Особенности управленческого труда конспект

Обновлено: 09.07.2024

Содержание

Введение 3
Глава 1. Управленческий труд: характеристика, функции, роли 5
1.1 Управленческий труд, его специфика и особенности 5
1.2 Экономическая и социальная эффективность управленческого труда 8
1.3 Роли руководителя в управленческом труде 13
Глава 2. Технологии управленческого труда 16
2.1 Стратегия и тактика управления 16
2.2 Информационное обеспечение управления 19
2.3 Технические средства обработки и передачи информации в
управленческом труде 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31

1. Управленческий труд как составляющая управленческой деятельности

Понятие управленческого труда в определенной мере связано с понятием управления как объекта или сферы его применения.

Управление как специфический вид человеческой деятельности отделился в ходе деления и кооперации общественного труда. Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, какое оно разрешает, из другого, – его предметом, средствами и самой работой из управления.

Управленческий труд – преимущественно умственный труд. Он, хотя непосредственно и не выступает создателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда работника. Неслучайный потому оценка деятельности руководителей (и, в первую очередь, высшего руководства) связана с результатами деятельности предприятия.

Управленческий труд – это вид общественного труда, основным заданием которого является обеспечение целеустремленной, скоординированной деятельности как отдельных участников общего трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.

Основные задачи управления заключаются в определении целей организации и создании необходимых условий (экономических, организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для их реализации, "установлении гармонии" между индивидуальными трудовыми процессами, координации совместной деятельности работников.

Кроме того, управление в современных условиях должно быть направлено на удовлетворение потребностей работников, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности деятельности организации.

Достижение целей управления осуществляется путем подготовки и реализации управляющих влияний на людей, которые активизируют их работу в организации. Это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого влияния является управленческое решение.

В процессе управления управленческие работники решают многообразные проблемы организационного, экономического, технического, социально–психологического, правового характера, их многообразие также является важной особенностью управленческого труда.

Управление – процесс многогранный, неоднозначный. Анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений зависят от сложной и подвижной совокупности факторов, что постоянно создает нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, что занимается управленческой работой, творческого подхода. Решения, принятые руководителями, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла. Потому правомерно говорить об искусстве управления. Средствами управленческого труда является организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования во многом определяют культуру и эффективность управления.


Рис. 1.1 – Особенности управленческого труда

Определяют 3 категории менеджеров:

менеджеры низшего уровня управления (технический уровень) –руководители, которые занимаются ежедневными операциями и действиями, которые необходимы для обеспечения эффективной работы предприятия;

менеджеры среднего уровня управления: занятые управлением и координацией в пределах организации. Они согласовывают многообразные формы деятельности и усилия разных подразделов организации;

менеджеры высшего уровня управления: занятые, в основном, разработкой долгосрочных перспективных планов, установлением целей, адаптацией организации к разному роду изменений, управлением отношениями между организацией и внешней средой.

Менеджеры высшего уровня – самая немногочисленная, но наиболее влиятельная категория. Они определяют общие направления функционирования и развития организации и ее больших подразделов, принимают ключевые решения относительно стратегии развития и текущих дел, наделенные полномочиями для приобретения других компаний, запуска новых производственных мощностей, найма работников и т.п. Деятельность этих менеджеров характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегической и перспективной деятельности, наиболее тесными связями с внешней средой, разнообразностью принятых решений, напряженным темпом работы.


В последние годы во всем мире наблюдается тенденция к снижению численности аппарата менеджеров высшего уровня.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами среднего (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления).

Менеджеры низшего уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использования ресурсов, их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразностью действий, которые выполняются, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принятых решений, постоянным общением с непосредственными исполнителями (работниками).


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (120):

Тема 1.doc

Тема 1. Особенности управленческого труда


  1. Управленческий труд как составляющая управленческой деятельности

  2. Распределение управленческого труда между различными категориями менеджеров.

  3. Составные элементы организации труда менеджера

  4. Функциональный анализ деятельности менеджера

  5. Требования, которые предъявляются к современному менеджеру

1. Управленческий труд как главный элемент управленческой деятельности
Понятие управленческого труда связано с понятием управление. Под последним понимается специфический вид человеческой деятельности, появление которой связано со специализацией и кооперацией общественного труда. Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, какое оно решает, а с другой стороны, – его предметом, средствами и самой работой по управлению.

Управленческий труд – преимущественно умственный труд. Он, хотя непосредственно и не выступает создателем материальных благ, является неотъемлемой частью труда работника.

Управленческий труд – это вид общественного труда, основным заданием которого является обеспечение целенаправленного и скоординированного воздействия как на отдельных участников трудового процесса, так и на трудовой коллективов в целом.

^ Основные задачи управления заключаются в определении целей организации и создании необходимых условий (экономических, организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для их реализации, "установлении гармонии" между индивидуальными трудовыми процессами, координации совместной деятельности работников.

Кроме того, управление в современных условиях должно быть направлено на удовлетворение потребностей работников, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности деятельности организации.

Достижение целей управления осуществляется путем подготовки и реализации управляющих влияний на людей, которые активизируют их работу в организации. Это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого влияния является управленческое решение.

В процессе управления управленческие работники решают многообразные проблемы организационного, экономического, технического, социально–психологического, правового характера, их многообразие также является важной особенностью управленческого труда.

Управление – процесс многогранный, неоднозначный. Анализ внешней и внутренней среды, принятие на этой основе управленческих решений зависят от сложной и подвижной совокупности факторов, что постоянно создает нестандартные ситуации. Именно эти обстоятельства требуют от человека, который занимается управленческой работой, творческого подхода. Решения, принятые руководителями, зависят не только от их знаний и квалификации, но и от личных качеств, практического опыта, интуиции, здравого смысла. Потому правомерно говорить об искусстве управления. Средствами управленческого труда является организационная и вычислительная техника, а уровень и полнота ее использования во многом определяют культуру и эффективность управления.
^ 2. Распределение управленческого труда между различными


  • менеджеры низшего уровня управления (технический уровень) –руководители, которые занимаются ежедневными операциями и действиями, которые необходимы для обеспечения текущей эффективной работы предприятия;

  • менеджеры среднего уровня управления: занятые управлением и координацией в пределах организации. Они согласовывают многообразные формы деятельности и усилия разных подразделов организации;

  • менеджеры высшего уровня управления: занятые, в основном, разработкой долгосрочных перспективных планов, установлением целей, адаптацией организации к разному роду изменений, управлением отношениями между организацией и внешней средой.

В последние годы во всем мире наблюдается тенденция к снижению численности аппарата менеджеров высшего уровня.

Менеджеры среднего уровня координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их действиях преобладает решение тактических задач, что не исключает их участия в разработке стратегических проблем. Значительный удельный вес в рабочем времени этих менеджеров занимает общение с менеджерами среднего (горизонтальная координация работ) и низового уровня (вертикаль иерархии управления).

Менеджеры низшего уровня составляют самую многочисленную управленческую группу в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использования ресурсов, их работа связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем. Она характеризуется разнообразностью действий, которые выполняются, частыми переходами от одной задачи к другой, коротким временным периодом реализации принятых решений, постоянным общением с непосредственными исполнителями (работниками).
^ 3. Составные элементы организации труда менеджера
Организация труда – это процесс экономически и социально обоснованного сочетания в оптимальных пропорциях рабочей силы, орудий и предметов труда и создания условий для их эффективного использования и достижения цели производства.

Организация труда на производственном предприятии – это крайне сложный и затратный процесс, который длится во времени и пространстве, имеет неоценимое значение для эффективности производства, а потому нуждается в системном обеспечении, регламентации и постоянном контроле со стороны высшего руководства.


  • экономической – постепенное повышение производительности труда в результате рационального использования рабочего времени, квалификации работников, материальных ресурсов;

  • психофизиологической – сохранение здоровья и трудоспособности работников, обогащение содержания труда;

  • социальной – рост реальных трудовых доходов работников, привлечения персонала к управлению предприятием.

1. ^ Определение цели и результата труда. Данная процедура необходимая в случае принятия решения о создании нового рабочего места или нового структурного подразделения. В аппарате управления предприятием потребность в такой процедуре возникает с открытием в штатном расписании новой должности руководителя. Обоснование цели и результата труда необходимо для формулировки требований к организации рабочего места и качеств работника.

2. ^ Проектирование и рационализация трудовых процессов и процедур . Целесообразно осуществлять вместе с проектированием и совершенствованием технологических процессов. Главное содержание этого организационного мероприятия заключается в определении сложности трудового задания, методов и приемов труда, используемых орудий труда, требований к квалификации работников.

3. ^ Нормирование труда . Это сложный процесс технико-экономического расчета и обоснования норм затрат рабочего времени на выполнение технологических операций, норм выработки, обслуживания, численности персонала. Без нормирования организация труда вообще невозможна.

Труд большинства менеджеров нормированию не подлежит, потому что обязанностей у руководителей много, они разные, на протяжении дня руководители выполняют десятки разнообразных процедур, мероприятий, действий.

Есть нормы соотношения между количеством руководителей разного уровня управления. Например, на одного старшего мастера должны приходиться не меньше трех мастеров; должность начальника смены целесообразно вводить, если в подразделении работает не меньше трех старших мастеров. Доказано, что первому руководителю предприятия не целесообразно подчинять больше семи заместителей или руководителей отдельных структурных подразделений.

4. ^ Планирование производственных заданий заключается в расчетах и обосновании плановых заданий на определенный плановый период каждому структурному подразделению, каждому работнику. Руководители структурных подразделений получают планы, предназначенные для всего подразделения, а распределяют задание между исполнителями самостоятельно или с помощью квалифицированных специалистов. Личную деятельность каждый менеджер, как правило, планирует самостоятельно.

5. ^ Организация рабочих мест . Поскольку рабочее место является основным структурным элементом производственной системы каждого предприятия, то данная составляющая организации труда требует большого внимания со стороны высшего руководства, ведь эффективность деятельности всего коллектива состоит из эффективности функционирования каждого отдельного рабочего места. Главными аспектами в организации рабочих мест является их планирование и материально-техническое оснащение. Что касается труда менеджеров, то на этапе проектирования рабочих мест следует учитывать уровень управления и финансовые возможности предприятия.

6. ^ Деление и кооперация труда . Чем больше людей задействовано в совокупном производственном процессе, тем важнее значение этой составляющей организации труда. Главная суть заключается в том, чтобы каждому работнику подобрать соответствующую его квалификации и способностям работу, а затем так скоординировать их общий труд, чтобы и производительность была наивысшей, и трудовая нагрузка (интенсивность труда) у каждого работника была приблизительно одинаковой. Специфика работы менеджера требует достаточного внимания вопросам делегирования полномочий.

7. ^ Создание благоприятных условий труда . Лучшие годы жизни человек отдает работе. Для работника имеют значение не только заработная плата, но и условия труда, важно, чтобы работа была смысловой, не угрожала здоровью, содействовала развитию способностей, давала моральное удовольствие.

8. ^ Организация обслуживания рабочих мест . На производственных предприятиях – это предмет постоянных забот и фактор "головной боли" линейных руководителей. Рабочий нервничает, конфликтует, если ему несвоевременно выдают производственное задание, плохо обеспечивают заготовками или другими предметами труда, когда ему приходится работать на неисправном оборудовании, собственноручно искать нужный инструмент и тому подобное.

В обслуживании рабочих мест менеджеров основное внимание следует уделять информационному обеспечению, ведь информация является главным предметом труда руководителя.

9. ^ Контроль за качеством работы . Чтобы результат труда был адекватен его цели, а выполнение плановых заданий было гарантированным, нужно организовывать определенную систему отчетности структурных подразделений и контроля за работой каждого работника.
^ 3. Функциональный анализ деятельности менеджера
Основное задание менеджеров заключается в создании условий для групповой деятельности таким образом, чтобы индивиды вносили свой взнос в достижение групповых целей с минимальной затратой денег, времени, усилий и материалов, а также с минимальными неудобствами.

Содержанием деятельности менеджера является процесс реализации функций планирования, организации, координации, мотивации и контроля.

Исследования показывают, что значимость разных функций управления в деятельности менеджеров разных уровней неодинаковая. Менеджеры высшего уровня тратят больше времени на планирование, на низшем же уровне управления наиболее важная функция - мотивация. В то же время менеджеры всех уровней управления тратят почти в два раза больше времени на планирование, чем на организацию, координирование, мотивацию и контроль вместе взятые.

Управленческая деятельность предусматривает деление функций, полномочий, ответственности.


  • административную;

  • стратегическую;

  • экспертно–консультативную;

  • представительскую;

  • воспитательную;

  • коммуникативно–регулирующую;

  • инновационную;

  • дисциплинарную.

В основе стратегической функции заключаются планирования и прогноз возможных событий как в сфере деятельности конкретного менеджера, так и относительно организации в целом. Реализация этой функции связана, с одной стороны, с установлением ближайших планов, с другим –определение работы на перспективу.

Выделяют три направления реализации экспертно–консультативной функции:

– реализация профессиональной компетентности;

Профессиональную компетентность менеджера обусловливает эффективность его действий не только в производственно–экономической и коммерческой сферах функционирования организации, но и относительно сферы межличностных отношений.

– делегирование полномочий – передача менеджером отдельным подчиненным некоторых своих прав и ответственности, которые касаются выполнения тех или других заданий;

– использование в повседневной работе менеджера элементов консультирования подчиненных, проведения с ними собеседований и т.п. Осуществляя представительскую функцию, менеджер представляет свой коллектив на разных уровнях внутри организационной вертикали и горизонтали. Возможен также и межорганизационный вид реализации данной функции: представительство своей организации во взаимоотношениях с внешними партнерами.

Воспитательную функцию менеджер осуществляет путем его реальных повседневных поступков.


  • принцип единственной морали, который значит признание менеджером того обстоятельства, что моральные нормы, на которые надлежит ориентироваться людям в повседневной жизни (в частности – в самой организации), следует применять в абсолютно ровной степени как руководителям, так и подчиненным;

  • единство слова и дела менеджера;

  • использование фундаментальных законов социальной учебы людей;

  • адаптация рабочих к коллективу;

  • культура внутриорганзационных отношений;

  • создание и поддержка в коллективе позитивных традиций.

^ 4. Требования, предъявляемые к современному менеджеру
В связи со спецификой управленческого труда, изложенной в предыдущих параграфах, можно выделить три главных групп требований к менеджеру: профессиональные, личностные и деловые.

К профессиональным требованиям принадлежат те, что характеризуют любого грамотного специалиста и владение которыми является лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей менеджера.

Основная цель управления состоит в создании необходимых условий (организационных, технических, социальных, психологических и т.д.) для реализации задач организации (предприятия), установлении гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координации и согласовании совместной деятельности работников ради достижения конкретных запланированных результатов. Следовательно, управление – это, прежде всего, работа с людьми, а их трудовая деятельность служит объектом управляющего воздействия.

Управленческий труд (другими словами, это труд административно-управленческих работников) является неотъемлемой частью совокупного общественного труда. Следовательно, чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда. Однако административно-управленческие работники в отличие от рабочих непосредственно не воздействуют на предмет труда, т.е. своими руками (с использованием средств труда) не производят материальных ценностей. Они создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки для эффективного труда людей, непосредственно занятых выполнением производственных (коммерческих) операций. Следовательно, чем выше качество выполнения управленческих функций, тем надежнее и эффективнее будет функционировать производственный объект. В процессе управленческого труда используются определенные ресурсы – материальные, финансовые, трудовые. Эффективность их использования также влияет на конечные результаты производственной деятельности. Таким образом, управленческий труд – это разновидность общественного производительного труда, так как совокупный продукт есть результат деятельности производственных рабочих и управленческого персонала. Управленческий труд в такой же мере необходим, как и труд рабочих.

Управленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации и типизации. К тому же круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее, можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся, прежде всего, в процессе выработки и принятия управленческих решений. К ним относятся:

  • постановка задачи;
  • поиск информации вручную и с использованием компьютеров;
  • анализ информации;
  • группировка информации (вручную или с использованием компьютера);
  • простейшие расчеты без компьютера;
  • расчеты с применением компьютера;
  • подготовка решений;
  • принятие решений индивидуально;
  • принятие решений коллегиально;
  • оформление документов, составление писем и т.д.

Воздействие (опосредованное) административно-управленческих работников на продукт совокупного труда осуществляется путем использования информации и ее преобразования в соответствующие решения для изменения состояния этого объекта в направлении достижения поставленных целей. Поэтому главной особенностью труда административно- управленческих работников является информационный характер предмета и продукта их труда, обусловленный принципиальным отличием трудового процесса (по его содержанию и результатам) от других видов труда.

Что понимают под конченым продуктом управленческого труда?

Конечный продукт управленческого труда – решения, определяющие меру управляющих воздействий на объекты. Однако результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения. Отсюда вытекает весьма существенное специфическое требование к решению вопросов организации труда административно-управленческого персонала – предварительный анализ форм документов, методов и средств выполнения различных трудовых функций с целью выявления и устранения структурных и документационных излишеств, совершенствования организационных форм управления с использованием возможностей автоматизированных систем.

Каковы основные специфические характеристики управленческого труда?

1. Высокая психическая напряженность, связанная с большой ответственностью за принимаемые решения, с необходимостью их принятия и реализации в условиях недостатка/избытка информации, в часто меняющейся, нередко противоречивой обстановке, в жестких временных рамках. Управление совместной работой людей существенно отличается от управления техническими системами. Условия функционирования социальной системы постоянно изменяются, так как это система живая, динамичная, открытая, саморегулирующаяся. В сущности, именно с принятия управленческого решения начинается реализация управленческой деятельности. В трудной ситуации может иметь место явление информационной перегрузки, которое, вопреки обычным представлениям, встречается в управлении чаще, чем дефицит информации.

Руководители всех рангов относятся к категории работников с ненормированным рабочим временем. Продолжительность их рабочего времени колеблется в пределах 9–15 часов в сутки. При этом работа, которую он выполняет в течение дня, разнообразна, а темп выполнения очень напряженный. После долгих часов интеллектуальной работы сознание продолжает быть нацеленным на поиск новых идей, оригинальных решений, дополнительной информации.

Уровень развития руководителя и степень его профессионализма во многом определяются и тем, как он действует в сложных, кризисных ситуациях. Сильное качество руководителя – умение действовать в любой неожиданной, казалось бы, самой неуправляемой ситуации.

2. Неалгоритмизируемый, творческий характер деятельности, связанный с ярко выраженной прогностической природой принимаемых управленческих решений и большим разнообразием видов управленческой деятельности на различных уровнях иерархии. В деятельности любого руководителя очень весомое место занимают эвристические решения и принципы. Под этим понимается процесс решения человеком нетривиальных задач в условиях отсутствия заданной системы алгоритмов, недостатка или, наоборот, избытка информации, когда механический перебор возможных решений и статистические методы их поиска либо недопустимы, либо просто бессильны. По своей сути управленческая деятельность представляет собой труд творческого работника.

Важнейшей функцией руководства является генерация идей, разработка перспективных целей, определяющих дальнейшие экономические и социальные цели организации. Непрерывное движение вперед, непременное и планомерное развитие – это важнейшее условие самого существования и успешного функционирования любой, особенно современной общественной организации. Еще А. С. Макаренко показал, что остановка в развитии – это смерть коллектива. Поэтому особенно актуальны для руководителя такие качества, как инициатива, изобретательность, обостренное чувство нового, его умение прогнозировать и планировать в расчете на перспективу. Чрезвычайно важным является умение руководителя предвидеть, прогнозировать и предупреждать возможные трудности и экстремальные или аварийные обстоятельства.

3. Опосредованностъ и дистанционность управления реальными объектами, субъектами и процессами. Руководитель не участвует непосредственно в производстве материальных благ или социальных услуг. Можно сказать, что руководитель работает с некой идеальной, внутренней моделью управляемого им производства. Как известно из целого ряда инженерно-психологических исследований, между внешней (реальной) и внутренней (психологической) моделями объекта управления всегда существуют различия, которые необходимо строго учитывать и по возможности минимизировать. Всегда актуальная и важная управленческая проблема заключается в обеспечении должной адекватности внутренней модели и реального процесса или объекта. В противном случае в управленческой работе неизбежны грубые ошибки и тяжелые последствия.

4. Значительная роль коммуникативной функции. Добиться решения поставленной задачи наиболее рациональным и гуманным путем при минимальных затратах времени, сил, материальных средств помогает правильная организация управленческого общения, без которого невозможно эффективное взаимодействие. В эффективном общении необходима максимальная согласованность его участников: техника, лексика, мотивация, эмоции, субъективные смыслы. Целью управленческого общения является не простое информирование, но убеждение и побуждение собеседника к выполнению необходимой совместной деятельности.

Умение управлять конфликтами, а главное – предвидеть возможность и истинные причины их возникновения, минимизировать негативные по следствия – это одна из базовых характеристик профессионального руководителя.

Эффективное управление существует не самостоятельно, не сверху, не над совместной деятельностью группы людей. Управление включено в саму внутреннюю структуру этой руководимой деятельности. Отсюда вытекает один из основных смыслов управления – как смысл руководства и лидерства, но не как беспрекословного подчинения, исключительно властного подавления, жесткого администрирования.

Существование множества социально обусловленных (политических, экономических, статусных, организационных, образовательных, культурных и др.) расхождений субъективных смыслов работы для руководителей и исполнителей обусловливает необходимость целенаправленного стремления управленца к возможному сближению смыслов, к предотвращению резких смысловых противоречий, а тем более – барьеров. Этим вновь актуализируется смысл управления как организации эффективного взаимодействия и оптимального, делегированного сотрудничества.

Принципиальные расхождения между объективным значением и личностным смыслом выполняемой работы особенно недопустимы в сознании и деятельности руководителя. Отсюда проистекает множество управленческих ошибок и грубых искажений исходного предназначения процесса управления, например бюрократия, казнокрадство, культы личностей, взяточничество, прямое или скрытное вредительство и т.д. Здесь снова и снова обостряются проблемы и актуальные вопросы целенаправленного формирования или воспитания личностной культуры, нравственности, духовности.

Для смысловой сферы руководителя необходимо осознание, внутренне принятие и практическая реализация того, что руководитель управляет не людьми или подчиненными, не их сознанием и психикой, а совместной с ними, адекватно распределенной (делегированной) работой. Реальные исполнители – это не самоцель, а средство управления во имя достижения поставленной цели.

Пестрота, сложность и чрезвычайное многообразие управленческой деятельности позволяют выделить в ней лишь самое общее и, вероятно, психологически решающее на начальном этапе становления руководителя. По нашим представлениям, это наличие личностной устремленности на лидерство и руководство или присутствие ярко выраженной субъективной тенденции личности к социальному доминированию.

Кроме того, это высокий уровень развития широких познавательных и достиженческих потребностей и смыслов, связанных с прагматическим отношением к делу, со стремлением руководителя понимать временную перспективу, не только вести за собой управляемый коллектив, но и преодолевать, развивать самого себя.

Каковы основные принципы повышения эффективности управленческого труда?

Повышение эффективности управленческого труда является важнейшей составной частью, а в ряде случаев и определяющей в повышении эффективности общественного производства. В настоящее время основным путем повышения эффективности управленческого труда является внедрение его научной организации. На основе обобщения достижений науки и передового опыта в области организации труда работников аппарата управления может быть сформирован ряд принципов, которыми следует руководствоваться при решении практических вопросов проектирования и внедрения научной организации труда в управлении производственным коллективом.

Первый принцип – комплексность. Сущность этого принципа состоит в том, что проблема совершенствования организации труда в управлении производственным коллективом должна решаться всесторонне, то есть с учетом всех ее аспектов: организационных и правовых, кибернетических и технических, экономических и социальных. Принцип комплексности предполагает также проведение работы не по какому-то одному направлению научной организации труда, а по всем направлениям, не для одного отдельного работника, а всего состава работников, выполняющих ту или иную функцию. При таком подходе мероприятия научной организации труда дают больший эффект, чем при локальном решении отдельных вопросов.

Второй принцип – системность. Данный принцип предполагает взаимное согласование, увязку всех элементов организации труда, устранение противоречий, выявляющихся при их совместном, а не изолированном рассмотрении. В результате такого подхода создается система организации труда, в рамках которой все ее элементы взаимно согласованы и действуют в интересах эффективного функционирования всей системы.

Третий принцип – регламентация. Данный принцип означает установление и строгое соблюдение определенных правил, положений, указанных, основанных не на произволе лиц, наделенных властью, а на объективных закономерностях, присущих научной организации труда.

Четвертый принцип – специализация. Процессы управления требуют специализации, то есть такого их построения, при котором за каждым структурным подразделением предприятия постоянно закрепляются определенные объекты деятельности. Специализация является необходимой предпосылкой применения прогрессивных методов и средств труда.

Пятый принцип – стабильность. Как показывает практика, работа коллектива не может быть успешной, если состав, задачи и функции постоянно меняются.

Шестой принцип – целенаправленное творчество, которое требует достижения двух целей: творческий подход при внедрении научной организации труда служащих и максимальное использование творческого потенциала служащих.

Внедрение научной организации труда в управлении – это сложный и многогранный процесс, имеющий инженерно-технические, экономические, социальные, психофизические аспекты. Основными из них являются:

  • разделение и кооперация труда работников управления (включая четкое определение круга обязанностей, прав и ответственности менеджеров, их положения в структуре управления);
  • нормирование управленческого труда, позволяющее правильно;
  • рациональная организация рабочих мест и обеспечение нормальных условий труда;
  • рациональное использование рабочего времени руководителей, введение эффективных правил внутреннего распорядка;
  • техника личной работы менеджеров (планирование работы, выработка решений, система контроля над их выполнением, прием посетителей, проведение деловых совещаний, делопроизводство).

Подводя итог, следует сказать, что под научной организацией управленческого труда понимают процесс систематического совершенствования существующей его организации на основе широкого использования достижений науки и передового опыта. При этом знание и применение на практике теоретических основ организации труда менеджера любого уровня является обязательным.

Что собой представляет разделение управленческого труда?

В управлении, как и в любом другом виде трудовой деятельности, имеет место разделение труда. Такое разделение проявляется в связи с различием объектов управления. Различие классов, видов объектов управления приводит к необходимости специализации управленцев в зависимости от сферы, отрасли экономики, типа управляемого объекта. Существует разделение и по видам управленческой деятельности, по управленческим специальностям, в связи с этим выделяются аналитики, плановики, бухгалтеры, менеджеры.

Разделение управленческого труда – это процесс выделения видов управленческого труда в самостоятельные сферы деятельности различных управленческих групп.

Существуют следующие виды разделения управленческого труда в организациях:

  1. Функциональное разделение труда представляет собой процесс выделения функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления.
  2. Иерархическое разделение труда представляет собой распределение работ по функциям, по уровням иерархии управления; закрепление их за определенными управленческими работниками и подразделениями и формирование на этой основе их полномочий.
  3. Технологическое разделение труда представляет собой дифференциацию процесса управления на операции по сбору, передаче, хранения и преобразования информации, выполняемых определенными категориями управленческих работников и технологических специализированных подразделений.
  4. Профессиональное разделение труда представляет собой – это дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой.
  5. Квалификационное разделение труда представляет собой распределение работ в соответствии с квалификацией, стажем работы и личными способностями управленческих работников.
  6. Должностное разделение труда представляет собой – это распределение управленческих работников в соответствии с их компетенцией.

Внутренние формы разделения труда:

  • горизонтальное – это разделение труда на компоненты, которые являются частью общей деятельности;
  • вертикальное – это выделение работы по координации действий от самих действий.

Направления управленческой деятельности в результате вертикального разделения труда:

  1. Общее руководство связано с разработкой и реализацией перспективных направлений деятельности организации.
  2. Техническое руководство.
  3. Экономическое руководство связано со стратегическим и тактическим планированием и направлено на обеспечение рентабельной деятельности предприятия.
  4. Операционное управление.
  5. Управление персоналом связано с разработкой концепции управления персоналом и стратегии кадровой политики, формированием системы управления персоналом, планированием кадровой политики, разработкой операционного плана работы с персоналом, проведением маркетинга персонала, определением кадрового потенциала и потребностей организации в персонале.

Заключение

Читайте также: