Конспект занятия гласные первого ряда
Обновлено: 08.07.2024
Оборудование:
1. Конверт с письмом;
2. Сундук с конвертами;
3. 4 конверта с заданиями;
–1-ый конверт: письмо, большие звуковые символы с ручками (А, У, И), картинки с изображением детей в лесу, плачущего малыша, ослика;
–2-ой конверт: письмо;
–3-ий конверт: 12 картинок, звуковые символы А, У, И, О;
–4-ый конверт: письмо;
4. Символы звуков А, О, И, У, Э, Ы для замка;
5. Колокольчик;
6. Алгоритм характеристики звуков;
7. Солнце, цветок, трава:
8. Цветные прищепки;
9. Медальки детям и гостям;
10. Магнитофон, диск.
План занятия:
Ход занятия:
3. Физкультминутка (фонетическая ритмика).
Логопед: – Споем песенки про те звуки, которые уже нашли:
Встаем, задвигаем стулья. Встаем на зеленую полосу.
Встали ровно, руки вытянули вперед, приготовились: А-А-А /разводим руки в стороны, громко поем/. Сводим руки /тихо поем а-а-а/ Повтор 2 раза.
Логопед: – Споём песенку Паровозика:
Руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произносим звук У и выпрямляем руки вперед и вниз.
Логопед: – Молодцы! Теперь уж точно волшебница отдаст нам еще один гласный звук. В этом нам поможет колокольчик.
–Нашли, молодцы! Какой это звук?
Ребенок: Гласный звук И
Логопед: –Ира, подойди к замку и верни звук в замок. Расскажи об этом звуке. /по алгоритму/
–Молодец! Садись!
Аналогично со словами: – Ирис, иглы, ива.
– Утка, ухо, удочка.
– Облако, осы, овощи.
Руки опущены. Произнося гласный э-э-э, дети плавно сгибают руки в локтях, поднимая кисти до уровня плеч, локти опущены, одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.
Логопед: – Умнички, вы выполнили все задания злой волшебницы и теперь она должна нам отдать последние звуки, давайте найдем их! Колокольчик молчит, не подсказывает нам. А может волшебница отдала гласные звуки нашим гостям? Посмотрите внимательно.
Логопед: – Нашли! Марина, какой гласный звук ты нашла? Верни его в замок. Расскажи о нем. /по алгоритму/
–Молодец! Садись!
Логопед: – Ира, какой ты звук нашла, верни его в замок, расскажи о нем.
–Молодец! Садись!
Логопед: – Посмотрите, мы вернули всех жителей в замок.
–Какие гласные звуки живут на первом этаже?
–Какой звук живет под гласным звуком А?
–Какой звук живет над звуком Ы?
–Какой по цвету замок, в котором живут гласные звуки?
Ребенок: Красный
Логопед: – Почему?
Ребенок: В нем живут гласные звуки.
Логопед: Гласный звук всегда красный. Повторим вместе.
6. Пальчиковая гимнастика. Игра с прищепками.
Логопед: – Мы вернули все гласные звуки домой, но они все равно грустные, мы можем поднять им настроение с помощью солнышка, травки и цветка. Но чего им не хватает?
Дети: Солнцу – лучиков, цветку – лепестков, траве – травинок.
Логопед: – Сделаем это с помощью цветных прищепок. /крепим к замку/
7. Итог занятия /музыка!/
–Посмотрите как красиво, солнечно, радостно стало в Стране гласных звуков.
Наша путешествие окончено, но Король хочет отблагодарить вас за помощь и дарит всем медальки с гласными звуками, чтобы вы не забывали про них и наслаждались их пением.
– Ребята, подарите медальки и нашим гостям в память о нашем путешествии.
/логопед одевает медальки детям, а дети раздают гостям/.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект логопедического занятия
во 2 классе (группа ФФНР)
Мунтян Елена Михайловна
Цель: формирование представлений о гласных 1 ряда, совершенствование навыков словообразования и словоизменения, обогащать словарный запас.
Коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, расширение и уточнение словарного запаса, развитие мелкой моторики, слухового восприятия, концентрации внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательные: воспитание уважения друг к другу.
Здоровьесберегающие: укрепление здоровья детей с помощью артикуляционной и дыхательной гимнастики, развитие общей и мелкой моторики.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
Метапредметные (МПР):
Умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; отвечать на вопросы; включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе, умения выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов.
Коммуникативные:
Умение вступать в контакт и работать в коллективе, сотрудничать со взрослым и сверстниками.
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности.
Развитие умения формировать высказывание, коммуникативной функции речи.
Оборудование: ручки, тетради, компьютер, презентация занятия, индивидуальные зеркала, веер цифр.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Давайте настроимся на работу. Для этого поздороваются пальчики, поздороваются ладошки, поздороваются запястья. (Выполняем ритуал приветствия).
II . Развитие артикуляционной моторики с использованием биоэнергопластики.
- Подготовим язычок к работе. Выполним артикуляционную гимнастику для язычка.
Слайд 2
III . Активизация мыслительных процессов по теме.
Активизация познавательной деятельности
- Какие звуки речи вы знаете? Чем отличаются гласные от согласных?
- Сколько гласных звуков в речи? Назовите.
Слайд 3
- Сколько гласных букв в русском языке? Назовите.
- Почему гласные буквы занимают два ряда? Как они влияют на впереди стоящие согласные?
Слайд 4
- Посмотрите на экран и скажите, какие буквы вы видите? Какая буква в какой спряталась? (Дети называют буквы: В, А, О, Р, Н, У, Ы, Ц, Э, Ж)
- Назовите гласные буквы?
- Это гласные буквы какого ряда?
V . Изучение нового материала.
Развитие фонематических представлений и фонематического слуха.
- Придумайте по три слова на гласные буквы а, о, у, ы, э. (Дети называют слова, которые начинаются на гласные 1 ряда).
- А сейчас посмотрим. Какие вы внимательные. Я называю слова, а вы хлопают в ладоши, если будут писать гласную 1 ряда, а если гласную 2 ряда – поднимают руку.
Слова: дым, туман, лес, лужа, лист, дождь, гриб, лось.
- Как вы думаете, гласные буквы влияют на значение слов?
Слайд 5
-Давайте посмотрим, как превращается одно слово в другое, если мы заменим одну гласную на другую гласную. (Ученики заменяют гласный звук, образуя новые слова: лак – лук, сок – сук, дом – дым).
Грамматическая арифметика.
Слайд 6, 7
- А теперь предлагаю вам решить грамматические примеры.
- Как изменятся слова, если мы добавим к словам гласные 1 ряда. Объясните значение полученных слов.
враг+о = овраг
дар + у = удар
точка + у = уточка
кран + э = экран
- Придумайте предложения с данными словами.
Развитие зрительного гнозиса.
Слайд 8
На экране буквы. Найти среди букв в каждом ряду спрятанные слова и составить с данными словами предложение.
Слайд 9
- Какие чувства вызывает у вас эта картинка?
Развитие навыка словоизменения.
Слайд 10
- После какого времени года наступает осень? Назовите осенние месяцы.
- Назовите признаки осени.
- Какой еще может быть осень? (Ответы детей)
Работа над безударными гласными в слове.
Слайд 11
На экране слова с пропущенными буквами.
- Вставьте пропущенные буквы: з…лотая, кр…сивая, х…лодная, д…ждливая, ур…жайная.
- На какое правило данные слова? Что мы должны сделать, чтобы правильно написать эти слова? (Ответы детей)
- Почему нельзя подобрать проверочное слово к слову «урожайная? ( Ответ детей).
- Гласные буквы какого ряда вставили?
Развитие слухового внимания.
- Какие осенние звуки вы слышите, когда идете в школу или гуляете?
- Послушайте, как звучит осень.
Слайд 12
Аудиозвуки (звуки осени: шум ветра, шум дождя, шелест листьев под ногами, крик улетающих журавлей)) с картинками.
Развитие навыка словообразования.
Подбор и согласование слов в словосочетаниях.
Слайд 13
Картинки на экране: небо, дождь, листья, погода
- Какое небо осенью? (Небо (какое?) хмурое, серое, свинцовое)
- Какие листья? (Листья (какие?) желтые, опавшие, разноцветные)
- Какой дождь? (Дождь (какой?) моросящий, холодный, мелкий)
- Какая погода? (Погода (какая?) ясная, прохладная, солнечная.
- Какой бывает осень?
Дыхательная гимнастика.
Слайд 14
- Чем пахнет осень?
Изображения: мокрые листья, дождь и лужи, туман, дым костра.
- Давайте понюхаем осень.
- Вдох носом, выдох носом.
- Вдох носом, выдох ртом.
- Вдох носом, задержка дыхания, медленный выдох.
- Запах осени – это не один запах, а сочетание разных запахов, характерных для этого времени года.
V .Закрепление материала.
Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Слайд 15
- Перед вами картинки.
- Назовите картинки по звукам. Определите гласные буквы и их место в слове.
Дети поднимают цифры (место) гласных букв и называют гласные буквы, которые будут писать.
Работа над пониманием и употреблением антонимов в предложениях. Обогащение словарного запаса.
Слайд 16
- Перед вами текст. Прочитайте.
- О каком времени года говориться в тексте?
- Нам необходимо изменить текст так, чтобы речь шла об осени. Что мы должны сделать?
Слайд 17
- Прочитайте текст, заменив выделенные слова на противоположные по смыслу.
Дети читают текст, заменяя выделенные слова на антонимы.
Развитие мелкой моторики.
Слайд 18
- Перед тем, как записать текст подготовим наши пальчики.
Дети выполняют пальчиковую гимнастики.
Разбросала осень листья (Волнообразные движения ладонями).
Разукрасила их кистью (Плавные взмахи ладонями вверх-вниз).
В букеты листья соберем. (Скрещивают ладони с растопыривают пальцы).
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки, (Поочередно загибают пальцы на обеих руках.)
Тополиный рыжий лист
На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладоши).
Работа в тетради
Слайд 19
- Запишите получившийся текст. Подчеркните гласные 1 ряда красным карандашом одной чертой.
Слайд 20
- Покажите свои работы. Проверим.
VI . Рефлексия
Слайд 21
- Нарисуйте на полях тетради ваш успех. Если вам было трудно, то красный кружок, если у вас остались вопросы – желтый кружок и, если вы справились и вопросов нет, то зеленый кружок.
Разработала логопед
Павловская Наталья Алексеевна
Кустанайский район, Затобольская средняя школа № 1
Цели:
- Учить детей слышать и выделять гласные 1-го ряда, правильно их артикулировать и узнавать по артикуляции гласные звуки.
- Находить ударный гласный в слове.
- Сформировать представления о роли гласных 1-го ряда в словах – слогообразующие, не изменяющие звучание согласных.
Ход урока.
Назови гласный звук. (игра)
Лягушка (кулачки) хочет (ребро ладони) в пруд (ладонь)
Лягушке (кулачки) скучно (ребро ладони) тут (ладонь)
«Э-э-э –Эмма, Эдик шли в кино покупали эскимо
ы-ы-ы – тыквы, бусы и усы
Эдик хочет стать поэтом
Игра: выпиши гласные (работа по карточке)
р,у,ы,с,а,ш,к,э,п,л,н,о,
у, ы, а, э, о – это гласные 1-го ряда
5. Работа со слогом (работа по карточке)
Мо, ум, ус, ра, сы, фа, от, ши, ок, ща, ча, са
Ку, ло, сы, ко, мы, су, мо
- Работа со словами (работа по карточкам):
- кто не лает не кусает, а в дом не пускает (мок, за)
- бегут по дорожке доски да ножки (жи, лы)
- сложишь – клин, развернешь – блин (н, т, о, з)
- два братца через дорогу живут, а никогда не видятся (за, гла)
- пять братьев годами равны, ростом разные (Паль, цы)
- с хозяином дружат, а на чужих лает, в дом не пускает (ба, ка, со,)
- Смыслоразличительная роль ударения:
Я плачу я плачу
Устно придумать предложение
А вот и весна. Снег потемнел и растаял. Бегут ручейки. Набухли почки. Светит солнце.
(распространить предложения, подчеркнуть гласные 1-го ряда, поставить ударение)
А вот и наступила весна. Снег потемнел, стал рыхлый и растаял. Бегут звонкие ручейки. На деревьях набухли почки. Светит яркое солнце.
Индивидуальная карточка-задание
1. Выпиши гласные из ряда букв
мор, ум, ус, ра, сы, фа,от, ши, ок, ща, ча, са.
Ку ло сы ко мы су мо
4. Отгадайте слова - загадки:
- кто не лает не кусает, а в дом не пускает (мок, за)
- бегут по дорожке доски да ножки (жи,лы)
- сложишь – клин, развернешь – блин (н,т,о,з)
- два братца через дорогу живут, а никогда не видятся (за, гла)
- пять братьев годами равны, ростом равные (паль, цы)
- с хозяином дружат, а на чужих лает, в дом не пускает (ба, ка, со,)
5. Составь рассказ о весне, дополнив предложения нужными по смыслу словами, запиши рассказ в тетрадь.
Подчеркни гласные 1-го ряда, поставь ударение в словах.
А вот и весна. Снег потемнел и растаял. Бегут ручейки. Набухли почки. Светит солнце.
Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.
• Закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;
• Формирование понятия различия букв "а" и "я";
• Закрепление и уточнение словаря;
• Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);
• Развитие пространственных представлений;
• Развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;
• Закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";
• Закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;
• Закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);
• Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
• Воспитывать культуру устной и письменной речи;
• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Ход занятия
I. Организационный этап
РАЗМИНКА ДЛЯ УМА
• Какое сегодня число?
• Какой день недели?
• Какое время года?
• Какой сейчас урок?
• Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)
• Сколько букв в русском алфавите? (33)
• Буквы мы (пишем)
• Звуки мы (произносим)
• Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ, е, ё, ю, я)
• Сколько гласных букв? (10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.
• Сколько гласных звуков? (6) А,О,У,Э,Ы,И.
II. Основной этап
Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)
Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.
Беседа по прочитанному тексту:
- Кто поставил хвастунишку на место?
- Почему согласные и без него стали мягкими?
- Какая тема урока?
Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.
Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.
А теперь я буду произносить слова. А ты будешь определять первый звук в слове: Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.
- Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число
На столе дидактическая карточка разными по величине буквами:
Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,
ЗАДАНИЕ: отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки согреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО
Запись в тетрадях
Лена Лёша Лида Люда Оля
-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)
-Какое слово лишнее? Почему?
Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.
Проверка: -Почему согл. Л мягкий? (буква е)
-Какую функцию выполняет буква Е? (Обозначает мягкость согласного и превращается в звук Э)
Аналогично характеризуются остальные буквы
Вывод: выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.
III. Итоговый этап
– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?
– Что у них общего? (Гласные)
Читайте также: