Островский снегурочка 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Вид урока : урок формирования знаний, умений и навыков.

Тип урока : комбинированный урок

Межпредметные связи : ( интегрированный урок)литература, музыка, искусство

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор

Подготовка к уроку учащихся.

приготовить инсценировку фрагмента из пьесы;

Подготовка к уроку учителя.

Дать индивидуальные задания и провести их предварительную проверку.

Подготовить к уроку медиапрезентацию

Орг. момент, формулирование целей и задач урока (2 мин.).

Проверка домашнего задания (10 мин.).

Изучение нового материала (30 мин.).

Подведение итогов урока (2 мин.).

Домашнее задание (1 мин.).

Он был поэт, и большой поэт,

с настоящей хрустальной поэзией…

только большой поэт мог создать перл

  1. Организационный момент.
  2. Реализация домашнего задания

3.Инсценировка отрывка из пьесы.

-Какие рекомендации вы могли бы дать актерам, исполняющим роль Снегурочки (Мороза, Весны)?

Персонажи, рожденные воображением писателя восходят к народной поэтической традиции. Драматург был хорошо знаком с произведениями устного народного творчества. Вспомните русскую народную сказку о Снегурочке.(слайд 4)

Сопоставьте русскую народную сказку со сказкой-пьесой Островского.

- Что ,по-вашему, в сказке реальное, а что сказочное? Действительно ли это произведение можно считать сказкой?

4. Вопрос к классу:

- Какие достоинства произведения отмечены современниками?

Музыка звучит тише. На музыкальном фоне – слова учителя:

8. ( слайд 8.Портрет Римского- Корсакова).

9.( слайд 9)Звучит фрагмент из оперы Римского-Корсакова.

1).Вопросы к классу:

-Что вы услышали в музыке?

- Какой древний обряд показан в опере?( слайд 10)

-Какие картины рисовались в вашем воображении?

10. (слайд 11.Портрет В.Васнецова)

11.Вопрос: Как удалось художнику создать образ Снегурочки, каким ему представляется сказочный мир?

12.( слайд 17) Устное словесное рисование по картине:

-Какова композиция картины, краски?

-Кто и как на ней изображен?

-Какой рисует нам художник Снегурочку?

-Какие постоянные эпитеты можно использовать при описании картины? На фоне какого пейзажа изображены герои? В чем особенность васнецовского пейзажа?

-Какие чувства вызывает у вас эта картина?

13. Слово учителя:

Интересно, что спектакль ставится и на сценах современного театра; по-прежнему волнуют сердца зрителей и картины художника, и актерское воплощение авторского замысла на сцене.( слайд 18)

Свободному развитию личности, общечеловеческим ценностям в национальном образовании сегодня отдан приоритет. Образовательный процесс – это процесс субъективного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, с учащимися. Коммуникативная деятельность способствует развитию познавательных и эмоциональных способностей.

Данный урок способствует воспитанию бережного отношения к культуре своего народа, развивает творческие способности, помогает пробудить воображение детей и воздействовать на их чувства и эмоции. Приобщение к искусству и сегодня очень актуально. Поэтому я решила побудить обучающихся к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов. Поддержать положительный эмоциональный климат на уроке при изучении этой темы позволило соблюдение принципов наглядности материала, доступности, учёта уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, обеспечивающих развитие коммуникативной, личностной компетенции учащихся.

Использование ИКТ позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить её восприятие. Применение графических иллюстраций и записей к уроку способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление, даёт возможность экономить рабочее время на уроке, т.к. необходимые материалы заранее оформлены в виде слайдов.

При подготовке урока я также учитывала особенности класса: умение анализировать, иллюстрировать, проявлять актёрские способности.

По типу это комбинированный урок. Он позволяет показать совместную работу учителя и учащихся, использование различных методов и приемов при изучении художественного произведения.

Хороший эмоциональный настрой помогает учащимся быть активными на протяжении всего урока, а значит, способствует лучшему усвоению материала. На протяжении всего урока учащиеся сами находят ответы, отстаивают свою точку зрения, учатся признавать свои ошибки. А выработка этих умений важна в дальнейшей самостоятельной жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

6 класс дата _______

Обучающие: познакомить с пьесой А.Н. Островского; раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы; выстроить систему образов; в выразительном чтении передать авторское отношение к персонажам.

Развивающие: развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора; формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы; развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся; развивать умения и навыки работы в группе.

Воспитательные: пробудить интерес к личности и творчеству А.Н. Островского; воспитание эстетического чувства прекрасного; воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оформление урока: презентация, портрет А.Н. Островского, иллюстрации к сказке, нарисованные учащимися, аудиозапись музыки П.И. Чайковского и оперы Н.А. Римского-Корсакова, раздаточный материал.

Оргмомент. Эмоциональный настрой. Деление на группы.

Вступительное слово учителя.

Знакомство с биографией А.Н. Островского.

А сейчас я предлагаю познакомиться с личностью автора сказки.

Выступает ученик, получивший опережающее задание подготовить рассказ о жизни драматурга.

Выступивший ученик получает цветочек.

Погружение в сказку. Слово учителя.

Мозговой штурм

За каждый правильный ответ группа получает цветочек.

Что такое сказка? (сказка – это устно-поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях).

К какому времени относится действие сказки? (действие пьесы происходит в доисторические времена, о которых нам известно из легенд и преданий).

Какой временной промежуток охватывает действие сказки? (действие пьесы охватывает три месяца – с конца марта по конец июня).

Какие народные праздники, обряды упоминаются автором в произведении? (в прологе пьесы упоминается Масленица, а в конце 4 действия возникает Ярило – на празднестве в свою честь).

Подведем итоги этапа.

Работа по теме урока.

- Постановка цели урока.

Исходя из названия нашей темы, этапа мозгового штур+ма, что вы можете сказать о том, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, что будем изучать?

(будем говорить о героях пьесы, давать им характеристики, построим систему образов)

Я знаю, ребята, что все вы любите рисовать. Предлагаю вам сейчас нарисовать сказку. Только вместо кистей и красок нужно использовать слова. Расскажите об образах, которые возникали у вас при чтении сказки. Используйте в речи изобразительно-выразительные средства.

Каждый выступивший получает цветочек.

Назовите героев пьесы.

Имена всех героев на отдельных листах заготовлены заранее. При произнесении листы с именами крепятся к доске в том порядке, как были названы.

Да, героев в сказке много. Каждый из них выполняет свою функцию. Поэтому нам необходимо их сгруппировать, для того, чтобы дать характеристику и понять основную мысль произведения.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах.

- Работа в группах.

Каждая группа получает карточку. На этой карточке даны отрывки из пьесы. Вы определяете, кому принадлежат эти реплики, и даете название своей группе.

1 группа: перечислите героев сказки; поделите лист на две равные части. Назовите родителей Снегурочки. В первой половине квадрата запишите имя отца и качества, свойственные ему, во второй - имя матери, качества, свойственные ей.

Закрасьте каждую половину тем цветом, с которым ассоциируется характер родителей Снегурочки.

Какие качества характера переняла дочь от родителей?

(Снегурочка олицетворяет сердечную стужу. Она долго жила в полном одиночестве. Одновременно, как и отец Мороз, девушка настойчива, это помогает ей достичь самой главной цели: научиться любить. Стремление дарить тепло и нежность любимым – характерные черты матери Весны. В её душе идёт противоборство Тепла и Холода)

2 группа: перечислите героев сказки. Запишите имена героев, к которым Снегурочка проявляет внимание.

Кого из них Снегурочка любит по-настоящему?

- Кто из женихов , по вашему мнению, является предателем? Почему? С каким цветом у вас ассоциируется данный сектор? Закрасьте его.

(Мизгирь - предатель. Ослеплённый красотой девушки, Мезгирь не считается с её мнением, просьбами и вопреки всему предстаёт с невестой перед народом, Мизгирь предал Купаву- свою невесту. Леля можно тоже назвать предателем. Он отверг любовь девушки, бросил цветок ,который она ему подарила).

3 группа: перечислите героев сказки. Ответьте на вопросы.

- Способна ли любить героиня? Что Снегурочка говорит о себе?

- Хочет ли она быть как все? Почему ей нельзя любить?

- Изменилась ли Снегурочка в финале? Какой она стала?

- Кого она винит в том ,что Лель её покинул?

(Снегурочка – сама доброта и нежность, но чувства её пока дремлют и не воспринимают окружающий мир. И лишь открыв людям сердце, она ощущает счастье и сгорает от него же)

Презентации групп.

Группы демонстрируют свои работы.

После выступления в каждой группе идет оценивание, саморефлексию.

- С данной работой справились лучше …

Подведение итогов.

Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Итак, подведем итоги.

Причина всех несчастий страны берендеев – в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

В этих словах мудрого царя раскрывается глубинный смысл пьесы, где этическая красота человека определяется взаимностью с природой и другими людьми.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока по литературе в 6 классе.

Учитель русского языка и литературы Узункольской средней школы №1: Игнатьева Ольга Вадимовна

Тип урока: комбинированный.

П: отрабатывать навыки работы с эпическим произведением; умение высказывать суждения;

развивать мышление как процесс абстрагирования (анализ, синтез, противопоставление, сравнение), зрительную, слуховую память; внимание, семантическое восприятие, устную речь;

воспитывать интерес к чтению произведений приключенческого характера; трудолюбие, сосредоточенность, самостоятельность.

Оборудование: учебник, портрет автора.

Методы: словесный, наглядно-образный, частично-поисковый, беседы, самостоятельной работы.

Оргмомент: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Как настроение? К уроку готовы? Будем начинать занятие.

Изучение биографии писателя:

Задание (коллективная работа): прочитайте материал учебника на стр. 154-155, составьте тезисный план.

Дополнительные сведения.

А.Н. Островский - русский драматург, театральный деятель. Родился 12 апреля (по старому стилю - 31 марта ) 1823, в Москве. Отец Островского окончил курс в духовной академии, но служил стал в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Потомственное дворянство было приобретено. Мать, которой он лишился еще в детстве, — родом из низшего духовенства. Систематического образования не получил. Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста. Окончив в 1840 гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось (учился до 1843).

По желанию отца, он поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей. К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия "Несостоятельный должник" (по другим сведениям пьеса называлась "Картина семейного счастья"; впоследствии - "Свои люди - сочтемся")

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям - в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И.А. Гончаров, Д.В. Григорович, И.С. Тургенев, А.Ф. Писемский, Ф.М. Достоевский, И.Е. Турчанинов, П.М. Садовский, Л.П. Косицкая-Никулина, Достоевский, Григорович, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Садовский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова. С января 1866 был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 (по другим сведениям - в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю - 2 июня) 1886 Островский скончался в своем костромском имении Щелыкове. Похоронили писателя там же.

Анализ произведения:

Знакомство с теорией. Запись на доске:

Драма
Пьеса
Сказка
Конфликт

Задание (коллективная работа): ответьте на вопросы.

Какие чувства вы испытывали, просматривая иллюстрации и слушая музыку?

Царство Берендея. Каким вы его увидели?

Какой эпизод вам запомнился? К какому эпизоду захотелось нарисовать иллюстрацию?

Какой вы себе представляете Снегурочку?

Где ещё вы встречались со Снегурочкой? Сравните её с героинями русских народных сказок.

Какие чувства у вас остались после прочтения?

Где происходит действие пьесы? Как вы узнали?

Кто герои пьесы? Опишите их.

Какую роль играет описание природы?

Как встречает Весну земля берендеев? Найдите и зачитайте.

Где проходит детство Снегурочки?

Почему Снегурочка хочет уйти к людям? Разве её не любят отец и мать?

В чём суть конфликта между Весной и Морозом?

Мороз с радостью отпускает Снегурочку к людям? От чего он предостерегает Снегурочку?

Как Островский рисует картины народной жизни? Докажите примерами из текста.

Расскажите о масленице.

Задание (коллективная работа): составьте синквейн (творческая учебная задача).


Урок познакомит с идейно-художественным своеобразием пьесы-сказки, продолжит знакомить с особенностями писательского стиля А.Н.Островского.

Описание разработки

Задачи урока:

2) Развивать образное мышление, внимательное отношение к слову, устную речь учащихся, технику выразительного чтения, память, творческие способности

3) Воспитывать интерес к урокам литературы и творчеству писателя.

Форма урока: творческая мастерская.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Просмотр видеофрагмента (Проводы Масленицы)

4. Слово учителя. (слайд )

Островский – глубоко национальный, народный поэт, прекрасно чувствующий природу, его культуру и умеющий открывать чистое и светлое даже в самом темном и неприглядном.

в большей или меньшей степени по всем произведениям драматурга. Последуем же совету Р. А. Кугеля.

5. Определение жанра произведения.

6. Знакомство с теорией. (слайд )

Определение терминов : драма, пьеса , сказка, конфликт, антитеза.

7. Фольклорная основа сказки. (слайд )

- В своей сказке А. Н. Островский использовал разнообразные жанры УНТ.

Ребята, вам было дано опережающее задание: повторить жанры УНТ, которые мы изучали в прошлом году.

- Давайте определим , какие жанры УНТ использовал автор в данной сказке.

а) карточки с индивидуальными заданиями (слайд )

У вас на столе имеются фрагменты текста сказки. Определите их жанр.

Прибудет день, убудет ночь.

У нас с горы потоки,

Телеги с повести,

На поветь санки,

Батюшка, светлый царь,

Нешто так водится?

Где ж это писано

Где же показано?

Сердце - то вынувши,

Душу - то вызнобив,

При людях девицу

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Задачи урока:

2)Развивать образное мышление, внимательное отношение к слову, устную речь учащихся, технику выразительного чтения, память, творческие способности

3)Воспитывать интерес к урокам литературы и творчеству писателя.

Форма урока: творческая мастерская.

1. Организационный момент.

2.Просмотр видеофрагмента (Проводы Масленицы)

4.Слово учителя. (слайд )

Островский – глубоко национальный, народный поэт, прекрасно чувствующий природу, его культуру и умеющий открывать чистое и светлое даже в самом темном и неприглядном.

в большей или меньшей степени по всем произведениям драматурга. Последуем же совету Р.А. Кугеля.

5. Определение жанра произведения.

6. Знакомство с теорией. (слайд )

Определение терминов : драма, пьеса , сказка, конфликт, антитеза.

7.Фольклорная основа сказки. (слайд )

- В своей сказке А.Н.Островский использовал разнообразные жанры УНТ.

Ребята,вам было дано опережающее задание: повторить жанры УНТ,которые мы изучали в прошлом году .

-Давайте определим ,какие жанры УНТ использовал автор в данной сказке.

а) карточки с индивидуальными заданиями (слайд )

У вас на столе имеются фрагменты текста сказки. Определите их жанр.

Прибудет день, убудет ночь.

У нас с горы потоки,

Телеги с повести,

На поветь санки,

- плачи, причитания:

Батюшка, светлый царь,

Нешто так водится?

Где ж это писано

Где же показано?

При людях девицу

Крылатые, летите ярым роем,

Оставьте вы соты медовы, впейтесь

В бесстыжие глаза!

Хмелинушко, тычинная былинка

Высоко ты по жердочке взвился,

Широко ты развесил яры шишки.

Молю тебя, кудрявый ярый хмель,

Отсмей ему, насмешнику, насмешку

- народные песни :«Сбирались птицы,

Давайте вспомним ещё об одном обряде ,без которого картина произведения была бы неполной . Посмотрите видеофрагмент и скажите ,о каком обряде идёт речь.

8. Работа по тексту пьесы.

Учитель: Какой герой пьесы является олицетворением народной мудрости?(Берендей.)

Учитель: А откуда появилось это название?(Это название не вымышленное: под старинным городом Переяславлем-Залесским существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию, было Берендеево царство)

Страна добрых и мудрых берендеев привлекла Островского еще в юности, когда в апреле 1848 года он отправился с домашними в усадьбу Щелыково. Впечатления от этого путешествия , которое продолжалась неделю и проходило через красивые старинные русские города: Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому, отразились в путевом дневнике молодого Островского.

Вероятно, уже тогда узнал Островский поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского, где путешественники останавливались на отдых. Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото. В центре этого болота, бывшего когда-то озером, на острове сохранились остатки древнего поселения-городища. В народной легенде рассказывалось о том, что в далёкие доисторические времена здесь жило счастливое племя берендеев., которыми правил умный и добрый царь. В рассказах о берендеях воплотилась вековечная мечта крестьянства о счастливых землях, где живёт человек в. мире и согласии, в материальном довольстве.

Учитель Ребята,давай дадим определение берендееву царству? По каким законам оно живёт?(Ученики зачитывают по тетради отрывки из текста и заполняют кластер) Правда,доброта, справедливость ,гармония с природой.

Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

миром красна Берендея держава. (д. 2, я. 1.)

Великий царь счастливых берендеев,

В твоем обширном царстве

Покуда все благополучно. (д. 2, я. 2)

народ не голоден, не бродит

с котомками, не грабит на дорогах… (д. 2, я. 2)

За девушек обманутых заступник

Великий царь…

За всех сирот заступник

Берендей…(д. 2, я. 2)

Учитель: Вот мы выяснили ,по каким законам жили берендеи и сам царь.Давайте определим,какими чертами наделены эти герои пьесы : реальными или сказочными? (Реальными.)

Учитель: Какие еще герои наделены реальными чертами?(Мизгирь, Купава, Бобыль, Бобылиха.)

Учитель: А кто из героев сочетает в себе реальные и сказочные черты? (Снегурочка, Лель.)

Учитель: А какие герои только сказочные?(Дед Мороз, Леший, Весна.)

Учитель:Ребята,вы не назвали ещё один ,очень значимый в пьесе образ –это образ природы.Развитие образов природы в пьесе передает закономерность жизненных явлений, смену времен года, добра и зла.

Давайте же поближе познакомимся с нашими героями .Итак, мы с вами в сказочном лесу…

9. Инсценирование эпизода встречи Деда Мороза и Снегурочки.

10. Аналитическая беседа по тексту:

Учитель: Итак, Дед Мороз отдает Снегурочку в слободку Бобылю, чтобы она пожила среди людей, познакомилась с их обычаями, завела подруг (слайд )

Учитель: Какова же характеристика Снегурочки? (Снегурочка в первой части светлая, легкая, игривая, грациозная резвая, шаловливая, ее манят людские песни, но она лишена человеческого тепла.)

Учитель: Итак, как вы помните, Снегурочка живет у Бобыля, она пытается понять людей. Удается ли ей это?(Нет, не удается. Снегурочка прекрасное, но еще холодное существо. Лель и другие жители царства ждут от неё тепла, ласки , любви .Но она не может им дать этого). (слайд )

Учитель:Возникает кнфликт между благополучным миром берендеев и холодным миром Снегурочки.На чем же основан этот конфликт? (На столкновении противостоящих друг другу сил тепла и холода.)

Учитель: Как иначе называется столкновение двух противоборствующих сил? (антитеза)

Учитель:Начало конфликта - в мире стихий, между Морозом и Весной. (слайд )Высокомерие, холодная, леденящая сила делают Мороза злым, демоническим в противоположность Яриле - доброму и теплому божеству берендеев. Ярило ~ Бог плодородия, размножения,весеннего солнца(обращение к словарь устаревших слов)

Учитель Кому же сострадает Лель? (Купаве.)

Учитель А кто же из героев холоден и эгоистичен, как Мороз, и не знает настоящей любви, как Снегурочка? изгирь.)

Вот и объединились пары! Даже в речи видна близость персонажей и их противоположность. Прислушайтесь, даже лексика Леля и Купавы более народна, а Снегурочки и Мизгиря –более литературна?

11. Инсценирование эпизода. (Сцена2)

души моей, Купава, сиротинка

Свою гульбу-свободу отгулял,

Победная головка докачалась

До милых рук, долюбовались очи

До милых глаз, домаялось сердечко

До теплого приюта.

КУПАВА: .. .Насилу я нашла тебя, желанный,

Сердечный друг, голубчик сизокрылый!

Не в глазки, нет, не в щечки целовать,

У ног лежать, голубчик сизокрылый,

У ног лежать должна Купава.

СНЕГУРОЧКА; Мизгирь! Какая прелесть

В речах твоих! Какая смелость взора!

Высокого чела отважный вид

И гордая осанка привлекает,

Позволь взглянуть в твое лицо, в огонь

Твоих очей вглядеться!

Учитель: Отвергнутая Лелем, Снегурочка обращается к Весне, которая дарит ее волшебный венок. Какая сила заключена в нем?(Великая сила человеческой любви, ради которой человек готов на все, заключена в венке.)

Учитель: Именно в этой сцене вся гармония человеческих чувств и красоты природы. Почему Снегурочка, ранее не замечавшая красоту окружающего мира, стала ее видеть и восторгаться? (Её сердце загорелось огнем человеческого чувства. Она полюбила.)

Учитель: Какая сцена является кульминацией в развитии действия?(Сцена гибели Снегурочки. Под действием тепла и пробудившихся в ней человеческих чувств она тает.)

12. Видеофрагмент( сцена таяния Снегурочки.)

13.Обобщение. Составление синквейна (творческая учебная задача). (слайд )

Синквейн – один из приёмов, развивающих критическое мышление. Это пятистрочная строфа:

одно ключевое слово (существительное);

два прилагательных, характеризующих слово в первой строке;

короткая фраза, умозаключение, в котором показано отношение к проблеме;

одно существительное (синоним к первой строке).

14.Итоги урока. Вот мы и побывали в сказочной стране берендеев. Пора подвести итоги нашего урока.Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке и хочу огласить оценки за урок:

За отличное чтение стихотворения, за правильное выполнение тестового задания и за работу на уроке получает оценку…

За грамотное выполнение творческого задания, за грамотные ответы на уроке в оценка…

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку …

За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

За артистизм, умение перевоплощаться при инсценировании эпизодов пьесы, оценка…

16. Домашнее задание: придумать и записать свою концовку пьесы (слайд10).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися пьесы.

Образовательная: : продолжить обучение анализу поэтического текста отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Развивающая: развивать умения и навыки работы в группе.

Воспитательная: воспитание эстетического чувства прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова.

Воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Открытый урок в 6 классе.

Особенности пьесы.


Учитель русского языка и литературы.

Цели: раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися пьесы.

Образовательная: : продолжить обучение анализу поэтического текста отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.

Развивающая: развивать умения и навыки работы в группе.

Воспитательная: воспитание эстетического чувства прекрасного при соприкосновении с живописью известных художников, музыкой П.И. Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова.

Воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Организационный момент. Целеполагание. Деление на группы, которые сообщают свои названия и девиз.

Слайд 3.Цель нашего занятия: раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания пьесы.

В течение урока будет звучать музыка Петра Ильича Чайковского.

Слайд 4. Итак, произведение “Снегурочка” — это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

Ребята, класс мы с вами разделили на 3 группы. В каждой группе есть критик, практик и вдохновитель. Сейчас каждая группа представит себя.

Слайд 8. 2.Опорные слова. (30 сек на запоминание, 30 сек на воспроизведение)

Многослойность, многожанровость, вечные сюжеты, синтез, нравственность, конфликт.

( подведение итогов)С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.

Вопрос 2. Какого человека мы можем назвать высоконравственным?

3.Что такое конфликт?

Проверим Слайд 10.

определяется как столкновение сторон, мнений, сил.

Слово учителя. А сейчас, ребята, проверим знание вами само текста пьесы и поговорим об основном нравственном конфликте произведения. Перекрестный опрос.

3.Перекрестный опрос. Слайд 11.

2.Что вы знаете о Снегурочке из произведений фольклора?

3.Как объясняет Весна причину несчастий берендеев?

4.В чём суть конфликта между Весной и Морозом?

5.В чем привлекательность людского мира для Снегурочки?

6.Чем отличается Снегурочка от Купавы?

7. Почему Бог Ярило гневается на берендеев?

8.Какое событие в жизни людей совпадает с появлением Снегурочки в Берендеевой слободке?

9. Что вы знаете о семье, в которой стала жить Снегурочка?

10.Какие нравственные законы жизни провозгласил царь Берендей? ( правда, совесть, свобода чувства).

11. Кто является самым почетным жителем в стране берендеев?

12.Какую роль выполняет Лель в произведении?

13. Какие чувства вызывает песенное творчество Леля у Купавы и у Снегурочки?

14. Почему Мизгирь является разрушающим началом в жизни уравновешенных берендеев?

15. В чем видит причины несчастий своих жителей царь Берендей?

16. Почему Снегурочке полюбить может помочь только чудо, волшебство?

17.Как изменилась Снегурочка полюбив?

18. Какое наказание выбирает царь для Мизгиря?

19.Почему гибнет Мизгирь?

20.Как относятся к гибели Снегурочки берендеи?

Слово учителя. Слайд 12.

Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Итак, подведем итоги. Причина всех несчастий страны берендеев — в людском эгоизме, в потере людского родства, в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

И в этих словах мудрого царя раскрывается глубинный смысл пьесы, где этическая красота человека определяется взаимосвязью с природой и другими людьми.

А. Островского о мире, свободном от холодных, расчетливых людей. Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.

Давайте обратим внимание на нашу матрицу. Больше всего плюсов набрала команда….

Слово критику…(остальные критики проводят саморефлексию).

Слайд 14- 21.

Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.

тюркские кочевники в южнорусских степях

праздничное сказочное представление

объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество.

прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.

вечный сюжет русского фольклора

1862 год собиратель И.А. Худяков

основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений,справедливые законы.

сказочное царство берендеев

мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.

Синтез реального и фантастического

Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко ( ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).

Снегурочка- Богиня любви Лада.

1. противоборство Холода и Тепла, Мороза и Ярилы. 2. царство берендеев- Мизгирь

два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.

конфликт в области нравственных отношений:

богатство- бедность, любовь- холодность, Снегурочка- берендеи.

Задание по проверке таблицы:

Проверка Слайд 22

С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Проверка каждой особенности Слайд 25-30.

Слайд 35. Прослушивание музыкальной сцены таяния Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова.

Сейчас мы прослушаем отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова, сцену таяния Снегурочки. Вы должны составить тесты……..

Звучание какого инструмента передает чувства таящей Снегурочки:

Как сам Н. А. Римский – Корсаков определил ведущую тему, характеризующую Снегурочку в данном ариозо:

3. На что, по мнению Н. А. Римского – Корсакова, похожи переливы звуков арфы в теме таяния Снегурочки

1. перекличку птиц,

2. весенний ручеёк,

3. охапку таящего снега.

4.Что воспевает Снегурочка в своем последнем ариозо?

2.свой уход из жизни,

3. великую силу человеческой любви.

5.Какое ощущение оставляет музыка в сцене таяния Снегурочки?

1. красоты, негодования от силы злого Солнца,

2. чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света,

3. дрожания воздуха от прощания Мороза со своей дочерью Снегурочкой.

С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Сцена таяния Снегурочки — один из трогательнейших эпизодов в мировой опере. В своем последнем ариозо она воспевает великую силу человеческой любви. Слышится трогательное прощание с жизнью, и одновременно восхищение этой жизнью.

Эссе (56 слов за 5 минут). Слайд36.

- В заключении урока мы пишем эссе по выбранной и изученной вами раннее теме.

В вашей работе должно быть 56 слов, больше можно, меньше нельзя.

С данной работой справились лучше….

Слово критику группы..( остальные критики проводят саморефлексию).

Домашняя работа. Слайд37.

Вывод. Итак, дорогие ребята, спектакль окончен. Занавес опустился. Торжествует незыблемость мудрых законов природы, могущество любви. А. Н Островский прославляет свободу человека, мир искусства, радость, которую доставляет приобщение к красоте и творчеству.

Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только

лишь вздоры (образ Берендеева царства).

В весенней сказке "Снегурочка" изображено царство берендеев, где люди живут по законам совести и чести, стараются не вызвать гнев богов. Берендеи не знают губительных распрей и кровавых войн. Ценится красота окружающего мира, красота девушек, цветов, песен. Царствует здесь Берендей, который символизирует народную мудрость. Берендей- художник и поэт, "отец земли своей", слуга народа, доступный всем. Он воплощает в себе мудрость и простоту, справедливость и доброту, любовь к людям и целомудрие, царскую власть и наивную скромность. Царь прожил на свете немало, поэтому знает очень многое. Его не беспокоят деньги и власть. Берендей волнуется о своем народе, ему кажется, что в сердцах людей появляется что-то недоброе: сердца стали холодными, в них появилось тщеславие, к чужим нарядам зависть. Он уверен: если в стране действуют справедливые законы, вершится народный суд, страна может достичь благополучия, а значит, человек в такой стране счастлив и по - настоящему свободен в проявлении своих чувств. Заслугой царя является счастливая жизнь народа.

Царство добрых берендеев - упрёк современному обществу, в котором господствуют эгоизм и расчёт.

Лель – сын солнца и певец любви.

ждало его сердце, и певец готов повести её утром встречать Солнце. Лель в сказке Островского олицетворяет молодость, пылкость, горячность.

Образ Снегурочки Н. А. Римского-Корсакова в моем восприятии.

Меня поразила сцена таяния Снегурочки. Незащищенность снежной девушки, ее обреченность кажутся особенно трагичными. И все-таки в музыке нет мрака и горечи. Прозрачно звучит у скрипки основная мелодия. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Звучит она трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света.

Солнечная музыка Н.А. Римского-Корсакова к весенней сказке А.Н. Островского вызывает положительные эмоции. Она словно пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами.

Читайте также: