Основы конструктивного взаимодействия в экстремальных ситуациях конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: отработка и закрепление навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Задачи:

Ход занятия

Урок проводится с элементами психологического тренинга. Стулья стоят по кругу по количеству участников.

1 этап.

В начале урока идет ритуал приветствия. Педагог здоровается с каждым старшеклассником и просит назвать его цвет сегодняшнего настроения.

Время от времени каждый из нас в разговоре с кем-то имеет другую точку зрения и хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую открытую борьбу. Какие же способы позволяют избежать физических и психологических драк? Сегодня мы попробуем на практике различные способы.

2 этап. Конструктивный способ – переструктурирование ситуации.


Рис. 1

Рис.2

Рис.3

Затем обоих членов пары просят согласовать общее описание человека, изображенного на рисунке, включая его половую принадлежность, одежду, прическу и возраст. Проводится обсуждение в целом результатов переговоров. Восприняли ли рисунок 3 одинаково? Когда вы восприняли рисунок определенным образом, было ли трудно увидеть его по-другому? Какую роль играет прежний опыт, обстоятельства, ожидания и взгляды на то, как вы понимаете свое и чужое поведение при конфликте? То, как вы слушаете и отвечает другому человеку, очень важно для конструктивного взаимодействия. Решающим является то, сообщаете ли вы, что услышали и поняли. Итак, одним из способов конструктивного взаимодействия – переструктурирование видения ситуации и умение слышать другого человека. Это очень важно, так как мы увидели, что два человека могут совершенно по-разному воспринять одно и то же явление.

3 этап.

  1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение;
  2. Точное называние своего чувства в этой ситуации;
  3. Называние причин возникновения напряжения (без их интерпретации).

Кроме того, в схему можно включить как бы тебе хотелось, чтобы партнер по общению поступил и сказать, как ты себя поведешь, если человек е изменит своего поведения.

Пример: мама отчитала при друзьях сына за то, что он не вымыл посуду.

  1. Твой друг (подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а ) ее.
  2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
  3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
  4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа.
  5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал(а) его час, а он не пришел.
  6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.

4 этап.

Мы потренировались еще в одном конструктивном способе взаимодействия при конфликтах. Разберем следующий. Он называется – объективизация конфликта (подробный анализ конфликтной ситуации).

Мы на уроке у Екатерины Павловны, она ведет занятия в 9 классе. Она уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший Миша Шапкин, он опаздывает часто.

М.: – Здрасьте. Можно?

Е.П.: – Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось?

М.: – Я. отводил сестру в детский сад. и мы. забыли вещи и должны были вернуться. потому что забыли.

Е.П.: – Ну все, хватит, Шапкин. Мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет! Иди к директору и не мешай мне работать!

М.: – Я вообще к вам на урок не приду.

Примерная схема анализа конфликтной ситуации:

  1. Участники конфликтной ситуации (их возрастные и индивидуальные особенности).
  2. Описание конфликтной ситуации (место возникновения и поведения участников).
  3. Определить потребности участников.
  4. Ситуация глазами ученика и учителя.
  5. Вид конфликта (деятельность, поведение, отношение).
  6. Варианты предупреждения инцидента.

Все участники группы предлагают свои варианты поведения учительницы. Очень эффективно ролевое разыгрывание вариантов. После этого предлагается следующий вариант [2]:

М.: – Здрасьте. Можно? (мнется, смотрит исподлобья, а глаза бе­гают). Извините, пожалуйста, Екатерина Павловна, у меня такие были обстоятельства. Я . Вы знаете. всегда отвожу сестру в детский сад, и вот. мы забыли дома. и вернулись.

Е.П.: – Миша, ты же хорошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что я тебе не верю, и что. мне тебя не жалко. Извини.

М.: – Екатерина Павловна!

Е.П.: – Садись, Миша, разберемся позже.

5 этап.

Даже ситуация конфликта, в которой отсутствует угроза для жизни, может стать экстремальной. Работая психологом в одной из российских авиакомпаний, я столкнулась с тем, что бортпроводники, а также сотрудники аэропорта буквально падают с ног после рабочей смены, проведённой в общении с пассажирами. Рабочая ситуация, в которой не было прямой угрозы для жизни, но зато было множество конфликтов вплоть до оскорблений, вполне может оказаться экстремальной, с точки зрения опасности для здоровья, как психологического, так и физического.

Что происходит с человеком в экстремальной ситуации?

Если человеку по долгу службы приходится часто сталкиваться с так называемыми чрезвычайными ситуациями, он знает, что главным врагом разумных действий является страх. Страх заставляет неопытных пожарных бежать от горящего дома, он вынуждает пилотов допускать непоправимые ошибки. Он мешает думать и решать необходимые для выживания задачи.

Страх может проявляться в бегстве или панике, он часто сопровождается сужением сознания, искажением восприятия и потерей контроля над собственными действиями и даже агрессивными вспышками. Ещё одно неприятное проявление страха – это ступор, во время которого человек не может двинуться с места*.

Можно ли предугадать поведение человека в экстремальной ситуации? Как узнать, сможете ли вы преодолеть страх? Чтобы ответить на этот вопрос, психологи выявили, что теряют разум в сложных ситуациях люди тревожные, эмоционально неустойчивые, обладающие низкой или слишком высокой самооценкой и слабой нервной системой. Однако даже люди со всеми этими особенностями могут собраться и преодолеть свои слабости. А сильные и уверенные в себе зачастую теряют голову. Также не даёт гарантии и опыт человека.

В 1987 году в небе над Англией произошёл невероятный инцидент. В пассажирском самолёте во время полёта вылетело лобовое стекло, в результате чего не пристёгнутый командир воздушного судна выпал наружу и оказался прижат воздушным потоком к носу самолёта. Его помощник, совсем молодой пилот, не имевший опыта самостоятельных полётов, был вынужден сажать лайнер в одиночестве в условиях недостатка кислорода, в то время как в кабине бушевал торнадо. Он с блеском справился со своей задачей, рейс завершился без жертв.

Как объяснить эти и другие подобные случаи? Что позволяет человеку собраться и не впасть в ступор или панику? Однозначный ответ отсутствует.

Дать точный прогноз поведения того или иного человека в острой ситуации не может никто. Так что же делать тем, кто набирает сотрудников на сложную или опасную работу? Что делать человеку, который собрался связать жизнь с непростой профессией и хочет знать, сможет ли он сохранить трезвый рассудок, если возникнет риск для жизни? Ответ прост. К экстремальным ситуациям нужно готовиться, нужно учиться управлять собой и своим поведением. Такую подготовку можно назвать обеспечением собственной психологической безопасности.

Обеспечение психологической безопасности

Психологи МЧС, ежедневно сталкивающиеся с крайне тяжелыми ситуациями, уделяют большое внимание умению управлять эмоциями. Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут помочь взять под контроль собственную эмоциональную сферу.

Как действовать в сложной ситуации?

В заключение хотелось бы дать несколько советов тем читателям, кто по долгу службы может оказаться в сложных конфликтных ситуациях. Как действовать? Как защитить себя, если вы оказались один на один с разъярённой толпой или агрессивно настроенным человеком и не собираетесь вступать с ними в драку?

При общении с толпой необходимо помнить, что человек в толпе теряет свою индивидуальность. Толпа – это своего рода организм, чутко реагирующий на смену состояний оппонента. Постарайтесь встать таким образом, чтобы за спиной была стена. Лучше, между вами и толпой будет находиться стол или иная преграда. Ни в коем случае не показывайте страх или волнение. Не допускайте агрессивного тона и угрожающих жестов. Говорите чётко, простым языком, короткими предложениями, без эмоций. Постарайтесь, чтобы люди видели, что вы спокойны и уверенны. В этом случае вы сможете вступить в переговоры, а если повезёт, даже направлять действия толпы.

Возможно, данные рекомендации помогут вам научиться не терять себя даже в самых непростых условиях. Если вы научитесь управлять эмоциями и правильно выстраивать свое поведение, многие ситуации престанут быть экстремальными для вас.

Психолог Наталия Чиркова

Приемы конструктивного взаимодействия необходимы любому современному человеку. Наиболее важны такие способности тем, кто вынужден работать с людьми. Так, основы конструктивного взаимодействия обязательно преподают в курсе подготовки психологов, преподавателей, депутатов. Впрочем, не будет лишним иметь представление об этой сфере простым обывателям. Не секрет, что виды конструктивного взаимодействия помогут родителям наладить диалог с ребенком, даже если речь идет о проблемном периоде подросткового возраста. Не менее важны такие навыки и для остальных людей, заинтересованных в реализации в социуме.

конструктивное взаимодействие это

Успех в жизни: навыки помогут

Действительно многого в реальности может получить тот, кто располагает специальными умениями. Это позволяет манипулировать обществом и поворачивать любую ситуацию в свою пользу. Зная механизмы конструктивного взаимодействия, можно составить для себя программу поведения с разными людьми, и ее результат будет полезен для обеих сторон диалога. В то же время психологи обращают внимание: угрюмые, малообщительные, не способные к продуктивной коммуникации участники социума будут сталкиваться с серьёзными сложностями в самых разных сферах жизни.

Если в попытках взаимодействия с окружающими у человека отсутствуют признаки конструктивного взаимодействия, это будет вызывать отторжение социума. Создание результативного диалога становится не просто сомнительным, но иногда и вовсе невозможным. В таких условиях успехи и в личной жизни, и в карьере представляются маловероятными. Для изменения динамики ситуации необходима детальная, продуманная организация конструктивного взаимодействия.

Социальный диалог – это тоже искусство

Общение – это не просто навык, данный всякому от природы. Психологи обращают внимание, что это искусство, которому приходится учиться всю жизнь. В силу характера, особенностей личности кому-то оно дается проще, а вот другим с ним ладить намного сложнее. Применяя правила, на которых зиждется конструктивное взаимодействие в обществе, зная психологический контекст, подтекст, инструментарий влияния на взаимодействие между участниками социума, можно добиться успеха. Зачастую всестороннее развитие личности предполагает условия конструктивного взаимодействия, но при отсутствии таковых человек, понимающий суть отношений, может приложить усилия для формирования подходящей среды.

способы конструктивного взаимодействия

Общение: важный аспект для любой личности

Необходимо понимать, что конструктивное взаимодействие – это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. При этом учитывают, что общение имеет много планов, развивается, устанавливается различными механизмами. Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия. Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий.

примеры конструктивного взаимодействия

С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие – это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие – это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.

Образование и взаимодействие

В настоящее время образовательный процесс во всем мире (и в нашей стране тоже) претерпевает изменения, контролируемые принципами гуманизма. На основании этого сильно меняются отношения, допустимые между преподавателями, учениками. Обе стороны в равной степени должны участвовать в процессе общения, в этом суть конструктивного взаимодействия. Нельзя применять методики влияния на одну из сторон, которые бы разрушали личность, воздействовали на поведение, сознание.

Гуманистический подход обязывает принимать и взрослых, и детей такими, какие они есть. Пример конструктивного взаимодействия – совместное обучение, в ходе которого уникальное восприятие каждой из сторон сохраняется в полной мере. В то же время нужно контролировать, чтобы развитие личности продвигалось в положительном направлении. Старшие не имеют права оценивать личность, это доступно лишь применительно к конкретным действиям. Важно учитывать интересы обеих сторон взаимодействия, в том числе анализировать перспективы. Общение, построенное с учетом этих аспектов, на все будущее молодого поколения заложит основы корректного социального взаимодействия.

Без взаимодействия – никуда

Развитие, обучение, совершенствование совершенно невозможны без социального взаимодействия. В то же время принято выделять не только конструктивные методики, но и ряд других. Некоторые из них допустимы, другие строго запрещены, а применение их – ошибочно и должно пресекаться сразу же.

конструктивного взаимодействия общества

Примеры конструктивного взаимодействия – это такие отношения, которые обеспечивают развитие личности, причем комплексное и всестороннее. В результате ребенок становится целостным человеком, который без труда адаптируется в социуме. Хороший пример – это стимуляция чувства удивления у участников ситуации. Провоцируя собеседника повести себя так, как было бы полезно, взаимовыгодно для обеих сторон, человек может попытаться вызвать у него удивление нестандартной подачей ситуации. Также можно прибегнуть к внешним, дополнительным средствам, в том числе к общению с иными персонами, чтобы вызвать удивление и тем самым простимулировать конструктивное взаимодействие в рамках сложившейся ситуации. Что примечательно, такой подход дает положительный результат даже в случае, когда характер ситуации в целом – негативный.

А что еще есть?

Кроме конструктивного, принято говорить о деструктивном, реструктивном, рестриктивном социальном взаимодействии. Каждый из перечисленных типов имеет ряд специфических особенностей.

Деструктивный – это такой метод взаимодействия, который предполагает некоторое разрушение. Прибегая к нему, нужно быть готовым к дестабилизации взаимосвязей между участниками общения. Система, в которую вписаны взаимодействующие люди, может рухнуть. Если предполагается, что один участник диалога обучает чему-то другого (преподаватель, родитель), применение деструктивных методик может привести к искажению информации и полной неэффективности процесса совершенствования личности.

условия конструктивного взаимодействия

Рестриктивное взаимодействие между участниками социума – это такой ограничивающий вид отношений, в рамках которого одна из сторон диалога контролирует другую, не обращая внимания на целостную картину. Развитие ситуации может пойти по положительному сценарию, но гарантий нет. Реструктивное взаимодействие подразумевает поддержку. Если некое взаимодействие между участниками общества позволило добиться определённого успеха, использование таких механизмов взаимоотношений позволяет сохранить успех.

Одного без другого не существует

Общение, социальное взаимодействие – очень сложный процесс. Нельзя сформировать диалог между двумя людьми, подчинив его только принципам конструктивного взаимодействия и полностью обойдя другие аспекты. Основная задача обеих сторон – приложить усилия к тому, чтобы конструктивный как наиболее продуктивный метод доминировал, в этом случае результат будет выгодным для всех заинтересованных сторон.

Единство методик налаживания контакта вынуждает очень аккуратно относиться к активизации познавательной деятельности. Безусловно, наиболее важно это, когда речь идет о развитии младшего поколения. Воспитательный, обучающий процесс должен строиться на использовании конструктивных подходов как единственно верных. Это позволяет контролировать не только эмоциональность, но и познавательную активность. При правильном подходе конструктивные методики позволяют эффективно подготовить ребенка к тому, что в жизни могут быть неудачи. Одновременно с этим конструктивный подход позволяет закрепить механизмы регулировки поведения, учитывающие как осмысленность поступков, так и личностные аспекты участников ситуации.

Профессиональный подход

Как отмечают специалисты, в последние несколько лет особенно актуальной стала проблема изменения профессионального подхода к взаимодействию между обучающими и обучаемыми. Это выражено и на уровне работников воспитательных детских учреждений, и образовательных – от школ до университетов. Перед методистами стоит задача проработки методологии, теории, которая сделала бы возможным и общепринятым конструктивное взаимодействие. Очень важно это и в случае, когда речь идет о специальном профессиональном образовании.

организация конструктивного взаимодействия

Взаимодействие, в том числе в области специального образования, между обучающимся и обучающим – это междисциплинарная сложность. Чтобы максимально реализовать потенциал ученика, а также возможности преподавателя, необходимо подходить к образовательному процессу комплексно, объединяя усилия с другими специалистами, преподающими смежные дисциплины.

Идея совместной работы

Когда речь идет об образовательном процессе, необходимость конструктивного взаимодействия возникает не только между учителем и учеником, но и внутри коллектива преподавателей. При этом идея заключается в согласовании преследуемых разными специалистами целей, а также способов, средств. Необходимо понимать, что действительно конструктивный подход предполагает учет задач, значимых для каждой участвующей в процессе личности. Это помогает не только развивать каждого участника процесса, но и совершенствовать группу как социальную единицу, организм, работающий системно.

виды конструктивного взаимодействия

Конструктивное взаимодействие при детальном рассмотрении выглядит довольно противоречивой задачей. Это обусловлено тем, что крайне сложно согласовать цели разных социальных элементов, участников одной группы. Кроме того, редко можно наблюдать, что внутри группы применяются действительно оптимальные способы, средства, а стороны, вступающие в контакт, занимают действительно продуктивные позиции. Все это напрямую сказывается на результате. Продуктивность рабочего процесса падает, группа, отдельные личности, ее формирующие, не могут развиваться на весь доступный потенциал.

Конструктив и деструктив

Нередко при попытке сформировать конструктивное сотрудничество участники рабочего процесса приходят к ровно противоположному. Это обусловлено нехваткой навыков и умений, так как в настоящее время большинство воспитателей, преподавателей не имеют качественной теоретической базы по формированию корректной группы и отношений внутри нее. Заметить деструктивное взаимодействие можно, когда отмечается, что один участник не готов принимать и признавать важные для другого цели, способы. Одновременно с этим отрицаются позиции. Это приводит к тому, что вместо решения проблемы и задачи лишь формируются дополнительные отрицательные связи между членами группы, что предсказуемым образом не дает эффективного итога.

Если рабочий процесс выстраивается с учетом принципов гуманизма, можно предотвратить перекос отношений в негативную сторону, в результате чего формируется система связанных между собой предпосылок и последствий, обеспечивающих конструктивное взаимодействие. Для этого на первом месте – оценка личности как значимого, самостоятельного объекта, достойного уважения и внимания. Необходимо признавать право на уникальность всякой особи, включенной в социум. Понимая, что собеседник неповторим, можно учесть это в совместной работе. Одновременно с этим конструктивное взаимодействие предполагает ориентироваться на идеи толерантности, следовательно, все участники отношений должны быть терпимы к другим. Недопустимо предубеждение, которое может сказаться на правильности оценки событий, мнений, людей. Это напрямую влияет на характер взаимоотношений в группе.

механизмы конструктивного взаимодействия

Основные принципы взаимодействия

Строя конструктивные рабочие отношения, участники должны учитывать идею конгруэнтности. Интерактивность в таком подходе требует активности всех участников, заинтересованную позицию и согласованность действий для достижения поставленной перед ними общей цели. Участники должны координировать свои возможности, средства, дабы достичь максимального взаимопонимания.

Еще один важный принцип, на основании которого создаются конструктивные отношения, – честность, что некоторые также называют открытой игрой. Этот подход дает возможность регулировать значимость отношений между участниками группы. Впервые идея была рассмотрена в работах Кубертена, который упоминал, что стремление к победе не должно быть оправданием любым поступкам, важно благородное поведение, и дух борьбы главенствует над важностью собственно победы.

Человек на протяжении жизни вступает в различные отношения и взаимодействия. Это могут быть контакты между взрослыми людьми, между взрослым и ребенком, подростком, также взаимоотношения с природой.

конструктивное взаимодействие это

Развитие взаимоотношений не бывает без проблемных и конфликтных ситуаций. Решать такие проблемы лучше с помощью диалога. Чем конструктивнее диалог, тем легче решаются проблемы, возникшие между участниками диалога. Таким образом, конструктивное взаимодействие - это решение проблемы с помощью общения и способности слышать друг друга, при этом умения доступно и четко объяснять свою позицию.

Зачем нужно конструктивное взаимоотношение

С раннего детства у человека закладываются навыки конструктивного взаимодействия. Поскольку в детстве ребенок больше опирается на эмоциональную составляющую своего развития, родители должны правильно сформировать навыки общения, используя эмоциональную сторону. В зависимости от заложенных в детстве навыков общения, того, какие условия конструктивного взаимодействия его окружали, человек вступает во взрослую жизнь более или менее контактным.

условия конструктивного взаимодействия

Разносторонняя развитость человека и умение легко строить взаимоотношения с окружающими сделают жизнь проще, и решение проблем не будет вызывать трудности. Если в детском возрасте родители не развивали имеющиеся навыки общения, то по мере взросления ребенку сложно будет найти свое место в социуме.

Дошкольный период – основа для развития конструктивного общения

Для развития навыков конструктивного взаимодействия у ребенка взрослый должен:

  • Развивать свободное общение у детей и взрослых.
  • Всесторонне развивать разговорную речь с детства: произношение, лексика, грамматика, связность речи.
  • Закреплять усвоение норм речи на практике.

способы конструктивного взаимодействия

В возрасте 6-7 лет дети переходят на новый этап развития, идут в школу, поэтому необходимо иметь основу для дальнейшего конструктивного общения в коллективе.

Конструктивное взаимодействие - это залог взвешенного разрешения школьных конфликтов.

Помощь родителей в формировании навыков общения

Родители должны подготовить детей, чтобы у них не возникало конфликтных ситуаций в школе. Для этого надо:

  • Совершенствовать речь ребенка.
  • Учить пересказывать прочтенное.
  • Развивать умение полностью выражать свои мысли.
  • Поддерживать интерес к самообразованию, помогать проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Учить полностью раскрывать характеристики объекта, ситуации.
  • Создавать условия, где дети смогут обсуждать интересующие их ситуации друг с другом.
  • Научить ребенка делать простые выводы, излагать свои мысли доступно и понятно.
  • Уделять внимание речевому этикету.
  • Приучать к самостоятельности суждений.

навыки конструктивного взаимодействия

Освоив основные способы развития конструктивности суждений, ребенок в будущем будет легко общаться в коллективе, решать спорные ситуации и иметь активную жизненную позицию.

Конструктивное взаимодействие с подростками

Конструктивное взаимодействие - это общение взрослого с подростком на равных и умение с помощью диалога находить выход из сложных ситуаций.

Доверие – основа взаимодействия взрослого с подростком

Конструктивное взаимодействие с подростком будет достигнуто, если в основе отношений будет лежать доверие. При наличии доверия не надо будет контролировать каждый шаг ребенка и переживать за прохождение сложного периода. Подросток, доверяющий взрослому, будет сам ему рассказывать о событиях в своей жизни, делиться переживаниями и проблемами. Однако если взрослый будет пойман на лжи, доверие исчезнет, и восстановить его будет очень сложно.

Родители должны не нарушать личное пространство подростка, дать ему возможость самостоятельно найти свое место в обществе. Однако подросток должен чувствовать поддержку родителей, это придаст ему веру в свои силы.

Подростковый период – это время психологического отделения от родителей и выход во взрослый мир, становление независимого внутреннего мира.

Как безболезненно преодолеть подростковый период

Чтобы не настроить против себя ребенка, необходимо конструктивное взаимодействие с подростком. Родители должны изложить свое видение ситуации, а ребенок - свое, и вместе прийти к общему результату, удовлетворяющему обоих.

конструктивное взаимодействие с подростками

Такие способы конструктивного взаимодействия должны присутствовать со стороны взрослого:

  • Доступно рассказать ребенку о своих опасениях, чтобы он их понял.
  • Ребенок должен понять, что вы готовы выслушать и понять его в любое время, при этом не будете критиковать.
  • Показать, что мнение ребенка для вас важно, и вы его уважаете.
  • Ребенок сам должен делать выбор, когда это необходимо, и, соответственно, нести за это ответственность.
  • Обязательно хвалите ребенка, чтобы он не разочаровался в своих силах.
  • Любовь и поддержка помогут подростку пройти сложный этап становления личности.

Если подросток чувствует себя независимым, при этом адекватно владеет ситуацией, имеет устойчивую самооценку, умеет общаться в коллективе, несет ответственность за свои поступки – это означает, что подростковый период пройден, и помощь родителей была оказана правильно и конструктивно.

Общество и природа

Природа дает ресурсы, благодаря которым человек может жить. Без воздуха, даров природы, воды жизнедеятельность была бы невозможна.

конструктивное взаимодействие общества и природы

Конструктивное взаимодействие - это влияние природы на общество и общества на природу.

Природа выполняет множество функций, и одна из них – экономическая. Ресурсы ее обладают экономическими свойствами и экономическим потенциалом. Человек начал использовать эту функцию, когда стал делать первые орудия труда, строить дома, шить одежду. С каждым годом у человечества возрастают потребности, для удовлетворения которых используется природный ресурс.

С развитием цивилизации природа помогает удовлетворить потребности человека в эстетических, научных, культурных сферах.

Взаимосвязь человека и природы происходит постоянно. Без взаимодействия с природой люди просто не смогут жить. Поэтому должно происходить конструктивное взаимодействие общества и природы. Чтобы не нарушить связи с природой, человек должен постоянно ее поддерживать в рамках определенного оптимума.

Взаимодействие с природой

Природа – это источник средств для жизнедеятельности людей. Она дает различные блага для жизни, также она ставит перед человеком задачи, решая которые, общество всесторонне развивается. Например, наличие рек, озер, морей побуждает человека освоить рыболовную отрасль, богатые почвы способствуют развитию земледелия, залежи нефти – развитию способов ее добывания и переработки.

При этом отсутствие какого-то природного богатства в конкретном регионе побуждает человека искать выход из сложившейся ситуации, осваивать новые возможности природы.

конструктивное взаимодействие человека с природой

Конструктивное взаимодействие важно во всех сферах жизни человека. Умение общаться, взаимодействовать поможет обществу развиваться гармонично и правильно.

Занятие для подростков

жизнестойкость ( hardiness ) представляет собой систему убеждений о себе, мире, отношениях с ним. Она включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.

• Контроль ( control ) — это убежденность в том, что борьба позволяет влиять на результат происходящего. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек, который старается контролировать свою жизнь, ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

• Принятие риска или вызов ( challenge ) — убежденность в том, что все происходящее способствует развитию — за счет извлекаемых из опыта (неважно, позитивного или негативного) знаний. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать, стремиться к новым свершениям. В основе лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.

Проявления жизнестойкости в повседневной жизни

Здоровье . Жизнестойкость помогает преодолеть порою даже серьезные недуги; там, где пессимист предвидит лишь фатальный исход, жизнестойкий человек находит надежду.

Экстремальные ситуации . Любовь к жизни и внутренняя энергия помогают жизнестойкому человеку достойно выйти даже из экстремальных ситуаций. Воинская служба . Жизнестойкость - одно из качеств, необходимых каждому воину для успешного прохождения службы.

Религиозность . Человек, имеющий веру - жизнелюбив, так как не сомневается в том, что все жизненные проявления имеют высший смысл.

В действительности способность восстанавливаться после ударов и невзгод — одна из величайших загадок человеческой природы

1. Сформировать отношение к жизни как ценности.

2. Развивать и поддерживать позитивное самосознание и самооценку.

3. Способствовать формированию адекватной оценочной деятельности.

4. Обучить подростков навыкам конструктивного взаимодействия (работа в команде, поведение в конфликтной ситуации, осознание благоприятного психологического климата в коллективе)

Целевая аудитория: учащиеся старших классов 13-16 лет (7-9 классы).

Тип группы: закрытая (до 10-12 человек)

Оборудование: листы, ручки, карандаши, элементы костюмов.

Название упражнения

Цель: установление контакта, командообразование, снижение уровня психоэмоционального напряжения, активизация работы в группе

Цель: конкретизация ожиданий от занятий

Правила работы в группе

Цель: принятие правил

Цель: познакомить с понятием стресс, стрессоустойчивость и жизнестойкость

Цель: снятие эмоционального напряжения

Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Цель: подведение итогов занятия

Упражнение «Знакомство. Приветствие"

Цель: знакомство с участниками, конкретизация ожиданий от занятий.

Цель: конкретизация ожиданий от занятий

Правила работы в группе

Цель: принятие правил

1. Не опаздывать на занятия. Участвовать в мероприятии от начала и до его завершения.

2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.

4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.

5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.

6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.

Правила обсуждаются, дополняются, корректируются.

Инструкция: Предлагается запустить цепочку ассоциаций. Ведущий называет слово, понятие, а участники быстро, практически не задумываясь называют слова (существительные, прилагательные, глаголы, образы, животных, людей, героев), которые ассоциируются с этим словом..

Подведение итога и формулировка ответа на вопрос:

Легко ли было выполнять упражнение? Что Вы взяли для себя выполняя его?

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Симптомы стресса:

• Постоянное чувство раздраженности, подавленности, причем порой без особых на то причин.

• Плохой, беспокойный сон.

• Депрессия , физическая слабость, головная боль, усталость, нежелание что-либо делать.

• Снижение концентрации внимания, затрудняющее учебу или работу. Проблемы с памятью и снижение скорости мыслительного процесса.

• Невозможность расслабиться, откинуть в сторону свои дела и проблемы.

• Отсутствие интереса к окружающим, даже к лучшим друзьям, к родным и близким людям.

• Постоянно возникающее желание поплакать, слезливость, иногда переходящая в рыдания, тоска, пессимизм, жалость к себе любимому.

• Снижение аппетита – хотя бывает и наоборот: чрезмерное поглощение пищи.

• Нередко появляются нервные тики и навязчивые привычки: человек покусывает губы, грызет ногти и т. п. Появляется суетливость, недоверие ко всем и к каждому.


В психологии различают следующие виды стресса:

Дистрессы (вредные стрессы), возникающие при критическом напряжении. Именно это состояние и отвечает всем представлениям о стрессе


Стрессоустойчивость — это совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров, без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также, способных вызывать психические расстройства.

В.А. Ананьев определяет жизнестойкость как исходный компонент общей трудоспособности человека, влияющий на конкретные особенности его трудоспособности, активность интеллекта, уровень волевого усилия, эмоциональную выносливость, устойчивость, на реализацию далеких целей и т.п.

Цель: снятие эмоционального напряжения

Инструкция; Встаньте. Дотронтесь до чего-нибудь красного, зеленого, веселого, живого, до пуговички, до девочки, до мальчика.

Цель: обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

Инструкция: Объединяемся в группы по принципу хвойных деревьев: елка, ель, кедр. Необходимо придумать социальную рекламу такого качества личности, как жизнестойкость, что бы вы сказали, показали или нарисовали с целью прорекламировать жизнестойкость.

- Что было интереснее всего?

- Что вызвало затруднение? Как вы это преодолели?

- Изменились после этой совместной работы ваши личные представления о жизнестойкости?

Рекомендации педагога- психолога Виктории Литвинчук по формированию стрессоустойчивости и жизнестойкости.

1. Оценка ситуации, в которой оказались.

В ситуации когда задержали рейс самолета или ушел поезд , вы ничего не сможете изменить. Стоит ли нервничать из-за этого? Разрушая свои нервные клетки

Для устранения стресса надо просто принять ситуацию :

2. Даем выход своим эмоциям, особенно негативным.

· Давно известный и излюбленный японцами метод: боксирование груши

· П ойти в парк, найти безлюдное место и просто прокричать громко, все что накопилось. До тех пор пока не схлынет эмоциональное напряжение

· Заведите записную книжку и напишите все что хотел и сказать обидчику

· П оплава йте в бассейн е или сдела йте пробежку

3. Делаем упражнения, значит просто играем

Читайте также: