Основные требования к тексту 8 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,

И слезой, и ветром, и грозой.

Сколько в нём заботы и труда,

Сколько людям он несёт добра.

Ход урока

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

Актуализация полученных ранее знаний.

Учитель: Запишите в тетрадях дату и тему урока : Сжатое изложение. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

Учитель: Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы – написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.

(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать)

А что значит сжать текст?

Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т. е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Повторим приемы сжатия текста.

Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны?

1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)

II. Практическая работа на уроке.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова В. Штурмина, которая станут эпиграфом к нашему уроку.

Прочитайте их и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?

(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,

И слезой, и ветром, и грозой.

Сколько в нём заботы и труда,

Сколько людям он несёт добра.

Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст о ценности хлеба.)

1. Первичное знакомство с текстом.

Учитель вслух читает исходный текст.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.

Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом,человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(По Н. В. Беседину) 161 слово

Учитель: Определим тему, основную мыслью, тип и стиль речи исходного текста.

(Тема прослушанного текста – о хлебе.

Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку.

В словах поэта В. Штурмина заключена мысль о ценности хлеба. Эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту!

Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический.

Языковой анализ текста.

Деление текста на микротемы.

Учитель: Что такое микротема? Определите микротему каждого абзаца.

(Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)

(1 микротема о большой ценности хлеба в жизни человека)

Давайте поработаем со словами, значение которых требует нашего объяснения. (Работа с толковым, орфографическим и фразеологическим словарями поручается группе учащихся).

Учитель: Как связан хлеб с нравственным состоянием общества? Об этом 2 микротема текста.

Кого называют нахлебниками? (Людей, живущих за чужой счёт.)

Учитель: Определите 3 микротему исходного текста.

(Автор текста в 3 микротеме называет хлеб чудесным даром и призывает нас, читателей, уважительней относиться к хлебу. От этого мы станем чище душой, совестливей и добрей.)

Орфографическая и пунктуационная работа с текстом.

Учитель: Теперь давайте поработаем над орфограммами текста.

Учащиеся записывают слова и объясняют орфограммы, производят морфемный разбор некоторых слов.

(Издавна, преломившие, ценность, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, неразрывная, нравственным, ценность, совестливее, добрее.)

Учитель: Обращаю ваше внимание на пунктуацию в сложных предложениях.

Предлагаю провести пунктуационный разбор предложений из текста.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. (Бессоюзное сложное предложение. Между частями ставим двоеточие, так как 2 часть поясняет содержание 1)

Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. (Сложносочинённое предложение. Между частями ставим запятую перед противительным союзом)

Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. (Сложноподчинённое предложение, соединённое подчинительным союзом.)

III. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся работают с черновиком по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.

Учащиеся проверяют получившиеся изложения, выявляют ошибки и устраняют их. Переписывают изложение на чистовик.

IV. Подведение итогов урока.

- Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

- Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?

Выставление оценок за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Произвести сжатие текста, полученного учащимися на карточках.

1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

6. Обдумайте средства связи между частями.

8. Запишите получившийся вариант текста.

К основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

• замена прямой речи косвенной.

• исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

• исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

• образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Текст для прослушивания

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет.

Хлеб, доставшийся даром,не заработанный трудом,человека портит, потому что лишает его нравственной основы. Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

(ПО Н. В. Беседину) 161 слово

Этапы деятельности по анализу текста

Этапы учебной деятельности

1. Этап определения темы текста.

Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

• по началу текста;

• по ключевым словам;

• по ключевым эпизодам;

• по поступкам или размышлениям героев (автора)

• по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

Что нам помогает сформулировать идею?

Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

Назовите композиционные части текста.

Композиция текста – построение текста.

Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

Коммуникативные : научиться понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы слушания, формирование действий по ведению учебного диалога; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

Регулятивные: научиться выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

Познавательные : формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формулировать тему, идею текста.

Предметные: научиться обобщать и систематизировать знания о тексте и его признаках; закреплять знания о типах и стилях речи; совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.

Личностные: умение формировать положительную мотивацию изучения родного языка; нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Тип урока : комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы : фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.

Средства обучения: тексты (рабочие материалы), доска, схема.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Что изучает этот раздел?

- Какая будет тема урока?

Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, его признаки, вспомним типы и стили речи. А также будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.

2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

(У каждого ученика на парте лежат листы с тремя текстами).

- Перед вами рабочие материалы. Давайте посмотрим на первый текст. О чем он? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

(Это не текст и даже не отрывок из него. Каждое предложение здесь совершенно автономно: между ними нет связи, во всех говорится о разном).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(Потому, что он похож на другие тексты. Потому, что в нём есть законченная мысль. Потому, что предложения связаны друг с другом).

3. Мотивация

- Можем ли мы считать набор предложений текстом?

- Для чего нам нужны знания о тексте и его признаках? (Чтобы создавать собственные тексты)

4. Актуализация имеющихся знаний.

- Мы сказали, что одним из основных признаков текста является единство темы и наличие авторской мысли. Давайте вспомним что это?

- Что такое тема текста? (Тема – о чем этот текст).

- Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста).

5. Объяснение нового материала.

- Что такое текст? Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

- По каким признакам мы определяем текст? (выясняем на примере данного текста).

Составление схемы (коллективно, письменно)

Запись в тетради. Признаки текста:

Смысловая и грамматическая связь;

Наличие главной мысли;

Обобщение знаний о типах и стилях речи.

- Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете? - Чем они отличаются друг от друга?

Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. (При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

- Кроме того, одним из основных признаков текста является стиль. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

- Научный стиль используется для точной передачи научных знаний.

- Официально-деловой. Основная цель данного стиля – точная передача деловой информации.

-Художественный. Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.

-Разговорный стиль используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами.

- Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то убедить, к чему-то призвать?

6. Закрепление. Работа с текстом.

Возьмите текст № 2. Задание:

Прочитайте текст, определите тему, идею, тип и стиль речи. Прокомментируйте пропущенные орфограммы. В выделенном предложении пропущены запятые. Объясните, где и почему вы их поставите.

У каждого писателя есть главная, та единстве(н,нн)ая, (не)написа(н,нн)ая книга, которая терпеливо(медленно) оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопле(н,нн)ого душевного опыта. Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная, ибо тр..пинки сознания, по которым он (не)зримо идет, не всегда ясны.

Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу высказав в ней все он вероятно больше бы не писал ничего ибо высказал самое нужное самое сокрове(н,нн)ое. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.

Главная книга - это откровение о себе и это книга, в которой ясно и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего. Это (не)обычный взлет высокой души и это исповедь и писателя и его поколения.

Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку ее, один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном. Бывает так, что вы идете домой, торопитесь и испытываете странное ощущение радостного нетерпения, будто вас ждет старый, вернувшийся издалека, умный друг. Этот друг - книга. Вы читаете ее не залпом, не сразу. Вы читаете ее не спеша, по нескольку раз одну и ту же страницу, как перечитывают письма разделенные расстоянием любящие.

(Тема - Главная книга, идея – у каждого в жизни есть главная книга, которая является другом. Стиль- публицистический, тип речи – рассуждение. Орфография: единственная, сокровенное – прилагательные с суффиксом -енн-; ненаписанное – причастие совершенного вида с суффиксом –нн-, образовано от глагола на –ать, не- пишется слитно, т.к. нет пояснительных слов и противопоставлений. Накопленного – причастие совершенного вида с суффиксом –енн- образовано от глагола на –ить; терпеливо-медленно – пишется через дефис, обозначает качество с дополнительным оттенком. Незромо – наречие, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (скрытое от взора, таинственно), с не- приобретает противоположный оттенок. Необычный – прилагательное, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (особенный), с не- приобретает противоположный оттенок.

Пунктуация: деепричастный оборот, вводные слова, придаточное причины, однородные дополнения).

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- При каком условии мы можем говорить, что перед нами текст? Повторим основные признаки текста.

Текст - несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. У каждого текста есть стиль и тип речи.

Признаки текста: тематическое единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; наличие главной мысли, смысловая цельность, относительная законченность.

- Когда вам пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?

8. Домашнее задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщает и систематизирует знания о тексте, его признаках, типах речи; закрепляет навыки распознавания текстов по типам речи, их структурированию. Учитель на уроке стимулирует познавательную активность, создает положительную культурно – речевую среду; способствует развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли, воспитывает нравственные качества через восприятие и осмысление художественных текстов, содействует воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Текст, признаки текста. Строение текста. Типы текстов.

обобщить и систематизировать знания о тексте, его признаках, типах речи; закрепить навыки распознавания текстов по типам речи, их структурированию;

стимулировать познавательную активность, создавать положительную культурно – речевую среду; способствовать развитию аналитических способностей учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать), связно выражать свои мысли.

воспитывать нравственные качества через восприятие и осмысление художественных текстов, содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

Ожидаемые результаты:

учащиеся актуализируют свои знания о тексте и типах речи; формируют умения выявлять структуру текста, раскрывать межфразовые связи; развивают навыки слушания-понимания, определения типа речи; совершенствуют коммуникативные умения и навыки.

Оборудование:

РМ - таблица, учебные тексты, предметные картинки к описанию

урок применения знаний и формирования умений.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Мотивация на успех.

- Начался урок русского языка и девиз нашего урока я предлагаю такой:

Это для всех обязательно.

Дополняя наш девиз, я желаю, чтобы урок прошел организованно, а вы?

Работа в малых группах (4)

- Активно, результативно, интересно, творчески, внимательно, уверенно, выразительно, дружно, эмоционально и т.д.

Актуализация опорных знаний.

Вспомним основные признаки текста

- Юный друг! Тебе неоднократно приходится работать с текстами различных типов и стилей. Вспомни, что такое текст, каковы его основные признаки.

Из истории текста

В латинском языке есть однокоренное с textum слово textil – ткань. Представь, что неумелому человеку дали клубок ниток и попросили изготовить ткань. Сможет? Вряд ли! Нужны знания, умения. Для того чтобы из ниток – предложений создать ткань текста – красивую, добротную – тоже нужны знания и умения.

Вспомним типы речи и их структуру.

- Дано начало трех текстов. К какому типу текста можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите.

У меня есть младший брат. Зовут его Толя. У него густые золотисто – оранжевые волосы, жесткие, как щетка, и вьющиеся. Большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щеки…

Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу нам мои школьные друзья. Они позвали нас кататься на лыжах. Мы согласились…

У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему…

Вспоминают определение текста и его основные признаки в группе, отвечают развернуто на поставленные вопросы.

Основные признаки текста

Наличие темы и основной мысли.

Наличие или возможность подбора заголовка.

Определенная последовательность предложений.

Наличие смысловой и грамматической связи между предложениями.

Соответствие содержания форме изложения и стилю речи.

Работа по теме урока. Практикум.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Выполните к нему задания:

- докажите, что это текст – повествование, укажите его композиционные элементы;

- выясните, какую роль в тексте играет описание молодого и старого воробья.

Подумаем вместе.

Какими глаголами автор передает жертвенность воробья?

Объясните смыл слов и выражений: камнем упал, ринулся, одичал; подберите синонимы к глаголам движения, передающим внутреннее состояние старого воробья.

Какой из вариантов – ваш или авторский – более точно и эмоционально передает психологическое состояние воробья-отца? Аргументируйте свою точку зрения.

Работа в малых группах.

Каждая группа получает свое задание, работает над ним, презентуют свою работу другим группам.

Подумаем вместе.

- Пользуясь раздаточным материалом (иллюстрации), вспомните виды описания.

Прочитайте описания. Определите их виды, укажите основные признаки.

По сторонам узкой тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник. Он цвет алым влажным огнем. Цветы шиповника будто отделились от колючих веток и висели в воздухе яркими маленькими огоньками. В зарослях шиповника озабоченно гудели мохнатые шмели. На их спинках резко выделялись золотые полоски. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов. (По К. Паустовскому)

Раннее зимнее утро. Снег в лесу необычайно плотный. Лыжи скользят, не оставляя следа. На опушке леса седая вьюга нанесла снежные барханы, их бока покрыты мелкой рябью. На склоне глухой балки темными куртинами разбросан укрытый шапками снега колючий терновник, над ним сомкнулись голые ветви притихших кленов. А на белом искристом снегу появились розовые блики утренней зари. (Из журнала)

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Выполните задания

Найдите в текстах художественно-изобразительные средства языка, определите их роль.

Учимся сопоставлять:

прочитайте оба текста, определите тип речи и стилистическую принадлежность. Укажите отличительные стилистические особенности описываемого объекта.

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.

Рассуждение

Вспомните определение рассуждения и его структуру.

Значит образование – это прежде всего забота о самообразовании.

Работаем в малых группах

Создают тексты-рассуждения (индивидуально – чтение в группе – выбор лучшей работы).

Рефлексия. Подведение итогов урока.

Подводим итоги. Рефлексия.

- Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня:

Шевелить краем уха

Свои знания по теме урока я оцениваю на …

Сегодня на уроке мне удалось добиться успеха в …

Сегодня на уроке у меня не получилось … Почему?

Оценка учебной деятельности учащихся на уроке.

Выбирают фразеологизм, формулируют высказывания по началу предложения, заслушать нескольких человек.

Домашнее задание

Высокий и достаточный уровень.

По данному началу (по своему выбору) напишите продолжение, определив для себя тип речевого высказывания и продумав характерные для него детали речи. Учтите, что возможно включение элементов другого типа речи, если оно уместно.

1. Что за чудо был этот поход! Казалось…

2. Букет был небольшой, но очень красивый. ….

3. Тигр — одно из самых красивых, мощных и грациозных животных на земле…

4. Был пустырь. Дикий овраг сразу за станцией. Кралась по оврагу, петляла в зарослях ивняка речка. Крапива, запустение. Но пришли ребята…

Средний уровень.

1. Из художественного произведения, изучаемого на уроках литературы, подобрать отрывок, представляющий собой текст (6–7 предложений).

2. Определить тип речи и его структуру, тему, основную мысль.

На какой вопрос

даётся ответ в высказывании

О чём говорится в высказывании

Наиболее характерные

для типов речи

временные отношения

Как строятся высказывания

каждого типа речи (их основные элементы)

О признаках (предмета, человека

Общее представление о предмете речи; основные признаки предмета речи; оценка предмета речи.

Что происходит с человеком, предметом?

Развитие событий, действий (завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Почему предмет, человек такой? Почему он делает, поступает так, а не иначе?

Разные временные отношения

Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод

На какой вопрос

даётся ответ в высказывании

О чём говорится в высказывании

Наиболее характерные

для типов речи

временные отношения

Как строятся высказывания

каждого типа речи (их основные элементы)

О признаках (предмета, человека

Общее представление о предмете речи; основные признаки предмета речи; оценка предмета речи.

Что происходит с человеком, предметом?

Развитие событий, действий (завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Почему предмет, человек такой? Почему он делает, поступает так, а не иначе?

Разные временные отношения

Тезис (мысль, которая доказывается), аргументы (доказательства), вывод

Вспомним виды описания (с опорой на картинки)

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Выполните к нему задания:

- докажите, что это текст – повествование, укажите его композиционные элементы;

- выясните, какую роль в тексте играет описание молодого и старого воробья.

Прочитайте описания. Определите их виды, укажите основные признаки.

По сторонам узкой тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник. Он цвет алым влажным огнем. Цветы шиповника будто отделились от колючих веток и висели в воздухе яркими маленькими огоньками. В зарослях шиповника озабоченно гудели мохнатые шмели. На их спинках резко выделялись золотые полоски. Я стоял в изумлении, любуясь красотой цветущих кустов. (По К. Паустовскому)

Раннее зимнее утро. Снег в лесу необычайно плотный. Лыжи скользят, не оставляя следа. На опушке леса седая вьюга нанесла снежные барханы, их бока покрыты мелкой рябью. На склоне глухой балки темными куртинами разбросан укрытый шапками снега колючий терновник, над ним сомкнулись голые ветви притихших кленов. А на белом искристом снегу появились розовые блики утренней зари. (Из журнала)

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

Выполните задания

Найдите в текстах художественно-изобразительные средства языка, определите их роль.

Учимся сопоставлять:

прочитайте оба текста, определите тип речи и стилистическую принадлежность. Укажите отличительные стилистические особенности описываемого объекта.

Она распустилась в хорошее майское утро, когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить. Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой.

Рассуждение

Вспомните определение рассуждения и его структуру.

Развитие человека зависит от него самого.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прослушайте инструкцию по их применению: после прочтения каждого предложения поднимите карточку нужного цвета.

1) Не забуду этой встречи. (зелёный)

2) От добра добра не ищут. (белый)

3) После обвала в горах нам посоветовали вернуться. (жёлтый)

4) Лес. Палатка. Плеск речной воды. (розовый)

5)Из песни слова не выкинешь. (белый)

6) Багровые горизонты. Оборванные провода. (розовый)

7) Видим высоко над головой сосны, облака, голубизну. (зелёный)

8) В Сибири не любят горячку и спешку. (жёлтый)

9)Давайте почитаем книгу про друзей. (зелёный)

3.Где, по-вашему, могут применяться односоставные предложения?

4. Тренировочные упражнения

А) Прочтите предложения в упражнении №193.

Что они собой представляют? (инструкцию- руководство к действию)

Определите тип односоставных предложений. (опред.-личные)

В какой форме употреблён глагол, которым выражен главный член? (2 л., мн.ч., наст.в.)

Продолжите перечисление мер предосторожности при эксплуатации телевизора. Какого типа односоставные предложения вы употребите? (о.-л.)

Б) Дома вы искали инструкции по применению различных бытовых приборов, по описанию действий при разных видах работ. Посмотрим, о чём говорится в этих инструкциях. Какие односоставные предложения встречаются там чаще всего? (о.-л.) Почему? Какова роль этих предложений в тексте? (они перечисляют с помощью глаголов действия, необходимые для правильной работы прибора или предмета, делают речь более динамичной, создают ощущение непосредственного обращения к читателю)

В) Прочитайте текст упражнения №195. Что он собой представляет? (описание опыта, подтверждающего существование атмосферного давления) Является ли описание опыта тоже инструкцией, руководством к действию? (да)

На чём здесь сосредоточено внимание – на лице или действии? За счёт чего внимание сосредоточено на действии? (за счёт о.-л. предложений)

Задание: выпишите только о.-л. предложения, подчеркните главный член. Где необходимо, расставьте знаки препинания.

Г) Упражнение №196 – это тоже описание физического опыта. Замените глаголы в скобках на глаголы 3-го лица, мн.ч., наст.в. Прочтите, что получилось. Назовите тип получившихся предложений. Укажите вид глаголов.

Какова же роль этих предложений в тексте? Кто может производить опыт? (любое действующее лицо) На чём важно сосредоточить внимание читающего? (только на действии)

На каких уроках в сентябре вы обязательно проходите инструктаж по технике безопасности. (химия, физика, технология, физкультура) Почему? Что собой представляет речь учителя? (инструкцию)

Д) Сейчас учитель физики покажет вам опыт по своему предмету. При описании опыта учитель будет пользоваться о.-л. предложениями, а вы должны будете перевести их в неопр.- личные предложения. (как в упр. №196)

Е) Демонстрация опыта. Запись получившихся предложений.

5. Подведение итогов урока.

Что вы скажете теперь о сфере употребления односост. о.-л. и н.-л. предложений? ( в инструкциях, при описании опытов, кулинарных рецептов)

С какой особенностью односоставных предложений это связано? (они сосредотачивают внимание на действии, а не на предмете)

Читайте также: