Основы эксплуатации инженерной машины план конспект

Обновлено: 07.07.2024

технологический процесс технического обслуживания автомобильной техники в постоянных парках.

2. Дать практику в проведении работ по снятию автомобильной техники с хранения и организации её вывода из парков по тревоге.

3. Воспитывать у курсантов:

любовь к изучаемому автомобилю, уверенность в его высоких качествах;

чувство долга и личной ответственности за техническое состояние закреплённого автомобиля.

1. Основы организации эксплуатации военной автомобильной техники

Планирование занятий по основам организации эксплуатации военной автомобильной техники осуществляется в общей системе подготовки военных водителей.

Подготовка водителей по основам организации эксплуатации военной автомобильной техники должна проводиться с учётом условий воинских частей.

На занятиях руководитель должен иметь план проведения занятия в котором указываются, цели, учебные вопросы, расчёт учебного времени, краткое содержание, а также порядок действий руководителя и обучаемых. В ходе занятий руководитель должен приводить конкретные примеры из опыта эксплуатации военной автомобильной техники.

Курсанты в ходе занятий должны изучить нормативы № 9-В, № 2-В.

Занятия проводятся в парке (гараже) с показом образцов военной автомобильной техники. Содержание занятий должно увязываться с требованиями к военному водителю, к его действиям в любой обстановке, в том числе в составе подразделения.

Приступая к изложению материала необходимо дать понятие, что такое эксплуатация военной автомобильной техники.

Эксплуатация военной автомобильной техники – это её правильное использование, техническое обслуживание, хранение и транспортировка.

Особенность эксплуатации автомобилей в Вооружённых Силах Российской Федерации обусловлена требованием к их к постоянной боевой готовности, которая определяется: исправностью машин, наличием у них установленного запаса хода до очередного ремонта, заправкой их топливом, смазочными и другими эксплуатационными материалами, укомплектованностью индивидуальными комплектами запасных частей, инструментом и принадлежностями, светотехническими устройствами и приспособлениями, необходимыми для выполнения предстоящих задач, высоким уровнем подготовки водителя.

Затем руководитель занятия, используя плакаты и образцы техники знакомит курсантов с основными марками машин, находящихся на вооружении в ВС РФ. Доводит до курсантов, чем определяется и чем достигается боевая готовность машины, а также обязанности военного водителя.

Руководитель доложен подчеркнуть, что боевая готовность машины определяется:

ее исправностью, надежностью, наличием подготовленного экипажа (водителя), укомплектованностью положенными запасными частями, светомаскировочными устройствами, заправкой горючим.

Необходимо обратить внимание на то, чем достигается боевая готовность машин:

- строгим соблюдением требований и правил их эксплуатации, установленных нормативно-технической документации;

- своевременным и качественным ремонтом вышедших из строя поврежденных машин;

- своевременным и полным обеспечением войск автомобильным имуществом и рациональным его использованием;

- созданием и поддержанием в работоспособном состоянии парков и их элементов;

- высоким уровнем технической подготовки водителей и других специалистов автомобильной службы.

Особое внимание курсантов следует обратить на знание и исполнение обязанностей военного водителя.

Военный водитель отвечает за сбережение закреплённой за ним машины, её исправность и готовность к использованию.

твёрдо знать устройство технические возможности и правила эксплуатации закреплённой за ним машины;

уметь управлять закреплённой за ним машиной днём и ночью в различных дорожных условиях в любую погоду;

содержать машину исправной и в постоянной боевой готовности, добиваться продления сроков службы машины;

знать и точно соблюдать ПДД, команды, сигналы регулирования и управления, ни в коем случае не передавать управление машиной кому бы то ни было, не курить при управлении машиной;

знать периодичность и объём работ по техническому обслуживанию , межремонтный пробег и срок службы закреплённой за ним машины, шин и аккумуляторных батарей;

выполнять работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту, а также проводить специальную обработку закреплённой за ним машины;

знать сорта и нормы расхода применяемых на закреплённой за ним машине горючего, смазочных и других эксплуатационных материалов, не допускать их перерасхода и добиваться их экономии;

знать причины основных эксплуатационных неисправностей, уметь их обнаружить и устранять, не допускать поломок машины, докладывать о них командиру и немедленно устранять;

перед выходом машины из парка проверять техническое состояние машины и вести наблюдение за ней в пути, обращая внимание на исправность тормозов, рулевого управления, шин, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов, стеклоочистителей, на правильную установку зеркала заднего вида, чистоту и видимость номерных и опознавательных знаков;

при управлении машиной иметь при себе водительское удостоверение, документ, удостоверяющий личность водителя и путевой лист, водитель транспортной машины, кроме того должен иметь талон на право её эксплуатации;

знать и соблюдать нормы загрузки машины, правила посадки и перевозки людей, размещения, укладки и крепления грузов в кузове машины;

своевременно в целости и сохранности доставлять груз в указанное место;

уметь пользоваться схемой маршрута и ориентироваться на местности;

своевременно оформлять и сдавать в техническую часть или подразделение путевые листы;

в полевых условиях безотлучно находиться при машине и не менять её местонахождение без разрешения своего командира (начальника, старшего машины). Использовать всякую возможность для контрольного осмотра, технического обслуживания машины и устранения неисправностей, внимательно следить за командами и сигналами, быстро и чётко их выполнять;

укрывать и маскировать машину в боевых условиях;

соблюдать меры безопасности при эксплуатации, ремонте и эвакуации машины.

Далее руководитель занятия доводит до курсантов порядок деления машин на группы эксплуатации и организацию эксплуатации военной автомобильной техники в сложных условиях.

Необходимо объяснить курсантам, что в мирное время автомобильная техника воинских частей согласно штатам и табелям распределяется на группы эксплуатации и используется только по штатному предназначению.

Машины боевой и строевой групп эксплуатации используются для выполнения задач боевого дежурства и в соответствии с планами боевой подготовки.

Машины учебной группы эксплуатации - для обучения личного состава практическому вождению и работе со специальным оборудованием, смонтированным (установленным) на этих машинах. Использование машин боевой, строевой и учебной групп эксплуатации для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей не допускается.

Машины транспортной группы эксплуатации используются для повседневного обеспечения служебной деятельности.

Обращается внимание курсантов на то, что к использованию допускаются только машины, своевременно прошедшие ежегодный технический осмотр, при наличии соответствующего талона. Автобусы, легковые автомобили и прицепы к ним, иные транспортные средства, используемые для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей Вооруженных Сил, - при наличии страхового полиса и специального знака государственного образца обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование машин для обеспечения хозяйственной деятельности воинских частей разрешается в рабочие дни с 8.00 до 18.00, в предвыходные и предпраздничные дни - с 8.00 до 15.00. Легковые автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности должностных лиц воинской части, разрешается использовать до 20.00. Использование машин в рабочие, предвыходные и предпраздничные дни позднее указанного срока, а также в выходные и праздничные дни разрешается только при наличии пропуска установленной формы.

Приступая к доведению правил эксплуатации военной автомобильной техники в сложных ус ловиях необходимо пояснить, какие условия считаются сложными.

Сложными считаются условия эксплуатации машин в районах с особо низкой температурой воздуха, в пустынно-песчаных районах с жарким климатом, в горных районах, а также в распутицу и бездорожье.

Эксплуатации машин в районах с особо низкой температурой воздуха затрудняется из-за наличия снежного покрова, сильных ветров и метелей, а так же сокращения светлого времени суток. Затрудняется пуск двигателя, повышается вязкость масла и увеличивается вязкость электролита.

Эксплуатации машин в пустынно-песчаных районах с жарким климатом характеризуется сильными ветрами при высокой концентрации пыли в воздухе, малым количеством источников воды, пригодной для питья и заливки в систему охлаждения, почти полным отсутствием лесных насаждений и возможности укрытия машин.

Эксплуатации машин в горных районах характеризуется пониженным атмосферным давлением, резкими колебаниями температуры в течении суток, наличием крутых и затяжных подъёмов и спусков, узкой проезжей частью и большим количеством крутых поворотов.

Эксплуатации машин в распутицу и бездорожье требует от водителей умения преодолевать заболоченные участки, водные преграды, снежную целину и участки со скользким покрытием.

В последующем, боеготовность вверенной техники будет полностью определяться правильной и грамотной эксплуатацией, своевременностью и качеством проведения технических обслуживаний и ремонтов, умением и навыками водителей.

Важное место в плане проведения занятия занимает изучение комплекта водительского инструмента, индивидуального комплекта запасных частей и их размещение.

Руководитель занятия знакомит курсантов с перечнем инструментов и принадлежностями, которые должны быть в комплекте на каждом автомобиле и правилами их укладки. Объясняет курсантам перечень работ при проведении контрольного осмотра автомобиля и порядок их выполнения. Курсанты под руководством мастеров проводят контрольный осмотр автомобилей, изучают норматив № 9-В.

В заключительной части занятия руководитель доводит до курсантов основные требования по предупреждению автомобильных происшествий.

Основные требования по предупреждению автомобильных происшествий:

поддержание в подразделении твёрдого воинского порядка;

ежегодное проведение всесторонней проверки водителей и отстранение от управления машинами недисциплинированных и слабо подготовленных водителей;

постоянное совершенствование знаний личным составом автомобильной техники и правил её эксплуатации, навыков в вождении машин и маршевой подготовке;

регулярное ведение военно-технической пропаганды, обобщение опыта передовых водителей в эксплуатации машин без повреждений и происшествий, а также всемерное поощрение лучших из них.

Похожие документы:

Основных мероприятий регионального отделения досааф россии Белгородской области на 2016 год

. ДОСААФ России, федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения 1.7.4. Организация подготовки водителей транспортных средств категорий и входящих в них подкатегорий транспортных средств .

Одной из наиболее важных задач, решаемых инженерными войсками в ходе боевых действий, является ведение инженерной разведки объектов и местности. Самой сложной задачей инженерной разведки остается обнаружение инженерных заграждений. Инженерные машины данной группы позволяют определить проходимость местности, характер водных преград, разрушений, завалов и заграждений, возможность их преодоления или обхода, защитные и маскирующие свойства местности и т.п.

Оценить 402 0

План-конспект

проведения занятия по машинам инженерного вооружения

ВОПРОС 1: Военно-инженерная техника для ведения
инженерной разведки.

ВОПРОС 2: Военно-инженерная техника для преодоления
минно-взрывных заграждений.

Военно-инженерная техника для ведения
инженерной разведки

Одной из наиболее важных задач, решаемых инженерными войсками в ходе боевых действий, является ведение инженерной разведки объектов и местности. Самой сложной задачей инженерной разведки остается обнаружение инженерных заграждений. Инженерные машины данной группы позволяют определить проходимость местности, характер водных преград, разрушений, завалов и заграждений, возможность их преодоления или обхода, защитные и маскирующие свойства местности и т.п.

Инженерная разведывательная машина ИРМ-2 предназ­начена для разведки местности, путей движения войск и водных преград.

Установленные на ней стационарные и переносные приборы инже­нерной разведки позволяют получать данные о путях движения войск (проходимости, величине уклонов, наличии минно-взрывных загражде­ний и зараженности местности), о водных преградах (ширине, глуби­не, скорости течения, проходимости входов и выходов и относительной плотности дна, наличии на­вигационных препятствий, толщине льда) и сведения о несущей способности мостов.

Инженерная разведывательная машина ИРМ

Темп ведения разведки местности достигает 10 км/ч, мин­но-взрывных заграждений - до 5 км/ч, а время на разведку створа водной преграды шириной до 100 м составляет до 5 минут.

Машина создана на специальной бронированной гусеничной базе с использованием основных узлов и агрегатов боевой машины пехоты БМП-1. Шестицилиндровый четырехтактный дизель УТД-20 мощностью 220 кВт обеспечивает высокую маневренность машины. Скорость дви­жения по суше до 52 км/ч. Скорость движения на плаву, обеспечива­емая водоходным движителем, достигает 11 км/ч.

К стационарным приборам разведки относятся речной широкозах­ватный миноискатель РШМ-2 и инженерный разведывательный эхолот ЭИР. Речной широкозахватный миноискатель РШМ-2 предназначен для поиска металлических противотанковых и противодесантных мин, ус­тановленных на суше и воде.

Инженерный разведывательный эхолот ЭИР предназначен для оп­ределения глубин, профиля дна водной преграды, оценки относитель­ной плотности грунта дна и обнаружения навигационных препятствий в толще воды с записью на электротермическую бумагу. Диапазон из­меряемых глубин - от 0,5 до 20 м.

К переносным приборам инженерной разведки относятся: артил­лерийская перископическая буссоль ПАБ-2АМ; ручные миноискатели ИМП и РВМ-2; перископ инженерной разведки ПИР; саперный дальномер ДСП-30; ручной пенетрометр РП-1; комплект разведки мостов КРМ; ручной ледобур; ледомерная линейка и комплект разминирования КР-О.

Для осуществления наблюдения за местностью в дневное и ноч­ное время, а также для ориентации на местности на машине установ­лены:

выдвижной панорамный перископ ПИР-451;

прибор ночного видения ТВН-2БМ;

авиагоризонт АГИ-С для определения углов уклона местности;

индивидуальные приборы наблюдения расчета ТНПО-160;

танковая навигационная аппаратура ТНА-3.

Машина имеет систему коллективной защиты от ОМП, систему маскировки термодымового типа (ТДА), водоотливное насосное уст­ройство, вооружена курсовым пулеметом ПКТ, оснащена средствами связи.

Машина ИРМ является основным разведывательным средством ин­женерных войск.

Комплект средств инженерной разведки с вертолета КРВ - предназначен для ведения аэрофотографической и аэровизуаль­ной разведки местности, путей движения войск, водных преград, минно-взрывных и других инженерных заграждений, контроля качества маскировки войск и наземной обработки материалов разведки. Комплект перевозится на автомобиле ЗИЛ-131 с кузовом фурго­ном. Для ведения инженерной разведки в вертолет МИ-8Т устанавли­ваются средства аэрофотографической и аэровизуальной разведки: аэрофотоаппараты АФА-41/10, АФА-42/100, фотоаппарат ФС, бинокль Б-8, оптический визир, труба зенитная командирская ТЗК, диктофон П-180. На автомобиле перевозятся и развертываются средства фотола­бораторной обработки, дешифрирования и оформления материалов воз­душной разведки.

Применение КРВ позволяет вести плановое фотографирование при скорости до 180 км/ч. При полете вертолета на удалении 2. 5 км от переднего края обеспечивается инженерная разведка на глубину до 15 км.

Военно-инженерная техника для преодоления
минно-взрывных заграждений

Обеспечение мобильности своих войск является одной из самых важных задач инженерного обеспечения.

При ведении современных боевых действий минные поля будут основным препятствием, способным значительно снизить мобильные возможности войск. Устанавливаться минные поля будут как обычными средствами (вручную, при помощи минных заградителей), так и при помощи средств дистанционного минирования (инженерных, артиллерийских, ракетных, авиационных). Спектр применяемых мин также широк и разнообразен.

В настоящее время существуют четыре основных способа проделывания проходов в минных полях: механический, взрывной, неконтактный и вручную.

При механическом способе проделывания проходов в минных полях используются навесные (встроенные) устройства, которые крепятся в передней части бронированной машины (катковые и катково-ножевые тралы КМТ-6, КМТ-7, КМТ-8, КМТ-10) (таблица 19) или бронированные машины разминирования БМР-2, БМР-3).

Взрывной способ проделывания проходов в минных полях предусматривает использование зарядов разминирования, при подрыве которых установленные мины срабатывают, разрушаются и выбрасываются за пределы проделываемого прохода (установки разминирования УР-77, УР-83П).

Неконтактный способ используется для приведения к срабатыванию мин, имеющих неконтактные датчики цели или выведения из строя электронных компонентов взрывателей (электромагнитный трал ЭМТ).

Колейные ножевые тралы КМТ-6, КМТ-8, КМТ-10 (рис.47) выкапывающего принципа действия конструктивно выполнены в виде отвала с черенковыми ножами. Ножи при встрече с миной выталкивают ее на поверхность, а отвалы отводят в сторону.

Колейные катково-ножевые тралы КМТ-7 наряду с ножевыми секциями имеют две катковые секции, которые своим весом воздействуют на нажимные взрыватели противотанковых мин и приводят их к действию.

Электромагнитными тралами ЭМТ могут оснащаться танки с любым типом трала.

Установка разминирования УР-77 предназначена для проделывания проходов в противотанковых минных полях взрывным способом. Базовой машиной УР-77 является многоцелевой гусеничный бронированный тягач МТЛ-БУ. Машина обеспечивает подачу заряда разминирования на дальность 200…500 м, после взрыва которого в минном поле образуется проход глубиной 90 м и шириной 6 м. Боекомплект установки 2 заряда. Масса 15,5 т. Машина обладает высокой технической подвижностью: скорость на суше до 60 км/ч, на воде – до 5 км/ч.

командирской подготовки по военно-технической подготовке

Цели занятия:

  1. Совершенствование теоретических и практических навыков способов руководства служебной деятельностью подразделения пограничного контроля.
  2. Освоение новых способов руководства служебной деятельности отделения пограничного контроля.

Учебные вопросы:

  1. Организация эксплуатации автомобильной техники
  2. Организация ремонта и хранения автомобильной техники.

Учебное пособие:

К автомобильной технике относятся: автомобили, колесные и гусеничные тягачи, транспортеры-тягачи, транспортеры; шасси автомобилей, транспортеров-тягачей, транспортеров и других самоходных машин, предназначенных для установки (монтажа) средств связи и управления, вооружения и специальной техники; прицепы и полуприцепы; подвижные средства для технического обслуживания и ремонта автомобильной техники, а также снегоходная техника и тракторы, принятые на снабжение войск.

Автомобили по типам разделяются на легковые, грузовые и специальные.

Автомобильная техника по назначению распределяется на группы боевых, учебно-боевых, строевых, транспортных и учебных машин.

Эксплуатация техники заключается в ее подготовке и технически правильном использовании, техническом обслуживании, транспортировании и хранении. За организацию эксплуатации машин отвечает начальник, который проводит совместно с технической частью комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению постоянной боевой готовности и безаварийной эксплуатации штатной и приданной техники. К эксплуатации допускаются только укомплектованные, исправные, подготовленные к работе в сложных условиях машины. Исправной считается техника, пригодная к использованию по назначению, полностью укомплектованная отрегулированными, нормально работающими агрегатами, узлами, механизмами, приборами, специальным оборудованием и обеспечивающая безопасность движения.

Категорически запрещается использовать машины неисправные, по неразведанным дорогам, перевалам, необорудованным бродам и переправам; не по назначению, а также для перевозки грузов посторонних организаций и частных лиц. За нарушение правил эксплуатации техники виновные должностные лица привлекаются установленным порядком к дисциплинарной, материальной или уголовной ответственности.

Эксплуатация техники любого подразделения осуществляется в соответствии с годовым и месячным планами эксплуатации и выхода машин в ремонт, которые разрабатываются технической частью отряда. Неплановая эксплуатация машин, перерасход установленного лимита моторесурсов недопустимы, так как могут привести к снижению боеспособности подразделения, выходу в ремонт машин в непредусмотренные сроки и, как следствие, увеличат простои техники в ожидании ремонта.

Основанием для планирования эксплуатации машин являются расчеты потребности в работе машин по периодам, составляемые начальниками.

Эксплуатационными документами на машины являются: путевой лист, книга учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов, журнал выхода и возвращения машин. Путевые листы на автомобили выписываются старшиной на каждые сутки на основании плана охраны государственной границы и после подписи их начальником вручаются водителям. Водители в полученном путевом листе указывают наличие горюче-смазочных материалов перед выездом и представляют машины для осмотра начальнику или заместителю, который после проверки технического состояния машины подписью в путевом листе подтверждает ее исправность и заносит показания спидометра.

После проверки технического состояния машины водители получают конкретное задание на выезд в форме приказа.

При выезде машины с территории парка оформление путевого листа, наличие удостоверения водителя на право управления транспортным средством проверяет дежурный по парку и делает отметку на лицевой стороне путевого листа о времени убытия машины в рейс. Одновременно с этим производится запись в журнале выхода и возвращения машин.

После окончания каждого рейса водитель предъявляет путевой лист старшему машины, который, проверив правильность записей (время, пробег) расписывается за использование машины.

В конце суток полностью оформленный путевой лист предъявляется командиру подразделения, который проверяет все записи и подписью подтверждает выполнение работы машиной и соответствие записей в путевом листе.

Проверенный путевой лист водитель сдает старшине (старшему технику) подразделения и получает новый на очередные сутки работы машины.

Книга учета работы машин, расхода горючего и смазочных материалов ведется техником (старшиной) подразделения. В ней на основании оформленных путевых листов записываются: работа машины, расход горючего и смазочных материалов за каждый день работы, а в конце месяца подводятся итоги за месяц.

Боевая готовность, надежность и экономичность работы машин во многом зависят от своевременной и качественной заправки их систем и агрегатов соответствующими сортами горючего, масел и специальных жидкостей.

При эксплуатации гусеничных и колесных машин применяются горючее, масла и специальные жидкости различных видов, сортов и марок, в число которых входят:

  1. Горючее
  2. Масла
  3. Пластичные смазки
  4. Специальные жидкости
  5. Разные продукты.

Горючее. Автомобильные бензины являются наиболее массовым видом горючего, обеспечивающим работу в различных климатических зонах и в разное время года. Основным критерием подбора бензинов для эксплуатации двигателей является степень сжатия двигателя. Дизтопливо применяется в двигателях с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелях)

Масла подразделяются на: газотурбинные, авиационные, поршневые, моторные, трансмиссионные, редукторные, турбинные, компрессорные и др.

Пластичные смазки применяются для таких узлов трения, в которых по их конструктивным особенностям не удерживаются жидкие масла, напр. Для подшипников ступиц, ходовой части и др. В зависимости от назначение смазки принято делить на универсальные и специальные.

Специальные жидкости. Наиболее широко в качестве охлаждающих жидкостей применяются вода и водо-спиртовые смеси, низкозамерзающие охлаждающие жидкости (смесь этиленгликоля с водой).

При необходимости получения услуг грузоперевозок рекомендую использовать этот сервис.

Конспект по инженерной подготовке

1. Показ оборудованных фортификационных сооружений для защиты личного состава и техники. Способы их маскировки.

Занятие по инженерной подготовке проводится в поле или на инженерном городке, в сложной, быстро меняющейся тактической обстановке, допускающей реальное выполнение различных задач по оборудованию укрытий для личного состава и боевой техники и решению других инженерных задач. На занятие подразделение выводится в полном составе. Занятия должны носить практический характер и соответствующим образом материально обеспечиваться.

Личный состав на занятие выходит с оружием, средствами индивидуальной защиты, и шанцевым инструментом. Занятия по инженерной подготовке организуются и проводятся, как правило, в составе взвода. При выполнении нормативов занятия проводятся на учебных местах в составе отделения. Практические занятия по наиболее сложным темам организуются и проводятся непосредственно начальником инженерной службы или его помощником.

Для отработки учебных вопросов создается тактическая обстановка, которая в целях усложнения выполнения задачи должна постоянно наращиваться путем объявления различных вводных.

Отделениям (расчетам) ставятся конкретные задачи в соответствии с их боевым предназначением. Командир подразделения на занятии должен совершенствовать практические навыки в организации работы и в управлении подразделением.

Выход обучаемых в район занятия, передвижение в ходе занятия и возвращение их в расположение могут проводиться в тактической обстановке с отработкой действий подразделения на марше, при ядерном, химическом, воздушном нападении противника, преодолении зараженных и разрушенных участков местности.

Местность, на которой проводится занятие, должна в наибольшей степени обеспечивать поучительность занятия, способствовать качественной отработке учебных вопросов и достижению поставленных учебных целей. Руководитель занятия должен хорошо ознакомиться с местом проведения и умело использовать его в целях достижения поучительности занятия.

На занятиях по инженерной подготовке применяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, показ, самостоятельная работа и практические занятия. На каждом занятии могут применяться несколько методов обучения. Практические занятия должны проводиться в форме тренировок.

Структура каждого занятия по инженерной подготовке включает вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части занятия руководитель занятия организует получение военнослужащими оружия, индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевый инструмент. Затем выводит подразделение к месту проведения занятия. При проверке внешнего вида он обращает особе внимание на правильность подгонки обмундирования и снаряжения подчиненных, проверяет оружие на его наличие и комплектность. Контрольный опрос военнослужащих должен состоять из вопросов по предыдущим темам. По результатам контрольного опроса руководитель выставляет оценки. Затем он объявляет обучаемым тему, занятие и цель предстоящего занятия, при этом особо отмечает, какие знания и навыки, приобретенные ранее, могут пригодиться при изучении вопросов предстоящего занятия. Руководитель занятия доводит до военнослужащих требования мер безопасности при обращении с оружием и шанцевым инструментом, другим инженерным оборудованием, средствами взрывания и имитации, указывает порядок безопасного выполнения элементов занятия. Объявляет сигналы взаимодействия, управления и тревоги на время предстоящего занятия.

В ходе занятий и тренировок руководитель занятия контролирует работу руководителей на учебных местах, руководит сменой учебных мест, определяет характерные недостатки; при необходимости применяет индивидуальный способ обучения лично или закрепляет за отстающими командира отделения (ЗКВ) для дополнительной тренировки по устранению вскрытых недостатков.

В случае нарушения обучаемыми требований безопасности руководитель занятия немедленно прекращает занятие (выполнение норматива), выстраивает обучаемых (при необходимости организует немедленный отход в укрытие или на безопасное расстояние), после чего поясняет суть нарушения (неправильного действия), его возможные или неминуемые вредные (опасные) последствия.

В конце основной части занятия руководитель проводит анализ качества усвоения учебных вопросов обучаемыми, заслушивает доклады руководителей на учебных местах и на этой основе устанавливает типичные ошибки в действиях обучаемых.

После отработки учебного вопроса руководитель проводит заключительную часть занятия. В первую очередь он проверяет оружие на его наличие и комплектность, состояние индивидуальных средств защиты, экипировки и шанцевого инструмента, другого инженерного имущества и средств имитации. При подведении итогов занятия руководитель напоминает обучаемым тему, учебные цели и основные вопросы, получившие отражение на занятии. Отмечает положительное в действиях личного состава, подробно разбирает характерные ошибки. Затем он объявляет военнослужащим оценки, полученные за контрольные вопросы во вводной части занятия, выполнение нормативов (практических действий) в основной части и отмечает лучших военнослужащих по результатам отработки вопросов текущего занятия. Заканчивая занятие, руководитель объявляет тему предстоящего занятия, выдает задание на самоподготовку и организует отправку личного состава в подразделение для сдачи оружия, средств индивидуальной защиты, экипировки и шанцевого инструмента.

Читайте также: