Особенности и закономерности возникновения права 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Современное понимание права отличается от понимания права в былые времена.

Основные теории происхождения государства и права:

  • теологическая;
  • патриархальная;
  • договорная;
  • теория насилия;
  • органическая;
  • психологическая;
  • расовая;
  • материалистическая (марксистская).

Самая ранняя из этих теорий — теологическая . Она обосновывает Божественное происхождение государства и права и непосредственно связана с религиозными представлениями о возникновении мира. Если Бог сотворил мир, то Его произволением созданы и государство, и законы. В средние века эту теорию разрабатывал ученый-богослов Фома Аквинский (1225—1274).

Патриархальная теория , развивавшаяся еще Аристотелем (384—322 гг. до н.э.), соотносит государство с семьей. Государство появляется из разросшейся семьи. В семье глава — отец, в государстве — монарх, который обязан заботиться о своих подданных, как хороший отец призван опекать чад и домочадцев. Монархическая государственная власть имеет Божественное происхождение.

Теория насилия , сформулированная в трудах некоторых историков XIX в., существует в различных вариантах. Государственная власть, согласно этой теории, возникает в результате военно-политических событий, завоевания одних племен, народов другими. Для господства над побежденными и создается специальный аппарат принуждения — государство. А само завоевание одних народов другими есть подчинение слабых сильным. Это — вечный закон природы. Приверженцы этой теории чаще всего абсолютизируют роль насилия в истории и игнорируют другие пути образования государств.

Органическая теория изложена в трудах Платона (428 или 427 — 348 или 347 гг. до н.э.), Аристотеля, Г.Спенсера (1820—1903) и других мыслителей. Структура и функции государства сопоставляются с соответствующими признаками живого организма, тела. Аристотель, например, полагал, что существование человека вне государства так же невозможно, как невозможно существование рук и ног, отнятых от тела. Г.Спенсер сравнивал людей внутри государства с клетками живого организма.

Психологическая теория существует с середины XIX в. В России ее наиболее заметным приверженцем был Л.Петражицкий (1867—1931). Она сводится к объяснению государственных и правовых механизмов особыми психологическими переживаниями и потребностями людей, например, стремлением к власти, потребностью жить в организованном обществе. Утверждается, что одним людям свойственно властвовать, а другим — подчиняться. Государство и законы рассматриваются как средство усмирения изначально присущих индивидам агрессивных влечений.

Расовая теория исходит из деления людей на “высшую” и “низшую” расы — расы хозяев и рабов. Качества тех и других, определяющие их “статус”, являются якобы прирожденными. Один из создателей расовой теории Ж.Гобино (1816—1882) считал, что на протяжении веков представителями высшей расы были европейцы (арийцы, т.е. народы, принадлежащие к индоевропейской языковой общности). Вульгарный вариант этой теории широко использовали в своей пропаганде нацисты и фашисты.

В нашей стране долгие годы главенствовала материалистическая (марксистская) теория , считавшаяся единственно верной. Ее авторы — К.Маркс (1818—1883), Ф.Энгельс (1820—1895), В.И.Ульянов-Ленин (1870—1924) и другие. В соответствии с их воззрениями, главная причина возникновения государства и права связана с экономическими отношениями. По мере развития последних человечество переходило от родоплеменного строя к государственному, от обычаев к законам. Расслоение общества на богатых и бедных породило и его разделение на властителей и зависимых. Общество оказалось расколото на классы, что в конце концов обусловило необходимость появления государства и законов, охраняющих интересы господствующих классов (эксплуататоров). Государство, с точки зрения марксистов, есть порождение непримиримости классовых противоречий. После того как будут ликвидированы эксплуататорские классы (помещиков, капиталистов и т.д.), необходимость в государстве отпадет.

Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага.

I. Организационный момент

Учитель знакомит с целями и задачами курса, с критериями оценок; предлагает темы рефератов. Важно подчеркнуть, что для успешной сдачи Единого государственного экзамена необходимо использовать дополнительную литературу.

Затем учитель напоминает свои требования к ведению тетрадей, сообщает названия тематических папок с материалами средств массовой информации (СМИ), которые являются групповыми заданиями (наполнение папок материалами).

1. Интересует ли тебя юриспруденция (элементарная теория права, законы, правовые факты и т. д.)?

3. Часто ли читаете популярную литературу о праве, законности, правопорядке?

4. Есть ли у вас убеждение в необходимости исполнять все правовые нормы?

5. Испытываете ли вы возмущение или неприятное чувство, когда узнаете об очередном грубом правонарушении?

6. Вы хорошо представляете себе, что такое правовое государство, право, законы, подзаконные акты, отрасли права?

7. Вы неплохо знаете основные нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного).

8. Когда идет предвыборная кампания или подготовка к референдуму, вы интересуетесь ее развитием.

9. Вы считаете, что каждый человек обязан проголосовать на выборах или референдуме.

10. В будущем вы хотели бы принимать активное участие в политической жизни региона на основе хорошего знания права.

Уровни правовой культуры

26-30 баллов - уровень вашей правовой культуры достаточно высокий.

16-25 баллов - правовая сфера у вас вызывает определенный интерес, но предстоит много освоить в этой области.

Менее 15 баллов - ваши интересы далеки от права.

III. Изучение нового материала

1. Понятие права.

2. Основные теории происхождения права.

3. Роль права в жизни общества.

1. Понятие права

Все живые существа в природе имеют программу поведения, заложенную в их наследственном механизме. Эта программа реализуется через систему инстинктов, обеспечивающих удовлетворение необходимых жизненных потребностей. Сила инстинктов такова, что животное не может от них воздержаться или их нарушить. Например, пока хищник сыт, он не будет набрасываться на животное, находящееся рядом с ним. Антилопа щиплет траву под носом у спящего льва. Но стоит инстинкту голода проснуться, антилопе не спастись. В погоне за добычей хищник развивает скорость до 100 км в час.

Наследственные механизмы обеспечивают животным гармоничное существование в их естественной среде обитания - природе. Можно предвидеть реакцию животных на различную ситуацию. На этом основано обучение правилам охоты.

У человека как биологического существа тоже есть инстинкты, которые регулируют элементарные жизненные потребности.

- Как вы думаете, чем инстинкты человека отличаются от инстинктов других живых существ? ( Инстинкты человека гипертрофированы, т. е. либо ослаблены, либо проявляются более ярко. Человек может контролировать проявление инстинктов, например приглушить чувство голода.)

(Учитель просит привести соответствующие примеры.)

Следующая по времени возникновения система правил поведения - мораль.

Мораль, или нравственность, ставит человека в ситуацию выбора: на основе своих нравственных представлений человек должен поступить так, как этого требуют интересы коллектива, как подобает поступать порядочному человеку Появление морали явилось важной ступенью в развитии человека как личности. Мораль отражает ценности определенного общества.

Защита интересов личности, отдельного индивида, необходимость упорядочить новые отношения в притязании людей на те или иные блага вызвали необходимость появления новой системы правил поведения - права. По мере усиления имущественного неравенства и социального расслоения каждой социальной группе необходимо было обеспечить защиту своей собственности, например, богатых защитить от посягательств на кражу их имущества, а бедных - от изъятия последней собственности, в частности за долги.

- Как вы думаете, что такое право? ( Право - это система общеобязательных правил поведения, которая устанавливается государством, закрепляется в официальных документах и поддерживается силой государственного принуждения.)

2. Основные теории происхождения права

(Учитель предлагает прослушать лекцию и тезисно записать основные идеи.)

В современной юриспруденции сложилось несколько концепций понимания права и его происхождения.

Сторонники теологической теории считают, что в праве воплощается воля богов. Отсюда сверхъестественное происхождение правовых норм - религиозные нормы во многих странах в разные периоды их истории лежали в основе правовой системы государств.

Юрист X. Кельзен, автор нормативистской теории, утверждал, что право не должно быть связано с различными институтами общества. Право исходит от государства и регулирует важнейшие общественные отношения. Государство принуждает соблюдать правовые нормы каждого, кто попадает в сферу их влияния и действия. Следовательно, формирование и функционирование права происходит вне прямой зависимости от политики, экономики и нравственности. Эта теория абсолютизирует влияние государства на право и нивелирует личность, превращая ее в объект отношений, который должен исполнять все требования государства.

К середине XX в. сформировалась социологическая теория. Основой права является реальная жизнь, т. е. решения судьи по конкретному делу. Люди, общаясь друг с другом, создают правила, учитывающие интересы личности и общества. Государство придает этим нормам обязательный характер. Однако не всегда у всех членов общества одинаковое понятие о справедливом и несправедливом, поэтому не всегда бывает верно вынесенное судьей решение.

Психологическая теория права связывает право и психику людей. На поведение человека оказывают значительное влияние его эмоции. Чтобы в государстве не было отторжения законов, необходимо учитывать прежде всего психологию общества.

Реалистическая теория, или теория завоевания, утверждает, что в результате победы в войне или каком-либо конфликте, для разрешения которого применялась сила, победитель устанавливает для побежденных те правовые нормы, которыми пользуется сам.

Еще в период античности в Древней Греции возникла естественно-правовая теория. Сократ, Платон, Аристотель утверждали, что право как совокупность норм даровано природой и существует независимо от людей. Права даются человеку при рождении, их невозможно изменять или отменять. Эту же теорию развивал в своих трудах великий Вольтер.

Таким образом, существует несколько теорий происхождения права, и ни одна из них не является единственно признанной и правильной. Споры о сущности происхождения права продолжаются.

. (Учитель проверяет тезисы, записанные в тетрадях. Для этого следует спросить одного сильного и одного слабого ученика.)

3. Роль права в жизни общества

- Какие сферы общества вы знаете? ( Политическую, экономическую, духовную, социальную.)

- Какие вопросы включает в себя каждая из этих сфер? ( Примерный ответ. Политическая сфера - все, что связано с управлением обществом, деятельностью политических партий и организаций, взаимоотношениями между общественными группами внутри государства, взаимоотношениями с другими государствами. Экономическая сфера - все, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением различных благ. Социальная сфера — это удовлетворение потребностей и направленность на создание условий для достойной жизни, вопросы межличностного общения. Духовная сфера - все, что связано с наукой, культурой, образованием, нравственностью, самопознанием, религиоведением.)

- Определите, какова роль права в регулировании каждой сферы.

Итак, право регулирует лишь наиболее важные вопросы общественной жизни; минимальному воздействию права подвергается духовная сфера; в социальной сфере право обеспечивает защиту интересов наименее обеспеченных социальных групп и слоев; экономическая сфера способна к саморегулированию, особенно рыночная экономика, поэтому здесь роль права в основном сводится к установлению рамок, ограничений; политическую сферу право регулирует в максимальной степени.

Выделяют два основных подхода к взаимоотношениям права и государства - инструментальный и ценностный.

При инструментальном подходе право рассматривается как орудие, инструмент государства в поддержании его принудительной власти, т. е. государство является субъектом по отношению к праву - объекту. Государство по своему усмотрению наделяет граждан правами или лишает их этих прав, стирается граница между государственной волей и государственным произволом.

При ценностном подходе право рассматривается как социальная ценность, основанная на справедливости и гуманизме. И государство, и право - это субъекты взаимоотношений. Государство принимает законы в интересах общества и личности, поэтому и общество, и личность выступают как законопослушные субъекты общественных отношений. Например, в Российской Федерации реализуются национальные проекты в образовании и здравоохранении, жилищном строительстве, чтобы обеспечить более достойные условия жизни российских граждан.

- Приведите примеры двух подходов к взаимоотношениям права и государства из истории государства Российского.

IV. Закрепление изученного материала

- Как вы считаете, человека наделяет правами государство или он от рождения наделен правами, отнять которые государство не может?

- Сопоставьте содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права (с. 15 (Кравченко)).

Урок в 10 классе источники права с применением образовательной технологии проблемного обучения.

ВложениеРазмер
План-конспект урока обществознания 10 класс "Источники права 45.5 КБ
Технологическая карта урока обществознания 10 класс "Право в системе социальных норм" 17.61 КБ
Презентация об исследовательской деятельности учащихся на уроках обществознания 1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №149 Калининского района Санкт-Петербурга

Автор: Игнатович Галина Евгеньевна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №149 Калининского

Тема: Источники права.

Цель: сформировать представление учащихся о том, какими способами и где формируются правовые нормы, дать представление об иерархии источников права.

Тип урока : комбинированный.

Педагогическая технология: проблемное обучение.

- Какие характеристики права изучали на прошлом уроке?

- Отобразить в виде схем на доске основные элементы системы права.

Решение жизненных ситуаций, которые были приготовлены в качестве домашнего задания с применением документов.

II. Изучение нового материала.

Может ли школьный учебник стать источником права?

Может ли естественное право стать источником позитивного права?

Почему нормативные акты имеют разную силу?

Почему Конституция находится на вершине иерархии нормативных актов?

Правовая норма – это всего лишь правило поведения, то есть абстракция, не существующая сама по себе. Для того чтобы правило поведения, установленное государством, выполняло свои функции, оно должно быть выражено в доступной для восприятия форме. Но этого мало, форма выражения правовых норм должна с достоверностью свидетельствовать о том, что правило поведения установлено государством или подлежит охране со стороны государства. Поэтому функции формы права может выполнять не любая форма выражения правовых норм, а только та, которая обладает свойством официальности.

Источник права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие (корень, из которого растет дерево, называемое правом).

Источником права являются объективная реальность, то есть развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют четыре основные формы права:

1. Правовой обычай.

Обычай – это правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Но не всякий обычай является нормой права. Только если государство согласится с обычаем и станет его защищать, он становится правовым обычаем, источником права (после развода ребенок остается с матерью).

Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен. В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками.

Задание. Определить положительное и отрицательное в существовании обычаев.

Данное задание можно выполнить в группах. Одна группа – сторонники обычаев, другая – их противники.

Правовой обычай как источник права имеет немало достоинств :

– возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, чем другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;

– выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и как следствие – большая его объективность;

– устная форма и донесение информации простым, доступным языком;

– большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.

Но обычаям присущи и недостатки:

– косность, относительная неподвижность, тогда как современный мир меняется очень быстро;

– неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;

– небольшая сфера распространения, местный характер.

2. Юридический прецедент (юридическая практика).

Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу, ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Прецедент появляется тогда, когда дело требует юридического решения, а необходимой нормы в законодательном акте нет. В этом случае или судья или суд принимает решение по делу. При принятии решений они должны руководствоваться принципами права, своим мировоззрением, правосознанием, господствующими в обществе моральными ценностями.

Прецедентное право имеет много достоинств:

– прецедент – это результат логики и здравого смысла, использование которых приводит к адекватному и точному регулированию конкретного случая;

– прецедент обладает большой убедительностью, так как аргументы в пользу принятия решения сопровождаются большим количеством доказательств;

– прецедент характеризуется значительно большим динамизмом, ведь судья в своем решении способен отразить изменения, происходящие в жизни.

Но прецедент имеет и н е д о с т а т к и:

– прецедент не имеет того авторитета и обязательности, которые присущи нормативному акту;

– прецедент допускает возможность произвола;

– объем действия прецедента не определен.

3. Нормативный акт.

Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Д о с т о и н с т в а:

– нормативные акты позволяют быстро и эффективно реагировать на изменения потребностей жизни; они могут быть относительно быстро изданы, в любом объеме изменены, а то и отменены;

– нормативные акты исходят из единого центра: они объединены Конституцией и не должны ей противоречить;

– нормативные акты позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, так как они являются письменными источниками права;

– правовые нормы выражаются общим, но достаточно определенным способом.

Признаки нормативных актов:

– они имеют правотворческий характер: в них нормы права устанавливаются, либо изменяются, либо отменяются;

– нормативные акты должны издаваться только в пределах компетенции правотворческого органа;

– нормативные акты всегда облекаются в документальную форму и должны иметь следующие реквизиты: вид нормативного акта, его наименование, орган, его принявший, дату, место принятия акта, номер;

– нормативный акт должен соответствовать Конституции РФ и не противоречить тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ним большую юридическую силу;

– все нормативные акты обязательно подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию.

Требования, предъявляемые к нормативным актам:

– должны быть качественными и отражать объективную реальность;

– должны иметь структуру, а не представлять хаотичный набор нормативных положений;

– должны быть доступными для понимания гражданами.

Виды нормативных актов:

Закон – это нормативный акт, принятый в особом законном порядке органами законодательной власти, регулирующий важнейшие общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

а) могут приниматься только одним органом – парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране;

б) принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой;

в) регулируют наиболее важные отношения в обществе.

Законы делятся на три группы:

1) основные законы (конституции), регулирующие основополагающие вопросы жизни государства;

2) конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету конституции;

3) текущие (обычные) законы, принимаемые для регулирования всех остальных важных вопросов жизни общества.

2) П одзаконные акты.

1) Указы (их издает президент).

2) Постановления правительства.

3) Инструкции министерств и ведомств.

4) Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.

5) Нормативные акты губернаторов краев, областей.

6) Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик).

7) Корпоративные (внутриорганизационные, внутрифирменные) нормативные акты.

Задание. Записать стадии законодательного процесса. Представьте себе, что вам надо написать закон. Ваши действия.

4. Естественное право.

Назовите, используя информацию с уроков истории, в каких документах были закреплены естественные права человека.

Каким образом естественные права получили общеобязательную юридическую силу?

III. Закрепление изученного.

  1. Запишите нормативные акты, определяющие систему образования в России по принципу иерархии.
  2. Используя текст Конституции России, придумайте примеры, когда закон субъекта Р.Ф. будет иметь большую силу, чем текущий закон Р.Ф.

Ответить на вопросы для самопроверки, с. 294.

IV. Домашнее задание: §26, вопросы и задания к документу стр. 294

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1.ФИО Игнатович Галина Евгеньевна

2.Место Работы: ГБОУ СОШ №149 Калининского района Санкт-Петербурга.

3.Должность: учитель истории и обществознания.

4. Предмет: обществознание.

Форма проведения: урок-практикум.

Технология кейс метод (решение проблемно-правовых ситуаций)

Цель урока: учащиеся смогут характеризовать право, отличие права от других социальных регуляторов.

1.Обучающие: изучение подходов к понятию права, системы права, отрасли права, нормы права, институты права.

2. Развивающие: учащиеся смогут применять правовые знания для решения жизненных ситуаций.

3. Воспитание правосознания.

  1. Знание различных подходов к определению права, понимание структуры права, различные классификации отраслей права, нормы права, институты права, отличия права от морали и от закона.

Личностные УУД: понимание личной ответственности за свои поступки.

Регулятивные УУД: формулировать и учебную задачу, ставить новые учебные задачи.

Коммуникативные УУД: взаимодействовать для решения познавательных задач.

Познавательные УУД: использовать документ как источник знаний, преобразование информации.

Учащиеся смогут решать жизненные ситуации с применением правовых знаний.

Ресурсы урока: Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова (базовый уровень), Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс, административный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс.

Мотивация к деятельности

С понятием права вы знакомы. Я предлагаю начать урок с решения правовых задач. В ходе выполнения данного задания

вы сможете вспомнить и применить те знания, которые вы получили на уроках обществознания в основной школе, понять, каких знаний нам не хватает для решения правовых задач, затем мы сформулируем цель и задачи урока для получения новых знаний, которые позволят решать жизненные ситуации с точки зрения правовой грамотности.

Актуализация необходимых знаний

Учитель даёт учащимся задания, включающие теоретические вопросы правового раздела обществознания, правовые задачи, задания на сравнение права с другими видами социальных норм.

Учащиеся разбиваются на группы, в группах решают вопрос, как они будут выполнять задания: все задания выполнять вместе или разделят задания для экономии времени.

Учащиеся выполняют задания. В ходе решения правовых задач используют Конституцию России, Кодексы.

В ходе работы определяется часть заданий, для выполнения которых необходимы новые знания.

Организация познавательной деятельности

Вместе с учителем проверяются задания, которые можно было решить на уровне основной школы, ставится цель и задачи работы на уроке для получения новых знаний, позволяющих решить правовые задачи с применением нового материала.

Познавательная деятельность учащихся.

Учащиеся работают с материалом параграфа, кодексами, выполняют оставшиеся задания.

Самоконтроль: учащиеся получают решение правовых задач, проверяют свои работы.

Самостоятельная работа (контроль полученных знаний)

Учащимся даётся задание, включающее вопросы на повторение и правовые задачи с учётом нового материала.

Учащиеся сдают работы для проверки.

- задания формата ЕГЭ, жизненные ситуации, для решения которых необходима правовая грамотность.

Рефлексия: учитель предлагает учащимся, которые в начале урока не могли выполнить половину и более заданий прикрепить на свои листы синие кружочки, тем, кто в конце урока не испытывал затруднений прикрепить желтые кружочки. В результате будет видна картина первоначальных затруднений и эффективности применения технологии Кейс – метода.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

1. Пути формирования ключевых компетенций у школьников с помощью элементов исследовательской работы 1.1 Применение исследовательского метода с точки зрения педагогики 1.2. Психологические основы исследовательского метода 1.3 Отличия исследования и проекта 1.4 Применение элементов исследовательской работы на уроках обществознания 1.5 Уровни исследовательской работы учащихся 1.6 Условия применения элементов исследования 1.7 О видах и содержании исследовательской работы школьников 1.8 Приемы исследовательской работы, с печатными источниками

Структура школьного исследования представляет собой следующие элементы: ПРОБЛЕМА – ГИПОТЕЗА- – ИССЛЕДОВАНИЕ - РЕШЕНИЕ

В основе исследовательского обучения лежит биологически предопределённая потребность в исследовательском поведении человеческой психики. Ориентировочно – исследовательский рефлекс живых существ был выявлен русским физиологом И.П.Павловым. Этот рефлекс является безусловным и рассматривается как первоначальная психическая реакция на новый стимул. Исследовательское поведение характерно для всех живых существ и чем выше уровень психической организации, тем выше уровень поисковой активности. Главное отличие человеческого исследовательского поведения от аналогичных проявлений у животных в том, что потребность в поиске, исследовательская активность у человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве.

исследование носит вневременный характер Основным продуктом исследования являются знания основным продуктом проектирования является проект Исследование направлено на идеальный объект, проектирование – на организационную форму

Этапы исследования: Выделение проблемы; Поиск возможных путей решения; Проверка данных решений; Выводы; Применение выводов к новым данным; Обобщение.

Три уровня исследовательского обучения: Преподаватель ставит проблему и намечает пути её решения. Само решение осуществляют учащиеся; Преподаватель ставит проблему, методы и решения – всё это учащиеся находят самостоятельно. Учащиеся самостоятельно ставят проблему и находят методы её решения

Для успешного применения элементов исследования необходимы следующие условия: Проблема должна соответствовать потребностям и интересам данной группы учащихся. Учащиеся должны принимать участие в отборе проблем и разработке плана действий. Выбранные проблемы должны допускать выбор способов решения. Проблема должна быть обычной и повторяющейся. Проблема должна быть серьёзной. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. При выборе проблем важно учитывать наличие необходимых материалов. При выборе проблем важно учитывать наличие необходимых материалов.

За основу группировки видов исследовательской работы, с одной стороны принимается характер деятельности учащихся (подражание, реконструкция, творчество) и, с другой - виды источников знаний (работа с учебником, историческими документами, картой и др.). Виды исследовательских работ: Исследовательские работы (воспроизводящие); Реконструктивные работы; Творческие работы.

1) Выписки – выписывают факты, цифры, схемы. 2) Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного. Различают два вида тезирования: - извлечение авторских тезисов из текста, - формирование основных положений своими словами 3) Репетирование – написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном. 4) Цитирование – дословная выдержка из текста (обязательно указываются выходные данные). 5) Составление справки – сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, терминологические. 6) Конспект – краткое изложение прочитанного. 7) Реферат – конспектирование, нескольких произведений с целью глубже, всесторонне изучить определённую проблему. Для реферата подбирают литературу и изучают её по плану, творчески перерабатывают. 8) Составление плана – план может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо: - внимательно прочитать изучаемый материал и осмыслить его логическую структуру; - логически чётко разделить его на составные части; - сформулировать пункты плана. В сложном плане главные части делятся на дополнительные. 9) Составление таблиц.

Благодарю за внимание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ. На нем рассматриваются тема по обществознанию "Личность и личный выбор" и тема по ОБЖ "Молодое поколение против курения". Это позволяет рассмотрет.

План-конспект открытого урока обществознания в 7 классе "Почему важно соблюдать закон?"

На данном уроке, учащийся на примерах из литературы, истории узнает, какую роль в жизни человека, общества и государства играет правовая культура.

Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)


План-конспект открытого урока по профильному труду в 7 классе.Тема:Криволинейное выпиливание лобзиком. Инструмент. Правила безопасной работы.

Развитие навыков пиления ручным лобзиком, коррекция двигательной сферы (моторика, двигательная сноровка, стимулирование двуручной деятельности), стимулирование сенсорного .



Конспект урока, предназначенный для работы с обучающимися 1-2 курса среднего специального звена юридической направленности.

1. Особенности и закономерности возникновения права

4. Причины возникновения права

5. Регуляторы поведения людей в первобытную эпоху

РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В
ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ
В
обществе имеются нормы – правила
поведения людей, живущих в нем.
В первобытном обществе – присваивающая
экономика. (присвоение созданного природой)
Неолитическая революция – процесс
перехода от присваивающей экономики к
производящей в эпоху неолита.
Производящая экономика – способ
хозяйственной деятельности, при котором люди
сами производили необходимые для жизни
продукты питания , предметы первой
необходимости и пр.

6. Регуляторы поведения людей в первобытную эпоху

РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В
ПЕРВОБЫТНУЮ ЭПОХУ
Табу
традиции
обычаи
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПЕРВОБЫТНОСТИ
РИТУАЛЫ
МОРАЛЬ
ОБРЯДЫ
Правила поведения людей первобытного общества,
которые были выражены в обычаях, обрядах,
религиозных ритуалах называются МОНОНОРМАМИ
Они направлены на сохранение рода, не предполагали
индивидуальной инициативы

7. Закономерности возникновения права

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА
Сложно выделить общие для всех
закономерности, история каждого сообщества
уникальна.
Выделяют
общие причины
1. Переход к производящей экономики,
появление излишек
2. Расслоение общества
3. Создание государства , как особой
политической организации, которая
требовала общеобязательных норм,
обеспеченных принуждением.

8. Становление права

СТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВА
1. Происхождение права в государствах Древнего
Востока
4-3 тысячелетие до н.э. - возникновение
раннеземледельческих обществ. Одной из первых форм
выражения права стал агрокалендарь.
Законы Хаммурапи- 18 в до н.э. Вавилон
2. В древней Греции и Древнем Риме.
Право отражало классовое неравенство
Др.Рим- Законы XII таблиц (деревянные таблички
выставленные на форуме)
3. У древних германцев и славян
Основной источник права – обычай, Салическая,
Бургундская и др. правды.
Договоры 911,944,971гг., церковные уставы 10-11вв.,Русская правда.

9. Что такое право

ЧТО ТАКОЕ ПРАВО
Право
– система общеобязательных правил
поведения, которые выражены в источниках,
установлены или санкционированы государством,
охраняются им, их нарушение порождает
юридическую ответственность.
Объективное право
Позитивное,
установленное
государством
Субъективное право
Понимаемое как
возможность вести себя
определенным образом,
имея на это конкретные
правомочия(право на
образование)

11. Ф У Н К Ц И И (задачи) П Р А В А

Ф У Н К Ц И И (ЗАДАЧИ)
охранительна
регулятивная
я
Устанавливает
правила
поведения,
регулирует
жизнь
Защищает,
предотвращает
опасные
поступки
ПРАВА
оценочная
Оценивает
поступки с
позиции
правомерности и
неправомерности

12. Теории происхождения права (с. 22)

ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА (С. 22)
Название
теории /время
возникновения
Авторы/Сторон
ники
Суть теории
О ПОНИМАНИИ ПРАВА (стр. 31)
Название
теории
Когда
Авторы,
сформировалас сторонники
ь (временные
рамки)
Суть теории

13. ДЗ

14. Этапы возникновения права

ЭТАПЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
ПРАВА
Первобытное
общество (с.25)
Древний Восток (с.28)
Древняя Греция и Древний
Рим (с.29)
Древние германцы и славяне
(с.30)

15. Древний Восток

ДРЕВНИЙ ВОСТОК
На
формирования права большую роль
оказывает ОБЫЧАЙ.
Люди, находившиеся у власти, были
заинтересованы в том, чтобы отразить
свои интересы, закрепить свои
привилегии.
Первая форма выражения права –
агрокалендарь.
Появляется судебный прецедент.

16. Древняя Греция и Древний Рим

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ
РИМ
Право
создавалось путем
придания обязательной силы
отдельным обычаям.
Власть защищала интересы
богатых слоев общества

Читайте также: