Особенности развития литературы и других видов искусства в конце 19 начале 20 века конспект кратко

Обновлено: 06.07.2024

Акмеизм – искусство совершенно точных и взвешенных слов, противостоящее символизму.

Декаданс – общее обозначение нереалистических направлений в искусстве.

Критический реализм XIX века – вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой

Модернизм – понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Народничество – система взглядов мелкобуржуазной, крестьянской демократии в России.

Толстовство – религиозно-этическое общественное течение в России конца XIX - начала XX веков. Возникло в 1880-х годах под влиянием религиозно-философского учения Льва Толстого.

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие.

Список литературы

Основная литература:

  1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.— 415 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия стоит на пороге значительных перемен. Неотвратимость изменений в политической жизни и напряжённость в обществе активизирует новый этап в искусстве. Современники и историки по-разному высказываются об этом времени.

Главным драйвером к значительным изменениям в жизни людей эпохи начала ХХ века становится стремительный технический прогресс.

Мир становится удобнее, но опаснее. Это рождает чувство нестабильности и беспокойства, которое отражает искусство. Художники нередко представляют объекты технического прогресса как диковинных мифических персонажей, наделяя их разумом и сверхспособностями. Вот строки Александра Блока:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек.

В огне, в пороховом дыму,

Какие огненные дали

Открылись взору твоему?

Достоверное воспроизведение действительности, особый интерес к социальной тематике, изучение связи между развитием личности и социальной средой, характерные для реалистических течений, присущи литературе конца ХIХ — начала ХХ веков.Яркие представители реализма: Максим Горький, Владимир Короленко, Леонид Андреев, Иван Бунин, Александр Куприн.

Однако в этот период появляется большое количество других литературных направлений: достаточно часто звучат декадентские мысли об обречённости человека и неминуемой гибели цивилизации. Константин Бальмонт пишет:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша…

Причинами проявления декаданса на рубеже веков литературоведы связывают всё с тем же стремительным развитием цивилизации, изменением условий человеческого существования. Открытия в различных отраслях науки и техники порождают ощущение отчуждённости человека в мире, утраты нравственных идеалов и веры в будущее.

Таким образом, рубеж XIX - XX веков для русской литературы становится периодом переосмысления, поиска новых форм. Он оставляет после себя яркие имена и произведения.Писателей этого периода объединяет отрицание обыденности. Воздух наполнен духом творческой и гражданской свободы.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Разбор типового тренировочного задания.

1. Единичный выбор.

  1. Главным способом рождения нового мирастановилась:

Правильный вариант ответа: революция.

2.Единичный выбор.

Кто автор данных строк?

Иль отравил твой мозг несчастный

Грядущих войн ужасный вид:

Ночной летун, во мгле ненастной

Земле несущий динамит?

Правильный ответ: А.Блок

Писатели рассчитывали на думающего читателя. Открытое звучание авторского голоса у Горького, Блока, Куприна, Андреева. Мотив ухода, разрыва с домом, средой, семьёй у знаньевцев.

Общая характеристика литературы начала века. (более подробно, для прочтения)

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв . литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше). Это привело к тому , что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.




В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

Представители литературных направлений:

Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты- индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение "Центрифуга ": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия.

Реалистические издательства:

Знание (выпуск общеобразовательной литературы – Куприн, Бунин, Андреев, Вересаев); сборники; соц. Проблематика

Шиповник (Спб) сборники и альмахи

Слово (Москва) сборники и альманахи

Писатели рассчитывали на думающего читателя. Открытое звучание авторского голоса у Горького, Блока, Куприна, Андреева. Мотив ухода, разрыва с домом, средой, семьёй у знаньевцев.

Общая характеристика литературы начала века. (более подробно, для прочтения)

Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв . литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" — воскликнул Ницше). Это привело к тому , что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом.

Представители литературных направлений:

Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

Мистики-богоискатели: Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

Декаденты- индивидуалисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

Акмеизм: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

Объединение "Центрифуга ": Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.

Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия.

Реалистические издательства:

Знание (выпуск общеобразовательной литературы – Куприн, Бунин, Андреев, Вересаев); сборники; соц. Проблематика

Шиповник (Спб) сборники и альмахи

Слово (Москва) сборники и альманахи

Дистанционное обучение ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЙ

Дистанционное обучение ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЙ

Дистанционное обучение ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЙ запись закреплена

Конспект по теме "Особенности развития литературы и других видов искусства в конце 19 - начале 20 века" /учебник Г.А.Обернихина ЛИТЕРАТУРА для СПО)

1. Назовите представителей театрального искусства, композиторов, балета, русского изобразительного искусства начала 20 века. ( пишем в тетради)

*** Про литературу рубежа веков я расскажу сама на паре.

Агата Уманец


Агата Уманец

Агата Уманец


Агата Уманец

Лера Семёнова

Лера Семёнова

Шодлик Жуманиязов

Шодлик Жуманиязов

Дарья Болгарина


Дарья Болгарина

Дарья Болгарина


Дарья Болгарина

Екатерина Стариченко

Екатерина Стариченко

Юрий Плисецкий

Юрий Плисецкий

Татьяна Владимирова

Ребята! Повторяться картины не должны. Вы же видите, что про картину уже написано - выберите другую.
Текст о картине можно писать в комментарии.@

Егор Ворнишел

Егор Ворнишел

Егор Ворнишел

Надежда Семенова


Надежда Семенова

Саня Папин


Саня Папин

Саня Папин


Саня Папин

Алёна Букштынова

Букштынова Алёна.
В.М. Васнецов "Богатыри".

Егор Ворнишел

Егор Ворнишел

Anastasia Ivanova

Anastasia Ivanova

Дарья Колосова


Дарья Колосова

Анастасия Зенько


Анастасия Зенько

"Весна. Большая вода": картина написана в 1897 году за 3 года до смерти художника. Левитану тогда было 37 лет. Это был период расцвета его творчества, всеобщего признания его таланта. В 1992 году Левитан покидает Москву, это был период выселения евреев из столицы. Левитан путешествует по российской глубинке, вдохновляется пейзажами русской природы.
Показать полностью.
Любимая художником весна на этой картине изображена в период своего самого сильного проявления. Перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек. Лодка, которая в это время служит единственным транспортным средством для связи с миром, не только обозначает незримое присутствие человека в пейзаже, но и придает композиции логическую завершенность, связывает природное пробуждение с возрастающей активностью крестьян.
Золотистые охристые тона, которые использует автор для передачи теплеющего весеннего солнца, смешиваются с голубыми оттенками воды и неба. Подобное сочетание красок любили еще древние русские иконописцы для придания своим работам особой парадности и для изображения горнего мира.
Автор избегает резких и ярких красок. Он старается передать русскую весну максимально точно, ничего не приукрашивая. Поэтому палитра картины необыкновенно скромна, но правдива и реалистична.

Русская литература конца XIX начала XX века развивалась под влиянием перемен в обществе. В этот период развивались реализм и модернизм.

Нестерова И.А. Направления русской литературы конца XIX начала XX века // Энциклопедия Нестеровых

Особенности литературы конца XIX начала XX века

Русская литература конца XIX начала XX века представляет собой самостоятельный уникальный пласт в истории литературы и искусства. Именно конце XIX – начале XX века русская литература стала эстетически многослойной.

Литература конца XIX начала XX dtrf

В конце XIX начале XX века русская литература, прежде обладавшая высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически многослойной. Реализм и модернизм существовали ранее, как единое целое размежевались и породили множество литературных явлений. Новые веяния и споры можно объяснить только тем, что различные литературные школы не могли найти точек соприкосновения и спорили в рамках реализма, создавая противоположные точки зрения на литературу и искусство. Ключевым предметом спора было место человека в искусстве.

Именно разная оценка человеческих возможностей и его предназначения требует совершенствования человека. Это привело к развитию реализма в литературе.

Конец XIX начало XX века ознаменован серьезными социально-экономическими, идеологическими потрясениями. Сильно отразились на литературе Первая Мировая война и Великая Октябрьская Революция. Ослабление царской власти в конце XIX века, быстрое развитие капиталистических отношений в Российской Империи спровоцировало сильные революционных настроения в стране.

Голодное крестьянство и мелкая буржуазия были неудовлетворенны вялой и безвольной политикой царя в начале XX века. Попытки реформ провалились. Кроме того, Россию втянули в ненужную для государства и народа Войну. Все эти трагичные события нашей истории нашли отражение в литературе начала XX столетия.

Модернизм, появившийся в это время, породил четыре перспективных направления: футуризм, символизм, имажинизм и акмеизм. Ярким представителем футуризма был Владимир Маяковский. Его знаменитое стихотворение "Облако в штанах" является эталонным стихотворением в жанре.

В этот период в литературе появились произведения, которые относились к декадансу. Знаковым автором в данном направлении является поэтесса Зинаида Гиппиус. Как и все европейские веянья, декаданс прошел через призму великой русской культуры и породил "русский декаданс". Долгенко А. Н. говорит о нем следующим образом: "Сложный и неоднозначный по природе, он был тесным сплетением философско-эстетических и литературно-художественных черт, которые далеко не всегда, даже условно, можно отделить друг от друга".

В то время, наряду с великим Л.Н. Толстым, творили революционно настроенные писатели. Особого внимания заслуживают поэты, прозаики и философы, которые писали летописи, составили рассказы и "эпизоды" из жизни переселенцев к летописи составили рассказы и "эпизоды" из жизни переселенцев. Литература 90-х гг. 19 столетия еще называют литературой о народном разорении. Именно тогда была написана "Летопись народного разорения", в которую вошли статьи, рассказы и очерки о голоде, написанные Буниным, Короленко, Лесковым, Потапенко, Л. Толстым, Чириковым, Эртелем [1].

В рассматриваемый период на первый план литературного процесса выдвигается поэзия. Её называют поэзией "серебряного века" и акмеизм. В начале двадцатого века развивается символизм. Лидером символистов начала века 20 считается поэт В.Я. Брюсов.

Максим Горький. Соцреализм

В 30-х годах XX столетия зародился социалистический реализм. Родоначальником стал Максим Горький. Его правдивый взгляд на действительность со всеми её изъянами – это летопись эпохи. Соцреализм стал культовым течением и в 1932 году был одобрен Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Социалистический реализм положил начало для многих течений в литературе и искусстве, дав толчок советскому кинематографу, неповторимой живописи и архитектуре.

Характеристика литературных направлений конца XIX начала XX вв.

На фоне изменений в политике и обществе конца XIX начала XX вв. в России сформировались и функционировали 3 ключевых направления в литературе:

  1. Реализм
  2. Позитивизм
  3. Модернизм

Модернизм и декаданс проникли в русскую литературу как протест против позитивизма и реализма, укоренившихся в литературе. И модернизм и декаданс пришли к нам из Европы. Декаданс был широко распространен во Франции.

Декадентство в литературе и искусстве – это ответ на упадок европейской культуры, кризис европейского общества, негативно затронувший духовные и психологические аспекты жизни.

Основным представителем декаданса является Зинаида Гиппиус. Её творчество очень спорно. Её мироощущения балансировала на грани сумасшествия. Она страдала от многих расстройств психики и пыталась все время начать жить полноценной жизнью, но это у неплохо получалось.

О, ночному часу не верьте!
Он исполнен злой красоты.
В этот час люди близки к смерти,
Только странно живы цветы.
Темны, теплы тихие стены,
И давно камин без огня.
И я жду от цветов измены, –
Ненавидят цветы меня.
Среди них мне жарко, тревожно,
Аромат их душен и смел,-
Но уйти от них невозможно,
Но нельзя избежать их стрел.

Позитивизм процветал в России XIX века. Будучи философским течением, он распространил свое влияние и на литературу того времени. Первым романом, написанным в русской литературе под влиянием позитивизма, стал роман Тургенева "Отцы и дети" году. В 80–90-х гг. его влияние ослабевает. Вместе с этим появляется все больше критиков позитивизма.

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук

В начале ХХ века позитивизм возрождается на волне социально-экономических потрясений. После революции он не сдает позиции.

Реализм представляет собой художественный метод образного отражения действительности в соответствии с объективной достоверностью [2].

В конце 19 столетия в русской литературе прочно обосновался реализм. Выдающееся место в его развитии отведено А. П. Чехову. Это благодаря тому, что он многопланово отразил жизнь русского общества в период реакции и накануне общедемократического подъема.

Сравним два появившихся в начала XX века произведения, которые можно смело назвать знаковыми. Это рассказ символиста Федора Сологуба "Маленький человек" и поэма представителя реализма М. Горького "Человек".

У Федора Сологуба мы видим классическое представление о маленьком человеке, который обычно унижен, обижен, но при этом сохраняет свое достоинство и человечность. У Максима Горького все несколько иначе. Для него "человек" является творцом своих проблем и успехов. Тут мы видим столкновение двух течений в литературе начала 20 столетия. Однако и у Ф. Сологуба и у М. Горького человеческие качества проявляются или независимо от социально-классовой принадлежности, или же во имя/вопреки окружению.

Поэма М. Горького "Человек" насыщена высокой патетикой и завершается апофеозом человеку-победителю. Максим Горький создает масштабный образ борца идущего вперед. Однако образ настолько многогранен, что читатель начинает задумывать о времени и пространстве в котором находится герой. Как представитель реализма, Максим Горький широко использует пунктуацию. Так, в конце поэмы у Горького много восклицательных знаков. Они служат для передачи веры автора в то, что человек способен распрямиться и вырасти в колоса. Стать человеком с большой буквы.

Горький модернизирует реализм в социалистический реализм. Именно социалистический реализм создал новые возможности для изображения всех сторон действительности.

Однако не только реализм правит балов в литературе конца XIX начала XX вв. Большим влиянием наделены модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм. Особенностью модернистов начала 20 столетия была в том, что они в силу особенностей своего таланта не могли вместить свое творчество в рамки одного какого либо течения.

Символизм являет собой направление в искусстве (в литературе, музыке и живописи), которое возникло во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. В символизме используют недосказанность, намеки, таинственность, загадочность [2].

Зарождение такого течения как символизм в литературе принято считать началом Серебряного века русской поэзии. Он ассоциируется с появлением статьи Дмитрия Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе" которая увидела свет в 1892 году. Течение "символизм" берет свое начало в Европе. Однако именно в России он достиг своего наивысшего расцвета.

В период с 1900 года по 1910 особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника. Важнейшим и очень авторитетным представителем символизма является Александр Блок.

Творческое развитие Блока основано происходило под воздействием символизма. Очень сильно на мировоззрение поэта повлиял философа и поэта Владимир Соловьева. Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л.Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира.

Все это нашло отражение в цикле стихов о Прекрасной Даме. Несмотря на мистическую составляющую этот цикл полностью автобиографичен.

Всё отлетают сны земные,
Всё ближе чуждые страны.
Страны холодные, немые,
И без любви, и без весны.
Там – далеко, открыв зеницы,
Виденья близких и родных
Проходят в новые темницы
И равнодушно смотрят в них.

Для творчества сторонников символизма характерна образность, мистическая составляющая и глубокий скрытый смысл каждого произведения.

Очень важен для литературы конца XIX начала XX вв. модернизм.

Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – середины двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм [2]

Модернизм как новое направление в искусстве зарождается на рубеже веков. Во Франции – Бодлер, Верлен, Рембо. В Скандинавии – Метерлинк. В Англии – Оскар Уйльд. Позже среди крупнейших писателей модернистов засияли имена Кафки и Фолкнера. Модернизм в русской литературе был представлен такими поэтами и прозаиками как Пастернак, Блок, Бунин, Ахматова. На базе модернизма в начале 20 столетия возникло такое течение как имажинизм.

Читайте также: