Конспект занятия гласные первого ряда

Обновлено: 08.07.2024

Оборудование:
1. Конверт с письмом;
2. Сундук с конвертами;
3. 4 конверта с заданиями;
–1-ый конверт: письмо, большие звуковые символы с ручками (А, У, И), картинки с изображением детей в лесу, плачущего малыша, ослика;
–2-ой конверт: письмо;
–3-ий конверт: 12 картинок, звуковые символы А, У, И, О;
–4-ый конверт: письмо;
4. Символы звуков А, О, И, У, Э, Ы для замка;
5. Колокольчик;
6. Алгоритм характеристики звуков;
7. Солнце, цветок, трава:
8. Цветные прищепки;
9. Медальки детям и гостям;
10. Магнитофон, диск.

План занятия:

Ход занятия:

3. Физкультминутка (фонетическая ритмика).
Логопед: – Споем песенки про те звуки, которые уже нашли:
Встаем, задвигаем стулья. Встаем на зеленую полосу.

Встали ровно, руки вытянули вперед, приготовились: А-А-А /разводим руки в стороны, громко поем/. Сводим руки /тихо поем а-а-а/ Повтор 2 раза.

Логопед: – Споём песенку Паровозика:
Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произносим звук У и выпрямляем руки вперед и вниз.


Логопед: – Молодцы! Теперь уж точно волшебница отдаст нам еще один гласный звук. В этом нам поможет колокольчик.
–Нашли, молодцы! Какой это звук?
Ребенок: Гласный звук И
Логопед: –Ира, подойди к замку и верни звук в замок. Расскажи об этом звуке. /по алгоритму/
–Молодец! Садись!

Аналогично со словами: – Ирис, иглы, ива.
– Утка, ухо, удочка.
– Облако, осы, овощи.

Руки опущены. Произнося гласный э-э-э, дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

Логопед: – Умнички, вы выполнили все задания злой волшебницы и теперь она должна нам отдать последние звуки, давайте найдем их! Колокольчик молчит, не подсказывает нам. А может волшебница отдала гласные звуки нашим гостям? Посмотрите внимательно.
Логопед: – Нашли! Марина, какой гласный звук ты нашла? Верни его в замок. Расскажи о нем. /по алгоритму/
–Молодец! Садись!
Логопед: – Ира, какой ты звук нашла, верни его в замок, расскажи о нем.
–Молодец! Садись!

Логопед: – Посмотрите, мы вернули всех жителей в замок.
–Какие гласные звуки живут на первом этаже?
–Какой звук живет под гласным звуком А?
–Какой звук живет над звуком Ы?
–Какой по цвету замок, в котором живут гласные звуки?
Ребенок: Красный
Логопед: – Почему?
Ребенок: В нем живут гласные звуки.
Логопед: Гласный звук всегда красный. Повторим вместе.

6. Пальчиковая гимнастика. Игра с прищепками.
Логопед: – Мы вернули все гласные звуки домой, но они все равно грустные, мы можем поднять им настроение с помощью солнышка, травки и цветка. Но чего им не хватает?
Дети: Солнцу – лучиков, цветку – лепестков, траве – травинок.
Логопед: – Сделаем это с помощью цветных прищепок. /крепим к замку/

7. Итог занятия /музыка!/
–Посмотрите как красиво, солнечно, радостно стало в Стране гласных звуков.
Наша путешествие окончено, но Король хочет отблагодарить вас за помощь и дарит всем медальки с гласными звуками, чтобы вы не забывали про них и наслаждались их пением.
– Ребята, подарите медальки и нашим гостям в память о нашем путешествии.
/логопед одевает медальки детям, а дети раздают гостям/.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект логопедического занятия

во 2 классе (группа ФФНР)

Мунтян Елена Михайловна

Цель: формирование представлений о гласных 1 ряда, совершенствование навыков словообразования и словоизменения, обогащать словарный запас.

Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, расширение и уточнение словарного запаса, развитие мелкой моторики, слухового восприятия, концентрации внимания, памяти.

Коррекционно-воспитательные: воспитание уважения друг к другу.

Здоровьесберегающие: укрепление здоровья детей с помощью артикуляционной и дыхательной гимнастики, развитие общей и мелкой моторики.

Планируемый результат обучения и формирования УУД:

Метапредметные (МПР):

Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; отвечать на вопросы; включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.

Коммуникативные:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе, сотрудничать со взрослым и сверстниками.

Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности.

Развитие умения формировать высказывание, коммуникативной функции речи.

Оборудование: ручки, тетради, компьютер, презентация занятия, индивидуальные зеркала, веер цифр.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Давайте настроимся на работу. Для этого поздороваются пальчики, поздороваются ладошки, поздороваются запястья. (Выполняем ритуал приветствия).

II . Развитие артикуляционной моторики с использованием биоэнергопластики.

- Подготовим язычок к работе. Выполним артикуляционную гимнастику для язычка.

Слайд 2

III . Активизация мыслительных процессов по теме.

Активизация познавательной деятельности

- Какие звуки речи вы знаете? Чем отличаются гласные от согласных?

- Сколько гласных звуков в речи? Назовите.

Слайд 3

- Сколько гласных букв в русском языке? Назовите.

- Почему гласные буквы занимают два ряда? Как они влияют на впереди стоящие согласные?

Слайд 4

- Посмотрите на экран и скажите, какие буквы вы видите? Какая буква в какой спряталась? (Дети называют буквы: В, А, О, Р, Н, У, Ы, Ц, Э, Ж)

- Назовите гласные буквы?

- Это гласные буквы какого ряда?

V . Изучение нового материала.

Развитие фонематических представлений и фонематического слуха.

- Придумайте по три слова на гласные буквы а, о, у, ы, э. (Дети называют слова, которые начинаются на гласные 1 ряда).

- А сейчас посмотрим. Какие вы внимательные. Я называю слова, а вы хлопают в ладоши, если будут писать гласную 1 ряда, а если гласную 2 ряда – поднимают руку.

Слова: дым, туман, лес, лужа, лист, дождь, гриб, лось.

- Как вы думаете, гласные буквы влияют на значение слов?

Слайд 5

-Давайте посмотрим, как превращается одно слово в другое, если мы заменим одну гласную на другую гласную. (Ученики заменяют гласный звук, образуя новые слова: лак – лук, сок – сук, дом – дым).

Грамматическая арифметика.

Слайд 6, 7

- А теперь предлагаю вам решить грамматические примеры.

- Как изменятся слова, если мы добавим к словам гласные 1 ряда. Объясните значение полученных слов.

враг+о = овраг

дар + у = удар

точка + у = уточка

кран + э = экран

- Придумайте предложения с данными словами.

Развитие зрительного гнозиса.

Слайд 8

На экране буквы. Найти среди букв в каждом ряду спрятанные слова и составить с данными словами предложение.

Слайд 9

- Какие чувства вызывает у вас эта картинка?

Развитие навыка словоизменения.

Слайд 10

- После какого времени года наступает осень? Назовите осенние месяцы.

- Назовите признаки осени.

- Какой еще может быть осень? (Ответы детей)

Работа над безударными гласными в слове.

Слайд 11

На экране слова с пропущенными буквами.

- Вставьте пропущенные буквы: з…лотая, кр…сивая, х…лодная, д…ждливая, ур…жайная.

- На какое правило данные слова? Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Ответы детей)

- Почему нельзя подобрать проверочное слово к слову «урожайная? ( Ответ детей).

- Гласные буквы какого ряда вставили?

Развитие слухового внимания.

- Какие осенние звуки вы слышите, когда идете в школу или гуляете?

- Послушайте, как звучит осень.

Слайд 12

Аудиозвуки (звуки осени: шум ветра, шум дождя, шелест листьев под ногами, крик улетающих журавлей)) с картинками.

Развитие навыка словообразования.

Подбор и согласование слов в словосочетаниях.

Слайд 13

Картинки на экране: небо, дождь, листья, погода

- Какое небо осенью? (Небо (какое?) хмурое, серое, свинцовое)

- Какие листья? (Листья (какие?) желтые, опавшие, разноцветные)

- Какой дождь? (Дождь (какой?) моросящий, холодный, мелкий)

- Какая погода? (Погода (какая?) ясная, прохладная, солнечная.

- Какой бывает осень?

Дыхательная гимнастика.

Слайд 14

- Чем пахнет осень?

Изображения: мокрые листья, дождь и лужи, туман, дым костра.

- Давайте понюхаем осень.

- Вдох носом, выдох носом.

- Вдох носом, выдох ртом.

- Вдох носом, задержка дыхания, медленный выдох.

- Запах осени – это не один запах, а сочетание разных запахов, характерных для этого времени года.

V .Закрепление материала.

Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Слайд 15

- Перед вами картинки.

- Назовите картинки по звукам. Определите гласные буквы и их место в слове.

Дети поднимают цифры (место) гласных букв и называют гласные буквы, которые будут писать.

Работа над пониманием и употреблением антонимов в предложениях. Обогащение словарного запаса.

Слайд 16

- Перед вами текст. Прочитайте.

- О каком времени года говориться в тексте?

- Нам необходимо изменить текст так, чтобы речь шла об осени. Что мы должны сделать?

Слайд 17

- Прочитайте текст, заменив выделенные слова на противоположные по смыслу.

Дети читают текст, заменяя выделенные слова на антонимы.

Развитие мелкой моторики.

Слайд 18

- Перед тем, как записать текст подготовим наши пальчики.

Дети выполняют пальчиковую гимнастики.

Разбросала осень листья (Волнообразные движения ладонями).

Разукрасила их кистью (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз).

В букеты листья соберем. (Скрещивают ладони с растопыривают пальцы).

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки, (Поочередно загибают пальцы на обеих руках.)

Тополиный рыжий лист

На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладоши).

Работа в тетради

Слайд 19

- Запишите получившийся текст. Подчеркните гласные 1 ряда красным карандашом одной чертой.

Слайд 20

- Покажите свои работы. Проверим.

VI . Рефлексия

Слайд 21

- Нарисуйте на полях тетради ваш успех. Если вам было трудно, то красный кружок, если у вас остались вопросы – желтый кружок и, если вы справились и вопросов нет, то зеленый кружок.

Разработала логопед

Павловская Наталья Алексеевна

Кустанайский район, Затобольская средняя школа № 1

Цели:

  • Учить детей слышать и выделять гласные 1-го ряда, правильно их артикулировать и узнавать по артикуляции гласные звуки.
  • Находить ударный гласный в слове.
  • Сформировать представления о роли гласных 1-го ряда в словах – слогообразующие, не изменяющие звучание согласных.

Ход урока.

Назови гласный звук. (игра)

Лягушка (кулачки) хочет (ребро ладони) в пруд (ладонь)

Лягушке (кулачки) скучно (ребро ладони) тут (ладонь)

«Э-э-э –Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо

ы-ы-ы – тыквы, бусы и усы

Эдик хочет стать поэтом

Игра: выпиши гласные (работа по карточке)

р,у,ы,с,а,ш,к,э,п,л,н,о,

у, ы, а, э, о – это гласные 1-го ряда

5. Работа со слогом (работа по карточке)

Мо, ум, ус, ра, сы, фа, от, ши, ок, ща, ча, са

Ку, ло, сы, ко, мы, су, мо

  1. Работа со словами (работа по карточкам):
  • кто не лает не кусает, а в дом не пускает (мок, за)
  • бегут по дорожке доски да ножки (жи, лы)
  • сложишь – клин, развернешь – блин (н, т, о, з)
  • два братца через дорогу живут, а никогда не видятся (за, гла)
  • пять братьев годами равны, ростом разные (Паль, цы)
  • с хозяином дружат, а на чужих лает, в дом не пускает (ба, ка, со,)
  1. Смыслоразличительная роль ударения:

Я плачу я плачу

Устно придумать предложение

А вот и весна. Снег потемнел и растаял. Бегут ручейки. Набухли почки. Светит солнце.

(распространить предложения, подчеркнуть гласные 1-го ряда, поставить ударение)

А вот и наступила весна. Снег потемнел, стал рыхлый и растаял. Бегут звонкие ручейки. На деревьях набухли почки. Светит яркое солнце.

Индивидуальная карточка-задание

1. Выпиши гласные из ряда букв

мор, ум, ус, ра, сы, фа,от, ши, ок, ща, ча, са.

Ку ло сы ко мы су мо

4. Отгадайте слова - загадки:

  • кто не лает не кусает, а в дом не пускает (мок, за)
  • бегут по дорожке доски да ножки (жи,лы)
  • сложишь – клин, развернешь – блин (н,т,о,з)
  • два братца через дорогу живут, а никогда не видятся (за, гла)
  • пять братьев годами равны, ростом равные (паль, цы)
  • с хозяином дружат, а на чужих лает, в дом не пускает (ба, ка, со,)

5. Составь рассказ о весне, дополнив предложения нужными по смыслу словами, запиши рассказ в тетрадь.

Подчеркни гласные 1-го ряда, поставь ударение в словах.

А вот и весна. Снег потемнел и растаял. Бегут ручейки. Набухли почки. Светит солнце.

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

• Закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;

• Формирование понятия различия букв "а" и "я";

• Закрепление и уточнение словаря;

• Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);

• Развитие пространственных представлений;

• Развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;

• Закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";

• Закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;

• Закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);

• Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• Воспитывать культуру устной и письменной речи;

• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Ход занятия

I. Организационный этап

РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

• Какое сегодня число?

• Какой день недели?

• Какое время года?

• Какой сейчас урок?

• Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)

• Сколько букв в русском алфавите? (33)

• Буквы мы (пишем)

• Звуки мы (произносим)

• Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ, е, ё, ю, я)

• Сколько гласных букв? (10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.

• Сколько гласных звуков? (6) А,О,У,Э,Ы,И.

II. Основной этап

Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)

Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.

Беседа по прочитанному тексту:

- Кто поставил хвастунишку на место?

- Почему согласные и без него стали мягкими?

- Какая тема урока?

Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.

А теперь я буду произносить слова. А ты будешь определять первый звук в слове: Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.

- Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число

На столе дидактическая карточка разными по величине буквами:

Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,

ЗАДАНИЕ: отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО

Запись в тетрадях

Лена Лёша Лида Люда Оля

-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)

-Какое слово лишнее? Почему?

Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.

Проверка: -Почему согл. Л мягкий? (буква е)

-Какую функцию выполняет буква Е? (Обозначает мягкость согласного и превращается в звук Э)

Аналогично характеризуются остальные буквы

Вывод: выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.

III. Итоговый этап

– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?

– Что у них общего? (Гласные)

Читайте также: