Острые стрессовые реакции работа с пострадавшими с оср конспект мчс

Обновлено: 06.07.2024

Понятие острой реакции на стресс, ее динамика и виды. Основные принципы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при: плаче, истероидной реакции, нервной дрожи, страхе, возбуждении, агрессии, ступоре, апатии. Анализ типичных ошибок.

Рубрика Психология
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 15.05.2014
Размер файла 22,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема: Острые стрессовые реакции. Работа с пострадавшими с ОСР

Основными особенностями экстремальных ситуаций являются следующие: стресс психологический пострадавший помощь

- обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям;

- человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке;

- большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.

Попадая в экстремальную ситуацию, человек находится в особом психологическом состоянии. Это состояние в медицине и психологии принято называть острой реакцией на стресс.

В международном классификаторе болезней (МКБ-10) острое стрессовое расстройство определяется как быстро проходящее расстройство значительной степени тяжести у людей без психических отклонений в ответ на психологический или физиологический стресс, исключительный по своей интенсивности.

Специалисты говорят об острой реакции на стресс в том случае, когда наблюдаются следующие симптомы:

- человек может находиться в состоянии оглушенности, могут также наблюдаться тревога, гнев, страх, отчаяние, гиперактивность (двигательное возбуждение), апатия и т.д., но ни один из симптомов не преобладает длительно;

- симптомы проходят быстро (от нескольких часов до нескольких суток);

- есть четкая временная связь (несколько минут) между стрессовым событием и проявлением симптоматики. Человек, переживающий подобное состояние, нуждается в помощи. В психологии такой вид помощи называется экстренной психологической помощью. Оказывать помощь людям, находящимся в состоянии острой стрессовой реакции, часто приходится и спасателям, работающим при ликвидации последствий экстремальной ситуации, и от того, как будет оказана такая помощь, зависит то, как пострадавший будет жить дальше. Поэтому далее мы будем говорить о том, как правильно распознать тот или иной вид острой стрессовой реакции и как правильно оказать помощь пострадавшему, находящемуся в острой стрессовой реакции.

Напомним, что экстренной психологической помощью называется система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в чрезвычайной ситуации. Основной целью оказания экстренной психологической помощи пострадавшим является регуляция активного психологического состояния.

При оказании психологической помощи важно следовать следующим правилам:

- Необходимо позаботиться о собственной безопасности. Переживая горе, человек часто не понимает, что делает, и поэтому может быть опасен. Не пытайтесь помочь человеку, если не уверены в вашей абсолютной физической безопасности (есть примеры, когда при попытке самоубийства человек не только сам бросается с крыши, но и тянет за собой того, кто пытается ему помочь; люди часто накидываются с кулаками на того, кто сообщает о смерти близкого, даже если это случайный, посторонний человек).

- Позаботьтесь о медицинской помощи. Убедитесь, что у человека нет физических травм, проблем с сердцем. При необходимости позовите врача, вызовите скорую помощь. Единственное исключение - это ситуация, когда по каким-то причинам медицинская помощь не может быть оказана незамедлительно (например, приезда врачей приходится ожидать, или пострадавший изолирован, к примеру, заблокирован в завале при обрушении здания и т.д.). В этом случае Ваши действия должны быть такими:

- сообщите пострадавшему актуальную для него информацию (информация должна быть достоверной и дозированной);

- Подскажите ему, как необходимо себя вести;

- Находясь рядом с человеком, получившим психическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т.п.), не теряйте самообладания. Поведение пострадавшего не должно вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции -- это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства

- Если вы чувствуете, что не готовы оказать человеку помощь, вам страшно, неприятно разговаривать с человеком, лучше не делать этого. Знайте, это нормальная реакция и вы имеете на нее право. Человек всегда чувствует неискренность по позе, жестам, интонациям, и попытка помочь через силу все равно будет неэффективной. Найдите того, кто может это сделать.

В динамике травматическая ситуация проходит четыре этапа. Первый этап - фаза отрицания или шока. Этот начинается с момента возникновения стрессовой ситуации и может продолжаться до трех дней. Второй этап - этап агрессии и вины. Этот этап длиться от 9 до 40 дней. Эта фаза характеризуется тем, что пострадавший либо винит себя в случившемся (фаза вины) или в том, что произошло, винит других: власть, местную администрацию и пр. (агрессии). Третий этап - фаза депрессии. Она длиться до 1 года и характеризуется тем, что человек впервые проживает все важные события, которые происходили в его жизни, когда травматического события еще не произошло. И последний этап - фаза исцеления. Она начинается после первого года и заключается в том, что человек научается жить без потери.

При оказании экстренной психологической помощи пострадавшим необходимо помнить, что такого рода помощь нельзя оказывать людям в психотическом состоянии, признаками которого являются бред и галлюцинации. Галлюцинации представляют собой мнимое восприятие, не имеющее в качестве источника внешний предмет, а так же ложное сенсорное впечатление. Галлюцинации бывают: зрительные, акустические, вестибулярные, вкусовые, обонятельные. Бред - болезненное состояние психики человека, сопровождающееся фантастическими образами, видениями, искаженное восприятие действительности, расстройство мышления.

Например, после пожара в наркологической клинике в Москве, на опознание пришел мужчина, который говорил родственникам, пришедшим на опознание, что они должны пойти с ним, он знает, что там, за поворотом, есть оазис, в котором все погибшие живы, поют райские птицы и изобилие всего, чего только человеку угодно.

Основная задача при выявлении таких людей - обеспечить собственную безопасность и безопасность других пострадавших и как можно скорее передать такого человека медикам. Тактика общения пострадавшими, у которых есть подозрения на бред и галлюцинации состоит в следующем:

- обращаться к здоровой части личности;

- общаться в рамках картины мира пострадавшего, не вступая в дискуссию о соответствии этой картины реальности.

По МКБ - 10 острые стрессовые реакции характеризуются частичной или полной утратой:

- критичной оценки ситуации;

- контакта с другими людьми.

Острая стрессовая реакция (ОСР) является нормальной реакцией на ненормальные обстоятельства. Острая стрессовая ситуация наступает в момент критического инцидента и может продолжаться до двух - трех суток.

К острым стрессовым реакциям относятся следующие виды:

3. Истероидная реакция;

6. Психомоторное возбуждение;

8. Нервная дрожь.

При работе с острыми стрессовыми реакциями в первую очередь помощь оказывается при: истероидной реакции, агрессии и психомоторном возбуждении, т.к. именно эти реакции могут нанести вред, как самому пострадавшему, так и другим людям - эмоциональное заражение. Следующей в порядке оказания помощи следует реакция ступор, т.к. данная реакция опасна для жизни и здоровья самого пострадавшего. Далее следует обратить внимание на пострадавших, находящихся в состоянии страха. Эта реакция опасна вероятностью перехода в панику. Реакция апатии опасна тем, что у пострадавшего частично утрачена способность обеспечивать собственные витальные потребности. При нервной дрожи в случае не оказания должной помощи, есть вероятность возникновения психосоматических заболеваний. Из всех вышеперечисленных реакций - реакция плача является самой адаптивной и способствует выходу негативных эмоций.

При оказании экстренной психологической помощи есть ключевые моменты, которые соблюдаются специалистами при работе с острыми стрессовыми реакциями:

не оставлять человека одного;

дать ощущение большей безопасности;

оградить от посторонних зрителей;

помочь почувствовать пострадавшему, что он не остался один на один со своей бедой;

употреблять четкие короткие фразы с утвердительной интонацией;

постараться свести реакцию к плачу;

Однако есть и специфика работы с каждым из видов ОСР.

Плач - это самая адаптивная реакция человека на стрессовую ситуацию. Плач является реакцией, которая позволяет отреагировать негативные эмоции, поэтому реакцию плача можно рассматривать как нормальную и даже желательную реакцию в ситуациях тяжелого стресса. По этому крайне важно дать реакции плача состояться.

Если человек плачет, его не надо успокаивать и стараться остановить плач. При работе с плачем можно использовать общие принципы оказания помощи при острых стрессовых реакциях.

Для того чтобы отличить плач от другой острой реакции на стрессовую ситуацию необходимо обратить внимание на следующие признаки:

человек уже плачет или готов разрыдаться;

наблюдается ощущение подавленности;

в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Помощь, оказываема пострадавшему при реакции плача, заключается в следующем:

Нежелательно оставлять пострадавшего одного, необходимо позаботиться о том, чтобы рядом с ним кто-то находился, желательно, чтобы это был близкий или знакомый человек.

Можно и желательно поддерживать физический контакт с пострадавшим. Это поможет человеку почувствовать, что кто-то рядом, что он не один.

Говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего.

Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Истероидная реакция является одной из самых опасных реакций, т.к. она очень заразительна для окружающих. Истероидная реакция всегда направлена на зрителя, следовательно, изолировав пострадавшего с истероидной реакцией от толпы, велика вероятность купирования реакции.

Истероидная реакция характеризуется следующими признаками:

сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;

множество движений, театральные позы;

речь эмоционально насыщенная, быстрая;

При оказании помощи пострадавшему с истероидной реакцией помнить, что самое главное - это:

- Постараться удалить зрителей и создать спокойную обстановку для пострадавшего.

- Если это не опасно для Вас, останьтесь с пострадавшим наедине;

- Неожиданно совершенное действие способно вызвать у пострадавшего ориентировочную реакцию, во время которой вы можете остановить истероидную реакцию;

- После истерики наступает упадок сил. В этом случае необходимо дать возможность пострадавшему отдохнуть, по возможности прилечь или поспать;

- После реакции пострадавшего необходимо передать для наблюдения врачам;

- Не потакайте желаниям пострадавшего.

Агрессия - реакция опасная и ресурсозатратная, т.к. при агрессии пострадавший может нанести вред себе и окружающим его людям.

Агрессивное поведение характеризуют:

раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);

нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

словесные оскорбления, брань;

мышечное напряжение, увеличение кровяного давления.

Для оказания помощи пострадавшему необходимо:

Свести к минимуму количество окружающих.

Поручить пострадавшему работу, связанную с высокой физической нагрузкой.

Демонстрировать благожелательность. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Агрессия может быть погашена страхом наказания: если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

бесцельные и бессмысленные действия;

ненормально громкая речь;

часто отсутствует реакция на окружающих.

В таком состоянии человек может причинить вред себе и другим. Для того чтобы помочь человеку при психомоторном возбуждении рекомендуется:

Необходимо привлечь внимание пострадавшего.

Изолируйте пострадавшего от окружающих.

Сделайте массаж позитивных точек.

Психомоторное возбуждение может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя какое-то время, сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, прикурить сигарету).

Нервной дрожи необходимо дать состояться, однако такое состояние часто мешает пострадавшему в совершении тех или иных действий. Для того чтобы помочь пострадавшему быстро снять мышечное напряжение, необходимо усилить дрожь. Попросите пострадавшего максимально напрячь ту часть тела, которая дрожит на 10 - 15 секунд, а затем, резко расслабиться. Например, если у пострадавшего трясутся руки, попросите его сжать руки в кулаки так, чтобы костяшки пальцев начали белеть, когда вы увидите, что он смог это сделать, попросите его оставаться в этом напряжении пока вы не дадите команду разжать руки. В том случае если человек не может самостоятельно усилить дрожь, возьмите его за плечи и сильно потрясите в течение 10 - 15 секунд, во время этого разговаривайте с ним. Помните, что перед тем как потрясти пострадавшего, необходимо объяснить ему все то, что вы будете делать.

Неверно: обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Непреодолимая усталость, такая, что любое движение, слово дается пострадавшему с огромным трудом. Полное равнодушие и безразличие, проявление каких бы то ни было эмоций отсутствует. Речь у пострадавшего медленная, с большими паузами. В поведении отмечается вялость, заторможенность, пострадавший на заданный вами вопрос может отвечать не с первого раза.

Для помощи при апатии необходимо:

Разговаривая с пострадавшим, вовлекать его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

Проводить пострадавшего к месту отдыха, помочь ему удобно устроиться (обязательно снять обувь), взять за руку. Дайте человеку возможность поспать или просто полежать.

Человек неподвижен, сидит в одной позе и ни на что не реагирует, как бы оцепенев.

Распознать ступор можно по следующим критериям:

резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи,

отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль),

оцепенение, состояние полной неподвижности,

возможно напряжение отдельных групп мышц,

часто ограниченные координированные движения глаз.

Отличить ступор как острую стрессовую реакцию от кататонического ступора очень сложно, именно по этому помощь таким пострадавшим оказывается медиками. Однако в случае если по близости отсутствует бригада врачей, можно:

Ладонь свободной руки положить на грудь пострадавшего. Мягко усиливая рукой движение грудной клетки пострадавшего, попробовать вывести дыхание на более глубокий и длительный дыхательный цикл.

Говорить пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Важно добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Чувство страха - это проявление инстинкта самосохранения, и поэтому реакция страха нормальна, однако страх может перерасти в панику. Панический страх, ужас может побудить к бегству, вызывать оцепенение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует свои действия и не осознает, что происходит вокруг, что уже опасно для самого пострадавшего, окружающих, велика вероятность эмоционального заражения окружающих, поэтому оказывать помощь пострадавшим с реакцией страха тоже надо.

напряжением мышц (особенно лицевых);

учащенным поверхностным дыханием;

сниженным контролем собственного поведения.

Помощь пострадавшему в состоянии страха:

Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывая заинтересованность, понимание, сочувствие. Используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных интеллектуальных действий.

Подобные документы

Изучение проявления психической дезадаптации в экстремальных условиях, психогенных нарушений при чрезвычайных ситуациях. Характеристика методов психологической помощи при истероидной реакции, ступоре, агрессии, нервной дрожи, двигательном возбуждении.

реферат [28,1 K], добавлен 17.01.2012

Принципы общения с пострадавшими в чрезвычайной ситуации (ЧС). Группы пострадавших, организация экстренной психологической помощи в зоне ЧС. Общение с пострадавшими во время проведения аварийно-спасательных работ. Патологическое горе, его причины.

реферат [54,2 K], добавлен 15.05.2014

Характеристика чрезвычайных ситуаций, их место в современных социально-политических условиях. Необходимость экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях. Помощь при бреде, ступоре, агрессии, страхе, истерике. Помощь ребенку и взрослому.

реферат [156,4 K], добавлен 09.03.2012

Психическое здоровье личности и эффективные мероприятия по его укреплению. Стресс и его психологические последствия. Фрустрация как эмоциональное состояние, реакции на нее. Особенности оказания психотерапевтической помощи в Российской Федерации.

контрольная работа [24,2 K], добавлен 05.12.2010

Основные психотравмирующие события. Психологическая характеристика детей, переживших психологическую травму. Диагностика и оценка риска жестокого обращения с ребенком. Технология работы с детьми, пострадавшими от насилия. Практикум по песочной терапии.

Острые стрессовые реакции (ОСР) – это реакции организма на экстремальное событие.

У человека пережившего экстремальную ситуацию, могут проявляться следующие реакции:

  • бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу – психиатру);
  • плач;
  • истерика;
  • нервная дрожь;
  • страх;
  • двигательное возбуждение;
  • агрессия;
  • ступор;
  • апатия.

Признаки ОСР

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и на психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое за­болевание.

Признаки острых стрессовых расстройств:

  • ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.
  • пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).
  • человек уже плачет или готов разрыдаться;
  • подрагивают губы;
  • наблюдается ощущение подавленности;
  • в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.
  • сохраняется сознание;
  • чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;
  • речь эмоционально насыщенная, быстрая;
  • крики, рыдания.
  • дрожь начинается внезапно – сразу после инцидента или спустя какое-то время;
  • возникает сильное дрожание всего тела или от­дельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету);
  • реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов).
  • напряжение мышц (особенно лицевых);
  • сильное сердцебиение;
  • учащенное поверхностное дыхание;
  • сниженный контроль собственного поведения;
  • панический страх, ужас может побудить к бег­ству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуждение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он де­лает и что происходит вокруг;
  • резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;
  • ненормально громкая речь или повышенная ре­чевая активность (человек говорит без останов­ки, иногда абсолютно бессмысленно);
  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

  • раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу);
  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • словесное оскорбление, брань;
  • мышечное напряжение;
  • повышение кровяного давления.

Помните! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за сниженного контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Работа с пострадавшими с ОСР

  1. Бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу – психиатру).
  • Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.
  • До прибытия специалистов следите за тем, что­бы пострадавший не навредил себе и окружаю­щим. Уберите от него предметы, представляю­щие потенциальную опасность.
  • Переведите пострадавшего в уединенное мес­то, не оставляйте его одного.
  • Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.

Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Каждый человек хоть раз в

жизни плакал. И каждый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, про­плакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выделяются вещества, обладающие успокаиваю­щим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Помните! Ваша задача – выслушать.

Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим. Двигательное возбуждение обычно длит­ся недолго и может смениться нервной дро­жью, плачем, а также агрессивным поведением.

Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Если нет возможности отдохнуть (происшествие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогу­ляться, сходить выпить чая или кофе, помочь ок­ружающим, нуждающимся в помощи).

Если была своевременно оказана психологическая помощь, негативные реак­ции ослабевают. Возможно также самоугасание этих реакций. Их проявление в первый месяц после трагического события является нормой.

Но если они сохраняются далее или впервые появляются только через полгода, можно констатировать наличие пост­травматического стрессового расстрой­ства (ПТСР).

Случаи, когда обращение к профессионалам (психотерапевтам, психологам) необходимо:

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и на психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое за­болевание.

Признаки острых стрессовых раcтойств:

Бред:

ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невоз­можно разубедить.

Галлюцинации:

пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответ­ствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).

Плачь:

человек уже плачет или готов разрыдаться

наблюдается ощущение подавленности

в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Истерика:

чрезмерное возбуждение, множество движе­ний, театральные позы

речь эмоционально насыщенная, быстрая

Нервная дрожь:

дрожь начинается внезапно - сразу после ин­цидента или спустя какое-то время

возникает сильное дрожание всего тела или от­дельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов).

Страх:

напряжение мышц (особенно лицевых)

учащенное поверхностное дыхание

сниженный контроль собственного поведения

Панический страх, ужас может побудить к бег­ству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуж­дение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он де­лает и что происходит вокруг.

резкие движения, часто бесцельные и бессмыс­ленные действия

ненормально громкая речь или повышенная ре­чевая активность (человек говорит без останов­ки, иногда абсолютно бессмысленно)

часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы)

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

Агрессия:

раздражение, недовольство, гнев

(по любому, даже незначительному поводу)

нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

словесное оскорбление, брань;

повышение кровяного давления;

Помните! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за сниженного контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Ступор:

резкое снижение или отсутствие произволь­ных движений и речи;

отсутствие реакций на внешние раздражите­ли (шум, свет, прикосновения, щипки);

возможно напряжение отдельных групп мышц;

Апатия:

безразличное отношение к окружающему

речь медленная, с большими паузами

1.бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу - психиатру).

1. Обратитесь к медицинским работникам, вызо­вите бригаду скорой психиатрической помощи.

2. До прибытия специалистов следите за тем, что­бы пострадавший не навредил себе и окружаю­щим. Уберите от него предметы, представляю­щие потенциальную опасность.

3. Переведите пострадавшего в уединенное мес­то, не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубе­дить.

Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

2. плачь.

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадав­шим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.

(они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе):

повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства;

говорите о своих чувствах и чувствах пострадав­шего.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каж­дый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, про­плакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выде­ляются вещества, обладающие успокаиваю­щим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Помните! Ваша задача – выслушать.

3. истерика.

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обста­новку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое мо­жет сильно удивить (можно дать пощечину, об­лить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специали­ста наблюдайте за его состоянием.

Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

4. нервная дрожь.

1. Нужно усилить дрожь.

2. Возьмитепострадавшего за плечи и сильно, резко потряси­те в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши дей­ствия как нападение.

3. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Жела­тельно уложить его спать.

Нельзя обнимать пострадавшего или прижимать его к себе

укрывать пострадавшего чем – то теплым,

успокаивать пострадавшего, говорить, что бы он взял себя в руки.

5. страх.

2.Дышите глубоко и ровно. Побуждайте постра­давшего дышать в одном с Вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте за­интересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему лег­кий массаж наиболее напря­женных мышц тела.

Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

6. двигательное возбуждение,

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим..

Двигательное возбуждение обычно длит­ся недолго и может смениться нервной дро­жью, плачем, а также агрессивным поведе­нием (см. помощь при данных состояниях).

7. агрессия.

1.Сведите к минимуму количество окружающих.

3.Поручите работу, связанную с высокой физи­ческой нагрузкой.

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

агрессия может быть погашена страхом наказания

если нет цели получить выгоду от агрес­сивного поведения

если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

8.ступор

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Ладонь свободной руки положи­те на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

3 Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, мед­ленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

9. апатия.

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, по­могите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происше­ствие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогу­ляться, сходить выпить чая или кофе, помочь ок­ружающим, нуждающимся в помощи).

Если была своевременно оказана пси­хологическая помощь, негативные реак­ции ослабевают. Возможно также самоуга­сание этих реакций. Их проявление в первый месяц после трагического события является нормой.

Но если они сохраняются далее или впервые появляются только через полго­да, можно констатировать наличие пост­травматического стрессового расстрой­ства (ПТСР).

Случаи, когда обращение к профессионалам (психотерапевтам, психологам) необходимо:

Острые стрессовые реакции

Острые стрессовые реакции (ОСР), их признаки

ОСР – реакции организма на экстремальное событие.

У человека пережившего экстремальную ситуацию, могут проявляться следующие реакции:

  1. бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу - психиатру);
  2. плач;
  3. истерика;
  4. нервная дрожь;
  5. страх;
  6. двигательное возбуждение;
  7. агрессия;
  8. ступор;
  9. апатия.

Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и на психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое за­болевание.

Признаки острых стрессовых расстройств:

Бред: ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невоз­можно разубедить.

Галлюцинации: пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответ­ствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).

Плачь:

  • человек уже плачет или готов разрыдаться;
  • подрагивают губы;
  • наблюдается ощущение подавленности, в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

Истерика:

  • сохраняется сознание;
  • чрезмерное возбуждение;
  • множество движе­ний;
  • театральные позы;
  • речь эмоционально насыщенная быстрая;
  • крики, рыдания.

Нервная дрожь: дрожь начинается внезапно - сразу после ин­цидента или спустя какое-то время возникает сильное дрожание всего тела или от­дельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету)

Реакция продолжается достаточно долгое время (до нескольких часов).

Страх:

  • напряжение мышц (особенно лицевых);
  • сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроль собственного поведения;
  • резкие движения, часто бесцельные и бессмыс­ленные действия;
  • ненормально громкая речь или повышенная ре­чевая активность (человек говорит без останов­ки, иногда абсолютно бессмысленно);
  • часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

Панический страх, ужас может побудить к бег­ству, вызвать оцепенение или, наоборот, возбуж­дение, агрессивное поведение. При этом человек плохо контролирует себя, не осознает, что он де­лает и что происходит вокруг.

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

Агрессия:

  • раздражение, недовольство, гнев;
  • (по любому, даже незначительному поводу);
  • нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;
  • словесное оскорбление, брань;
  • мышечное напряжение;
  • повышение кровяного давления.

Помните! Если не оказать помощь разъяренному человеку, это приведет к опасным последствиям: из-за сниженного контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим.

Ступор:

Апатия:

  • безразличное отношение к окружающему;
  • вялость, заторможенность;
  • речь медленная, с большими паузами.

Психотипы людей

Психотип (психологический тип) - совокупность черт характера, описывающая узнаваемый тип человека с точки зрения психологии. Психотип - описание, чего от человека такого типа можно ждать в тех или иных ситуациях и по каким внешним признакам об этом догадаться.

Типы темперамента по Гиппократу

Самая древняя и одновременно самая известная классификация типов личности была разработана более 2500 тысяч лет назад древнегреческим философом и врачевателем Гиппократом. По мнению Гиппократа, все люди делятся на 4 типа в зависимости от преобладающей в их теле жидкости:

В настоящее время доказано, что темпераментов в чистом виде не существует, хоть наблюдения Гиппократа, в целом, верны.

Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову

Русский психофизиолог И. П. Павлов подтвердил правильность классификации Гиппократа, но он, конечно, не считал, что типы связаны с жидкостью в теле. Различие темпераментов или типов высшей нервной деятельности, с точки зрения Павлова, зависит от силы, характера и скорости основных нервных процессов – возбуждения и торможения.

Психофизиолог тоже выделил 4 типа, которые по характеристикам очень близки к темпераментам Гиппократа:

  • Сильный, быстрый – сангвиник.
  • Сильный, инертный – флегматик.
  • Сильный, безудержный – холерик.
  • Слабый тип – меланхолик.

Именно исследование особенностей высшей нервной деятельности разных типов, сделанное И. П. Павловым, позволило выделить такие характеристики индивидов, как экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и лабильность, ригидность и пластичность и т. д. Сочетания этих характеристик легли в основу многих современных классификаций, в том числе одной из самых популярных – классификации психосоциотипов.

Немецкий врач-психиатр Э. Кречмер классифицировал людей по их сложению и высказал гипотезу, что людям определенной конституции присущи определенные черты характера. Ученый выделил три основных типа телосложения человека и соответствующие им типы характеров.

Швейцарский психиатр и психолог Карл Густав Юнг разработал свою типологию характеров, в основе которой лежат доминирующие психические функции (ощущения, интуиция, чувство и мышление). Он классифицировал всех людей по преобладанию внутреннего или внешнего мира (интровертивный и экстравертивный типы).

Интроверт – замкнутый, внутренне сосредоточенный мыслитель, обращённый в себя, человек отгороженный от всего окружающего мира, тщательным образом анализирующий все события, при этом всех подозревая в противоречивых действиях. У него очень мало друзей, поскольку ему очень сложно даются новые контакты, ему ближе одиночество, он не меняет собственные привычки. Интроверт – весьма мнительный человек с завышенной степенью тревожности, он прислушивается к ощущениям в себе и дорожит своим здоровьем.

Экстраверт– прямой, открытый человек, чрезвычайно общительный, активный и всем понятный, он имеет много знакомых и друзей, он не переносит одиночества, мало интересуется собственным здоровьем, любит путешествовать, старается взять от жизни по-максимуму. Он становится душой компании, является инициатором разных встреч и вечеринок, любит рассказывать анекдоты, в повседневной жизни ориентируется не на субъективное мнение, а на обстоятельства.

Работа с пострадавшими при ОСР

Бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу - психиатру).

  • Обратитесь к медицинским работникам, вызо­вите бригаду скорой психиатрической помощи.
  • До прибытия специалистов следите за тем, что­бы пострадавший не навредил себе и окружаю­щим. Уберите от него предметы, представляю­щие потенциальную опасность.
  • Переведите пострадавшего в уединенное мес­то, не оставляйте его одного.
  • Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубе­дить.

Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Плачь.

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадав­шим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каж­дый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, про­плакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выде­ляются вещества, обладающие успокаиваю­щим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе. Помните! Ваша задача – выслушать.

Истерика.

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обста­новку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое мо­жет сильно удивить (можно дать пощечину, об­лить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специали­ста наблюдайте за его состоянием.

Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

Нервная дрожь.

1. Нужно усилить дрожь.

2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потряси­те в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши дей­ствия как нападение.

3. После завершения реакции необходимо дать пострадавшему возможность отдохнуть. Жела­тельно уложить его спать.

Нельзя обнимать пострадавшего или прижимать его к себе, укрывать пострадавшего чем – то теплым, успокаивать пострадавшего, говорить, что бы он взял себя в руки.

Страх.

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте постра­давшего дышать в одном с Вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте за­интересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему лег­кий массаж наиболее напря­женных мышц тела.

Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

Двигательное возбуждение

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим..

Двигательное возбуждение обычно длит­ся недолго и может смениться нервной дро­жью, плачем, а также агрессивным поведе­нием (см. помощь при данных состояниях).

Агрессия.

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

3. Поручите работу, связанную с высокой физи­ческой нагрузкой.

5. Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Агрессия может быть погашена страхом наказания, если нет цели получить выгоду от агрес­сивного поведения, если наказание строгое и вероятность его осуществления велика.

Ступор

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Ладонь свободной руки положи­те на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

3 Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, мед­ленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

Апатия.

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, по­могите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происше­ствие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогу­ляться, сходить выпить чая или кофе, помочь ок­ружающим, нуждающимся в помощи).

Развернутый план занятия:

Проверка наличия всего личного состава, объявление темы и целей занятия.
Основная часть занятия – Острые стрессовые реакции. Работа с пострадавшими с ОСР , 35 мин.
Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом - не только физическом, но и на психическом. Это может обострить уже имеющееся психическое за­болевание.

Признаки острых стрессовых ра c тойств:


  • ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невоз­ можно разубедить.

  1. бред, галлюцинации (вы должны обратиться за помощью к врачу - психиатру).

2. До прибытия специалистов следите за тем, что бы пострадавший не навредил себе и окружаю­ щим. Уберите от него предметы, представляю щие потенциальную опасность.

3. Переведите пострадавшего в уединенное мес то, не оставляйте его одного.

4. Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубе­ дить.

Помните! В такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

1. Не оставляйте пострадавшего одного.

2. Установите физический контакт с пострадав шим (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте его по голове). Дайте ему почувствовать, что Вы рядом.

(они помогут пострадавшему выплеснуть свое горе):

повторяйте за пострадавшим отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства;

говорите о своих чувствах и чувствах пострадав шего.

5. Не задавайте вопросов, не давайте советов.

Каждый человек хоть раз в жизни плакал. И каж дый знает, что после того, как дашь волю слезам, на душе становится немного легче. (Ребенок, про плакавшись, быстро засыпает.) Подобная реакция обусловлена физиологическими процессами в организме.

Когда человек плачет, внутри у него выде ляются вещества, обладающие успокаиваю щим действием. Хорошо, если рядом есть кто-то, с кем можно разделить горе.

Помните! Ваша задача – выслушать.

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обста новку. Останьтесь с пострадавшим наедине, если это не опасно для Вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, об лить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специали­ста наблюдайте за его состоянием.

Истерический припадок длится несколько минут или несколько часов.

4. нервная дрожь.

1. Нужно усилить дрожь.

2. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потряси те в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши дей ствия как нападение.


  • Нельзя обнимать пострадавшего или прижимать его к себе

  • укрывать пострадавшего чем – то теплым,

  • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

2. Дышите глубоко и ровно. Побуждайте постра давшего дышать в одном с Вами ритме.

3. Если пострадавший говорит, слушайте его, выказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие.

4. Сделайте пострадавшему лег кий массаж наиболее напря женных мышц тела.

Помните! Страх может быть полезным, когда помогает избегать опасности (страшно ходить ночью по темным улицам). Поэтому бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

6. двигательное возбуждение,

2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим.

Д вигательное возбуждение обычно длит­ ся недолго и может смениться нервной дро­ жью, плачем, а также агрессивным поведе­ нием (см. помощь при данных состояниях).

1. Сведите к минимуму количество окружающих.

3. Поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой.


  • агрессия может быть погашена страхомнаказания

  • если нет цели получить выгоду от агрессивного поведения

  • если наказание строгое и вероятность егоосуществления велика.

1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.

2. Ладонь свободной руки положи­ те на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.

3 Человек, находясь в ступоре, может слышать и видеть. Поэтому говорите ему на ухо тихо, мед ленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.

2. Проводите пострадавшего к месту отдыха, по­ могите удобно устроиться (обязательно снять обувь).

3. Возьмите пострадавшего за руку или положите свою руку ему на лоб.

4. Дайте пострадавшему возможность поспать или просто полежать.

Если нет возможности отдохнуть (происше ствие на улице, в общественном транспорте, ожидание окончания операции в больнице), то больше говорите с пострадавшим, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогу ляться, сходить выпить чая или кофе, помочь ок ружающим, нуждающимся в помощи).

Если была своевременно оказана пси хологическая помощь, негативные реак ции ослабевают. Возможно также самоуга сание этих реакций. Их проявление в первый месяц после трагического события является нормой.

Но если они сохраняются далее или впервые появляются только через полго да, можно констатировать наличие пост травматического стрессового расстройства (ПТСР).

Случаи, когда обращение к профессионалам (психотерапевтам, психологам) необходимо:

Ответить на возникшие у личного состава вопросы по изученной теме. Проведение краткого опроса. Объявление оценок с дальнейшим проставлением их в учебный журнал. Задание на самоподготовку.

Читайте также: