Особенности молодежной субкультуры конспект

Обновлено: 05.07.2024

Субкультура – это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами.

Молодежная субкультура – это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.

Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи­няется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями по­следнего.

Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, которые передают каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры).

По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.

Возникновение молодежных субкультур вызвано несколькими причинами .

В-третьих, в индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представ­лений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто осно­ванная на восприятии негативных явлений общества.

Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, в том числе и неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.




Имеются некоторые специфические черты,которые отличают субкультуру молодежи от господствующей в обществе культуры. Иными словами, молодежные субкультуры – это своеобразное социально-культурные образования.

Молодежная субкультура не имеет четко определенного социального статуса. Принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Однако в ней существуют остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений. Информация, проникающая от чужих культур, не вписывающаяся в основную культуру, оседает в молодежных субкультурах.

Молодежная среда часто формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Отсюда мораль вседозволенности может стать составным и органическим элементом контркультуры.

Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается.

Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.).

Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, зеленые).

Выделялись группы аполитичного, эс­капистского характера (хиппи, панки, люди системы).

В настоящее время можно выделить несколько негативных тен­денций в развитии молодежной субкультуры.

Культурная самореализация вне учреждений культуры. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.

Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предвари­тельно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.

Субкультура – это особая сфера господствующей культуры, которая отличается своей внутренней организацией, обычаями, нормами.

Молодежная субкультура – это культура молодого поколения, которую отличают особый язык, стиль жизни, черты поведения, групповые нормы, ценности, средства самовыражения.

Молодежная субкультура является феноменом, характерным для индустриальной и постиндустриальной стадии развития любого типа культуры. Она выполняет функции социализации молодых людей, решает проблемы конфликта поколений и подчи­няется единым законам развития. Будучи субкультурой, вплетенной в структурную ткань конкретного типа культуры, она обладает свойствами и особенностями по­следнего.

Однако, развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя благодаря действию механизмов преемственности, которые передают каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, СМИ, учреждения культуры).

По сферам интересов молодежные субкультуры также подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные и пр.

Возникновение молодежных субкультур вызвано несколькими причинами .

В-третьих, в индивидуально-психологическом плане для молодежи характерны не всегда осознанное желание освободиться от внешнего контроля, повышенная эмоциональность, возбудимость, идеализация некоторых жизненных представ­лений, максимализм, а также неустойчивость нравственных позиций, часто осно­ванная на восприятии негативных явлений общества.

Социализация происходит под воздействием разнообразных условий и обстоятельств, в том числе и неконтролируемых факторов, какими являются неформальная среда общения со сверстниками, взгляды и настроения, бытующие в обществе.

Имеются некоторые специфические черты,которые отличают субкультуру молодежи от господствующей в обществе культуры. Иными словами, молодежные субкультуры – это своеобразное социально-культурные образования.

Молодежная субкультура не имеет четко определенного социального статуса. Принятые в ней нормы и символы иные, чем предписаны обществом. Однако в ней существуют остатки прежних мифов, легенд, ростки новых явлений. Информация, проникающая от чужих культур, не вписывающаяся в основную культуру, оседает в молодежных субкультурах.

Молодежная среда часто формирует контркультурную ценностную ориентацию, высшим принципом которой является принцип удовольствия, наслаждения, выступающий побудительным мотивом и целью поведения. Отсюда мораль вседозволенности может стать составным и органическим элементом контркультуры.

Нынешнюю ситуацию в России можно определить как стадию между старой системой ценностей, которая дает существенные сбои, и новой, которая еще только рождается.

Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.).

Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, зеленые).

Выделялись группы аполитичного, эс­капистского характера (хиппи, панки, люди системы).

В настоящее время можно выделить несколько негативных тен­денций в развитии молодежной субкультуры.

Культурная самореализация вне учреждений культуры. Досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием в основном экранного искусства (кино и телевидения) — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

В этих видах искусства (как, впрочем, в содержании искусства вообще) наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации, что проявляется, прежде всего, в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности, что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию.

Отсутствие этнокультурной самоидентификации. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с культурными, политическими и социальными ценностями. Некоторые группы молодежи принимают в большей или меньшей степени новые ценности и нормы, другие же пытаются сохранить и укрепить традиционные ценности.

Принадлежность к молодежной культуре, будучи фазой развития, переходной стадией становления личности, утрачивающей свое значение по мере адаптации юноши (девушки) к миру взрослых, Молодежь сама по себе не производит никакой культуры, не усвоив предвари­тельно традиционной культуры. В ходе этого усвоения она может репродуцировать предлагаемые ей готовые формы, которые, в свою очередь, будут пополняться в соответствии с ее потребительскими способностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока ориентирована на использование различных источников информации., что способствует реализации технологии кртического мышления.

Муниципальное образовательное учреждение

Салмановская средняя общеобразовательная школа

по обществознанию в 10 классе

по теме: Молодёжные субкультуры.

Учитель: Ахмедзянова В.М.,

Учитель высшей категории

Урок обществознания в 10 классе.

Тема: Молодёжные субкультуры. ( по учебнику Боголюбова Л.Н.)

Проанализировать причины появления, сущность и особенности молодёжных субкультур.

Развивающие: развитие умений учебно-познавательной деятельности, а именно умение работать с различными источниками информации, умений обрабатывать полученную информацию, т.е. выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие познавательного интереса.

Воспитательные: содействовать формированию духовно-нравственных ценностей, активной жизненной позиции.

Оборудование: Медиа проектор, ноутбуки, документ – камера.

(использовать паузы между переходами, упражнение хлопок, отдать честь, палец вперёд)

Доброе утро. Меня зовут Венера Магазовна. Я учитель истории МОУ Салмановской СШ.

Глядя на вас я понимаю, что всё будет отлично. Надеюсь, моя интуиция меня не подведёт.

А вас не подведут ваши знания. Давайте проведём небольшую интеллектуальную разминку. С помощью ассоциативного ряда определим, о каком понятии идёт речь (слайды с вопросами ).

Вы настроились на рабочий лад, и, надеюсь, с лёгкостью освоите новую тему. Определить тему вам поможет видеоряд. (Слайды, представляющие различные направления молодёжных субкультур).

Я думаю, что вы поняли, о чем пойдёт речь? (предполагаемые ответы:

о молодёжи или о молодёжных группах, которые можно назвать молодёжными субкультурами).

На ваш взгляд, какие основные вопросы мы будем рассматривать сегодня на уроке.

3. Постановка цели. Мотивация к изучению темы.

- Раскрыть понятие молодёжные субкультуры.

- Выявить особенности молодёжной субкультуры.

- Проанализировать мотивы объединения в молодёжные группы.

Выводятся цели урока на слайд, акцентируется внимание на том, что эти цели они практически наметили в диалоге. ( я правильно ребята поняла, что вы имели в виду….)

На уроке вам понадобятся рабочие материалы, которые находятся на ваших столах. По ходу урока не забудьте заполнять соответствующие графы листа самооценки, и опорный конспект (показать лист самооценки).

7. Фронтальная работа.

- И так, что же такое молодёжная субкультура?

Отвечают, представляю схему.

Вы правы! И можно обобщённо это представить в виде кластера.

- В молодёжной субкультуре существует деление на формальные и неформальные группы – т.е. зависимые и независимые от официальных структур.

9. Попробуем разобраться, в чем состоят особенности молодёжных групп, выделить признаки молодёжной группы и мотивы объединения в группу. Я предлагаю Вам выполнить ряд заданий, используя различные источники информации.

Работа в парах.

1 Выделить общие черты, под влиянием которых формируется молодёжная субкультура (по учебнику с.214)

2 Мотивы объединения в группу

Проведите социологический опрос о мотивах объединения молодёжи в группы.

1.Раздайте листы опроса и предложите гостям выбрать из пяти вариантов один наиболее значимый.

2. На основе полученных результатов составьте график.

3. Озвучьте полученный результат.

Уважаемый респондент, выделите из пяти предложенных один наиболее значимый, на ваш взгляд, вариант.

1.Вызов обществу, протест.

2.Вызов семье, непонимание в семье.

3. Нежелание быть как все.

4. Возрастные увлечения.

5. Копирование западных структур, течений.

Спасибо за участие.

3. Выделить мотивы объединения в молодёжную группу, прослушав телеинтервью.

4. Сравнить тип самодеятельности, характеристику. Впишите группу самостоятельно.

Базируется на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей, основанных на культе лиц. Популярна в среде подростков и молодёжи с минимальным уровнем интеллектуального и культурного развития.

Базируется на выработке альтернативных системно противоречащих общепринятым моделей поведения, которые становятся самоцелью.

Направлена на решение конкретных социальных проблем.

Направлена на изменение политического строя и политической ситуации в соответствии с идеями конкретной группы

Работа в парах. 2-3 мин.

слайды

10.Итак какие вопросы мы обсудили. Проанализировали причины появления, сущность молодёжных субкультур и их особенности.

Не забудьте внести результаты теста в листы самооценки.

Поднимите руки у кого нет ошибок. Остальным есть над чем поработать. Домашнее задание найдете в сетевом городе.

У нас был очень короткий период общения. А мне бы хотелось как можно больше узнать о вас. Ответьте, пожалуйста, не задумываясь на мои вопросы.

1.Какую музыку вы любите?

3. Какую атрибутику вы выбрали бы для себя?

4. Какие игры вы предпочитаете?

5. Как вы проводите своё свободное время?

6. Какая одежда вам нравится?

А знаете, ребята, если бы это были ваши общие ответы, то у нас сейчас получилась бы молодёжная субкультура. Но это только внешние признаки, которые вас объединяют. А как ваша группа себя проявит – это зависит от тех ценностей, которые вас могут объединять.

Вы можете пойти или путём разрушения, или путем созидания. Всё зависит от вашего выбора. Всё зависит от вас.

10.Рефлексия.

А что ценно для вас? (Клубок – Для меня ценна моя семья. А для вас?)

Да у вас разные ценности, но они часть общей культуры. И нас объединяет достаточно много.У нас с вами общая Родина. У нас с вами общая история. У нас с вами одна великая Победа -9 мая. И я верю, что молодежь, объединённая такими ценностями, сделает правильный выбор.

Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Каждому из вас я приготовила конверты с пожеланиями и моими координатами.. И если у вас возникнет желание поделиться своими мыслями, всегда буду рада ответить вам.

Под культурой в общем виде понимаются ценности, убеждения и выразительные средства, которые характерны для определенной группы людей и используются для упорядочения опыта и формирования необходимого поведения членов этой группы.

Субкультура – это система норм и ценностей, которая выделяет определенную группу на фоне большинства обществ

Субкультура формируется с учетом ряда факторов, среди которых, как правило:

  • возраст,
  • этническое происхождение,
  • религия,
  • местожительство,
  • социальная группа.

Многие люди относятся с недоверием и неодобрение к субкультуре, особенно молодежной. Но, как правило, ценности субкультуры лишь незначительно отклоняются от принятой большинством национальной культуры и не являются полным отказом от нее.

Характеристика молодежной субкультуры

Молодежная субкультура – это культура лиц молодого возраста, объединенных общностью стиля жизни, норм, ценностей, моделей поведения в обществе и стереотипов

У подростков совсем не такое восприятие окружающего мира, как у умудренных опытом взрослых людей. Молодежь стремится стать уникальными личностями, не такими, как все, чем-то выделиться из серой массы, стать кем-то значимыми в глазах других.

Переходный период от детства к зрелости – крайне сложное время для подростка. Молодые люди сталкиваются с множеством трудностей, преодолеть которые они не способны в силу малого жизненного опыта. Но при этом просить взрослых о помощи подростки не станут из духа противоречия.

Поэтому они объединяются со сверстниками, которые имеют похожие проблемы и придерживаются схожих ценностей и идеалов. И такие объединения формируют молодежные субкультуры, в рамках которых возникает собственная культура.

Основные преимущества субкультуры для подростков:

  • позволяет удовлетворить потребность в общении, которое так необходимо молодому человеку в тот или иной период времени;
  • помогает выработать коммуникативные навыки, что повышает авторитет подростка в глазах сверстников;
  • оказывает психологическую помощь в виде поддержки со стороны членов субкультуры;
  • способствует адаптации к будущим трудностям взрослой жизни.

Казалось бы, в обществе созданы специальные общественные организации, которые должны помогать подросткам пережить адаптационный период и вступить во взрослую жизнь. Но молодежь далеко не всегда доверительно относится к подобным учреждениям.

Это объясняется тем, что общественные организации для молодежи, как правило, формируют группы детей одного возраста и, самое главное, основное внимание уделяют общественной, а не личной жизни подростков.

Характеристика молодежной субкультуры

Исследователи выделяют следующие основные признаки молодежной субкультуры:

  • уличный стиль – является основой любой молодежной субкультуры;
  • определенный стиль музыки – необязательный признак, но характерный для большей части молодежных субкультур;
  • сленг – молодежный жаргон, который понятен только избранным.

Подобные слова и выражения становятся сленговыми за счет того, что, во-первых, о них известно только ограниченному кругу людей, во-вторых, они добавляют в язык особый смысловой оттенок. Вдобавок такие лексические единицы зачастую отличаются нетрадиционным, не принятым литературной нормой написанием или словообразованием.


Образовательная: ознакомить обучающихся с молодежными неформальными объединениями и определить каковы плюсы и минусы принадлежности к какому-либо из молодёжных течений; научить выражать свое отношение к различным молодёжным группам, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения.

Развивающая: Развитие аналитического мышления, умения проводить обобщения и делать самостоятельные выводы, развитие коммуникативной компетенции (готовность работать в команде, вступать в диалог, представлять и отстаивать свою точку зрения).

Воспитательная: Воспитание толерантного отношения к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона в отношениях с людьми.

  1. Орг. момент;
  2. Объяснение нового материала:
  1. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся;
  2. Подведение итогов (самостоятельные выводы);
  3. Рефлексия.

К вашему вниманию, на экране представлена группа слов, имеющих отношение к теме нашего занятия. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?

Преподаватель: В советские времена, наши бабушки и дедушки, папы и мамы были вовлечены в официальные молодежные организации. Этого требовала идеология.

Преподаватель: практически все были октябрятами, пионерами и комсомольцами. Для нас была разработана определенная система ценностей, модель поведения, жизненный стиль.

  • Просмотр телепередач, видеофильмов, прослушивание радиопередач, аудиокассет
  • Общение с друзьями, со сверстниками на улице
  • Посещение баров, кафе, дискотек
  • Чтение книг, журналов
  • Спорт, здоровый образ жизни
  • Игры на компьютере

Обучающийся: оглашение результатов и анализ анкетирования в техникуме среди обучающихся. (Домрачев Дмитрий)

Преподаватель: У современной молодежи отдых и досуг – ведущая форма жизнедеятельности. Она вытеснила труд, как важнейшую потребность. От удовлетворенности досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Молодежная культура все больше становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные подростковые группы. Объединяясь, они образуют субкультуры.

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) – это часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы - носители этой культуры. Часть общей культуры, системы ценностей, обычаев, традиций, присущих большой социальной группе.

Основой субкультуры может быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Существуют субкультуры, которые носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

  • Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают.
  • Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера.
  • Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.
  • Музыкальные
  • Другие увлечения
  • Имиджевые
  • Политические и мировоззренческие
  • Хулиганские
  • Готы (субкультура) — поклонники готик-рока, готик-метала.
  • Джанглисты — поклонники джангла, драм энд бейса и его разновидностей.
  • Металлисты — поклонники хэви-мэтал и его разновидностей.
  • Панки — поклонники панк-рока.
  • Растаманы — поклонники регги, а также представители религиозного движения Растафари.
  • Риветхеды— поклонники музыки в стиле индастриал.
  • Рэйверы — поклонники рэйва, танцевальной музыки и дискотек.
  • Рэперы — поклонники рэпа и хип-хопа.
  • Традиционные скинхеды — любители ска и регги.
  • Эмо — поклонники эмо и пост-хардкора.
  • Отаку — поклонники аниме
  • Ролевики — поклонники ролевых игр
  • Байкеры — любители мотоциклов
  • Фурри — поклонники антропоморфных существ.
  • Кибер-готы
  • Моды
  • Стиляги
  • Фрики
  • Гламур

Хулиганские - субкультуры хулиганов. Их выделение часто оспаривается, и далеко не все, причисляемые к ним, сами относят себя к этим субкультурам:

  • Гопники
  • Ультрас — высокоорганизованные, очень активные члены фан-клубов.

4 группы обучающихся исследуют определённую молодёжную субкультуру и выполняют её анализ. (металисты, панки, графити, готы) по предложенным критериям.

Преподаватель: мы познакомились лишь с некоторыми группами. Конечно, неформальных молодежных объединений существует намного больше, и охватить все в рамках одного занятия просто невозможно.

Мы постарались исследовать субкультуры, представители которых чаще всего встречаются нам на улицах наших городов, в телепрограммах или в средствах массовой информации.

Подводя итоги вашего исследования, давайте выясним: каковы общие плюсы и минусы принадлежности к данным молодёжным течениям.

Негативными сторонами субкультур являются: внешний вид, от которого шарахаются прохожие; использование татуировок, проколов, порезов; отсутствие желания трудиться; многочасовые тусовки; вредные привычки, нарушения закона.

При незначительных отличиях все субкультуры имеют общие позитивные стороны: стремление к самовыражению; желание быть независимым от мнения других, обратить на себя внимание, быть непохожим, самоутвердиться в среде сверстников. Эти субкультуры имеют право быть, если не преступают закон.

Ребята предлагают решение проблем: как себя проявить, как окружающим взрослым (педагогам, мастерам, администрации) понять и помочь 11 гр.

Преподаватель: большинство ученых сходятся на том, что возрастные границы молодости находятся между 14-40 годами. Почему в современном мире процесс взросления стал занимать более продолжительное время, чем в XIX веке?

Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу – почти половину населения. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться с молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения… Молодежная субкультура существует, она образует в первую очередь феномен нашего времени.

… В 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности. Помимо этого, вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, идеалы и ценности.

  • Семья и близкие и родные люди.
  • Дружба
  • Материальное благополучие
  • Любовь
  • Работа
  • Душевное спокойствие
  • Благополучие нашей страны и решение наиболее важных вопросов.

Подводя итоги нашего занятия, я хотела бы прочитать вам стихотворение современного автора Марка Львовского.

Читайте также: