о хвощах;
карточка №3 содержит информацию о папоротниках.

Также учащиеся используют текст и иллюстрации учебника, таблицы, схемы размножения плаунов, хвощей и папоротников. В случае возникновения каких-либо вопросов, контакт учителя с группой осуществляется через организатора группы.

Карточка 1
Отдел Плауновидные

Эти растения, как и моховидные, произошли, возможно, от псилофитов. Ныне сохранилось около 1000 видов плауновидных, относимых к четырем родам, трем порядкам, двум классам. В настоящее время плауновидные чаще встречаются в хвойных и смешанных лесах.

Строение Размножение Значение
Это травянистые, многолетние, обычно вечнозеленые растения, живущие на земле или стволах деревьев. Плауны имеют прямостоячие, полегающие, свисающие или стелющиеся побеги. Длина прямостоячих побегов у наземных растений – до 1-1,5м., у стелющихся – до 10м.

У стелющихся видов от главного стебля отходят боковые, а также придаточные корни.

Карточка 2
Отдел Хвощевидные

В настоящее время сохранилось около 30 видов; распространены они, преимущественно, во влажных местах. Хвощевидные также произошли от псилофитов.

Характерно особое строение побегов, состоящих из члеников (междоузлий) и узлов с мутовчато расположенными листьями. Листья – сильно измененные боковые веточки.

Другая особенность хвощей – накопление кремнезема в стенках клеток всего растения, играющего механическую и защитную роль. Подземный стебель (корневище) располагается на разной глубине. Бывают горизонтальные и вертикальные корневища. Горизонтальные корневища толще, с более длинными междоузлиями, чем у вертикальных. На корневищах образуются клубни – утолщенное и видоизмененное междоузлие ветви. Клетки клубней очень крупные и заполнены крахмальными зернами.

Карточка 3
Отдел папоротниковидные или папоротники.

Папоротники широко распространены по всему зеленому шару и встречаются в самых разных местообитаниях.

Как и у большинства высших растений, спорофит в жизненном цикле развития папоротников занимает господствующее положение по сравнению с половым поколением и является, как правило, многолетним растением.

Папоротники умеренного пояса в большинстве – многолетние наземные травянистые растения. Жизненные формы тропических папоротников более разнообразны: древовидные формы, лиановидные папоротники, эпифитные папоротники и др.

При созревании спорангии вскрываются и споры высыпаются. Споры папоротника гаплоидны, гаплоиден и гаметофит.

Учитель: Следующим этапом урока является выполнение лабораторной работы.

(Инструкция по выполнению работы выдается организаторам групп).

Лабораторная работа “Строение папоротника и хвоща”

Цель: изучить строение папоротника и хвоща.

Оборудование: натуральные и гербарные образцы папоротника мужского и хвоща полевого, спороносные колоски хвоща полевого, препаровальная игла.

  1. Рассмотрите папоротник мужской. Найдите корневище с отходящими от него корнями. Рассмотрите лист. Отметьте его особенности.
  2. На нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки, в них находятся спорангии со спорами.
  3. Рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. Найдите корневище. Стебель и пленчатые листья, прижатые к стеблю. На верхушке побега рассмотрите спороносный колосок. На его оси расположены спороносные листья, состоящие из ножки и многогранной пластинки. На нижней части пластинки находятся спорангии. Аккуратно отделите спороносный лист и рассмотрите его.
  4. Рассмотрите летний побег хвоща полевого. Найдите корневище, стебель и боковые побеги. Рассмотрите мутовки листьев, которые расположены на боковых побегах.
  5. Сравните хвощ и папоротник. Отметьте черты сходства и различия.

Учитель: Предлагаю отдельным учащимся озвучить основные выводы по работе.

  1. У папоротника крупные листья, спороносные колоски отсутствуют, группы спорангиев расположены на нижней стороне листа.
  2. У хвоща листья мелкие. Развиты спороносные колоски.
  3. Папоротники и хвощи – спороносные растения.

IV. Проверка усвоенных на уроке знаний

Учитель: Используя полученные знания по отделам спороносных, заполните таблицу (работа проводится по вариантам).

Плауны
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Плауны
Побег Нет деления на весенний и летний
Стебель Прямостоячий или стелющийся
Листья Мелкие, различной формы
Корни Придаточные корни отходят от стелющегося побега
Вегетативное размножение Побегами
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит
Хвощи
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Хвощи
Побег Весенний и летний
Стебель Жесткий прямостоячий
Листья Мелкие Чешуевидные
Корни Корневище, придаточные корни
Вегетативное размножение Корневищами
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит
Папоротники
Побег
Стебель
Листья
Корни
Вегетативное размножение
Бесполое размножение
Половое размножение
Папоротники
Побег Нет деления на весенний и летний
Стебель Короткий, жесткий
Листья Вайи
Корни Корневище, придаточные
Вегетативное размножение Почками на корневищах
Бесполое размножение Спорофит
Половое размножение Гаметофит

Учитель сообщает правильные ответы. Учащиеся оценивают свою работу.

Учитель: Найдите ошибку в предложенном тексте: “…папоротник цветет в глухую, июньскую ночь, накануне религиозного праздника Ивана Купалы. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделен волшебной силой – помогает найти клады, скрытые в земле”.

Ответ учащихся: у папоротников нет цветков.

Учитель: А сейчас вернемся к загадкам, на которые не было получено ответа в начале урока.

Плауны — многолетние травянистые споровые растения. Встречаются в сыроватых хвойных и смешанных лесах. В настоящее время насчитывается около 1 тыс. видов. Они имеют стелющийся стебель с множеством прямостоячих веток, покрытых мелкими темно-зелеными листьями и укрепленный в почве с помощью придаточных корней.

По приспособленности к жизни на суше плауны занимают промежуточное положение между папоротниками и семенными растениями. Листья чешуйчатые расположены спирально.

Подземные части побега имеют вид корневищ с придаточными корнями. Рост стебля верхушечный: проводящая система примитивна. Стебли наряду с листьями несут на себе спорофиллы со спорангиями. Споры прорастают в гаметофит через 3-8 лет в глубоком слое гумуса. Его рост и развитие возможны при условии внедрения в него гифов гриба, обеспечивающих ему гетеротрофное питание.

Гаметофиты обычно однополые и несут антеридии и архегонии. Сперматозоиды простые и очень мелкие с двумя жгутиками: зигота сразу прорастает в зародыш — спорофит, который в начале развития питается гетеротрофно. Кроме того, плауновидные могут размножаться вегетативно (частями стебля).

Плауны растут очень медленно и подлежат охране. Животными не поедаются.

Значение Плаунообразных:

  1. Споры используются для пересыпки литейных форм.
  2. Используются для приготовления фейерверка.
  3. Используются в качестве присыпки в медицине.
  4. Некоторые содержат яд, сходный но действию с кураре, — используют в медицине.
  5. Для лечения алкоголизма — в медицине.

Нажмите, чтобы узнать подробности

13. Коробочка со спорами образуются у кукушкиного льна:

а) только на мужских растениях б) только на женских растениях

в) на всех особях г) нет правильного ответа

III.Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний.

Вспомните, на какие две группы делят растения по их строению? Почему водоросли относятся к низшим растениям? Что свойственно высшим растениям? Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Что такое ткань? Какую функцию выполняют проводящая, механическая и покровная ткань?

И наша задача состоит в том, чтобы поближе познакомиться со строением и значением плауновидных растений.

Много миллионов лет назад существовали могучие растения – папоротники, огромные, вытянувшиеся на десятки метров ввысь хвощи и плауны. Даже трудно себе представить, что когда-то плауны были выше любого самого высокого дерева в нашем лесу.

Впрочем и теперешний плаун, если приглядеться, не такой уж маленький. Только тянется он не вверх, стелется по земле. Его ползучие, похожие на веревки стебли имеют несколько метров в длину.

Растение очень красивое и необычное. У него узкие, круглый год, зеленые листья, похожи на чешуйки и не теряющие своего цвета, даже когда плаун высохнет, высокие тонкие колоски, отходящие от основного стебля. И часто люди срывают плаун просто так, чтобы принести домой и украсить свою квартиру. Собирая плаун они не обращают внимание на то, что выдирают его вместе с корнями, которые непрочно держатся в земле. А это не просто одно погубленное растение, это уничтожение плауна на многие годы. А может быть в этом месте и навсегда.

2.Размножение плауна:

  • Вегетативное – отрезками стелющихся побегов;
  • Бесполое – спорами, (осенью на верхушках, растущих вверх образуются по 2 споровых колоска, в которых развиваются споры).
  • Половое – начинается с прорастания спор на земле.:

/работа с учебником: стр. 59/

3.Значение плаунов:

  • Процесс фотосинтеза;
  • Почвообразование;
  • Споры используются в качестве присыпок таблеток;
  • Сухие споры используют в металлургии при фасонном литье металлов;
  • Настои трав используют как слабительное, мочегонное, желчегонное средство;

4.Общая характеристика:

  • Одно из самых древних растений на Земле;
  • многолетние вечнозеленые травы, реже полукустарники;
  • известно около 100 видов;
  • стелющиеся растения, или растут прямо, опираясь на другие растения;
  • внизу развиваются придаточные корни;
  • имеется покровная ткань, проводящая и опорная;

IY. Закрепление

Почему плауны к высшим споровым растения?

Где растут плауны?

Какие листья у плаунов?

Каково значение этих растений в природе и жизни человека?

Y. Домашнее задание §17, составить общую характеристику мхов и записать в тетрадь

YI. Итог урока выставление оценок

формировать знания учащихся об особенностях строения плауновидных растений;

показать черты усложнения строения; раскрыть их хозяйственное значение;

воспитание бережного отношения ко всему живому.

продолжить формирование умения работать с учебником;

Оборудование: рисунок булавовидного плауна

Домашнее задание: §17, составить общую характеристику мхов и записать в тетрадь

Проверка знаний:

1. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:

а) есть ризоиды б) есть хлорофилл

в) есть ткани и органы растения г) по всем указанным признакам

2. Что развивается у кукушкиного льна после оплодотворения?

а) споры б) коробочка со спорами

в) зеленая нить (предросток) г) листостебельное растение

3. Кукушкин лен – это растение:

а) двудомное б) однодомное в) двулетнее

4. Что вырастает из споры мха?

а) коробочка со спорами б) зеленое растение с листьями и стеблем

в) разветвленная зеленая нить г) заросток

5. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

а) ризоиды б) ткани, органы

в) хлорофилл г) половое поколение

6. Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием:

а) листьев б) спорангия в) стебля г) ризоидов

7. Органические вещества проводятся к стеблю сфагнума по:

а) зеленым клеткам б) воздухоносным клеткам

в) проводящим сосудам г) мертвым клеткам

8. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезируют б) проводит питательные вещества

в) впитывает воду г) вегетативно размножается

9. В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что в торфяном пласте:

а) много кислорода б) много бактерий в) мало кислорода г) мало бактерий

10. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума

а) есть ризоиды б) есть фотосинтезирующие клетки

в) есть спорангии г) образуются гаметы

11. Мох кукушкин лен – растение:

а) листостебельное б) слоевищное

в) листостебельнослоевищное г) стебельное

12. Белесоватый цвет листьев сфагнума связан с наличием:

а) особых веществ в пластидах клеток

б) большого числа водоносных клеток

в)восковым налетом на поверхности листьев

г) большого числа воздухоносных клеток

13. Коробочка со спорами образуются у кукушкиного льна:

а) только на мужских растениях б) только на женских растениях

в) на всех особях г) нет правильного ответа

Изучение нового материала.

Вспомните, на какие две группы делят растения по их строению? Почему водоросли относятся к низшим растениям? Что свойственно высшим растениям? Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Что такое ткань? Какую функцию выполняют проводящая, механическая и покровная ткань?

И наша задача состоит в том, чтобы поближе познакомиться со строением и значением плауновидных растений.

Много миллионов лет назад существовали могучие растения – папоротники, огромные, вытянувшиеся на десятки метров ввысь хвощи и плауны. Даже трудно себе представить, что когда-то плауны были выше любого самого высокого дерева в нашем лесу.

Впрочем и теперешний плаун, если приглядеться, не такой уж маленький. Только тянется он не вверх, стелется по земле. Его ползучие, похожие на веревки стебли имеют несколько метров в длину.

Растение очень красивое и необычное. У него узкие, круглый год, зеленые листья, похожи на чешуйки и не теряющие своего цвета, даже когда плаун высохнет, высокие тонкие колоски, отходящие от основного стебля. И часто люди срывают плаун просто так, чтобы принести домой и украсить свою квартиру. Собирая плаун они не обращают внимание на то, что выдирают его вместе с корнями, которые непрочно держатся в земле. А это не просто одно погубленное растение, это уничтожение плауна на многие годы. А может быть в этом месте и навсегда.

Размножение плауна:

Вегетативное – отрезками стелющихся побегов;

Бесполое – спорами, (осенью на верхушках, растущих вверх образуются по 2 споровых колоска, в которых развиваются споры).

Половое – начинается с прорастания спор на земле.:

/работа с учебником: стр. 59/

Значение плаунов:

Споры используются в качестве присыпок таблеток;

Сухие споры используют в металлургии при фасонном литье металлов;

Настои трав используют как слабительное, мочегонное, желчегонное средство;

Общая характеристика:

Одно из самых древних растений на Земле;

многолетние вечнозеленые травы, реже полукустарники;

известно около 100 видов;

стелющиеся растения, или растут прямо, опираясь на другие растения;

внизу развиваются придаточные корни;

имеется покровная ткань, проводящая и опорная;

IY. Закрепление

Почему плауны к высшим споровым растения?

Где растут плауны?

Какие листья у плаунов?

Каково значение этих растений в природе и жизни человека?

Y. Домашнее задание §17, составить общую характеристику мхов и записать в тетрадь

YI. Итог урока выставление оценок

1. По какому из указанных признаков мхи относят к высшим растениям:

а) есть ризоиды б) есть хлорофилл

в) есть ткани и органы растения г) по всем указанным признакам

2. Что развивается у кукушкиного льна после оплодотворения?

а) споры б) коробочка со спорами

в) зеленая нить (предросток) г) листостебельное растение

3. Кукушкин лен – это растение:

а) двудомное б) однодомное в) двулетнее

4. Что вырастает из споры мха?

а) коробочка со спорами б) зеленое растение с листьями и стеблем

в) разветвленная зеленая нить г) заросток

5. Мхи отличаются от многоклеточных водорослей тем, что у них есть:

а) ризоиды б) ткани, органы

в) хлорофилл г) половое поколение

6. Сфагнум отличается от кукушкина льна отсутствием:

а) листьев б) спорангия в) стебля г) ризоидов

7. Органические вещества проводятся к стеблю сфагнума по:

а) зеленым клеткам б) воздухоносным клеткам

в) проводящим сосудам г) мертвым клеткам

8. Благодаря мертвым клеткам сфагнум:

а) фотосинтезируют б) проводит питательные вещества

в) впитывает воду г) вегетативно размножается

9. В торфе хорошо сохраняются остатки растений потому, что в торфяном пласте:

а) много кислорода б) много бактерий в) мало кислорода г) мало бактерий

10. Укажите пункты, в которых названы признаки сходства кукушкина льна и сфагнума

Нажмите, чтобы узнать подробности

У современных форм плаунов листья сравнительно небольшие и расположены спиралью вокруг ползучего или приподнимающегося стебля. Вниз от стебля идут похожие на корни ветвящиеся придаточные корни. Споры (у некоторых форм одинаковые, у других – разных размеров) образуются на верхней стороне спорофиллов, собранных в вертикальные колоски или шишечки. Как и у папоротников, споры плауна образуют заростки (гаметофитное поколение) с антеридиями и архегониями; после оплодотворения на заростках из зигот прорастают спорофиты, и цикл повторяется вновь.

Несмотря на некоторое сходство с мхами, плауны являются настоящими сосудистыми растениями. В современной флоре представлены тремя порядками: плауновые, селагинелловые, полушниковые – и почти 1000 видами, распространены по всему земному шару. Современные плауновидные. Слева направо: плаун булавовидный, плаун-баранец, селагинелла селаговидная, полушник озёрный

Несмотря на некоторое сходство с мхами, плауны являются настоящими сосудистыми растениями. В современной флоре представлены тремя порядками: плауновые, селагинелловые, полушниковые – и почти 1000 видами, распространены по всему земному шару.

Современные плауновидные. Слева направо: плаун булавовидный, плаун-баранец, селагинелла селаговидная, полушник озёрный

Читайте также: