Основы безопасного поведения в толпе паника 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Неизбежно, каждый из нас, хотя бы раз в жизни, но попадал в столпотворение. Попадая под влияние толпы, человек теряет контроль над своим поведением. Он полностью подчиняется общему настроению, движению. Толпу трудно остановить. Ею сложно управлять. Что же делать? Как действовать, если вы оказались в такой ситуации?

Рекомендации по безопасному поведению в общественных местах.

1.Не порывайтесь попасть в наиболее плотное скопление людей на небольшом пространстве.

2.Если Вы столкнулись с нарушением пожарной безопасности или общественного порядка – лучше, как можно быстрее, покинуть это место.

3.Не вступайте в перебранку в общественном месте с кем-либо – это бесполезно.

4.К вам пристаёт нетрезвый человек, промолчите и лучше отойдите в сторону.

Рекомендации по безопасному поведению в толпе

2.Следуйте движению людей. Не пытайтесь двигаться против толпы.

3.Избегайте центра столпотворения и её краёв.

4.Уклоняйтесь от препятствий на вашем пути, чтобы не прижали вас к ним.

5.Не цепляйтесь ни за какие-либо предметы руками.

6.Толчки с разных сторон сдерживайте согнутыми в локтях руками и прижатыми к туловищу.

8.Ведите себя спокойно и миролюбиво.

9.Не делайте резких движений.

10.Не обсуждайте происходящее.

11.Не призывайте людей к порядку.

12.Не пользуйтесь фотоаппаратом и телефоном.

13.Выполняйте указания организатора движения или блюстителя порядка.

14.Самое страшное в толпе – упасть. Если Вы все же упали, необходимо сделать все, чтобы немедленно подняться. Свернитесь клубком на боку, защищая голову, и резко, подтягивая под себя ноги, поднимайтесь в сторону движения людей.
Конечно, советовать – легко, а вот соблюдать эти рекомендации – трудно. Но, тем не менее, лучше знать, как действовать в такой ситуации, чем быть в неведеньи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать основные правила безопасного поведения в толпе, разобрать виды толпы. Дать понятие паники.

Образовательные:

Дать общее представление о толпе.

Разобрать особенности типов толпы

Разобрать особенности поведения индивида в толпе.

Развивающие:

Развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Воспитательная:

Помочь почувствовать учащимся собственную индивидуальность

Оборудование: презентация, пректор.

Тип урока: получение новых знаний.

Орг. момент. Проверка готовности учащихся. Приветствие!

Живя в современном городе, человек нередко оказывается в местах массового скопления людей. Много публики часто собирается на парады и шествия, на концерты и выступления звёзд эстрады, на спортивные матчи, во время различных акций и политических выступлений, в клубах, метро, на остановках общественного транспорта. (Слайд 1)

3.Основная часть.

Так что же такое толпа? Попробуйте самостоятельно сформулировать это понятие.

Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения. (Слайд 2)

Различают три основных вида толпы. Посмотрите слайды и дайте название каждому виду.

(Слайд3-5) Работа в группах.

Всего социологи, психологи различают три типа массовых скоплений людей. Первый - это пассивная толпа, ещё говорят "стадо". Такой тип толпы может быть образован в месте массового скопления людей: на вокзале, на выставке, в очереди торгового комплекса, на остановке транспорта. Все люди там оказались случайно и толпы, образованная ими, не несёт в себе активных действий. Однако, как у всякого большого скопления людей в нём есть глубоко заложенный активный потенциал. Стоит произойти событию, которые повлияет на определённую часть скопления, и люди, скованные одним стремлением, начнут действовать как единая толпа.

Активный тип массового скопления людей. Отличается от пассивного скопления людей тем, что эта большая группа людей уже несёт в себе заряженные эмоции. То есть люди пришли в это место специально, что бы поддержать кого-либо или выразить своё отношение к идее или происходящему событию в мире. Люди, находясь в скоплении людей активного типа, поддерживают друг друга и готовы на реальные коллективные действия. Они, как им кажется, действуют ради единой цели, сообща. Катализатором к действию может быть внешнее воздействие, например, только что полученная новость или речь человека с трибуны, так и внутренний процесс. К активному типу массового скопления людей относится толпа в момент катастрофы или крушения. Такая реакция людей сильно затрудняет ведение поисково-спасательных работ. Во время опасности и угрозы жизни сознание у человека сужается, способность здраво мыслить уходит на второй план, проявляют себя только рефлексы, автоматизмы, бездумные физические действия.

Третий тип характеристики толпы - агрессивный. Для массового скопления людей агрессивный тип поведения является результатом заранее спланированных действий организаторов мероприятия, либо последствием развития активной толпы. Агрессивным скоплением людей можно назвать толпу мародёров, когда в период общего ослабления самосознания, жажда наживы берет верх над разумом и страхом быть пойманным.

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. (Рассказ учителя) Слайд 6)

Человека в толпе характеризуют следующие черты.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

Для того чтобы вернуться с очередного мероприятия без ушибов или переломов, необходимо знать основные принципы поведения массового скопления людей и безопасного поведения в толпе. Сейчас вы проведете самостоятельную работу. Из параграфа 21 на стр.114 выпишите правила поведения в толпе. Далее мы обсудим эти правила и, может быть, вы добавите какие-то свои правила.

Сверяемся с правилами на слайде (Слайд 7-8), учащиеся добавляют свои правила.

Зачастую в толпе возникает паника. Объясните значение этого слова. Сверяемся со слайдом ( Слайд 9): Паника — это состояние интенсивного страха перед реальной или предполагаемой угрозой. Паника является сильной стрессовой реакцией организма на часто неожиданные и пугающие ситуации и идет вместе с совокупностью разнообразных вегетативных и соматических симптомов. При этом, при известных обстоятельствах, могут ограничиваться базовые человеческие навыки.

Закрепление материала.

Класс разбивается на три группы. Каждой группе выводится слайд с определенным типом толпы.

Необходимо определить тип толпы, рассказать при каких условиях толпа может поменять свой тип. Описать свои действия поведения в толпе.

Рефлексия. Ребята, скажите те вопросы, которые мы рассматривали на сегодняшнем уроке, актуальны в вашей жизни, могут ли они пригодиться?

Маленький тест: «Сейчас прозвенит звонок, и дети седьмого класса превратятся в активную толпу, несущуюся по коридорам. Как должен поступить индивид?

А) нестись впереди толпы, подбадривая ее криками;

Б) идти спокойно сзади толпы на почтительном расстоянии. (Слайд 10)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПО ОБЖ В 7 КЛАССЕ.

Цель: Дать основные правила безопасного поведения в толпе, разобрать виды толпы. Дать понятие паники.

Образовательные:

Дать общее представление о толпе.

Разобрать особенности типов толпы

Разобрать особенности поведения индивида в толпе.

Развивающие:

Развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Воспитательная:

Помочь почувствовать учащимся собственную индивидуальность

Оборудование: презентация, пректор .

Тип урока: получение новых знаний.

Орг. момент . Проверка готовности учащихся. Приветствие!

Живя в современном городе, человек нередко оказывается в местах массового скопления людей. Много публики часто собирается на парады и шествия, на концерты и выступления звёзд эстрады, на спортивные матчи, во время различных акций и политических выступлений, в клубах, метро, на остановках общественного транспорта. (Слайд 1)

3.Основная часть.

Так что же такое толпа? Попробуйте самостоятельно сформулировать это понятие.

Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения. (Слайд 2)

Различают три основных вида толпы. Посмотрите слайды и дайте название каждому виду.

(Слайд3-5) Работа в группах.

Всего социологи, психологи различают три типа массовых скоплений людей. Первый - это пассивная толпа, ещё говорят "стадо" . Такой тип толпы может быть образован в месте массового скопления людей: на вокзале, на выставке, в очереди торгового комплекса, на остановке транспорта. Все люди там оказались случайно и толпы, образованная ими, не несёт в себе активных действий. Однако, как у всякого большого скопления людей в нём есть глубоко заложенный активный потенциал. Стоит произойти событию, которые повлияет на определённую часть скопления, и люди, скованные одним стремлением, начнут действовать как единая толпа.

Активный тип массового скопления людей. Отличается от пассивного скопления людей тем, что эта большая группа людей уже несёт в себе заряженные эмоции. То есть люди пришли в это место специально, что бы поддержать кого-либо или выразить своё отношение к идее или происходящему событию в мире. Люди, находясь в скоплении людей активного типа, поддерживают друг друга и готовы на реальные коллективные действия. Они, как им кажется, действуют ради единой цели, сообща. Катализатором к действию может быть внешнее воздействие, например, только что полученная новость или речь человека с трибуны, так и внутренний процесс. К активному типу массового скопления людей относится толпа в момент катастрофы или крушения. Такая реакция людей сильно затрудняет ведение поисково-спасательных работ . Во время опасности и угрозы жизни сознание у человека сужается, способность здраво мыслить уходит на второй план, проявляют себя только рефлексы, автоматизмы, бездумные физические действия.

Третий тип характеристики толпы - агрессивный . Для массового скопления людей агрессивный тип поведения является результатом заранее спланированных действий организаторов мероприятия, либо последствием развития активной толпы. Агрессивным скоплением людей можно назвать толпу мародёров, когда в период общего ослабления самосознания, жажда наживы берет верх над разумом и страхом быть пойманным.

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. (Рассказ учителя) Слайд 6)

Человека в толпе характеризуют следующие черты.

Инстинктивность . В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Бессознательность . В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения (ассоциации) . В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

Безответственность . В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

Для того чтобы вернуться с очередного мероприятия без ушибов или переломов, необходимо знать основные принципы поведения массового скопления людей и безопасного поведения в толпе. Сейчас вы проведете самостоятельную работу. Из параграфа 21 на стр.114 выпишите правила поведения в толпе. Далее мы обсудим эти правила и, может быть, вы добавите какие-то свои правила.

Сверяемся с правилами на слайде (Слайд 7-8), учащиеся добавляют свои правила.

Зачастую в толпе возникает паника. Объясните значение этого слова. Сверяемся со слайдом ( Слайд 9): Паника — это состояние интенсивного страха перед реальной или предполагаемой угрозой. Паника является сильной стрессовой реакцией организма на часто неожиданные и пугающие ситуации и идет вместе с совокупностью разнообразных вегетативных и соматических симптомов. При этом, при известных обстоятельствах, могут ограничиваться базовые человеческие навыки.

Закрепление материала.

Класс разбивается на три группы. Каждой группе выводится слайд с определенным типом толпы.

Необходимо определить тип толпы, рассказать при каких условиях толпа может поменять свой тип. Описать свои действия поведения в толпе.

Рефлексия. Ребята, скажите те вопросы, которые мы рассматривали на сегодняшнем уроке, актуальны в вашей жизни, могут ли они пригодиться?

Маленький тест: «Сейчас прозвенит звонок, и дети седьмого класса превратятся в активную толпу, несущуюся по коридорам. Как должен поступить индивид?

А) нестись впереди толпы, подбадривая ее криками;

Б) идти спокойно сзади толпы на почтительном расстоянии. (Слайд 10)

bezop

Живя в современном большом городе, человек нередко оказывается в местах массового скопления людей. Много публики часто собирается на парады и шествия, на концерты и выступления звёзд эстрады, на спортивные матчи, во время различных акций и политических выступлений, в клубах, метро, на остановках общественного транспорта.

Опасность толпы не всегда сразу себя проявляет. Люди любят собираться вместе. Но не всегда весёлая, шумная компания или массовое сборище имеет позитивный настрой. Опасность толпы заключается в её спонтанности, непредсказуемости и силе воздействия на каждого индивидуума в отдельности.

Для того чтобы вернуться с очередного мероприятия без ушибов или переломов, необходимо знать основные принципы поведения массового скопления людей и безопасного поведения в толпе.

Цели: ознакомить учащихся с зонами большого скопления народа и возможными опасностями в этих зонах; учить правилам безопасного поведения в толпе.

- Учитель: Расскажите, где вы бываете с родителями в праздничные и выходные дни? (учащиеся по-очереди перечисляют места семейного отдыха и прочие публичные места, а учитель фиксирует их на доске).

- Центры досуга и развлечений.

- Психолог: Все перечисленное – это места большого скопления народа. Сегодня мы будем говорить об опасностях, которые угрожают человеку в местах большого скопления народа. Будем учиться правильно вести себя, оказавшись в толпе, не поддаваться панике.

Работа по теме урока.

- Вспомните, кто из вас хоть раз оказывался в толпе?

- Расскажите о своих чувствах и действиях.

- Психолог: Практически каждый человек непроизвольно подчиняется непреодолимой силе толпы. У него проявляется несвойственная ему ранее агрессивность (пояснения), меняются характерные черты личности, т. е. из труса он может превратиться в героя, из слабого – в сильного, так как под прикрытием толпы ему кажется, что он может остаться безнаказанным за свои действия. Но это на время, пока действует психология толпы. Человек под воздействием толпы склонен к произволу (пояснения), свирепости, вплоть до убийства другого человека. Толпа подобна стихийному бедствию или техногенным авариям, которые внезапно возникают и приносят иногда непоправимые последствия (вред здоровью, травмы различной тяжести и т. п.). Особо опасно – поддаваться панике (пояснения).

- Учитель: Ученые США провели исследования и выделили основные характерные черты поведения людей, поддавшихся панике толпы:

паническое бегство всегда направлено в сторону от опасности (не делаются никакие попытки противодействия);

направление бегства при панике не является случайным (выбор знакомой дороги или той дороги, по которой бегут остальные);

по своему характеру паническое бегство – асоциально (самые сильные связи могут быть прерваны: мать может бросить ребенка, муж – жену и т. д.);

человек, охваченный паникой, всегда верит, что обстановка крайне опасна (паническое бегство прекращается, когда человек думает, что оказался вне зоны опасности);

человек, охваченный паникой, плохо соображает, хотя полностью его действия не лишены логики. проблема скорее в том, что он не ищет альтернативных решений и не видит последствий своего решения, как, например, в типичной для пожара ситуации – прыжок с большой высоты;

Перечисленные особенности толпы свидетельствуют, что остановить толпу может только сверхсильный эмоциональный тормоз. Таким тормозом может стать лидер толпы, пользующийся непререкаемым авторитетом. Его голос и четкая команда могут повлиять на толпу. Другое средство – горячее убеждение в опасности.

- Психолог: А теперь советы тем, кто хочет избежать опасности:

Если ты хочешь жить – немедленно уходи из толпы.

Лучше обойти толпу, но не идти против ее течения.

Если тебя увлекли – избегай центра и края (витрины, набережные).

Не цепляйся за решетки, деревья (могут быть сломаны руки и ноги).

Застегнись, выбрось все, что держишь в руках, согни их и прижми к груди.

Главная задача – не упасть!

Если упал – защити голову руками, сгруппируйся и рывком попробуй подняться (продемонстрировать), опираясь только на одну, согнутую в колене ногу.

Самое главное – при попадании ув толпу помни и осмысли свои действия. Принимай обдуманные решения.

Сохраняй спокойствие, старайся ровно дышать!

При обсуждении этих рекомендаций учащимся даются пояснения, почему поступать надо именно так, а не иначе.

Лучше всего не попадать в нее. Обойти.

Не идти против толпы!

Избегать центра толпы и ее краев.

Не цепляться ни за что руками.

Уронив что – либо, не пытаться поднять.

Главное – не упасть! В случае падения постараться подняться рывком.

Чтобы противостоять толчкам и сдавливанию, следует согнуть руки в локтях и сцепить кисти рук на груди.

Читайте также: